Сдачи не надо, или презрение к деньгам. Что такое сознание бедности и как его определить Платить ли ребенку -деньги

В семье одних моих знакомых первое слово, которое сказал сын, — было «деньги». Родители мальчика были этим сильно удивлены и даже опечалены, ведь мы все желаем, чтобы деньги были лишь сопутствующим обстоятельством. Однако в этой семье тема денег постоянно обсуждалась в варианте: «денег не хватает, откуда их взять?». Как вырастить ребенка, который будет «дружить» с деньгами, ценить их, делать накопления, разумно тратить? Об этом родителям стоит задуматься в самом раннем возрасте своих чад, а не тогда, когда приходят первые проблемы (детское воровство, жадность или расточительность, полное неумение ориентироваться в финансовой сфере), ведь дети черпают свои знания о денежных отношениях из комментариев и реакций -родителей.

Жадность или -экономия?

Мы не учим маленького ребенка экономить или тратить деньги, мы учим его беречь игрушки, ценить покупки, не забывать формочки в песочнице и не терять варежки зимой. Или, наоборот, спокойно относимся к тому, что все теряется, ломается, забывается, и просто покупаем ему новое. Именно эти родительские действия-установки и формируют будущее отношение ребенка к -деньгам.

Несколько лет назад я наблюдала со стороны такую ситуацию: двум девочкам одновременно купили новую модель куклы-пупса с горшком и специальными кашами. Куклу можно было кормить кашами, и она ходила на горшок. Отдельно «кашки» не продавались. Девочка из одной семьи сразу же открыла все пакетики и развела гигантскую порцию каши. Другая же смотрела на это с ужасом, понимая, что пакетики надо экономить. Она настолько берегла заветные пакетики, что, достигнув подросткового возраста, обнаружила их в своих старых игрушках. У этих четырехлетних девочек уже были видны две противоположные черты: расточительность и экономия. Это уже маленький результат действия родительских установок: не трать лишнее, другого не будет или, наоборот, лови момент, живи в свое -удовольствие.

Также отношение к деньгам воспитывает наблюдение за тем, как родители и близкие люди распоряжаются ресурсами. С легкостью выкидывают заветренные продукты или пускают во вторичную переработку? Выбрасывают ненужную одежду, пристраивают ее нуждающимся или продают? Все эти мелочи дети замечают и мотают на ус. Какой подход исповедуете вы — такого же будет придерживаться и ваш -ребенок.

Интересная ситуация получается, когда родители из семей с разными экономическими установками одновременно транслируют их своим детям. Однажды ко мне на консультацию по проблеме воспитания детей пришла пара, на протяжении многих лет спорившая по поводу невыключенного света и напрасно льющейся воды. Установка жены звучала примерно так: «зачем утомлять себя тусклым освещением и полумраком, если плата за ресурсы минимальна?». Установка мужа была противоположной: «если есть возможность сэкономить, надо экономить, чтобы потом купить что‑либо ценное». В семье жены ценился комфорт и расслабленность, в семье мужа — повышение социального и экономического статуса путем экономии. Супруги столкнулись с дилеммой: какой из установок следовать как основной? Каждый отстаивал свою: муж копил, жена тратила, а дети при этом впитывали и то и другое. Каким установкам будут следовать выросшие в этом противоречии дети, будет видно со временем: либо влияние одного из родителей окажется сильнее, либо это будет какая‑то другая позиция. Мы никогда не можем предвидеть заранее, что именно выберет ребенок, когда одинаково важные люди исповедуют разные ценности. Но золотая середина есть как между жадностью и экономией, так и между щедростью и расточительностью, а выбор, как воспитывать ребенка, остается за -вами.

Мое — твое — чужое

Все мамы знают, что у детей в возрасте двух-трех лет такие слова, как «мое», «не дам», «нет», становятся чуть ли не самыми употребляемыми. Именно тогда у детей начинает формироваться отношение к собственности — пока что в этой роли выступают ценности детского мира, то есть игрушки. Отсюда первые проявления жадности, когда малыши крепко вцепляются в свои ведерки в песочнице и не собираются ни с кем делиться. Это говорит не о жадности как таковой, а о том, что ребенок вступил в новый период своего психологического развития. «Не дам» означает, что малыш уже прочувствовал новое для себя понятие «мое — не -мое».

Некоторые мамы ошибочно воспринимают это так: ребенок сначала был добрым и делился, а потом испортился и стал жадным. Но дело обстоит, скорее, наоборот. Ребенок изначально делился потому, что не ощущал границ между своим и чужим, и лишь осознав, что не весь мир принадлежит ему, стал удерживать именно свое. И от того, как родители относятся к его «удержаниям», зависят такие важные качества, как будущие жадность или щедрость, станет ли слово «чужое» запретным или будет поводом для расширения границ -«своего».

