Методическая разработка.физические упражнения в парах. Методика проведения ору в парах без предметов Интересные упражнения в парах

Тренируясь с другом, вы вполне можете использовать вес его тела в качестве утяжеления. Причём во многих упражнениях человек может регулировать нагрузку, используя не весь вес тела, а только какой-то процент. Это открывает возможности для совместных тренировок людей в разных весовых категориях.

Используйте эти упражнения как силовую нагрузку после совместных пробежек в парке или в качестве основной тренировки в отпуске и командировке, где нет доступа к спортзалу.

Упражнение на бицепс

  • Встаньте лицом друг к другу.
  • Согните руки в локтях и поднимите предплечья, переверните кисти ладонями вверх.
  • Ваш партнёр накрывает ваши ладони своими и наваливается весом тела.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, выполняйте подъёмы рук на бицепс.

Упражнения на трицепс

Стоя с полотенцем

  • Вы берёте полотенце, поднимаете руки над головой и сгибаете их в локтях до угла 90 градусов.
  • Партнёр встаёт за вашей спиной, берётся за полотенце и натягивает его.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, вы выпрямляете руки.

Выполните три подхода по 10 раз.

Отжимания с ногами на плечах

  • Партнёр встаёт на одно колено.
  • Вы встаёте за его спиной в упор лёжа и кладёте ноги ему на плечи.
  • Вы отжимаетесь в этом положении.

Выполните три подхода по 10 раз.

Жим лёжа

  • Вы ложитесь на спину, вытягиваете руки вверх.
  • Партнёр встаёт в упор лёжа с опорой на ваши руки.
  • Вы выполняете жим.

Выполните три подхода по 10 раз.

Упражнения на бёдра и ягодицы

Упражнение на бицепс бедра на полу

  • Вы ложитесь на пол на живот.
  • Партнёр садится лицом к вашим ногам, наклоняется вперёд и обхватывает руками ваши лодыжки.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, вы поднимаете голени, пока угол в колене не составит 90 градусов.

Жим ногами 60% веса партнёра

  • Вы ложитесь на пол на спину, вытягиваете руки вдоль тела, подтягиваете колени к груди.
  • Партнёр наваливается на ваши стопы грудью, убирает руки за спину или за голову.
  • Вы выжимаете партнёра ногами вверх, выпрямляя колени, и снова опускаете вниз.

Выполните три подхода по 10 повторений.

Жим ногами полного веса партнёра

  • Вы ложитесь на пол на спину, желательно рядом со стеной.
  • Руки выпрямляете вдоль тела, колени подтягиваете к груди.
  • Партнёр садится на ваши стопы лицом к стене, придерживается за стену.
  • Вы вытягиваете ноги, поднимая партнёра.

Выполните три подхода по 5–7 повторений в зависимости от веса партнёра.

Приседания с партнёром на плечах

Выполняйте это упражнение только после хорошей разминки, кардио и воздушных приседаний. Сделайте 3–5 повторений в зависимости от веса партнёра.

  • Вы встаёте лицом к стене, делаете приседание.
  • Партнёр садится вам на плечи, держится за стену.
  • Вы выпрямляете ноги с весом партнёра на плечах и снова уходите в приседание.

Если есть возможность, выполняйте упражнение рядом со шведской стенкой. Так ваш партнёр сможет подтягивать себя руками, снимая нагрузку.

Разведение ног

  • Вы ложитесь на пол на спину, сгибаете колени и ставите стопы на пол.
  • Ваш партнёр садится на пол лицом к вам, кладёт руки на ваши колени с внешней стороны и сжимает их.
  • Преодолевая сопротивление, разводите ноги и снова сводите их.

Выполните три подхода по 15 раз.

Становая тяга

  • Ваш партнёр ложится на пол лицом вниз.
  • Вы встаёте над его спиной, ноги по краям от его тела.
  • Берёте партнёра за плечи с внутренней стороны, рядом с подмышками.
  • Выполняете становую тягу, отрывая партнёра от пола.

Выполните три подхода по 10 раз.

Упражнения на пресс

Полное разгибание

  • Ваш партнёр встаёт на четвереньки, опускает голову.
  • Вы садитесь на партнёра, лицом к его ногам, заводите ноги за внутреннюю сторону его бёдер, руки поднимаете прямо вверх.
  • Вы откидываете корпус назад, стараясь достать руками до пола, а затем поднимаетесь в исходное положение.

Боковые подъёмы корпуса

  • Вы ложитесь на пол на бок, руки заводите за голову.
  • Партнёр удерживает ваши лодыжки на полу.
  • Вы выполняете подъёмы и опускания корпуса.

Выполните три подхода по 20 раз.

Двойное упражнение на пресс

  • Вы ложитесь на спину, сгибаете ноги в коленях, стопы ставите на пол.
  • Ваш партнёр ложится на спину так, чтобы его голова была между ваших стоп, и обхватывает руками ваши лодыжки.
  • Вы выполняете обычный подъём корпуса на пресс.
  • Ваш партнёр выполняет подъём прямых ног на пресс.
  • Сделайте один подход и поменяйтесь местами.

Выполните три подхода по 20 раз.

Подтягивание коленей к груди

  • Вы встаёте на пол в упор лёжа, подаёте ноги партнёру, он удерживает их на весу, чтобы ваше тело представляло собой прямую линию.
  • Вы подтягиваете колени к груди вместе с руками партнёра и выпрямляете обратно.

Выполните три подхода по 10–15 раз.

Этих упражнений достаточно, чтобы хорошо нагрузить . Попробуйте эту тренировку и делитесь впечатлениями в комментариях.

