Сочинение на тему «Любовь в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита

Любовь, милосердие, прощение, творчество - понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Романа, в некоторой степени автобиографичном, поскольку Мастер - двойник Булгакова, но не его копия.

Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту. Казалось бы, что может быть проще и обыденней?!

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный !»

Но, как оказывается, дело не просто в любви, героев объединяет творчество Мастера, его писательские способности, которые выразились в одном единственном, изменившим их жизнь, произведении. Настоящая любовь приходит к Мастеру и Маргарите в расцвете их жизни, поселяется в сердцах, но последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти эту любовь.

Окружающий мир против того, чтобы Мастер и Маргарита были счастливы вместе, и тогда приходит Сатана-Воланд. Любовь между влюбленными становится зависимой от книги, но в тоже время эта любовь питает и , который пишет Мастер.

Наступает момент, когда Мастеру необходимо положить свой роман о Понтии Пилате на стол критикам, и он понимает, что дальнейшая его решится именно здесь. Роман не проходит, и Мастеру становиться ясно, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, о чем думают на самом деле. В этом заключается проблема не только тех критиков, но и большинства людей того времени, да и нынешних наших граждан тоже. Решение «Литературного общества» сломало Мастера. В нем было много сил, энергии для дальнейшего творчества, но его главное и единственное произведение в жизни не было принято должным образом. Пропала вера в себя...

Маргарита ощущает растерянность и страх возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело. Узнав же проблему Мастера, Маргарита, любя его всем сердцем, идет на сделку с Дьяволом. Ради любимого молодая женщина готова на многое...

Наконец, настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Но он, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что «рукописи не горят». Эту фразу бросает впоследствии Воланд , когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли. Мастер помнит свое творение слово в слово, он не может выбросить из памяти то, что было создано таким трудом. Как бы Мастер не переживал, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно -«Литературному обществу МАССОЛИТа», не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней правда. Правда, которую никто не хочет видеть и знать.

Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею - невозможно. Мастер навсегда связан со своим творением. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается Мастер. Всё взаимосвязано.

Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что меняются внешность, одежда, время, но любовь, настигшая однажды, поражает в самое сердце навсегда. И она неизменна во все времена, которые нам суждено пережить. Так было и две тысячи лет назад, так есть и сейчас.

Судьба - загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за это высокую цену и приблизиться к счастью, либо оставаться несчастным. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков показывает читателю возможный исход таких событий.

Маргарита Николаевна, главная героиня романа, оказалась перед выбором: забыть своего возлюбленного, Мастера, или ждать и надеяться, что они когда-нибудь встретятся. Сила любви Маргариты придает ей терпение, и она ждет Мастера. С каждым днем ожидание становится все мучительнее. Однажды, сидя на скамейке под кремлевской стеной, она подумала о том, что отдала бы все что угодно, даже душу свою, дьяволу, лишь бы узнать - жив ли Мастер. В этот момент определилась судьба Маргариты. С ней неожиданно заговорил подсевший к ней на ту же скамейку Азазелло, посланник Воланда (дьявола). Почувствовав недоброе, Маргарта решила уйти, но слова Азазелло заставили ее остаться. Маргарита поняла, что у нее может появиться возможность узнать хоть что-то о Мастере.

Маргарита оказалась перед трудным выбором. Осознававая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы - так безгранична ее любовь к Мастеру. «Я погибаю из-за любви!» - говорит Маргарита.

Выбор, сделанный Маргаритой, может показаться странным, ведь у Маргариты есть «прекрасный муж, которого ей не за что упрекнуть, отличный дом, она никогда не прикасалась к примусу, не знала ужасов житья в совместной квартире». Однако ни одной минуты она не была счастлива. Счастьем для нее был только Мастер.

Кто же такой Мастер? Мастер - писатель. Смыслом его жизни стал написанный им роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в который он вложил всю свою душу. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он сдается. Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают, даже любовь ему теперь не помогает. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь роман, бывший смыслом его жизни. Мастер хочет, чтобы этот роман не приносил больше страданий никому. Возненавидев свое произведение, он уходит в клинику для душевнобольных, подчиняясь страху, страху перед всем (он боится теперь даже темноты). Свой поступок он оправдывает тем, что не хочет, чтобы из-за него страдала Маргарита. То есть, по сути, он убегает от всего. Но мог ли он поступить по-другому? Безусловно. Мастер мог продолжить свою борьбу, или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры. Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света.

