Маша баталова год рождения. Я живу ради больной дочки

Алексей Баталов - популярный актер, обаятельный мужчина, покоривший с экрана множество женских сердец. Еще он известен как талантливый педагог, вырастивший не одно поколение артистов. И не многие знают, что главная роль в его жизни - роль любящего и заботливого отца.

Жизнь Алексея Баталова и его жены Гитаны разделилась на «до» и «после», когда на свет появилась их дочь Маша. Девочке был поставлен страшный диагноз: детский церебральный паралич. Много лет они все вместе сражаются с этой неизлечимой болезнью, стараясь не терять оптимизма и находить маленькие радости в каждом прожитом дне.

Алексей Баталов - биография актера

У Алеши Баталова вопрос выбора профессии был решен с самого детства. Он родился в актерской семье, его мать была театральной актрисой, отец - известным режиссером и актером. Дядя снимался в знаменитых советских фильмах, тетя тоже играла на сцене. Они даже жили во дворе МХАТа, и ранние годы Алексея прошли среди декораций и реквизита. Неудивительно, что, повзрослев, Баталов решил поступить во МХАТ, и у него это получилось с первого раза.

Когда мальчику исполнилось пять лет, его родители развелись, и мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова. К актерской среде добавилась литературная. У них дома часто бывали Пастернак и Мандельштам, Зощенко и Булгаков. Анна Ахматова стала подругой его матери, часто останавливалась у них, приезжая в Москву.

Алеша считал известную поэтессу своей бабушкой, ведь она жила в его комнате и никогда не забывала привезти своему любимцу гостинец. Позже он стал ее провожатым, когда Ахматова впервые после войны вернулась в Царское Село. А через много лет ему выпала печальная, но почетная обязанность поставить православный крест на ее могилу.

Свою первую жену Ирину Алексей Баталов знал с самого детства, они были соседями по даче. Каждое лето проводили вместе в компании таких же мальчишек и девчонок. Лазали в соседские сады за яблоками, играли в салочки, по вечерам собирались в кружок и рассказывали друг другу страшные истории. А потом началась война, семья Баталовых эвакуировалась в Бугульму, и Ира с Алешей не виделись четыре года.

Новая встреча была подобна солнечному удару. Им обоим было по шестнадцать, она превратилась в настоящую красавицу, он вырос и возмужал... Они влюбились друг в друга сразу и решили пожениться. Купили одно на двоих золотое колечко, сделали внутри гравировку «Алеша + Ирина = любовь» и стали носить его по очереди.

Семьи, естественно, выступили против столь раннего брака. Но юным влюбленным было все равно. Они продолжали встречаться, и очень скоро их отношения перешли взрослую грань. Родные, осознав, что противостоять детям невозможно, смирились. Алексей и Ирина стали жить вместе то у одних родителей, то у других. А когда им исполнилось по восемнадцать, расписались.

До той поры, как Алексей окончил Школу-студию МХАТ и начал играть в театре и сниматься в кино, у них были прекрасные отношения. Первые же роли принесли начинающему актеру популярность, появились поклонницы. Дома начались сцены ревности, скандалы, молодой муж никак не мог доказать, что хранит верность жене и ни в чем не виновен. Когда на свет появилась дочь Надя, отношения супругов на некоторое время улучшились, но потом все вернулось на круги своя.

Как-то Алексей был в Ленинграде на съемках и в один из свободных вечеров пошел в цирк. Там он и увидел ее: юную наездницу с хрупкой фигуркой, огромными черными глазами и развевающимися смоляными кудрями. Она выделывала на спине лошади головокружительные трюки, и у Алексея сердца замирало от страха и восторга.

Пока длились съемки, он ходил на все представления цирка. Просто потому, что ему очень хотелось увидеть обворожительную цыганочку. А вскоре они познакомились. Он узнал, что ее зовут Гитана, что она из старейшей цыганской цирковой династии и что ей всего 18 лет. А ему в тот момент было 25, у него все еще была семья, подрастала дочка...