Тренируясь с другом, вы вполне можете использовать вес его тела в качестве утяжеления. Причём во многих упражнениях человек может регулировать нагрузку, используя не весь вес тела, а только какой-то процент. Это открывает возможности для совместных тренировок людей в разных весовых категориях.

Используйте эти упражнения как силовую нагрузку после совместных пробежек в парке или в качестве основной тренировки в отпуске и командировке, где нет доступа к спортзалу.

Упражнение на бицепс

  • Встаньте лицом друг к другу.
  • Согните руки в локтях и поднимите предплечья, переверните кисти ладонями вверх.
  • Ваш партнёр накрывает ваши ладони своими и наваливается весом тела.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, выполняйте подъёмы рук на бицепс.

Упражнения на трицепс

Стоя с полотенцем

  • Вы берёте полотенце, поднимаете руки над головой и сгибаете их в локтях до угла 90 градусов.
  • Партнёр встаёт за вашей спиной, берётся за полотенце и натягивает его.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, вы выпрямляете руки.

Выполните три подхода по 10 раз.

Отжимания с ногами на плечах

  • Партнёр встаёт на одно колено.
  • Вы встаёте за его спиной в упор лёжа и кладёте ноги ему на плечи.
  • Вы отжимаетесь в этом положении.

Выполните три подхода по 10 раз.

Жим лёжа

  • Вы ложитесь на спину, вытягиваете руки вверх.
  • Партнёр встаёт в упор лёжа с опорой на ваши руки.
  • Вы выполняете жим.

Выполните три подхода по 10 раз.

Упражнения на бёдра и ягодицы

Упражнение на бицепс бедра на полу

  • Вы ложитесь на пол на живот.
  • Партнёр садится лицом к вашим ногам, наклоняется вперёд и обхватывает руками ваши лодыжки.
  • Преодолевая сопротивление партнёра, вы поднимаете голени, пока угол в колене не составит 90 градусов.

Жим ногами 60% веса партнёра

  • Вы ложитесь на пол на спину, вытягиваете руки вдоль тела, подтягиваете колени к груди.
  • Партнёр наваливается на ваши стопы грудью, убирает руки за спину или за голову.
  • Вы выжимаете партнёра ногами вверх, выпрямляя колени, и снова опускаете вниз.

Выполните три подхода по 10 повторений.

Жим ногами полного веса партнёра

  • Вы ложитесь на пол на спину, желательно рядом со стеной.
  • Руки выпрямляете вдоль тела, колени подтягиваете к груди.
  • Партнёр садится на ваши стопы лицом к стене, придерживается за стену.
  • Вы вытягиваете ноги, поднимая партнёра.

Выполните три подхода по 5–7 повторений в зависимости от веса партнёра.

Приседания с партнёром на плечах

Выполняйте это упражнение только после хорошей разминки, кардио и воздушных приседаний. Сделайте 3–5 повторений в зависимости от веса партнёра.

  • Вы встаёте лицом к стене, делаете приседание.
  • Партнёр садится вам на плечи, держится за стену.
  • Вы выпрямляете ноги с весом партнёра на плечах и снова уходите в приседание.

Если есть возможность, выполняйте упражнение рядом со шведской стенкой. Так ваш партнёр сможет подтягивать себя руками, снимая нагрузку.

Разведение ног

  • Вы ложитесь на пол на спину, сгибаете колени и ставите стопы на пол.
  • Ваш партнёр садится на пол лицом к вам, кладёт руки на ваши колени с внешней стороны и сжимает их.
  • Преодолевая сопротивление, разводите ноги и снова сводите их.

Выполните три подхода по 15 раз.

Становая тяга

  • Ваш партнёр ложится на пол лицом вниз.
  • Вы встаёте над его спиной, ноги по краям от его тела.
  • Берёте партнёра за плечи с внутренней стороны, рядом с подмышками.
  • Выполняете становую тягу, отрывая партнёра от пола.

Выполните три подхода по 10 раз.

Упражнения на пресс

Полное разгибание

  • Ваш партнёр встаёт на четвереньки, опускает голову.
  • Вы садитесь на партнёра, лицом к его ногам, заводите ноги за внутреннюю сторону его бёдер, руки поднимаете прямо вверх.
  • Вы откидываете корпус назад, стараясь достать руками до пола, а затем поднимаетесь в исходное положение.

Боковые подъёмы корпуса

  • Вы ложитесь на пол на бок, руки заводите за голову.
  • Партнёр удерживает ваши лодыжки на полу.
  • Вы выполняете подъёмы и опускания корпуса.

Выполните три подхода по 20 раз.

Двойное упражнение на пресс

  • Вы ложитесь на спину, сгибаете ноги в коленях, стопы ставите на пол.
  • Ваш партнёр ложится на спину так, чтобы его голова была между ваших стоп, и обхватывает руками ваши лодыжки.
  • Вы выполняете обычный подъём корпуса на пресс.
  • Ваш партнёр выполняет подъём прямых ног на пресс.
  • Сделайте один подход и поменяйтесь местами.

Выполните три подхода по 20 раз.

Подтягивание коленей к груди

  • Вы встаёте на пол в упор лёжа, подаёте ноги партнёру, он удерживает их на весу, чтобы ваше тело представляло собой прямую линию.
  • Вы подтягиваете колени к груди вместе с руками партнёра и выпрямляете обратно.

Выполните три подхода по 10–15 раз.

Этих упражнений достаточно, чтобы хорошо нагрузить . Попробуйте эту тренировку и делитесь впечатлениями в комментариях.

Упр. 1. И. п. - стойка спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверх.

1. Полшага правой ногой вперед.

