Православие питание. Избавление от недугов: Постная пища и лечебная диета. – А как решают вопрос с рыбой – на практике

Нужно ли худеть православной женщине?

Внешний вид человека всегда отражает его здоровье. Свежий цвет лица и здоровый румянец, ясный взгляд и бодрость движений без слов говорят о том, что их обладатель здоров и полон сил. А вот полнота? Лишний вес, который становится проблемой всё большего числа людей? Всегда ли он является признаком нездоровья и надо ли от него избавляться? Особенно эти вопросы актуальны для женщин. Чтобы ответ получился объективным, мы задали их специалистам разных областей – духовной и медицинской.

Протоиерей Сергий Филимонов, профессор, доктор медицинских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга .

- Отец Сергий, как священник и как врач ответьте, пожалуйста, на вопрос: нужно ли худеть православной женщине?

В отношении похудания православной женщины какого-то специфического ответа у Церкви нет. Этот вопрос имеет две стороны: медицинскую и духовную.С медицинской точки зрения женщине надо худеть, если у неё появились проблемы с обменом веществ, развивается гипертоническая болезнь, сахарный диабет, другие заболевания. Лишний вес может вызвать проблемы с органами дыхания и кровообращения. Нередко женщины поправляются после приёма лекарственных препаратов, особенно гормонов. Иногда это связано с нарушением функций щитовидной, поджелудочной, половых желёз. От стрессов, нервных срывов, перенесённых инфекций могут развиваться такие эндокринные заболевания, которые приводят к увеличению массы тела. В этих случаях женщина может обратиться к специалистам-врачам за консультацией и назначением специальных диет.

Проблемы у женщины из-за лишнего веса могут возникнуть и в семейной жизни, если муж не воцерковлён. Он видит, что его жена из-за полноты теряет былую привлекательность. После родов мамочка нередко прибавляет в весе. Если семейные отношения строились на страсти, а не на глубоких нравственных основах, муж может начать поглядывать «на сторону». Поэтому, если женщина знает о таком отношении к ней мужа, и вынужденно соблюдает диету, способствующую похуданию, она заботится о сохранении своей семьи. Хотя подчеркну, что всегда на первом месте должна стоять её молитва и упование на Бога, а уж на втором забота о похудании.

Полнота может мешать и самой женщине – человеку более изящного телосложения легче выполнять свои обязанности по дому и на работе. Это то, что касается медицинских и житейских аспектов, которые могут быть основанием, чтобы духовник благословил женщину на похудание.

Рассмотрим духовный аспект. Тут важна мотивация. Девушка, которая хочет выйти замуж, прежде всего должна заботиться о красоте своих добродетелей. Супруга-христианина должны привлекать прежде всего её скромность, терпение, послушание, мягкость, нежность, молитвенность и тому подобное. Конечно, при знакомстве внешний вид тоже имеет значение, и если девушка заботится о нём ради замужества, это также имеет своё оправдание. Но если этим занимается замужняя или разведённая женщина для того, чтобы привлекать внимание мужчин и вступать с ними в блудные отношения, то посредством похудания она воспитывает в себе следующие страсти: похоть, блуд, тщеславие, превозношение, гордость и другие. В этом случае стремление к похуданию совершенно определённо имеет греховный характер.

Некоторые женщины навязчивой идеей похудания доводят себя до грани психических заболеваний, буквально считают, на сколько граммов в день они поправились. Здесь мы сталкиваемся с нарушением второй Заповеди Божией – «не сотвори себе кумира ». Для людей, занимающихся бодибилдингом, собственное тело часто становится идолом, что взращивает в них самолюбие, тщеславие, превозношение, самолюбование. Человек начинает поклоняться самому себе, делает кумиром, т.е. объектом поклонения своё тело. Так и с похуданием. Это может стать определённой «религией» человека, только она связывает не с Богом, а со своим эго, с собственным «я». В некоторых случаях эта психологическая зависимость приводит женщин к серьёзным отклонениям. Я видел таких несчастных, которых Господь лишал разума, у них развивалась анорексия – прогрессирующее самоограничение в еде при сохранности аппетита, обусловленное нарушением восприятия своего тела. Они не могли больше употреблять пищу – возникала рвота, они приходили на приём – в прямом смысле - кости, обтянутые кожей. Приходилось ставить им капельницы, вливать в организм препараты, специальное питание для организма, чтобы эти женщины не погибли.

Здесь мы видим неправильную мотивацию похудания, доводящую до духовной прелести, когда человек не желает смириться с Промыслом Божиим, а живёт по своей воле. Такое похудание имеет демоническую основу и для женщины губительно.

- Читательница задала нам такой вопрос: худеть для того, чтобы носить одежду меньшего размера и нравиться своему мужу – это грех? Потому что одежда для полных менее красивая, выбор её моделей ограничен.

Грех ли подстраивать своё тело под одежду? На первом месте всё же должна стоять забота о здоровье. Но если человек очень сильно поправился, ему действительно бывает трудно подобрать одежду. В таком случае худеть можно. Если похудание не преследует других целей, не мешает духовной жизни, не мешает молитве, не приводит к блудным помыслам, то это чисто житейский вопрос, не нужно переводить его в духовную область.

- Ещё написала нам женщина из Украины, что любит вкусно приготовить для мужа, детей, гостей. Такое вот радушие и гостеприимство приводит её к полноте. Она пишет, что получается порочный круг – кается в грехе чревоугодия, но тут же приходит домой и снова вкусно готовит и снова кушает вместе со всеми. Что делать?

Во-первых, по этой проблеме она должна посоветоваться со своим духовником, раз кается в грехе чревоугодия. А во-вторых, если человек любит вкусно поесть и вкусно приготовить, что, конечно, развивает грех чревоугодия, нужно воспитывать в себе добродетель воздержания. Для этого существуют посты. Четыре поста в течение года, а также по средам и пятницам, во время которых нужно бороться с этим грехом. Постом обязательно следует сдерживать себя, не срываться, иначе получится не пост, а фарисейство: день попощусь, а день наемся.

- Нужно ли заниматься гимнастикой православной женщине?

Любой женщине нужно заниматься гимнастикой, потому что она помогает не набирать лишний вес, поддерживать физическую форму и укреплять здоровье, восстанавливать силы для труда. С гимнастикой организм становится выносливее, трудоспособнее.