Маргарите предоставляется возможность заключить договор с Волан-дом, чтобы встретиться с возлюбленным. Ее намерения чисты, ей некого и нечего бояться - за это Воланд и его свита уважают ее. Только ради Мастера она становится ведьмой и присутствует в качестве хозяйки на «балу ста королей» в расширенной до гигантских размеров квартире № 50 дома 302-бис на Садовой. После бала Воланд испытывает ее, предлагая сделать еще один выбор. И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, Маргарита просит не за себя, а за Фриду, которая задушила платком своего ребенка и отвечала за это мучениями: ей подавали все время тот самый платок. Маргарита оказалась человечной ведьмой, она простила Фриду. Сама Маргарита тоже заслужила награду: Иешуа отпускает на свободу Мастера. В образе Маргариты автор показывает нам настоящую, вечную любовь. Ради любви Маргарита готова отказаться от благополучия, от всего, что у нее есть. И она получила то, что хотела: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь. Их страдания и несчастья заканчиваются там, где они будут «днем гулять под вишнями..., а вечером слушать музыку Шуберта». Они будут счастливы, и ничто не сможет нарушить их спокойную, полную любви и покоя жизнь. Они сделали свой выбор.

Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в этом произведении некоторые главные мотивы всего творчества.

Главные герои романа Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа, воплощением живой горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: “Милый, милый Азазелло!”, потому что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.

В романе яркостью своей натуральной любви она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью - всесильному Воланду.

Мастер во многом похож на гетевского Фауста и самого автора. Он сначала был историком, а потом внезапно почувствовал свое писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. В судьбе Мастера была капитальная ошибка, над которой стоит задуматься. Он лишен света, истинного знания, Мастер лишь догадывается. Ошибка эта в отказе от выполнения трудной писательской задачи, от каждодневной борьбы за свет знания, за истину и любовь, за свой роман и рассказ о мужестве Маргариты, спасшей отчаявшегося, замаявшегося Мастера. В реальной жизни Мастер - человек редкого таланта, девственной честности и душевной чистоты. Любовь Мастера к Маргарите - во многом неземная, вечная любовь. Она никак не направлена на создание семьи. Вообще следует отметить, что в романе никто из героев не связан другими родственными и семейными узами. Можно-сказать, образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. Мастер хотел написать роман о Понтии Пилате, но это произведение не приняли критики. Он продал душу Воланду, чтобы написать свой роман. Душевные страдания сломили Мастера, и свое произведение он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей возлюбленной Мастер может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? Должно быть, в глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел какой-то непонятный огонечек, иначе никак не объяснить любовь, которая “выскочила” перед ними и поразила сразу обоих. Можно было ожидать, что уж коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет никогда. Она могла только мысленно умолять его, чтобы он выпустил ее на свободу. По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже какой-то невероятной ценой: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” - думает она. Окончательно порвав с мужем, с которым связывало ее только чувство благодарности за все сделанное для нее добро, накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. История Мастера и Маргариты - самая главная в романе. Рождаясь, она, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер стали жертвами искушения, поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Они хотели быть свободными и счастливыми, но в мире, где все поглотило зло, это было невозможно. В мире, где роль и действие человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого дьявола- Воланда. М.А. Булгаков описал героев, полных жизни, радости, способных ради любви на крайний шаг. Они по силе своей любви стали в ряд бессмертных героев - Ромео и Джульетты и других. Роман еще раз доказывает, что любовь победит смерть, что именно настоящая любовь толкает людей на разные подвиги, пусть даже бессмысленные. Автор проникнул в мир человеческих чувств и показал, если так можно сказать, идеалы настоящих людей. Человек сам волен выбирать между добром и злом, а память человека играет важную роль: она не позволяет черным силам завладеть человеком. Трагедия Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром. Они своей любовью бросили вызов всему миру и небесам.

Главная цель любого художественного литературного произведения - воспитание в человеке высоких моральных качеств, повышение нравственности и формирование красоты человеческих чувств. Читая роман М. А. Булгакова, мы попадаем в удивительный мир, где каждая страница - наглядный пример того, к чему приводит Нравственное опустошение и деградация общества. В то же время это произведение - настоящая энциклопедия нравственности и человечности, настоящих чувств, искренности, доброты и любви. Любовь, прощение - понятия и христианские, и общечеловеческие, именно они - основа любой морали, любой мировой религии. Для автора "Мастера и Маргариты" эти понятия - главные жизненные принципы. Именно поэтому они положены в основу его романа. Идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура и которые воплощались в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой, воплотились в этом произведении. Булгаков - первый прозаик, сумевший с мастерством настоящего гения осмыслить эти идеи в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и земная - все это есть в "Мастере и Маргарите". Но законы жанра и таинственные закономерности таланта писателя диктовали автору уникальные, не известные до этого времени пути решения этих проблем.

Можно смело сказать, что роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" - это роман о любви и смысле жизни, о бесчеловечности зла и порыве к свету и добру.