2. Перенести тяжесть тела на правую ногу, прогнуться (руки не опускать).

5-8. То же левой.

Упр. 2. И. п. - стойка спиной друг к другу, соединив руки в локтевых сгибах.

1. Мах правой ногой вперед.

3-4. То же левой.

Упр. 3. И. п. - стойка лицом друг к другу, взявшись за локти.

1. Мах правой ногой в сторону.

3-4. То же левой.

5-6. Полуприсед.

Упр. 4. И. п. - стойка лицом друг к другу на расстоянии 1,5 шага, ноги врозь, руки вверх.

1-2. Наклон вперед, руки на плечи друг другу (прогнуться, смотреть друг на друга).

Упр. 5. И. п. - стойка лицом друг к другу, руки на плечи.

1. Полуприсед.

3-4. То же, но глубокий присед на носках.

Упр. 6. И. п. - стойка лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки на плечи.

1. Первый номер - наклон влево, второй - вправо.

3-4. То же в другую сторону.

Упр. 7. И. п. - стойка лицом друг к другу, ноги врозь, руки на пояс друг другу.

1. Первый номер - наклон влево, правую руку вверх, второй - вправо, левую руку вверх.

3-4. То же, но первый - вправо, второй - влево.

Упр. 8. И. п. - стойка спиной друг к другу, взявшись за руки.

1-2. Стать на одно колено, руки в стороны, прогнуться.

Упр. 9. И. п. - первый номер - сед, руки вверх; второй - стоит сзади, руки на лопатках первого.

1. Первый - наклон вперед, второй - усиливает его.

Упр. 10. И. п. - сидя спиной друг к другу, соединив руки в локтевых сгибах, у первого номера ноги прямые, у второго - согнуты в коленях.

1-2. Первый номер - наклон вперед, второй номер - наклон назад, прогнуться в верхней части позвоночника, выпрямить ноги.

5-8. То же, но поменяв и. п.

Упр. 11. И. п. - упор сидя сзади лицом друг к другу на расстоянии шага, ноги согнуты, ступни первого упираются в ступни партнера.

1-4. Поочередное выпрямление ног с сопротивлением.

Упр. 12. И. п. - лежа на животе, руки в стороны (второй номер держит ноги первого).

1-2. Прогнуться, руки вверх.

Упр. 13. И. п. - первый номер -лежа на животе, руки вверх; второй номер - стоя верхом над первым.

1-2. Второй номер поднимает партнера за локти, первый номер прогибается в пояснице, не отрывая бедер от площади опоры.

Упр. 14. И. п. - лежа на спине ступнями друг к другу, правая стопа между стоп партнера, руки вдоль туловища.

1. Сед и наклон вперед, руки на плечи партнеру.

2. Добавочный наклон.

Упр. 15. И. п. - стойка в затылок друг другу, ноги врозь; первый номер - руки в стороны; второй - держит первого за руки в области лучезапястных суставов хватом снизу.

1-8. На каждый счет второй слабым рывком отводит руки первого назад (16-24 раза). Партнеры меняются ролями.

Упр. 16. И. п. - стойка спиной друг к другу вплотную, ноги врозь, руки вверх, кисти первого в замок, второй держит первого за кисти.

1-8. На каждый счет второй отводит прямые руки первого вперед. Затем партнеры меняются ролями.

Упр. 17. И. п. - стойка в затылок, руки второго номера по бокам головы первого.

1-8. Второй наклоняет голову первого влево и вправо, (партнер оказывает сопротивление). То же, но поменявшись ролями.

Упр. 18. И. п. - стойка спиной друг к другу, ноги врозь, взявшись за руки, руки вверх.

1-2. Первый номер - наклон вперед, второй - наклон назад. Прогибаясь в верхней части позвоночника, второй усиливает (осторожно) наклон партнера вперед (своим весом).

5-8. То же, поменявшись ролями.

Упр 19. И. п. - стойка лицом друг к другу, руки на плечи.

1. Полуприсед на правой, левую в сторону на носок.

3-4. То же левой.

Упр. 20. И. п. - стойка лицом друг к другу, левую ногу вперед, ладони первого упираются в ладони партнера.

1-4. Попеременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

Упр. 21. И. п. - стойка спиной друг к другу, ноги врозь, взявшись за руки, руки в стороны.

1. Прыжком ноги вместе, руки вверх.

2. И. п. – с переходом на ходьбу на месте.

Назначение упражнений

Упражнения в парах способствуют развитию силы, укреплению суставов и повышению их подвижности. Кроме того, в этих упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без помощи или поддержки партнера, что значительно обогащает двигательные умения учащихся. Так, упражнения в сопротивлении формируют у учащихся умение проявлять максимальные усилия или точно рассчитывать их ин­тенсивность для оказания сопротивления партнеру, что способствует развитию мышечной чувствительности. При этом работа мышц может протекать в различном режиме: статическом и динамическом (преодолевающего и уступающего характера). Упражнения, где партнер оказывает помощь или поддержку в выполнении определенных движений, способствуют формирова­нию умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнера).

Роль партнеров в этих упражнениях различна:

Оба партнера выполняют совершенно одинаковые по форме и характеру движения (зеркально или одноименными частями тела;

Партнер оказывает помощь, поддержку или сопротивление основному исполнителю.

Упражнения в парах с различными предметами (гимнасти­ческая палка, набивные мячи разного веса, скакалка, упражнения на гимнастической стенке и скамейке) благодаря специфике предметов и снарядов предъявляют повышенные требования к организму занимающегося. Все эти предметы позволяют разно­образить упражнения, избирательно воздействовать на желаемую группу мышц, развивать быстроту мышечных сокращений, строго дозировать нагрузку, формировать умение регулировать напря­жение и расслабление отдельных групп мышц.

