Как говорить с ребенком услышал. Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался? Как правильно разговаривать с грудным ребенком

Как разговаривать с ребенком, чтобы он слушал?

Очень часто «корни» проблем с непослушанием ребенка растут не из особенностей его темперамента, а из того, как именно мы с ними разговариваем. То, как следует говорить с ребенком, в некоторой мере отличается от привычного нам общения со взрослыми.

Чтобы найти взаимопонимание с вашим малышом и сделать так, чтобы ваша просьба была им услышана, необходимо руководствоваться некоторыми рекомендациями.

1. В разговоре с ребенком очень важно не занимать авторитарную позицию, которая может восприниматься им как таковая, как минимум, на основании того, что вы смотрите на него сверху вниз. Поэтому психологи рекомендуют опуститься на уровень глаз малыша, чтобы он смог общаться с вами «на равных».

2. В разговоре обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь говорить уверенно, но при этом мягко, без назидательного тона. Слова и фразы вежливости (спасибо, пожалуйста) не только покажут ребенку ваше хорошее отношение, но и научат его быть вежливым.

3. Дети очень плохо воспринимают длинные фразы и рассуждения. Они и между собой разговаривают так, что диалог построен на небольших предложениях, которые при этом несут всю необходимую для собеседника информацию. Поэтому, если ваша цель – попросить ребенка что-либо сделать, просьба должна уместиться в одну фразу. А чтобы понять наверняка, понял ли ребенок вас, попросите повторить вашу просьбу. Если малыш не может этого сделать, путается – значит, ваша формулировка была для него сложной. Также помните, что детям до трех лет лучше просьбу повторить несколько раз, чтобы они лучше ее восприняли и запомнили. А со старшими детьми такой вариант не пройдет – повторение просьбы вызовет у них только раздражение.

4. Если ребенок не хочет что-либо делать, то нужно найти вескую причину для выполнения просьбы и оформить её в простую фразу. К примеру, если малыш не хочет одеваться для выхода на улицу, то скажите так: «Оденься, чтобы пойти гулять».

5. Всем известно, что просьбы с частицей «не» могут плохо восприниматься детьми. Поэтому постарайтесь как-то изменить фразу, сохранив при этом её смысл. К примеру, если ребенок бегает по дому и шумит, то можно сказать, вместо «не бегай», следующее: «Дети бегают на улице, а дома они не спеша ходят».

6. Также позитивный эффект показывают так званые «я-сообщения». Они подразумевают собой сообщение ребенку своих просьб или пожеланий именно от собственного лица. То есть вместо фразы «отдай игрушку» лучше сказать «я хочу, чтобы ты дал мне игрушку». Можно также сказать «бабушка хочет, чтобы ты дал ей игрушку». Такая фраза не несет в себе никакой скрытой агрессии для малыша. Также «я-сообщения» полезны в виде компонента схемы «когда ты…, я/ мне…, потому что...». К примеру, вместо резкого очередного предупреждения «Не убегай от меня в супермаркете!» можно сказать «Когда ты убегаешь от меня в супермаркете, мне становится страшно, потому что я боюсь потерять тебя».

7. Часто используемую фразу с формулировкой «если…, тогда» лучше заменить на формулу «когда..., можно будет». К примеру, фразу «Если уберешь игрушки, тогда и будешь смотреть мультики» можно будет заменить на «Когда уберешь игрушки, можно будет посмотреть мультики».

8. Если вы хотите позвать ребенка из другой комнаты, то лучше будет именно зайти к нему и попросить подойти в кухню/комнату. Так он воспримет вашу просьбу более серьезно, а кроме того, отвлечется от своих занятий, чтобы выслушать вас.

9. Если малыш не хочет что-либо делать, то можно создать для него так званую «иллюзию выбора». То есть, если он не хочет готовиться ко сну по всем правилам, то можно спросить: «Что ты хочешь сначала делать – чистить зубы или надевать пижаму?». Ребенку важно самому решать, что он хочет делать.

10. Маленьким детям задавать вопрос «Зачем ты это сделал?» некорректно, так как малыш просто не сможет дать ответа на вопрос. Вместо этого лучше сказать «Давай поговорим о том, что ты сделал» - и обсудить эту ситуацию вместе. Также учитывайте то, что подобные обсуждения лучше вести, когда ребенок спокоен. Разговаривать с перевозбужденным малышом, который буквально только что плакал или истерил, – бесполезно.

