История русской народной одежды кратко. Древнерусская одежда и русский народный костюм XV - начала XX века. Особенности народной рубахи

Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций
в народном костюме

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Условия исторического развития начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Ткани, цвет, орнамент

Рис. 1


Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Более подробную информацию о значении рисунка вы сможете найти на этой странице , там же есть качественная фотоподборка русских национальных костюмов.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя (рис. 1). Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Рис. 2


Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 2, слева). Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис. 2, справа), зимой — овчинные нагольные шубы .

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.


Рис. 3

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 3). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины (рис. 4). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.


Рис. 4

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 5).

Рис. 5


Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность.

Рис. 6


На рис. 6 , слева изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

На рис. 6, справа — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3-5 см от края спереди и на 10-20 см сзади. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.

Рис. 7


В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. 7, слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.

В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.

На рис. 7, справа — костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая холщовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.

Рис. 8


По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола» (рис. 8, слева). В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов (рис. 8, справа).

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. 9, слева) «сороки» (рис. 9, справа), разнообразные повязки и венцы.


Рис. 9

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету — юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.

Подготовлено на основе: Н. М. Каминская. История костюма

Фомина Анастасия

Цель работы - подробное знакомство с народным женским костюмом воронежской и белгородской областей, сравнить их, выяснить влияние народного костюма на развитие художественных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

История русского народного костюма

Руководитель: Казьмина Надежда Митрофановна,

Учитель истории

Воронеж-2012

Стр.

I. Введение 3- 4

II. Основная часть

1. Народный женский костюм Белгородчины 5- 7

2. Женский крестьянский костюм Воронежской губернии 8- 12

3.Народный костюм в традиции моей семьи. 13-18

III. Заключение 19-20

IV. Список литературы 21

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

I. Введение

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было вызвано социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями и контактами с другими национальными культурами. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту. Вышивки, узорное ткачество, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма.

Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека. Современные модельеры используют народный костюм как источник творческих поисков: линии кроя, приемы украшений в одежде.

Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатический условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался.

Современная молодежь мало что знает о народных русских костюмах. Русскую традиционную одежду можно увидеть только на фольклорных праздниках. Некоторые бабушки хранят народные костюмы в сундуках. Мне повезло. Мои родные бабушки, по папиной линии, живущие в селе Роговатое Белгородской области на границе с Воронежской областью, хранят свои костюмы, они часто рассказывают, как носили их, из чего шили.

Цель работы - подробное знакомство с народным женским костюмом воронежской и белгородской областей, сравнить их, выяснить влияние народного костюма на развитие художественных промыслов. В работе над данной темой поставлены основополагающие вопросы: какую информацию несёт национальный костюм? Чем является русский национальный костюм сегодня? Зачем нам сегодня знать историю русского народного костюма?

В своей работе использовала литературу отечественных авторов, энциклопедические и толковые словари, ресурсы всемирной сети Интернет, интервью со старожилами села Роговатое

II. 1.Народный женский костюм Белгородчины

В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский , в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский , вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Но при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

На Белгородчине, которая относится к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти.

Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность. Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством. Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

Основой костюмного комплекса славян была рубаха , которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Белгородские рубахи богато украшались. Использовались тканые узоры, вышивка, блестки, нашивки из тканей, кружева

Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

Самым любимым в Белгородском крае считался красный цвет, он был символом солнца, огня, крови и обозначал тепло, любовь, победу, красоту. Зелёный цвет - цвет окружающей природы. Желтый цвет означал разлуку. Чёрный цвет символизировал вечный покой, ночь и чернозем.

Древнейшим видом женской одежды является понева. Основной цвет понев - красный, однако в каждом селе со своими оттенками. Зеленые, темно- синие, бордовые полосы обозначали дороги. А черные окна квадратов символизировали участки поля, по размеру которых судили о наличии у крестьян земли. Вышивали поневы такими швами, как роспись, набор, счетная гладь. Каждая женщина имела до 10 и более понев. По клеткам поневы можно было угадать уезд, деревню, возраст, семейное положение женщины.

