Шлем римского воина из картона. Пособие по реконструкции древнегреческого костюма. Чаcть III, пошив костюма, мужики. Делаем щит и шлем могучего богатыря

Рекомендации по выбору тканей
Для выполнения костюма потребуется белая ткань (например, шелк или креп-сатин) для туники, красная ткань для отделки, коричневый или черный габардин для шорт, искусственная кожа черного или коричневого цвета.
Дополнительно: Гофрированная бумага красного цвета, эластичная лента (резинка) шириной 3-4 см.

Описание работы

Раскроите и сшейте тунику по выкройке и описанию из любого журнала по шитью. Горловину и рукава отделайте красной тканью (см. эскиз). Можно использовать готовую белую майку или воспользоваться упрощенной выкройкой туники (см. схему). Ткань складывают пополам, вырезают горловину. Линию плеча присбаривают. Из ткани для отделки вырезают полосу для обработки оката рукава и горловины. В последнюю очередь выполняют боковые швы и делают подгибку низа.

Шорты.
Шорты лучше всего подобрать готовые, подходящие по цвету к сандалиям.

Доспехи.

Из искусственной кожи вырезаем детали доспехов для защиты плеча (детали 1, 2, 3) и защиты корпуса . На детали 4 пробиваем блочки и протягиваем шнур. Примеряем на ребенка. Прикладываем защиту плеч, подгоняем по размеру, намечаем места соединения с деталью 4. Под полоски подкладываем фиксирующую полосу ткани, закрепляем. После примерки настрачиваем полосы на ткань (см. схему). Полученный элемент костюм прикрепляем к защите корпуса при помощи заклепок. Блочки и заклепки можно поставить в любой мастерской по пошиву и ремонту изделий из кожи. Выкраиваем защиту для ног (см. эскиз). Пришиваем к детали широкую эластичную ленту (резинку) черного цвета под коленом и у щиколотки.

Шлем.
Из грубой ткани (бортовки, мешковины) шьем шапочку . Средний шов оставляем открытым. К околышу на уровне ушей пришиваем дополнительные элементы или заранее изменяем выкройку околыша. На околыше и швах пробиваем блочки. Элемент "гребень" делаем из гофрированной бумаги и вкладываем в средний шов. Стачиваем.

Щит и меч.
Можно использовать готовый набор, можно сделать самостоятельно из фанеры и картона.

Легионеры - это воины в армии в Древнем Риме. В легионе насчитывалось до тысячи вооруженных мечами и копьями солдат. Амуниция римского легионера состояла из нескольких элементов, легко надевалась и предохраняла грудную клетку и голову от удара мечом противника. Защитное оснащение воина сделано так, что движения оставались свободными, хотя требовалась определенная физическая сила, чтобы носить эти доспехи.

В основном комплект легионера состоял из шлема, панциря, наголенников и нарукавников, а также большого щита. Все они имели различную форму и способ изготовления в зависимости от принадлежности к определенному легиону. Броня римских легионеров была относительно легкая, если ее сравнивать с доспехами средневековых рыцарей. Панцирь, защищающий торс воина, часто изготавливался из соединенных вместе деталей из кожи или металла, которые позволяли солдату свободно поворачиваться и наклоняться, не сковывая движения.

В статье рассмотрим разновидности защитной экипировки, названия каждой детали костюма воина Древнего Рима. Вы узнаете, как сделать самостоятельно шлем римского легионера, нагрудные доспехи из разных материалов. Представим несколько вариантов поделок, чтобы можно было выбрать подходящий наряд для любой ситуации. Костюм легионера можно сделать ребенку на утренник, для театральной постановки, на праздник или карнавал. Материалы для наряда можно выбрать самые разные в зависимости от навыков мастера.

Знакомство с доспехами легионеров

Панцирь римского воина легионера носит название "лорика" (lorica). Они были трех разных видов в зависимости от материала и креплений. Перечислим особенности каждого варианта.

  • Цельная, сделанная из 2 или 3 слоев вываренной кожи, или металлическая кираса, прикрывающая грудную клетку спереди и сзади. По бокам и на плечах детали соединялись кожаными ремнями.
  • Пластинчатая, собирающаяся из металлических элементов, которые либо пришивались на кожу, либо соединялись между собой пряжками и шарнирами. На плечах и по бокам туловища передняя и задняя часть конструкции соединялась гибкими металлическими поясами.
  • Кольчужная. Такую лорику носили воины вспомогательных войск, например, лучники или копейщики. Собирались кольчуги из шайбовидных клепаных колечек диаметром 5 или 7 мм горизонтальными полосками. Это давало во время войны римским легионерам гибкость. Такая защита отличается надежностью и прочностью.

