Святая беатриса д эсте 10 мая. Миланская принцесса Беатриче д’Эсте. Судьба герцога людовико сфорца

Вступление.
Всем предыдущим комментаторам, сказавшим, что портрет похож на меня, приз зрительской догадливости - картинку действительно прислали под девизом "Гля, это ж ты!" Для тех, кто не лазил в свойства картинки, сообщаю - это не я сквозь призму фотошопа, а портрет итальянской принцессы Беатриче д"Эсте, предположительно работы да Винчи.

Если мельком глянуть, можно увидеть смутное сходство: нос, скулы и причёска. Конечно, практически сразу я нашла изображение почётче и пришла к выводу, что перепутать нас с Беатриче может только слепой на оба глаза. Но бешеной козе, как известно, пять веков не крюк - не выбрасывать же всё, что я нарыла?..
В общем, теперь у меня есть собственноручно составленное родословное древо пары-тройки итальянских домов, полкило переводных материалов, уйма репродукций да Винчи и предложение от кафедры истории в Сорбонне чувство удовлетворения от потраченного времени.

Понеслись.
Итак. Беатриче родилась второй девочкой в браке Эрколе д’Эсте и Элеоноры Арагонской. Её обширная семья в годы смут отвоевала власть в Ферраре и прочно закрепила за собой правящее положение. Прадед Беатриче, маркиз Николо д’Эсте, выстроил в городе роскошный замок-крепость, ставший приютом и защитой для многих последующих поколений. В этом замке появились на свет Беатриче, её старшая сестра-погодок Изабелла и младший брат Альфонсо.

Изабелла в шесть лет уже была просватана за герцога Мантуи. Но, когда ей сравнялось 11, к её родителям с брачным предложением обратился регент и дядя маленького герцога Милана Лудовико Сфорца.
Родители ответили миланцу: мол, сожалеем, но Изабелле уготована иная судьба - она станет женой мантуанского герцога и войдёт в семью Гонзага. Однако погодите расстраиваться: к счастью, у нас есть ещё одна дочь, чуть помладше. Вам ведь нет разницы, на ком именно из семьи д’Эсте жениться? И неудавшийся жених сестры достался Беатриче так же, как доставались поношенные платья и надоевшие драгоценности. Младшая сестра по факту рождения была обречена на вторую очередь.
Зато, пока золотоволосая Изабелла корпела над латынью и стихосложением в Ферраре, Беатриче уплетала яблоки и носилась верхом в предместьях Неаполя под мягким крылом своего деда – неаполитанского князя Никколо III.

Просватанные жених и невеста не были знакомы. Любовные письма за них писали изящным слогом придворные поэты. Беатриче ещё не выросла настолько, чтоб быть этим задетой, а жениху действительно было всё равно, на ком жениться – собственноручные письма и подарки он слал не юной невесте, а даме своего сердца Цецилии Галлерани, которая была им соблазнена как раз во время сватовства к Беатриче. Вскоре после этого Цецилия родила ему внебрачного сына и с тех пор слыла в Милане его истинной любовью.

На портрете кисти да Винчи она изображена как "Дама с горностаем". Тут есть забавный момент: с одной стороны, слово "горностай" в греческом переводе созвучно фамилией Галлерани, а с другой стороны, зверёк изображен на гербе рода Сфорца и является символом представителя рода. Шутка художника – умница Сесилия небрежно почёсывает шейку домашнему любимцу-герцогу.

Когда Беатриче исполнилось 13 лет, её родителями была назначена свадьба. Тут она впервые и увидела своего тридцатилетнего мужа, прозванного Мавром (Il Moro) за смуглую кожу и горячий темперамент.

Лудовико Сфорца за это время успел завязать династические связи двойным узлом – сосватать свою сестру Анну Сфорца за брата своей невесты Альфонсо д’Эсте. Две свадьбы между д’Эсте и Сфорца были отпразднованы одновременно.
Но когда довольный Лудовико, мысленно предвкушая очередную встречу с любовницей, произносил свадебные клятвы тринадцатилетней девочке – вряд ли он предполагал, сколь круто изменится его жизнь.

Я думаю: как сложилась бы судьба Цецилии, если бы на месте Беатриче была Изабелла? "Златокудрая" и "дама с горностаем" - они слыли умнейшими женщинами страны и собирали в своих салонах множество поэтов и художников. Возможно, Цецилия сохранила бы положение фаворитки, и в миланском дворце негласно существовали бы два двора: «солнечный» и «лунный», как тогда принято было говорить.
Но юную Беатриче, похоже, так больно ранила в девичестве участь вечной «тени» сестры, что она категорически отказалась терпеть любую конкуренцию. Девочка-подросток - как запоздало выяснил Лудовико - обладала ясным умом и твёрдым как кремень характером. Она заставила мужа порвать с живущей при их дворе Цецилией, выдать её замуж и отослать с глаз долой.