Ценность упражнений в парах также несомненна и для развития


ряда навыков, имеющих прикладное значение. С этой целью применяются упражнения в перетягивании и переталкивании, поднимании и переноске партнера, элементы борьбы, броски и ловля мяча, передача предметов и другие, способствующие специаль­ной подготовке занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками, а также общему физическому развитию.

Правила составления комплекса и записи упражнений в парах

При составлении комплекса упражнений в парах рекомендуется придерживаться тех же правил, что и в упражнениях без предмета, а именно:

Начинать с упражнений общего воздействия в медленном темпе (типа потягиваний);

Нагрузку увеличивать постепенно, чередуя работу различных групп мышц;

Чередовать упражнения по характеру воздействия (на силу, гибкость, расслабление и т. п.);

Наиболее интенсивные упражнения давать в середине или во второй половине комплекса;

Завершать комплекс упражнениями умеренной интенсивности. Некоторые упражнения в парах можно включать в виде отдельных заданий в обычные комплексы или сериями по 2-4 упражнения для развития определенного двигательного качества. Часть упражнений с предметами, в первую очередь со скакалкой и набивным мячом, упражнения прикладного характера, а также упражнения, требующие больших мышечных и волевых усилий, лучше проводить в основной части урока, когда необходимо освоить технику сложнокоординационных движений.

При описании упражнений вначале указывается исходное положение каждого из них, а затем следует описание действий для обоих партнеров, если в этом есть необходимость.

Если партнеры выполняют одинаковые действия одновременно, то записать следует так:

И. п. - стоя лицом друг к другу на расстоянии одного шага, взяться за руки. 1-2 - присед на правой, левую вперед, руки в стороны; 2 - и. п.; 3-4 - то же, с др. ноги.

Если упражнение нужно выполнить в одном направлении, когда первые номера


Зак. 2479

должны выполнять влево, а вторые - вправо, то в этом случае лучше сказать: "наклон в сторону двери или выпад в сторону окон", т. е. указать какой-либо ориентир в зале, определяющий направление движения.

В этой группе упражнений для начала и окончания их подаются команды соответственно методическому приему создания представления об упражнении.

Упражнения, в которых партнеры выполняют разные двигательные задачи, чаще всего выполняются в индивидуальном ритме и темпе, и здесь необходимо указать действия каждого партнера. Партнер, выполняющий основные действия, считается первым, а его напарник - вторым. В этом случае упражнение следует записать так:

И. п. - первый: сед,
руки за головой; второй: в
упоре присев лицом к перво­
му, руки на голеностопах
первого.
- ../ts Первый - ложится на

" -■""!// спину и возвращается в и. п.; второй - прижимает голено-стопы партнера к полу. М. у. -темп средний, выполнять силой (без рывков), касаться пола лопатками.

Методические указания должны раскрывать наиболее существенные стороны выполнения упражнения: форму, темп, характер движения, последовательность действий и варианты исполнения.

В этих упражнениях учитель дает задание, сколько раз его выполнить, например: 25 наклонов, 10 отжиманий и т. п. Для начала и окончания упражнения целесообразней давать распоряжения.

Организация и методика проведения упражнений в парах

Упражнения в парах всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно смехом, шумом. Положительные эмоции вполне естественны, но они не должны переходить определенные границы, так как могут быть причиной шума, баловства и дезорганизации занятий. Невнимательное отношение к объяснению учителя и нарушение установленных правил выполнения


упражнений могут привести к травмам. Поэтому при проведении упражнений в парах следует строго придерживаться следующих правил:

1. Должна быть четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний учителя.

2. Строго соблюдаться принцип доступности. Предлагать учащимся трудное по координации и напряжению упражнение, к выполнению которого они уже подготовлены. Необходимо постепенно подводить учащихся к освоению новых заданий.

3. Подбирать пары таким образом, чтобы рост, вес и силы соупражняющихся были примерно равными. Чрезмерная разница в силе или росте делает упражнения иногда опасными, а в большинстве случаев неинтересными как для сильного, так и для слабого партнеров. Мальчики должны стоять в паре с мальчиками, а девочки с девочками. Это особенно важно учитывать в тех классах, где разница в силе мальчиков и девочек значительнее, чем в младшем возрасте.

4. Удобно и рационально размещать пары, чтобы они не мешали друг другу.

5. В упражнениях без предметов учащихся нужно
предварительно ознакомить со способами хватов руками, которые
необходимы для выполнения упражнений в парах.

6. Объяснять упражнения нужно точно, понятно и достаточно
подробно. Сразу указать, в каких исходных положениях находятся
партнеры (место, направление и т. п.), а при необходимости и
показать. Для показа можно вызвать одного или двух учеников.
Показ вдвоем облегчает создание правильного представления об
упражнении.

При объяснении нового упражнения необходимо, чтобы все учащиеся хорошо видели показывающих упражнение. Для этого можно предложить учащимся сделать два шага назад от середины (увеличить расстояние между партнерами) или повернуть класс лицом к учителю. Прежде чем скомандовать начало упражнений, необходимо проверить правильность взятых исходных положений, особое внимание следует уделить правильному хвату, так как от этого зависит эффект самого упражнения, указать последова­тельность действий партнеров, темп, ритм.

Разучивать упражнения лучше методом "показ с рассказом" или "по разделениям". Эти методические приемы позволяют учителю своевременно предостеречь учащихся от возможных ошибок, указать на наиболее существенные моменты, от которых зависит правильность исполнения упражнений. Методический


прием "по разделениям" больше организовывает и дисциплинирует учащихся, так как при нем ученики последовательно выполняют одно действие за другим.