У них не было романа, хотя искры в воздухе летали. Алексей старался сдерживать свои чувства. Родственники Гитаны, увидев его интерес к девушке, строго-настрого запретили ей встречаться с ним. У цыган, тем более цирковых, принято выходить замуж за своих. Юную циркачку этот запрет только раззадорил. Однажды, чтобы увидеться с Алексеем, она вылезла из окна по водосточной трубе - с ее ловкостью труда это не составило.

Уехав из города на Неве, Алексей старался забыть Гитану. У него была своя жизнь, семья, съемки. У нее - бесконечные гастроли и свой круг общения. Но разве сердцу прикажешь?.. Семейная жизнь, между тем, разваливалась на глазах. Не последнюю роль в окончательном разрыве Алексея и Ирины сыграла теща.

Она была уверена, что Алексей изменяет жене направо и налево. «У артистов так принято, - внушала она дочери. - В каждом городе по пять любовниц». Когда он вернулся с очередных съемок, у порога его ждал собранный чемодан. Через пару месяцев теща позвонила ему, чтобы сообщить, что у дочери новые отношения с достойным человеком.

Через много лет Алексей Баталов признал, что в их расставании была и его вина. «Я слишком увлекся своей актерской карьерой, - говорил он, - и очень мало уделял внимания семье. Отсюда и ревность...»

Как только был оформлен развод, Алексей бросился на поиски Гитаны. При той кочевой жизни, которую вела девушка, они не могли даже переписываться, поэтому давно потеряли друг друга из виду. С момента их встречи прошло пять лет, и он очень волновался: помнит ли она его, захочет ли быть с ним?

Он нашел ее. Как оказалось, Гитана его не забыла. Баталов сразу пригласил ее к себе домой, познакомил с родными. Родители Алексея приняли девушку тепло, но многие их знакомые усмехались: парень из такой семьи, а влюбился в циркачку, да еще и цыганку! Подобные разговоры прекратились после того, как свое авторитетное мнение высказала Анна Ахматова. «Я на стороне девушки», -твердо сказала она.

Влюбленные наконец соединились и зажили вместе. Правда, им постоянно приходилось разлучаться: Алексей то и дело уезжал на съемки. Гитана продолжала гастролировать с цирком. Она обожала свою профессию и отказываться от нее ради семейной жизни не планировала, да Алексей и не думал на этом настаивать.

Когда Гитана забеременела, оба были счастливы. Ничто не предвещало беды. Беременность проходила прекрасно, супруги с нетерпением ожидали появления на свет нового члена семьи. Гитана наблюдалась у лучших специалистов в Центральной клинической больнице. Алексей, у которого были важные съемки в другом городе, вынужден был уехать перед самыми родами. Он очень волновался: как там жена?

Роды оказались тяжелыми, по всем показаниям нужно было делать кесарево, но время было упущено. Гитана рожала сама, и появившаяся на свет малышка едва не задохнулась. Девочка закричала не сразу, и эти мгновения гнетущего молчания показались молодой матери вечностью. Но потом наконец раздался слабый крик, и у Гитаны отлегло от сердца: все в порядке!

Как оказалось, радость была преждевременной. Только первые шесть месяцев жизни дочки новоиспеченные родители были счастливы. Потом как гром среди ясного неба прозвучал страшный диагноз: детский церебральный паралич. Малышка не могла держать игрушки, не стояла на ножках, не пыталась произносить осмысленные звуки. Выяснилось, что причиной неизлечимого заболевания стало кислородное голодание во время родов.

Алексей и Гитана долго не могли смириться со случившимся. Поначалу они даже не хотели верить в правильность диагноза. Неужели из-за оплошности врачей их любимое дитя будет лишено нормальной жизни, не сможет ходить и говорить? Они обошли всех известных специалистов, и те в один голос подтвердили: это ДЦП.

