Совместные игры для родителей и детей. Совместные игры детей и родителей Совместные игры с предметами

Подробности Игры

Анализ литературы, посвященной совместным играм для детей, позволяет предположить, что существует ряд подходов, которые могут использовать воспитатели, чтобы усложнять и добавлять разнообразие к детским играм.

Предметы

Более широкий диапазон реалистичных реквизитов послужит стимулом для социально-драматической совместной игре мальчиков. Предпочтительно иметь более одного предмета форменной одежды (например, пожарного и строителя), чем несколько разных предметов, принадлежащих представителю одной профессии, поскольку это позволяет легче построить и развить групповые сценарии и избежать конфликтов из-за обладания ценным предметом одежды.

Многие из предметов, которые предоставляются для детских игр, призваны отражать стереотипное поведение и особенности, поэтому, как правило, приводят к совместной игре дошкольников одного пола. Между тем, существуют явные преимущества для случаев совместных игр мальчиков и девочек, особенно для мальчиков - с точки зрения языкового развития и социальных навыков.

При планировании использования игровых площадок важно сосредоточиться на предметах, которые позволят проводить смешанную гендерную игру с ролями, приемлемыми и удобными для всех. Точно так же следует уделять внимание предоставлению переносных, а не фиксированных или тяжелых предметов для игр. Дети должны быть в состоянии без труда переставлять игровые предметы и быстро обустраивать совместные игры.

Коллекция картонных коробок, пустых пластиковых бутылочек, контейнеров т.д. является более богатым ресурсом для совместной игры, чем покупной конструктор, отмечает igrushkovo . Детские игрушки СССР в этом смыле более приспособлены для детского творчества, чем их современные аналоги. Диапазон потенциальных игровых сценариев для детей значительно возрастет, если расширить пространственно структурированные рамки вокруг традиционных игровых зон.

Стратегии вопитателя

Исследования показывают, что воспитатели участвуют в спонтанной совместной игре детей только в 1-2% случаев, и что менее 20% этих вмешательств оказывают положительное влияние на эпизод игры. Воспитателям нужно время, чтобы внимательно наблюдать за игрой и быть уверенными, что любое вмешательство, которое они делают, окажет положительное влияние на игру.

Случай из практики 1

Однажды утром в детском саду группа из пяти мальчиков играла вместе в песочнице. Они построили вулкан и разработали сложную сюжетную линию, используя динозавров и других пластмассовых животных. По мере развития сюжета один из динозавров спасался от извержения вулкана. В этот момент Боря прыгнул на вершину вулкана и громко закричал: «Спасите, спасите!». После этого крика воспитатель строгим голосом сделал Боре замечание о недопустимости подобного поведения. Несмотря на то, что Боря и другие мальчики пытались объяснить, что они призывали к спасению, их объяснения были проигнорированы, в результате чего развитие сценария богатой фантазией игры остановилось.

Внимательное наблюдение воспитателя за игрой может дать возможность улучшить сценарий - не за счет прямого вмешательства игру, а за счет тонкого добавления дополнительных предметов.

Случай из практики 2

В детском саду учитель наблюдал за группой детей, разыгрывающих совместную деятельность в песочнице по строительству дорог и домов. Игра начинала терять направление и фокус. Воспитательница подошла к складу и достала пару дорожных конусов. Затем она зашла в гардеробную и взяла три строительных жакета. Ничего не сказав группе детей, играющих в песочнице, она поместила конусы и жакеты на ограждение песочницы - на некотором расстоянии от игры, но в поле зрения детей. В течение двух минут дети включили конусы и жакеты в свою игру, в которой теперь начались серьезные дорожные работы, и двое детей вошли внутрь песочной конструкции, чтобы сделать знаки «остановка» и «дорожные работы».

Учителя могут также в групповом режиме использовать рассказы различных историй, чтобы побудить детей к собственным рассказам в рамках социально-драматической игры. Дискуссии облегчают детям понимание структуру, лежащей в основе повествования и драматического представления, которое они могут начать встраивать в свою собственную игру.

Существует ряд других вмешательств воспитателей, которые положительно влияют на совместную игру детей. Способность играть роль в подчиненной роли, а не в роли режиссера, позволяет воспитателю предлагать свои варианты, которые дети могут принять или отклонить. Этот тип вовлечения позволяет начать обсуждение различных точек зрения на различные роли в сценарии.

