Проблемы организации взаимодействия образовательной организации с родителями как субъектом влияния на школу. Проблемы организации взаимодействи образовательной организации и семьи. материал Проблемы организации взаимодействия образовательной организации и

Общие задачи (раскрытие сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института – семью и школу, которые создают воспитывающую среду.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.

В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.

Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как особой эпохи в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:

1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.

2.Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.

3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

4.Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5.Главное направление в сотрудничестве – развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

6.Учитель должен владеть диагностической воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально - личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности воспитательные возможности. Изучение семьи -–это деликатное дело, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.

Характеристика социального заказа в области дошкольного образования. Становление процесса взаимодействия детского сада и семьи, задачи, содержание, формы и модели взаимодействия. Образовательные запросы родителей детей дошкольного возраста, специфика и подходы к изучению. Интерактивные и дистанционные технологии взаимодействия ДОУ с родителями.

Одна из базовых идей Российского ДО – семья как важнейший институт воспитания, фактор развития и образования ребенка-дошкольника. ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является – партнерство с семьей. ФГОС ДО решает ряд задач, среди которых – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В качестве психолого-педагогических условий успешной реализации основной общеобразовательной программы рассматривают поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективное взаимодействие педагога с родителями может быть реализовано в несколько этапов.

Первый этап - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями.

Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п. На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество.

Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя). Реализовываться эта работа может двумя путями: 1) фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы; 2) индивидуальная работа с родителями и детьми.

Основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. изучение семьи детей;

2. привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимодействий с каждым родителем.

Высокий уровень подготовленности у родителей – совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии». Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой – от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы организации взаимодействия

образовательной организации и семьи.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?


Попробуем сначала определить основные причины, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие проблемы:


- низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

Недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей, вследствие иногда завышенных требований к педагогу;
- отсутствие понимания у родителей самоценности дошкольного периода, дошкольного детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.

С чего же начать работу по взаимодействию педагогу? В первую очередь нужно постоянно заниматься повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен выступать специалистом, всегда готовым оказать консультативную помощь. Со стороны воспитателя всегда должно быть чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Да, конечно, информационные стенды существуют в каждой образовательной организации. Но чаще всего, они носят формальный характер, да и родители, чаще всего из-за своей постоянной спешки, не заглядывают туда. Поэтому очень важно живое общение. Родители должны видеть заинтересованность воспитателя в вопросах развития дошкольника, должны чувствовать, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы "... я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то...". Ни в коем случае педагог не должен выступать в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В садике - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Важно проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.


1. Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении.Но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Мы регулярно проводим групповые чаепития (где родители выступают не только в роли зрителя, но и в роли участников), совместные экскурсии, совместные посещения мероприятий вне стен садика. Это позволяет не только наладить общение педагога с семьей, но иногда и просто позволить родителям выделить время для полноценного общения с собственным ребенком. Изготавливаем подарки и поделки, проявляя интерес к событиям, происходящим в семьях воспитанников (дни рождения родителей и т.д.)

2. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества; выставки, приуроченные к знаменательным датам; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования детского сада. Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники).

3. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также мы постоянно проводим анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей.

В заключение хочу сказать, что любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если вы говорили о проблемах ребенка, не забудьте и отметить его даже самое небольшое достижение, расскажите об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.


Наталья Леонова
Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения (из опыта работы)

«Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями , пути их решения »

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи .

К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя . Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути " - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу. Важнейшие проблемы взаимодействия педагога и родителей можно объединить в три основные группы. К первой группе следует отнести проблемы , связанные с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы педагога и семьи . Необходимо, чтобы родители осознавали , что современное воспитание имеет целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Ко второй группе проблем совместной работы относим умелое стимулирование активности ребенка, направленное на его личностное развитие и формирование. К третьей группе проблем - принадлежит учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Дети тяготятся излишней опекой со стороны родителей , желающих посещать различные не учебные заведения, и именно воспитатель часто становится инициатором развития тех творческих наклонностей и способностей, на которые родители не обращают внимания. Кроме того, налаживание взаимодействия между педагогами и родителями затрудняет понимание процесса воспитания ребенка по-разному. Воспитатель действует в соответствии с задачами учреждения дошкольного образования, содержания годового, перспективного, календарного планов и тому подобное. Родители в воспитании детей руководствуются собственным опытом и представлениями о будущем развитии своего ребенка. Соответствующие требования они выдвигают и педагогу . Не каждый из родителей готов критически оценить свой педагогический потенциал и уровень осведомленности в вопросах воспитания детей.

