Образ Норы (по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»). Нора. Характеристика образ, портрет героини пьесы Г. Ибсена "Кукольный дом" «Кукольный дом» характеристика образа Норы

Ибсен Генрик - Образ Норы (по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»)

Образ Норы (по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом»)

Фальшь и лицемерие пронизывают домашнюю жизнь семьи адвоката Гельмера. Милая и кроткая, всегда оживленная , нежная мать и жена, пользуется как будто обожанием у мужа, окружена заботами, но на самом деле она для него только куколка и игрушка. Ей «не позволяется» иметь свои взгляды, суждения, вкусы. Окружив жену атмосферой поддразнивания и слащавых шуток, адвокат Гельмер никогда не говорит с ней о чем-либо серьезном. Жизнь этой милой и симпатичной женщины сложна, а «хозяйкой» дома ее назвать нельзя.

На упреки мужа: «Какая неблагодарность! Ты ли не была здесь счастлива?»
;, — Нора отвечает: «Нет, только весела. Я была здесь твоей куколкой-женой, а дети были моими куколками». Она спрашивает мужа, почему тот не защитил ее. Гель-мер искренне удивляется: «Но кто же пожертвует честью даже ради любимого человека?» — «Сотни тысяч женщин жертвовали, — возражает Нора и с горечью заключает: — Мне стало ясно, что все эти восемь лет я жила с чужим человеком».

Громко раздается стук захлопнувшейся за Норой наружной двери... Так Ибсен и его героиня развенчали миф о счастливой буржуазной семье.

obraz-nory-po-pese-g.-ibsena-kukolnyj-domобраз норы (по пьесе г. ибсена «кукольный дом»)

У читателей нашего времени возникает много вопросов, когда он читает «Кукольный дом» Г. Ибсена. Время другое, люди изменились, ценности обесценились, с одной стороны, с другой — стало сложнее признать их разумность.

Образ Норы вызывает желание сочувствовать этой женщине, удивляться ее беспомощности, понять ее действия, но никак уж не осуждать ее, как это было во время появления драмы. Сегодня мы ушли намного дальше в вопросах семейных отношений, которые не поддаются объяснению и человеческому пониманию (как лучше поступить, какой выход считать правильным).

Фальшь и лицемерие пронизывают домашнюю жизнь семьи адвоката Гельмера. Милая и кроткая, всегда оживленная Нора, нежная мать и жена, пользуется как будто обожанием у мужа, окружена заботами, но на самом деле она для него только куколка и игрушка. Ей «не позволяется» иметь свои взгляды, суждения, вкусы. Окружив жену атмосферой поддразнивания и слащавых шуток, адвокат Гельмер никогда не говорит с ней о чем-либо серьезном. Жизнь этой милой и симпатичной женщины сложна, а «хозяйкой» дома ее назвать нельзя.

Чтобы спасти мужа, заболевшего туберкулезом в первый год брака, и отвезти его по совету врача на лечение в Италию, Нора тайно занимает деньги у ростовщика и впоследствии ценой напряженного труда выплачивает их. Но по закону того времени, унижающего женщину, она не могла занять деньги без поручительства мужчины. Нора поставила под векселем имя своего тяжело больного отца, якобы поручившегося за ее платежеспособность, то есть с точки зрения буржуазного правосудия пошла на подделку векселя. Дочерняя и супружеская любовь толкнула ее на «преступление» против закона. Ростовщик Крогстад терроризирует Нору, требует места в банке, директором которого назначен ее муж, в противном случае грозит упрятать Нору в тюрьму. Смертельно боясь разоблачения, Нора вынуждена изображать счастливую женщину, веселую куколку. Она все еще надеется на чудо. Ей кажется, что ее муж, «сильный и благородный человек», спасет ее, поддержит в беде. Вместо этого адвокат Гельмер, получив письмо Крогстада, впадает в ярость, предрекает жене страшную, полную унижений жизнь. С его точки зрения, она преступница, он запрещает ей общаться с детьми, чтобы она не могла «развратить их».

Нора у Ибсена совсем не так проста, как может показаться. Часто она подыгрывает мужу. Особую роль в драме играет доктор Ранк. Любила ли Нора этого человека? Трудно сказать, но она не может взять деньги у доктора, только что признавшегося ей в любви, на которую она не в состоянии ответить. В пьесе есть еще один женский образ — фру Линне. Это абсолютно самостоятельная, привыкшая к самопожертвованию и тяжелой работе женщина. Она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы обеспечить больную мать и младших братьев. После смерти мужа работала и содержала всю семью. Отдавшись самопожертвованию, она забыла о себе, бросила Крогстада, которого любила. Фру Линне ощущает постоянную потребность заботиться о ком-то, думать о близких людях; она возвращается к Крогстаду, чтобы заботиться о нем и его четырех детях, оставшихся без матери. Сегодняшнему читателю этот образ ближе и понятнее, чем образ Норы.

