Воспитание детей у мусульман. Почитание родителей. Исламское воспитание детей Воспитание девочек в мусульманской семье

Наказания

Традиционно преступников, жен и детей было принято наказывать специальной палкой - фалакой. Ею били по подошвам ног. Сейчас этот обычай пересматривается. Разрешается бить рукой, но не оставлять следов, чтобы не портить облик творения Всевышнего. Однако категорически запрещено давать пощечины и воздействовать на срамные части тела (в том числе и ягодицы).

Наша классика жанра - шлепок по попе - грех! Лучше ущипнуть за руку или спину. Но желательно совсем обходиться без физического наказания, а разъяснять, в чем состоит проступок.

Если все-таки приходится бить, то существует ряд правил. Нельзя наказывать фалакой малышей младше десяти (кое-где - семи) лет. Мальчиков желательно вообще не бить хотя бы дома. А вот в школе можно, хотя хорошо бы обойтись без этого…

За что наказывают? За непослушание и непочтительность к старшим. За порчу имущества и несоблюдение обычаев. За самообслуживание левой рукой (грех!).

Поощрения

Детям дарят много подарков и сладостей, ими любуются, их наряжают. На улице незнакомый человек может похвалить кроху за красоту и даже поцеловать, угостить чем-нибудь. Просто за то, что он ребенок. Хорошая учеба и победы в конкурсах и состязаниях, участие в концертах также поощряются подарками и похвалами, по этим поводам устраивают семейные праздники. Однако ценятся именно отметки и другие официальные знаки достижений.

Интерес к предмету, творческий подход, любовь к книгам, науке или искусству не встречают особого понимания и поддержки. Любая деятельность - и учеба тоже - должна решать понятные задачи: достижение славы, успеха, хорошей денежной работы. Бескорыстное саморазвитие - для чудаков.

Недостатки

Патриархальный способ воспитания, когда авторитет старших не ставится под сомнение, неконкурентноспособен в современном мире. Он не дает отрицать отжившее и не поспевающее за временем, перекрывая тем самым путь к поиску нового, к творчеству и развитию.

Поэтому большинство арабских стран бедные. И они голосуют за европейскую и американскую системы воспитания эмиграцией своих граждан в эти государства. Исключение составляют те cтраны, где есть значительные запасы нефти или других полезных ископаемых, которые можно продать. И там сейчас активно происходит смена традиционной системы воспитания на западную.

Папа воспитывает... жену!

Практически все арабские дети имеют отцов. Бросать семью у мужчин не принято. Роль папы у арабов состоит в том, что он наставляет и воспитывает свою супругу, а уже она - детей в соответствии с полученными «ценными указаниями».

Только женщина осуществляет уход за младенцами и старшими детьми. Ей помогают родственницы - дочери, сестры мужа, изредка свекровь. Часто берут наемных помощниц, кормилиц, которые живут в семье. Муж обязан обеспечить оплату их труда.

Когда мальчику исполняется 7-10 лет, папа уделяет ему больше внимания: учит хорошим манерам, религиозным ритуалам, берет с собой на работу. Может даже поиграть с ним иногда в футбол. За воспитание дочерей отвечает исключительно мать. В целом обучение происходит не путем нотаций, а через демонстрацию хорошего примера.

Одной из главных опор мусульманского дома является тщательный контроль над воспитанием детей и их обучением, причём воспитание - более широкое понятие, чем обучение.

Воспитание - это выращивание ребёнка и забота о нём до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребёнка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребёнка.

Обучение - часть воспитания, включающая передачу учителем обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал:

«Знай, что воспитание ребёнка чрезвычайно важно и необходимо. Ребёнок - нечто, доверенное родителям, и его чистое сердце - драгоценный камень, на котором ничего не выгравировано, и на нём можно выгравировать всё что угодно, и если оно было приучено к добру, то и ребёнок вырастет добрым и будет счастлив в Обоих мирах, и от его награды будет доставаться и его родителям и любому, кто воспитывает его. Если же его приучили ко злу и пренебрегли им, оставив его подобным неразумной скотине, он будет несчастным и пропадёт, а грех за это ляжет на его покровителя и опекуна». (Ихйа ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 62).

Стоит привести ниже основы исламского воспитания:

1. Религиозное воспитание.

Главное в послании ислама - формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого. Предопределённое Аллахом Его творениям относится к области сокровенного, и оно неизбежно осуществляется. Ведь знание Аллаха объемлет всякую вещь - даже то, что должно произойти в будущем, и при этом не может произойти ничего противоречащего знанию Аллаха. Однако знание вовсе не предполагает принуждение к чему-то. Человек делает то, что делает, по своей воле и своему выбору, то есть в этом он свободен, а не принуждаем, и он отвечает за каждый выбор, который он делает в этой жизни.

Первое, что должен сделать воспитатель, - доказать своему воспитаннику существование Аллаха и Его Единственность (таухид ), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

После этого воспитатель знакомит своего воспитанника с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран - это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. Всевышний сказал:

إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي

«Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

« خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ »

«Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» [Аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмзи; ан-Насаи; Ибн Маджа. Со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана].

Одним из примеров коранического воспитания является подробное изучение сур «Свет», «Люкман» и «Комнаты».

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и веру в то, что он - последний из пророков и лучший из посланников. Он объясняет своему воспитаннику, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности, и начинать лучше с «Сорока хадисов» ан-Навави.

Кроме того, воспитатель должен привить ребёнку любовь к нашим праведным предшественникам, особенно благородным сподвижникам. Он должен рассказать ребёнку об их великих заслугах перед мусульманской общиной, и о том, что они были лучшими из её членов и останутся таковыми до самого Судного дня, потому что они уверовали в Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поддержали его, помогли ему и последовали за светом, который был ниспослан с ним, и это и есть преуспевшие.

Воспитатель взращивает в ребёнке любовь к вере и приверженность ей.