Многие советовали им оставить девочку в интернате, но это предложение приводило их в ужас. Как можно отказаться от родного ребенка, да еще и оказавшегося в таком беспомощном положении?

С этого момента вся жизнь семьи Баталовых сконцентрировалась вокруг Маши. Гитана, несмотря на всю любовь к цирку, оставила профессию и посвятила себя дочери. Алексей на несколько лет отказался от съемок и занялся преподаванием, чтобы постоянно быть рядом. Позже он устроился на работу в Дом дружбы. Трудился без зарплаты - ради того, чтобы у его дочери была возможность путешествовать по миру.

Они боролись с болезнью всеми возможными способами и сдаваться не собирались. Гитана ежедневно делала с девочкой специальные упражнения -трудные, изматывающие, но необходимые, чтобы хоть как-то держать непослушные мышцы в тонусе. В какие-то моменты у них появлялась надежда, что дочка встанет на ноги: она поднималась из коляски, делала несколько шагов в специальных ходунках... но потом наступал рецидив, и девочка снова была прикована к инвалидному креслу.

Маша оказалась настоящим бойцом с необыкновенной силой характера. Она до сих пор ежедневно работает над собой, с помощью отца встает на беговую дорожку, подтягивается, укрепляя руки. Хотя надежды на выздоровление ни у нее, ни у родителей уже нет, они научились жить с этой болезнью и вопреки ей.

К счастью, тяжелый недуг не затронул умственных способностей Маши. Она много читает, знает несколько языков, обладает блестящей эрудицией... И при этом ее незаурядный ум закован в тело, которым она не может управлять. Руки плохо ее слушаются, но она все равно целыми днями сидит за компьютером и одним пальцем набирает тексты, выплескивая накопившееся в душе.

Всесоюзная известность пришла к Алексею после фильма «Летят журавли». Тогда в его жизни началось настоящее сумасшествие: поклонницы преследовали и на работе, и дома. Он никак не мог понять причины такой популярности, ведь его роль была не главной и совсем небольшой. Но, видно, что-то в его облике и манере держаться задевало чувствительные струны женских сердец.

Пожалуй, самая знаменитая роль Баталова, сделавшая его популярным, - это роль интеллигентного слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Режиссер фильма Владимир Меньшов очень долго не мог найти актера на главную роль, думал уже сниматься сам, но случайно посмотрел по телевизору фильм с Баталовым. «Это мой герой!» - сразу понял он.

В то время Баталов снимался мало, полностью посвятив себя занятиям с дочерью, но от предложения Меньшова отказаться не смог. Он был уверен, что фильм получится замечательным. Так и вышло. В героя Баталова влюбилась вся страна, одинокие женщины, вдохновленные примером главной героини, бросились искать своего единственного в загородных электричках.

Жена Алексея Владимировича, впервые посмотрев картину, воскликнула: «Да ты здесь совершенно такой, как дома! И ходишь так же, и говоришь». Видимо, в этом и заключается причина популярности Гоши - Баталов подарил ему свое обаяние, свой характер, а еще - свой уникальный, завораживающий голос.

Баталова любят зрители и режиссеры, у него было немало ярких ролей, и в то же время он пострадал от своей профессии. На съемках фильма «Дама с собачкой» лопнул софит, осколки попали актеру в глаз. Он много месяцев провел на больничной койке, прежде чем ему разрешили продолжить работу. С тех пор у Баталова начались серьезные проблемы со зрением, сейчас один его глаз совсем не видит.

Может, все зашло так далеко потому, что он часто нарушал запреты врачей. Для его глаз опасен яркий свет, а на съемках он присутствует постоянно. Тем не менее мысли о том, чтобы оставить профессию и сохранить зрение, его никогда не посещали.

