Секреты ссср: чем советские женщины красоту наводили. О маникюрных салонах в ссср Клиент всегда неправ

. #ProPodo подготовил материал для пополнения этой рубрики. Нам удалось найти мастера, который в семидесятых успел поработать в сфере маникюра-педикюра и в советской парикмахерской, и в шведском салоне. Поговорили с Викторией Вольфер о тех далеких удивительных временах.

— Тазиков у нас не было. Были кресла, перед ними умывальники для ног с кранами и подведенной водой, подставки для ног клиента. Мыли эти умывальники какой-то содой для уборки, она якобы чистила и дезинфицировала. Наливали туда воду с мыльным раствором, клиенты ставили ноги и держали около пяти минут.

Педикюр в 70х годах начинался с пяток. Обрезали опасной бритвой. Сначала чистили пяточную область, затем смотрели, где еще нужно убрать. Дальше переходили к ногтям и обрезали лишнее вокруг. Затем делали легкий массаж, чтобы убрать лишнюю кожу. Наносили крем и опять повторяли легкий массаж.

Крема, лаки, ацетон, мыло мастерам выдавали. После крема ацетоном вытирали остатки крема с ногтей и наносили лак. Можно было брать сразу двоих клиентов потому, что ванночки рядом находились. Пока делаешь одному клиенту, второй “отмачивается”, пока один сохнет, делаешь второму. Конвейер. Одна процедура занимала примерно час.

Выдавали спирт для дезинфекции инструмента. После каждого клиента протирали инструмент ваткой со спиртом.

Оплачивали клиенты все в кассу. Стоила процедура около 1,50 рублей. Мастера получали фиксированную зарплату. Редко бывало, что давали “чаевые”. Иногда правда было, что клиент не заплатил в кассу, и тогда мастер делил с кассиром пополам доход. Никаких продаж в парикмахерской не было. Клиенты получали свою процедуру и все.

В Швецию я переехала в 1979 году. Закончила полугодовые курсы по изучению шведского языка, которые предоставляло государство для того, чтоб можно было быстрее ассимилироваться и начать работать.

Найти работу было достаточно легко. Раньше в Стокгольме была сеть магазинов “Sholl”, где продавались обувь, стельки, корректоры. При них же были кабинеты педикюра. Там нужно было обслуживать около десяти клиентов в день. Процедура длилась от 45-ти минут до максимум часа, дольше нельзя было делать.

Обучения я у них не проходила. Приехала, заведующая магазина, спросила, умею ли я делать педикюр, и попросила сделать ей. Я сделала, и она сказала выходить на работу на следующий день. В те времена это было так просто, сейчас конечно совсем не так.

Единственное, чем отличался педикюр тут, — вместо опасной бритвы нужно было работать одноразовым скальпелем, который я быстро освоила. Все материалы и инструмент мастерам также выдавали работодатели. Дезинфекцией инструмента мастер не занимался. После процедуры мы складывали все в металлические подносы, убирали и брали новый набор инструмента.

Было очень неудобно работать без подставки для ног клиента: приходилось ногу держать у себя на руках. Был стул, такая же ванночка с краном, которую мы мыли сами каким-то порошком, и стульчик мастера. Освещение было очень плохим, но как-то мы ничего не требовали.

Мастер не планировал запись клиентов себе сам. Если образовывалось окошко, сразу заведующая находила клиентов, так что поток был большой. И поскольку все кабинеты сети “Sholl” были оборудованы одинаково, то работать приходилось по всему городу, где мастера не хватало туда и отправляли.

Мне, конечно, это все не нравилось, и в какой-то момент я попала на больничный: из-за постоянного напряжения в руках и спине, из-за работы на весу стала болеть спина. Тогда мы с мужем решили открыть свой кабинет. Сначала хотели открыть полностью свое со своим оборудованием и инструментом, но банк нам на это денег не дал. Потом нашли объявление о том, что сдается временно в аренду готовый оборудованный кабинет. Там был автоклав, инструмент, кресло, только воду нужно было в пластиковом тазике носить. Никаких разрешений для работы не нужно было, надо было только оформить свою фирму, чтобы платить налоги.