7. В упражнениях на сопротивление учитель должен
предупредить и наблюдать, чтобы выполнение их не переходило в
своеобразное "соревнование". Выполняя эти упражнения, каждый
должен сопротивляться в меру сил партнера, чтобы дать
возможность выполнить упражнение. Важно приучить учащихся
дозировать усилия, чтобы развивалась острота мышечного чувства,
способность тонко дифференцировать напряжение мышц.
Максимальные усилия можно применять лишь в специальных
занятиях ("кто кого") и в упражнениях статического характера.

В упражнениях на сопротивление у учащихся часто нарушается правильный ритм дыхания (задержка дыхания, натуживание). Поэтому учитель обязан указать, в какие моменты нужно делать вдох и выдох, а во время упражнений напоминать об этом.

8. При проведении упражнений на растягивание в парах
занимающийся, у которого растягивают мышцы, должен полностью
расслабить их и не оказывать сопротивления. Это "пассивное"
положение накладывает большую ответственность на помо­
гающего выполнять растягивание и требует от него большей
ответственности за свои действия. Он должен умело соизмерять
величину прилагаемой силы, чтобы не вызвать травм у партнера.
Надо внимательно следить за тем, чтобы каждое упражнение
начиналось с легких коротких и пружинистых покачиваний не на
полную силу и не отличалось резкостью движений. Амплитуду
увеличивать постепенно, заканчивая каждое движение небольшим
рывком.

Перед проведением упражнений на растягивание во избежание травм рекомендуется проводить разогревающие упражнения. При выполнении упражнений с помощью партнера не следует допускать сильных болевых ощущений, возможна слегка ощутимая боль.

9. Подбирая упражнения в парах для младших школьников и
девушек (особенно слабо подготовленных), учителю надо избегать
таких, которые вызывают непосильное напряжение всего
организма. Например, не следует применять упражнения с
влезанием на плечи, в приседаниях с партнером на плечах,
поднимание партнера за локти и т. д. Только в старших классах с
юношами можно применять такие упражнения, как поднимание
партнера, лежащего на полу, за голову или прыжки и приседы с
партнером на плечах и т. п.

10. Очень важно следить за характером и темпом выполнения
упражнений в парах, так как каждое из них имеет свой темп и ритм.


Движения, в которых принимают участие группы больших мышц, выполняются в медленном темпе. Для мелких мышц темп может быть ускорен. Как общее правило следует иметь в виду, что упражнения в парах должны выполняться медленнее, чем обычные упражнения. Для согласованности движений и сохранения нужного темпа упражнения желательно проводить со счетом. Некоторые упраж­нения выполняются в индивидуальном темпе и ритме, например упражнения в сопротивлении. В этом случае нужно подсказать рекомендуемый темп.

11. В тех упражнениях, где партнеры выполняют движения, раз­ные по форме и характеру (один выполняет наклоны, а другой его удерживает за голеностопы), нужно предусмотреть организованную смену ролей. Если выполнение таких упражнений в произвольном ритме, то нужно указать количество выполнения и подать распоряже­ние "Закончить!" после того, как выполнили задание примерно 70% учащихся. После этого по команде пары меняются местами.

12. Как правило, комплекс упражнений в парах проводят в разомкнутом строю в колонне по два или по четыре. Некоторые несложные или ранее разученные упражнения можно проводить в движении. Желательно применять оба варианта проходного способа, т. е. выполнять упражнения, передвигаясь по периметру площадки в колонну по два или через центр в колонну по два, по четыре. В этом случае учащиеся возвращаются на исходные места по периметру площадки.


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

И. п. - стоя лицом друг к другу на рас­стоянии двух шагов, руки вперед, ладонь в ладонь.

Сгибая руки, оба партнера наклоняются друг к другу прямым телом и, нажимая на ладони партнера, медленно разгибают руки в и. п.

Упр. 2

И. п. - стоя лицом друг к другу в стойке ноги врозь правой (левой) на расстоянии одного шага, руки вперед, пальцы сцеплены.

Поочередное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

Упр. 3

"Ч И. п. - стойка ноги врозь в затылок друг

другу, руки в стороны, второй держит за кисть первого.

Первый - опускает руки вниз, второй - оказывает ему сопротивление. Затем первый поднимает руки в стороны, а второй его придерживает. То же, поднимая руки вверх.

Упр. 4

И. п. - первый: стойка ноги врозь, руки вперед-книзу; второй: стоя лицом к первому на расстоянии полушага, держит первого за руки у лучезапястных суставов.

Первый - силой разводит и сводит руки, второй - оказывает ему сопротивление.

Упр. 5

И. п. - первый: узкая стойка ноги врозь, руки вперед-вверх; второй: в стойке ноги врозь лицом к партнеру, держит его руки у лучезапястных суста­вов.

Первый - поднимает или опускает руки, а второй - придерживает их.


Упр. 6



Упр. 7

И. п. - первый: сед, руки в стороны; второй: стоя сзади партнера, держит его за руки у кисти.

Второй, упираясь коленом в спину первого, стремится отвести его руки назад, первый - оказывает сопротивление. То же, переменив направление усилий.



И. п. - первый: руки назад; второй: стоя в затылок первому на расстоянии шага, берет его за руки у локтя.

Первый-старается опустить руки вниз; второй- сдерживает его движение.

Вариант: второй пружинистыми надавливаниями у локтевых суставов сводит напряженные руки первого.