Очень важно учить ребенка, даже маленького, не брать чужое без разрешения хозяина, обмениваться игрушками с другими детьми. Уважительно стоит относиться и к праву ребенка отстаивать свое. «Миша очень любит эту машинку, наверное, он еще не готов ею делиться, может, ты поиграешь нашим мячиком вместо машинки?» — может сказать мама «жадины» малышу, уже готовому меняться игрушками. Именно родители должны проговаривать самые важные моменты такого взаимодействия. Если вы мама ребенка, который услышал от другого малыша «Не дам!», то его отказ можно прокомментировать так: «Он не хочет давать свой трактор, это его игрушка, и мы ничего не можем поделать, давай поиграем лопаточкой?».

К сожалению, зачастую мы сами разрешаем брать детям чужое, заставляя делиться других, а не своего, оправдывая его поступки тем, что он еще маленький. Несформированное вовремя табу на чужую собственность приводит к бессознательному разрешению брать чужое, особенно когда очень хочется, и, соответственно, к -воровству.

Первые деньги

Абстрактную ценность денежных купюр детям понять непросто. Нередко малыши предлагают родителям, если у тех нет денег, сходить в банкомат, где купюры выдают всем. К четырем-пяти годам они уже понимают, что без денег в магазине ничего не купишь, любят брать сдачу, радуясь ее количеству, а не номинальной стоимости. Затем, уже перед школой, понимают различия в ценности купюр, могут контролировать простой товарно-денежный обмен и тогда начинают копить «свои» -деньги.

Ребенка-дошкольника надо посвящать в товарно-денежные отношения постепенно, но делать это необходимо. Сначала ребенку интересно вместо родителей подать купюру продавцу, потом взять сдачу. Взять, чтобы отдать родителям, а не забрать себе. Главное — ребенок не должен иметь собственные деньги, если он не понимает их экономической ценности. Если вы позволяете ребенку играть мелочью, в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы он не воспринимал ее только как игрушку (для мелочи должно быть специальное место, емкость), но и как ценность взрослого мира. И тут возникает интересный вопрос — чьи это деньги: ребенка или -родительские?

Ответ вроде бы прост — кто их заработал, тому они и принадлежат. Но некоторые родители соглашаются считать их детскими. Современные бабушки и дедушки нередко дают детям деньги просто так, дарят на праздники. С одной стороны, это хорошая возможность для дошкольников попрактиковаться в умении распоряжаться деньгами. Однако есть одно НО, которое необходимо учитывать: ребенок не может и не должен распоряжаться деньгами, которые он не заработал сам! Ответственность за детские деньги лежит на родителях, поэтому все решения должны быть предметом обсуждения. Родители, контролируя то, как ребенок тратит «свои» деньги, могут обучать его процессам управления финансами. Накапливать, планировать нужные покупки, тратить на увлечения или сиюминутные желания — пробовать можно все тактики, главное — помогать ребенку делать правильные -выводы.

В младших классах школы у ребенка появляется новая категория денег — деньги на карманные расходы. Вырастает степень самостоятельности ребенка и количество вариантов обращения с деньгами — теперь у него есть возможность купить булочку в буфете, мороженое после школы, занять или одолжить деньги. Вопрос, сколько денег давать на карманные расходы, давать ли их вообще, решают родители, основываясь на своей финансовой ситуации. Но если ребенок не имеет небольших сумм на карманные расходы — у него нет возможности обучиться этим финансовым операциям, совершить первые ошибки, наработать свой опыт. Карманные деньги ребенок тратит сам, но время от времени важно интересоваться, куда они уходят, с какой скоростью и какие выводы делает юный -финансист.

Детское воровство

Я думаю, практически каждый взрослый может вспомнить эпизод из своего детства, связанный с воровством. Кто‑то воровал булочки в магазине, кто‑то деньги у родителей… Поэтому разовую «акцию» можно отнести к разряду детских экспериментов, но родителям надо правильно отреагировать на такой поступок. Правильно — значит, отнестись к этому как к чему‑то недопустимому, ужасному и требующему вашего повышенного внимания. Даже если вы относитесь к этому снисходительно, именно как к эксперименту ребенка с границами допустимого, реагировать надо -строго.

При этом не каждое присвоение чужого является воровством — в нем должна быть корысть или умысел. Соответственно, ребенок должен уже оперировать понятиями «мое» и -«чужое».

Если трехлетний ребенок берет из маминой сумки кошелек, пока она болтает с подругой, — это не воровство, а повод для разговора и обучения правилам. Если то же самое делает подросток, которому все правила давно известны, — это уже воровство. Все незаконно изъятое должно быть возвращено владельцу с извинениями ребенка или родителей. Зачастую родителям стыдно возвращать украденное, и они спускают ситуацию на тормозах, ограничиваясь руганью и назиданиями. Но по закону кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный изъял чужое имущество и получил реальную возможность распорядиться им по собственному усмотрению, независимо от того, удалось ли ему реализовать эту возможность или -нет.