И это далеко не единственная «производственная травма» актера. На съемках фильма «Летят журавли» он, падая в воду, наткнулся на ветку и распорол нос - шрам остался на всю жизнь. В «Звезде пленительного счастья» его задели саблей по голове. Сабля сломалась, а на макушке Алексея осталась внушительная отметина.

Даже вполне мирный фильм «Москва слезам не верит» не прошел для Баталова без происшествий: в сцене драки, где он снимался без дублера, его случайно ударили по гортани. Удар получился такой силы, что вызвал обострение проблем с глазами. «Видимо, такова моя расплата за успех, - говорит актер. - Все травмы я получал на самых важных для меня картинах».

Были опасные моменты и в другом смысле. Однажды Баталов, выросший в среде диссидентов, наотрез отказался играть Ленина, хотя его кандидатура была утверждена «наверху». Ему грозили не только увольнением, но и тюрьмой. Спасло заступничество одного известного режиссера. Тот убедил худсовет, что Ленин из Баталова все равно не получится.

Я живу ради Маши, - говорит Алексей Баталов.

Дочь давно стала смыслом его жизни, ее успехи для него гораздо важнее собственных. Он так радовался, когда Маша поступила на сценарный факультет ВГИКа и, отучившись заочно, окончила его с отличием! Ее дипломная работа была признана лучшей на курсе. Чуть позже по ее сценарию сняли фильм «Дом на Английской набережной».

Когда на Московском кинофестивале назвали ее имя, и она поехала на своей коляске по красной дорожке, по щекам Алексея Владимировича текли слезы. После вручения диплома его попросили сказать несколько слов, но эмоции настолько переполнили артиста, что он, может быть, впервые в жизни не смог справиться с собой и выйти на сцену. На выручку пришел давний друг Баталова Эльдар Рязанов, которой произнес проникновенную речь о Маше и ее отце.

Алексей Баталов считает, что за свою творческую жизнь он больше не сделал, чем сделал. Многие хорошие роли прошли мимо, от чего-то он сам отказался, стараясь быть поближе к семье, к больной дочери. И хотя он получил немало наград и неоднократно признавался лучшим актером СССР, сам себя Алексей Владимирович звездой не считает.

В последние годы его основное занятие -преподавание на актерском факультете ВГИКа. Он много лет не снимается, потому что уверен, что уходить надо вовремя, на пике. У него это получилось - уйти из профессии красиво, оставив память в замечательных ролях.

– талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Без преувеличения, Алексей Баталов – легенда советского кинематографа!

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


Детское фото Алексея Баталова

В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Алексей Баталов с младшими братьями

Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


Фото из семейного архива Алексея Баталова

В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


Первая роль Алексей Баталова – фильм «Зоя», 1944 год

С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление актера Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на телеэкранах ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


Кадр из фильма «Дама с собачкой»

В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


«Летят журавли»: Алексей Баталов и Татьяна Самойлова

В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова. Именно эту постановку знаменитой истории любви кинокритики признали наиболее удачной.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова. Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.

«Москва слезам не верит»: Алексей Баталов в роли Гоши

Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова, супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


Алексей Баталов и Вера Алентова: 35 лет спустя

В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


«Полтергейст-90» – один из последних фильмов с Алексеем Баталовым

Личная жизнь и семья Алексей Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.


Первая жена Алексея Баталова с дочкой Надей

Второй избранницей Баталова стала артистка цирка Гитана Леонтенко. Она работала в цирке с 4 лет и виртуозно исполняла смертельно опасные номера. Актер увидел ее во время циркового представления и без памяти влюбился. Много лет они встречались эпизодически, без взаимных обязательств, пока в 1963 году не сочетались узами брака.


Гитана Леотенко была артисткой цирка

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизировано («Дом на английской набережной»).

Алексей Баталов в последние годы жизни

Алексей Владимирович сегодня уже не снимается в фильмах. Тем не менее, даже в своём преклонном возрасте Алексей Баталов занимается преподавательской деятельностью. Безусловно, ему есть чему поучить будущих актёров. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество. К сожалению, сегодня подобные роли попадаются нечасто.