В пьесе Ибсена происходит удивительная вещь: одна женщина бросает собственных детей, чтобы найти себя, а другая, уже нашедшая себя, берет ответственность за чужих детей. Похоже, что борца за эмансипацию женщин из Ибсена не получилось, но им написана пьеса-дискуссия о семье, о женщинах, и за это ему спасибо. Последними словами Норы, оставляющей «кукольный дом», становится ответ на вопрос мужа: может ли еще все измениться в их отношениях? «Для этого нужно, чтобы произошло самое удивительное чудо... Такое, чтобы ты и я изменились... Чтобы наша жизнь вдвоем могла стать жизнью настоящей супружеской пары».

Письмо Крогстада, в котором от отказывается от тяжбы, возвращает душевное равновесие только адвокату. Он снова называет жену ласковыми именами: она снова его «куколка» и «птичка». Нора прерывает этот поток нежностей, давая свою оценку происходящему: их брак — это не союз равных, любящих людей, их брак был простым сожительством.

Нора считает, что, прежде чем быть женой и матерью, она должна стать человеком. Она уходит от мужа, оставляя троих детей. Концовка пьесы — это диалог супругов, объясняющий поведение и решение Норы.

На упреки мужа: «Какая неблагодарность! Ты ли не была здесь счастлива?», — Нора отвечает: «Нет, только весела. Я была

Образ Нори викликає бажання співчувати цій жінці, дивуватися її безпорадності, зрозуміти її дії, але ж ніяк не засуджувати її, як це було під час появи драми. Сьогодні ми пішли набагато далі в питаннях сімейних відносин, що не піддаються поясненню і людському розумінню (як краще вчинити, який вихід вважати правильним).

Фальш і лицемірство пронизують домашнє життя родини адвоката Хельмера. Чарівна і лагідна, завжди жвава Нора, ніжна мати і дружина, користується начебто обожнюванням у чоловіка, оточена увагою, але насправді вона для нього тільки лялечка й іграшка. їй «не дозволяється» мати свої погляди, судження, смаки. Оточивши дружину атмосферою дражніння і солоденьких жартів, адвокат Хельмер ніколи не говорить з нею про щось серйозно. Життя цієї милої і симпатичної жінки складне, а «господаркою» будинку її назвати не можна.

Щоб врятувати чоловіка, що захворів на туберкульоз у перший рік шлюбу, і відвезти його, за порадою лікаря, на лікування в Італію, Нора таємно позичає гроші в лихваря і згодом ціною важкої праці виплачує їх. Але за законом того часу, що принижує жінку, вона не могла позичити гроші без поручительства чоловіка. Нора поставила під векселем ім"я свого важко хворого батька, що нібито поручився за її платоспроможність, тобто, з погляду буржуазного правосуддя, пішла на підробку векселя. Дочірня і подружня любов штовхнула її на «злочин» проти закону. Лихвар Крогстад тероризує Нору, вимагає місця в банку, директором якого призначений її чоловік, в іншому випадку погрожує вкинути Нору у в"язницю. Смертельно боячись викриття, Нора змушена грати щасливу жінку, веселу лялечку. Вона все ще сподівається на диво. їй здається, що її чоловік, «сильна і шляхетна людина», врятує її, підтримає в біді. Замість цього адвокат Хельмер, одержавши лист Крогстада, лютує, обіцяючи дружині страшне, повне принижень життя. З його погляду, вона злочинниця, він забороняє їй спілкуватися з дітьми, щоб вона не могла «зіпсувати їх».

Нора в Ібсена зовсім не така проста, як може здатися. Часто вона підігрує чоловікові. Особливу роль у драмі грає лікар Ранк. Чи любила Нора цю людину? Важко сказати, але вона не може взяти гроші в лікаря, що тільки-но освідчився їй у коханні, на яке вона не в змозі відповісти. У п"єсі є ще один жіночий образ - фру Лінне. Це абсолютно самостійна, звикла до самопожертви і важкої роботи жінка. Вона змушена була вийти заміж за нелюба, щоб утримувати хвору матір і молодших братів. Після смерті чоловіка працювала і годувала всю родину. Вона жертовно забула про себе, кинула Крогстада, якого кохала. Фру Лінне відчуває постійну потребу піклуватися про когось, думати про близьких людей; вона повертається до Крогстада, щоб піклуватися про нього і його чотирьох дітей, що залишилися без матері. Сьогоднішньому читачеві цей образ ближчий і зрозуміліший, ніж образ Нори.