- Сейчас в некоторых организациях существует такое понятие как дресс-код, когда на работу берут женщин определённого внешнего вида, и полнота тут тоже играет большую роль. Стоит ли православной женщине подстраиваться под такой дресс-код светских организаций?

Стандарты существовали всегда – и в армии, и в спорте, и в других профессиях, просто называлось это по-другому. И сейчас в любом учреждении есть свои правила, условия принятия на работу. Существуют определённые стандарты внешности для профессии стюардесс, секретарей в юридических фирмах, в этом нет ничего плохого. Если женщине работа в этой организации нравится и приносит доход на пропитание, то эти условия надо принимать, если они, конечно, не противоречат нормам нравственности. Если же внешний вид работника используется для каких-то порочных целей, то женщине не следует вообще устраиваться работать в эту фирму. Подстраиваясь под определённые стандарты, женщина должна взвешивать, насколько благочестиво будет её пребывание в этой организации, как это повлияет на её отношения с Церковью.

И. В. Демидов а, гомеопат-психотерапевт.

- Ирина Витальевна, в каких случаях женщине необходимо худеть?

Когда лишний вес мешает ей жить: полноценно двигаться, работать, отдыхать. Значит, настало время что-то изменить в своей жизни. К решению этого вопроса нужно подходить индивидуально. Врач должен выяснить, насколько некомфортно женщине с её весом и почему некомфортно, насколько это ограничивает её жизнедеятельность. Врач должен понимать, что Бог исцеляет, а врач лишь в этом участвует. И главная задача врача здесь – не ломать те системы саморегуляции, которые есть в организме человека.

- Можно ли справиться с проблемой лишнего веса с помощью гомеопатических средств?

С помощью гомеопатических средств можно справиться с любой проблемой, касающейся здоровья человека. Вопрос в том, готов ли пациент к долгой и вдумчивой работе над собой, которую предлагает гомеопатия, готов ли он быть последовательным и сотрудничать с доктором. Сюда входит и изменение образа жизни. Ведь зачастую женщины употребляют пищу не только для утоления голода, а «заедают» какие-то неприятности или проблемы. Такая пища, конечно, никакой пользы не даёт, а приводит к появлению лишних жировых клеток в организме. Вместо того, чтобы съесть конфету или пирожное, женщина должна найти в себе силы пойти на прогулку или в бассейн, покататься на велосипеде, да мало ли интересных и полезных занятий!

- Может быть женщина полной и здоровой одновременно?

- Конечно. Понятие полноты имеет широкие границы, и то, что для одной женщины – полнота, для другой – норма. Физически здоровым женщинам, которые обращаются к нам по поводу лишнего веса, мы предлагаем, прежде всего, решить психологическую проблему, которая стоит за ожирением. И тогда вес сбрасывается сам собой. А без устранения психологической причины никакая диета не принесёт должного результата, а может и серьёзно навредить. Диеты раскачивают наш организм. Какое-то время женщина урезает свой рацион или полностью меняет его, но потом чаще всего срывается и возвращается к прежнему меню. В результате набирает ещё больше килограммов.

- А какая проблема может прятаться за лишним весом ?

Зачастую это депрессия, низкая самооценка, отрицательное отношение к себе и миру и, конечно, дефицит доверия, под которым скрывается неверие или маловерие. А это уже не только и не столько физическая проблема, сколько духовная. А с духовными недугами идут в духовную лечебницу, то есть в храм. Надо с верой и надеждой сделать первый шаг, прийти и рассказать батюшке о своих тревогах и переживаниях, прислушаться к его советам и постараться что-то изменить в себе.

- Наверное, сложно врачевать этот недуг, если Ваш пациент неверующий?

Я уверена, что неверующих людей практически не существует: они верят, но не признаются в этом даже самим себе или упрямятся. Настолько очевидно, что человек существо нерукотворное, созданное Господом, что здоровье нам дано авансом и все резервы в организме заложены Творцом. Главное не растерять это добро и понять, для чего мы живём. А не веришь в Промысел Божий, полагаешься только на собственное «я», значит, приготовься нести многочисленные скорби, и, возможно, на каком-то этапе жизни уверуешь. Через скорби, болезни – к Господу.

- Ещё одной причиной ожирения современного человека является гиподинамия. Как справиться с этой проблемой?

Если у женщины малоподвижная работа, ей надо найти возможность повысить физическую активность. Надо использовать свои индивидуальные ресурсы, способности, которые даны Богом: для одной это зарядка дома, для другой – фитнес в спортзале или занятия в бассейне, а для третьей – просто прогулка на свежем воздухе. Словом, в выборе нагрузки также нужен индивидуальный подход. Определите сами, что вам по силам и выполняйте намеченное. Полагаясь на помощь Божию, работайте над собой, тренируйте силу воли. Другого пути нет.

Е. Б. Мишенко , аллерголог-иммунолог.

- Елена Борисовна, а каким женщинам худеть вообще нельзя?

Нельзя худеть беременным женщинам и кормящим мамам. Очень важно в период беременности и кормления следить за питанием. Если мама сильно поправляется, питаясь чипсами, шоколадом, тортиками и булочками, то это, конечно, тревожный сигнал. А если мама питается сбалансировано, то есть кушает нежирное мясо, рыбу, яйца, крупы, овощи и фрукты, и прибавка в весе составляет 15-20 кг – можно не волноваться. Для кормящих мам диеты чреваты тем, что может пропасть молоко. Поэтому питаться надо полноценно – вы же кушаете за двоих.

Даже при нормальном весе, прекрасном самочувствии и отменном аппетите беременной женщине необходимо больше двигаться. Прогулки, зарядка, плавание в бассейне или выполнение специальной гимнастики (каждой своё) необходимы для поддержания здоровья мамы и ребёнка.

- Как Вы относитесь к диетам?

Очень осторожно. Диету нужно подбирать сугубо индивидуально, учитывая особенности здоровья женщины. Я абсолютно против голодания – когда женщина сидит только на воде или ещё хуже – без воды. Это сильнейший стресс для организма, после которого женщина может набрать ещё большее количество килограммов. Я за разумное питание: постарайтесь исключить из меню многочисленные жиры, и ваш вес начнёт меняться.

Золотое правило нормального веса – это умеренность в питании. Не надо голодать – надо только не переедать. Как практикующий доктор могу сказать, что большинство людей в России ест в два раза больше, чем нужно, кроме того, садятся за стол не испытывая чувства голода, а лишь потому, что время пришло. И выходят из-за стола с чувством предельной сытости.