Алексей Баталов уже немолод

В прессе иногда появляются сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но актёр не переживает за себя и не жалуется, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.

Михаил Ардов, младший брат Алексея Баталова - известный миру как отец Михаил, рассказал о семье легендарного актера. Со знаменитым артистом у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми

О смерти Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра.

«Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко», - вспоминает Ардов.

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был опорой для семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства, у нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

По словам Михаила, ухаживать за Марией вдове Баталова поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки. Несмотря на слухи, народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал.

«Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу», - говорит брат актера.

Актриса Наталья Дрожжина отметила, что старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.


(Фото: кадр из фильма)

«Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал», - говорит Дрожжина.


(Фото: кадр из фильма)

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая, 62-летняя Надежда.


(Фото: кадр из фильма)

Прощание с Алексеем Баталовым состоится 19 июня, похоронят народного артиста на Преображенском кладбище. Актеру было 88 лет, пишет

Так случилось, что лучшей ролью самого интеллигентного актера нашего кино стала роль слесаря. Кого ни спроси - сначала назовут именно Гошу из «Москва слезам не верит». И только потом вспомнят «Летят журавли», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «9 дней одного года», «Бег».

Правда, и слесарь у Алексея Баталова получился интеллигентный. Но при этом - настоящий мужчина. Когда надо - внимательный и заботливый. Когда надо - жесткий, умеющий постоять за друзей. Его дама за ним - как за каменной стеной. Этакий брутальный мачо с умными глазами романтика. О чем еще мечтать? И миллионы женщин Гошу полюбили. А мужчины - возненавидели. Им надоело, что жены тычут им в лицо пример, которому они не могут соответствовать.

В утешение можно сказать: сам Алексей Баталов тоже был крайне далек от Гошиного идеала. Да и за идеал его не считал. Хотя роль любил и был благодарен режиссеру Владимиру Меньшову, который планировал сыграть Гошу сам. А потом отдал роль Баталову.

- Что это за идеал мужчины? Ушел от первой жены, потому что она больше него зарабатывает. Пьет. Нет никакой гарантии, что после свадьбы этот Гоша не даст жене бутылкой по голове, - смеялся актер в одном из интервью.
Сам он женщин побаивался. А в юности так просто был болезненно стеснителен. Робок.

Какой там мачо! Он боялся подойти к незнакомой девушке! И женился на Ирине Ротовой, которую знал с детства, именно поэтому - ни с кем другим просто не дружил. В 16 лет у них начался бурный подростковый роман, и они расписались, еще будучи школьниками. Как говорил Баталов, «но я же не мог жениться на какой-то чужой девушке!» Даже представить себе это невозможно!

Ранние браки часто недолговечны. Этот распался из-за частых отъездов актера на съемки. Звонков поклонниц. Ревности жены - Баталов утверждал, что поначалу - безосновательной. И вмешательства тещи. Именно она устроила громкий скандал: кто-то ей рассказал, что на съемках в Киеве Алексей закрутил роман. Слухи были беспочвенны. В семье начался разлад, дочка Нина практически не видела отца: позже Баталов сам признавался, что был ей исключительно «воскресным папой», да и воскресенья эти выпадали не часто.
Какой уж тут идеальный муж!


Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

Ирина Ротова (её уже нет в живых) - подруга детства, соседка по даче, дочь художника Константина Ротова - родила в их полудетском браке дочь Надежду. Тесть учил способного зятя живописи (учился он и у самого Фалька) и с него придумал образ дяди Стёпы для иллюстраций к михалковским стихам - у Баталова и размер обуви был «дяди-Стёпин», 45-й.

Они с Ириной то сходились, то расходились. Официально развелись в 1961 году. Но, возможно, не так была неправа в своих подозрениях теща, только объект выбрала неправильный.