Мне представляется, что разъяснение ребёнку смысла следующего хадиса как раз отвечает этим требованиям: «Однажды я сидел в седле позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал:

« يَا غُلاَمُ إِنِّى أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللَّهَ وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوِ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ وَلَوِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَىْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَّ بِشَىْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ رُفِعَتِ الأَقْلاَمُ وَجَفَّتِ الصُّحُفُ »

“О мальчик, я научу тебя нескольким словам : помни об Аллахе , и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой . Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли ”» [Ат-Тирмизи. Со слов Ибн ‘Аббаса].

А в других версиях содержится добавление: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде. И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной не могло постигнуть тебя. И знай, что победа приходит с терпением, избавление - с бедой, а лёгкость - с тяготой» .

Если ребёнок усвоит этот хадис, его вера будет крепкой, а личность - сильной, и он сможет преодолеть все трудности.

2. Физическое воспитание.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка - залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь, как известно, здравый разум - в здоровом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам:

(95:4).

« الْمُؤْمِنُ الْقَوِىُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ وَفِى كُلٍّ خَيْرٌ »

«Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо» [Муслим. Со слов Абу Хурайры].

Этот вид воспитания можно сделать успешным посредством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха и так далее.

3. Приучение к поклонению.

Поклонение в исламе является выражением и проявлением убеждений (‘акыда ) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребёнка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ عَنِ الْمَجْنُونِ الْمَغْلُوبِ عَلَى عَقْلِهِ حَتَّى يُفِيقَ وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنِ الصَّبِىِّ حَتَّى يَحْتَلِم

«Подняты перья от троих: от умалишённого - до тех пор, пока к нему не вернётся разум, от спящего - пока он не проснётся, и от ребёнка - пока он не достигнет совершеннолетия» [Абу Давуд].

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. Оно должно стать неотъемлемой частью его жизни и его «натурой». И оно должно напоминать ему о необходимости постоянно поддерживать связь с Всевышним, подчиняться Его велениям, избегать ослушания Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« مُرُوا أولادَكم بِالصَّلاَةِ وهم أَبناءُ سبعٍ وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا وهم أَبناءُ عَشْر »

«Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» [Абу Давуд; Ахмад; ат-Тирмизи; ад-Даракутни].

А в версии ад-Даракутни сказано:

«Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и ударяйте их за отказ совершать её, когда им исполнится десять» .

Таким образом, приучение нужно начинать с семи лет, а в десять ребёнок уже обязан регулярно совершать молитву. За этим нужно следить, и если он отказывается совершать её или ленится делать это, его следует наказывать.

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребёнок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا

«Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» (20:132).

4 . Обучение арабскому языку и другим полезным наукам.

Знание арабского языка - ключ к обучению Корану и Сунне и пониманию их, а они - это сосуд, в котором заключён Шариат со всеми его науками. К тому же знание арабского позволяет человеку постичь красоту арабской литературы, как религиозной, так и остальной, сделать свой язык более красноречивым и приучить своё горло к произнесению широкой гаммы звуков арабского языка. Знание арабского языка приносит огромную пользу при чтении Корана, поскольку позволяет верующему понимать прочитанное и правильно произносить слова. Если ребёнок будет знать арабский язык на достаточно хорошем уровне, он будет хорошо понимать Шариат и его цели.

Что же касается обучения другим наукам, в том числе иностранным языкам и гуманитарным наукам - математике, истории, географии, а также практическим наукам - медицине, инженерии, астрономии и так далее, то это также полезно и необходимо. Всё зависит от склонностей и способностей самого ребёнка.

5 . Нравственное направление.

Благонравие и достоинства, к приобретению которых побуждает ислам, являются вместилищем религии:

« Благонравие - вместилище религии» [Аль-Хаким; ат-Тирмизи. Со слов Анаса. Достоверный хадис].

Кроме того, благой нрав - основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надёжность, честность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрёт его, и будь благонравным в общении с людьми» [Ибн Маджа].

Благодать благонравия сопровождает человека всю жизнь, побуждая его к наилучшим слова и делам. Она помогает человеку достичь совершенства в религии и облагораживает его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Самой совершенной верой обладает наиболее благонравный из верующих».

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Благочестие - благонравие, а грех - это то, от чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» [Муслим; ат-Тирмизи. Со слов ан-Навваса ибн Сам‘ана: «Я спросил Посланника Аллаха о благочестии и грехе, и он сказал…» ].

Под благочестием в данном случае подразумевается благодеяние по отношению к людям и приближение к Всевышнему Аллаху.

Благонравным адресована радостная весть, сообщённая Пророком (мир ему и благословение Аллаха):

« إِنَّ أَحَبَّكُمْ إِلَيَّ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاقًا ، الْمُوَطَّئُونَ أَكْنَافًا ، الَّذِينَ يَأْلَفُونَ وَيُؤْلَفُونَ ، وَإِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ الْمَشَّاءُونَ بِالنَّمِيمَةِ ، الْمُفَرِّقُونَ بَيْنَ الأَحِبَّةِ ، الْمُلْتَمِسُونَ لِلْبُرَآءِ الْعَيْبَ »

«Самыми любимыми из вас для меня являются наиболее благонравные, скромные и учтивые из вас, которые любят людей, и которых любят люди. А самыми ненавистными из вас для меня являются те, кто распространяет сплетни, разлучая любящих и приписывая пороки благородным и достойным» [Ат-Табарани. Со слов Абу Хурайры; аль-Баззар. Со слов Ибн Мас‘уда в сокращенном виде].

Опоры благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям и друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

6. Духовное воспитание.

Отец и мать ребёнка должны уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно - причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его восприятия и очищения и возвышения его души. Чистота духа - это чистота души и избавление от недугов сердца и злобы, приносящее человеку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в сердце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться велениям Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

7. Социальное воспитание.