Кроме того, в нашей православной культуре есть многодневные посты, а также среды и пятницы – постные дни, которые разгружают наш организм, дают время и силы для принятия духовной пищи.

- Некоторые люди и держат православные посты с целью похудеть. Есть ли польза от такого воздержания?

Конечно, это уже не пост, а своего рода диета. Такой «пост» не приносит духовной пользы, только физиологическую. Если человек не ест на протяжении сорока дней хотя бы мясо, то он существенно очищает кишечник. Кстати, это снижает риск заболевания раком толстого и тонкого кишечника.

- Влияет ли возраст на возможность избавиться от лишних килограммов?

Да, влияет. До тридцати лет скорректировать свой вес довольно легко, а вот после тридцати-сорока, когда у женщины происходит изменение гормонального фона, появляются различные заболевания, бороться с лишним весом становится сложнее.

- А с какого возраста вообще следует начинать следить за своим весом?

Родителям с самого детства нужно воспитывать в ребёнке культуру питания и физическую культуру. Это избавит его от проблем в будущем. А у нас в семьях, к сожалению, не принято делать зарядку по утрам, гулять на свежем воздухе, что уж говорить о бассейне или спортивном зале. О привычке переедать было уже сказано.

Проблема веса также может быть связана и с наследственностью. Если мама, папа и другие родственники полные, то дочери или сыну с юности следует следить за собой.

- Как Вы относитесь к фармацевтическим препаратам, способствующим снижению веса?

К таким препаратам я отношусь отрицательно, потому что это грубое вмешательство в организм человека. Даже если люди худеют в результате приёма этих препаратов, то вскоре набирают вес больше прежнего. Потому что они убирают следствие, а не причину.

- Известно, что излишняя забота о теле вредит душе, а, с другой стороны, тело – дом Святого Духа и его надо «содержать» в порядке. Как найти золотую середину?

Нужно в меру следить за своим здоровьем: кушать тогда, когда хочется, выбрать оптимальный набор продуктов из тех, что предлагают современные магазины и рынки, читать, что написано на этикетках, а также:

Майонез следует заменить растительными маслами или не очень жирной сметаной;

Уменьшить количество потребляемого картофеля, особенно в осенне-зимний период;

Исключить газированные напитки;

Белый хлеб желательно совсем убрать из своего рациона;

Свинину заменить индейкой или курицей.

Фрукты тоже надо есть избирательно, например бананы, виноград и хурма женщине с лишним весом не полезны, а яблоки или ананасы кушайте на здоровье.

Если человек очень любит сладости, то можно съесть кусочек торта или конфету, но в первой половине дня и не каждый день.

Стараться не наедаться на ночь, а если вы всё-таки ужинаете поздно, то ужин должен быть низкокалорийным. Желательно ужинать за два часа до отхода ко сну.

И, конечно, двигаться. Выберите ту физическую нагрузку, которая вам приятна: для одних это плавание, для других – бег, ролики или лыжи, для кого-то просто ходьба.

Здоровье человека – это дар Божий и не поддерживать его грех. Пересмотрите и измените свой образ жизни и будьте стройными и здоровыми.

Подготовили: А. Сабитова и И. Сендецкая.
« Славянка », православный женский журнал, 2011, июль-август.

Многие христиане стремятся находиться как можно ближе к Господу. Это выражается в образе жизни, главным составляющим которого является питание. Вопрос, которым задается большинство верующих: как определить наиболее подходящую для христианина пищу и рацион ее употребления?

На сегодняшний день существует несколько теорий относительно питания христианина, но большинство из них исходят больше от человека, чем от Бога. По этому поводу существует два основных мнения: первое о том, что человек от природы, а потому по велению Господа, должен придерживаться системы вегетарианства на принципах сыроедения ; а второе мнение заключается в том, что все живое, подаренное нам Богом, нужно употреблять в пищу, ведь животные питаются себе подобными, и почему же человек должен воздерживаться.

Что говорит Библия о питании христианина

Если следовать библейским указаниям, то Библия поддерживает в неком роде оба мнения, но при этом они не противоречат друг другу. А именно, в Старом завете указано, что все деяния, а также чем питается или не питается человек, осуществляется для Господа.

Изначально, еще при создании всего живого и в частности человека, Бог предназначил отдельные продукты каждому виду: семена, злаки, деревья и их плоды, траву и другие плоды земли человеку, а также траву и деревья животным и птицам (указано в Быту 1:29-30). Как видим, по началу человек действительно питался исключительно пищей растительного происхождения и, по-видимому, в сыром виде.

В дальнейшем, после потопа, климат кардинально изменился и в таких суровых условиях человек не мог выжить, если бы не употреблял мясо и другие продукты животного происхождения. Библия гласит, что сам Бог разрешил изменить способ питания, употреблять в качестве пищи все, что растет и движется (Быт 9:3).

Поэтому большинство христиан придерживаются мнения о том, что все созданное Богом тесно связано, необходимо и предназначено для использования в жизни. Следовательно, нет ничего греховного ни в способе питания исключительно растительной пищей, ни во всеядном способе, главное, чтобы употребляемое не вредило здоровью.

Основные правила питания христианина

Особые строгие правила по питанию христианина действуют в периоды поста и по большим церковным праздникам. Общих правил верующего немного, всего три, они хотя и на первый взгляд простые, но очень важные. Если им следовать и поддерживать, то они станут залогом здорового питания.

  1. 1 Не допускать ожирения. Это не только внешний недостаток, но и болезнь, которая постепенно все больше вредит здоровью и уменьшает продолжительность жизни.
  2. 2 Избегать переедания, ведь чревоугодие греховно. Пища нам дана Господом для того, чтобы поддерживать нормальную работу организма, а не для удовольствия и злоупотребления. По христианским принципам нужно есть ровно столько, сколько требует организм.
  3. 3 При большом ассортименте продуктов, нужно выбирать те, что действительно приносят пользу организму, а не приводят к ожирению и другим болезням.

Все эти правила взаимосвязаны и взаимодополняющие, не поддержание хотя бы одного приведет к нарушению других. Игнорирование этих правил Библия называет грехом.