Упр. 10



Упр. 11

И. п. - второй: первый: в упоре лежа со стороны ног партнера опирается руками на его руки.

Варианты: и. п. - то же: а) сги­бает и разгибает руки только второй; б) оба партнера сгибают и разгибают руки одновременно; в) сгибают и разгибают руки поочередно.



И. п.-первый: лежит на спине, ноги врозь, руки вперед; второй: в упоре лежа ноги врозь, опирается руками на голени первого, а своими ногами на руки партнера.

Партнеры одновременно сгибают и разгибают руки.

Упр.14



И. п. - второй: лежит на спине, руки вперед; первый: в упоре лежа со стороны головы партнера и опирается на его руки.

Первый - сгибает и разгибает руки.



И. п. - первый: в упоре лежа ноги врозь; второй: стоит между ног первого ли­цом к нему, держа его за ноги у колен.

Первый - сгибает и раз­гибает руки.

Вариант: то же, но вто­рой держит первого у го-леностопов.

И. п. - стоя в выпаде правой лицом друг к другу, руки согнуты, ладонь в ладонь.

Каждый из партнеров старается ра­зогнуть руки вперед и отвести руки партнера назад.


Упражнения для подвижности

плечевого сустава

и растягивания мышц плечевого пояса

И. п. - стойка ноги врозь (ноги вместе) лицом друг к другу на расстоянии большого шага, наклон вперед, руки на плечах партнера.

Одновременные наклоны вперед прогнувшись, нажимая прямыми руками на плечи партнера.



И. п. - первый: сед, руки вверх (за голову, в стороны); второй: в стойке на одном колене со стороны спины упирается коленом между лопаток пер­вого и захватывает его руки за локти. Второй - надавливает коленом в области лопаток первого и пружиня­щими движениями отводит руки назад, постепенно увеличивая амплитуду.



И. п. - стоя плотно спиной друг к другу, руки в "замок" вверх-наружу.

Оба партнера выполняют выпад правой, руки в стороны, затем выпад левой.

Упр. 25



И. п. - стоя рядом плотно друг к другу, взяться за руки сзади скрестно.

Наклон вперед и рывки руками назад. Каждый из занимающихся надавливает руками на руки партнера.

Упр. 26



И. п. - первый: в стойке ноги врозь, наклон вперед, руки назад в "замок"; второй: стоит сбоку партнера, одна рука на голове первого, второй рукой держит за сцепленные кисти.

Второй - одной рукой удерживает за голову, а второй рукой пружинящими движениями отводит назад руки первого.


И. п. - первый: лежит на спине, руки за голову; второй: стоит в полуприседе сбоку у ног первого, берет за ноги партнера у голеностопа. Первый - старается приставить поднятую вперед ногу; второй - придерживает ноги партнера. То же, но меняя направление усилий.



И. п. - первый: в стойке на лопатках; второй: стоит со стороны ног партнера и удерживает его за ноги у голеностопов.

Второй - старается развести ноги первого в сто­роны (вперед-назад); первый - оказывает сопро­тивление. То же, но меняя направления усилий.

Упр.31



ГУ

И. п. - стоя плотно лицом друг к другу, взяться за руки, руки внизу.

Медленно приседая, оттянуться друг от друга, руки вперед. Затем медленно встать в и. п. То же, но с продвижением на шаг в сторону.

Упр. 33

И. п. - стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, взяться за руки, руки вперед.

Оттягиваясь друг от друга, присед на левой, правую вперед на пятку. То же, с др. ноги.

И. п. - стоя лицом друг к другу на расстоянии шага. Левую руку вперед и взяться за руки; правую ногу вперед и левой рукой взяться за ногу партнера у голено-стопа.

Оба партнера приседают на одной ноге, а затем на другой. То же, выполняя пру­жинящие приседания.

И. п. - стоя лицом друг к другу на расстоянии полушага, руки на плечи партнеру.

Оба приседают на левой, пра­вую в сторону.

Вариант: и. п. - то же. 1 - присед, правую в сторону на носок; 2-правую в сторону; 3-4 - и. п.; 5-8 - то же, с др. ноги.

И. п. - стоя спиной друг к другу, руки сцеплены под локоть.

Оба приседают на левой, пра­вую вперед, затем то же, на правой.

И. п. - широкая стойка ноги врозь лицом друг к другу, руки вперед и взяться за руки.

а) согнуть правую в выпад; то же, ле­вой; б) присед на левой, затем на правой.


Упр. 38


И. п. - первый: в приседе на левой, руки на поясе; второй: держит за носок партнера.

Первый - встает и приседает на одной ноге, а затем на другой; второй - придер­живает его за носок.


Упр. 40



И. п. - первый: лежит на спине, согнутые ноги вперед; второй: лежит на спине со стороны ног партнера на его ступнях лопатками, руки вверх и берет за руки первого.

Первый - сгибает и разгибает ноги, поднимая и опуская второго, который, напрягаясь, выпрямляет туловище.



Упр. 44

И. п. - первый: лежит на спине, согнув правую вперед, руки вдоль тела, ладонями на полу; второй: со стороны ног партнера ложится грудью на его правую ступню и держится руками за голень.

Первый - сгибает и разгибает ногу, поднимая и опуская второго. То же, другой ногой.



И. п. - первый: лежит на спине, согнув ноги вперед, руки вперед; второй: лежит бедрами на ступнях первого, лицом к нему, соединив руки лицевым хватом.

Первый - разгибает и сгибает ноги, поднимая и опуская второго, который сохраняет прямое положение тела.


Упр. 47

И. п. - стоя лицом в разные стороны, руки в стороны, правой взяться за руки.