Оно представляет собой приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общению с ними, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении - он учится самоутверждению. Ребёнка приучают посещать взрослые собрания. Например, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) пускал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) на собрания старейших сподвижников. Кроме того, ребёнка учат, как попросить о чём-то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что-то и так далее. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищами и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутить, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребёнку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатом, а также приучить его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Что может быть прекраснее поступка Пророка (мир ему и благословение Аллаха), описанного в хадисе, который передаёт Анас (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым благонравным из людей. А у меня был младший брат Абу ‘Умайр - он в то время уже был отлучён от груди. Приходя к нам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “О Абу ‘Умайр, как поживает ан-Нугайр ?” » [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд].

8. Обучение ремеслу или профессии.

Когда человек владеет каким-нибудь ремеслом, это позволяет ему избежать бедности и нужды. Поэтому обучение ребёнка ремеслу или профессии: земледелию, изготовлению чего-нибудь, плотничеству, шитью, кузнечному делу, строительству, ткачеству, а также современным профессиям, связанным с компьютером и Интернетом, - приносит огромную пользу, и в исламе это относится к категории коллективных обязанностей (фард кифайа - فرض كفاية)

На это указывают и Слова Всевышнего:

وَابْتَلُوا الْيَتَامَى حَتَّى إِذَا بَلَغُوا النِّكَاحَ فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребёнка тому, что в будущем даст ему возможность зарабатывать на жизнь. Однако первые два мазхаба дозволяют опекуну давать подопечному разрешение торговать до достижения совершеннолетия, а остальные - только после совершеннолетия.

9. Психическое и эмоциональное развитие.

Имеется в виду возбуждение в ребёнке человеческих чувств - наслаждения и боли, радости и печали, беспокойства и умиротворения, альтруизма и себялюбия, любви и отвращения…

Благородный Коран обращает наше внимание на некоторые из этих чувств - например, любовь, связывающую Всевышнего и Его рабов. Так, Всевышний сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللَّهِ أَندَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِّلَّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).

Всевышний также сказал:

فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ

«…Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (5:54).

Он также сказал:

لَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَفْرَحُونَ بِمَا أَتَوا وَّيُحِبُّونَ أَن يُحْمَدُوا بِمَا لَمْ يَفْعَلُوا فَلَا تَحْسَبَنَّهُم بِمَفَازَةٍ مِّنَ الْعَذَابِ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (3:188).

Кроме того, Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

«А те, которые жили в доме [Медине] и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).

Упоминания об этом есть и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

« لا يُؤْمِن أَحَدكُمْ حَتَّى أَكُون أَحَبّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِده وَوَلَده وَالنَّاس أَجْمَعِينَ »

«Никто из вас не уверует [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего ребёнка и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим; ан-Насаи. Со слов Анаса].

« لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ »

«Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» [Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи. Со слов Анаса].

В первом хадисе речь идёт о любви к его религии и его Шариату, а также исполнении его велений и соблюдении его запретов.

Эмоциональное развитие, или воспитание, включает в себя мягкое обхождение с ребёнком и проявление милосердия к нему. С ним шутят, целуют его, гладят по голове, дарят ему подарки, встречают и провожают его приветливо и с радостью, уделяют ему внимание и спрашивают о его делах, независимо от того, сирота он или нет, мальчик это или девочка. При этом необходимо уделять всем детям равное внимание, никого не выделяя, и если дарить подарки, то всем. Не следует питать к ребёнку чрезмерную любовь, переходящую все границы, однако в то же время он не должен чувствовать себя нелюбимым и брошенным, чтобы не нарушалась его психика. К тому же стоит остерегаться отвращения к девочкам, которое питали арабы во времена невежества. В Коране сказано об этом:

وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُم بِالْأُنثَى ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌيَتَوَارَى مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ أَيُمْسِكُهُ عَلَى هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ أَلَا سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он её себе с позором или же закопает её в землю? Поистине, скверны их решения!» (16:58–59).

Одним из самых ужасных их деяний было закапывание живьём новорождённых девочек. Всевышний сказал:

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«…когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8–9).

Семья также должна остерегаться плохого обращения с сиротами и ущемления их прав, ведь Всевышний сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ حَتَّى يَبْلُغَ أَشُدَّهُ

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кр оме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия» (17:34).

Всевышний также сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10).

Итак, эмоциональное и психическое развитие ребёнка происходит за счёт уважительного и деликатного отношения. Ребёнку дают почувствовать, что он любим, что о нём заботятся и ценят его, и, поступая так, воспитатель думает о будущем ребёнка.

10. Умственное развитие.

Забота о развитии мышления ребёнка и его умственных способностей так же необходима, как и физическое воспитание - она даже важнее, потому что именно разум отличает человека от животного, и Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф ). Именно разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, и именно он указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Размышление является обязанностью мусульманина, и воспитание должно иметь своей целью независимость разума и мышления, в рамках и с соблюдением условий, оговоренных в Коране. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отцам и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчёркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную красивую концовку:

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Поистине, в этом - знамения для людей разумеющих» (30:24).

لَآيَاتٍ لِّأُولِي الْأَلْبَابِ

«…знамения для обладающих разумом» (3:190).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّأُولِي النُّهَى

«Поистине, в этом - знамения для обладающих разумом» (20:128).

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِّأُولِي الْأَبْصَارِ

«Поистине, в этом - назидание для обладающих зрением» (3:13).

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلَا يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: “Следуйте тому, что ниспослал Аллах”, - они отвечают: “Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов”. А что если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170).

11. Забота о здоровье.

Членов мусульманской семьи отличает здоровье тела, поскольку девизом ислама является чистота одежды, тела и места. Ислам предписывает своим последователям делать естественные вещи - обрезать ногти, выщипывать или сбривать волосы в подмышках, сбривать волосы на лобке, мыть руки перед едой и после неё, использовать сивак , а также полоскать рот, промывать нос и так далее. Кроме того, ислам побуждает верующего совершать полное омовение в определённых случаях - например, перед пятничной молитвой, в праздники, перед собраниями и во время хаджа. Мусульманин должен совершать полное омовение как минимум раз в неделю.