Распространенные заблуждения

При любой системе питания или образе жизни в целом Библия не допускает крайностей. Каждый христианин знает, что древние апостолы, пророки и священнослужители часто отказывались от пищи или от полноценного питания. Сегодня многие служители Божие, миссионеры или просто верующие, стремятся также через это пройти, надеясь на помощь Господа. Это неправильно, все примеры страдальцев и святых поддерживают некую небесную цель, преследуют идею, из-за которой Бог помогал справиться с трудностями и жертвами. Делать это просто так или из своего собственного усмотрения не то что не нужно, но и не рекомендуется, ведь это только беспричинный вред здоровью.

Неверное мнение и о том, что Иисус человеческие болезни забрал на крест, поэтому можно не поддерживать здорового образа жизни и питаться кое-как. Во-первых, Христос забрал наши грехи, а во-вторых, важно не просто не болеть, но и беречь свое здоровье.

Питание во время поста

На протяжении года начисляется много постных периодов, но самый важный для каждого христианина – это Великий пост. Период Великого поста самый долгосрочный и наиболее значимый. Главная цель соблюдения поста – укрепить любовь к Богу и всего окружающего, созданного им, а также искупить грехи, очиститься духовно. Каждый христианин во время поста должен исповедаться и причаститься, а также воздерживаться от торжественных праздников, подобных дню рождению или свадьбе.

Не маловажное место в период любого поста занимает питание. Начисляется несколько основных правил питания во время поста:

  1. 1 Первый и последний день поста желательно обходится без пищи, если это позволяет здоровье, возрастная категория (детям и пожилым людям голодать запрещено) и другие особенные обстоятельства (беременность, кормление грудью, тяжелая работа и т.д.). Воздержание в течении дня ни в коем случае не повредит взрослому человеку, а наоборот поспособствует здоровью, ведь это и есть так называемые


Христианство

Христианство – монотеистическая религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. В христианстве две священных книги Библия (Ветхий Завет) и Новый Завет. Если эти две священных книги расходятся в трактовке каких-то событий и вещей, то несомненное предпочтение отдается Новому Завету. Сами верующие считают христианство здоровым образом жизни .

Очень сильные расхождения в этих книгах по отношению к питанию. Христиане считают, что с приходом Христа многие законы и запреты перестали действовать. Законы существовали для достижения духовности, Христос показал, что любой человек духовен, своей смертью он искупил все грехи человечества.

По отношению к питанию примечательны слова: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи."(1Кор.6, 12-13)

То есть, человек может употреблять в пищу абсолютно все, но далеко не все полезно. А так как мы должны беречь свое тело как сосуд для души, то наша обязанность думать о здоровье и о том, как быть здоровым. Здоровое питание – залог здоровья, поэтому употреблять в пищу все подряд не рекомендовано, хоть и позволительно.

Именно эти принципы заложены в христианстве, где не существует полных запретов на какие-нибудь продукты, но существуют правила ограничений.
Разберемся более детально в питании христиан.

Первые люди были вегетарианцами, ели траву, плоды деревьев. Этим же питались все, «в ком есть душа живая». Эта пища была благоприятна для развития человека, первые люди, по словам из Библии, жили очень долго. Но условия изменились, люди размножились. Ною было разрешено в пищу «все движущееся, что живет». Строгий запрет был на плоть с кровью (душою), любую другую пищу можно было употреблять.

Такой способ питания существовал до того момента, когда особые указания по употреблению пищи получили евреи через Моисея (Левит и Второзаконие). Евреи были сильной, здоровой и умной нацией. Об этом можно судить по тому, что при переходе через пустыню не было заболевших. Об уме еврейских детей можно судить по рассказу о Данииле, жившему во дворце царя египетского. Даниил старался по возможности придерживаться законов кашрута (что было тяжело среди иноверцев). Питание пророка Даниила состояло из овощей, фруктов и злаков. Даниил перед царем показал себя умнее египетских мудрецов.

Иисус Христос, как иудей, придерживался законов питания своего народа. Но после его смерти и воскресения остался лишь один запрет: не есть идоложертвенное, хотя даже в этом случае, если человек не мог знать точно, что это за мясо, лучше было не задумываться о его происхождении. Тем не менее, в рацион включаются продукты, полезные организму. Давайте разберемся, почему.

Христианин должен быть живым свидетельством правильности учения Христа, здоровое тело во многом зависит от питания. Новый Завет содержит множество сведений об отношении христианина к пище. Главное, не налагать никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, мяса мертвого животного. И все. В христианстве запретов на вид пищи нет. А вот потребление ее строго регламентировано.

Во-первых, актуальна заповедь: не убий, которая распространяется не только на человека, но и на любое животное «с душою». Поэтому убийство животного допускается только при необходимости, когда нет никакой другой пищи. В современном мире другой пищи достаточно, поэтому отказ от мяса животных может только приветствоваться. К тому же, «добродетельный человек чтит жизнь животного».

Во-вторых, хоть и нет явного запрета на употребление в пищу свинины, но все-таки бесов Иисус отправлял в стадо свиней, то есть христианину стоит избегать включения в рацион мяса свиней. Жирное мясо способно вызвать заболевания сердца и психики (стадо свиней в ярости бросалось со скалы, и умирало от разрыва сердца).

В третьих, чем питался Иисус со своими сподвижниками? Как правило, это были плоды деревьев, в тени которых они отдыхали, хлеб, который можно было брать с собой в дорогу, и мед.

Когда проповеди Христа приходили слушать различные люди, которым надо было что-то есть, Христос кормил всех хлебом и рыбой. Он не стал кормить людей более сытным мясом, потому что на переваривание мясной пищи необходимо больше времени, мясо не способствует духовному развитию, кроме того, человеку надо отдохнуть, что непозволительно во время сжатых сроков, которые отводились на проповеди и учение.

Растительное масло применялось не только в пищу, но и в некоторых обрядах, можно сказать, что оно «благословенно», блудница, принесшая Иисусу Христу сосуд с маслом, была допущена к трапезе. Помните, что все сподвижники Христа – иудеи, которым сидеть за столом с не евреем запрещено, а есть продукты, до которых дотрагивался не иудей, – грех.

Как относился Иисус Христос к вину? Вино в рационе допустимо, но оно должно быть качественным (эпизод превращения воды в вино на свадьбе, когда вода стала качественным вином, значительно лучшим, чем подавалось в начале свадебной церемонии). Ни в коем случае нельзя напиваться, это грех.

