Устройство детей без попечения родителей. Типы стационарных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Учреждения пребывания детей оставшихся без попечения родителей

В число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входят:

· детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основными задачами учреждений являются:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психо-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

Деятельность таких учреждений строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Учреждение создается учредителем. Им могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о доме ребенка2 во вновь организуемых домах ребенка, как правило, должно быть не менее 30 и не более 100 коек. В доме ребенка возрастной состав детей в группах и количество групп устанавливается в зависимости от мощности учреждения и возрастного состава детей в нем. Каждая группа детей в доме ребенка обслуживается специальной сестрой и няней. Дом ребенка имеет изолятор, обслуживающий больных детей. Количество мест в изоляторе составляет не менее 10% коечного фонда. Помещение дома ребенка, медицинское и хозяйственное оборудование, а также мягкий инвентарь и его содержание должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей и соответствующим нормам.

Организация обучения и воспитания в образовательном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет – не более5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Учреждение с согласия воспитанников может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соответствующей лицензии.

В учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признанные недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом (см. Приложение № 2).

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.

Управление учреждениями осуществляется в соответствии с законом РФ « Об образовании»1, типовым положением и уставом. Директор учреждения назначаемое лицо и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное пользование.

Деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника (см. Приложения № 3 - 6). Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя.

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом - это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.1 1 Работа с асоциальной семьей: сборник ст./ отв. редактор И.Осипова. - Владивосток, 2002. С. 13

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.1 1 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. -г.Ростов н/Д: 2000г. С.170 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному и тому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.

Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют ряды криминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям, которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев, либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, и т.д.1 1 «В помощь детскому психологу»: сборник статей/ под редакцией И.Осиповой. - Владивосток, 2001. С.9 В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги и психологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальных семей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте, письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детей возвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении одной недели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.

Практика определения детей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелое материальное положение, по договору на срок до 1 года и более - зачастую приводит к отказу от ребенка родителей.

Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

  • - дом ребенка
  • - детский дом
  • - школа-интернат
  • - приют
  • - центры временного содержания детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают 8 разных видов:

  • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
  • -III и IV вида - для слабовидящих,
  • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
  • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
  • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:

1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)

2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа

3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями

Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.

По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.

Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

1

В России существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется той категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая входит в число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Представленная статья посвящена актуальной проблеме устройства такой категории детей. В данной статье рассматриваются основные формы специализированных коррекционных (лечебных) учреждений. Они включают четыре категории устройства детей, среди которых коррекционные учреждения (специальный коррекционный детский дом, специальная коррекционная школа-интернат); детские дома-интернаты; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением, включая совершивших правонарушения; санаторные детские дома. Каждый тип учреждений, рассмотренный в статье, имеет свою особенность, специфику и решает определённые цели и задачи, направленные не только на реабилитацию, но и на социализацию и жизнестойкость детей с ограниченными возможностями здоровья.

дети-сироты

коррекционные учреждения

детский дом

детский дом-интернат

форма устройства детей-сирот

1. Алифанова Л.И., Кораблёва О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2016. – № 3-2 (59). – С. 328-338.

2. Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: дис. … канд. пед. наук. - Тула, 2005. – 187 с.

3. Воробьёва Е.Г., Ялпаева Н.В. Развитие системы специального дошкольного образования в России // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 2. – С. 32-39.

4. О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 26 декабря 2000 г. № 3. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901780988 (дата обращения: 05.10.2016).

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания: утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.

6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей: утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 559-ст.

7. О методических рекомендациях по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением: Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. № 24-51-1133/13. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901767667.

8. Правдов М.А. и др. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России / М.А. Правдов, Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, В.Н. Матвеичев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 1 (21). – С. 16. - URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1201316/pdf_50 (дата обращения: 07.10.2016).

9. Селитреникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида // Адаптивная физическая культура. – 2012. – Т. 51. – № 3. – С. 22-24.

10. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/ (дата обращения: 03.10.2016).

11. Шипилов Р.М. и др. Интернатные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, И.Ю. Шарабанова, Ю.А. Ведяскин // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.5 (71). – С. 1763-1771.

12. Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 74. – С. 629-637.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин оставались вне семейной заботы и требовали особого отношения к себе со стороны социума. Особенно остро проблема сиротства обстоит в России . Причиной сиротства является возникновение социально дезадаптированных семей, где царят неуважение к человеку, бескультурье, пьянство, что приводит к полному отсутствию удовлетворенности ребенка в жизненно важных потребностях, что обуславливает попадание значительного числа детей в категорию «трудных» или «риска».