Почему дети экспериментируют с чужим? Для воровства есть множество причин: родители не ввели на это строгое табу; ребенок борется с родителями за власть; ребенок хочет завоевать весь мир, почувствовав, что он выше всех родительских правил; он чувствует свою обделенность, ненужность и восстанавливает «справедливость»; он имел опыт безнаказанного присвоения и получил от этого удовольствие. Причин много, однако часто они сводятся к двум противоположным родительским установкам: попустительству и неуважению личных границ ребенка. У воровства всегда есть психологические причины, и правильно их понять — очень важно как родителям, так и детям. Нередко это способ что‑то сказать миру, родителям или себе. Поняв этот язык, можно научить ребенка выражать себя социально допустимым -образом.

Платить ли ребенку -деньги?

Над этим вопросом родители задумываются часто, но отвечают на него все по‑разному. Обычно вариантов, за что платить ребенку, не много: хорошие оценки в школе, уборка по дому и другие «услуги». В жизни принцип оплаты логичен и прост: работой можно назвать предмет или услугу, за которую посторонний человек готов заплатить деньги, потому что для него это является ценностью. Человек, моющий окна в собственном доме, безусловно, трудится, но не зарабатывает, максимум, экономит. Но если он же моет окна в чужой квартире, это уже заработок. Однако родители зачастую применяют совершенно другие принципы материального стимулирования -детей.

Родители, которые платят за учебу, считают, что так они повышают мотивацию к обучению. «Учеба в школе — как работа, поэтому мы ее оплачиваем, вводя систему бонусов и штрафов» — с такими идеями я сталкиваюсь довольно часто. Однако недавно я познакомилась с семьей, которая подобным образом убеждала четырехлетнюю дочь ходить в детский сад. Девочка не желала его посещать, и родители предположили, что сад для нее такая же работа, как для папы и мамы их профессиональный труд. Девочка резонно заметила, что они там зарабатывают деньги, а она — нет. После этого разговора родители договорились с воспитательницей, чтобы она в конце каждой недели платила девочке «зарплату», и она стала посещать сад более охотно. Финансовое стимулирование дало желаемый результат, но благодаря чему? Какие выводы делает ребенок, когда получает деньги за вещи, которые трудом не -являются?

Посещение детского сада, учеба в школе, уборка по дому — это не труд, а процессы жизнедеятельности, результаты которых приносят блага ребенку, а не -обществу.

Родители, оплачивающие этот «труд», подменяют понятия, втягивая в детско-родительские отношения лишний материальный элемент. Зачастую это приводит не к повышению мотивации, а к накоплению средств нечестной игрой. В учебе это проявляется так: двойки активно скрываются, пятерки приписываются, заводятся вторые дневники, придумывается масса других хитростей. Ребенок учится жульничать, а не честно зарабатывать. Мотивация на обучение — это когда интересно учиться мне, я сам вижу в этом деле толк, цель и перспективу, получаю от этого удовольствие. Оплата учебы подтверждает идею, что учеба нужна не ребенку, а его -родителям.

С домашним трудом дела обстоят практически так же, но есть и одна особенность. Всю работу по дому можно условно разделить на три категории. Первые две — это труд во имя себя (убрать в своей комнате, постирать и погладить свою одежду и т. д.) и труд на пользу семьи (помыть пол в квартире, испечь пирог, сходить в магазин, посидеть с младшим братом и т. д.). Эти действия не оплачиваются по морально-нравственным соображениям. Третья категория — серьезный и качественный труд на благо семьи, когда ребенок выполняет чью‑то обязанность. Здесь уже можно задуматься об -оплате.

Например, вы всегда пользовались услугами мойщиц окон и прекрасно знаете, сколько это стоит и какого качества должна быть работа. Ваша дочь-подросток предлагает вам свои услуги за ту же оплату. Ей нужны деньги, вам — чистые окна. В процессе мойки она узнает, как зарабатываются деньги физическим трудом, насколько привередливы «хозяева», проверяющие качество и скорость работы, как договариваться о размере оплаты, и как быстро эта оплата испаряется из кошелька… И труд дочери нужно оценивать так же строго, как и труд постороннего человека, или снижать оплату за плохое -качество.

В вопросе, платить или не платить ребенку за труд, критерия два: готовность заплатить за эту работу (услугу) постороннему человеку и обязанность/не обязанность ребенка выполнять эту -работу.

Общая финансовая осведомленность

Иногда родители пытаются продлить детство детей и скрывают от них всю финансовую жизнь семьи — траты, кредиты, планы. «Зачем ему знать наши сложности? Мы обо всем позаботимся», — думают -родители.

