Страх это в психологии определение. Определение понятия страх Как избавиться от страха и тревоги

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность . Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Страх в психологии общения

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества , отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.

Фобии

Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее - страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх - "тревогой".

Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.

Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра , вызывая эмоциональный ответ.

Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

См. также

  • Статмин - «ген страха»

Примечания

  1. Статья «Страх » в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
  2. Леонтьев, Алексей Николаевич . Потребности, мотивы и эмоции (рус.) . - Москва , 1971.
  3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций Питер , . - С. 54. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  4. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер , . - С. 292. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  5. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
  6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. - М .: Медицина , . - Т. 1-4. - 2440 с. - 2000 экз. - ISBN 5-225-03268-0 , ISBN 5-225-03269-9 , ISBN 5-225-03280-X
  7. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. - М.:Эксмо, 2011. - 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
  8. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear - Current Biology, Published online: December 16, 2010
  9. Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers - The Telegraph, 16.12.10
  10. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха - NEWSru.com, 17.12.10
  11. Joseph le Doux. The Emotional Brain . Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998

Литература

  • Фрейд З . «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
  • Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
  • Берзин А . Работа с чувством страха .
  • Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
  • Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053-7

Негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТРАХ

эмоция или чувство человека, которое выражается в испуге, тревоге, панике, а также действиях, направленных на устранение причины С. Причины страха многообразны, но обычно он порождается предметами, явлениями или событиями, несущими угрозу личности, ее потребностям, интересам, правам, а иногда и физическому существованию. С. имеет биологическую природу, в его основе у человека, так же, как у животных, лежит инстинкт самосохранения. С. вызывается объектами, опасными для человека, о чем и сигналит инстинкт самосохранения через кратковременные или длительные отрицательные эмоциональные состояния. С., который испытывает человек, отличается от С. животных тем, что человек может осознать свой С., тем самым поставив его под контроль. Человек, контролирующий свой страх или умеющий его преодолеть, – это смелый, мужественный человек. Человек, не умеющий контролировать свой страх, поддающийся панике или ужасу, оценивается общественным мнением как трусливый. Несмотря на биологическую природу, многие страхи людей в современном обществе (фобии) имеют социальное содержание, например, С. потерять работу, С. нищеты, одиночества, С. перед нарушением закона. С. такого рода является определенным регулятором поведения людей. Регулятивная функция С. снижается, а его частота и интенсивность уменьшается у тех людей, которые занимают активную жизненную позицию, ведут насыщенную творческую жизнь. Для сотрудников органов внутренних дел жизненно важно уметь контролировать свой страх, проявлять мужество в сложных или экстремальных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии.

Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. «Господи, всели в мя корень благих, страх твой, в сердце мое» (Иоанн Златоуст). В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог - великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Божьим. С. - начало премудрости, или истинная премудрость, ведущая к жизни. С., по мнению Флоренского, близок к изумлению, которое философы считают началом философии. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. «Перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнаженными, мы испытываем особого рода жуткое чувство, доходящее до страха» (И.В. Гете). Источник С. не в необычности и непонятности нового, а в ощущении трансцендентности являющегося. «Н е -здешнее открылось, и текучим, шатким, зыблю-щимся почувствовался мир: бывающее померкло перед истинно-сущим. А с бывающим померкло и само наше бытие: мы сами оказались дрожащим пламенем среди ветреных пространств, - на границе ничто, еле-еле не-несущими. Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору - в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение. Страх Божий двудействен... Это - окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные. Это - брешь земного существования, откуда устремляются питающие и укрепляющие его струи из иного мира» (Флоренский).

«С.» - важнейшее понятие экзистенциальной философии. Впервые С. Кьеркегор различил С. или боязнь перед к.-л. конкретными обстоятельствами и неопределенный, безотчетный С.-тоску. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого С. открывает последнюю возможность экзистенции - смерть. С. выталкивает человека за пределы сущего к ничто. Это трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в ничто, мы не могли бы встать в отношение ни к сущему в целом, ни к самим себе. Без выдвинутое™ в ничего, без мужественного заглядывания в ничто в состоянии С. нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию.

В психологическом аспекте С. - это препятствие на пути реализации личности, которая в наше время живет в постоянном состоянии С.: перед начальством, перед угрозой безработицы, перед насилием, войной, терроризмом и т.д. С. в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, определяющая поведение человека и его отношение к другим. Социально детерминированная этика, считал Н.А. Бердяев, всегда есть этика С. «Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими карами. Но она создает и другой образ, в котором нет уже страха и который ниже страха - пошлость... Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда уже нет не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед трансцендентным, но нет уже и страха» (Н.А. Бердяев).