11. Если ребенок капризничает и не отпускает вас, говорите четко, к примеру, ‒ «Я пойду в туалет. Сейчас вернусь», а не «Можно, я пойду в туалет?» ‒ это только подстегнет ребенка сказать «нет».

12. Что касается общения с капризничающим и хныкающим ребенком, то здесь нужно учитывать такое правило: чем громче он вопит, тем размереннее и тише вы должны с ним говорить. Если вы будете кричать на него, успокоиться это уж никак не поможет. Также между его криками говорите фразы вроде «я понимаю», «я тебе помогу», показывайте, что вам не безразлична проблема малыша.

13. Общайтесь со старшими детьми при помощи записок, оставленных на столе или дверце холодильника. Пусть они будут немного с юмором и разными «приколами» ‒ это детям нравится, и такую просьбу они выполнят куда охотнее.

14. Если ваш ребенок часто разбрасывает свои игрушки, то попробуйте решить проблему «глобально», предложив ребенку такой вариант, ‒ «Ваня, а где бы ты хотел хранить свои машинки/конструктор?». В такой ситуации ребенок ощутит себя взрослым, который сам решает, что ему делать со своими вещами. Как только выбор им будет сделан – он уж точно будет складывать игрушки в условленное место.

16. Если нужно отказать ребенку в какой-либо просьбе, то постарайтесь предложить ему альтернативу, к примеру: «Ехать на фестиваль одному нельзя, но можешь пригласить своих друзей к себе».

17. Ставьте ребенка в известность касательно своих планов. Например, будучи в гостях, лучше предупредить ребенка, что вы скоро уходите, чем потом резко выдергивать его из игры со сверстниками.

18. Обсуждая с вашим ребенком какие-либо дела, старайтесь избегать так званых закрытых вопросов, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Вместо вопроса «Как твои дела в школе?» лучше спросить «Что вы сегодня делали в школе?», «Что интересного ты узнал на уроке?».

19. Если вам нужно ответить ребенку категоричным отказом, то лучше просто сказать твердое «нет» - но без крика и каких-либо осуждений. И это как раз именно тот случай, когда строгий и холодный тон будет очень даже уместен.

Первого слова своего крохи с нетерпением ждут все родители, ведь речь позволяет человеку общаться с окружающими, выражать свои мысли и желания, учиться, развиваться и вообще существовать в социуме. Но как можно научить маленького ребенка говорить, как ему помочь?

Возрастная специфика развития речи

Для того чтобы научить ребенка говорить, прежде всего, нужно знать основные этапы речевого развития малышей, чтобы на каждом из них правильно помогать малышу.

  • 1–2 месяца. Большинство новорожденных в этот период общаются только с помощью плача. Некоторые из них к концу этого периода начинают гулить.
  • 2–4 месяца – время активного гуления, в основном с использованием гласных звуков.
  • С полугода начинается стадия лепета, ребенок осваивает согласные звуки, пробует «перебирать» все новые слоги.
  • Первые простейшие слова и словоподражания могут появиться в 7 – 9 месяцев («дай», «на», «вава», «кака», «ав», «ам», «бум») или немного позже.
  • Долгожданные «мама», «папа», «баба» и некоторые другие слова ребенок осваивает примерно в 1 год. Многие звуки малыш произносит еще неправильно, что вполне естественно. У годовалого крохи часто речевое несовершенство компенсируется использованием дополнительных жестов, а сложные слова он заменяет подражаниями.
  • В 2 года речь начинает развиваться активнее. Ребенок говорит все больше слов, пробует собрать из них простейшие фразы, состоящие из 2–3 слов. У 2-летнего крохи быстрыми темпами пополняется пассивный словарь. Произношение многих звуков по-прежнему может страдать, это нормально.
  • 3–5 лет – период развития связной речи. Ребенок говорит предложениями, учится вести диалог, строить простые связные рассказы. Словарный запас растет в геометрической прогрессии. Дети могут говорить быстро и сбивчиво, пытаясь выразить эмоции.
  • К началу обучения в школе в норме ребенок правильно произносит все звуки, может последовательно излагать свои мысли, пересказывать простейшие тексты, рифмовать, использовать сложные речевые конструкции.

Правильный образец

Чтобы каждый из этих этапов ребенок проходил полноценно, ему не обойтись без помощи родителей. Первое, о чем они должны помнить, – малыш всему учится, подражая им. Поэтому их задача – подавать ему правильный пример.