Разумно с 9-10 лет начать посвящать ребенка в финансовую ситуацию семьи, то есть объяснять, рассказывать и комментировать. Важно, чтобы ребенок видел, как вы расставляете приоритеты, что делаете для того, чтобы поправить финансовое положение: больше зарабатываете или меньше расходуете? По каким финансовым принципам живет ваша семья? Эта осведомленность, с одной стороны, спускает ребенка на землю, а с другой — делает его участником семейного процесса. Столкновение детской потребительской позиции с принципом реальности и возможностями родителей очень отрезвляет ребенка и помогает развить в нем -ответственность.

Недавно я была свидетелем разговора тринадцатилетней девочки и ее мамы. Строя планы на следующий год, дочь спрашивает: «Мама, ты дашь мне денег на поездку на конкурс по балету в Германию?». Мама в ответ интересуется предыдущими планами-желаниями дочери: «Значит, поездка на твой день рождения в Париж отменяется?» — «Нет». — «А летом в языковой лагерь?» — «Нет». — «А с нами на море всей семьей?» — «Нет». — «То есть в течение года ты планируешь съездить в Германию, в Париж, в зарубежный языковой лагерь и на море со всеми?» — уточняет мама. И слышит в ответ: «Да… Думаешь многовато?». — «Доченька, отличные желания, но ты же знаешь наши финансовые возможности», — говорит мама. Девочка задумалась. Мама не против ее желаний, только их придется соотнести с финансовой реальностью семьи и расставить -приоритеты.

Когда родители посвящают детей в принцип принимаемых ими решений, дети становятся участниками событий, а не просто их безвольными последователями. Это учит ребенка ограничивать свои желания, планировать и опираться на реальность. Сколько людей, погнавшись за своим «хочу», взяли непосильные кредиты? Соотношение между «хочу — могу — нельзя» определяет степень зрелости человека как -личности.

Деньги детям не игрушка

Чтобы дети выросли финансово успешными людьми, необходимо с самого раннего возраста прививать им те ценности, которые, по вашему мнению, им в этом помогут. Дети — большие подражатели, они видят и чувствуют ваше истинное отношение к деньгам, и оно становится их ценностью и путеводной звездой. Помимо правильного отношения к чужой собственности, наличия навыков управления деньгами и общей финансовой осведомленности, ребенок должен осознать, что деньги — это лишь средство, а не самоцель. Как сказал Гораций: «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Какую роль они будут играть в жизни вашего ребенка, зависит в том числе и от -вас.

"...Восьмая заповедь: Не укради

Это означает: не воруй.

Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. «Ни лихоимцы, ни татие... ни хищницы Царствия Божия не наследят», – говорит Апостол Павел (1Кор.6:10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

1. Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало. Мы совсем не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносили ли чего детям и не приучали ли их с детства, что с работы можно что-нибудь утащить, что это не воровство.

Господи, прости нас, грешных!

2. Не соблазнялись мы чем-либо в чужом саду, огороде или поле, частном или государственном, – это все тоже воровство.

Господи, прости нас, грешных!

3. Есть еще и такие рассуждения: «Я молиться еду Матери Божией, Она меня бесплатно провезет!» Одумайтесь и кайтесь! Это все тоже воровство. Какое это богомолье будет? Раньше ходили пешком, а теперь не считают зазорным бесплатно проехать в транспорте.

Господи, прости нас, грешных!

4. Не крали ли у государства электроэнергию, придумывая всякие фокусы со счетчиком. Это позор для христианина!

Господи, прости нас, грешных!

И от сего дня перестаньте пачкать свою совесть этими постыдными мелочами. Все сейчас имеют достаточно средств, чтобы честно расплатиться с государством за все эти бытовые услуги.

5. Работники торговли и общественного питания или те, кто продает избытки своих плодов земных на базаре! Кто из вас обмеривал, обвешивал, обсчитывал, продавал плохой товар за хороший? Кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И с сегодняшнего дня не пачкайте своих рук и совести краденым. Никакой пользы, ни материальной, ни тем более духовной, накопленное таким образом добро не принесет! Наоборот, и честно-то заработанное пойдет прахом, и душевного покоя нет – все думы: как бы не попасться, не подсчитал бы кто, что живу не по средствам, не заподозрил, не донес.

6. А какой позор перед людьми и Богом, и святыми, и Ангелами, если христианина-вора поймали и уличили в воровстве. Сейчас каждый имеет вполне достаточно средств, зарабатываемых честным путем, а лишнее и в еде, и в одежде, и в обстановке, приобретенное даже честным путем, – для христианина грех.

Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

Не жульничали ли, подсовывая старые деньги, заведомо брали большую сдачу, если продавец ошибался в нашу пользу.