Прыжком по кругу на одной полусогнутой ноге, другая согнута вперед по­выше.

То же, на другой ноге. То же, согнув другую назад; прыжки по кругу то на одной, то на другой ноге.

Упр. 49

И. п. - первый: сидит с прямыми ногами; второй: в стойке ноги врозь лицом к первому у колен партнера.

Первый - разводит ноги врозь, второй - перепры­гивает через них в основную стойку между ног первого. Затем первый соединяет ноги, а второй перепрыгивает через них в стойку ноги врозь.

Упр. 51


И. п. - стойка боком друг к другу на расстоянии шага лицом в противоположные стороны, одна рука на плече партнера, а другая у себя на поясе.

Три прыжка на двух, продвигаясь по кругу, и прыжок с поворотом кругом, сменив положение рук.

Упр. 52

И. п. - присед лицом друг к другу, руки вперед и взяться за руки.

Два прыжка в одну сторону; два в и. п.; то же, в др. сторону. То же, по 4 прыжка; по 8.

Упр. 53

И. п. - стоя лицом друг к другу на
расстоянии большого шага, руки вперед и
взяться за руки.
) Приставной шаг в сторону и прыжок в

присед, выпрямляясь, приставной шаг в и. п. Затем то же, в др. сторону.


И. п. - стоя боком друг к другу, лицом в разные стороны, взяться под локоть правой рукой.

Прыжки на двух по кругу в одну сторону, а затем повернуться кругом и взяться под локоть левой рукой.

И. п. - стоя спиной друг к другу, взяться под локоть. Два прыжка в одну сторону; два в и. п.; то же, в другую сторону.

Вариант: а) по одному прыжку с возвращением в и. п. вперед, назад, влево, вправо.

И. п. - стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, руки вперед-в стороны и взяться за руки.

2 приставных шага в одну сторону, вернуться в и. п.; то же, в др. сторону. То же, но 4 приставных шага в одну, а затем в др. сторону.

И. п. - стоя спиной друг к другу, взяться за руки внизу, стойка ноги врозь.

1 - прыжок ноги вместе, руки в стороны; 2 - и. п.

Вариант: два прыжка спиной друг к другу, затем поворот кругом и два прыжка лицом друг к другу.


Упр. 58



Упр. 59

И. п. - второй: в стойке ноги врозь, полуприсед, руки на коленях; первый: в 2-3 шагах сзади второго.

Первый - два шага разбега и перепры­гивает ноги врозь через второго. Затем пово­рачивается кругом и принимает и. п. второго, а второй - перепрыгивает через первого.

Вариант: прыжки выполняются через нескольких занимающихся.



Упр. 60

И. п. - стоя лицом друг к другу на одной ноге, правой рукой взяться за руку партнера, а левой рукой за его поднятую вперед ногу.

Прыжки по кругу на одной ноге, а затем на другой.

Вариант: и. п. - то же. Прыжки на одной ноге в одну сторону, а затем в другую.


Упражнения на растягивание мышц ног и подвижность тазобедренных суставов

Упр. 61



И. п. - первый: в стойке на одной ноге, другую в сторону, положив носок на колено партнера; второй: в стойке на колене, держит первого за голень.

Первый - выполняет наклоны поочередно то к правой, то к левой ноге. То же, с др. ноги.

Упр. 62

И. п. - второй: стойка на колене; первый: стойка на одной ноге лицом к партнеру, свободную ногу на колено второму.

Первый - выполняет пружинящие на­клоны; второй - помогает ему, надавливая на лопатки.

Упр. 63

И. п. - первый: сед ноги врозь пошире; второй: стоит сзади партнера.

Первый - выполняет наклоны, руки к носкам; второй - помогает ему пружинящи­ми надавливаниями на лопатки, постепенно увеличивая амплитуду. Первый старается коснуться пола грудью.

Упр.64

И. п. - первый: сед ноги врозь поши­ре, согнув правую назад; второй: стоит сзади партнера.

Первый - выполняет наклоны к левой, стараясь коснуться грудью колена; второй - помогает ему пружинящими надавливаниями на лопатки, постепенно увеличивая амплитуду движений.

Упр. 65

И. п. - стоя спиной друг к другу, хват под локоть, у второго ноги согнуты.

Второй - разгибая ноги, пружини­стыми покачиваниями наклоняет перво­го к ногам.


Упр. 66

И. п. - стойка на коленях лицом друг к другу на расстоянии боль­шого шага, наклон вперед и взяться за руки. Первый - медленно наклоняется назад прямым телом, а вто­рой - прогибаясь, ложится на живот. Так же медленно возвращаются в и. п. То же, в др. сторону.

Упр. 68

И. п. - первый: лежит на животе, правую назад, опираясь на предплечья; второй: сбоку партнера в седе на пятках.

Второй - опираясь одной рукой о спину партнера, второй рукой пружиня­щими движениями отводит правую ногу назад. Затем то же, с др. ноги.


Упр. 70

И. п. - первый: лежит на спине, правую вперед, руки вдоль тела; второй: в стойке на колене сбоку партнера.

Второй - пружинящими движениями помогает первому поднять повыше ногу.

Упр. 71

И. п. - первый: в стойке на одной ноге, другая вперед, руки за головой; второй: стоит сбоку ли­цом к партнеру, кладет одну руку ему на плечо (или на спину), а другой берет поднятую ногу первого снизу за голень.

Второй - мягкими пружинящими движениями поднимает прямую ногу первого вверх. То же, но фиксируя конечное положение ноги. То же, с др. ноги.