Через год после свадьбы Беатриче отправилась в Венецию и сплела там такую политическую интригу, что её муж, спустя рукава правивший небольшим приморским городком Бари, через некоторое время стал герцогом Милана. А она, соответственно - герцогиней. Этому предшествовали смерти двух предыдущих герцогов – брата и племянника Моро, и ходило немало слухов о ядовитых персиках, которые целеустремленная мадонна Беатриче якобы украла для племянника из лабораторий да Винчи. Но вряд ли в этих россказнях было много правды.

Спустя три года, я думаю, супруг уже сам упрашивал юную женщину поехать на договор заключения мира между французским королём и итальянскими князьями, сулящий многие опасности и многие же выгоды. Лудовико был ленив и неамбициозен; ему достаточно было малой власти, позволяющей оказывать мелкое покровительство миланским дворянам и взамен украдкой совращать их юных дочерей и сестер.

А Беатриче только-только взяла разбег. Исследователи утверждают, что от матери она унаследовала сообразительность, мужество и присутствие духа, а от отца – дипломатические способности и "некоторую эластичность в вопросах совести" (с). И, вооружившись всем этим багажом, восемнадцатилетняя герцогиня Сфорца задалась наконец-то выйти на первый план. Используя собственные связи и богатую казну герцогства, она сумела собрать при дворе плеяду изобретателей, мыслителей, живописцев ничуть не худшую, чем сестра.
Изабелла не зря доныне считается "первой леди эпохи Возрождения" - её двор в Мантуе был созвездием великих умов и талантов, а её лицо многократно увековечено их резцом и кистью. Но младшая сестра её опередила. В "состязании Венеры и Минервы", как изящно выражались тогдашние придворные поэты, Минерва шаг за шагом брала верх.

Если салон Изабеллы отличался утончённостью и приверженностью к чистому искусству, то Беатриче скорее привлекали изобретения, диковинки, игры природы и разума. Она радостно хлопала в ладоши при виде чудес, будь то отлитый из меди гигантский памятник Вергилию, чёрный как сажа говорящий негритёнок или ночной горшок со встроенной музыкой. Хоть разум её был твёрд и гибок, сердце оставалось детским.
Вот как пишут об этом биографы да Винчи:
"Между кузинами началась глухая борьба, день ото дня все более упорная, но проходившая внешне в очень мягких формах и вихре удовольствий на фоне непрерывного праздника, воцарившегося с появлением Беатриче при дворе. И для украшения этого праздника художники были самыми нужными людьми.

Леонардо, как и другие, но больше других, привлекался к этим делам. Беатриче была еще более требовательна, чем Изабелла, и невозможно было сопротивляться настояниям этой своевольной девочки-полуребенка, некрасивой, но привлекательной и очень ласковой; когда она начинала приставать к Леонардо с просьбами, Леонардо подчинялся, но ждал, что какой-нибудь столь же счастливый случай, как вызов в Павию, избавит его и от нескончаемых капризов Беатриче."

И, то ласкаясь, то требуя, маленькой герцогине удалось добиться того, что эпоха правления четы Сфорца среди знати стала называться "золотым веком".

За время брака Беатриче родила мужу двоих сыновей, впоследствии поочерёдно наследовавших вслед за Лудовико титул миланского герцога. В качестве благодарности через пять лет после свадьбы Лудовико завёл себе новую пассию - Лукрецию Кривелли. Портрет её, приведенный ниже, тоже работы да Винчи и называется "Красавица с фероньерой".

Хобби такое, что ли, было у да Винчи – увековечивать всех женщин скользкого Мавра? Или герцог ему иначе денег на проекты не отстёгивал? Например, с Изабеллы он с крайней неохотой сделал один набросок , а потом и вовсе отказался её писать под предлогом того, что размышления о математике занимают его мозг всецело.

Говорят, Лукреция долгое время сопротивлялась и уступила домогательствам герцога почти против воли. Она была набожной девушкой и прожила оставшуюся жизнь в сознании неспособности противиться совершаемому греху.

Связь держалась не просто в тайне, а в страшной тайне от супруги, поскольку Лукреция была любимой фрейлиной герцогини Беатриче. Доведись герцогине узнать, как муж с любимой подругой обманывают её под самым носом – она с присущими ей мягкостью и кротостью снесла бы палаццо Сфорца до основания, а последним бревном гнала бы милашку Лудовико до самой французской границы.