Иисус Христос соблюдал длительные посты, в которые он практически ничего не ел. Для размышлений он отправлялся в пустыню, чтобы его никто не отвлекал, и не было всевозможных соблазнов. Сам он не говорил, чтобы следовали такой духовной практике все люди, это невозможно, но многие христианские святые, монахи и отцы церкви придерживаются правила соблюдения постов и отказываются от пищи животного происхождения, питаясь растительной пищей. Умеренность в еде необходима, чтобы не плоть руководила нашими поступками, а ум. Нельзя приносить мясо для освящения. Освятить можно плоды, хлеб, растительное масло, кагор, крупяные блюда. В особые дни допускается освящение сдобы (блины, куличи) и яиц. Ритуальная пища раздается голодным и бедным или съедается служителями церкви. Освященную пищу категорически нельзя выбрасывать или отдавать животным. Иисус Христос учил, а позднее повторили его апостолы, что ради еды не надо разрушать божье создание, если есть возможность поесть что-либо другое.

Подведем краткий итог питания в христианстве. Нет никаких запретов на употребление пищи, кроме пищи с кровью и мертвечины. Но употребление мяса не приветствуется, существует множество ограничительных постов и постных дней (в году их более 200). Почти столько же запретительных дней на молочные продукты и яйца (их меньше на неделю, в Масленицу допускается употребление молочных продуктов, а вот мясное уже есть нельзя). Постные дни – дважды в неделю (вне постов). В некоторые постные дни допустима рыба. На способы приготовления пищи запретов нет. Здесь уже можно сказать о традиционной русской кухне, в ней много супов, вторые блюда тушатся, запекаются (еда готовилась в русской печи, жарить на ней было очень трудно). Растительная пища используется по сезону, свежая или подвергшаяся тепловой обработке. Ее можно освящать, значит, именно фрукты и овощи благословенны. Мед не считается пищей животного происхождения, разрешен в пост, он предпочтительнее сахара, особенно в те дни, когда не рекомендуется употребление в пищу приготовленного руками человека. Пост предполагает некоторые дни питаться пищей, которую не надо готовить, то есть орехи, семечки, фрукты и овощи.

В целом такое питание можно назвать здоровым. Для православных, думающих о том, как быть здоровым всем членам семьи, питание в соответствии с канонами религии будет полезным. Разумное чередование употребления животной и растительной пищи, рациональное соотношение по употреблению насыщенных и ненасыщенных жиров. Мучная сдоба и сладости (конфеты, шоколад) по праздникам – это тоже разумно. Недостатки: хоть редко, но разрешена жирная пища животного происхождения (жирное мясо, сало), ограничения только в пост на употребление жирной молочной продукции (сливки, сметану, сливочное масло). Если строго придерживаться постов, то в рационе мало рыбы. Большинство христиан полагают, что рыба не относится к животной пище, и едят ее всегда. Но отношения к рыбе неоднозначны, например, в строгий Великий пост употребление рыбы разрешено всего дважды (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и один раз икра (Лазарева суббота). Разрешение на свинину и свиное сало можно объяснить климатическими условиями. В России всегда было холодно, поэтому мясная пища необходима. А сало хранится лучше, чем мясо. Поэтому, чтобы продлить возможность потребления мяса, сохранялось и употреблялось в пищу сало.

Каждый человек, придерживающийся тех или иных религиозных убеждений, может подчеркнуть достоинства своего питания и объяснить недостатки (с точки зрения не адепта религии). Например, мусульманин скажет, что еда в пост в вечернее время объяснима жаркими климатическими условиями, днем в пище скорее размножатся всевозможные бактерии, приготовление пищи в вечернее время с этой точки зрения разумнее. Мясо, приготовленное иудеем, мягкое, менее калорийное, бульон от него прозрачен и вкусен. Христианин обилием множества постов и постных дней оправдает ежедневное употребление блинов в Масленицу и куличей в Пасху. Правильность питания своего народа могут отстаивать, причем аргументированно, и врачи. Хочется заметить, что главное при любом питании – умеренность. Если Вы задумываетесь над тем, как быть здоровым, продукты здорового питания можно найти в национальных кухнях любого народа.

Немалое влияние на традиции народов, в том числе и на питание, оказывали религии, направлявшие всю жизнь верующих. Древние летописи донесли до нас увещевания святых подвижников и старцев, обращенные к монахам, соблюдать умеренность в еде. «Обжорство с пьянством» объявлялось «наипачим грехом». Постепенно формировалась культура народа, вырабатывалась стройная система рационального питания. Вольно или невольно многие современные оздоровительные, диетические методики, разрабатываемые и внедряемые официальной и нетрадиционной медициной, используют практический, выверенный столетиями опыт церковных традиций.
Церковь ввела в обиход посты - строгие запреты и ограничения на некоторые виды пищи в определенные дни и недели. Но «не пища - зло, а чревоугодие», как утверждал преп. Максим Исповедник. По завершении поста запрещенная прежде еда: мясо, масло, сметана, сыр и всякие иные разносолы - приносит больше радости, чем употребляемая ежедневно и без ограничений.
О посте
Церковь Христова заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь безусловно запрещает употребление мясной и молочной пищи, а период от недели Всех Святых (следующей за «Троицей») до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых (то есть тех, которым совершается праздничная служба) разрешено растительное масло, а в самые большие праздники - рыба.
Многодневных постов в году четыре.
Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжаете* в течение 7 недель перед Пасхой. Он установлен в подражание Самому Господ) Иисусу Христу, постившемуся в пустыне 40 дней.
В Великий пост церковный устав повелевает употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а рыба разрешается только в праздники Благовещения (25 марта/7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Первые и последние дни поста следует проводить особенно строго, по возможности обходясь без пищи. Великий пост должен быть временем особенного покаяния, усиленной молитвы. Великий пост, по учению святых отцов, - духовная «десятина» года, жертва Богу, путь, покаянием возвращающий человека в рай. Повседневная церковная.служба сопровождается исключительно земными поклонами. Во время Великого поста христиане обязательно должны попасть на исповедь, исполнить полагающиеся епитимии, чтобы встречать Пасху Христову в духовном исправлении. Мясо исключается из употребления в последнюю неделю перед Великим постом - масленицу, или иначе - сырную. Ее название связано с тем, что это «сплошная неделя, во все дни которой дозволяется употреблять молочную пищу».
Близким по строгости соблюдения к Великому является Успенский пост с 1/14 по 14/27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу.
В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня - 6/19 августа. При совпадении праздника Успения со средой или пятницей, в этот день разрешается есть только рыбу, а розговены (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день.
Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым, он начинается с 15/28 ноября и заканчивается 24 декабря/6 января.
В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять рыбу и постное масло. После праздника святителя Николы - 6/19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье.
Последние дни поста - с 20 декабря/2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.
Особо строгий пост налагается накануне Рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить «сочива», то есть сухих плодов, смоченных вводе, отчего и сам день называется «сочельником».
Рождественский пост называют еще «Филипповым», так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.
Четвертый пост — Святых апостолов (Петров пост). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых перво-верховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то розговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.
Кроме указанных постов Святой Церковью установлен строгий пост накануне Богоявления (Крещения Господня) 5/18 января, постные праздники-Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября и Воздвижения Креста Господня -14/27 сентября, в которые разрешается только постное масло.
Церковный устав касается пищи, в первую очередь потому, что ею во многом определяется духовное состояние и помыслы человека. Поэтому пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи ^клятвопреступления».
Нельзя соблюдать пост, насилуя себя. Он должен быть потребностью души, иначе не произойдет очищения ни тела, ни души.