Нижнюю часть туловища защищали подвижные кожаные полосы, не сковывающие движение воина. Сверху лорика укреплялась наплечниками из полос металла или нескольких слоев кожи. Это защищало руки от удара мечом сверху. Амуниция римского легионера была довольно тяжелой. Только вес лорики достигал 9 - 15 кг в зависимости от вида ее конструкции. А еще нужно было носить шлем, нарукавники, щитки для голени ног и оружие.

Шлем римского легионера

Шлемы для защиты головы у римских солдат также имели свои разновидности. Одни были позаимствованы у жителей Апулии. Это коринфский шлем, который имел вид металлической маски со скошенной лицевой частью, причем почти полностью закрытый со всех сторон. Спереди по центру имелась узкая щель, дающая возможность видеть происходящее вокруг. Для украшения сверху шлема крепился гребень из ярко окрашенных конских волос. Он располагался как слева направо, так и от лицевой части назад.

Для того чтобы изготовить шлем римского легионера своими руками, часто выбирают другой тип защиты головы, а именно вариант, изображенный на фотографии выше. Это шлем с открытым лицом и свисающими нащечниками по бокам, которые крепились шарнирами. Это более продвинутая модель, так как воин имел возможность хорошо видеть происходящее на поле брани. Такой вид головного убора имеет греческое происхождение.

Данные шлемы римских легионеров, названия которых Chalcidian, датируются IV - III веками до нашей эры. Сзади они имели шейную защиту. Для красоты все шлемы декорировались гравировкой. Изображали кабанов или быков, реже львов и сфинксов. Гравировку делали по всему куполу и на свисающих частях. В среднем вес шлема составлял от 700 граммов до 1 кг. Держался на голове у воина он при помощи подбородочного ремешка.

Особым внешним видом обладает шлем пилос-пилеус римского легионера, изображение которого можно увидеть на фотографии ниже.

Его верхняя часть напоминает мягкий фригийский колпак со свисающим вперед верхом, у которого тоже были по бокам клапаны. У данного шлема также имеются защечники на шарнирах.

Ростовой щит

Костюм римского легионера невозможно представить без щита, который называли "скутум". Он считался ростовым, так как был прямоугольной формы, высота его доходила до 120 см, а ширина - до 75 см. Настоящий щит изготовляли из склеенных планок дерева или фанеры, снаружи он оббивался толстой кожей, а края заканчивались бронзовым или железным кантом.

С тыльной стороны располагалась рукоятка, которая прикреплялась в центре. Особой приметой римского щита считается имеющийся в центре лицевой стороны округлой формы бронзовый умбон. Щит римского солдата был довольно тяжелым, весил до 6 кг. У воинов армии республиканского Рима были щиты овальной формы, которые были еще тяжелее.

Изготовление щита для костюма

Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.

Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.

Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой. Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки. Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.

Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 - 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.

Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.

Оружие солдата

Легионер римского войска был легко вооружен, чтобы быстро двигаться в бою. Короткий меч назывался «гладиус», его длина составляла всего 40 - 60 см, а ширина едва доходила до 8 см. По сравнению с длинными и тяжелыми мечами воинов других армий он весил в среднем 1,5 кг. К нему обязательно шли ножны, сделанные из металла и красиво украшенные орнаментом и деталями из олова и серебра. На них часто изображали сцены боя или фигуру императора Августа.

Если вы делаете меч римского легионера для наряда мальчику на праздник, то удобнее всего его смастерить из гофрированного картона. Можно уплотнить заготовку двойным слоем бумаги, чтобы оружие получилось более прочным. Вырезают его по нарисованным простым карандашом контурам. Для красоты оклейте его серебряной цветной бумагой, которая продается рулонами и предназначена для упаковки подарков. Ножны можно сшить из ткани. Небольшой отрез текстиля прямоугольной формы зашейте по боковой линии и прикрепите по краям тонкую ленту или веревку, чтобы можно было повесить ножны через плечо. При желании можно поделку украсить вышивкой или аппликацией контрастного цвета.