В связи с открытием бессознательного немецким идеализмом (особенно Шеллингом) и романтиками страх становится предметом философского анализа. С. Кьеркегор в своем глубоком исследовании «Понятие страха» (1844) различает обычный страх-боязнь, вызываемый внешней причиной (Furcht), и безотчетный страх-тоску, страх-ужас (Angst). Последний,п0 Кьеркегору, есть форма переживания человеком «ничто», которое открывается при Переходе от состояния невинности как природного состояния к состоянию вины как условия свободы, или духа. «В состоянии невинности человек определен не как дух, а как душа в непосредственном единстве со своей природной основой. Дух в человеке спит... В этом состоянии - мир и покой; но в то же время здесь присутствует нечто другое, что не есть, однако, спор и раздор, ибо нет ничего, с чем можно было бы спорить. Что же; следовательно, есть? Ничто. Но какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх. Это глубокая тайна невинности: она есть в то же время страх» (Kierkegaards. Der Begriff Angst. В., 1965, S. 40). Сущность метафизического страха амбивалентна: он есть «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» (там же, с. 41); страх представляет собой влечение и в то же время отвращение к предмету страха - ничто, которое осознается как искушение нарушить запрет. «Страх есть головокружение свободы, возникающее постольку, поскольку дух хочет осуществить синтез, и свобода заглядывает в свою собственную возможность и хватается за конечность, чтобы удержаться. В состоянии головокружения свобода бессильно падает... В это мгновение все меняется, и когда свобода вновь поднимается, она видит, что виновна» (там же, с. 57). Акт свободы как полаганИесамости, как переход от невинности к вине есть грехопадение, происходящее на границе сознания и бессознательного, а потому для разума непостижимое.

Страх осмысляется Кьеркегором в сущности в контексте антропогенеза, понятого теологически. В этом же контексте, но уже не с точки зрения теологии, а скорее с точки зрения психопатологии исследовал природу страха основатель психоанализа 3. Фрейд. Анализируя феномен табу в первобытных обществах, Фрейд видит в нем аналог того страха, которым сопровождаются невротические состояния душевнобольных. Как и Кьеркегор, Фрейд подчеркивает амбивалентную природу страха и связывает его с жизнью бессознательного. Табу, по Фрейду, является очень древним запретом, наложенным извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильных вожделений людей. Страх преступить запрет и в то же время влечение к запретному составляет характерную черту не только первобытного сознания: здесь выявляется антропологическая структура, определяемая отношением сознания и бессознательного. Сознание, по Фрейду, представляет собой систему запретов по отношению к (гл. о. сексуальным) влечениям, которые в результате вытесняются в бессознательное, рождая болезненные душевные состояния, в т. ч. и беспричинный страх, который есть свидетельство невроза и требует лечения - выявления врачом-психоаналитиком характера подавленного влечения, осознания его самим пациентом и смягчение или вообще отмена «цензуры сознания». В основе фрейдистского толкования страха лежит просветительская концепция человека и его свободы, согласно которой несвобода есть всегда результат внешнего насилия над человеческой природой. Если для Кьеркегора свобода Изначально связана с чувством страха и вины, которая свидетельствует о нормальной жизни духа и которую свободный человек должен взять на себя, то для Фрейда чувство вины должно быть устранено как симптом душевного неблагополучия.

Проблема страха рассматривается также представителями экзистенциальной философии. Различая вслед за Кьеркегором страх перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх, Хайдеггер видит в последнем неотъемлемый момент конечного человеческого существования. «Перед-чем страха является бытие-в-мире как таковое... Перед-чем страха совершенно неопределенно... Страх не знает, что такое то, чего он страшится... В перед-чем страха открывается это «ничто и нигде»...» (Sein und Zeit. Tub., 1960, S. 186). Страх открывает смерть как последнюю возможность человеческого бытия. У Сартра экзистенциальный страх (angoisse) истолковывается как страх человека перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. «Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься» (Sartre J. Р. Letre et le neant. P., 1943, p. 66).

Безотчетный страх-тоска есть в конечном счете страх смерти, который не может быть полностью устранен у конечного существа, каким является человек, но может быть просветлен с помощью религиозной веры.

Лит.: Страх. М., 1998; KundiA. Die Angst als abendlandische Krankheit. Z., 1948; Silva- TaroucaA. Die Logik der Angst. Innsbruck, 1953; Vestdijk S. Het.wezen van de angst. Amst., 1968; Schober D. Angst, Autismus und Moderne. Fr./M.-B.-Bem-N. Y.-P.-Wen, 1998.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Чтобы победить врага, необходимо его знать. Даже если он находится внутри тебя. Страх – враг или друг?