Дети, которые с первых лет жизни наблюдали рядом с собой пример асоциального поведения, зачастую сами начинают его повторять, оказываясь не готовыми и не умеющими осуществлять безопасную для себя и окружающих жизнедеятельность в социуме. Это ведет к увеличению социальных рисков и, как следствие, росту социальной напряженности в обществе.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается порядка 482 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 83% детей воспитываются в семьях. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в государственном банке данных, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 71 тысяча, из них детей, имеющих инвалидность, - 21 тысяча . Данные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной адаптации и реабилитации в современном обществе, с ними необходимо осуществлять дополнительную работу по формированию у них культуры безопасности жизнедеятельности в социуме, создавать условия для их социализации.

Государство отвечает за жизнь ребёнка, в его обязанности входит создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, оказание помощи в адаптации и социализации. Для решения этой проблемы были созданы и успешно работают органы опеки и попечительства, увеличивается число патронатных и приемных семей, открыты семейные детские дома. Серьезная работа ведется по улучшению условий обучения и воспитания, социальной адаптации, медико-психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности. Разработаны и внедрены во всех субъектах Российской Федерации программы, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Политика государства направлена на решение проблем социальной адаптации и реабилитации наиболее незащищённой категории детей, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Особое внимание направлено на ту категорию детей, которая входит в число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы были созданы специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, целью которых является не только обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья , но и их социальная адаптация в современном обществе. В нашем исследовании мы попытаемся раскрыть формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений как устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методика

Проведённое исследование основывается на комплексном использовании следующих методов исследования: анализа литературных источников, анализа нормативно-правовых документов, метода обобщения. Глубокий анализ литературных источников, нормативных документов, реферативных изданий позволил раскрыть основные формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, распространённых в России. Метод обобщения как метод исследования представляет собой анализ собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С помощью метода обобщения мы получили фактический материал, который использовали в данной работе.

Обсуждение

Согласно данным специальной литературы, нормативно-правовым документам и в результате обобщения собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами существующие в России формы устройства детей-сирот достаточно разнообразны. С нашей точки зрения их можно разделить на пять категорий: образовательные учреждения интернатного типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения; учреждения семейного типа; военно-учебные заведения; кадетские учреждения. Перечисленные категории учреждений в той или иной степени связаны с воспитанием и обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образовательные учреждения интернатного типа включают в себя: дома ребёнка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, детские дома квартирного типа, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, школы-интернаты при церкви . Формы устройства детей-сирот семейного типа представлены: усыновлением, опекой и попечительством, детскими домами семейного типа, приёмными семьями, временными приёмными семьями. В настоящее время в России имеются такие формы устройства детей, как патронатные семьи, детские деревни-SOS, дома молодёжи-SOS, пансионы семейного воспитания, приходские детские дома. Категории военно-учебных заведений и кадетских учреждений включают: военные училища, воинские части, кадетские школы-интернаты, кадетские корпуса и музыкальные кадетские корпуса. В нашем исследовании мы обратим внимание на учреждения, имеющие специфику коррекционных образовательных учреждений. К ним можно отнести: образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

  1. В категорию «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» входит два вида образовательных учреждений: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии .

В данных образовательных учреждениях воспитываются дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены на определённый срок, находятся на длительном лечении и др. В представленных учреждениях создаются особые условия, максимально приближенные к домашним, специалистами организовывается особая среда, способствующая медико-психологической реабилитации и адаптации детей к окружающему их социуму. На детей, воспитывающихся в этих учреждениях, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством.

Особенность данных учреждений характеризуется не только постоянным проживанием детей с последующими коррекционными и лечебно-профилактическими работами, но и их обучением с целью общеобразовательной и трудовой подготовки.