Господи, прости нас, грешных!

7. Утаивали и присваивали найденные вещи. Святые не брали стручка гороха, валяющегося на пути. Не положил – значит не твое. Нашел что – постарайся найти потерявшего.

Господи, прости нас, алчных на чужое добро!

8. Может быть, покупали заведомо краденую вещь, или покупали за бесценок что-либо у пьяницы, укравшего вещь у семьи. Одумайтесь! Помните, что, покупая краденое, вы становитесь соучастником преступлений, совершаемых и вором, и пьяницей. Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретенных вещей! А кто так поступал, кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

9. Не подписывали ли или не пользовались ли каким-нибудь ложным денежным документом?

Господи, прости нас, грешных!

10. Может быть, не платили долгов или задерживали уплату их, ссылаясь на несостоятельность?! А на самом деле, или просто скупились отдать, или не могли сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать.

Незамедлительно расплатитесь с долгами; если есть возможность, то сегодня же отдайте долги или обещайте Господу сделать это в ближайший срок. Тогда покаяние будет действенным! И вообще, христианин должен был бы укладываться в рамки наличных своих средств. Жить можно и поскромнее, но тогда спокойнее будет на душе, ибо долг всегда угнетает, «висит на душе».

11. Мы всегда грешим против восьмой заповеди небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Если нам люди или государство доверяют пользоваться теми или иными вещами, то христиане должны относиться к ним с большей осторожностью, чем к своим вещам, чтобы не сломать, не потерять, не испортить небрежным отношением доверенное нам.

Господи, прости нас грешных, невнимательных и небрежных!

12. Мы грешны против этой заповеди, если вынуждаем людей задаривать нас. Может, кто из вас пускает переночевать своих родных, знакомых, приехавших посетить святые места. Не ведете ли вы себя так, что они бывают вынуждены дарить вам подарки? Не требуете ли к себе, как к хозяевам, каких-то особых, необыкновенных отношений? Кайтесь Господу!

Господи, помилуй нас, грешных!

Уж если не можете бескорыстно упокоить, накормить и вообще принять гостей в дом, то хоть старайтесь не делаться бессовестными вымогателями. Подумайте, что ведь ни у кого нет капиталов, все живут на пенсию, а тут еще и на дорогу надо накопить. Поэтому не требуйте подарков и приношений и постарайтесь по мере возможности принять гостей по-христиански!

13. Не наносили ли вы вреда имуществу ближнего умышленно со зла или зависти? Не вытаптывали ли огородов, ни обламывали ли плодовых деревьев, не отравляли ли собак, куриц, соседских животных и т. д.? Не заливали ли чем их территорию умышленно? Может, еще чем, еще каким злодеянием препятствовали выгодам других людей? Кайтесь Господу! И если тяготит какой из этих грехов, то возместите содеянный вами ущерб, помиритесь с обиженными вами и, как Закхей-мытарь возместите им вчетверо! Вот тогда это будет воистину покаяние!

14. Мы осуждаем тунеядцев, показываем на них пальцем, ругаем, но ведь мы все тоже тунеядцы! Кто из нас предельно добросовестно все положенное время до минутки работает на работе или послушании? А кто отказывается получить зарплату до копейки?

Господи, прости нас, грешных!

15. К грехам против восьмой заповеди Закона Божия относится также грех святотатства, то есть похищения или присвоения себе церковной или монастырской собственности. Самую малость нельзя уносить из храма, даже огарка свечного. Знайте, что церковное и монастырское имущество – буквально огонь, который вы вносите в жилище свое.

16. Существует еще один вид греха против этой заповеди, это грех лихоимства, то есть продажа продуктов питания или вообще вещей необходимых по повышенной цене. Этот грех выражается в спекуляции, тяге к перепродаже дефицитных товаров по заведомо завышенной цене в целях наживы. Кто из христиан занимается этим постыдным делом, немедленно прекратите это бесчестное дело и кайтесь Господу со слезами в своей хищной алчности и наживе.

Господи, прости нас, грешных!

17. Не выпрашивали ли вы денег или вещей на свои мнимые нужды, или на нужды вымышленных людей, храмов, обителей, с целью обмана простодушных людей для своей наживы? Если есть такие, кающиеся ныне, принесите Господу раскаяние и немедленно прекратите злой обман и постарайтесь возместить украденное тем, чтобы пожертвованное попало в руки нуждающихся.

18. Восьмая заповедь запрещает всякие денежные азартные игры. Всяческая картежная игра, игра в кости, тем более на деньги – это грех! Кто увлекается игрой в карты, проводит драгоценное время за любыми другими азартными играми, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И не прикасайтесь больше к этому занятию. Это не требует особого подвига, надо только относиться к этому со всей строгостью. Понять, что недостойно для христианина тратить время на пустое да еще входить в азарт, мучить свою душу и гневить Господа! Неужели же нет у нас занятий более достойных, чем картежная игра и «забивание козла» в домино?