Кто-то называет Беатриче Сфорца, урожденную д’Эсте "некрасивой, но привлекательной", кто-то титулует её как "одна из самых красивых и целеустремленных принцесс итальянского Ренессанса". Я ещё раз покажу её портрет "Дама с жемчужной сеткой в волосах", созданный да Винчи и его подручным Джованни Амброджио. Он датирован 1490 годом, то есть донзелла Беатриче изображена ещё невестой.

Я долго думала, что за смутные ассоциации навевает мне этот портрет, и наконец поняла: юная Беатриче д’Эсте напоминает мне шекспировскую Джульетту. Джульетту, которую не встретил на балу Ромео. Джульетту, которая покорилась воле родителей, вышла за графа Париса и нарожала ему сыновей. Джульетту, которая так и не узнала, что такое истинная любовь.

Нашей повести о Джульетте тоже не досталось счастливого конца. Беатриче умерла в родовых мучениях. По некоторым источникам, будучи на сносях, она узнала о связи мужа с Лукрецией. От потрясения и ярости у неё начались преждевременные роды, а помочь не успели или не смогли – в результате погибли и мать и ребёнок. Герцог страшно убивался по ней, будучи уверенным, что удача навеки покинула его вместе с девочкой-женой, которая вращала вокруг себя Миланское герцогство.

Там, где стремительно стучали каблучки маленькой миланской герцогини, сейчас стрекочут клавиатурами вышколенные служащие отеля. Да что сейчас – уже через некоторое время после смерти Беатриче безутешный муж вернул из ссылки свою старую любовницу Чечилию. А заодно подарил Лукреции Кривелли любимые угодья Беатриче, где герцогиня когда-то забавлялась рыбной ловлей, охотой и верховыми прогулками.
Вдовец и в бытность мужем-то, чего уж там, верностью не отличался. Но мне не хочется верить, что герцогиня-девочка была забыта сразу и бесследно. Пусть лучше будет как в повести Мережковского:

Это был тот самый день, тот самый час, в который ровно год назад покойная герцогиня явилась в палаццо Кривелли и чуть не застала врасплох мужа с любовницей. [Лудовико] оглянулся. Все в этой комнате было по-прежнему: так же светло и уютно, так же зимний ветер выл в трубе; так же пылал веселый огонь в камине, и над ним плясала вереница голых глиняных амуров, играя орудиями Страстей Господних. И на круглом столике, крытом зеленою скатертью, стоял тот же граненый кувшин Бальнеа Апонитана, лежали те же ноты и мандолина. Двери были так же открыты в спальню и далее, в уборную, где виднелся тот самый гвардаробный шкап, в котором герцог спрятался от жены.

Чего бы, казалось ему, не дал он в это мгновение, чтобы вновь послышался внизу страшный стук молотка в двери дома, чтобы вбежала испуганная служанка с криком; "Мадонна Беатриче!"-чтобы хоть минутку постоять, как тогда, подрожать в гвардаробном шкапу, словно пойманному вору, слыша вдали грозный голос своей ненаглядной девочки. Увы, не быть, не быть тому вовеки!

Надгробие Лудовико и Беатриче Сфорца.

Беатриче д’Эсте (29 июня 1475 - 2 января 1497, Милан) - одна из самых красивых и целеустремлённых принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I д"Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте.

Беатриче была хорошо образована и окружала себя знаменитыми деятелями искусства, такими как Леонардо да Винчи и Донато Браманте. Она была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца, герцогом Бари - регентом, а потом герцогом Миланским - и выдана за него замуж в январе 1491 года. Это было двойное бракосочетание Сфорца - д’Эсте. Лодовико женился на Беатриче, а брат Беатриче, Альфонсо, женился на Анне Сфорца, сестре Джана Галеаццо Сфорца. Леонардо да Винчи организовывал свадебную церемонию.