История Мастера и Маргариты - романтическая история любви, подобная повествованиям о Ромео и Джульетте, Тристане и Изольде, Руслане и Людмиле. Подобно своим великим предшественникам, Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человеческом чувстве - о любви, о бессмысленности сопротивления ей.

Мастер и Маргарита безумно любят Друг друга. "За мной, читатель! - восклицает автор. - Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"

Настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Такая любовь слишком, могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг возле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается Мастер.

Любовь героев необычна. Необычна уже сама их встреча: Маргарита шла по улице, неся в руке букет каких-то странных цветов. Мастера поразила "не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах". Девушка внезапно обратилась к нему с не менее странным и необычным вопросом: "Нравятся ли вам мои цветы?" Но еще более странным кажется ее последующий поступок: услыхав, что незнакомый ей мужчина предпочитает розы, Маргарита улыбнулась и выбросила свой букетик в канаву. "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!" - рассказывает Мастер Ивану. Эта любовь в самом деле неожиданна. И у нее вряд ли может быть спокойное и счастливое продолжение. Маргарита замужем. Мастер работает над книгой, которую упорно не принимают в редакции. А ведь для него его рукопись - дело всей его жизни. И ему очень нужен человек, способный понять его, почувствовать то, что чувствует и хочет рассказать миру он сам. Таким человеком и стала Маргарита, разделившая с Мастером все его чувства, все его надежды, страдания и разочарования. Они знакомы недолго, но Маргарите уже кажется, что они "любили, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя". Мастер вспоминает: "Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста". Теперь становится понятно, откуда эта грусть в глазах Маргариты. Она жила в ожидании любви, не видя этой любви в своей жизни. А ведь жизнь без любви - пуста, бесцветна, безрадостна.

Теперь же в ее глазах горит огонь. Ее любимый рядом с ней. Она перечитывает написанное Мастером и шьет ему черную шапочку, на которой вышивает желтую букву М. "Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть его мастером..." Она "повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе - ее жизнь". Но ведь и его собственная жизнь в этом романе.

Мастеру не удалось напечатать свой роман. На него обрушились с резкой критикой. Мастера охватил страх, наступила "стадия психического заболевания". Видя, что с ее возлюбленным творится что-; то неладное, Маргарита и сама похудела, побледнела и совсем перестала смеяться. Поддавшись минутному чувству, под влиянием болезни, Мастер бросает рукопись в огонь. Маргарита голыми руками выхватила из пламени то, что осталось от романа, завернула в бумагу и перевязала ленточкой. Пытаясь сохранить рукопись, она словно пыталась сохранить их любовь. Но ей это не удалось. Мастер исчез. Маргарита снова осталась одна. Зима прошла для нее в тоске и муках. Но в тот день, когда в городе появился черный маг и произошло множество невероятных событий, она проснулась с предчувствием, что сегодня, наконец, должно что-то случиться. Это ощущение было вызвано сном: Маргарите приснился Мастер. Во сне он манил ее к себе, поэтому свой сон она истолковала как напоминание Мастера о себе: "Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро".

Именно в этот день она встретила Азазелло, который намекнул ей на возможность встречи с Мастером. Но для этого ей предстоит превратиться в ведьму. Выбор сложный для любого человека - но не для Маргариты. Ради встречи с любимым она готова на все. Когда Воланд спрашивает Маргариту о том, что он может сделать для нее, она не задумываясь просит о встрече с Мастером. И Мастер тут же явился в потоке лунного света. Но это свидание не приносит радости - ее любимый не в своем уме. И тогда Маргарита снова обращается с мольбой к Воланду: "Вылечите его, он стоит этого... Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было". Воланд выполняет ее просьбу. Влюбленные возвращаются в свой угол и думают о будущем. Маргарита уверена, что "все будет ослепительно хорошо", потому что всемогущий Воланд все устроит. В самом деле, он все устраивает. Является Азазелло, угощает молодых фалернским вином с ядом, отведав которого Мастер и Маргарита умирают, чтобы обрести покой и счастье в ином мире. Они улетают вместе с Волан-дом, который как бы вскользь говорит: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит". И Маргарита понимает, что эти слова относятся к ней.

Простившись с Воландом, вместе со своим любимым идет она по песчаной дороге к их новому жилищу. "Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который дали тебе в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше..." Отныне Маргарита будет вечно беречь спокойный сон Мастера.

История булгаковских героев - наглядный пример того, каким бывает настоящее чувство: неудачи Мастера приносят мучительные страдания не только ему, но и его возлюбленной. Уход Мастера стал тяжелейшим ударом для Маргариты. Она заключает сделку с Сатаной, становится ведьмой, чтобы вернуть своего возлюбленного.