Понева была одеждой замужних женщин, в обрядовых песнях ее называли «вечным хомутом», «бабьей кабалой». Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок. Основной цвет – черный, красный, часто в клетку.

Пояс на Белгородчине его называют «подпояска». Круг – это оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону

В нарядном костюме очень важную роль играл передник . Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».

Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.

Это вещи в ансамбле создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.

2. Женский крестьянский костюм Воронежской губернии

Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на её разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских.

На территории Воронежской области преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причём различия могли быть даже в пределах одного села. Нужно отметить, что своеобразные черты воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края.

Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов из-за хаотичного заселения края. "Дикое поле" заселялось служилыми людьми, отпрысками боярских родов, стрельцами, пушкарями, вольными казаками, черкесами (выходцами из Украины). С XVIII в. земли Воронежской губернии дарились боярам, дворянам и прочим знатным людям. Началось массовое переселение государственных и крепостных крестьян семьями и целыми селами из Рязанской, Тамбовской, Московской, Орловской, Курской губерний и Украины.

В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный. А чёрный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Конопляное масло употреблялось в пищу и было известно намного раньше подсолнечного. В народном костюме цвет одежды имел большое значение, символика цвета выражала эстетическое восприятие народа

Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями. Рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д. Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха "дурочка" - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи "блошницы" - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью,

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, не приталенная кофта "кундя". По фасону она напоминает жакет. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Украшали черную понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка. В отличие от костюма, в селе Новая Ольшанка Репьевского района подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.

"Сыпь сыпется

Пока юбка сымется.

Понёва оденется,

Воля переменится…" - В селе на празднике пели такую частушку.

Фартук-завеска

Примером умения декорировать одежду может служить и такой, казалось бы, будничный предмет, как передник-запон, занавеска или завеска. Их носили крестьянки всех центральных и южных губерний России: Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Воронежской. Он не только защищал одежду, но и закрывал не украшенную часть костюма, создавая цельный цветовой ансамбль.

Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра желтый.

По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы "завешивали" поневу, чтобы она не рвалась.

Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками.

Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка "завязывалась", вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Почти в каждом районе губернии лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.

Головной убор

Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селах любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, заграничные красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.

На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками.

Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.

Для придания красоты лицу на висках под шлык "подтыкали" косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Нагрудные украшения

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза. Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера - хрестовки - перекликается с орнаментом, украшающим низ передника.

Обувь

Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.

Верхняя одежда

Верхнюю одежду шили из сукна, меха или бархата. В весенне-осенний период наиболее распространенной одеждой были "кохты", "зипуны" и "куцинки". Во многих уездах женщины ходили в туникообразных шушпанах, сшитых из толстого белого сукна. В зимнее время носили тулупы из овчины мехом внутрь. Для утепления использовали распашную плащевидную одежду, которую накидывали поверх тулупа или зипуна. Одежда из овчины была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты. Молодожен сажали на шубу с пожеланиями богатства и счастья.

В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.

3.Народный костюм в традиции моей семьи.

Роговатое – самое древнее русское село

Старооскольского района. В «Записках Императорского Географического общества» его рождение датируется примерно в первой половине XVII в.

Чтобы подробнее узнать о народном костюме с. Роговатое, я поехала к бабушке по папиной линии Фоминой Варваре Ивановне. Лучшего собеседника, чем моя бабушка не найти. Она всю жизнь провела в деревне, замечательная рассказчица, искусная рукодельница, большой любитель старины. Вот что бабушка рассказала:

«Я ещё маленькая была, когда старшая сестра замуж выходила. И все женщины были одеты «по-бабьи» (в народном костюме). Мама так ходила… Может с 1900 года они у нас. Даже умерших так в гроб ложили!

Рубахи сами ткали изо льна. В зажиточных дворах станки специальные стояли. И шили, и вышивали – всё сами делали.