Еще на вооружении римского воина-легионера находилось метательное копье, которое использовалось по типу дротика. Его называли «пилум» и применяли в разных видах боя. Были тяжелые копья и легкие. Оружие состояло из двух частей: длинный дротик (около 2 м) и железный наконечник, который имел заостренную форму пирамиды или два шипа. Использовали копья на коротких расстояниях от врага. При сильном броске воин мог запросто пробить щит или доспехи соперника, нанеся тяжелую или смертельную рану. Сам же воин оставался на расстоянии и был в относительной безопасности.

Если вы решите сделать для костюма данное оружие, то позаботьтесь о безопасности окружающих детей. В качестве дротика можно использовать тонкую деревянную или пластиковую палочку, например, от старой игрушки или швабры. На верхний край наденьте картонную втулку, оклеенную серебристой бумагой. На самый конец можно наклеить бумажный конус, и копье римского легионера готово! Главное, что острых частей нет, и ребенок не нанесет травму соседу по группе.

Туника для наряда

Перед тем как надевать защитную амуницию, римский воин облачался в тунику. Она была короткой, едва доходила до колен, была сшита из плотного льна. Перед боем ее часто вымачивали в уксусе и высушивали, чтобы она приобрела еще большую плотность. Края коротких рукавов украшались золотой вышивкой, как и нижний подол одеяния. Туника шилась из белой ткани, а на плечи накидывался яркий плащ, чаще всего красного цвета. По сравнению с изготовлением шлема римского легионера пошить тунику несложно. Достаточно приобрести легкую светлую ткань и отмерить двойную длину будущей туники. Мерки снимают от уровня плеч ребенка до колена или немного выше сустава. Сложенную пополам ткань соедините боковыми сторонами вместе и вырежьте по центру стыка горловину. Во время примерки наметьте линию среза боковых сторон и рукавов и отрежьте лишнее. Длина рукавов должна быть короткая, не доходить до локтевого сгиба, а ширину сделайте достаточной, чтобы ткань свободно свисала с плеч.

Края туники с изнаночной стороны стачайте на швейной машине. Приготовьте кант из желтой ткани или золотую атласную ленту, обшейте ею горловину, края коротких рукавов и низ туники.

Плащ сшить еще легче. Приготовьте отрез красной атласной ткани. Длина выкройки должна соответствовать размеру туники. Ширина плаща тоже небольшая, так как он располагается только сзади. Сверху нужно собрать ткань на резинку, можно просто заготовить сразу выкройку в форме трапеции. Верхняя планка равна ширине плеч ребенка. Плащ крепится на большие золотые пуговицы, прикрепленные на наплечных ремнях лорики. Как ее сделать для наряда легионера, расскажем далее.

Защитный панцирь воина

Как уже упоминалось, лорика римского бойца бывает разного вида. При самостоятельном изготовлении костюма ребенку быстрее всего сделать цельный панцирь, используя либо ткань коричневого цвета (под кожу), либо собрать лорику из плотного упаковочного картона, из такого же потом будем изготавливать своими руками шлем римского легионера. Предварительно измерьте гибким метром расстояние от пояса на спине через плечи до уровня талии спереди. Отмерьте прямоугольник гофрированного картона и по центру вырежьте ножницами круглую горловину.

Потом симметрично начертите контуры боковых сторон и нижней части поделки. Для присоединения панциря настоящего легионера использовались кожаные ремешки с застежками. Для карнавального костюма можно переднюю и заднюю часть поделки укрепить пришитыми широкими резинками коричневого цвета. Для удобства желательно к ним прикрепить липучки. Хорошо будут держаться части наряда лентами, подобранными в тон, которые завязываются по бокам. На правом плече нужно прикрепить степлером кружок картона для удержания плаща. Потом заготовку окрашивают в коричневый цвет и добавляют декоративные элементы аппликацией из желтой бумаги.

Если вы решите сшить лорику из плотной ткани коричневого цвета, то воспользуйтесь выкройкой жилетки с полукруглым вырезом. Ее можно сделать широкой и надевать через голову. Декорируют панцирь воина золотыми эмблемами и вставками.

Нижняя защита

Отдельно для наряда легионера нужно сделать нижнюю защиту. У настоящего воина она была из плотной кожи или металлических пластин. Ребенку можно сделать ее из равной ширины полосок картона или текстиля с заостренными краями, как на фотографии ниже. Они могут располагаться в один ряд и быть равной длины, однако красиво будет смотреться защита в два уровня. Нижние полоски делают большей длины, а второй, верхний ряд - короткими. Можно на каждой детали снизу приклеить кружки или ромбы из желтой или золотистой бумаги.