В 1953 году в Ленинграде, где Баталов снимался в фильме «Большая семья», он увидел в цирке выступление юной Гитаны Леонтенко. Цыганке исполнилось всего 18 лет. Она была чудо как хороша.

Кстати, интересная подробность. Впервые Ирина Ротова увидела Алексея Баталова, когда он мальчишкой въехал в их двор на белой лошади. Ей он показался принцем из сказки, хотя потом выяснилось, что лошадь - старая, дряхлая кляча… Но Ирина немедленно влюбилась.



И в жизнь Алексея Гитана ворвалась верхом на лошади: эта прекрасная наездница выехала на сцену и показала такие чудеса джигитовки, что захватывало дух. Баталов попросил Никулина и Карандаша их познакомить. Выяснилось, что циркачи живут с артистами в одной гостинице.

Гитана и Алексей стали встречаться. Причем друзья обоих считали, что они друг другу - не пара. Родных Гитаны не устраивало, что Баталов - не цыган. Близких Алексея, что его подруга - какая-то циркачка. Это не остановило влюбленных. Остановил - штамп в паспорте у Баталова. Когда Алексей признался, что женат, Гитана немедленно разорвала с ним все отношения. И он уехал. Не бросился в ноги, не поклялся все изменить.

Он все же был больше тихий романтик, чем человек действия. На несколько лет они потеряли друг друга из вида. У каждого была своя жизнь. У Алексея после развода был краткий роман с балериной Ленинградского театра им. Кирова Ольгой Заботкиной. К этому времени она снялась в роли Кати Татариновой в фильме «Два капитана». Алексей после триумфа в фильме «Летят журавли» приехал в Ленинград на съемки фильма «Дорогой мой человек». Они познакомились, Ольга была Баталовым сильно увлечена. Но он, увидев, что отношения идут к свадьбе, вдруг резко сорвался в Москву. Испугался, что «чужая женщина будет ходить перед глазами…»



Спустя годы Баталов сожалел, что пришлось причинить ей боль. Но поступить иначе не мог. Он любил другую, которая никак не хотела покинуть его сердце. И в 1963 году он вернулся в Питер, чтобы найти Гитану и сделать ей предложение.

Свадьба была скромной. Многолетний друг семьи Анна Ахматова одобрила его выбор.
С тех пор они прожили в счастливом браке 52 года. Как в любом браке, в этом, наверное, тоже были свои бури и штормы. Но мягкость, стремление понять другого, та самая врожденная интеллигентность и тихий романтизм Алексея и щедрая душа Гитаны утихомиривали бури. История их любви никак не походила на историю Гоши и директора завода Кати. Но ведь совершенно необязательно быть брутальным слесарем, чтобы сделать женщину счастливой. Блестящему актеру Алексею Баталову удалась и эта сложная роль…

А крутые мужские поступки Баталов все же совершал.

Счастье в браке - и самая большая в жизни беда: родившаяся у них с Гитаной дочь Маша - инвалид с детства. Талант­ливый, творческий, красивый человек в инвалидном кресле… Баталов никогда много не говорил об этом. Да и вообще не любил давать интервью. Можно сказать, что он остался в другой эпохе, с этой своей «глубиной устройства хорошего русского человека», по выражению С­ергея Соловьёва.

Он всю жизнь ухаживал за свое дочерью Марией, больной ДЦП, поддерживал ее, гордился, когда она стала успешной сценаристкой. Сам признавался, что живет только ради дочери. При этом он был верным и любящим супругом для своей Гитаны. Незадолго до смерти актер написал для нее стихи:

«Любимая моя, бесценный дар от Бога. Ты вовсе не семья, а к счастию дорога, где каждый шаг с тобой».