Историк династии Сфорца пишет о ней: «Беатриче дЭсте теперь стала государыней самого блестящего двора в Италии. Он и раньше славился своим великолепием и своими охотами, но она придала ему пикантность и жизнерадостность. Миральто говорит о ней как об очень юной, прекрасной, смуглолицей девушке, „изобретательнице новых костюмов, танцующей и развлекающейся днем и ночью“, и, подобно всем в её семье, она в не меньшей степени интересовалась литературой и искусством. Её безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила её умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором её темперамента. Из них двоих она была определенно сильнее, во времена опасности брала на себя лидерство и оказывала, вероятно, немалое влияние на государственные дела. „Если герцог Бари, наделенный, помимо недостатков и пороков, всеми достоинствами итальянского государя эпохи Ренессанса, сумел сыграть гораздо более значимую роль, чем позволяло его положение, то во многом благодаря его супруге, тщеславной совершенно по-женски и, если вам будет угодно, даже жестокой, особенно по отношению к герцогине Изабелле, но с характером решительным и упорным и острым умом, увлекаемым всеми соблазнами роскоши и очарованным искусством“».

Но её блестящая судьба была прервана смертью во время родов, 2 января 1497 года в возрасте 22 лет. Ребёнок был мертворождённым сыном. Могила Беатриче находится в Чертозе.

Литература

  • Коллинсон-Морлей, Леси. История династии Сфорца = Lacy Collinson-Morley. The story of the Sforzas. London, George Routledge & sons, 1933. / Пер. с англ. Чулкова О.А.. - СПб: Евразия, 2005. - 352 с. - 2000 экз. - ISBN 5-8071-067-7.

Перед нами портрет Беатриче д’Эсте,работы Леонардо да Винчи.1490г.

Беатриче д’Эсте — одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса. Дочь Эрколе I д"Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте.

Беатриче была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как живописец Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте. Беатриче д’Эсте была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца, герцогом Миланским, и затем выдана за него замуж в январе 1491 года. Великий художник Леонардо да Винчи был назначен организатором пышной свадебной церемонии.

Немного о Беатриче.

Беатриче получила хорошее образование, в соответствии с педагогическими идеями той эпохи. Сестры д"Эсте занимались латынью и немного греческим и с ранних лет умели танцевать и петь. Более того, они унаследовали или с детства приобрели вкус к лучшим образцам ренессансной поэзии и искусства, поэтому любой замеченный ими талант мог рассчитывать на их признание и поддержку. Их мать, герцогиня Элеонора, разделяла их увлечения, а возможно, и способствовала их развитию.

Леонардо да Винчи, «Изабелла д’Эсте», эскиз к неосуществлённому портрету, 1499, Лувр.

Беатриче исполнилось только пятнадцать лет, она еще не вполне развита, и в ее внешности есть нечто почти детское. Ее округлые щеки и полные губы достались ей от арагонской династии, вернее, от матери. Весьма характерной ее чертой был маленький, заостренный нос. Своим очарованием Беатриче была обязана не своей внешности, а живости своей натуры, своему духу и энергии, той жизненной силе, которая сквозит во всем, что мы знаем о ней, как, например, на портрете работы Леонардо, в подлинности которого нет сомнений.

Беатриче д"Эсте

с. 1490

Мрамор, высота 59 см

Musйe дю Лувр, Париж Итальянский скульптор Романо, Джованни Кристофоро

Как пишут об их отношениях.

Беатриче окружена вниманием и совершенно счастлива. Ее супруг заботится о ней, устраивает празднества в ее честь и угождает ей всеми возможными способами. Ей известно, что он испытывает к ней «сердечную любовь и благожелательность; дай Бог, чтобы это продолжалось долго». Согласно Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».

Bartolomeo Veneto (1470-1531). Портрет Беатриче д’Эсте.

Несмотря на свою молодость, Беатриче стала для Людовико другом, у которого тот мог спросить совета и на которого мог положиться. Мужчина с его характером инстинктивно ищет в женщине симпатии и поддержки. В письме от 12 марта 1494 года Моро пишет, что так скучает по ее обществу, «что мы признаемся в том, и кажется нам, словно мы теряем часть самих себя, когда она прощается с нами до завтра».

Миральто говорит о ней как об очень юной, прекрасной, смуглолицей девушке, «изобретательнице новых костюмов, танцующей и развлекающейся днем и ночью», и, подобно всем в ее семье, она в не меньшей степени интересовалась литературой и искусством. Ее безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила ее умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором ее темперамента. Из них двоих она была определенно сильнее, во времена опасности брала на себя лидерство и оказывала, вероятно, немалое влияние на государственные дела.

Но её блестящая судьба была прервана смертью во время родов, 3 января1497 года в возрасте 22 лет. Ребёнок был мертворождённым сыном. Могила Беатриче находится в Чертозе

УСЫПАЛЬНИЦА БЕАТРИЧЕ И ЛЮДОВИКО.

Хочу обратить ваше внимание на это прекрасное надгробие работы Кристофоро Соляри.



