Домашние обязанности детей по возрастам. Домашние обязанности ребенка в разном возрасте Какие обязанности по дому ребенка

У ребенка должны быть домашние обязанности - это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности - уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других - домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе. Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым.
При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться. Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться - постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас.

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.
Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда … и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку. Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности. Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама.

Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать… Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: Надо же в три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…
Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже! В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор, а если год?

Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.

В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.
Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.

Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации. Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает "Папа тоже так делает". Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится.

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том. Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: "Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме".

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно. Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

Взаимные обязанности детей и родителей

Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.

Какие обязанности может выполнять ребенок?

Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:

  • заправка постели, наведение порядка в комнате;
  • мытье посуды;
  • стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
  • уход за комнатными цветами;
  • кормление и выгул домашних питомцев.
  • покупка продуктов по списку.

1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей

Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:

Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Семейный психолог

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2-3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4-5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6-7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8-9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10-12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мама двоих детей

Одни родители считают, что главная обязанность ребенка - учиться, а другие с дошкольного возраста взваливают на малыша много домашних дел.

Психологи утверждают, что неверны оба подхода. У каждого члена семьи, в том числе и у ребенка, должны быть свои обязанности по дому, главное - держать баланс.

Важно вместе с детьми обсудить , какую именно домашнюю работу они готовы взять на себя. Не заставляйте их, пойдите на встречу к своему маленькому школьнику. Если он, например, не любит мыть посуду, пусть пылесосит.

Только помните о том, что невыполнение заранее оговоренной обязанности должно быть наказано. Например, если ребенок не убрал свои игрушки, которые мешают другим членам семьи, на следующий день соберите их в мусорный пакет и пригрозите выбросить.

Составьте график обязанностей

После насыщенного школьного дня ребенок может легко забыть о том, что ему предстоит делать по дому. Поэтому лучше оформить список дел и время их выполнения. Повесьте его на холодильник или дверь в комнату ребенка.

Наталья Вороная, психолог : «Если вам приходится постоянно напоминать ребенку о его обязанностях, значит, привычка делать что-то для своей семьи еще не сформирована. Поэтому придется её формировать. И это не зависит от того, сколько ребенку лет. Делайте это постепенно. Например, объясните, что всего одна немытая тарелка порождает целую гору грязной посуды. Если ребенок не вешает одежду после школы в шкаф, начните с мелочей: спросите его, может ли он взять вешалку прямо сейчас? Как правило, ответ «да»: ребенок берет и вешает школьные брюки в шкаф. Если это не помогло, соберите все вещи в пакет и объясните, что, полежав так совсем немного, одежду придется еще и гладить» .

Есть определенные обязанности, которые дети могут выполнять в определенном возрасте.

Домашние обязанности ребенка в 6 лет

Ребенок может сам подбирать себе одежду по погоде или наряд, который соответствует конкретному случаю. Вполне способен первоклассник вешать свою одежду в шкаф и аккуратно складывать ее на полочку. Завязывать шнурки на обуви для школьника тоже не должно быть проблемой.

Он может пылесосить ковер, поливать цветы, помогать маме развешивать белье на балконе. Даже на кухне может стать помощником: чистить овощи (специальной безопасной овощечисткой), готовить простую еду (хлопья с молоком, вареные яйца, тосты). Собирать свой .

На даче ребенок может собирать граблями листья и полоть сорняки, собирать дрова для костра или камина, выгуливать домашних животных, помогать мыть машину.

Домашние обязанности ребенка в 7 лет

В этом возрасте ребенок уже может гладить вещи, носить нетяжелые пакеты с продуктами из магазина, отвечать на телефонные звонки и записывать переданные сообщения родителям.

Он должен ухаживать за своим велосипедом (скейтом, самокатом), смазывать его, запирать к кладовке, когда он не используется. Мыть домашних животных, тренировать их.

Мамочка- Карина рассказала : «Моему сыну 7 лет, я даю ему пропылесосить, протереть пол в детской, но не заставляю это делать. Он сам выбирает, когда приступить к обязанностям. Любит ухаживать за младшей сестренкой, кормит ее, одевает. Но это не является эго обязанностями».

Мама Таня поделилась своей историей : «Я с детства ненавижу слово «обязанности». Это кошмар моего детства: ведро с водой, тряпка и бесконечная шеренга обуви, которую нужно перемыть. У меня было столько обязанностей, что сейчас хуже хозяйки, чем я, и найти невозможно».

Домашние обязанности ребенка в 8-9 лет

В этом возрасте в перечень домашних обязанностей ребенка можно ввести мытье пола, складывание одеял, наведение порядка в своих шкафах и ящиках. Девочки могут самостоятельно пришивать пуговицы, зашивать разорванную одежду.