  • Не искажайте слова, как ребенок, стараясь общаться «на его уровне». Если с ним постоянно «сюсюкать», произнося слова картаво-шепеляво, он усвоит это как норму. Говорите всегда чисто и правильно, чтобы малыш понимал, к чему стремиться.
  • Говоря с крохой, показывайте ему, как работает ваш артикуляционный аппарат, изменяйте интонацию, громкость, скорость, тональность своей речи, чтобы показать малышу все разнообразие речевого звучания.
  • Показывайте ребенку наглядно предмет, о котором говорите, чтобы он научился связывать его образ с речевым «эквивалентом».
  • Примерно в полтора года приучайте его вместо слов-заменителей и звукоподражаний произносить полные названия. Например, он говорит: «Мяу», – мама отвечает: «Верно, это кошечка» (не киса!). Немного позже реакцию на слово меняют: «Да, так она говорит, а кто это? Правильно, кошка».

В период, когда ребенку еще сложно говорить связно и разборчиво, можно использовать в качестве дополнительных «пояснялок» общеупотребительные жесты. При этом они должны быть понятны всем, а не только в данной семье (то есть придумывать их не надо):

  • «на» (протягивают руку навстречу, что-то предлагая);
  • «дай» (протягивают руку, прося);
  • «там» (указательный жест);
  • «да» (кивок головой);
  • «нет» (отрицательный кивок головой);
  • «вот» (указание места);
  • «иди сюда» (подзывающий жест рукой);
  • «ай-ай-ай» (ругающий жест указательным пальцем);
  • «хорошо» (показывают большой палец при сжатой в кулак ладони);
  • «тихо» (палец подносят к губам);
  • «привет» (пожимание рук);
  • «пока» (машут рукой) – и другие.

Помните, что жесты – лишь дополнение и помощь для детей в период, когда они не могут выразить словами желаемое, например в годик и немного позже. Чтобы не возникло привычки постоянно заменять жестами речь (какой при этом смысл учиться говорить?), важно создавать условия, при которых ребенок ощутит необходимость общения, то есть мотивировать к говорению. Для этого чаще просите его что-то принести или сделать, а в ответ на его жестовые просьбы постепенно «переставайте понимать», что он показывает и чего добивается.

Чтобы ребенок начал говорить вовремя, одного примера не достаточно. Здесь нужна комплексная работа. Правильно организовать ее помогут советы специалистов.

  • Начинать речевое развитие никогда не рано. Поэтому разговаривать с крохой можно уже в утробе матери. Специалисты считают, что таким образом можно стимулировать речевое развитие ребенка, приучая к общению.
  • Разговаривать нужно постоянно. Активное речевое окружение – залог своевременного речевого развития. Маленькому ребенку нужно рассказывать обо всем: куда идем, что происходит, что окружает, из чего это сделано, для чего нужно, кто что делает и т. д. При этом важен эмоциональный контакт: нужно улыбаться крохе, смотреть в глаза, петь ему песенки. Можно ходить по дому или улице, целенаправленно показывая новые предметы и рассказывая о них.
  • Чтение должно быть нормой. Книги помогают расширить кругозор, словарный и понятийный запас, развивают воображение и память.
  • Стихи и песенки прекрасно запоминаются благодаря рифмам. Они учат ребенка ритму, темпу речи, интонациям, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат. Когда стих выучен, можно заканчивать его нарочито неправильно, побуждая малыша исправлять взрослого.
  • Помочь ребенку быстрее начать говорить могут постоянные вопросы родителей. Даже на этапе, когда он еще говорит очень плохо. Он будет стараться ответить, подключая эмоции и жесты, а затем сможет отвечать при помощи слов. Малыш научится выражать свои мысли, размышлять, думать, делать выводы.
  • Речевое развитие стимулируется совершенствованием мелкой моторики. На начальном этапе этому могут способствовать простейшие пальчиковые игры-потешки («Ладушки», «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Сорока-ворона»). Двухлетнего ребенка заинтересуют кубики, пирамидки, сортеры, пазлы, мозаики, прищепки, пробки и крышечки, крупы, а также рисование, лепка, аппликации.
  • Не обязательно приобретать готовые пособия. Развивать речь можно с помощью подручных средств. Например, во время готовки ребенок может называть продукты, их цвета, считать их, может показывать овощи и фрукты одного цвета, выбирать те, что больше или меньше. На прогулке можно считать дома, деревья, предметы одного цвета (машины, одежду людей), изучать погоду, время года, растения, насекомых и т. д. При этом большое значение имеет построение диалога, побуждение малыша к ответам, обдумыванию, наблюдению, анализу.