Классификацию страхов необходимо саму сначала классифицировать. Потому что есть множество аспектов, характеристик, по которым можно раскладывать виды страхов и фобий на разные полочки.

В их числе:

  • сила восприятия;
  • причины возникновения;
  • объективность;
  • последствия и т.д.

От пофигизма до фобии

Существует 3 степени реагирования человека на внешние раздражители:

  1. Бесстрашие, легкое опасение, пофигизм . Такие эмоции имеют счастье испытывать либо не ведающие, что творят (им простительно), либо с атрофированным чувством самосохранения или преувеличенной уверенностью в happy and, либо, напротив, те, кому надоело жить. Крайнее, ненормальное состояние.
  2. Страх, предупреждающий об опасности . Стоит ли говорить, что это здоровое нормальное чувство самосохранения до сих пор спасала нашу цивилизацию от вымирания. Разве ненормально бояться за своих родных, предупреждая их об опасности. Бояться войны и делать все, чтобы ее не было. Бояться укусов пчел и надевать защитную одежду.
  3. Паника, фобия . Такая же крайняя ступень страха, только с противоположной амплитудой. В этом состоянии не человек управляет своими чувствами, а они им. Страх идет в разнос. Больной человек (отклонение от нормы – болезнь) боится уже самого страха, его сознание подчиняется только внутренней панике. Получите фобию.

Виды страхов

По Карвасарскому

В научных кругах каждому из них, даже самому редкому, придумали свою международную терминологию. Всего подобных психических расстройств насчитывается около тысячи.

По Карвасарскому существует 8 групп различных фобий:

1. Пространственные страхи:

  • Клаустрофобия – боязнь замкнутых помещений.
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства.
  • Акрофобия – боязнь высоты.
  • Батофобия – страх глубины и т.д.

2. Социальные страхи:

  • Гетерофобия – неприятие противоположного пола.
  • Неофобия – боязнь любых перемен и т.д.

3. Страх перед болезнями. Их тоже очень много можно перечислить отдельным списком.
4. Страх смерти.
5. Боязнь секса.
6. Боязнь причинить вред окружающим.
7. Контрастные страхи, то есть боязнь как-то выделиться.
8. Самый непонятный, но от этого и наиболее актуальный – страх перед страхами, который вообще-то и порождает фобии.

По Фрейду и Каплану

Классификация по Карвасарскому сложна и относительна. Более строго к ним подошел Зигмунт Фрейд . По его мнению, существует всего две категории страха :

  • реальный;
  • невротический.

Сравните с научными трудами еще одного психолога Г. Каплана. В них знаменитый ученый рассматривал деление человеческих страхов на:

  • конструктивные;
  • патологические.

Как их не называй, но оба ученых сошлись в одном, что первые страхи призваны помогать человеку спасать свою и чужую жизнь, а вторые являются признаками разрушающей болезни.

Интересно , что в психологии вообще эти две подгруппы существуют в каждом пункте отдельно. Возьмем, например, социальные страхи. Внутри этой большой группы есть множество разных подгрупп. Однако же любая из них может стать невротической патологией или же в умеренных реальных количествах помочь выжить в трудной ситуации, стать конструктивной.

Теория Ю. Щербатых

В 2000 году психолог Ю. Щербатых выдвинул свою классификацию человеческих страхов. По его мнению, они могут быть трех видов.

1. Природные страхи . Все, что связано с природными явлениями вызывают оправданные опасения:

  • гроза;
  • шторм;
  • землетрясение;
  • сильный ветер и т.д.

Ничего удивительного, что они вызывают страхи даже у образованных людей. На генном уровне у нас записано, опасаться всего неизвестного. Сегодня мы прекрасно понимает, откуда ноги растут, что земля трясется от подвижек слоев земной коры, и магма в недрах не хочет спокойно существовать, но от этого веселее не становится.

Частью природы являются змеи, мыши, тараканы и другая «приятная» живность. Наша естественная брезгливость по отношению к ним, вышедшая из-под контроля, тоже относится к природным страхам.

2. Социальные страхи. По мнению Ю. Щербатых, подтвержденному данными социологических опросов, к таким относятся:

  • лишь бы не было войны. Характерен для людей, переживших войну, но не участвовавших в военных действиях;
  • страх за своих близких;
  • боязнь преступности, беспорядков и хулиганства;
  • страх бедности;
  • смерти;
  • начальства, публичности, сцены;
  • боязнь любых изменений в жизни и т.п.