Незамужние девушки носили сарафаны, а по-бабьи разрешалось одеваться только замужним женщинам. Юбки-панёвы уже лет 200 назад сами ткали.

Мужчины носили расшитые рубахи и холщевые пояса. Носили несколько рубах и воротники наружу. Чем больше воротников, тем богаче жених. Штаны холстинные носили. Осенью женщины носили зипуны из грубого сукна.

Кто побогаче, те – в сапогах, а бедные – в лаптях.

Зимою полушубки, шубы. Твой прапрадед шил шубы из овечьих шкур для богатых людей. Звали его Давыд Вожжов. Прадед, отец твоего деда (Фомин Игнат Стефаныч) шкуры выделывал. А дед твой (Фомин Иван Игнатьевич) плетёт корзины. Вся семья наша – мастеровые люди. Дедовы сёстры ковры ткут, пуховые платки, кофты, носки вяжут, да таким узором, как никто не умеет».

Бабушка показала мне старинные платки, рушники, яркую рубаху и плетёные табуретки.

Узоры Роговатовского рушника Богатства русской самобытности

Рубаха, понёва праздничная и фартук.

На Роговатовской народной одежде чаще всего можно увидеть контраст тёмных и ярких цветов

Понёва у бабушки не сохранилась, пришлось просить у следующей героини моего повествования.

Фомина Анна Алексеевна уже 82 года живёт в своём маленьком домике на окраине деревни. С её бедной послевоенной молодости до нашего времени дошли только несколько платков и праздничная понёва.

Тканевый платок Платок ручной работы

Анна Алексеевна вспоминает: «Русский костюм носили даже в годы войны. Мама сама делала понёву, рубахи». Она не удержалась от воспоминаний о том страшном времени: « Работала в тылу на бураках. В нашем саду немцы себе еду варили. Маму припугивали: ставили к стене и мимо стреляли. И потом спрашивали:

Страшно?

А мама говорила, гордо подняв голову:

Нет!

И полицаи были. Нас, детей, они не трогали, а маму били за то, что она зарезанную овцу от них спрятала.

Помню, когда бомбили соседние деревни, такой свет стоял, точно днём солнце. Мы у логу прятались. Немцы гоняли нас под Шаталовку, чтобы мы очищали зимою дороги.

А потом наши на Рошство (Рождество) шли и сказали, что война закончилась. До войны мы богато жили. А после неё у нас ничего не осталось.

Когда мы с сёстрами разбирали сундуки нашего полуразрушенного дома, я неожиданно наткнулась на бабушкину понёву. Так она у меня и лежит до сих пор.

Потом и сама платки подкупала, в Воронеж за тканью ездила на телеге. Вся юность моя так прошла».

Сердечно поблагодарив Анну Алексеевну за предоставленную информацию, я отправилась к Фоминой Екатерине Васильевне – одной из лучших рукодельниц в деревне. Она живёт в небольшой времянке, с печкой и кроватью с пуховой периной. Выслушав мои вопросы, Екатерина Васильевна рассказала:

«Материал на кофту мы покупали, а понёвы из волны овечьей сами ткали. Всё сами расшивали, украшали. Костюм не у каждого такой, верх есть, а понёвы, юбки, нет.

На праздники носили праздничную понёву, а будничную - каждый день.

Чулки сами валяли на рубели. Шерсть мокрую, с мыльцем. Сначала белого цвета, потом чёрного, чтобы не смешать и не загрязнить белую шерсть. Сундуки сами делали и разукрашивали.

Костюм строго носили ежедневно. Летом в носках жарко было и у них всё равно ходили. Тонких не было».

После этого Екатерина Васильевна дала мне посмотреть носки, старинный сундук. Сама она оделась по-праздничному и разрешила себя сфотографировать.