Дети могут убирать за животными, готовить несложные блюда, помогать размораживать и мыть холодильник. Также школьнику уже можно доверить его младшего братика или сестричку : кормление, несложный уход (но не превращайте ребенка в третьего родителя - не нагружайте его, пусть успеет насладиться детством).

Мама Оля рассказывает о своей дочке : «Моей Даше 9 лет. Её обязанности убрать за собой игрушки и вещи, сама моется и ухаживает за длинными волосами, кошка полностью на ней. Она присматривает за младшей сестрой, когда я прошу, поубирать в квартире может почти всё. Очень любить помогать на кухне: салаты всякие режет, делает пиццу, но вот посуду пока моет плохо. Но в семь лет этого не было ничего, постепенно сама научилась».

Помните, что не нужно давать ребенку сразу много поручений, постепенно добавляйте одно-два новых. Но впервые пусть делает всё под вашим присмотром. Пусть гладит полотенца или печет печенье: будьте рядом!

Критерии чистоты вымытых полов или качества повешенных в шкаф брюк не должны зависеть от вашего настроения. Ребенок должен понимать, что такое качество сделанной работы.

Наберитесь терпения, мотивируйте ребенка на ежедневные достижения и не ругайте сильно, если у него что-то не получается!

В статье приведены примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи».

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям. Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

  • Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
  • Положить книги и журналы на полку.
  • Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
  • Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
  • Очистить свое место за столом.
  • Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
  • Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
  • Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
  • Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

  • Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
  • Помочь убрать бакалейные товары.
  • Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
  • По расписанию давать корм домашним животным.
  • Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
  • Помогать расстилать и убирать постель.
  • Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
  • Протирать пыль.
  • Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
  • Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
  • Делиться с друзьями игрушками.
  • Доставать из почтового ящика почту.
  • Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
  • Развешивать носки и носовые платки на сушке.
  • Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

  • Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
  • Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
  • Самостоятельно наливать себе питье.
  • Сервировать обеденный стол.
  • Сорвать с грядки салат и зелень.
  • Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
  • Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
  • Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
  • Чистить раковину, туалет и ванну.
  • Протирать зеркала.
  • Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
  • Складывать и убирать чистое белье.
  • Отвечать на телефонные звонки.
  • Помогать прибирать квартиру.
  • Оплачивать мелкие покупки.
  • Помогать мыть машину.
  • Помогать выносить мусор.
  • Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
  • Кормить своего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка

(первый класс)

  • Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
  • Пылесосить ковер.
  • Поливать цветы и растения.
  • Чистить овощи.
  • Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
  • Собирать вещи в школу.
  • Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
  • Вешать свою одежду в платяной шкаф.
  • Собирать дрова для костра.
  • Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
  • Прогуливать домашних животных.
  • Нести ответственность за свое мелкие раны.
  • Выносить мусор.
  • Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
  • Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка

(второй класс).

  • Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
  • Принимать телефонные сообщения и записывать их.
  • Быть на посылках у родителей.
  • Мыть собаку или кошку.
  • Тренировать домашних животных.
  • Нести пакеты с продуктами.
  • Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
  • Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
  • Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
  • Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка

(третий класс)

  • Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
  • Мыть пол.
  • Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
  • Самостоятельно наполнять себе ванну.
  • Помогать другим (если его просят) в работе.
  • Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
  • Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
  • Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
  • Складывать одеяла.
  • Пришивать пуговицы.
  • Зашивать распоровшиеся швы.
  • Чистить кладовку.
  • Убирать за животными.
  • Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
  • Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
  • Собирать фрукты с деревьев.
  • Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
  • Красить забор или полки.
  • Писать простые письма.
  • Писать благодарственные открытки.
  • Кормить ребенка.
  • Купать младших сестер или братьев.
  • Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка

(четвертый класс)

  • Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
  • Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
  • Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
  • Покупать продукты по списку.

    Самостоятельно переходить улицу.

  • Самостоятельно приходить на назначенные встречи, если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
  • Печь печенье из полуфабриката в коробках.
  • Готовить еду на семью.
  • Получать свою почту и отвечать на нее.
  • Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
  • Ходить в гости.
  • Планировать свой день рождения или другие праздники.
  • Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
  • Мыть семейный автомобиль.
  • Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка

(пятый класс)

  • Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
  • Не бояться одному оставаться дома.
  • Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
  • Уметь ездить на автобусе.
  • Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка

(шестой класс)

  • Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
  • Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
  • Самостоятельно выполнять свои дела.
  • Косить газон.
  • Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
  • Чистить плиту и духовку.
  • Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

  • В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
  • Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
  • Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
  • Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
  • Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
  • Последовательно выполнять принятые решения.
  • Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
  • По возможности зарабатывать немного денег.

Последние материалы раздела:

Узоры на ногтях для начинающих поэтапно
Узоры на ногтях для начинающих поэтапно

Красивый маникюр, украшенный рисунками, выглядит завораживающе. Он не скучен и имеет свою изюминку. Рисунки могут быть самыми разнообразными,...

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...