3. Внутренние страхи . Пугали маленького ребенка страшным Букой, который живет под кроватью. Вырос большой дядя, а страх детства остался, и до сих пор перед тем, как лечь спать, заглядывает он под кровать. Больная, изуродованная глупыми «педагогами» фантазия порождает таких монстров, что смерчам и тараканам до них очень далеко! Их трудно не бояться.

Тонкая грань между этими тремя группами страхов на самом деле очень размыта. Например, внутренний придуманный страх засасывающего болота большой толпы трудно не отнести также и к социальному. А если это толпа медведей, засасывающая в свой водоворот?! Вот уже и природная основа страха проглядывает.

Градация по возрасту

Как и во всех других не математических и не физических категориях границы определений сильно размыты. Рано повзрослевший ребенок может и в 16 чувствовать себя вполне самостоятельным человеком. Одновременно бывают взрослые 40-летние дяди, неприспособленные к жизни, существующие на мамины пособия.

Детские страхи

В первые месяцы жизни малыш живет с генным запасом рефлексов выживаемости. Он боится, когда его подбрасывают вверх, громких звуков, чужих людей. Это нормальные конструктивные эмоции, которые делятся в свою очередь на животные, социальные и иже с ними.

В результате неправильных родительских воспитаний или воздействия каких-либо экстремальных явлений могут появиться невротические страхи. Если «добрые» педагоги запирали ребенка в шкафу или кладовой, у него наверняка разовьется клаустрофобия.

К детским негативным переживаниям относится и внутренний, уже описанный выше страх сказочных несуществующих персонажей. Просмотренные взрослые фильмы ужасов раскачают неокрепшую детскую психику, а жестокие наказания за плохие отметки прибавят паники перед классными уроками.

Страхи взрослого человека

Вы уже окончательно убедились, что бяки-буки под кроватью не живут, но вас преследует боязнь тараканов, мышей, змей. Да, эта взрослая фобия из предыдущего раздела «животные страхи».

Или вы боитесь, что вас бросит ваш любимый? Нет, вам нестерпимо стыдно выходить на трибуну и читать свой доклад. Вы считаете себя недостойной и боитесь осуждения других людей. А может быть, вы непомерно опекаете своих детей, опасаясь, что они простудятся, попадут под машину, заблудятся. Даже, если ваш взрослый сын — морж и чемпион по каратэ, сидит в вагоне метро лондонской подземки?

Страхи пожилых людей

Почему-то всем кажется, что старые люди боятся смерти. Да, но не более, чем 20-30 летние. Конечно, среднестатистические пенсионные страхи немного отличаются от детских и взрослых:

  • Наряду с боязнью темноты, высоты и боли, пожилой человек приобретает боязнь заболеть и стать обузой ближним.
  • Пропадают совсем опасения, что кто-то вас не полюбит, не поймет или отвергнет.

С годами обостряются не только черты лица, выдавая характер, но и особо выдающиеся черты характера. Жадный человек превращается в Плюшкина, трусливый перестает открывать дверь даже знакомым. Это страхи, переросшие в фобии.

В идеале таблица классификации человеческих страхов должна иметь трехмерные формы. По одной оси можно будет отложить перечисления различных фобий, собранные в ассоциации, на другой оси напишем два понятия страха, выведенные Фрейдом и Капланом, а третью ось посвятим возрастным характеристикам опасений фобий и страхов.

Видео: Откуда берутся страхи? Как побороть свой страх?

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что «страх – это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» .

Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия .

Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» .

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленно на источник действительной и воображаемой опасности» .

В. И. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого .

По мнению А.И. Захарова, страх – это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности . Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития .

А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи .

По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией. Страхи являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей .

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием .

В самом общем виде страх условно классифицируют на :

Ситуационный (возникающий в необычных ситуациях)

Личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью).

Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности .

Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка .

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх .

Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:

Возрастные

Невротические

Страх сделать ошибку

Страх перед школой

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми .

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, их представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед педагогом.

Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует .

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их .

По характеру: природные, социальные, ситуативные, личностные.

По степени реальности: реальные и воображаемые.

По степени интенсивности: острые и хронические.

Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности .

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами .

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить чувства .

Таким образом, страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Страх имеет условно - рефлекторный характер в психологическом восприятии ребенка. Страх условно классифицируют на: ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста: возрастные, невротические, страх сделать ошибку, страх перед школой. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...