У п"єсі Ібсена відбувається дивна річ: одна жінка кидає власних дітей, щоб знайти себе, а інша, що вже знайшла себе, бере відповідальність за чужих дітей. Схоже, що борця за емансипацію жінок з Ібсена не вийшло, але ним написана п"єса-дискусія про родину, про жінок, за що йому і спасибі. Останніми словами Нори, що залишає «ляльковий будинок», стає відповідь на питання чоловіка: чи можна ще все змінити в їхніх відносинах? «Для цього потрібно, щоб відбулося найдивніше диво... Таке, щоб ти і я змінилися... Щоб наше життя вдвох могло стати життям дійсного подружжя».

Лист Крогстада, у якому від відмовляється від позову, повертає душевну рівновагу тільки адвокату. Він знову називає дружину лагідними іменами: вона знову його «лялечка» і «пташка». Нора перериває цей потік ніжностей, даючи свою оцінку тому, що відбувається: їх шлюб - це не союз рівних, закоханих людей: їх шлюб був простим співіснуванням.

Нора вважає, що, перш ніж бути дружиною і матір"ю, вона повинна стати людиною. Вона іде від чоловіка, залишаючи трьох дітей. Закінчення п"єси - це діалог чоловіка і жінки, який пояснює поведінку і рішення Нори.

На докори чоловіка: «Яка невдячність! Чи ти не була тут щаслива», - Нора відповідає: «Ні, тільки весела. Я була тут твоєю лялечкою-дружиною, а діти були моїми лялечками». Вона запитує чоловіка, чому той не захистив її. Хельмер щиро дивується: «Але хто ж пожертвує честю навіть заради коханої людини?» - «Сотні тисяч жінок жертвували, - заперечує Нора і з гіркотою додає: - Мені стало ясно, що всі ці вісім років я жила з чужою людиною».

ФРЕКЕН ЖЮЛИ (шв. Froken Julie) - героиня трагедии шведского драматурга Ю.А. Стриндберга «Фрекен Жюли» (1888). Ф.Ж. стала своеобразным символом героини нового типа: иногда определяется как «полуженщина-полумужчина». Мы узнаем только об одной ночи жизни героини - последней. Ф.Ж.- дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. В ее истерических метаниях исследователи видят признаки всесторонней деградации. Ф.Ж. и правда не готова к жизни. Не умеет жить, не хочет - всюду чужая, всем опостылевшая. И самое главное, что эта героиня совершенно не способна видеть для себя какое-то будущее. В этом смысле она близка героине Ибсена Гедде Габаер. Традиционно этот образ трактуется в русле натуралистического или реалистического искусства. При этом исследователи (и театры) исходят из авторского предисловия к пьесе, где Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы, а печальная участь обусловливается рядом социально-психологических, в том числе медицинских, причин. Если согласиться с такой фабулой, а также принять версию Стриндберга, изложенную в предисловии, то Ф.Ж.- безусловно, яркий, сильный, хотя и странный характер. Но этого мало, если говорить о той Ф.Ж., что, независимо от воли автора, существует в пьесе. Неопределенность ее происхождения по материнской линии и социальная закомплексованность, неадекватное половое воспитание, материальные осложнения в семье («жизнь в карете»), а также особая эмоциональная и физическая возбужденность - все это противоречит однозначно «реалистической» трактовке. Структурно образ героини - а отсюда и ее поведение - гораздо ближе позднему Стриндбергу, его «камерным пьесам», созданным почти через двадцать лет после «Фрекен Жюли». Важнейший мотив судьбы героини - мотив падения, воплощенный в навязчивом сне Ф.Ж. Происходящее с ней в пьесе - «реальное» воплощение ее сна. Сон - вообще важнейшая категория театральной лексики Стриндберга. Герои его камерных пьес, где на самом деле нет героев, одни персонажи, живут по законам сна. И Ф.Ж.- явная героиня - живет по тем же законам. В каком-то смысле она «соткана из вещества того же, что наши сны». Происходящее с ней нельзя сводить к сюжету «падения» графини с лакеем. Сны героини говорят о том, что «пасть» ей, собственно, некуда - ведь влекущая ее роковая бездна гораздо глубже интрижки с лакеем. Кстати, не случайно именно графиня Ф.Ж. заводит разговор о снах. Ей снится, что ее тянет «вниз», как можно ниже, но только что-то ее не пускает. Что «надо вниз», Ф.Ж. знает естеством, вряд ли сознательно, поэтому и выбирает самоубийство, но и самоубийство как бы «во сне» - в состоянии гипноза. Та Ф.Ж., которая принадлежит миру снов, миру полуфантастическому, прекрасно понимает неотвратимость собственной гибели. Но природа героини двойственна; краем своего существа Ф.Ж. все же соприкасается с тем, что можно назвать реальным миром, с тем самым, в котором так прочно утвердились Жан и особенно символизирующая агрессивную стабильность реального мира кухарка Кристина. Ф.Ж.- существо хрупкое, неустойчивое, мистически одаренное, мечущееся между тем, что есть ее сновидение, и тем, что кажется явью. Вся ее жизнь - сплошная нелепая эксцентриада. Символическое убийство чижика - едва ли не лишний акцент, и так понятно, что героиня погибнет. Действенная сторона образа выражена в мучительной агонии: здесь и страх, и надежда, и попытки повернуть события вспять. Ф.Ж. гротескно-трогательна в своей попытке быть искренней с Жаном, который просто по своей душевной организации не способен ее понять. Но ей необходимо высказаться - неважно даже перед кем, тем более что больше не с кем поговорить, к тому же именно он используется героиней как «орудие» самоубийства. «Фрекен Жюли» - одна из самых репертуарных пьес Стриндберга. Среди выдающихся актрис, создавших образ Ф.Ж., Гертруда Эй-золдт в спектакле М. Рейнгардта (1904), Л.Питоева (1921). В одной из многочисленных экранизаций пьесы роль Ф.Ж. создала датская актриса А.Нильсен (1922).