Это надгробие Людовико иль Моро Сфорца и Беатриче д"Эсте.Находится в картезианском монастыре Чертоза ди Павия,возле Милана.

Монастырь Чертоза ди Павия.15век.


Фасад собора.

Вплоть до конца XV века в Италии продолжал существовать тип традиционного средневекового надгробия в виде смертного ложа, примером которого может служить надгробие миланского герцога Лодовико Моро и его жены Беатриче д"Эсте (ок 1499 г.), работы скульптора Кристофоро Солари (1489-1520).

Средневековое представление о вечном упокоении, молитвенной обращенности к Богу в ожидании страшного суда сочетается в этом надгробии с чисто ренессансным торжественно-официальным изображением усопших в пышных парадных костюмах. Портретная достоверность их лиц, увековеченных для потомков, заставляет вспомнить, что сам жанр портрета первоначально возник еще в Древнем Риме в связи с созданием надгробной скульптуры.

СУДЬБА ГЕРЦОГА Людовико СФОРЦА

Осенью 1499 года Милан был захвачен войсками французского короля Людовика XII. Лодовико Моро попытался восстановить свою власть, вначале сумел выбить французов из Милана, но весной 1500 года был разбит под Новарой. Потерпев неудачу, швейцарские наёмники в обмен на свободный возврат домой выдали Лодовико французам. Свергнутый герцог был увезен во Францию, где и умер в заключении в замке Лош. Похоронен рядом с предками в Чертозе.Ему было 55 лет.



Пала Сфорцеска (алтарь семьи Сфорца):

семейный портрет Лодовико Сфорца с женой Беатриче и сыновьями

Худ. Франческо Льянос


Сохранилась очень интересная картина.Алтарь Сфорца» Мадонна с младенцем, четыре отца Церкви (Св. Иероним,св. Августин, святой Амвросий и, папа Лев Великий) А у их ног семья Людовико иль Моро его жена Беатриче д"Эсте,сыновья Максимилиана Сфорца и Франческо Сфорца II, еще в пеленках).1494год

СЫНОВЬЯ БЕАТРИЧЕ И ЛЮДОВИКО.

Массимилиано Сфорца Франческо Мария Сфорца


Замок Сфорца в Милане.

В 1450 году герцог Франческо Сфорца начал постройку замка, резиденции своей семьи. Над проектом замка Сфорца в Милане, в свое время, работал сам Леонардо да Винчи. Но, к сожалению, из работ выдающегося мастера в замке, до наших дней сохранились лишь "слоновий портик" и зал для игры в мяч.

Сейчас в Замке Сфорца размешены экспозиции нескольких миланских музеев. Здесь можно осмотреть выставки музея Древнего Египта, доисторического музея, музеев посуды и музыкальных инструментов. В замке находится последняя незаконченная работа великого итальянского мастера Микеланджело, произведения Мантеньи, Веллини, Липпи, Понтормо и Корреджио.

Вот так и закончилась история жизни герцога Людовико Сфорца и его жены Беатриче д’Эсте .Она неразрывно связана с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.

Леонардо провел в Милане лучшие годы своей жизни. Здесь у него было столь необходимое ему свободное время. Здесь, используя свое причудливое зеркальное письмо справа налево, он написал свои лучшие книги, включая замечательный трактат о живописи. Здесь же он закончил свои величайшие художественные работы, оказавшиеся, видимо, во власти той же неясной фатальности, которой отмечены столь многие события в жизни этого человека.

Воображенные сонеты [сборник] Ли-Гамильтон Юджин

31. Лодовико Сфорца - Беатриче Д’Эсте (1498 г.)

31. Лодовико Сфорца?- Беатриче Д’Эсте (1498 г.)

Любимая, кружится голова

И сердце разрывается в тревоге;

С утра черным-черно в моем чертоге,

Рассветная иссякла синева.

Мне слышатся неясные слова,

По лестнице топочут чьи-то ноги;

И знаю я, что встанет на пороге

Сейчас гонец и скажет: ты мертва.

Холодный ветер горечью пропах,

Под палою листвой земля сырая

Стенает, словно призраки впотьмах;

Возможно ли, что слезы утирая,

Природа твой оплакивает прах,

Пока душа летит к воротам рая?