Полезные игры

Заставить ребенка говорить насильно не получится. Это должно происходить незаметно для него во время бесед, маминых рассказов, полезных игр.

Во что играть с детками? Ниже приведено несколько примеров игр, на основе которых родители могут придумать и свои варианты.

  • Сортировка. Малыш должен рассортировать из общей массы разные игрушки (или карточки, если ему интересно работать с ними) по группам: фрукты, овощи, домашние и дикие животные и птицы, насекомые, мебель, посуда, транспорт и т. д. Использовать нужно те изображения или предметы, которые ребенку уже знакомы. Постепенно, по мере изучения к ним добавляют все новые. При этом обязательно проговаривать, что и почему ребенок объединяет.
  • Соотнесение. Учим соотносить предмет и то, что с ним связано. Например, взрослый показывает картинки: корова, овечка, дерево, колосок. Малышу дают другие картинки, связанные с ними. Он должен соотнести их: дерево – забор, скамья, береза, дуб; овечка – варежки, свитер, шапка, шарфик; корова – молоко, кефир, масло, сыр; колосок – мука, хлеб, булочка, печенье. Также проговариваем – что и почему соотносим. Если малыш затрудняется – мама приходит на помощь, это правило действует при любой игре.
  • Подбираем пару. Взрослый называет слово, малыш должен подобрать к нему пару: груша – фрукт, машина – колесо (мотор), лодка – парус (река), лейка – вода (грядка).
  • Лишнее слово. Ребенок должен по характерным признакам на слух определить слово, лишнее в ряду существительных (например, мяч, кукла, кубик, песок). С возрастом слова подбирают посложнее.
  • Обобщение. Малышу называют (а лучше показывают) несколько предметов, а он должен назвать их общим словом (яблоки, груши, вишни – фрукты, помидор, капуста, огурец – овощи).
  • Части и целое. Взрослый называет предмет, малыш объясняет, из каких частей он состоит (платье – рукав, карман, воротник; машинка – кабина, колеса, сиденья, двери, фары). Более сложный вариант – родители описывают предмет по частям, а ребенок отгадывает, о чем речь (у него есть 4 ножки, сиденье, спинка – стул).
  • Найди недругов. Из предложенной цепочки слов малыш должен выбрать два противоположных по значению (ночь, час, сутки, день – день и ночь; друг, радость, враг – друг и враг).

Итак, основные правила, помогающие научить маленького ребенка говорить, – постоянное речевое окружение, правильный пример, побуждение к диалогу и обучение в форме игры. Пользуясь полезными рекомендациями, приведенными здесь, родители могут значительно улучшить речевые навыки своего крохи – помочь ему заговорить вовремя, активно развивать словарный запас и умение связно говорить.

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, показываете картинки, занимаетесь , вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу , они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д... Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в . Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат . Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — "Что как звучит? " (Ozon , My-shop , KoroBoom ) и "Кто что делает? " (Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички» .

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Дует пастушок в дуду –
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Гуси, гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да.
Мы приехали сюда!
Да-да-да! Да-да-да! (задорно)
Отворяйте ворота!
Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)
На лошадках я и ты!
Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)
На лошадках мы скакали
И немножечко устали. (устало)
Скоро ль будет угощенье?
Молоко, кефир, печенье?
У-у-у? О-о-о? (вопросительно)
Ели-ели угощенье,
Выражаем восхищенье:
М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье " " вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок»
К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи - точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас - это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое , даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания :- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого : трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы,
Волки, львы, волы, коровы.
Кто сумеет повторить?
Не сумел – тебе водить!

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет –
Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое –
Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет,
Град гулять нам не даёт!
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом
Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем –
В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем,
Прыгаем, гремим, грохочем!

Т

Собаке Лайке гость
Принес большую кость.
Открыла лайка пасть,
Схватила кость и шасть
Под Настину кровать,
Чтоб кот не мог достать.
Собака: хрусть да хрусть,
Но вдруг – какая грусть! –
Застряла в пасти кость
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул: «Насть!
Раскрой собаке пасть!».
Схватил когтями кость
И спас собаку гость.
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котёнок Вася
Учил собаку Насти:
«Жадных, знай, никто не любит,
Жадность, знай, тебя погубит!».

Т-К

Татке надели
Тапки на лапки.
Тапки – на Татке.
На тапках – заплатки.

Скинула Татка
Тапки в заплатках.
— Дайте носочки!
— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки
На Таткины ножки!
Наденьте перчатки
На рученьки Татки!