Пуховая кровать с подзором Сундук ручной работы

Рубель и шерстяные носки

Последней, у кого я побывала во время моего «путешествия», оказалась Плутахина Анна Игнатьевна. Она родная сестра моего деда и живёт через лог. Народный костюму неё, к сожалению, не сохранился, но она рассказала и показала, как готовилось традиционное блюдо с. Роговатки – катанка:

«Катанка – народное блюдо. Её по особой технологии катают в лотке. Зерно пшеницы сначала распаривают в горячей воде и на полотенце – чтобы влажная стала. Затем в лотке смешивают яйцо, молоко и муку. Так и катают по одному шарику. Затем просушивают и на сковороде слегка прожаривают. Варят её следующим образом. На стакан катанки три стакана бульона. Когда каша готова, ей дают настояться 20 минут. Если же каша на воде, то на тарелке её посыпали сахаром.

В голод готовили «деда» (муку с водой варили – получалась каша такая), из лошадиного щавеля пышки делали, из.прелой картохи хлеб делали».

Вот и подошло к концу мое замечательное путешествие в старину, оставившее множество впечатлений.

III. Заключение.

Изучая содержание материала по истории женского костюма, пришла к выводу, русский костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, многослойность, насыщенные цвета, контрастность. Народная одежда всегда сохраняла традиционные элементы кроя, орнаменты, способы ее ношения. По одежде можно было определить имущественное и семейное положение друг друга. Например, поневу носят только замужние

В своей работе я проанализировала два народных костюма: воронежский и белгородский. После проведённых мною исследований я выяснила, что у них есть много общего:

  • юбка-панёва сочетает в себе тёмные цвета и шьётся из ткани грубого покроя, украшение низа поневы тесмой
  • использование передников
  • соответствие частей этих народных костюмов;
  • форма рубах и т.д.
  • платки как головной убор
  • украшение бисером и вышивкой

Хотя в Воронежской губернии преобладал южнорусский стиль, как и на Белгородчине, но в Воронежском крае проявилось в своеобразии народной одежды. Женские рубахи имели накладной воротник и длинные манжеты – съемные нарушники, полностью закрывающие руки.

В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный. Самым любимым в Белгородском крае считался красный, зеленый, желтый и черный цвета, Основной цвет понев у белгородцев– красный., у воронежских жителей поневу шили из черной шерстяной ткани, по которой шла красная нить, разделяя черную ткань на клетки.

Таким образом, в традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды

Беседуя со старожилами села Роговатое о народном костюме, промыслах, пришла к выводу, что тесные хозяйственные, торговые связи и близость в территориальном отношении, оказали взаимное влияние на традиции жителей Воронежского края и Белгородчины. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение.

Поиск своих корней побуждает нас глубже изучать традиции своего народа.

Список литературы

  1. Люби и знай родной край: учебное пособие по гографии, истории и культуре Воронежской области для учащихся образовательных школ.
  2. Науч. Рук. Б. Я. Табачников. Воронеж.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.-384 с.
  3. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  4. Толмачева с. П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX- начала XX века. Воронеж.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.- 224 с.
  5. http://www.narodko.ru/Народный костюм

Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

Описание русского народного костюма

Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Детали русского народного костюма

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

Русский национальный костюм можно условно подразделить на костюм Киевской и Северо-Восточной Руси X-XIV веков, костюм Московской Руси XV-XVII веков, народный костюм XVIII – начала XX века. Кроме того, в каждом временном периоде можно выделить костюм, традиционный для простолюдинов, и наряды знатных особ. До принятия христианства в одежде древних славян прослеживаются черты скифского костюма (рубахи, штаны).

Основными материалами для одежды в этот период были лен и шерсть. В X веке под влиянием новой веры в костюме князей и их окружения появляются пришедшие из Византии шелковые туники, плащи-корзно на красной подкладке, в гардеробе их жен и дочерей появляются туники, далматики, драпирующиеся плащи. Одежда знатных особ шилась из дорогих привозных тканей и украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами.