  1. К специальным (коррекционным) образовательным учреждениям, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, можно отнести: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VIII видов; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VII видов . По своей специализации в коррекционных учреждениях живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I вида для обучения и воспитания неслышащих детей и специальные (коррекционные) учреждения II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) . Данные учреждения строят свою программу на основе обучения детей с 1 по 12 класс. Общая численность учеников в классе не должна превышать 12 человек. Дети с полной потерей слуха проходят обучение в объёме неполной средней общеобразовательной школы за 12 лет. Дети, имеющие незначительную глухоту и серьёзные нарушения речи, проходят обучение с 1 по 12 класс, а дети с нарушениями речи, приводящими к дисграфии, дислексии, дислалии, проходят обучение в течение 10 лет. По возможности срок обучения может увеличиться. Дети с данными заболеваниями учатся активной речевой деятельности, развитию слухового и зрительного восприятия, чтению с губ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов для обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения . Образовательные учреждения III вида направлены на воспитание незрячих детей, а учреждения IV вида - слабовидящих детей. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (12-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (10-летнее обучение). Наполняемость классов не должна превышать 12 человек. Основной задачей в реабилитации детей стоит сохранение и развитие зрения. В образовательных учреждениях незрячие дети при обучении используют тактильно-кинестетические системы и слуховые анализаторы, частично видящие активно пользуются зрительными анализаторами. Особая роль уделяется взаимодействию незрячих детей с видящими детьми, что повышает их социальную активность.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида обучаются дети, имеющие слух, но ярко выраженную патологию речи . Дети обучаются по программе неполной средней общеобразовательной школы. Главная задача - исправление дефектов устной и письменной речи. В случае исправления патологии ребёнка переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида представляют собой лечебно-оздоровительные образовательные учреждения, предназначенные в качестве исправления дисфункций опорно-двигательного аппарата детей . В качестве вспомогательных средств используются различные тренажёры и оборудование. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (11-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (9-летнее обучение). В одном классе может обучаться не более 16 человек.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития . В таких учреждениях обучение осуществляется по программам неполной средней общеобразовательной школы. Работа в таких учреждениях строится на основе преодоления недостатков психофизического развития. В программе прописаны как индивидуальные, так и групповые занятия. Наполняемость группы - не более 20 человек. В случае восстановления психического развития ребёнка его переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида предназначены для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью . Данные учреждения относятся как к системе образования, так и к системе здравоохранения. Обучение детей осуществляется в дошкольных учреждениях (детские дома), где ведется подготовка этих детей к обучению в специализированных коррекционных школах-интернатах с целью получения доступной специальности.

В настоящее время детские дома и школы-интернаты I-V вида определяются как государственные образовательные реабилитационные учреждения, VI вида - государственные реабилитационные учреждения, а VII и VIII видов - государственные медико-социальные реабилитационные учреждения. Те и другие предназначены для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программам общеобразовательных школ .

  1. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, представлены санаторными детскими домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Данные учреждения предназначены обеспечить комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам, по подготовке их к самостоятельной жизни, социальной и педагогической интеграции в общество. На базе санаторных детских домов создаются специальные условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника. В данные образовательные учреждения для прохождения лечения направляются дети из различных детских домов и школ-интернатов. С воспитанниками проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия. В случае длительного лечения дети продолжают обучение по общеобразовательным программам на базе этих же учреждений.
  2. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением . К данной категории относятся следующие виды учреждений (специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии). В таких учреждениях обучаются по адаптированным образовательным программам дети в возрасте от 8 до 18 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью. С воспитанниками проводятся корректирующие мероприятия, лечебно-профилактические работы с целью их последующей интеграции в общество. В воспитательном процессе используются психолого-педагогическая поддержка, трудовое воспитание, способствующие социальной реабилитации.

Заключение

Таким образом, мы можем говорить о том, что государство создаёт условия для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение, получение квалифицированной психологической помощи, лечение и реабилитацию, а также социальную адаптацию в современном мире. Только за 2015 год количество детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, составило 15 тысяч человек. В их число входят и дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. Приведённые данные показывают, что эти дети имеют возможность наравне со сверстниками быть социально активными и успешными членами общества, готовыми к успешной социализации. Однако статистика вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год (58 тысяч человек) остаётся тревожной. Потребность в данных учреждениях по-прежнему высока. На сегодняшний день типология специальных (коррекционных) учреждений достаточно обширна. Каждый тип учреждений имеет свою специфику и решает определённые задачи, направленные на социализацию и развитие жизнестойкости у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографическая ссылка

Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Шарабанова И.Ю., Ишухина Е.В., Ведяскин Ю.А. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25682 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Последние материалы раздела:

Когда можно стричь волосы по оракулу
Когда можно стричь волосы по оракулу

Лунный календарь стрижек представляет собой подобие обычного календаря, с той разницей, что в нем будут указаны благоприятные и неблагоприятные дни...

Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?
Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?

Посеченные кончики беспокоят многих дам, которые обладают длинной шевелюрой. Питательные вещества трудно поступают в конец волоска, поэтому...

Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?
Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?

Красивые, ухоженные волосы – предмет гордости каждой представительницы прекрасного пола. Каждая девушка хоть раз задумывалась о смене имиджа, и...