Накиньте платочек
В синий цветочек!
Теперь всё в порядке
У модницы Татки.

Д

Бездельники

Ходили, бродили,
Судили, рядили,
Галдели, гудели
Без дела, без цели.

Недели проходят,
Года пролетели…
Бездельники бродят
Без дела, без цели…

Дразнилка

Жадина, жадина,
Съела шоколадину,
Съела виноградину,
Смородину – громадину,
Съела девять видиков,
Девятнадцать ходиков,
Девяносто гвоздиков,
Десять пароходиков!

Б

Робин – Бобин – Барабек
Съел барана на обед,
Съел быка, балык, бобы,
Борщ, бульон, блины, грибы
Яблоко, арбуз, бананы,
Кабачки и баклажаны,
Съел клубнику и бруснику,
Барбарис и голубику,
Съел батон, бисквит, буханку,
Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит:
— Невелик мой аппетит.
Я обедом недоволен…
Может быть, я очень болен?

Музыканты

Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт – и в небо.

Трамвай

Трамвай гремит,
Трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?

*****
Метро

Нам проехать не хитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов –
Путь проложен под землей
Самый быстрый и прямой.

Корабль

Посмотри:
Корабль старинный
С парусами,
С мачтой длинной,
У штурвала – рулевой,
Ветер дует за кормой.
Ветер парус надувал,
По морям кораблик гнал.

Троллейбус

Затормозил
У тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

По небу летит ракета.
По дороге едет карета.

На лугу пасется корова
У царя золотая корона.

На березе сидит ворона.
Во дворе открыты ворота.
*****

Задали Мише урок
Со словами: дорога, порог,
Ворона, сорока, бараны,
Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели
Рассказ сочинить за неделю.
Мама сказала сыну:
— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт,
Ароматную «кашку» жуёт.
Идёт по дороге баран,
Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует,
Горох и корки ворует.
Стоит конура у забора,
Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах,
Ждет деток своих, зовет их
(Сорока кашу варила,
А деток еще не кормила).

А розовые поросятки
(Совсем расшалились ребятки)
Корыто с водой опрокинули
И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает
И каркает – их ругает!
Миша учил старательно,
Но не очень внимательно,

И вот какая картина
Получилась в рассказе сына:
«По озеру, как пароход,
Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран
Рогами стучит в барабан!
По дороге идут караси
(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова
Мычит воробью: — Здорово!
Пируй, дорогой, на здоровье
И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает
И очень старательно лает.
Поросята сидят на воротах
И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох,
Сорок ворон обокрали сорóк.
Воробей вызывает ворону
На разговор к телефону».

Спорили, ссорились
Андрей с Григорием:
— Я – говорит Андрей, —
Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, —
Быстрей тебя переспорю!
А рядом стоял Кирилл,
Смотрел на них, говорил:
— Помирились, Андрей, с Григорием!
Григорий, с Андреем не ссорься!
Андрею Григория не переговорить,
Не переспорить Григорию Андрея.
Я один сумею вас уговорить,
Помирить, передружить сумею!

Скороговорки

Постой-ка, постройка
Простую постройку.
Постой на простой постройке,
Постой на пустой постройке,
Постой на пустой,
Постой на простой,
На пустой, на простой постройке!

Мандаринки у Иринки,
У Иринки мандаринки.

Фонари на двери.
На двери фонари.

Тетерев на дереве,
На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

Котя-котя, кыс-кыс-кыс,
Ты ловил сегодня крыс?
Крыски вышли погулять.
Котик, нужно их поймать!

Кашу варим каждый день.
Кушать кашу нам не лень.
Каша нам дает все силы,
С кашей будем мы красивы.

Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» — кричат на нем.

Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.

«Р-р-р, — тигренок зарычал, —
Разных я зверей встречал.
Но тигрята р-р-р-рычат
Лучше всех зверей-ребят!»

Радуга красками небо
Вдруг разукрасила смело.
Радостно вновь по дорожке
Прыгают Ромка с Антошкой.

Восемь вежливых медведей
Вместе кашу всю доели.
Всех перепугав соседей,
Благодарно заревели.

Вася, Вова и Виталик
Взяли с краской синей валик.
Валиком ворота красить
Им доверил папа Васи.

Восемь вафель и ватрушек
Вова будет с Васей кушать.
Вася быстро съел все вафли.
Вова будет рад навряд ли.