Лодовико Мария Сфорца (1452–1508) - миланский герцог с 1494 г., вошедший в историю под прозвищем Моро. По одной версии, это прозвище происходит от итал. il moro «мавр» и было дано ему из-за смуглой кожи и черных волос, по другой - оно образовано от лат. morus «шелковица», которая считалась символом благоразумия и добродетели. Умелый дипломат, Моро установил добрые отношения и тесные связи с правителем Флоренции Лоренцо Медичи, королем Неаполя Фердинандом I, папой римским Александром VI. После смерти Лоренцо он оказался самым влиятельным государственным деятелем Италии. Покровительством герцога пользовались такие выдающиеся представители итальянского Ренессанса как Леонардо да Винчи, Донато Браманте, Лука Пачоли. Миланский при нем двор стал самым блестящим не только в Италии, но и в Европе.

В январе 1491 г. Моро женился на дочери герцога Феррары красавице Беатриче Д’Эсте, герцогине де Бари (1475–1497), брак с которой был необычайно гармоничным, несмотря на многочисленных любовниц Моро. Два их сына впоследствии также стали миланскими герцогами. 2 января 1497 г. Беатриче скончалась от родов в возрасте 22 лет. Моро был в отчаянии - он считал, что вместе с женой его навсегда покинула удача. Так оно и оказалось. Французский король Людовик XII в 1499 г. захватил Милан. Моро пытался вернуть себе власть с помощью немецких и швейцарских наемников, но в апреле 1500 г. потерпел поражение в битве под Новаррой, был выдан наемниками французам и увезен во Францию, где умер в заключении в замке Лош. Похоронен рядом с Беатриче в монастыре Чертоза. Отметим, что автор ошибся на год в датировке сонета.

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Ленин и Сфорца Что демократический граф Сфорца, с большой почтительностью говорящий о философских интересах бельгийский королевы, невысоко ставит философские горизонты Ленина, это в порядке вещей. Но и в области политики итальянский дипломат отзывается о Ленине с

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Беатриче 1 Музы, рыдать перестаньте, Грусть вашу в песне излейте, Спойте мне песню о Данте Или сыграйте на флейте. Дальше, докучные фавны, Музыки нет в вашем кличе! Знаете ль вы, что недавно Бросила рай Беатриче, Странная белая роза В тихой вечерней прохладе… Что это?

автора Дживелегов Алексей Карпович

Дворец Лодовика Сфорца, по прозванию Моро Лодовико Сфорца, прозванный Моро, не сразу стал опекуном своего племянника Джана Галеаццо. Его отец, герцог миланский Галеаццо Мариа, старший брат Моро, был убит в 1476 году, и так как Лодовико начал сейчас же плести интригу, чтобы

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Падение дома Сфорца Когда Миланский двор приступил к распродаже своих имений ради наличных средств, Леонардо, на исходе пятого десятка, получил первое в своей жизни свидетельство о собственности. Собственность, с точки зрения землевладельца, была недурна: речь шла о

Из книги 100 знаменитостей мира моды автора Скляренко Валентина Марковна

ЛАУДЕР ЭСТЕ ДЖОЗЕФИНА (род. в 1908 г. – ум. в 2004 г.) Знаменитая основательница компании Lauder, которая на сегодняшний момент контролирует 45 % рынка косметики в США и поставляет свою продукцию в 130 стран мира. Вначале XXI века оборот фирмы составил около 10 миллиардов

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

БЕАТРИЧЕ В небе грозно бродят тучи, закрываю Данте я… В сумрак стройный и дремучий входит комната моя… Часто-часто сердце кличет в эти злые вечера: Беатриче, Беатриче, неизвестная сестра… Почему у нас не могут так лелеять и любить? Даже радость и тревогу не укроешь от

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

32. Савонарола?- своей участи (1498 г.) Мне снилось: я по воле аквилона Дрейфую на безвесельном плоту, Подобно арбалетному болту, Несущемуся к водам Флегетона. Не мог сдержать я горестного стона, Беспомощно взирая в темноту; Тут мой кораблик пересек черту И в жадный пламень

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эсте Лаудер Королева косметики Шесть лет назад не стало женщины, воплотившей в себе не одну американскую мечту. Начав в тяжелые времена Великой депрессии, она буквально из ничего создала настоящую империю, принесшую ей не один миллиард долларов. Она дарила женщинам

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Эсте Лаудер Королева косметикиШесть лет назад не стало женщины, воплотившей в себе не одну американскую мечту. (Начав в тяжелые времена Великой депрессии, она буквально из ничего создала настоящую империю, принесшую ей не один миллиард долларов. Она дарила женщинам

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Беатриче В краю, лишенном трав и страждущем от жажды, К природе жалобы я обратил однажды. И, разум отточив острее, чем кинжал, Холодным острием я сердцу угрожал. В тот миг могильной мглой над самой головою Нежданно облако возникло грозовое. Порочных демонов орду оно