В петровскую и последующие эпохи костюм дворянства сильно меняется и становится уже не русским национальным костюмом, а разновидностью европейского. Только в крестьянской и отчасти купеческой среде сохраняются старые традиции. Мужчины по-прежнему носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы. Практически не меняется и женский костюм. Основной женской одежды продолжает оставаться рубаха и сарафан.

В разных местностях традиционными являлись разные расцветки и способы покроя сарафанов. В XVIII веке их шили из холста и бязи красного или синего цвета и украшали центральной вертикальной планкой из ленты, кружева, ряда пуговиц, такая же лента пришивалась по низу подола, наверху сарафана, а иногда и под грудью. В XIX веке сарафаны шьют из ситца, кумача, сатина, атласа и других покупных тканей, часто не однотонных, а узорчатых, наверху ткань собирают в мелкие складки. Принадлежностью женского костюма продолжают оставаться и такие предметы одежды, как епанча, душегрея, понева и передник.

Основой женского народного костюма X-XIV веков являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали поневу, запону или нагрудник. Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.

Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком. Нагрудник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета. По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Незамужние девушки носили повязки или обручи, а замужние покрывали голову повойником (что-то вроде платка) и убрусом (куском длинной ткани, который определенным образом обвязывали вокруг головы).

В женском костюме XV-XVII веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.

Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.

Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Кокошник завязывался сзади на широкие ленты, спереди иногда на лоб и виски спадали драгоценные подвески или бусы. Сзади к кокошнику могли прикреплять тонкие красивые ткани, которые складками спадали до талии, а то и до самого пола. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.

Традиционной повседневной одеждой простолюдинов в X-XIV веков были рубахи и порты. Рубахи шили из льняной ткани различных цветов или пестряди длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков в те времена были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.

В XV-XVII веках повседневный костюм крестьян несколько меняется. Так традиционный разрез на горловине мужской рубахи перемещается из центра в левую сторону, а сама рубаха становится короче и получает название «косоворотка». Появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык.

Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).

В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В XV-XVII веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола.

Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырехугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади. Такой кафтан носили на плечах. Оба этих предмета одежды были совершенно неприспособленны к выполнению какой-либо работы и предназначались только для того, чтобы подчеркнуть сословную принадлежность их обладателя.

Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц - в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде.
Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.

Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. "Первым делом - самолёты!"

Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения - яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся "бугак" - признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала - её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.

Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка - котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья - мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях - в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.

Ворот был невысоким - 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам - чехам и полякам.

В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота - "голошейки" с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.

Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам - ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь - и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения - помещиков и сельской интиллигенции - фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова "Наш маленький Париж" - о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык - в одну рубаху, но отец сказал ему:"Нет. Раз женился - надо в штанах ходить!"

А вообще - первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет - после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин - колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.

На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: "держать в загашнике". Карманы - явление болеее позднее. Впрочем - в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления - из льняного, или конопляного холста и понитчины - так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.

Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами - в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.

В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами - в Сибири, на Урале, в Поволжье - были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь - торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался "черкеской".


Согласно представлениям русских - мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине - весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что "от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки - дымом".

Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа - "коник". На фото - группа крестьян-"коновалов". Моих коллег))) Коновал - так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху - знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.

Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.

К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.

Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. "Без пояса ходить - грех" - говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение "распоясаться". Это значит - перейти всякие границы приличия.
Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены - гребешок и копоушка - палочка для чистки ушей.


Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах - особенно это было у старообрядцев распространено - ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.

Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.
Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.

Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям - лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго - недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два - прямое, или "русское" плетение - такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и "косое", или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами - мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее "прямых". Кстати - лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая - "моршни" - это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная - сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались "опойковые" - на них шла кожа молочных телят первого месяца жизни. Подошва делалась из нескольких слоёв толстой свиной кожи. "Для форсу" многие молодые парни и мужики заказывали сапоги "со скрипом". Для этого в подошву между слоями кожи подкладывалась береста.


Продолжение следует...

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...