Господи, прости нас, грешных!

19. Не брал ли кто из вас взятки? Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды: может, не по совести разделили премию или какие подарки? Не лишил ли кто неправильно кого работы по своей власти или злому наговору начальству. Кайтесь, кто грешен в этом!

Господи, прости нас, грешных!

20. Может скупились тратить на добрые дела помощи ближнему? Не заботились о содержании и украшении наших храмов?

Господи, прости нас, скупых и жадных!

21. Мы грешим против этой заповеди употреблением хотя и собственных вещей, но не для насущной надобности, а на роскошь и тщеславие! Вот есть одно приличное пальто или обувь, или вообще одежда, а мы еще заводим для тщеславия не нужные нам предметы роскоши.

Господи, прости нас, грешных!

А другой, наоборот, ходит в латаном-перелатаном, во всем себе отказывает, только бы не потратиться – это уже другая крайность, страсть, вытекающая из нарушения этой заповеди, это скряжничество. Иной хвастается, что не привык денег считать, все до копейки на ветер пускает, – это грех расточительства.

Господи, прости нас, грешных!

22. Мы грешны против восьмой заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с нами, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, жестоких, своекорыстных и немилосердных!

23. Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против восьмой заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили ли вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще, живем ли мы для людей или живем только для себя, закоснев в предельном эгоизме?

Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных! ..."

Из книги "Опыт построения исповеди".

Теперь нам надлежит рассмотреть расточительность, под каковым заглавием наличествует три пункта: 1) противоположна ли расточительность жадности; 2) является ли расточительность грехом; 3) является ли она более тяжким грехом, чем жадность.

Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНА ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ЖАДНОСТИ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность не противоположна жадности. В самом деле, противоположности не могут одновременно находиться в одном и том же субъекте. Но некоторые бывают в одно и то же время расточительны и жадны. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.

Возражение 2 . Далее, противоположности связаны с одними и теми же вещами. Поэтому жадность, будучи противоположностью щедрости, связана с некоторыми страстями, посредством которых человек интересуется деньгами, тогда как расточительность, похоже, не связана с какими-либо душевными страстями, поскольку она не интересуется деньгами или чем-то подобным. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.

Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (II-I, 62, 3), грех получает свой вид в первую очередь от цели. Но расточительность, похоже, всегда определена к некоторой незаконной цели, ради достижения которой расточительные проматывают свои блага. И в первую очередь она определена к удовольствиям, в связи с чем [в Писании] сказано о блудном сыне, что «он расточил имение свое, живя распутно» (). Следовательно, похоже на то, что расточительность противоположна умеренности и безразличию, а не жадности и щедрости.

Этому противоречит сказанное Философом о том, что расточительность противоположна щедрости и скупости, которую мы называем жадностью .

Отвечаю: в нравственных пороках противоположение друг другу и добродетели возникает от избытка и недостатка. Но жадность и расточительность как раз и различаются с точки зрения избытка и недостатка. Так, в том, что касается отношения к богатству, жадный проявляет избыточность, поскольку любит его больше, чем должно, в то время как расточительный проявляет недостаточность, заботясь о нем меньше, чем должно. В том же, что касается внешнего действия, расточительность подразумевает избыточность в отдании и недостаточность в сбережении и приобретении, в то время как жадность, напротив, означает недостаточность в отдании и избыточность в приобретении и сбережении. Из сказанного очевидно, что расточительность противоположна жадности.

Ответ на возражение 1 . Ничто не препятствует тому, чтобы противоположности одновременно находились в одном и том же субъекте, но в разных отношениях. В самом деле, вещи, как правило, получают свое имя от того, что находится в них первичным образом. Затем, подобно тому, как в щедрости, которая блюдет середину, первичным является отдание, которому подчинены получение и сбережение, точно так же первичным является оно и в жадности и расточительности. Поэтому тот, кто проявляет избыточность в отдании, называется «расточительным», а тот, кто проявляет недостаточность в отдании, называется «жадным». Но подчас, как замечает Философ, случается так, что человек, проявляющий недостаточность в отдании, при этом не проявляет избыточности в получении . И точно так же подчас случается так, что человек, проявляющий избыточность в отдании, и потому являющийся расточительным, в то же время проявляет и избыточность в получении. Это может происходить как в связи с некоторой необходимостью, поскольку, избыточествуя в отдании, он начинает испытывать недостаток в благах для собственных нужд, что побуждает его к недолжному приобретению, которое связано с жадностью, так и из-за неупорядоченности ума, когда он дает не ради чего-то доброго, а из презрения к добродетели, и потому нисколько не заботится о том, откуда и как он получает. Таким образом, он [в одно и то же время] расточителен и жаден, но в разных отношениях.