Маша мыла руки с мылом,
Заодно помыла сливу.
Маша Милу угостила,
Мила улыбнулась мило.

Мама, можно мне гулять?
Меня Маша может ждать.
Мы хотели вместе с Машей
Мелом рисовать с Наташей.

Ночью нужно нам всем спать,
Чтобы сны все повидать.
Ночью Нину-Антонину
Навещает фея Нила.

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,-
Обзываться некрасиво.
Нужно нам всем маму слушать
И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

За соской Зося вниз пошла,
Но соски Зося не нашла.
Заснуть у Зоси не выходит,
И Зося соску ищет, ходит.

Саша с Зоей в сад за сливой
Шли, держась за ручки мило.
Зоя Саше вслух сказала:
«Краше сада я не знала!».

Взрыв салюта – сильный звук.
Сразу исчезает слух.
Ушки ты свои закрой.
Тише звук – слух чище твой.

Дятел долбит для детей
Дом-дупло уж девять дней.
Дети дятла будут там
Долбить дырки по утрам.

«Дотёр до дыр я тряпку дома, —
С досадой Диме сказал Тёма, —
Вот, Дима посмотри на дыры!
Я не дочистил половины!»

Сидит дятел долбит дуб.
В этом деле дятел крут!
Дятел деток долбить учит.
Детки дятла не конючат.

Вафли с кофе во дворе –
Фросин завтрак по весне.
Вот бы Фросю попросить
Вафлями всех угостить.

В руки я флажок возьму,
Всем флажком я помашу.
Вот какой флажок в руке!
Всем флаг виден вдалеке.

Финики возьму в дорогу.
Заверну в фольгу немного.
По два финика нам всем.
Финики всегда я ем.

Бык по полю быстро ходит,
Бык пыхтит, бык к нам подходит.
Быстро с Петей побежали.
Бык, похоже, бежит с нами.

Боря и Петя пошли на борьбу.
Боря хотел раз устроить пальбу.
Но Петя у Бори забрал пистолет:
Умел он бороться, Борис – пока нет.

Бобов чуть больше половины
Отсыпал нам по-братски Дима.
Бобов побольше нам бы кушать,
Побольше бы нам папу слушать.

По жаре шоссе шипит.
«Жарко, шумно, — говорит, —
Жутко быстро все машины
По жаре сжигают шины».

Шажок один, шажок другой.
Прыжок и снова шаг ногой.
Шагаю живо, широко.
Шагать с желаньем так легко.

Жутко шумно жук жужжал.
Шум жужжаньем создавал.
Подошел я сам к жуку.
«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Рыба к рыбе подплыла:
«Я в Крыму вчера была.
Крабы и дельфины в море
Отдыхают на просторе».

Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Если б был батут у Димы,
Был бы он совсем счастливый.

Рысь рычала на рысенка:
«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,
А ведь вы дружить должны.
Сёстры, братья всем нужны!»

Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабушкой уехал Толя.

Ехал паро-паровоз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.

«Очень хочется на море, —
Говорит подружке Соня, —
Я люблю на Черном море
Загорать и плавать вдоволь».

Астры Ася очень любит
И выращивать их будет.
А потом все астры Ася
Девочкам подарит в классе.

Арбузы бабушка купила,
Сначала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заметить даже не успела.

Зайка собирал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в альбоме рисовал,
Братец лис ворон считал.

Синий иней всё покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.

Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.

Лилия и просто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Виталина – это Вита.

У меня уроков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много времени не нужно.

У кукушки кукушонок
Говорит «ку-ку» спросонок.
Кукушонку утро любо,
Гусениц он съел бы блюдо.

У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, утенок, есть –
Всех игрушек нам не счесть.

Еле-еле душа в теле,
Черепашка поползла.
Шаг ее всегда размерен,
Не спеша живет она.

Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лентяйкой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.

Ежедневно у енота
Есть одна только забота:
Находить себе еду,
Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Трём-потрём, трём-потрём,
Чистой тряпкой всё протрём.
Убираем всё, метём.
А потом гулять пойдём.

Тётя Таня, посмотри,
Я котлет съел целых три.
А теперь я тортик буду –
Приготовь большое блюдо!

Три котенка так играли,
Что игрушки растеряли.
Ищут тут и смотрят там…
«Попадёт от мамы нам!»

В дудочку, ду-ду, ду-ду,
Песенку дудеть могу.
Дважды в день её беру
И играю: «Ду-ду-ду».

Дайте яблочка две дольки:
Долька – мне и долька – Тольке.
С другом поделюсь всегда.
Не был жадным никогда!