Каковы основные проблемы , тормозящие взаимодействие педагогов и родителей . Я могу выделить следующие :

Невысокая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;

Иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

Недооценка потенциала семьи;

Отстраненность от пожеланий родителей ; - отсутствие понимания у родителей ценности дошкольного периода детства;

Низкий социально-культурный уровень семьи;

Низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей . Для того чтобы решить эти проблемы , я постаралась организовать правильное взаимодействие с родителями , основанное на принципах партнерства. Основной целью моего взаимодействия с родителями воспитанников является их психолого-педагогическая поддержка , установление тесных контактов семьями, раскрытие родителям возрастных психологических, физиологических особенностей детей дошкольного возраста, обозначить значение их роли в жизни дошкольника. Работу с родителями я осуществляю преимущественно в двух направлениях : педагогическое просвещение родителей и привлечение их к воспитательной работе с детьми .

С чего же я начала работу по взаимодействию . В первую очередь я постоянно занимаюсь повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен всегда быть готов оказать консультативную помощь. С моей стороны всегда чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Очень важно живое общение. Родители видят мою заинтересованность в вопросах развития дошкольника, чувствуют, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы ". я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то. ". Ни в коем случае я не выступаю в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей . Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить. Любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если я говорю о проблемах ребенка , то не забуду и отметить его даже самое небольшое достижение и расскажу об этом родителям . Хвалите и родителей , если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.

Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В группе - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.

Я провожу мероприятия, совместные с родителями , организовываю совместную деятельность ребенка с родителями ; провожу мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи .

Совместные мероприятия с родителями . Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении, но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Различные развлечения и досуги, в которых активное участие принимают родители . Организация совместной деятельности ребенка с родителями . В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества «Подарки осени» , «Вместо елки букет» ; выставки, приуроченные к знаменательным датам «У моей мамы ручки золотые» , «Вместе с папой» ; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования «Птичья столовая» . Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники) . Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей . Педагогическое просвещение я реализую через : организацию общих родительских собраний , конференций; представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям ); оформляю папки опыта воспитания в семье . Я провожу родительские собрания в нетрадиционной форме : круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем , характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также я постоянно провожу анкетирование для родителей , для выяснения проблем и определения пожеланий родителей . Для успешного взаимодействия важным является использование наглядной информации. Я планирую организацию интернет-сайта группы. Это поможет родителям обмениваться интересной информацией, делиться опытом воспитания и развития детей. Родители будут иметь возможность самостоятельно готовить материалы и размещать их на сайте в родительском уголке . Это будет способствовать улучшению отношений между родителями . Начало информационно-справочных рубрик в уголке для родителей привлечет их внимание и будет побуждать к сотрудничеству. Что может предложить педагог в такой форме работы ? Все родители смогут посещать личную страницу педагога , в новостях следить за объявлениями как группы, так и детского сада; в частном порядке будут иметь возможность задавать вопросы и получать ответы в виде педагогической консультации или личных рекомендаций. Такое сотрудничество помогает : сплотить родительский коллектив , снять психологическое напряжение, приводить к диалогу и взаимодействию друг с другом , производить общее мнение, формировать педагогические умения и навыки , побуждать обмениваться опытом по воспитанию детей .

Также я привлекаю родителей к созданию развивающей среды группы (изготовлению дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол и т. д.).

Важное значение имеет посещение родителями отчетных собраний с концертом воспитанников, участие родителей в подготовке и выступления на городских фестивалях детского дошкольного творчества. Я отслеживаю работу совета родителей , он должен работать системно . Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях : посещаемость и включенность. Я считаю, что модель взаимодействия педагога и семьи , должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания. Эти формы работы получили высокую оценку родителей , которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными. Я думаю, что если строить работу с родителями таким образом , то можно повысить их педагогические знания , а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство , как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем) .