Сами полоски крепят на веревке или тонкой атласной ленте на поясе, завязав ее на узел сбоку. Изготовить такие детали можно из плотного картона или фетровых листов. Данный материал имеет хорошую насыщенность оттенков, прекрасно режется ножницами и его края не осыпаются. Также на фетр отлично приклеиваются элементы аппликации. Из данного материала можно сшить нарукавники и наголенники, которые сзади на ногах завязываются лентами. Для этого по боковым сторонам сделайте несколько отверстий и вставьте ленту или веревку, закрепите деталь шнуровкой.

На ноги легионеры Древнего Рима надевали кожаные сандалии, а ребенку на праздник можно надеть обычные черные чешки. Как сделать детали костюма, мы уже рассмотрели, а теперь разберемся, как смастерить своими руками шлем легионера. Они бывают разных видов, поэтому и способы их изготовления отличаются кардинально.

Картонный шлем

Головной убор воина римской армии был сделан из прочного металла толщиной до 2 мм. Названия шлемы римских легионеров имели разные в зависимости от внешнего вида. Для костюма ребенку можно сделать куполообразный головной убор с закрытым лицевым забралом, которое не является подвижным элементом. Делают шлем из плотного картона следующим способом:

  1. Из полоски шириной 4 см собирают ободок по размеру обхвата головы ребенка и его края закрепляют скрепками с помощью канцелярского степлера.
  2. Потом вырезают еще две длинные полоски такой же ширины и складывают перпендикулярно друг к другу.
  3. Крест располагается на макушке шлема и укрепляется на ободке после примерки на голову мальчика.
  4. Пустоты между полосами заполняются вырезанными из картона секторами. Их размер измеряют гибким метром.
  5. Свисающие края заворачиваются внутрь и приклеиваются клеем ПВА. Оставляют длинный отрезок на лицевой части шлема римского легионера.
  6. Отдельно вырезают забрало с отверстиями для глаз. Его форма хорошо видна на фотографии ниже.

Дальше поделку декорируют. Сам шлем оклеивают серебристой цветной бумагой по лицевой стороне. Останется сделать украшение в виде гребня из яркой красной двусторонней бумаги. Широкие ленты нарезаются «лапшой» ножницами, но не до конца. Нужно оставить тонкую полоску для приклеивания на шлем. Перед тем как прикреплять заготовку на головной убор, согните ровные полоски под прямым углом к нарезанной детали и намажьте их клеем. Все, куполообразный шлем готов! Дальше расскажем, как сделать другую разновидность головного убора для защиты головы легионера.

Апуло-коринфские шлемы

Это особая разновидность шлемов с полностью закрытой лицевой частью. Позаимствованы они для амуниции римской армии от греков, однако применялись недолго. Если вы хотите ребенку сделать этот старинный шлем, то внимательно рассмотрите фотографию образца ниже.

Для изготовления поделки лучше воспользоваться белым плотным картоном. Начинается сборка шлема с ободка, как и в первом варианте, однако верхушка его собирается уже не из двух перекрещенных полосок, а из нескольких, заполняющих всю макушку шлема. Забрало вырезают по нарисованному шаблону из двух одинаковых частей. На лицевой стороне они соединяются вместе наклеиванием полоски снизу и сверху заготовки. Останется заклеить всю поверхность серебристой бумагой и прикрепить сзади защиту шеи, которая похожа на козырек полукруглой формы.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками наряд легионера для карнавала или театральной постановки.


Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Вся история, все ее этапы отразились в развитии одежды римлян. Римская культура формировалась и развивалась под влияниями различных культур, но прежде всего, древнегреческой. Природно-климатические условия Древнего Рима, были гораздо суровее, нежели на Балканах, нехватка плодородных земель, трудные жизненные условия сформировали римлян как суровых, мужественных и практичных людей. Поэтому римский идеал красоты отличался от древнегреческого. Дальнейшая захватническая политика и бесконечные войны сформировали выработке такого идеала: мужчины крепкого телосложения, выносливые, суровые, женщины должны быть величественны, иметь плавную походку, обладать круглыми плечами, широкими бедрами и маленькой грудью. Основная черта эстетического идеала римлян является строгость и простота во всем.

Ткани, орнамент, цветовая гамма

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело.
Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов.
Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81-96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.
Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Мужской костюм

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хитона и гиматия, хотя имели общие черты.
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой (от лат. fibula, скоба - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.). И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам.
Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi» ) . Называлась такая туника «tunica laticlavia» . Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике - «angusticlavia» . Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.