У читателей нашего времени возникает много вопросов, когда он читает «Кукольный дом» Г. Ибсена. Время другое, люди изменились, ценности обесценились, с одной стороны, с другой — стало сложнее признать их разумность.

Образ Норы вызывает желание сочувствовать этой женщине, удивляться ее беспомощности, понять ее действия, но никак уж не осуждать ее, как это было во время появления драмы. Сегодня мы ушли намного дальше в вопросах семейных отношений, которые не поддаются объяснению и человеческому пониманию (как лучше поступить, какой выход считать правильным).

Фальшь и лицемерие пронизывают домашнюю жизнь семьи адвоката Гельмера. Милая и кроткая, всегда оживленная Нора, нежная мать и жена, пользуется как будто обожанием у мужа, окружена заботами, но на самом деле она для него только куколка и игрушка. Ей «не позволяется» иметь свои взгляды, суждения, вкусы. Окружив жену атмосферой поддразнивания и слащавых шуток, адвокат Гельмер никогда не говорит с ней о чем-либо серьезном. Жизнь этой милой и симпатичной женщины сложна, а «хозяйкой» дома ее назвать нельзя.

Чтобы спасти мужа, заболевшего туберкулезом в первый год брака, и отвезти его по совету врача на лечение в Италию, Нора тайно занимает деньги у ростовщика и впоследствии ценой напряженного труда выплачивает их. Но по закону того времени, унижающего женщину, она не могла занять деньги без поручительства мужчины. Нора поставила под векселем имя своего тяжело больного отца, якобы поручившегося за ее платежеспособность, то есть с точки зрения буржуазного правосудия пошла на подделку векселя. Дочерняя и супружеская любовь толкнула ее на «преступление» против закона. Ростовщик Крогстад терроризирует Нору, требует места в банке, директором которого назначен ее муж, в противном случае грозит упрятать Нору в тюрьму. Смертельно боясь разоблачения, Нора вынуждена изображать счастливую женщину, веселую куколку. Она все еще надеется на чудо. Ей кажется, что ее муж, «сильный и благородный человек», спасет ее, поддержит в беде. Вместо этого адвокат Гельмер, получив письмо Крогстада, впадает в ярость, предрекает жене страшную, полную унижений жизнь. С его точки зрения, она преступница, он запрещает ей общаться с детьми, чтобы она не могла «развратить их».