Даша, Дина и Дарина
Дружат с Даней, дружат с Димой.
В садик вместе они ходят,
Дружно время все проводят.

Сорока прилетела в сад.
Садовник этому не рад.
Стащить сорока может сливы,
А сливы сладкие на диво.

Сорок семь сомов поймал
Наш сосед рыбак Иван.
Всем селом ему сказали:
«Столько рыбы не видали!»

Сашу Сонечка спросила:
«Сколько сушек всего было?»
Саша быстро посчитала,
«Семь» — уверенно сказала.

Бабушка блины пекла,
Внука Борю позвала.
Боря ел блины с грибами,
А с брусникой блины — маме.

«Баю-бай, баю-бай,
Бегемотик, засыпай» —
Пела мама-бегемот,
Королева всех болот.

У барашка – барабан.
Барабанит по утрам.
У бычка есть балалайка,
Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

Пароходик по реке,
Плыл так плавно, налегке.
В порт зашел наш пароход —
Пассажиров он везёт.

Полю покатать на пони
Папа в парк привел с утра.
Пони милую в попоне
В парке ждет вся детвора.

Паучок сплел паутинку.
Паутинка как картинка.
Он в нее поймает мушек.
Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

16 21 483 0

Воспитание – довольно тонкий процесс, не лишенный шероховатостей. Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон уверена, что правда за ней. Ребенок справедливо обижается, что родители не учитывают его интересы, не реагируют на его просьбы, а мама с папой недоумевают, почему на их «заботу» детка только огрызается и угрюмо молчит. Отсюда – бесконечная череда недослушанных фраз, молчаливых обид и хлопающих дверей в общении детей с родителями.

К сожалению, такая атмосфера царит во многих семьях. И чем упорнее каждый гнет свою линию, тем больше напряжения вносится в семейные отношения. Однозначно, виновники таких ситуаций – родители. Они на правах мудрых и взрослых людей должны сделать правильный педагогический шаг навстречу эмоционально незрелым детям.

Наше общество погрязло в чудовищных стереотипах, с которыми нам удобно жить, ведь повышать голос на детей, поучать и опекать их – наши родительские привычки.

Разговаривая с детьми, мы машинально произносим привычные фразы, не задумываясь об их истинном смысле и влиянии на взрослеющую личность.

Эта статья разбивает все педагогические стереотипы, из-за которых родители и дети не могут найти общий язык. Измените тактику общения со своим чадом – и вы почувствуете истинное волшебство родительского влияния. Мотайте на ус наши советы и рекомендации и запоминайте, как правильно разговаривать с ребенком.

Вам понадобятся:

Разговаривайте шепотом

Шепот – достойная альтернатива крикам, угрозам и любым проявлениям родительского негодования. Дети очень чутко чувствуют, когда мама с папой обессилели и над ними можно одержать победу – когда родители кричат на ребенка.

Если вы пытаетесь достучаться до упрямой детки и волей-неволей повышаете голос из-за эмоций, ребенок вас не услышит и тем более не послушается ваших советов и просьб. А все потому, что он будет защищаться на подсознательном уровне от ваших криков и направит свою энергию отнюдь не на восприятие информации.

Поэтому дети больше реагируют на интонацию в разговоре, а не на его содержание. Воспринимать смысл сказанного они могут только в спокойной и комфортной обстановке.

Одарите своего упрямого шалуна теплым взглядом, наклонитесь к его уху и таинственно шепните подготовленную поучительную фразу. Это потребует от вас огромного самообладания, но зато и результат приятно удивит.

«Сейчас я уйду, а ты оставайся!» Это фраза, которая созвучна в сознании ребенка с предательством. Дикий страх, который охватывает ребенка при виде уходящего родителя, заставляет его забыть обо всех увлекательных играх, открытиях, интересном окружении и броситься за ним вслед. Родители, пожалейте и без того беззащитных детей!

«Дай, я сделаю сам». Раздражение, которое слышится за этой фразой, говорит ребенку, что он ни на что не способен. Постоянно повторяя эти слова, в один прекрасный день родители увидят свое чадо, абсолютно безразличное ко всему и не желающее браться ни за какую работу, ведь он – полная бездарь.

«Я же тебе говорила!» Вместо того, чтобы поддержать свое чадо в момент неудачи, мама или папа многозначительно произносит эту фразу. Что чувствует ребенок? Боль, обиду, иногда – раздражение.