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Губарева О.Б. Email: [email protected]

Губарева Ольга Борисовна - студент магистратуры, кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, музыкальный руководитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1582, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Проанализированы характерные особенности воспитательной системы в ДОО, приведены для успешного использования на практике формы и методы работы родителей и педагогического коллектива. Выявлена и обоснована необходимость изучения социального статуса семей воспитанников и педагогическое просвещение родителей специалистами ДОО. На основе проведенного исследования формулируются основные принципы построения воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитательная система, семья.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE OED WITH THE FAMILIES OF THE PUPILS Gubareva O-В.

Gubareva Olga Borisovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS T.I. SHAMOVA, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, Music Director,

STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL №1582, MOSCOW

Abstract: in this article the problems of interaction of preschool educational organization with families ofpupils are considered. The characteristic features of the educational system in the OED are analyzed, the forms and methods of work of parents and the teaching staff are successfully used in practice. The necessity of studying the social status offamilies ofpupils and pedagogical education of parents by specialists of the DOE has been revealed and substantiated. On the basis of the study, the main principles for the construction of educational work in a pre-school educational organization are formulated.

Keywords: the pre-school education, the educational, the family.

Воспитывая детей, так же нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира.

А. С. Макаренко

Ребенок - это маленький мир, который развивается и растёт по определенным законам. Пока ребёнок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, каким он будет: добрым, общительным, целеустремленным, терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения: научить не только отстаивать свою точку зрения, обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, достойно выходить из конфликтных ситуаций. За всю многовековую историю своего развития воспитание детей претерпевает существенные изменения от бытового процесса сохранения «рода человеческого» до научно-обоснованного комплекса взаимодействия всех участников воспитательного процесса. В современном мире начальной ступенью образования становится детский сад, где ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности. В дошкольной системе воспитания важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание - процесс двусторонний, предполагающий активность всех

участников воспитательного процесса. По нашему мнению, как таковая система воспитательной работы дошкольной образовательной организации (далее, ДОО) должна основываться на взаимодействии родителей и педагогов. Особенностью этой работы является личностно-ориентированная направленность, т.е. анализ и планирование работы ДОО с учётом индивидуальных особенностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса, мониторинг социальной подготовленности воспитанников ДОО.

Из этого следуют основные принципы построения воспитательной работы:

Принцип практической применимости (соответствие содержание дошкольной педагогики и физиологии);

Принцип системности (единство развивающих, воспитательных и образовательных целей, задач, целостность построения всего воспитательного процесса);

Принцип гуманизации и индивидуальности (уникальность и неповторимость каждого ребёнка, его интересы и возможности);

Принцип деятельностного подхода (развитие и воспитание ребенка в общении, игре, совместной деятельности);

Принцип тематический (распределение программного содержания ДОО с учетом сезонного времени года, календарных праздников);

Принцип непрерывности (связь дошкольной и начальной школьной ступеней образования, взаимодействие с семьей).

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО отличается развивающимся характером в создании условий для реализации воспитанника, его индивидуальных особенностей, интересов, характера. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социумом дает положительный результат в организации воспитательной работы.

«История взаимодействия семейного и общественного воспитания в России только за последние три десятилетия проделала довольно тернистый путь от декларирования «органического сочетания», а на деле приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров» .

В настоящее время политика государства в сфере воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение семьи как института социализации, «ячейки общества». Организация взаимодействия ДОО с семьями своих воспитанников требует поиска новых современных подходов, форм и методов. Поэтому, в основе этого взаимодействия выступает постулат, что за воспитание детей несут ответственность родители, как их «законные представители», а все другие социальные институты должны дополнять их воспитательную деятельность. Это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ст. 22 .

Семейное воспитание - это сложная система, включающая в себя множество факторов:

наследственность, здоровье членов семьи;

материально-экономическая обеспеченность;

социальное положение, уклад и образ семьи;

количество членов семьи, место или места проживания;

отношение к ребенку и т.д.