Окружающая среда - это живая, меняющаяся система. Это больше, чем физическое пространство, она включает в себя то, как структурировано время и роли, которые мы должны играть. Она обусловливает то, как мы чувствуем, думаем и ведем себя; и это в значительной мере влияет на качество нашей жизни.

Название игры: «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом

Возраст: 3-4 года

Материал: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики)

Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры воспитатель фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Название игры: «Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие

Возраст: 5-6 лет

Ход игры: Дети стоят в полукруге. Один ребенок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.



Название игры «Вопрос - ответ»

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Возраст : 5-7

Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).


Название игры: Обзывалки

Цель : развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст : 4-5 лет.

Необходимые приспособления : мячик .

Ход игры : детям предлагается , передавая друг другу мячик , обзывать друг друга необидными словами , например названиями овощей или фруктов , при этом обязательно называть имя того , кому передается мячик : «А ты , Лешка - картошка », «А ты , Иришка - редиска ». Обязательно предупредить детей , что на эти обзывалки нельзя обижаться , ведь это игра . Завершать игру обязательно хорошими словами : «А ты , Маринка - картинка », «А ты , Антошка - солнышко » и т. д.

Мячик передавать нужно быстро , нельзя долго задумываться .

Комментарий : перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах , о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться .

Название игры: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

Цель : развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст : 3-4 года.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».


Название игры: Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет .

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул .

Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Название игры: «Салют»

Цель : Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения, развивать умения снятия напряжения, воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

Возраст: любой

Материалы : лист цветной бумаги, салфетки, ножницы.
Ход игры : Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки(либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.

Игра: «Ладонь на ладонь»

Цель : Обучать детей эффективному взаимодействию,

развивать умения согласовывать действия с партнером, воспитывать чувство коллективизма.

Возраст: 4-5 лет

Ход игры: Педагог объясняет детям правила.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаться по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок. Итог : дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

Игра: «Меняемся пуговицами»

Цель : Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать, воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Возраст: 5-6 лет

Материал : 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».


Название игры: «Давай поговорим»

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой .

Количество играющих: 2 или больше человек.

Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.В конце можно спросить,кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Статья по педагогике. Совместная игра воспитателя с детьми раннего возраста как культурная практика