В своем произведении Булгаков утверждает мысль о том, что невозможно противостоять любви. Настоящему чувству не могут помешать никакие преграды. Любовь, по мнению писателя, все искупает и все прощает. Подобное всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу. Автор показывает, что любовь земная - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, возникшая, "как убийца из-за угла", поражает в самое сердце и навсегда. И такая любовь существовала и будет существовать во все времена.

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что душа

То место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: "Вот твой дом, вот твой вечный дом", - говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос поэта, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезают во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь - вот что создает в романе неповторимую ауру очарования. Любовь романтическая, любовь земная, плотская и поэтичная - вот та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит. Любовь самодостаточна, перед ней снимают свои шляпы Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическую и вечную, как мир, получили в качестве дара герои книги, и она помогает им выжить и победить.

"Рукописи не горят", - говорит Воланд. Подобно своему герою, Булгаков пытался сжечь рукопись романа, но это не принесло ему облегчения, произведение продолжало жить, возможно, благодаря неземной любви - любви героев друг к другу, любви автора к ним и к своему творению. А четверть века спустя после смерти писателя роман пришел в литературу, к своему тоскующему читателю. Любовь победила снова, и теперь уже навсегда.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Тема любви в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все. Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман, роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.

Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранная.

В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»+ Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.

Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева - Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи - Понтия Пи­лата, и романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две ты­сячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», - гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, про­шедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь - именно она придает книге загадочность и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая- это та сила, которая движет всеми события­ми романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

Похожие рефераты:

Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками. Воланд - зеркало, в котором отражаются поступки людей. Воланд и его свита - средство Б. Для критики и осмеяния советских обывателей. Воланд - судья Мастеру и Маргарите.

Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.

Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни - роман “Мастер и Маргарита” - принес писателю мировую славу.



Тематика романа Булгакова очень разнообразна, в нем поднимается тема милосердия, ответственности, трусости, а также раскрывается тема любви и верности. Она воплощается в образах Мастера и Маргариты. Любовь - самое светлое, трепетное и нежное чувство, которое испытывает человек. Она окрыляет, дарит силы и вдохновение, надежду на светлое будущее. Ради любви люди совершают героические поступки, любовь заставляет перебороть страхи, стать лучше. В романе Булгакова показана всемогущая, сильная, бессмертная и всепобеждающая любовь.

Герои, именами которых назван роман, предстают перед читателями только во второй части произведения. Эта часть, посвященная отношениям Мастера и Маргариты, начинается словами, которые сегодня стали афоризмом «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Мастер, рассказывая о своей любви к Маргарите, говорит: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

У Маргариты было все: большой и красивый дом, домработница, любящий муж, она была состоятельна, могла купить все, что захочет, но у нее не было счастья, не было любви. Встретив тогда Мастера, она поняла, что это тот человек, которого ей не хватает в жизни. С ним она обрела истинное счастье, Мастер нашел в ней свою музу, благодаря ее поддержке он написал свой роман о Понтии Пилате. Но из-за этого романа он оказался гонимым в Москве. Потеряв Мастера, Маргарита потеряла смысл жизни, ради него она пошла на сделку с дьяволом, согласилась провести бал у Сатаны, ради своего любимого Маргарита была готова на все. Эта любовь стала наградой Мастеру за все его страдания и испытания. Мастеру и Маргарите не суждено быть счастливыми на этой свете, поэтому Воланд решает, что спокойствие они обретут в другой жизни. Вместе они умирают и обретают покой.

Несмотря на всю силу и верность любви главных героев, их чувства нельзя назвать идеальными. Оба героя грешны. Маргарита вступила в отношения с Мастером, будучи замужем, еще она продала душу дьяволу, этот поступок также не характеризует ее с положительной стороны. Грех Мастера в том, что он впал в уныние, сдался, отказался от своего предназначения. По этой причине герои после смерти попадают не в рай, Воланд дарует им покой.

Но все-таки, любовь Маргариты и Мастера является примером настоящей, вечной, всемогущей любви, ради которой хочется жить.

Последние материалы раздела:

Кто чужое возьмет – свое потеряет
Кто чужое возьмет – свое потеряет

Воровство существует столько, сколько существует и сам человек. Для кого-то кража — это своеобразный способ развлечения, для других — основное...

Плетение из ленточек: схемы плетения для начинающих с фото и видео Плетения из атласных лент
Плетение из ленточек: схемы плетения для начинающих с фото и видео Плетения из атласных лент

Интересует плетение из ленточек, схемы плетения? Тогда статья поможет в познании этого виде рукоделия. Создать аксессуар из такого материала легко...

Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании
Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании

Про мужа тирана писали и пишут очень много статей. Но женщины не теряют надежды перевоспитать своего суженного, и пытаются это сделать на...