Нора у Ибсена совсем не так проста, как может показаться. Часто она подыгрывает мужу. Особую роль в драме играет доктор Ранк. Любила ли Нора этого человека? Трудно сказать, но она не может взять деньги у доктора, только что признавшегося ей в любви, на которую она не в состоянии ответить. В пьесе есть еще один женский образ — фру Линне. Это абсолютно самостоятельная, привыкшая к самопожертвованию и тяжелой работе женщина. Она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы обеспечить больную мать и младших братьев. После смерти мужа работала и содержала всю семью. Отдавшись самопожертвованию, она забыла о себе, бросила Крогстада, которого любила. Фру Линне ощущает постоянную потребность заботиться о ком-то, думать о близких людях; она возвращается к Крогстаду, чтобы заботиться о нем и его четырех детях, оставшихся без матери. Сегодняшнему читателю этот образ ближе и понятнее, чем образ Норы.

В пьесе Ибсена происходит удивительная вещь: одна женщина бросает собственных детей, чтобы найти себя, а другая, уже нашедшая себя, берет ответственность за чужих детей. Похоже, что борца за эмансипацию женщин из Ибсена не получилось, но им написана пьеса-дискуссия о семье, о женщинах, и за это ему спасибо. Последними словами Норы, оставляющей «кукольный дом», становится ответ на вопрос мужа: может ли еще все измениться в их отношениях? «Для этого нужно, чтобы произошло самое удивительное чудо... Такое, чтобы ты и я изменились... Чтобы наша жизнь вдвоем могла стать жизнью настоящей супружеской пары».

Письмо Крогстада, в котором от отказывается от тяжбы, возвращает душевное равновесие только адвокату. Он снова называет жену ласковыми именами: она снова его «куколка» и «птичка». Нора прерывает этот поток нежностей, давая свою оценку происходящему: их брак — это не союз равных, любящих людей, их брак был простым сожительством. Материал с сайта

Нора считает, что, прежде чем быть женой и матерью, она должна стать человеком. Она уходит от мужа, оставляя троих детей. Концовка пьесы — это диалог супругов, объясняющий поведение и решение Норы.

На упреки мужа: «Какая неблагодарность! Ты ли не была здесь счастлива?», — Нора отвечает: «Нет, только весела. Я была здесь твоей куколкой-женой, а дети были моими куколками». Она спрашивает мужа, почему тот не защитил ее. Гель-мер искренне удивляется: «Но кто же пожертвует честью даже ради любимого человека?» — «Сотни тысяч женщин жертвовали, — возражает Нора и с горечью заключает: — Мне стало ясно, что все эти восемь лет я жила с чужим человеком».

Громко раздается стук захлопнувшейся за Норой наружной двери... Так Ибсен и его героиня развенчали миф о счастливой буржуазной семье.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ляльковий дім характеристика образів
  • почему нора ушла с дома в пьесе кукольный дом
  • образ норы пьеса кукольный дщом
  • образ дівчини Нори
  • кукольный дом ибсен образ норы

НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х.Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). С другой стороны, Н. поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации «социальной героини», Н. решительно не вписывается в это амплуа. По видимости Н.- заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное, женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное.

Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора Ранка. Но особенность Н. как героини в том, что в отличие, скажем, от Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга. Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа, «человека со стороны» Крогстада, прошлое врывается в настоящее. И тогда выясняется, что уютная, спокойная, нежная женщина - только видимость. Ее суть определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что, узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею. Н. понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома». Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей. Конечно, драма Н. коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть, порядочного, но искренне не готового понять (не то что извинить) ее поступок. Н. женственна и хрупка внешне; культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки - это скорее невольное подыгрывание с ее стороны. В сущности она прежде всего человек, ориентированный нравственно. Когда же оказалось, что ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать честный и правдивый вывод о самой себе: она не имеет права быть ни женой, ни матерью. Она вообще еще только «начинает быть». И поэтому Н. уходит. Если ее уход из семьи - не истерика, а Н. как раз уравновешенный, быстро и четко действующий человек, то она не вернется. Новая Н. этой семьи - и не только мужа, но и детей - не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был невозможен. Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку: Н. не уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав. Ничего более неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако «плохой» конец не устраивал не только современников Ибсена. До сих пор в театрах его домысливают подчас как «благополучный»: Н. все же в последний момент не решается уйти от детей и «исправившегося» мужа. Интересное продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967): героиня оказалась на «дне» общества, но, будучи вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками, честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть.

Последние материалы раздела:

Узоры на ногтях для начинающих поэтапно
Узоры на ногтях для начинающих поэтапно

Красивый маникюр, украшенный рисунками, выглядит завораживающе. Он не скучен и имеет свою изюминку. Рисунки могут быть самыми разнообразными,...

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...