Поддерживать здоровье помогает занятие различными видами спорта (об этом мы поговорим далее), а также уменьшение объёма потребляемой пищи и питья, произнесение «Бисмиллях» перед едой и восхваление Аллаха после неё, лечение болезней, профилактика инфекционных заболеваний (при этом следует помнить о том, что эти болезни передаются не сами по себе, а только по воле Аллаха), например, туберкулёза и чумы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ »

«Для каждой болезни есть лекарство, и когда лекарство встречается с болезнью, наступает исцеление с позволения Всевышнего Аллаха» [Муслим; Ахмад. Со слов Джабира].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Не позволяйте здоровому находиться рядом с больным» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи].

Вот некоторые рекомендации ислама, способствующие сохранению здоровья: сон на правом боку, причём ложиться спать следует сразу после вечерней молитвы, если нет срочных дел, раннее пробуждение для совершения утренней молитвы и подготовка к работе. Аль-Байхакы передаёт, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к Фатыме (да будет доволен ею Аллах) рано утром и застал её спящей. Он разбудил её и сказал:

«Вставай, чтобы застать тебе удел от Господа твоего» .

Есть ещё много хадисов о медицине Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Лучшая книга по этой теме - «Зад аль-ма‘ад» Ибн аль-Каййима.

12 . Чувство прекрасного и понимание красоты.

Всевышний Аллах сотворил человека и вселенную в наилучшем виде и придал им прекрасный образ. Сам Всевышний сказал:

الَّذِي أَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ

«Который превосходно создал всё, что сотворил» (32:7).

Всевышний также сказал:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

Он также сказал:

إِنَّا زَيَّنَّا السَّمَاءَ الدُّنْيَا بِزِينَةٍ الْكَوَاكِبِ

«Мы украсили ближайшее небо красотой звёзд [или звёздами]» (37:6).

Всевышний также сказал:

الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ طِبَاقًا مَّا تَرَى فِي خَلْقِ الرَّحْمَنِ مِن تَفَاوُتٍ فَارْجِعِ الْبَصَرَ هَلْ تَرَى مِن فُطُورٍ

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни ещё раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (67:3).

Сохранение красоты жизни и всего, что нас окружает, предполагает заботу человека о красоте и поддержание её в соответствии с установлениями ислама. Всевышний Аллах сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих. Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них”. Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:31–32).

Цель этого вида воспитания - сохранение красоты в мире и оставление любых видов нечестия, искажения и обезображивания. Человек должен заботиться о красоте собственного тела и о красоте жилища, о чистоте улиц, парков и инфраструктуры. Он должен также заботиться о своевременном вывозе и уничтожении мусора и отходов, чтобы они не причиняли вреда самому человеку, животным и растениям, ради сохранения окружающей среды.

13. Половое воспитание.

Родители должны затрагивать эту тему в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощённого, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак - сразу после завершения обучения - при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

Примечание

То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

Помнить об Аллахе - значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещенного Им.

То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

Имеются в виду те перья, которыми изначально были записаны все судьбы мира.

Речь идет о Хранимой скрижали. Последние слова Пророка * означают, что все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

«Ан-нугайр» буквально переводится как «воробушек». Речь идет о птичке, которая была у мальчика.

Фард кифайа (коллективная обязанность). Категория действий - если их совершают некоторые члены мусульманской общины, то грех снимается со всех, а если их не совершает никто, грех ложится на всех. - Пер.

Каждый родитель любит своего ребёнка, желает ему добра и стремится дать ему достойное воспитание. Родительская любовь чиста и бескорыстна, исполнена заботы, сострадания и самопожертвования. Она излучает радость, вселяет в ребенка покой и уверенность, помогает ему осознать его связь с остальным миром. Она порождает в его душе добрые чувства и желание творить добро.

Воспитание, которое ребенок получает в семье в первые годы своей жизни, имеет принципиальное значение для его будущего, и поэтому мусульмане заботятся о духовном, физическом и психическом здоровье младенца ещё до его появления на свет. Родители поддерживают в семье атмосферу любви и взаимопонимания, избегают ссор и конфликтов, оберегают ребенка от всего, что может негативно сказаться на его развитии.

Одной из главных задач мусульманского воспитания является привитие ребенку хороших нравственных качеств, таких как уважение к старшим и снисходительность к младшим, терпение и выдержка, правдивость и справедливость. Родитель-мусульманин учит ребенка различать добро и зло, испытывать радость от совершения добрых поступков и раскаиваться в проступках, поддерживать тесные связи с родственниками и устанавливать добрые отношения с соседями.

Следуя наставлениям Пророка Мухаммада, мусульмане с ранних лет окружают детей любовью и сердечным отношением, вниманием и нежностью, добротой в обращении и простотой в общении. В отношениях с детьми они избегают крайностей, не допуская ни излишней мягкости, приводящей к потаканию каждому желанию ребёнка, ни чрезмерной строгости, вызывающей у детей недоверие к собственному опыту и ущемляющей чувство собственного достоинства.

Послушание родителям - основа мусульманской семьи, однако оно не имеет ничего общего с повиновением, которое основывается на запретах и принуждении. Такое повиновение прекращается, как только снимаются запреты и исчезает зависимость. Мусульманин же продолжает повиноваться родителям даже после того, как он обретает самостоятельность и обзаводится собственной семьёй, ибо его отношение к родителям зиждется на уважении и любви, почтении и доверии, признательности и благодарности.

Мусульмане поощряют детей за проявление личной инициативы, воспитывают в них самостоятельность и чувство ответственности, развивают в них природные наклонности и способности. Благодаря этому ребёнок учится правильно воспринимать авторитет старших, видит в них заботливых и любящих наставников, которые не подавляют его свободу, а делятся с ним личным опытом и воспитывают в нём внутреннюю свободу.