Вначале было мало клиентов, и мы сами разбрасывали рекламу в почтовые ящики, чтобы зазвать людей. Предлагали сделать педикюр три раз, а заплатить только за два. При этом поставили достаточно низкую цену. Работать, правда, мне после этого пришлось с семи утра и до одиннадцати вечера. Некоторые клиенты щедро платили и за третью процедуру. Потому что и так моя процедура была достаточно дешевой, а клиенты оставались довольны результатом. Через какое-то время мы узнали, что существуют аппараты для педикюра в специальных чемоданах. И мы купили такой, чтобы я могла еще и по домам ездить обслуживать.

Маникюрша из СССР

В конце семидесятых наша героиня Полина Иванцова сменила работу в научном институте на место за маникюрным столом. Советские женщины - не какие-нибудь «замызганные француженки». Оказывается, очереди к маникюршам выстраивались с утра, хотя это и не входило ни в какой соцпакет или стандарт бытовой советской жизни. О чаевых, условиях и блате - рассказ Полины Иванцовой.

Несколько лет назад Полина Иванцова вышла на пенсию. Работала бы и дальше, но стало подводить зрение. Для мастера маникюра глаза так же важны, как и уверенность рук, поэтому наша героиня сменила сидячий образ работы на активный пенсионерский отдых: дом, огород, внуки.

- В парикмахерскую №2 я пришла в 1979 году, - рассказывает Полина (к слову, минская парикмахерская на Кирова, 1, напротив вокзала работает до сих пор). - До этого успела шесть лет отработать техником в Институте почвоведения и агрохимии. Кругом наука, профессора…

Советская система поощрений, конечно, была не без издержек. За свою работу в институте Полина Иванцова получала 70-80 рублей в месяц. Спустя время, работая мастером маникюра, она станет получать в три-четыре раза больше.

- Меня мама толкала: «Что это за зарплата такая!» - вспоминает Полина. - Через знакомую я пришла устраиваться в парикмахерскую №2. Крутое по тем временам место. Все туда приходили на работу «от кого-то» и по рекомендации. Людей с улицы не брали.

Рабочие места в парикмахерской появлялись крайне редко. Традиционно прибыльная сфера обслуживания населения оберегалась.

- Пятеро мастеров в женском зале, столько же в мужском, четыре маникюрши, уборщицы, кастелянши - за исключением пары человек, все евреи: ухоженные, статные, умные. К ним ходили за прическами, маникюром, общением и, конечно, за кулинарными рецептами. Они без капли сомнения учили меня жизни, и я им до сих пор благодарна. Многим из них давно пора было уходить на пенсию, но они не спешили. И лишь когда открылась тропинка в Израиль, стали потихоньку собираться. Так появлялась возможность устроиться на свободное место.

Учиться было негде - садись рядом, смотри и запоминай. Через пару недель, сделав маникюр маме, подругам и соседям, я взяла первого клиента.

Маникюр стоил 22 копейки - чистка без покрытия. За 30 копеек можно было сделать с покрытием. Столько же стоил комплект батон плюс черный хлеб. Дешево? Да. Сегодня я бы не пошла на маникюр, будучи пенсионеркой.

У нас был план - 7 рублей за смену. Посчитайте, сколько чисток надо было сделать. И не лишь бы как, а чтобы клиентуру наработать.

С инструментом была беда. Жидкие лаки давали исключительно страшных цветов. По качеству они были больше похожи на строительные краски. Но цветов 20 на столе должно было стоять - смешивали, мудрили. Чтобы было красиво, покупали в аптеке баночки с вазелином. Вазелин вымывали, а баночки заполняли лаком. Ставили все в какие-нибудь коробочки из-под импортных конфет или печенья. Потом появились французские духи «Клима». Когда духи заканчивались, клиенты приносили нам пустые бутылочки. В них мы наливали лаки. Рабочее место преображалось.

Еще позже на рынке появились , мы покупали их за свои деньги. Клиент мог согласиться на советский лак по официальному прейскуранту, а мог тихонько доплатить нам за импортный.

Больше всего в парикмахерской зарабатывали мастера женского зала, особенно в сезон, когда начинались укладки, завивки, покраски, - в день можно было получить до 25 рублей. Моя официальная зарплата была 140-160 рублей, не считая «левых» денег. Это сегодня чаевые легальны, а раньше начальство смотрело на них по-другому.

Хорошо помню, как мне впервые оставили 15 или 20 копеек на чай. Меня это оскорбило. Но еврейские коллеги быстро остудили: подожди, потом будешь обижаться, что мало положили. Фактически я стала получать в несколько раз больше, чем в институте.