О молитве
И еще один основополагающий принцип религиозно мыслящих людей представляется нам достойным уважения и хотя бы частичного применения в круговерти наших неспокойных будней. Это - молитва, устроение душевного лада. Считается, что приготовленная с молитвой еда всегда удается, а молитвы «о помощи Божией во всяком добром деле», «пред вкушением пищи», благодарственная за хлеб насущный принесут здоровье, успех, успокоение, радость бытия. „
Мы предлагаем читателю наиболее употребительные в быту молитвы.
Условия правильной молитвы по заветам св. Феофана Затворника таковы: «Не словом только нужно молиться, но и умом. И не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум… Вставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей».

Молитва пред вкушением пищи
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет водя Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь. Господи, помилуй (дважды). Господи, благослови (поклон).

Или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пишу и во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего
Царствия, но яко просреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.

Рецепты монастырской кухни
Тысячелетний монастырский опыт со строгим соблюдением постов и славными трапезами сбережен до наших дней.

Холодные блюда на закуски

Для приготовления грибной икры возьмите два стакана сухих грибов, замочите в воде на 12 час. Варить в небольшом количестве воды, пропустить через мясорубку. Поджарить в растительном масле нарезанный репчатый лук до светло- коричневого цвета. Смешать грибы с луком, добавить по вкусу соль, уксус, сахарный песок, грибной отвар.
Салат из листьев одуванчика: 75 г листьев одуванчика, 10 г зеленого лука, 5 г растительного масла, 5 г 3%-ного уксуса, 8 г зелени петрушки или укропа, соль.
Подготовленные листья одуванчика замачивают в соленой воде (20 г соли на 1 л воды) в течение 30 мин., затем откидывают на дуршлаг, дают воде стечь. Шинкуют, добавляют мелко нарезанный зеленый лук и зелень петрушки, перемешивают, заправляют растительным маслом, солью, уксусом, посыпают нарезанной зеленью укропа.
Салат из подорожника с луком: 50 г молодых листьев подорожника, 30 г репчатого лука, 20 г тертого хрена, 20г крапивы, 15г сметаны, 3 г 3%-ного уксуса, соль.
Подготовленные листья подорожника и крапивы закладывают в кипящую воду на 1 - 2 мин., откидывают на дуршлаг, дают воде стечь, шинкуют, добавляют рубленый репчатый лук, тертый хрен, солят. В скоромные дни посыпают рубленым вареным яйцом, поливают сметаной.

Супы и похлебки

Щавель перебрать, припустить, добавив немного воды. Отдельно припустить шпинат.
Щавель и шпинат протереть через сито, пюре охладить, развести квасом, добавить сахар, лимонную цедру, поставить в холод. Разлить ботвинью по тарелкам, добавить по вкусу ломтики отварной или копченой рыбы, шинкованный зеленый лук, укроп, свежие огурцы, тертый хрен, другие приправы.

Весной, когда нет еще огородной зелени и овощей, можно приготовить суп г (полевица) из дикорастущих растений: крапивы, белой съедобной лебеды (мари), сныти, борщевика, щавеля, кислицы, подорожника, иван-чая, клевера. Щавель и кислица с их кислым вкусом должны составить не более трети сбора. Использовать только молодые растения, листья щавеля и крапивы можно 1 раз ошпарить кипятком, лебеды - 2 раза.
Чисто вымыть 300 - 400 г зелени, мелко нарезать, залить кипящей водой или грибным бульоном. Отдельно слегка обжарить коренья и лук, положить в отбор зелени, добавить 2 - 3 клубня картофеля, нарезанного кубиками, и варить до готовности. За 5- 10 мин. до окончания варки положить лавровый лист, перец, соль, в кислый суп - чайную ложку сахарного песка. Подавать суп, заправленный сметаной или свежей простоквашей.
Для приготовления картофельного супа с грибами протереть через сито 6 - 8 крупных рассыпчатых картофелин, отваренных в соленой воде. Развести пюре молоком и вымесить до гладкости. Потом это пюре разбавить водой, чтобы получился суп нужной густоты. Отдельно потушить в масле с солью, перцем и луком предварительно отваренные и нарезанные сушеные грибы. Положить все это в суп, прокипятить и подавать с гренками, поджаренными в масле.
Молодые листья или свежие побеги крапивы облить кипящей водой, нарезать, добавить щавель, морковь, петрушку, репчатый лук, зеленый лук в примерном соотношении - 150, 50, 5, 5,20, 15г.
Тушить крапиву, пассеровать овощи. В кипящую воду сложить все компоненты, варить еще 20 - 25 мин. За 10 мин. до готовности добавить лавровый лист, перец, гвоздику, растертый картофель. Подавать на стол щи «селянские», полив сметаной, положив по вкусу дольку крутого яйца.
Отварить свеклу, очистить, нарезать соломкой. Замоченные в течение 3 - 4 час. грибы отварить, бульон процедить. Грибы нарезать ломтиками, обжарить в растительном масле. Тонко нашинковать морковь, репчатый лук слегка обжарить в растительном масле (без изменения цвета), добавить томат или очищенные помидоры, прогреть 5 - 10 мин.
Замоченный чернослив проварить, удалить косточки, нарезать ломтиками. В кипящий грибной отвар положить шинкованную свежую капусту, варить 10 - 15 мин., добавить обжаренные грибы, морковь, коренья, чернослив и довести до готовности, положив по вкусу уксус, соль, сахар. Получается постный борщ.
[Капусту, репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушить в небольшом количестве воды для приготовления валаамских щей.
Отдельно варить мелко шинкованные свежие грибы. Вынуть грибы из бульона, слегка поджарить.
Когда капуста упарилась, сделалась мягкой, но с хрустом, подсыпать поджаренной до светло-коричневого цвета муки. В бульон от грибов добавить все компоненты, свежую зелень, сметану. Щи долго и медленно прогревать на небольшом огне, не доводя до кипения, чтобы пропитались грибным и капустным духом.
На 1 кг капусты: 2 небольшие луковицы, 1 крупный лавровый лист, растение корневой или 3 - 4 растения листовой петрушки, 8-10 горошин черного перца, 400 - 500 г грибов, 1 столовую ложку муки, свежей зелени по вкусу, 2 столовые ложки сметаны.