Ислам призывает родителей не ограничиваться назиданиями и нравоучениями, а являть собой достойный подражания пример. Дети по природе своей склонны видеть в родителях идеал, и родители не должны совершать поступков, расходящихся с их словами и способных поколебать доверие к ним. Напротив, они должны подавать детям пример своими собственными поступками и прививать им стремление к знаниям, благочестию и добрым делам. Это особенно важно, когда ребёнок вступает в подростковый возраст, начинает задумываться над образом жизни и поведением своих родителей, сравнивать их с другими людьми.

В мусульманских семьях принято с раннего возраста обучать детей основам веры и чтению Корана, правилам поведения в обществе и этикету. Когда ребёнку исполняется семь лет, родители обучают его правилам совершения омовения и намаза, прививают ему любовь к выполнению приказов Аллаха, а также к исполнению обязанностей перед родителями и остальными людьми. Воспитывая ребенка, мусульманин развивает заложенные в нём от рождения нравственные качества и обучает его самостоятельно следовать по пути духовного роста.

Когда ребёнку исполняется десять лет, родители начинают уделять особое внимание его половому воспитанию. В этом возрасте мальчиков и девочек принято укладывать спать отдельно, разъяснять им роль в обществе людей разного пола, воспитывать в них качества, ориентирующие их на предстоящую социальную функцию. Ислам не поощряет раннее эротическое воспитание, и поэтому родителям рекомендуется воздерживаться от неумеренных проявлений взаимных чувств в присутствии детей.

Когда ребёнок достигает половозрелого возраста, начинается период его душевного закала. Юношей и девушек готовят к будущей семейной жизни, разъясняют им супружеские обязанности и ответственность, которая ложится на плечи каждого из супругов. В этот период родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми, помогать им делать первые шаги во взрослой жизни. Большое внимание уделяется подготовке ребёнка к полноценному участию в жизни общества и государства.

Если дети не воспитаны по хорошим этическим нормам, у родителей не будет радостных дней в жизни. Счастье и несчастье человека в этой жизни зависит от умения воспитать в детях благонравие. Народ знает по опыту, какой покой царит в доме , если дети выросли воспитанными, и напротив, какие тревоги, заботы и беспокойства их будут преследовать, если дети в свое время не получили правильное воспитание и впоследствии чего стали плохими.

Кроме того, общеизвестно, что у человека, который воспитал плохое потомство, оторванное от веры (имана) и Ислама, мало шансов обрести счастье и на том свете.

Поэтому каждому разумному мусульманину следует стремиться направить своих детей по пути, указанному Всевышним Аллахом, который гарантирует счастье в обоих мира х, и сохранить их от вступления на путь заблуждения. Разумный человек должен понять величие пути Всевышнего, хотя и кажется он трудным. И он должен осознать низость и злополучность пути сатаны.

Какие же этические нормы и нравственные пути указывает нам Аллах, если мы хотим, чтобы у нас выросло здоровое потомство?

1. Если мы хотим, чтобы наше потомство было праведным, заботиться об этом следует, начиная с выбора невесты, т. е. матери для своих будущих детей. Будущая жена должна быть хорошего происхождения и приверженная Исламу. Пророк (мир ему и благословение) говорил: « При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия. Выбирай же ту, которая придерживается заповедей религии… » (Аль-Бухари и Муслим).

Конечно же, будет лучше, если вместе с религиозностью сочетается воспитанность и красота. Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Вы выбирайте равноценных своему роду, т. е. девушек из хорошего рода » (Ибн Маджа).

Родители должны выдавать свою дочь за человека в Аллаха, понимающего религию, совершающего намаз и соблюдающего пост. Даже можно пойти к хорошему человеку и сделать намек о желании выдать свою дочь за него. Родители должны проявлять большую ответственность при выдаче дочери замуж, чем при женитьбе сына. Это означает, что если хороший сын женился на недобропорядочной девушке, он может ее исправить в лучшую сторону или в крайнем случае развестись с ней. Но если выдать дочь за плохого человека, то она может остаться в плену его скверного характера всю жизнь.

2. По возможности акт бракосочетания лучше заключить в пятницу месяца шавваль, до полудня в мечети. При заключении брака одобряется собрать группу мусульман.

3. Свадьба не должна выходить за рамки правил Шариата. На свадьбу рекомендуется приглашать хороших, благочестивых людей, бедных. Лучше исполнять на ней мавлид, т.е. стихи, восхваляющие Пророка (мир ему и благословение), поминать Аллаха, дозволенным образом выразить свою радость, прочитать хорошую молитву и возблагодарить Аллаха за это великое благо и милость.

4. Супруги должны сближаться друг с другом, будучи в состоянии чистоты . Перед сближением рекомендуется прочитать указанную (мир ему и благословение) следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا

«Аллагьумма джаннибна-щщайтана ва джанниби-щщайтана ма разактана ».

Смысл: «О, мой Аллах, Ты отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от ребенка, которым Ты одаришь нас! ».

Большое значение для будущего ребенка имеет то, в каком состоянии находились родители в момент оплодотворения, зачатия ребенка. Если родители в этот момент были не в духе, ребенок может иметь сердитый характер, если родители были в хорошем состоянии духа, то ребенок может иметь веселый характер. Поэтому в момент сближения лучше находиться в состоянии благоговейной любви к Аллаху, постоянно в мыслях поминая Его (в хузуре).

5. В состоянии беременности, матери следует посвящать свое время богослужению: н аходиться в молитвах, намазов, поминать Аллаха, есть всегда с произнесением имени Аллаха, т.е. читая «Бисмиллях», по мере возможности отдалиться от запретной и сомнительной пищи.

6. При рождении ребенка лучше выразить свою радость, благодарить Всевышнего Аллаха, читать мольбу, чтобы ребенок стал благочестивым, и читать мавлиды. Не одобряется выражение большой радости при рождении сына и печали при рождении дочери. Кто для родителей окажется полезным – сын или дочь – выяснится в последующем. Пользы от девочек может быть больше, и за заботу о дочерях, за их воспитание родители получают больше вознаграждения.