Однажды в зал с ребенком за руку пришла солидная женщина. Представилась женой председателя горисполкома и сказала постричь внука без очереди. Парикмахер Аркаша, указав на конец очереди, ответил: «Ленин - и тот в очереди стоял». Да, мы являлись, что называется, «полезными» людьми.

Я приходила на работу без двадцати семь утра и видела толпу перед дверью: студенты, рабочие, пенсионерки, цыгане. Стояли живой очередью, запись была условная. Если кто-то из VIP входил через черный ход, то его просто вписывали задним числом. А чтобы народ из очереди не стал возмущаться, уборщица выносила к черному ходу простынь. И дорогой клиент заходил в зал уже в образе - мол, «в работе».

Директора магазинов, профессора БГУ, жены чиновников… Мы получали встречные льготы. В магазины заходили как домой. Забегает уборщица: в соседний магазин завезли колбасу! Берем простынь, заходим через черный ход и выходим с полным мешком. Взвешивание, оплата - все потом.

В конце восьмидесятых парикмахерская №2 закрылась на ремонт, а Полина Иванцова перешла в другой, еще более известный салон - «Александрина».

- О своих коллегах могу сказать только хорошее. Нам удалось получить в руки, поддержать и развить сильную школу маникюра. В условиях дефицита и отсутствия инструментов мы умудрялись показывать удивительные результаты. Своя клиентская база не была официальной целью. Но только так в СССР формировался первый опыт услужливых и внимательных исполнителей.

Девяностые для маникюрш - уже совсем другие времена. На рынке появился инструмент, лаки. Стали чаще приходить мужчины, были и бизнесмены, и бандиты, и обычные люди. Александр Солодуха подъезжал на Mercedes, ставил нам кассету со своими песнями - слушали. Волосы у него всегда были не очень шикарные, но человек он общительный и жизнерадостный. Были депутаты, артисты, ученые…

- Вы тоскуете по СССР?

- Вы что! Нет, нет и нет! У нас часто собирались гости, и накрыть стол было настоящей бедой. Мы могли зайти к директору магазина, но если у него самого пусто, то чем он поделится? Постоянная беготня, хапун, дефицит. Я только из-за этого даже думать не хочу о прошлом. А серпантин из очередей в конце месяца? Была ли моя семья обеспеченной? Был телевизор, «Жигули», появился видеомагнитофон. Но это что, богатство? Поэтому я по СССР и не тоскую.

Соорудить из своих волос «бабету», устроить на голове химический взрыв, завить кудри «как у Орловой» или просто освежиться одеколоном — все это запросто мог сделать посетитель советского салона красоты. Если посчастливится, можно было даже получить маникюр или педикюр. Счастливый обладатель идеальной внешности ходил пару дней довольным, а через неделю снова шел к мастеру — в домашних условиях сделать подобное было сложно. Об истории мест, где прихорашивались советские модники и модницы, расскажет Екатерина Астафьева.

Салонов красоты в СССР не было

Начнем с того, что салонов красоты в современном понимании в СССР не было. Были просто парикмахерские, но не каждая из них могла похвастаться даже обычной вывеской с названием. Так что советские люди просто находили своего мастера в парикмахерской за углом и ходили к нему регулярно, семьями и даже поколениями.

Те «салоны», что носили имя, на поверку оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из знаменитых парикмахерских СССР была московская «Чародейка». В начале 70-х она открылась на Новом Арбате и покорила жителей города. Огромный зал с панорамным окном с видом на улицу, самое современное оборудование, которое в столице, конечно, достать было куда проще, чем где-нибудь на окраине, и мастера, прославленные победами в конкурсах. Подстричься в «Чародейке» мечтала каждая, но не каждой это удавалось. Записываться на стрижку приходилось задолго, мест всем не хватало. Завсегдатаями парикмахерской были актрисы, певицы и жены чиновников из партийной верхушки. Особого обаяния добавляло «Чародейке» кафе, расположенное на втором этаже. Дожидаясь назначенного времени, модницы могли выпить чашку кофе и обсудить свежие сплетни. Так что парикмахерская становилась не просто местом превращения золушек в принцесс, но и культурным центром. Вскоре «Чародейка» стала настоящим брендом, и парикмахерские по всей стране бросились перенимать название у столичной коллеги.