Ответ на возражение 2 . Расточительность связана с относящимися к деньгам страстями, но не как их избыток, а как их недостаток.

Ответ на возражение 3 . Расточительный не всегда избыточен в даянии потому, что стремится к удовольствиям, которые являются предметом умеренности, но иногда потому, что он расположен так, что не заботится о богатстве, а иногда по причине чего-то еще. Однако чаще всего он склоняется именно к неумеренности – как потому, что, расточая излишне много на другие вещи, он утрачивает страх перед издержками на объекты удовольствия, к которым устремлено пожелание плоти, так и потому, что, не получая удовольствия от добродетельных благ, он ищет телесных удовольствий. Поэтому Философ говорит, что «в большинстве моты распущенны» .

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ГРЕХОМ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность не является грехом. Ведь сказал же апостол, что «корень всех зол есть сребролюбие» (). Но оно не может быть корнем противоположной ему расточительности. Следовательно, расточительность не является грехом.

Возражение 3 . Далее, расточительности свойственна избыточность в даянии и недостаточность в заботе о богатстве. Но это в наибольшей степени приличествует совершенному, исполняющему слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (), и еще: «Продай имение твое, и раздай нищим» (). Следовательно, расточительность не является грехом.

Этому противоречит то, что вина блудного сына заключалась в его расточительности.

Отвечаю: как уже было сказано (1), расточительность противоположна жадности так, как избыточность – недостаточности, и обе они противны середине добродетели. Но вещь является порочной и греховной в той мере, в какой она уничтожает благо добродетели. Таким образом, из этого следует, что расточительность является грехом.

Ответ на возражение 1 . Некоторые разъясняют эти слова апостола так, что они были сказаны им не об актуальной жадности, а о своего рода навыке к жадности, а именно о вожделении «скверны», из которой возникают все грехи. Другие говорят, что он имел в виду некую жадность по роду, связанную с любым видом блага, и в таком случае трудно не заметить, что расточительность тоже возникает из жадности, поскольку расточительный неупорядоченно стремится к получению некоторых преходящих благ, а именно к доставлению удовольствия другим или, по крайней мере, к удовлетворению собственного желания давать. Но тому, кто исследует эти слова с должным тщанием, очевидно, что апостол говорит о желании богатства буквально, поскольку предваряет сказанное словами: «А желающие обогащаться...» (). О жадности в этом смысле говорят как о «корне всех зол» не потому, что она порождает все зло, а потому, что нет такого зла, которое не могло бы возникнуть из этой жадности. Поэтому и расточительность подчас порождается жадностью, как когда человек расточает многое ради того, чтобы обрести благосклонность в глазах некоторых особ, от которых он чает обрести богатство.

Ответ на возражение 2 . Апостол обязывает богатых быть готовыми давать и сообщать свои богатства так, как надлежит это делать. Расточительные же поступают иначе, поскольку, по словам Философа, «их даяния не благи и дают они не ради блага и не так, как должно давать. Ведь иногда они делают богатыми тех, кому следует жить в бедности, например подхалимов и шутов, в то время как достойным людям они не дают ничего» .

Ответ на возражение 3 . Избыток расточительности связан не с количеством даваемого, а с тем, что это количество превышает должную меру. Поэтому в случае необходимости щедрый может дать больше, чем расточительный. Следовательно, нам надлежит отвечать, что тот, кто раздает свое имение ради того, чтобы следовать за Христом, и не отягощает свой ум заботой о преходящем, не расточителен, а совершенно щедр.

Раздел 3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ ЖАДНОСТЬ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что расточительность является более тяжким грехом, чем жадность. В самом деле, посредством жадности человек причиняет вред своему ближнему, отказывая ему в благах, в то время как посредством расточительности человек причиняет вред самому себе, в связи с чем Философ говорит, что «уничтожать собственное состояние, за счет которого живешь, означает уничтожать собственное бытие» . Но причинение вреда самому себе является тягчайшим грехом, согласно сказанному [в Писании]: «Кто зол для себя, для кого будет добр?» (). Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Возражение 2 . Далее, когда неупорядоченность сопряжена с похвальным обстоятельством, она менее греховна. Но неупорядоченность жадности подчас сопряжена с похвальным обстоятельством, как это бывает в случае тех, которые не желают растрачивать собственность, чтобы потом не пришлось брать у других, тогда как неупорядоченность расточительности сопряжена с осуждаемым обстоятельством, поскольку, как замечает Философ, как правило моты бывают распущенны . Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Возражение 3 . Далее, главной нравственной добродетелью, как было показано выше (56, 1; 61, 2), является рассудительность. Но расточительность в большей мере противна рассудительности, чем жадность, в связи с чем [Писание] говорит, что «вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого, а глупый человек расточает их» (); и Философ говорит, что «излишне давать и не брать – это черта глупого» . Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность.