7. Желательно не оставлять ребенка без материнского молока. Известно, что ребенок, получивший молоко матери, бывает более крепким и здоровым. Кормить ребенка следует в строго определенное время. Если кормить ребенка в одно и то же время, то молоко лучше осваивается и приносит наибольшую пользу. В последующем ребенка, кормя грудью, следует приучить и к другой пище, детскому питанию, постепенно отлучая от молока матери. В среднем ребенка следует кормить материнским молоком в течение двух лет. К этому времени у него прорастает большинство зубов и крепнет тело.

Для ребенка полезно легкое поглаживание тела, сгибание и разгибание частей тела. Полезно для ребенка во время покачивания колыбели красивым голосом распевать «ля иляха илляллах», или спеть колыбельную или красивую религиозную песню (назму).

По мере взросления необходимо изучить его характер и провести соответствующие возрасту воспитательные мероприятия. Ребенка не следует злить, пугать, заставлять страдать и мучиться. То, что ему нравится и подходит, нужно совершить, а то, что не нравится ему, опасно, следует отдалить от него. Проснувшись, следует позволить ему поиграть, позволить играть долго и после приема пищи. После приема пищи пить воду вредно для здоровья, поэтому нужно приучить детей не пить воду сразу после еды.

8. Сразу после рождения ребенка в его правое ухо следует прочитать азан (призыв к намазу), а в левое ухо – камат (призыв к началу намаза). В хадисе говорится, что это отдаляет от ребенка шайтана.

9. Как только ребенок начнет выговаривать первые слова, его следует научить произносить и «ля иляха илляллах» , повторяя его по семь раз, так чтобы ребенок научился его произносить и запомнил. После того, как ребенок начнет разговаривать, рекомендуется научить его читать наизусть следующий аят:

فَتَعَالَى الله الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ المؤمنون، 116

и последние аяты суры «Аль-Хашр» (с 22 по 24), т.е. начиная со слов «Хува-ллаху ллязи…», также конец суры «Аль-Исраъ», т.е. начиная с аята «Кулидгуллаха…» (110 и 111 аяты). («Шарх аль-мафруз». С.81).

10. На седьмой день после рождения следует наречь его именем. Самые лучшие имена для мальчиков это ‘Абдуллах и другие имена, начинающиеся со слова «‘Абд», а также Мухаммад и Ахмад, имена других пророков, ученых, праведников. Порицается укорачивать и искажать имена (например, вместо Мухаммада называть его Мага, Махач, Магомед, Махамад, Маха и др.). Лучшие имена для девочек – это имена матери Пророка (мир ему и благословение), его дочерей и жен, а также такие имена, как Марьям и Асият. Лучше дать неизменяемое имя. Если дать ребенку имена благочестивых людей, от этого ребенок получит благодать в этой жизни и заступничество в загробном мире.

Если ребенок родился мертвым, то прежде чем похоронить его, следует дать ему имя, в противном случае, в Судный день ребенок будет показывать на родителей и говорить, что из-за них он пропал.

В хадисе говорится: «В Судный день вас и ваших родителей позовут по вашим именам, поэтому выберите красивые имена » (Абу Дауд, Ибн Хаббан).

12. После рождения ребенка на седьмой, или четырнадцатый, или двадцать первый день следует резать барана и раздавать его мясо беднякам в качестве милостыни, т.е. совершить обряд ‘акика. Если родился сын, то за него режут два барана, а за дочь – один баран. Если не зарезали его в указанные дни, то следует резать до совершеннолетия. Это считается сунной. Если же родители не зарезали за ребенка ‘акик, то после совершеннолетия ему следует самому совершить этот обряд. Сказано, что ребенок, за которого не резали жертвенное животное (‘акик), не может заступиться за родителей.

13. На седьмой день необходимо сбрить также и волосы на голове ребенка , и раздать в качестве милостыни золото или серебро, равное весу сбритых волос.

14. После рождения ребенка следует класть в его рот прожеванный финик или что-нибудь другое сладкое.

15. Кормить ребенка грудью следует произнеся перед каждым кормлением «Бисмиллях» . Желательно кормить, будучи в омовении. Мать, кормящая ребенка грудью, не должна есть запретное, чтобы его отрицательное влияние не перешло на ребенка.

16. Чтобы ребенок рос добронравным, его следует оберегать от ребят со скверным характером. Нельзя баловать ребенка, всегда обеспечивая его изысканным питанием, без необходимости покупая ему разную, дорогую одежду, дабы, повзрослев, он не стал капризным, алчным. Необходимо научить ребенка есть только правой рукой, произносить перед едой «Бисмиллях», а после приема пищи произносить «Аль-хIамду лиллях», отучить его от жадного взгляда на еду, торопливости при приеме пищи и неумеренности в еде.

Следует приучить ребенка носить белую одежду, которую одобряет Ислам, еще в детстве девочек необходимо приучать прикрыть голову, т. е. не показать волосы. Не воспитанный еще в детстве ребенок становится неуправляемым, упрямым, лживым, болтливым, безалаберным, незаботливым, и изменить характер в лучшую сторону потом будет очень трудно.

По достижении шести лет ребенка постепенно следует учить чтению Корана, совершению намаза, следует отправить его в медресе на учебу, знакомить с хадисами, рассказать о хороших людях, чтобы они еще с детства их любили и брали с них пример. Нужно научить их приветствовать других, пожать руку при встрече, использовать сивак, поминать Аллаха, ходить в мечеть, совершать коллективные намаза и намазы-таравих.

Ребенка следует стимулировать. Если он совершит хороший поступок, следует одобрением, хорошим словом, подарком поддержать его, чтобы он и дальше желал вести себя так же хорошо. Если ребенок совершил плохой, порицаемый поступок, сперва можно сделать вид, что не заметили, особенно если он сам тоже старается скрыть это от окружающих. А второй раз нужно сделать замечание, сразу нельзя порицать строго. Отец обязан быть хозяином слова, нужно дать возможность ребенку понять свои недостатки. И матери не следует ругать, кричать. Следует спокойно говорить, что «отец это не одобрит, отец будет сердиться, отец будет ругать тебя за это» и т. п., чтобы таким образом ребенок почитал и понял особое место отца в семье.