Упр. 72

И. п. - первый: в стойке на одной ноге, другая в сторону, руки за голову; второй: в стойке ноги врозь сзади лицом к партнеру у поднятой ноги, берет одной рукой за голень снизу (ближе к голеностопу).

Технологическая карта урока 44

УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ

Цели деятельности учителя

Выучить новые парные упражнения; совершенствовать выполнение ранее выученных упражнений в парах.

Тип урока

Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: выполнять общеразвивающие упражнения различными способами и с различными предметами; находить отличительные особенности в выполнении физических упражнений разными учениками, выделять отличительные признаки;

получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные - умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные - активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

регулятивные - определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Гимнастические палки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

I . Органи-зационный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Выполняют построение.

Слушают и обсуждают тему урока.

Фрон-тальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Устный опрос.

II. Актуа-лизация знаний.

Выполнить ходьбу «змейкой» вокруг стоек.

Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!». Затем команду «Бегом марш!».

Выполняют команды. Проходят «змейкой» шагом. Переходят на бег (1,5 мин).

Фрон-тальная.

Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются
на показ движений учителем.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности.

Упражнения для восстановления дыхания.

Проводит дыхательные упражнения.

Идут шагом и восстанавли-вают дыхание.

Фрон-тальная.

Разминка с гимнастическими палками.

(см. п риложение № 1).

Формулирует задания, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль.

Выполняют упражнения.

Фрон-тальная.

III. Изуче-ние нового материала.

Упражнения в парах.

(см. п риложение № 2).

Формулирует задание, проводит выборочную проверку.

Выполняют упражнение.

Работа в парах.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; задают вопросы; контролируют действия партнера.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Выполнение действий по инструкции.

Выучить новые упражнения в парах.

(см. п риложение № 3).

Формулирует задания, обеспечивает мотивацию выполнения, проводит выборочный контроль.

Выполняют упражнения.

Работа в парах.

IV. Первич-ное осмыс-ление и за-крепление.

Подвижная игра «Чехарда».

(см. п риложение № 4).

Формулирует задание,

создает эмоциональный настрой, контролирует выполнение.

Участвуют в игре.

Фрон-тальная, индиви-

дуальная, работа в парах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в игре; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществление само-контроля по образцу.

V. Итоги урока.
Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу
по вопросам:

- Какие упражнения вам больше понравилось выполнять: в паре или самостоятельно?

- Как упражнения в паре вам показались особенно сложными?

Отвечают

на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фрон-тальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

п риложение № 1.

Разминка с гимнастическими палками:

1) И. п. - о. с. Палка в руках вниз. 1 - поворот туловища направо, с полунаклоном назад, палка вперед; 2 - и. п.; 3 - поворот туловища налево с полунаклоном назад, палка вперед; 4 - и. п.

2) И. п. - о. с. Палка вниз. 1 - 2 круговые движение палкой перед собой по часовой стрелке. (Повторить 4 раза). Затем то же самое против часовой стрелки. Руки необходимо держать прямыми.

3) И. п. - о. с. Палка в руках вверх. 1 - палка за голову; 2 - и. п.; 3 - палка на грудь (как штанга); 4 - и. п. (Повторить 4 раза).

4) И. п. - о. с. Палка вверх. 1 - 4 - пружинистые движения палкой назад (но не делая выкрута). (Повторить 4 раза). Начинать выполнять упражнение в медленном темпе и не резко, постепенно увеличивая темп и амплитуду движений.

5) И. п. - о. с. Палка вниз, держать ее хватом снизу. 1 - согнуть руки - палка к груди; 2 - и. п. (Повторить 4 раза).

6) И. п. - узкая стойка ноги врозь, палка вниз. 1 - наклон, положить палку на пол; 2 - выпрямиться; 3 - наклон, поднять палку с пола; 4 - и. п. (Повторить 4 раза). Кому трудно наклониться не сгибая ног, можно разрешить выполнять упражнение из и. п. - широкая стойка ноги врозь.

7) И. п. - о. с. Палка лежит перед ногами. 1 - прыжок через палку вперед; 2 - прыжок через палку назад (в и. п.). (Повторить 4 раза).

п риложение № 2.

Упражнения в парах:

1) И. п. - встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Взяться за руки. Поочерёдное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

2) И. п. - встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Руки положить на плечи партнера. Выполнять наклоны вперёд одновременно, опираясь о плечи партнёра.

3) И. п. - встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Руки положить на плечи партнера. Одновременно выполнить приседание.

п риложение № 3.

Упражнения в парах:

1) И. п. - встать спиной друг к другу. Руки поднять наверх и соединить. 1 - шаг правой ногой - прогнуться; 2 - и. п.; 3 - шаг левой ногой - прогнуться; 4 - и. п.

2) И. п. - встать спиной друг к другу. Сцепиться локтевым хватом. Одновременно выполнять полуприсед и возвращаться в исходную позицию.

3) И. п. - встать спиной друг к другу. Сцепиться локтевым хватом. 1 - один ученик делает полунаклон вперёд, другой прогибается назад; 2 - и. п.; 3 - второй ученик делает полунаклон вперёд, первый прогибается назад; 4 - и. п.

п риложение № 4.

Подвижная игра «Чехарда».

Для игры в чехарду нужно, чтобы учащиеся поделились на две команды и построились в две колонны. Затем участники каждой команды встают в пары: тот, кто прыгает и через кого прыгают. Один из пары участников принимает положение «упор присев», нагнув голову. Второй участник прыгает через него, как через «козла». Затем они меняются ролями.

Обе команды начинают движение одновременно. Игра закончится, когда все пары выполнят прыжки друг через друга. Побеждает команда, которая закончит первой.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...