У римлян бытовало выражение «populas tunicatus» , то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» («tunicati» ). Простонародная туника была короткой и темной («tunica pulla» ). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво - такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
Тунику носили одну или две, однако при Августе в моду вошло ношение трех и более туник - например, Август носил четыре. Тунику подпоясывали ниже груди; когда их надевали несколько, то подпоясывали только нижнюю, безрукавную.
Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа. Приведем пример названий некоторых туник: туника ректа (прямая, узкая); туника претекста (с одной пурпуровой полосой, носилась высшими магистратами, например, сенаторами (так называемая туника латиклавия ) или римскими мальчиками до 16 лет); туника палмата (украшенная вышитыми пальмовыми листьями, отличительный признак триумфатора); туника ангустиклавия (с одной или двумя узкими пурпуровыми полосками вдоль тела, носилась всадниками); туника парагауда (с пришитыми парчовыми полосками) и т.д.


Древние римляне называли себя «gens togata» - «людьми в тоге». Тога - одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие».Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Виргилий (Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до н.э., Андес близ Мантуи - 21 сентебря 19 год до н.э.,Брундизий) - национальный поэт Древнего Рима, автор "Энеиды", прозван "мантуанским лебедем") называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Тога была официальным, торжественным облачением, обязательным для ношения в определённых ситуациях.
Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: «cedant arma togae» - «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие («toga enitescere» -«добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат («dercreto togae» - «закон тоги»).


Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу («toga virieis» ). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой («toga praetexta» ), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу («toga candida» , откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу («toga palmeta» ) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу («toga picta» )на ней были золотом вышиты сцены из римской истории. Императорской тоге надлежало быть пурпурной («toga purpurea» ). Повседневная тога («Toga pura» ) изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.По случаю траура надевали серую тогу («toga pullа» ). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.


Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед - почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку - ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита.)на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.


Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.
Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ , напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями. Плащ тщательнейшим образом подбирался под цвет туники и носился на груди фибулой, прикрывая плечи. Низшие классы носили короткие плащи, которые, кстати сказать, были намного удобнее, чем плащи для высших персон. Немного позже такие плащи стала надевать аристократия. Существовало несколько разновидностей плащей: сагум - солдатский плащ выполненный из грубой шерсти и имеющий капюшон, лацерна - плащ средней длины с капюшоном и застегивающийся под подбородком фибулой и стягивающийся поясом, палюдаментум - военный плащ, выполненный из тонкой белой или пурпурной ткани. На таком плаще находилось множество складок, а застегивался он на правом плече.


В позднем Риме стали носить различные варианты пенулы. Пенула - плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Пенула была традиционной одеждой пастухов, ее надевали путешественники, представляла собой накидку косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном и без. Носили ее не подпоясанной.
Постепенно эта одежда вытесняется другой, более глухой, которая позволяет скрывать естественные формы и пропорции фигуры. Такие изменения произошли в связи с влиянием на римскую культуру восточноазиатских традиций и распространением христианской идеологии в Риме.
Начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения.


Женский костюм

Драпировка составляла также основу женского костюма. Его главными частями были туника (по крою не отличавшаяся от мужской) и стола.


Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
Туника служила нижней одеждой, поверх которой надевался корсет (строфиум/мамилларе) из тонкой кожи и стола. Стола повторяла фасон туники, только была более широкой и длинной, понизу ее обшивали плиссированной оборкой. Она сочеталась с туникой за счет комбинаций различных фактур и разной плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления. Стола подпоясывалась с напуском, вариации которого создавали требуемые пропорции. Верхней одеждой служил драпирующийся плащ – палла , который иногда заменялся пенулой.


Столу во II веке н. э. сменила палла , а тогу паллий (лат. pallium) - представлял собой упрощённый греческий гиматий - кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


Голову покрывали вуалью или краем паллы. Основными видами отделки и украшений служили вышивка и бахрома. В III-IV вв., когда изменилось представление о красоте женской фигуры, развитые формы и подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, сменились плоскими статичными формами. Легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка были заменены тяжелыми восточными тканями с крупным рисунком. Такие ткани держали форму, не позволяя в соответствии с христианскими представлениями о приоритете души демонстрировать красоту фигуры, ее пластику. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания коричневых тонов с золотисто-желтым, лиловых с зеленым, голубых с серым. Обувью служили мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.


Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia ), ботинки (лат. calcei ) и сапоги (лат. caligae ). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500-1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут. Существовала обувь сенаторов, консулов, воинов. Все слои могли носить сандалии, но лишь свободные граждане имели право носить высокие сапоги-кальцеи . Аристократы носили такие сапоги с серебряными пряжками и черными ремнями, обычные римляне носили черные без украшений. Кальцеи императора были пурпурные. Выражение «надеть пурпурные башмаки» означало занять трон. Солдаты и путешественники обували калига – высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами, толстой подошвой и подбитые гвоздями. Император Гай Цезарь Август Германик получил прозвище «Калигула» (лат. caligula - уменьшительное от caliga), потому что большую часть своего детства он провел в военных лагерях армии и носил легионерскую одежду, включая сапоги, сшитые по его размеру. Крестьяне носили курбатины – обувь из куска сыромятной кожи, скрепленная ремешками. Деревянную обувь носили рабы или бедняки.




Головные уборы

Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венками из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла. Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора, то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора - vitta - шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон).

Украшения и аксессуары

Украшения для римлян значили больше, чем для греков, так как они должны были сделать костюм «правителя мира» репрезентативным. К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца, браслеты, фибулы. К женским украшениям относились шейные цепочки и ожерелья различной формы, кольца и браслеты, которым обычно придавали греческую форму свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, также преимущественно греческой формы, пряжки и застежки. Увлечение украшениями достигло апогея в период Империи (перстни носили по 5-6 штук на каждом пальце). Из драгоценных камней особенно высоко ценились бесцветные, особенно – алмаз и опал. Жемчуг называли унио (единство). Им украшали волосы, шею, вставляли в серьги, в перстни, браслеты. К модным ювелирным безделушкам относились также янтарные и хрустальные шары, которые носили в руках.


Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе. Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides) и цепочки на бёдра. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко - алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён

императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни - имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.

Для красивого и в то же время опасного римского воителя можно сшить накидку, под которую надевается кольчуга. Костюм не требует особых затрат времени, быть может, придется повозиться только с головным убором.


Распечатайте, увеличьте выкройку накидки на миллиметровой бумаге в соответствии со своими мерками, переведите на ткань детали, добавляя по 1 см на припуски. Туника будет смотреться эффектнее, если сделать ее с подкладкой, например основную часть красную, а внутреннюю - синюю.

Сшейте серединный шов на спинке. Сложите перед и спинку лицевыми сторонами внутрь и прострочите плечевые и боковые швы. Обметайте края швов. Выверните накидку налицо. Выкроите из ткани оторочки для рукавов, сострочите их в кольца и, сложив вдоль пополам, пришейте к срезам рукавов.


Выкроите обтачку для переднего верхнего среза. Сложите вдоль пополам и, поместив между половинками срез, прострочите. Точно так же обработайте задний верхний срез. Подверните низ туники и прострочите.

На талии можете повязать тонкий плетеный шнур или застегнуть тонкий кожаный ремешок. На ноги обуйте легкие летние сандалии.

Возьмите серебристую фольгу, например пищевую, сложите ее пополам, потом еще раз пополам и так до тех пор, пока не получится квадратик со сторонами не более 4 см. Аккуратно обрежьте у него углы и разверните. Пришейте получившуюся кольчугу к основе из легкой ткани или отрезку марли. Наденьте кольчугу поверх туники.


Распечатайте и переведите на картон шаблон меча. Вырежите и склейте в несколько слоев. Можете оклеить меч фольгой, а рукоять обмотать тонким шнуром, приклеив кончики.

Распечатайте и перенесите на плотный картон детали шлема. Вырежите их по контуру. Если необходимо, заранее увеличьте их в соответствии со своими размерами. В средней части загните книзу зубчики, смажьте их клеем и прикрепите к ним две боковины. Спереди к средней части приклейте козырек, разместив зубчики внутри. Канцелярским ножом аккуратно сделайте прорезь в средней части для гребня. Просуньте в щель зубчики и приклейте их изнутри, отгибая то вправо, то влево. Вырежите четыре уголка для жесткости и приклейте по два с обеих сторон гребня.

Раскрасьте шлем гуашью с добавлением клея ПВА.

Последние материалы раздела:

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...

Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк
Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк

Пришло время рассказать об акции новогоднее наступление 2019 от World of Tanks, которая начнется 13 декабря. Какие акции и бонусы ждут игроков...