Из книги От Ада до Рая. Книга о Данте и его комедии автора Лагеркранц Улоф

Из книги Красный циркуляр автора Браудер Билл

14. Прощание с «Виллой д’Эсте» После схватки с Потаниным в России для меня все складывалось более-менее удачно. В 1997 году наш фонд Hermitage был признан лучшим в мире по доходности (фонд вырос на 235 % за год и на 718 % с начала работы). Активы под его управлением возросли с

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Джон Кабот (Джованни Кабото) (ок. 1451–1498) Итальянец по происхождению, Кабот родился в Генуе, потом жил в Венеции, занимаясь торговлей. В 1477 году по торговым делам Кабот выехал в Англию, в Бристоль, и поселился там навсегда, приняв язык и обычаи новой отчизны. Поэтому Кабота

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Этап Окленд – Пунта-Дель-Эсте ВЕСТИ: «Из новозеландского порта Окленд в третий этап кругосветной одиночной гонки Around Alone 1998–1999 отправились 12 яхтсменов, в том числе Федор Конюхов на яхте “Современный гуманитарный университет”. По техническим причинам Конюхов был

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Этап Пунта-Дель-Эсте – Чарлстон Старт 10 апреля 1999 года. Атлантический океан35°00’ ю. ш., 54°00’ з. д.12:00. Старт из Пунта-дель-Эсте. Спать хочется, еще не вошел в режим плавания, а спать нельзя: ветер встречный, много

Из книги автора

Леонардо – устроитель праздников во дворце Сфорца Во время своей службы в Милане при дворе Лодовико Сфорца Леонардо занимался тем, что устраивал придворные праздники. К сожалению, в дневниках почти не сохранилось заметок с проектами спектаклей. Также нет никаких

Портрет Беатриче д’Эсте работы Леонардо да Винчи (возможно его учеников).

Беатриче д’Эсте — одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса. Дочь Эрколе I д"Эсте и младшая сестра Изабеллы д’Эсте и Альфонсо I д’Эсте.

Беатриче была хорошо образована, ее окружение составляли знаменитые деятели искусства эпохи Возрождения, такие как живописец Леонардо да Винчи и скульптор Донато Браманте. Беатриче д’Эсте была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца, герцогом Миланским, и затем выдана за него замуж в январе 1491 года. Великий художник Леонардо да Винчи был назначен организатором пышной свадебной церемонии.

Немного о Беатриче.

Беатриче получила хорошее образование, в соответствии с педагогическими идеями той эпохи. Сестры д"Эсте занимались латынью и немного греческим и с ранних лет умели танцевать и петь. Более того, они унаследовали или с детства приобрели вкус к лучшим образцам ренессансной поэзии и искусства, поэтому любой замеченный ими талант мог рассчитывать на их признание и поддержку. Их мать, герцогиня Элеонора, разделяла их увлечения, а возможно, и способствовала их развитию.

Леонардо да Винчи, «Изабелла д’Эсте», эскиз к неосуществлённому портрету, 1499, Лувр.

Беатриче исполнилось только пятнадцать лет, она еще не вполне развита, и в ее внешности есть нечто почти детское. Ее округлые щеки и полные губы достались ей от арагонской династии, вернее, от матери. Весьма характерной ее чертой был маленький, заостренный нос. Своим очарованием Беатриче была обязана не своей внешности, а живости своей натуры, своему духу и энергии, той жизненной силе, которая сквозит во всем, что мы знаем о ней, как, например, на портрете работы Леонардо, в подлинности которого нет сомнений.

Как пишут об их отношениях.

Беатриче окружена вниманием и совершенно счастлива. Ее супруг заботится о ней, устраивает празднества в ее честь и угождает ей всеми возможными способами. Ей известно, что он испытывает к ней «сердечную любовь и благожелательность; дай Бог, чтобы это продолжалось долго». Согласно Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».

Bartolomeo Veneto (1470–1531). Портрет Беатриче д’Эсте.

Несмотря на свою молодость, Беатриче стала для Людовико другом, у которого тот мог спросить совета и на которого мог положиться. Мужчина с его характером инстинктивно ищет в женщине симпатии и поддержки. В письме от 12 марта 1494 года Моро пишет, что так скучает по ее обществу, «что мы признаемся в том, и кажется нам, словно мы теряем часть самих себя, когда она прощается с нами до завтра».

Миральто говорит о ней как об очень юной, прекрасной, смуглолицей девушке, «изобретательнице новых костюмов, танцующей и развлекающейся днем и ночью», и, подобно всем в ее семье, она в не меньшей степени интересовалась литературой и искусством. Ее безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила ее умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором ее темперамента. Из них двоих она была определенно сильнее, во времена опасности брала на себя лидерство и оказывала, вероятно, немалое влияние на государственные дела.