В семье закладываются основы воспитания, и от неё зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В семье близкие и родители дают детям знания о природе, обществе, профессиях, технике, воспитывают отношение к миру, к людям, формируют опыт творческой деятельности, интеллектуальные навыки. Нравственное воспитание развивает в ребенке доброту, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие, доброжелательность и др. Так же во многие семьи пришло религиозное воспитание с уважением к общечеловеческим ценностям, обрядам и ритуалам. Но главное в семейном воспитании - это личный пример родителей, их любовь, сопереживание, юмор, похвала, сочувствие. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка определяется важностью взаимодействия семьи и ДОО.

Объединение родителей и ДОО является главным шагом к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все и воспитатели, и дети, и родители становятся полноправными субъектами воспитательной системы. Это позволяет каждому ребёнку реализовать себя, свои индивидуальные возможности, интересы и желания. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, вырабатывается единство требований родителей и педагогов к вопросам воспитания. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий

развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, физиологии, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка? Как наладить контакт с ним? В какие игры с ним играть? Анализируя эти вопросы, педагогический коллектив должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных направлениях.

Уважаемые коллеги!

Не забывайте: ребёнок в детский садик приходит не один, он приходит с семьей!!!

«Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять позицию родителей как потребителей образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса» .

Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И закономерно, что конфликтов не избежать. Сегодня родители, отдающие своих детей в детский сад - это сложная категория. В итоге получается следующая ситуация: с одной стороны, конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям и специалистам по различным вопросам, с другой, жалобы педагогов на родительскую инфантильность, отсутствие авторитета педагогов у родителей. Современные родители порой невнимательно относятся к консультациям специалистов дошкольной организации: психолога, логопеда, врача и др. что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство из них себя считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют своё видение, чаще всего подчеркнутое из сети Интернет, не принимают во внимание опыт и образовательную деятельность педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольной организации руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих сотрудников, подчеркивать их умения, знания, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных форм и методик. Например, участие и совместное проведение музыкальных праздников, создание различных продуктов совместной проектной деятельности группы, выступления на педагогических советах, консультациях специалистов. Очень важно избегать при этом формализма, который не даст результата в общем воспитательном процессе.

Детский сад становится открытым не только для детей, но и для их родителей, что дает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на воспитательную работу, что детский сад не навредит их ребенку. Поддерживая контакт с семьей, педагоги узнают индивидуальные особенности ребёнка и учитывают их при своей работе. Происходит укрепление семейных связей посредством реализации единой программы воспитания и развития ребенка в семье и ДОО. В организации по повышению педагогической компетентности родителей желательно использовать ролевое проигрывание проблемных ситуаций воспитания в семье, взаимодействие детей и родителей совместным участием в игровой деятельности, обмен передовым педагогическим опытом семейного воспитания. Это дает возможность родителям стать активными исследователями собственного родительского поведения, проанализировать способы воздействия на ребенка. Важно не забывать, что формы и содержания педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией специалистов по воспитательной проблеме. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье воспитанников. Поэтому сначала необходимо провести анализ социального состава семьи, родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОО. «Ученые рекомендую традиционные методы: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, изучение продуктов детской деятельности и др.)» . Проведение анкетирования, индивидуальных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её более эффективной. При этом, педагогический коллектив не должен забывать о принципе конфиденциальности, требующий обязательного сохранения в тайне всей информации о семье и её членах.

Важность взаимодействия семьи и ДОО определяет важность семейного воспитания и развития детей. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Малыш не должен оказаться

в центре конфликтной ситуации взрослых, наоборот, должен получать поддержку и понимание, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями и положительными эмоциями.

Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольной организации. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме с педагогами дают самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей - нашего будущего.

Список литературы / References

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. № 9. С. 52-58.

3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. С. 25-26.

4. Козилова Л.В. Практические советы педагогам - воспитателям для плодотворного сотрудничества с родителями дошкольников. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. мат. межвуз. науч.- практ. конф. препод., педагогов - практиков, аспир., магистр., студ. пед. спец., 12 апреля 2012 г. / под. ред. Козиловой Л.В. М., 2012. 128 с. С. 67.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

6. Фрезе И.И., Малахова Л.Н., Суетина Л.Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // Молодой ученый, 2016. № 21. С. 944-949.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...