Салонов красоты в современном понимании в СССР не было


Элитная парикмахерская «Чародейка»

Красота стоит копейки

Интересно, что позволить себе стрижку в элитной «Чародейке» мог кто угодно — цены в ней почти не отличались от обычных. Дело в том, что прейскурант парикмахерских услуг, как и любых других, в СССР утверждался государством и лишь слегка корректировался в зависимости от региона. Например, в мужском зале стрижка усов в среднем обходилась в 40 копеек, а бороды — в 55. За знаменитую «модельную» стрижку строителю социализма нужно было выложить 40 копеек. Цена на освежение лица одеколоном колебалась от 5 до 20 копеек. В женском зале модная в 70-х годах стрижка по методу «Сассон» в среднем стоила 1 рубль 60 копеек, завивка волос на бигуди — 80 копеек. А чтобы получить полный комплект из химической завивки и стрижки, советским красоткам приходилось раскошелиться и расстаться почти с 5 рублями! Кстати, мужчин и женщин непременно обслуживали раздельно: дамы не хотели раскрывать всех своих секретов.

«Чародейка» была самой известной парикмахерской в Москве



Бигуди — неотъемлемая часть любой советской парикмахерской

Ряды сушуаров и сахар вместо лака

Действительно, парикмахерская для дам становилась своеобразной фабрикой красоты. Вряд ли ряды женщин, сидящих под сушуарами и мирно перелистывающих журналы, могли вызвать восхищение у противоположного пола. К тому же профессиональные средства быстро заканчивались, и даже мастера в парикмахерских пользовались неприглядными народными средствами. Пивом мыли волосы и им же мочили пряди, завивая их на бигуди. Когда заканчивался лак для волос, разводили сладкую воду с сахаром или пудрой и закрепляли этой смесью начесы.

В салонах СССР иногда вместо лака для волос использовали сахарную воду



Ряды сушуаров — настоящий символ советских парикмахерских

Размер начеса имеет значение

Моду на прически диктовали дефицитные заграничные журналы и новые фильмы. В 1956 вышел фильм «Колдунья» с Мариной Влади сделал популярными прямые волосы. В 1959 на экраны вышел фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Советские модницы тут же ринулись в парикмахерские за голливудской прической. Что только не подкладывали в такие «бабетты» для объема: вычесы, капроновые чулки и даже банки. К началу 60-х в моду вошли прически с огромными начесами, причем носили их не только взрослые женщины, но и молодые девушки. А когда девочки приходили в школу, их часто проверяли, нет ли у учениц начесов. Если были — отправляли домой приглаживаться. Апофеозом 60-х стала прическа «улей», которую можно было сделать даже из волос средней длины. Редкие счастливые обладательницы шиньонов завивали накладки дома и несли готовыми в парикмахерскую, чтобы не сушить их часами под феном.

В начесы для объема подкладывали вычесы, капроновые чулки и даже банки




Чем больше начес — тем лучше

Как у Матье и Орловой

Также в ходу была прическа «как у Мирей Матье» или локоны «как у Орловой». Считается, что именно любовь Орлова была одной из первых советских женщин, решившихся на пластическую операцию. В список услуг «салонов красоты» СССР пластическая хирургия не входила, так что женщины с удивлением наблюдали за любимой актрисой Сталина, год от года все молодевшей, и пытались добиться того же эффекта бабушкиными методами: масками из сметаны и огурцами на глаза.



Редкая женщина в СССР не пыталась сделать локоны «как у Орловой»

Среди московских салонов славилась также парикмахерская «Красный мак». На самом деле никакого названия у нее не было, но люди просто привыкли так ее называть из-за одноименного кафе неподалеку. Находилась она на углу Петровки и Столешникова переулка, к тому же местные парикмахеры были известны своим мастерством. Конечно, «Чародейке» «Красный мак» все-таки уступал, но и сюда записываться приходилось заранее. Популярности добавляло и то, что в городе ходила легенда, будто мастера здесь работали в белых халатах на голое тело.



Любимая мужская стрижка того времени: «модельная»

Основной проблемой советских «салонов» была все-таки недолговечность эффекта. Профессиональную укладку, маникюр или педикюр почти невозможно идеально воспроизвести дома, и приходилось через неделю снова идти в парикмахерскую. Услуги, которые предлагали в СССР, могли лишь скорректировать эстетические недостатки, но коренным образом проблемы не решали.

Для начала — небольшой экскурс в историю:

1980-е:

Чем длиннее — тем лучше, акрил на пике моды, и действительно только одно правило: ногти на руках и на ногах должны быть строго одного оттенка. Яркого. Ногти тщательно отращивали, а потом подпиливали с краев, формируя заостренную серединку.