Но её блестящая судьба была прервана смертью во время родов, 3 января1497 года в возрасте 22 лет. Ребёнок был мертворождённым сыном. Могила Беатриче находится в Чертозе

УСЫПАЛЬНИЦА БЕАТРИЧЕ И ЛЮДОВИКО.

Хочу обратить ваше внимание на это прекрасное надгробие работы Кристофоро Соляри.




Это надгробие Людовико иль Моро Сфорца и Беатриче д"Эсте.Находится в картезианском монастыре Чертоза ди Павия,возле Милана.

Монастырь Чертоза ди Павия.15век.


Фасад собора.

Вплоть до конца XV века в Италии продолжал существовать тип традиционного средневекового надгробия в виде смертного ложа, примером которого может служить надгробие миланского герцога Лодовико Моро и его жены Беатриче д"Эсте (ок 1499 г.), работы скульптора Кристофоро Солари (1489–1520).

Средневековое представление о вечном упокоении, молитвенной обращенности к Богу в ожидании страшного суда сочетается в этом надгробии с чисто ренессансным торжественно-официальным изображением усопших в пышных парадных костюмах. Портретная достоверность их лиц, увековеченных для потомков, заставляет вспомнить, что сам жанр портрета первоначально возник еще в Древнем Риме в связи с созданием надгробной скульптуры.

СУДЬБА ГЕРЦОГА Людовико СФОРЦА

Осенью 1499 года Милан был захвачен войсками французского короля Людовика XII. Лодовико Моро попытался восстановить свою власть, вначале сумел выбить французов из Милана, но весной 1500 года был разбит под Новарой. Потерпев неудачу, швейцарские наёмники в обмен на свободный возврат домой выдали Лодовико французам. Свергнутый герцог был увезен во Францию, где и умер в заключении в замке Лош. Похоронен рядом с предками в Чертозе.Ему было 55 лет.

Сохранилась очень интересная картина.Алтарь Сфорца» Мадонна с младенцем, четыре отца Церкви (Св. Иероним,св. Августин, святой Амвросий и, папа Лев Великий) А у их ног семья Людовико иль Моро его жена Беатриче д"Эсте,сыновья Максимилиана Сфорца и Франческо Сфорца II, еще в пеленках).1494год

СЫНОВЬЯ БЕАТРИЧЕ И ЛЮДОВИКО.

Массимилиано Сфорца Франческо Мария Сфорца


Замок Сфорца в Милане.

В 1450 году герцог Франческо Сфорца начал постройку замка, резиденции своей семьи. Над проектом замка Сфорца в Милане, в свое время, работал сам Леонардо да Винчи. Но, к сожалению, из работ выдающегося мастера в замке, до наших дней сохранились лишь "слоновий портик" и зал для игры в мяч.

Сейчас в Замке Сфорца размешены экспозиции нескольких миланских музеев. Здесь можно осмотреть выставки музея Древнего Египта, доисторического музея, музеев посуды и музыкальных инструментов. В замке находится последняя незаконченная работа великого итальянского мастера Микеланджело, произведения Мантеньи, Веллини, Липпи, Понтормо и Корреджио.

Вот так и закончилась история жизни герцога Людовико Сфорца и его жены Беатриче д’Эсте .Она неразрывно связана с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.

Леонардо провел в Милане лучшие годы своей жизни. Здесь у него было столь необходимое ему свободное время. Здесь, используя свое причудливое зеркальное письмо справа налево, он написал свои лучшие книги, включая замечательный трактат о живописи. Здесь же он закончил свои величайшие художественные работы, оказавшиеся, видимо, во власти той же неясной фатальности, которой отмечены столь многие события в жизни этого человека.

Источники.

http://www.libma.ru/istorija/istorija_dinastii_sforca/p15.php

Последние материалы раздела:

Когда можно стричь волосы по оракулу
Когда можно стричь волосы по оракулу

Лунный календарь стрижек представляет собой подобие обычного календаря, с той разницей, что в нем будут указаны благоприятные и неблагоприятные дни...

Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?
Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?

Посеченные кончики беспокоят многих дам, которые обладают длинной шевелюрой. Питательные вещества трудно поступают в конец волоска, поэтому...

Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?
Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?

Красивые, ухоженные волосы – предмет гордости каждой представительницы прекрасного пола. Каждая девушка хоть раз задумывалась о смене имиджа, и...