А еще Баталов отказался вступить в партию, когда на студии «Ленфильм» ему поставили такое условие. Он просто сказал: «Никогда в жизни!» Не в его правилах было угождать начальству и делать что-то в его интересах. И только ходатайства режиссеров Юрий Германа и Иосифа Хейфица уберегли его от расправы. Но даже после этого он не стал читать по радио книгу Брежнева «Малая земля».

Он отказался также играть молодого Ленина - его спасли артисты, которые убедили руководство, что Баталов на Ленина совсем не похож, и картина с ним будет провалом. Хотя если бы он сделал это, его конечно, ждали бы почет и награды.

Он отказался подписать письмо в поддержку вторжения советских войск в Чехословакию.

Кто жил в те годы, знает, какие кары могли ждать за каждый из этих жутких проступков.
Это был настоящий интеллигент, который уважал свои убеждения и не предавал ни людей, ни свои идеалы.

Прощание с артистом состоялось в Доме кино 19 июня в 11:30 московского времени. Отпевание проходило в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище, рядом с матерью - он сам так хотел. Перед кончиной он принял причастие по-христиански. Его уход зрителями был принят как-то особенно близко к сердцу.


Вторая жена Баталова - Гитана Леонтенко, биография, фото

Родилась 18 августа 1935 года в семье цирковых артистов (мать-наездница и танцовщица, отец - воздушный гимнаст).

С 1944 года начала выступать в Цыганском цирковом коллективе. С 1967 года выступала в программах и пантомимах различных цирков.

Первое время выступала с пластическими этюдами. Затем, с 1950 года, как танцовщица на лошади.

Участвовала в представлении «Карнавал на Кубе», поставленном в 1962 году в Московском цирке на Цветном бульваре, где исполняла роль Кончиты.

Снималась в фильмах «Арена смелых» (1953), «Конный цирк», «Чрезвычайное поручение» и других.

После рождения дочери Марии Гитана Аркадьевна была вынуждена закончить цирковую карьеру.





Актер другой эпохи. Алексей Баталов прожил жизнь в искусстве вне суеты

Алексей Баталов не нуждается в представлении и пере­числении титулов. «Своим присутствием в кино он делал искусство богаче», - сказал о нём один из именитых режиссёров.

Сорок лет Баталов преподавал, был худруком актёрского факультета. Лишь однажды 1 сентября сообщил, что болен и не сможет прийти напутствовать молодняк. Но без него торжество не начинали. Артиста ждали, и он всё-таки приехал. Нынешнее 1 сентября впервые пройдёт без Баталова.

Про таких говорят - «порода, кровь, корни». Всё это было у Баталова, потому он был так органичен и в роли чеховского Гурова в «Даме с собачкой», и толстовского Феди Протасова в «Живом трупе», и князя Трубецкого в «Звезде пленительного счастья» («Никаких проб - только Баталов!» - говорил режиссёр этого фильма Владимир М­отыль).

Баталов буквально вырос в театре, во МХАТе. Жил с мамой, мхатовской актрисой Ниной Ольшевской, во дворе театра - в бывшей дворницкой. Лет до пяти двор с мхатовскими кошками был его единственным миром. Там бродили, курили, разговаривали персонажи в гриме и костюмах, там носили туда-сюда декорации. Там играли мама, отец под фамилией Аталов (чтобы не соперничать с братом, знаменитым белозубым красавцем Н­иколаем Баталовым), дядя Виктор Станицын. А всего у него 9 родственников были мхатовцами!





Когда родители расстались, Алёша с матерью переехали на Большую Ордынку, в Замоскворечье. Не отсюда ли его особый выговор, чуть с оттяжечкой, акающий? Писательский дом, отчим Виктор Ардов, дача на Клязьме в писательском посёлке… Счастливое детство, где гостями дома были великие мхатовцы, Пастернак, Зощенко…

Ахматова жила в комнатке Алексея, когда приезжала в Москву. Он шутил, что видел её чаще, чем бабушку, даже написал её портрет. Она дала ему денег на первую в жизни машину.