Родители, которые любят таким образом брать реванш над детьми, запомните: подчеркивание своей правоты лишний раз заставляет ребенка поверить в свое несовершенство.

Каким он после этого вырастет? Лучше чаще рассказывайте ему, что и вы – земной человек, который совершает свои ошибки.

«Давай быстрее!» Думаете, от этой фразы ребенок действительно быстрее закончит свои дела? Как раз все наоборот: торопясь и волнуясь, малыш может что-то перепутать, забыть, еще больше замешкаться. А если взвинченный родитель скажет такую фразу флегматику, который от природы не может делать ничего быстро, то он может подумать, что его упрямое чадо просто не реагирует на его слова. Вот вам повод для очередного конфликта.

Чтобы этого не было, выделяйте запасное время и давайте ребенку возможность все делать в удобном для него темпе.

А если не можете без комментариев, лучше проговаривайте, что за чем пошагово нужно сделать.

«Это не стоит переживаний», «не плачь!». Не умаляйте значение чувств и эмоций маленького человечка – от этого он только отдалится от вас. Вы должны проникнуться его проблемами до глубины души и понять его эмоции. Кстати говоря, дети имеют право на слезы, ведь они отлично снимают напряжение. Не воспринимайте плач ребенка как раздражитель.

Посмотрите на него по-другому – глазами любящего и понимающего родителя. Обнимите свое страдающее чадо и посочувствуйте ему.

Заменяйте слово «нет»

Нетрудно догадаться, какие эмоции у ребенка вызывает небрежно брошенное родителями категоричное «нет» – досаду, разочарование, обиду, злость… Ребенок понимает, что далее – пустота. Не будет прогулки, сладостей, мультфильма и еще многих вещей, на которые он так надеялся! А если малыш голоден или устал, то эти три жестокие буквы запросто могут спровоцировать затяжную истерику, ведь слово «нет» вполне можно сравнить с красной тряпкой, которая магическим образом действует на быка. Поэтому поскорее уберите это слово из вашего общения с ребенком. В большинстве случаев его можно заменить спасительным «может быть».

Когда вы произносите «может быть» или «посмотрим», то у ребенка появляется надежда: а вдруг родители передумают? Это – отличная мотивация для вашего чада.

Если уберешь игрушки – пойдем на прогулку. Если съешь суп – получишь пирожное. В итоге ребенок не просто замотивирован, а учится нести ответственность за последствия своих поступков.

Однако бывают ситуации, когда запрет все же остается запретом. Даже в таких случаях избегайте этого ненавистного слова из трех букв. Будьте дипломатом и покажите, что вы понимаете и разделяете страдания своего несчастного чада. Дайте понять ребенку, что он имеет право на свое мнение («Ты действительно думаешь, что мы должны купить тебе плеер. Я отлично понимаю твое желание»), и оно – правильное.

Спокойно, коротко и уверенным тоном объясните ребенку, по какой причине вы отказываете ему. Чем младше ребенок, тем короче должны быть объяснения.

Еще один интересный психологический прием – фантазирование об осуществлении желания. Вместе с ребенком усядьтесь поудобнее и пофантазируйте, «какой отличный плеер он сейчас держит в руках». От такой косвенной поддержки с вашей стороны он немного отвлечется и успокоится, направив энергию на другие, более приятные мысли.

Просите прощения

Родители – не боги. Они так же, как и дети, совершают ошибки и учатся всю жизнь (а в чем-то – даже у своих детей). И огромное количество ошибок они совершают в воспитательном процессе. Поэтому ничего зазорного нет в том, чтобы признать свою вину и попросить прощения у ребенка.

Ведь это – самый действенный метод воспитания. Кроме того, идеальные родители – постоянный «напрягающий фактор» для детей: они видят свое несовершенство и смиряются с мыслью, что никогда не смогут сравняться с мамой или папой. Вот где зарождается огромная пропасть и отчужденность между поколениями отцов и детей.

Последние материалы раздела:

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...

Самые красивые поздравления с Рождеством в прозе (православные, универсальные)
Самые красивые поздравления с Рождеством в прозе (православные, универсальные)

С Рождеством Христовым. Желаю, чтобы в этот светлый праздник Господь послал тебе благополучие, надежду, веру, силу и достаток. Пусть путь твой...

Как часто нужно заниматься сексом, чтобы забеременеть?
Как часто нужно заниматься сексом, чтобы забеременеть?

Многие пары задаются вопросом, как часто и в какое время нужно заниматься сексом, что приблизить как можно ближе момент зачатия малыша. Это...