Данная статья предназначена для начинающих воспитателей, работающих с детьми раннего возраста (2-3 года) и будет интересна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Эту методику я использую в своей работе
* * *
Жизнь детей 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Ребенок быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, телепередачи, выезжает за границу на отдых, ходит с семьей в кафе, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у детей самостоятельности и творчества. В основу решения задач ФГОС ДО положен культурологический подход в педагогике. Это диалог двух культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры педагога, воспитателя. Реализация культурологического подхода происходит путем освоения детьми культурных практик.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Еще издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, называют игрой.
Если говорить о раннем дошкольном возрасте, то очевидная культурная практика – это совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
А виды и формы работы с детьми это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми.
Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель – прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник. Поэтому наша задача – развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра для малышей имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них – форма познания окружающего мира.
Сюжетно-ролевая игра имеет 3 структурных компонента: сюжет, содержание и роль.
1) Сюжеты ролевых игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, где отражается профессиональный труд людей и общественные
2) Содержание ролевых игр меняется в зависимости от глубины представлений детей о деятельности взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается детьми с помощью роли, которую он на себя берет.
3) Роль – это главный компонент игры. Роль уже появляется у детей раннего возраста. На третьем году жизни у малыша растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый.
Дети раннего возраста играют недолго 5-10 минут. Но эти минуты бесценны для развития детей. Прежде, чем начать игру, я устанавливаю с малышами эмоционально-положительный контакт. Показываю игровые действия, руковожу игрой, но мягко и ненавязчиво. А затем наблюдаю за игрой детей, проявляю интерес к их действиям, поощряю, радуюсь тому, как малыши хорошо играют.
В своей работе с малышами я выделяю несколько этапов или уровней развития сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Действия детей однообразны, часто повторяются. Самостоятельная игра кратковременна. Начинаю вести работу по развитию игровых умений. Сначала провожу специальные игры, которые носят обучающий характер. Такие игры рассчитаны на совместную игру воспитателя и детей, показ игровых действий с игрушками и предметами заместителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинаю игру, продумываю ее ход и диалог между персонажами. Стараюсь вовлечь малышей в игру, вызываю их на разговор, добиваюсь максимальной активности детей. Обучающие игры провожу и индивидуально, и фронтально.
На втором этапе развития сюжетно-ролевой игры основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Одну и ту же игру повторяю многократно. Начинаю объединять детей в небольшие группы.
На третьем этапе уже подключаюсь к игре как партнер – носитель дополнительной информации. Стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого малыша. Детский интерес помогает расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей, позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать речь детей.
На четвертом этапе ближе к трем годам жизни дети начинают сами объединяться в группы. Л.С.Выготский подметил, что в раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли. И объединение детей в этом периоде в сюжетно-ролевой игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной. На этом этапе я стараюсь научить детей взаимодействовать друг с другом.
Для развития самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения неоценимую помощь оказывают игры-инсценировки и игры драматизации. В них мы с детьми разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в сюжетно-ролевую игру. Использую игры-инсценировки и игры драматизации по знакомым детям произведениям: сказкам, стихам, потешкам. В таких играх мое участие, как педагога, проявляется в разыгрывании сказочного сюжета, показе пользования ролевой речью, звукоподражании, втягиванием малышей в игру, подсказывании реплик, объяснении действий, создании таинственности.
Такую работу я включаю и в занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Это своего рода предварительная работа, где мы читаем с детьми художественные произведения, рассматриваем с ними иллюстрации, показываем повадки животных и птиц. И затем малыши используют все это в самостоятельных играх. А для того, чтобы самостоятельные игры детей стали увлекательными, творческими, продолжительными, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть игровой позицией.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит и от организационной деятельности воспитателя. Во-первых, нужно создать предметно-игровую среду для детей. Во-вторых, осуществлять игровую деятельность последовательно и систематически, а не от случая к случаю. В-третьих, воспитатель должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям.
Полученные навыки наши малыши демонстрируют и на различных мероприятиях, проводимых в нашей группе, и развлечениях.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является формой организации детской жизни, средством формирования и развития детского творчества, начала общественных и личностных качеств.
В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие малыша. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи малыша и на развитие общения в период раннего возраста. В игре складываются и другие виды деятельности малышей, которые потом приобретают самостоятельное значение, например: рисование, лепка, конструирование. В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых.
И здесь важная роль, внесение творчества, создание интереса, конечно же, принадлежит воспитателю. Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
Таким образом, совместная игра воспитателя с детьми как культурная практика именно в раннем возрасте помогает детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы при помощи взрослых. Тем самым помогает подготавливать детей к дошкольному периоду самостоятельной творческой деятельности.

Валентина Беляева
Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей

Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Игры- драматизации разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основу которого входят содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказки – особо любимый детьми репертуар. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Нам легче представить себя зайкой или собачкой. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций их можно проводить в помещении и на участке. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему.

Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей , вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет. Необходимо и наличие диалогов.

Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок) . Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

Дальнейший шаг – каждый участник изображает сценку по-своему. И ещё более сложное задание – ребёнок выбирает тему и сам её разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Они могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации : это игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; также игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Она даёт возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций , в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие :

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик» , «Листочки летят и падают на дорожку» , «Хоровод вокруг елки» ).

Однотомная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…» , «Заинька, попляши…» , В. Берестов «Больная кукла» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам : коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка» ; К. Ушинский «Петушок с семьей» . «Васька» ; Н. Павлова «На машине» , «Земляничка» ; В. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» , «Заюшкина избушка» , «Три медведя» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , «Кот, петух и лиса» ).

Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок» , «Репка» ) и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом» , К. Чуковский «Цыпленок» ).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка…» , «Тили-бом» , К. Ушинский «Петушок с семьей» , А. Барто «Игрушки» , В. Сутеев «Цыпленок и утенок» .) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать с взрослым в импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам» ).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» , это умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений, это умение взаимодействовать с другими участниками игры : играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство» , «Оказание помощи» . «Разговор животного со своим детенышем » и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик» , «В лесу» , «Веселые обезьянки» , «Котята играют» и т. п.).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций , которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей» , «Лиса и волк» , «Гуси-лебеди» , «Красная Шапочка» );

Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры» , «Ребята и зверята» , «Труд взрослых» ;

Постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» ; К. Чуковский «Путаница» ). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности , когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси» ; С. Михалков «Котята» , 3убкова «Мы делили апельсин» ).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль» , «Заяц и еж» , произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.

Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.

Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям , что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому, в ней будет участвовать несколько человек.

Игры – драматизации в педагогическом плане интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы : одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов. Масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев , глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка.

Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью , включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей . Дети с удовольствием включаются в игру.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений , чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, организаторских , оформительских, двигательных).

Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Давайте поиграем!

Совместная деятельность детей

И воспитателя.

В течении дня ребёнок большую часть проводит в детском саду и как он проведёт этот день зависит от воспитателя и от характера ребёнка. Дети, так же как и взрослые,имеют особенности своего характера. Наиболее всего дети подвержены агрессии, застенчивости, эмоциональной неуравновешенности, трудно находят контакт со сверстниками. Предлагаю игры на преодоление этих недостатков у детей дошкольников.

Игры, направленные на развитие навыков

Эффективного общения.

Умение общаться - непростой, но необходимый навык в современной жизни. Психологи определяют общение как процесс установления контактов. Способность к этому у всех разная. Если ребёнок тяжело вступает в контакт со сверстниками, ему нужна психологическая поддержка и помощь взрослого.

Предлагаемые игры вызывают положительные чувства по отношению к другим участникам, развивают речь, учат детей выделять хорошие качества о человеке, говорить о них, делать и принимать комплименты.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но известная детям тема, например: «Мои игрушки», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме» и т.д. Один из участников - «гость» - садится в центре комнаты и отвечает на вопросы участников по теме.

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА. Взрослый предлагает детям сказку-задание: чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди говорят о её положительных качествах. Когда Несмеяна будет согласна с названным качеством, она должна улыбнуться.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Дети становятся в круг, Ведущий даёт одному из участников мяч. Дети бросают мяч друг другу, называя слова вежливости. Затем игра усложняется. Ведущий просит называть только слова приветствия (прощения, извинения, благодарности).

Игры на преодоление застенчивости.

Многие люди путают два совершенно разных понятия - застенчивость и скромность. И если скромность действительно украшает человека, то застенчивость создаёт много сложностей. Застенчивость характерна для многих детей. Психологи считают эту особенность реакцией на страх. Она возникает и закрепляется в определённый момент общения ребёнка с другими людьми. Помочь маленькому человеку преодолеть застенчивость и сформировать у него желание общаться со сверстниками непросто. Предлагаемые игры помогут ребёнку преодолеть чувство неуверенности в себе, избавиться от застенчивости, сформируют у ребёнка уверенность в своих силах, развивает речь, повышает самооценку.

СКАЗКА. Ребёнку предлагается придумать и рассказать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Ирина - мирная, сказка о девочке, которая приносит мир в каждую семью.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. Для разыгрывание различных ситуаций ребёнку можно предложить темы: «К тебе в гости пришли твои друзья. Как ты им покажешь свою комнату»? «Ты потерял игрушку. Как ты будешь её искать? Как ты попросишь друзей помочь тебе»?

СЕКРЕТ. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: бусинки, пуговицы, палочки небольшие, кусочки ткани; ребёнок зажимает кулачок с предметом и никому не показывает его. Это «секрет». Участники должны найти способ уговорить друг друга показать свой «секрет».

Я ЛУЧШЕ ВСЕХ УМЕЮ. Дети садятся в круг. Ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например: танцевать, петь, рисовать, заплетать косу и т.д). Затем дети по очереди показывают эти действия жестами.

Игры для коррекции эмоционально -

Неуравновешенного поведения детей.

Наблюдая детей психологи говорят об эмоциональной неуравновешенности. Таким детям трудно, а иногда и не под силу, владеть своими эмоциями. Многие их действия бесконтрольны, а поведение может быть агрессивным. Все негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определённую, иногда скрытую причину. Занимаясь с ребёнком, учите осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. Игры помогут преодолеть трудности эмоционального развития малыша, наладить контакт с беспокойным ребёнком, научат концентрировать внимание.

ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Дети садятся в круг. Ведущий раздаёт карточки, на которых написаны или нарисованы различные эмоциональные состояния: радость, интерес, гнев и т. д. Игроки должны изобразить при помощи мимики, жестов и выразительных движений ту эмоцию, которая показана у них на карточке. Остальные участники отгадывают, какое эмоциональное состояние пытается выразить их товарищ.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ. По сигналу ведущего дети начинают делать все, что им хочется: прыгать, скакать, стучать. По второму сигналу дети садятся на стульчики и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. После игры можно обсудить, какие звуки удалось услышать.

КЛУБОК. Если ребёнок сильно возбуждён или капризничает от переизбытка напряжения, предложите ему поиграть с клубком. Заранее приготовьте небольшой клубок шерстяной пряжи. Перематывая нитки, ребёнок успокаивается, становится серьёзным, концентрирует своё внимание. Игру можно разнообразить. Отрежьте несколько кусочков ниток разной длины. Пусть ребёнок сложит из них какую либо фигуру, а может быть, и целую картину.

Игры на развитие сплочённости группы.

Посещая детский сад, ребёнок большую часть времени находится в коллективе. Если коллектив дружный, сплочённый, то ребёнок легко адаптируется, получает положительные эмоции, чувствует себя уверенно и комфортно, занимается с большим желанием, меньше устаёт. На сплочённость коллектива влияет совместная деятельность, совместные увлекательные игры. Предлагаемые игры помогут ребёнку найти общий язык со сверстниками, вступать в контакт с группой детей,научат детей внимательности и аккуратности.

ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ. Дети садятся в круг. Педагог передаёт (пантомимикой) по кругу какой-либо предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку» и т. д. Важно, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна меняться).

СЛУШАЙ ХЛОПКИ. Участники свободно двигаются по комнате. По сигналу воспитателя им необходимо объединиться в группы по несколько человек (количество человек в группе зависит от количества хлопков, сделанных воспитателем). Если число участников в группе не совпадает с количеством хлопков, то группа сама должна решить, как выполнить условия игры.

АССОЦИАЦИИ. Ребёнок жестами, мимикой изображает другого участника игры, его особенности, привычки, манеру двигаться и т. д. Остальные дети отгадывают, кого из участников изображает ведущий.

ПУТАНИЦА. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает игроков, тоже не разнимая рук игроков.

Игры на снятие агрессии у детей.

Агрессивность - довольно распространённое явление среди детей. Очень часто можно увидеть, как дети вступают в конфликт, провоцируют друг друга на ссору, вступают в драку со сверстниками. Агрессивность может проявляться у детей как вербальная (оскорбление словами), так и невербальная (драки, толчки и т. д.) Ребёнок должен понять, что он может с состоянием агрессии справится и сам, не доставляя никому неприятностей. Игры помогут ребёнку овладеть приёмами саморегуляции, способствуют выбросу негативных эмоций, успокоиться, развивают мелкую моторику.

МОНЕТКА В КУЛАЧКЕ. Дайте ребёнку в кулачок монетку и попросите его сильно сжать. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется.

РВЁМ БУМАЖКИ. Если вы видите, что ребёнок агрессивен или возбуждён, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмёт лист бумаги или газету и разорвёт её на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребёнка и поможет снять напряжение.

СЧИТАЕМ БУСИНКИ. Рассыпьте на столе крупные бусинки разных цветов и предложите сосчитать сначала все зелёные, затем красные, синие и т. д. В конце игры ребёнок поочерёдно складывает в коробочку или нанизывает на леску.

НАРИСУЕМ ГНЕВ. Предложите детям нарисовать гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева и нарисовать её. В конце занятия все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.


Последние материалы раздела:

Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий
Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий

Цель: создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний.2....

Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки
Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки

Здравствуйте дорогие друзья! Я уже знакомила вас с книгами- открытками . Позвольте представить вашему вниманию ещё одну книгу-открытку, которую я...

Как сделать лебедя из модулей?
Как сделать лебедя из модулей?

Как сделать маленького лебедя из модулей в технике оригами, вы сможете узнать из материалов нашей статьи. На его изготовление уходит немного...