Как бы сердиты вы бы не были, никогда нельзя молить Аллаха, чтобы Он наказал ребенка. Если при этом ангелы скажут аминь, ребенка может настигнуть несчастье.

После возвращения из школы или медресе ребенку следует позволить играть. Если заставлять ребенка постоянно учиться, ему не захочется учиться, ему станет скучно, он устанет и вообще будет отлынивать от учебы.

Детей следует приучить к уважению родителей, учителей, воспитателей и старших по возрасту. Если ребенок поверхностно относится к омовению, совершению намаза, посту, нужно постараться приучить его совершить их как следует.

В крайнем случае, если другие способы не помогают, можно и шлепнуть, но мягко, так чтобы не повредить телу, и только по мягкому месту. Терпеливым наставлением следует остерегать ребенка от скверных привычек, от курения, пьянства и т. д., Ребенка следует научить быть преданным, честным, поясняя всю мерзость и непозволительность указанных деяний.

Сказано, что воспитание ребенка похоже на гравировку камня. Еще в детстве в доступной форме следует вкратце рассказать ему, как необходимо верить в Аллаха и в Его Пророка (мир ему и благословение). По мере взросления необходимо расширить его знания об атрибутах Аллаха, в области шариатских наук, этики и истории.

В детстве сердце ребенка подобно белому и чистому листу бумаги, который принимает все, что мы на ней напишем. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками » (Муслим и аль-Бухари).

Мы вкратце перечислили пути в которых объясняется, что необходимо делать, чтобы ребенок был воспитанным и уважительным и был счастлив в этом мире. Да поможет нам Аллах в воспитании детей! Амин .

Обычаи, уклад жизни, веками складывавшиеся у мусульман, в свою очередь служили средством закрепления исламского взгляда на жизнь. В течение многих веков вследствие уникального свойства ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям и религиозной регламентированности всех сторон жизни мусульман произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии.

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания :

  • погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
  • словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
  • пример родителей, близких людей, всего окружения;
  • многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

С самого раннего возраста, буквально с рождения, ребенок, который считается даром Аллаха, постоянно слышит установки Корана; новорожденному нашептывают на ухо изречения из него; таким образом, одно из первых слов, которое слышит младенец, – это Бог. В дальнейшей жизни, становясь на молитвенный коврик, приступая к еде и завершая ее, принимаясь за дело, мусульманин всегда читает отрывки из Корана, повторяя их на протяжении всей жизни. Дети постоянно получают от родителей наставления о правилах поведения по канонам Священной книги.

Идеи ислама с древности широко распространялись среди населения благодаря включенности их в литературу, изобразительное и музыкальное искусство, архитектуру. На тканях, одежде, знаменах, стенах дворцов, изразцах, панно, могильных плитах воспроизводились фрагменты Священной книги, начинавшиеся словами: "Во имя Бога милостивого, милосердного". Имя Аллаха выбивалось на монетах, чеканилось на оружии. Так как изображение человека было запрещено, издания Корана, степы мечетей, мавзолеи, здания школ, ковры и т.д. украшались сложными геометрическими, растительными орнаментами, называемыми музыкой для глаз. Широко использовалась инкрустация из золота и серебра. Самой распространенной в изобразительном искусстве была тема райского сада или его фрагментов, украшавших подставки для книг, серебряные чаши и другие предметы.

Искусство ислама, включенное в каждодневную жизнь и быт, воздействовало на чувства людей, укрепляя веру и развивая с детства их эстетические и нравственные представления.

Особое внимание в исламе уделяется знанию, учению, науке, ибо сказано – у кого нет разума, у того нет и веры, а чернила ученого, утверждается в хадисах, ценнее крови мучеников, отдавших жизнь за веру. Ислам никогда не преследовал ученых, не боролся с наукой, а, напротив, поощрял занятия ею. Поэтому у российских мусульман издавна существовали школы, где большинство детей осваивали грамоту и основы ислама, и школы повышенного типа при мечетях, которые становились центрами культуры и науки.

Важными воспитательными средствами являлись обычаи и обряды, соблюдавшиеся в семье и общине. Так, воздержание во время мусульманского поста от восхода до заката солнца не только от еды и питья, но и от дурных поступков и дел, дурных слов, вражды учит мусульманина управлять своими потребностями, желаниями, порывами. В вечернее время поста, когда разрешается прием пищи и питья, часто и в наши дни проводятся гостевания, на которые хозяева зовут родственников, близких людей с детьми, в частности, и для того, чтобы послушать чтение отрывков из Священной книги мусульман в исполнении специально приглашенного к столу знатока; произносится молитва, даются наставления: чтить память предков, желать добра близким, которых называют поименно. За столом царит атмосфера умиротворенности и доброжелательства, никаких пересудов, злословия, употребления спиртного – это запрещено Кораном. Люди обмениваются небольшими подарками. Такие встречи способствуют сближению и единению родственников, вносят теплоту в их отношения. Дети, погружаясь в эту атмосферу, легко и без принуждения воспринимают и усваивают вместе с церемониалом подобного общения пример морального поведения взрослых.

По окончании поста мусульмане приносят свои пожертвования – либо в мечеть, либо конкретным лицам, поддерживая тех, кто нуждается, кто учится. На протяжении всего месяца Рамадан во дворе мечети стоят общие столы, за которыми в положенное время могут поесть все желающие. Для детей это еще один из уроков милосердия, так как за столом собираются, прежде всего, бедные люди.

Заканчивается пост праздником (Ураза-байрам). После праздничной молитвы в мечети мужчины посещают кладбища, а затем родственники и близкие встречаются за столом, обмениваются подарками.