Конечно, путь ему был прямой - в артисты. И диплом ему подписала в Школе-студии МХАТ сама Ольга Книппер-Чехова. Все мы «родом из детства», и огромную роль в жизни Алексея Владимировича сыграло именно такое детство - одухотворённое, наполненное любовью. Отчима-писателя Алексей сразу принял, называл Виктором, двое его сводных братьев стали родными «по духу».

Говорят - «удачник», поцелованный Богом. Да, ему не пришлось ничего завоёвывать, добиваться. С театром, впрочем, особо не сложилось. Зато рано Баталова приняло кино, и пошли роли, принёсшие ему славу и любовь миллионов зрителей. «Дело Румянцева» (вот где для роли Саши-водителя пригодились его профессиональные права и страсть к автомобилям), «Дорогой мой человек», «Большая семья», «Девять дней одного года», «Дама с собачкой», великие «Летят журавли». А позже - «Бег», «Звезда пленительного счасть­я» и, конечно, «он же Гога, он же Гоша» из оскароносного «Москва слезам не верит».



Редкая зрительница в СССР не грезила о таком вот Гоше, Георгии Ивановиче - надёжном, мужественном, добром, юморном (как бы теперь сказали - «прикольном»). Но до этого разве не мечтали о Володе Устименко, Мите Гусеве - других его героях? И редкий зритель не хотел стать таким же, как они. Аристократ по воспитанию, Баталов часто играл работяг, тружеников - но не «воплощал образ», а был им.

Артист, которого не назовёшь «секс-символом» по нынешней моде, стал лицом эпохи в кинематографе, настоящим кумиром для нескольких поколений, а не «факиром на час». И, как тонко пошутила героиня Мордюковой в «Родне»: «Вон Баталов без усов, а бабы по нём сохнут!»

Баталовский Гоша говорил: «Уж очень я какой-то идеальный получился». Сказано будто про самого артиста. Кстати, эту роль, ставшую культовой, актёр считал вполне обычной, чуть ли не случайной - ну, сыграл и сыграл. А по поводу «идеала»… Вообще Баталов и самомнение, самовлюблённость, пресловутая звёздность со всеми её пороками, эти частые спутники актёрства, - вещи несовместимые. Все, кто знал Алексея Владимировича, работал с ним, учился у него, отмечали его необычайную скромность.

По поводу своего «идеального» образа он отшучивался: «Я же артист. Делаю вид». И супруга шутила: мол, прожили они так долго, потому что муж постоянно отсутствовал - то съёмки, то студенты, то любимый автомобиль время отнимал!

«Я работал артистом», - говорил он о себе в прошедшем времени, когда в 90-е перестал сниматься в кино. Но добавлял при этом: «А где я мог бы сняться и не снялся, назовите?» Столь долгое отсутствие актёра такого уровня в нашем кино - это своего рода диагноз кинематографу. Баталов - и не востребован? А­бсурд! Но так было. Он как будто специально создан для ролей «положительных героев» - и не сыграл в своей жизни ни одного злодея, подлеца. Наверное, если бы довелось, ему бы всё равно - единственный раз! - не поверили. И его Гуров, и Федя Протасов, каждый из них - «плохой хороший человек», и потому они так убедительны. К великому сожалению, Баталов мало сыграл в классике - а кажется, сколько великих персонажей из Чехова, Пушкина, Гоголя, Островского, Шекспира ждали именно его актёрской и человеческой природы!

Cам актёр, наверное, мог бы сказать, как его Гоша: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено». Трудно найти артиста такой «звёздности», прожившего жизнь в искусстве вне суеты, «светскости», сплетен, легенд и мифов. Без страховки. Честно и прямо. Светские сплетни, тусовки, пиар, халтура - всего этого в его жизни не было да и быть не могло.
Постоянный адрес материала: http://www..html

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...