Этому противоречит сказанное Философом о том, что «расточительный все-таки гораздо лучше скупого» .

Отвечаю: сама по себе расточительность является менее тяжким грехом, чем жадность, и на то есть три причины. Во-первых, та, что жадность в большей степени отличается от противоположной ей добродетели, поскольку даяние, меру в котором превышает расточительный, присуще щедрости в большей степени, чем сбережение, меру в котором превышает жадный. Во-вторых, та, что, как сказано в четвертой [книге] «Этики», расточительный оказывает помощь многим, а жадный – никому, даже самому себе . В-третьих, та, что от расточительности легче исцелиться. В самом деле, расточительность, будучи противна старости, с возрастом убывает, и к тому же она, причиняя бессмысленные траты, быстро приводит расточительного к бедности и нужде, лишая его возможности превышать меру в даянии. Кроме того, расточительность легче обращается в добродетель по причине большего с нею сходства. Жадность же, как было показано выше (118, 5), неисцелима.

Ответ на возражение 1 . Различие между расточительным и жадным состоит не в том, что первый грешит против себя, а последний – против другого. В самом деле, расточительный грешит и против себя, тратя то свое, которое может помочь ему выжить, и против других, тратя то, что может помочь другим. Это в полной мере относится к распределяющим церковные блага клирикам, которые обирают бедных, которым приличествуют эти [блага], если позволяют себе расточительные траты. И точно так же жадный грешит и против других, когда он недостаточен в даянии, и против себя, когда недостаточен в расходах, в связи с чем [в Писании] сказано: «Бог дает человеку богатство,... но не дает ему Бог пользоваться этим» (). Однако избыточность расточительного не только причиняет вред ему и другим, но и приносит им некоторую пользу, в то время как от жадного нет пользы ни другим, ни даже ему самому, поскольку он не использует свои собственные блага ради собственной же пользы.

Ответ на возражение 2 . Говоря о пороках в целом, мы судим о них согласно соответствующей им природе; так, в отношении расточительности мы обращаем внимание на то, что она избыточно пользуется богатством, а в отношении жадности – на то, что она избыточно его оберегает. Так, когда кто-либо расточает излишне много по причине своей невоздержанности, он соединяет в себе много пороков, и потому, как сказано в четвертой [книге] «Этики», расточительные такого рода считаются самыми дурными людьми . Когда же скупой, или жадный, воздерживается оттого, чтобы брать у другого, то хотя само по себе это представляется похвальным, тем не менее, с точки зрения побуждения это предосудительно, поскольку он не желает брать у других потому, что не желает им отдавать.

Ответ на возражение 3 . Рассудительности, которая направляет все добродетели, противостоят все пороки. Следовательно, если порок противен одной только рассудительности, то в силу этого его можно считать менее тяжким.

Все люди хотят жить в достатке, но не у всех получается, потому что ими управляет сознание бедности .

Тому есть причины, но наш материал не об этом.

Сегодня рассмотрим 9 признаков, которые помогут определить, как проявляется сознание бедности.

Итак, читайте какие мысли и поведение программируют людей на безденежье .

Законы Денег

Что нужно сделать, чтобы перейти на более высокий уровень дохода

Какая взаимосвязь между вашей ценностью и деньгами

→ Как активизировать ваш денежный поток

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с

Что такое сознание бедности

Сознание бедности — это тип мышления, когда человек уверен в ограниченности ресурсов вселенной , которых на всех не хватит.

Основные характеристики сознания бедности:

  • Страх перед будущим,
  • Отсутствие внутренней безопасности,
  • Пессимистичный настрой — человек ожидает наступление чего-то плохого,
  • Недоверие миру и вселенной,
  • Страх расстаться с деньгами,
  • Ограниченность видения поступления ресурсов.

В связи с этим формируются соответствующие привычки.

Мы составили список распространенных признаков преобладания сознания бедности .

Если вы наблюдаете у себя или знакомых другие признаки, которых нет в этом списке, будем признательны, если поделитесь ими в комментариях.

9 признаков сознания бедности

#1 Ощущение безопасности зависит от количества денег

Человек чувствует себя в безопасности только тогда, когда у него есть деньги.

Чем больше денег, тем больше уровень безопасности.

Присутствует страх потерять финансовое обеспечение и работу как его источник.

Из-за этого многие терпят выходки неадекватного начальника, склочный коллектив, даже если зарплата маленькая и условия труда оставляют желать лучшего.

Лучше так, чем совсем остаться без средств к существованию.

Ощущение безопасности находится внутри, а не снаружи.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...