Для мусульман Поволжья, Приуралья и Кавказа характерно, как уже говорилось, гостеприимство, предписанное Кораном.

О гостеприимстве башкир рассказывал в начале XX в. русский этнограф С. Свободин: но приезде гостя башкир режет и жарит целого барана, а летом приносит еще несколько ведер кумыса в кожаных мешках и созывает соседей для участия в пиршестве. Таким же гостеприимством отличались и татары, о чем свидетельствует К. Фукс, ректор Казанского университета, в XIX в. изучавший быт и жизнь татар. Если позовет татарин к себе в гости, вспоминал он, то все в деревне наряжаются в праздничные платья, прибирают в избах, и начинается чайная попойка. Надо побывать обязательно в 15 домах, невозможно отговориться или отказаться, и везде угощение и чай. После угощения все идут на улицу, где девушки показывают свои игры и песни. Позовут к столу не только званого гостя, но и просто остановившегося по необходимости, как было с ним самим (у Фукса сломалась коляска). Хозяин соседней избы, не спрашивая, кто перед ним, тотчас же пригласил его в избу на чашку чая. Наблюдая такое гостеприимство, любой ребенок будет готов и сам к подобному поведению. И сегодня любому пришедшему в татарский, чеченский, башкирский дом тут же предложат чай и угощение, не дадут уйти, не присев за стол.

Дети и подростки рано усваивают определенные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными; учатся сами делать добрые дела, уважать старших, выслушивать их с почтением; осмысливают традиции раздельного размещения мужчин и женщин (либо в отдельных комнатах, либо на разных концах стола) на праздничном обеде, правила общения представителей разных полов.

По предписаниям Корана, как отмечалось ранее, вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина же призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей. Ей положено не только хранить семейный очаг, но и блюсти свою честь. Мусульманину разрешено многоженство (до четырех жен), но в условиях Поволжья, Приуралья оно было нечастым явлением, не были также распространены в этих местах чадра и паранджа.

Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя было одной посещать общественные места. По улице женщина должна была идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которого жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне со своими мужьями, были более свободны и самостоятельны.

Целая серия запретов, отмечавшаяся у мусульман еще в начале XX в., связана с обычаями "избегания", характерными также для марийцев, чувашей и некоторых других народов: нельзя было показываться перед родственниками мужа с непокрытой головой, с голыми руками и ногами, называть их по имени и т.д.

Женщинам-мусульманкам, таким образом, следовало знать и соблюдать специфические женские, но сравнению с мужскими, правила поведения – это внушалось мальчикам и девочкам с раннего детства. Скромность, готовность беспрекословно подчиняться мужу и другим мужчинам, умение выказать уважение к мужчинам-родственникам, терпимость, нежность к детям, верность семье и мужу и другие моральные нормы внушались девочке, демонстрировались перед ней, готовили ее к взрослой жизни. У мальчиков всегда поощрялись активность, самостоятельность, умение защитить женщин и детей, отвечать за них, осознание некоторого своего превосходства перед женщиной, своей независимости. Все это, и сегодня актуальное для народов, исповедующих ислам, часто вызывает непонимание и неодобрение у представителей других культур, но таков выбор самих людей, и выступать против старинных устоев, изменять что-то в своей жизни могут только сами мусульмане.

В течение многих столетий воспитанием девочки занималась мать, мальчики больше находились при отце. Личный пример поведения родителей перенимался детьми. Мать постоянно внушала дочери, как ей себя вести, следила за ее поведением, а отец строго и скупо одобрял, поощрял или осуждав поступки детей. Авторитет отца в семье был непререкаемым и поддерживался всегда как женой, так и детьми.

Система воспитания детей в семье издавна дополнялась школьным обучением. Мектеб, открываемый муллой при каждой мечети, еще в конце XIX в. был единственным учебным заведением, доступным всем мальчикам – богатым и бедным. Такая школа обучала арабской грамоте, поэтому многие мужчины могли читать Священную книгу; она же проводила через учеников идеи ислама, укрепляя их в семье. Читать (но не писать) учили и девочек, обычно это делала жена муллы. Поэтому читать Коран могли и многие женщины.

Таким образом, веками ислам в России формировал мировоззрение, нравственность, эстетические представления своих приверженцев, определял вкусы и пристрастия людей, регламентировал поведение человека в различных ситуациях. Все это вошло в ментальность народов и закрепи лось в воспитании лучших личностных качеств. Например, поскольку любой труд для мусульманина – богоугодное дело, ни одно полезное занятие не кажется ему зазорным. Многие представители мусульманских народов и сегодня с высоким чувством достоинства занимаются "непрестижными" работами, так как понятия "непрестижный труд" для них просто не существует.

Подводя итоги сказанному, сформулируем свойства личности, вырабатываемые у мусульман с детства под воздействием ислама: гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность, чему, в частности, способствует пятикратная молитва; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; чистота внутренняя и внешняя; уважение старших; доброжелательство; культ здорового образа жизни.

Такова краткая характеристика ислама, мусульманских обычаев и воспитания детей. Знания об исламском вероучении полезны каждому. Особенно нужны они педагогу, чтобы понять особенность менталитета мусульманских детей, которые есть в каждой школе, научиться уважать обычаи народов, представителями которых они являются, наладить в детском сообществе доброжелательные и толерантные отношения.

Последние материалы раздела:

Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики
Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики

В этой статье мы будем плести из бисера солнечные лучики, упавшие на землю - одуванчики. На языке цветов они означают счастье. Об этом чудесном и...

Торт из памперсов мастер-класс
Торт из памперсов мастер-класс

Торт из памперсов – эффектный подарок, который не только выглядит великолепно, но и может оказаться весьма полезным. Таким эксклюзивом легко...

Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная
Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная

Это мастер-класс для начинающих «Вязание крючком» посвящает воздушной петле. Самую первую петельку вы уже научились вязать на предыдущем уроке, а...