Взять смесь круп (допустим: пшеничная и ячневая, кукурузная или рисовая и пшеничная,
кукурузная и ячневая) для приготовления каши мешанки. Главное, чтобы одна из круп была цельная, а другая (или другие) - дробленые. Натереть на крупной терке овощи, не менее двух видов. На стакан смеси круп - стакан овощей.
На дно посуды уложить треть овощей, на них слой крупы, затем снова слой овощей и так далее, чтобы получилось 3 слоя (овощи - сверху). Залить все горячей подсоленной водой, так, чтобы верхний слой овощей был ею закрыт. Поставить в печь на 6 - 8 мин. Подавать со сметаной.
Фаршированная репа готовится так: очищенную от кожицы репу варить 15 - 20 мин.
Затем чайной ложкой вынуть сердцевину, оставляя цельными дно и стенки. Отдельно сварить густую кашу из манной крупы. Сердцевину репы порубить или мелко нарезать, тушить до готовности, смешать с кашей, посолить (можно добавить сахарный песок, яблоко), заложить смесь в репу. Уложить фаршированную репу в сковороду, посыпать сухарями, смазать маслом (растительным или сливочным) и запекать в духовом шкафу 20 - 25 мин. Репу можно наполнить овощным фаршем из моркови, лука, петрушки, сельдерея, помидоров.
Таким же способом готовится и фаршированная брюква.
Для приготовления рисовых блинов разварить в молоке 400 г риса, протереть сквозь
сито, положить 400 г пшеничной муки, развести молоком не очень жидко, как обыкновенно делают тесто для оладьев, добавить 50 г дрожжей, поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось. Взять 100 г сливочного масла, растереть с 4 желтками. Четыре охлажденных белка взбить в пену. Когда тесто поднимется, выложить в него желтки и белки, посолить, дать еще раз подняться и печь на маленьких сковородах.

Напитки,кисели

Для приготовления хлебного кваса использовать посуду из нержавеющей стали, эмалированную или деревянную (деревянную посуду необходимо выпарить). Ржаной хлеб (2 кг) нарезать, подсушить в духовке или печке до коричневого цвета и положить в приготовленную посуду. Десять литров воды вскипятить, охладить до 90 °С и, залив им сухари, настаивать 10 - 12 час.,затем процедить через марлю (оставшуюся гущу не выжимать). Взять 100 г дрожжей, 3 столовые ложки пшеничной муки, размешать в небольшом количестве оставшейся хлебной гущи и поставить в теплое место, чтобы дрожжи поднялись. Мяту отдельно залить кипятком и прокипятить в течение нескольких минут, процедить и добавить сахар. Поднявшиеся дрожжи и процеженный мятный чай вылить в хлебную жидкость, хорошо перемешать, накрыть салфеткой и оставить в теплом месте до появления густой пены, которую нужно тщательно снять (если пена останется, то разлитый квас начнет сильно бродить). Потом квас осторожно слить, не взболтав осадка, сквозь сито, покрытое полотенцем или марлей, и разлить в бутылки. Бутылки плотно закупорить и положить горизонтально в погреб или холодильник. Квас можно употреблять через 12 час. Вместо мяты можно взять 3 столовые ложки тертого хрена и, в этом случае, - вместо сахара - мед. Мяту можно заменить листьями черной смородины.
Тридцать грамм ревеня, 200 мл воды, 20 г сахара, 1 г дрожжей. Промытый ревень мелко нарезают, заливают водой и доводят до кипения, настаивают 2 - 3 час., процеживают, добавляют разведенные теплой водой дрожжи и сахар и ставят для брожения. Выбродивший квас процеживают, охлаждают.
Восемьдесят грамм рябинового сока, 12 г сахара, 2 г дрожжей, 120 мл воды. В кипящую воду кладут сахар, доводят до кипения, вливают рябиновый сок, охлаждают до комнатной температуры. Затем вводят разведенные теплой кипяченой водой дрожжи и ставят для брожения. Получается рябиновый квас.
Овсяную крупу залить теплой кипяченой водой, оставить на сутки. Процедить, отжать.
Варить с солью по вкусу, пока масса не загустеет. Разлить в мелкие сосуды, поставить на холод. Застывший овсяный кисель разрезать на порции, полить луковым соусом (репчатый лук обжарить на растительном масле, также охладить.

Церковный пост, включающий в себя строгое ограничение в пище, является добровольным, духовным действием. Религиозный человек не ставит перед собой лечебные или меркантильные цели. Его диета не связана с вынужденной бедностью или неизбежной старостью. Главный принцип поста – воздержание во всем. Это касается мыслей, сексуальной сферы и пищи.

Разберемся во всех аспектах церковной диеты с целью определения ее пользы, целесообразности применения и возможного ущерба для здоровья.

Традиция вкушения определенных продуктов в те или иные временные периоды сложилась в христианстве не сразу. На это понадобились столетия. Духовная суть поста целиком взята из иудейского понимания ограничений, но дополнена и усложнена в церковных предписаниях новыми многочисленными введениями.

В православии сложилась целая система так называемых малых и больших воздержаний:

  • повсеместный (многодневный пост);
  • однодневный;
  • малый (постные дни в среду и пятницу).

Кроме вышеперечисленных постов установлена также традиция общего церковного воздержания и в частном порядке, по обету, при послушании или во имя определенной цели.

Пост или говение означает запрет на скоромную пищу (мясомолочные продукты). В некоторые дни разрешено употребление рыбы, но принцип распределения неясен.