Начало 1990-х

instagram.com/cndworld

Популярное

Ногти с витражным дизайном, масса блесток, стразы и «серьги» для ногтей: в начале последнего десятилетия ХХ-го века модницы словно отыгрывались за все те долгие годы, когда лак для ногтей был только красным. На пике — перламутр и «кислотные» оттенки. «Острая» форма получает красивое название« миндалевидной» и практически не имеет альтернатив.


1996-й

instagram.com/cndworld

Этот год стоит особняком в истории маникюра, потому что именно в 1996-м компания CND Nails приняла участие в Неделе моды, и все критики разразились статьями о том, что маникюр — тоже часть модного образа, и дизайнерский подход к нему весьма оправдан. Фактически это начало новой эпохи: маникюр из чисто обывательской процедуры превратился в арт-объект. Впервые ногти подпиливают, оставляя уголки: «квадрат» на длинных ногтях превращал их в небольшие лопаточки, но зато свежо! Оригинально! Дерзко!


2000-е:

instagram.com/ninel_bk_beautysalon

От ярких оттенков и вызывающих сочетаний маятник резко качнулся в обратную сторону: воцарился френч. Нейтральный оттенок на пластине и белый ободок по краешку символизировали(ну, должны были символизировать) пренебрежение обладательницы к показной роскоши и стремление ко всему натуральному. Сменилась и форма: «мягкий квадрат», когда внешняя линия повторяет форму ногтевого ложа, до сих пор считается самой удачной для гармоничного образа. «Френч» же в салонах до сих пор стоит дороже стандартного покрытия, но выдает он, скорее, некоторую оторванность от мира моды.


2010-е

instagram.com/jamberrynails

Цивилизация! Вкалывают роботы, а не человек! Долой кухонное рабство! На рынок вышли наклейки для ногтей. С узорами и без, долгоиграющие или однодневные, они почти вытеснили окрашивание лаком, поскольку их не нужно было стараться нанести ровно, они не облезали, легко удалялись при необходимости и позволяли почувствовать себя дизайнером. Одновременно появляется принтер для ногтей: печатай хоть портрет любимой бабушки! Благодаря победе техники ногти опять стали отращивать: наклейку-то проще простого налепить!

2012-й

fotoimedia / ImaxTree

Окончательно уходит мода на длинные ногти: теперь cool — обрезанные под самый корень и покрытые темным глянцевым лаком. Черный, темно-синий, фиолетовый — абсолютные хиты. В противовес Chanel заявляет на подиуме моду на бледно-розовые оттенки и короткие ногти, и устоять перед королевой моды не может никто: уже на следующий год наступает…

2013-й — 2014-й

fotoimedia / ImaxTree

…Эпоха nude. Бежевые, телесные, кремовые, молочные, оттенка слоновой кости, нейтральные, натуральные: каких только определений ни давали новому цветовому тренду. Любительницы френча вздохнули с облегчением и продолжили рисовать белую полоску по краешку, а самые продвинутые дивы ограничивались блестящим покрытием поверх базы. Длинные ногти подвергаются полному остракизму, отрастить« разрешается» 1−2 мм, не больше.


2015-й

fotoimedia / ImaxTree

И эта блеклость скоро всем наскучила. Нейл-арт переживает настоящий расцвет, золотую эпоху: в моде изысканный, аристократичный, минималистичный дизайн: тонкая полоска посередине белого покрытия, небольшой цветовой акцент на уголке. Уже нескучно, еще не пОшло: пожалуй, самое время просить мгновение остановиться. Но оно не остановится: новые тренды уже в пути…

Вы не замечали, что в сериале про Пуаро часто показывают крупным планом дамский маникюр? Я недавно посмотрела несколько серий и осознала, что эти накрашенные пальчики не выходят у меня из головы - я задумалась, а как менялся маникюр с течением времени? Макияж 1920-х годов не перепутаешь, например, с 1940-ми, логично предположить, что и маникюр тоже соответствовал эпохе.

Кадр из фильма "Тайна голубого экспресса" ("Пуаро Агаты Кристи")

Окунемся в историю. До начала XX века дамы носили короткие ногти миндалевидной формы, слегка заостренные, ногти натирали маслами, полировали замшей - вот и весь маникюр. На этом фоне прогрессом выглядит изобретение палочки из апельсинового дерева для маникюрных нужд в 1830 году (она перекочевала сюда из стоматологических кабинетов).


Заголовок - "Новый способ сделать маникюр, не срезая кутикулы".
Иллюстрация из дамского журнала, март 1918

В блоге одной из многочисленных любительниц креативного маникюра (а таких не меньше, чем любителей модных тряпочек) я нашла замечательный маникюрный набор фирмы "Cutex" - такой же, что упоминался в "Vogue", но относящийся к более позднему времени - ориентировочно к нач. 1930-х годов.


NB "Cutex" - пионер маникюрного фронта, компания была основана в 1911 году (начала с производства жидкого средства для удаления кутикулы) и существует до сих пор .


Источник: http://www.vampyvarnish.com

Слоган на буклете - "Сегодня твои губы должны соответствовать твоим ногтям" (что-то в таком духе, сорри за мой "французский":)) Считается, что моду на соответствие цвета губ и ногтей ввел Чарльз Ревсон, основатель "Revlon", в начале 1930-х годов.


Отбеливающий карандаш из того же набора. Декошный, правда?

Известно, что мода на окрашивание ногтей цветным лаком пришла в США в середине 1920-х годов с появлением краски для автомашин. Вообще, лак для защиты ногтей от химически активных веществ был запатентован еще в 1914 году, но он был бесцветным и использовался исключительно в хозяйстве. А тут автопром потянул за собой косметическую промышленность (в истории это часто случается) и в нач. 1920-х на рынке появляется цветной лак красных и розовых оттенков.


Лак тогда было принято наносить только по центру ногтя, оставляя неокрашенными лунулу (белый полумесяц в основании ногтя) и отросший кончик ногтя .



Стиль 1920-х гг.
Источник:


Такой вид маникюра получил название "лунного" ("moon manicure"), он же "голливудский френч".


Актриса Джоан Блонделл с "лунным" маникюром


Отдельное спасибо http://la-gatta-ciara.livejournal.com/
за предоставленное фото

Сейчас это кажется странным, но тогда этикет запрещал дамам наносить цветной лак на всю поверхность ногтя, это считалось "слишком".


"Лунный маникюр" был общепринятым на всем протяжении 1930-х годов, с той разницей, что в это время чаще стали оставлять неокрашенной только лунулу, а кончик ногтя покрывали лаком.



Стиль 1930-х гг.

Источник: http://www.return2style.de/homepage.htm

Еще интересней цветовая палитра маникюра тех лет: розовый, красный, лиловый, глубокий коралловый, васильково-синий, изумрудно- зеленый, серебряный, серый, золотой и даже черный (была такая мода в 1932 году, правда недолго). Как раз в 1932 году основатели "Revlon" Чарльз Ревсон с братом Джозефом, химиком, изобретают непрозрачное покрытие для ногтей, которому можно придавать различные оттенки. Теперь понятно, откуда в "Пуаро" взялась героиня с синими ногтями.


Кадр из фильма "Лощина" ("Пуаро Агаты Кристи")

Цвет лака подбирали под платье (это мода конца 1930-х), в брошюре из маникюрного набора, который я показывала в начале поста, есть вот такая памятка.

"Цвет розовой раковины прекрасно сочетается с платьем цвета лаванды" и далее в том же духе.

Честно говоря, я не так-то много нашла свидетельств применения "лунного маникюра" в те годы. В том же "Пуаро" или "Дживсе и Вустере" он ни разу не встречается. Рискну предположить, что, несмотря на моду, вариантов было множество - ногти могли быть заостренные или миндалевидные, ярко-красные или натурально-розовые, либо вовсе без лака.

Последние материалы раздела:

Сценарий семейного праздника
Сценарий семейного праздника "15 мая - день семьи!

Цель: обогатить представления детей о празднике День семьи, о значении семьи в жизни каждого человека. Задачи: развивать умение выполнять...

Монохромная вышивка крестом схемы новые: самое интересное бесплатно, скачать без регистрации, пара и ребенок
Монохромная вышивка крестом схемы новые: самое интересное бесплатно, скачать без регистрации, пара и ребенок

У монохромной вышивки особое очарование. Она минималистична и глубока одновременно, замечательно впишется в любой интерьер современного стиля,...

Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы
Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы

Плетение из резинок на станке — это увлекательное занятие. С помощью мини станочка можно сделать красивый пенал, колпачок на карандаш, куклы,...