Строгий пост – запрет на любое мясо, на пищу горячего приготовления и даже на растительном масле. Разрешаются хлеб, фрукты, овощи, компоты, воды.

Малый по средам и пятницам. Под систему питания в эти дни установлена идеологическая база – предание Господа и его распятие его в эти дни.

Церковная диета по строгости:

  • дозволены рыбные продукты;
  • разрешается приготовленная на постном масле пища;
  • горячая пища (запрет на масло);
  • сухая пища;
  • полный запрет на пищу.

Три составляющие церковного поста

Речь идет о строго установленном времени, количестве и качестве употребляемых продуктов питания.

Время

Традиция опирается на Ветхий Завет. Пост начинается с восхода солнца и завершается с закатом. Но возможен и свой вариант в силу определенных причин, например по состоянию здоровья, или исходя из рабочего расписания.

Количественный показатель

Не существует конкретных количественных параметров вкушаемой пищи, но все подчинено правилу – строгая умеренность. Еда – фактор поддержания сил, а не удовольствия и пресыщения. Позволительно есть столько, сколько необходимо для придания сил во время работы.

Качество пищи

Существуют строгие каноны для рьяных приверженцев православия. Относительно остальных мирян нет единомыслия. Разногласия касаются выбора рыбы, потребления молока, сухоядения. Многие верующие решают этот вопрос у своих духовников или по книгам авторитетов церкви.

Церковная диета. Духовный аспект

Необходимо понимание того, что церковная диета имеет свою специфику, и она не вписывается в привычные рамки диетологии. Человек веры черпает силы в духовной практике, а телесные ограничения – дело второстепенное. В самой церкви хорошо понимают опасность церковного поста для неподготовленных неофитов. Сначала должна культивироваться молитва, покаяние, должна формулироваться четкая аргументация и мотивация, затем практиковаться ограничение.

Если обычная диета является уже самоцелью, то с церковным постом дело обстоит гораздо сложнее. В православии пост не рассматривается, как диета, но как часть осуществления некого духовного плана усовершенствования.

Объясняет реабилитолог В.В. Луцкой (Медцентр доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского)

Великий пост церковными служителями рассматривается, как период трансформации душевных и телесных проблем в позитивный аспект. Медицина использует такое видение в своих меркантильных целях, обращая наше внимание на необходимость содержания тела в разумных рамках расходования энергии и восстановление здоровья.

Интересно в этом плане ознакомиться с мнением реабилитолога и специалиста по лечебным тренажерным устройствам Валентина Викторовича Луцкого, работающего в Киевском центре доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского.

Как человек, накопивший огромный опыт в оздоровлении спортсменов силовых видов спорта и практикующий здоровый образ жизни, христианин по убеждениям Валентин Викторович имеет четкое представление о связи диеты и духовного очищения.

Он подчеркивает, что самочувствие человека напрямую зависит от мировоззрения и жизнедеятельности. Для заинтересованных лиц им была разработана специальная программа питания, которую можно корректировать в индивидуальном порядке. Луцкой обращает внимание на излишнее ублажение тела, переедание, пьянство и большие промежутки между приемами пищи, советует кушать часто и пить много родниковой воды (до трех литров в день)

Кроме этого необходимо:

Особенностью лечебных мер от Валентина Викторовича является практическое внедрение многовековых наработок из церковных постов, которые он повсеместно пропагандирует.

Основания для такой системы питания:

  • отдых пищеварительной системы от тяжелых видов пищи;
  • восстановление сил;
  • очищение организма.

Реабилитолог утверждает, что постные продукты продлевают жизнь, помогают избавиться от негативных эмоций, планомерно уничтожающих нервную систему человека и его тело. От себя добавим – при условии мощной мотивации и стопроцентного настроя на результат.

Чтобы иметь физические силы для такого испытания, сначала необходимо накопить силы духовные.

До революции в России, церковные посты соблюдались очень строго, что, по мнению Луцкого, отражалось на здоровье нации. Росту, крепости и выдержке русских мужиков и женщин завидовали даже иностранцы.

Питание должно соответствовать принципам рациональности.

Для организма необходим строительный материла – белок.

Позаботьтесь о наличии в доме растительных белков:

  • фасоль, чечевица, горох, орехи и т. д.
  • кедровое, льняное, тыквенное масло;
  • злаковые культуры:
  • морепродукты;
  • квашеная капуста, огурцы;
  • продукты из меда.

Вегетарианство или сыроедение – добровольный выбор немногих людей. Это в большей степени нелегкий духовный путь, а не рацион питания. Глупо и вредно перенастраивать организм без основательной мировоззренческой базы.

Примите решение об отказе приема пищи после 18:00 – вы обезопасите свой ЖКТ от гнилостных процессов. Из алкогольных напитков безвредными для вас окажутся только хорошие красные вина. Но не больше 50-ти грамм. Именно такая доза стимулирует функциональность желудка.

Избавиться от вкусовой зависимости помогает голодание от одного до трех дней. Но сначала следует с помощью слабительного очистить кишечную систему.

Правильное завершение поста

Здесь ключиком служит все та же умеренность. Скоромная пища после поста – серьезный удар по организму. Для «запуска» ферментов в переходный период добавьте к своему столу:

  • хрен;
  • горчицу;
  • перец;
  • чеснок и лук.

Добавляйте в рацион питания мясо, молоко и другие продукты постепенно и небольшими порциями.

Современная наука о православном посте

Среди диетологов по поводу церковного поста не сложилось единого мнения. Некоторые из них подчеркивают положительный момент его полезности и безопасности, советуя пост в качестве удачной альтернативы современным диетам. Основание – проверенная веками практика.

Временные переходы от потребления мяса до чисто растительных компонентов помогают организму избавиться от холестерина, токсических и канцерогенных веществ.

В постных продуктах питания ряд антиоксидантов «настраивают» сердечнососудистую систему и опорно-двигательный аппарат на «разгрузку», приводя заодно в порядок и психику.

В этом отношении способствует и сезонный характер диет. Весной организм пытается перейти на летний режим работы ЖКТ, а осенью – на зимний. Важно ему в это время оказать посильную помощь.

Пост – это возможность до минимума снизить нагрузку на желудок и обновить его слизистую оболочку.

Недавно западными учеными был выявлен в мясе и молоке токсин, накопление которого провоцирует возникновение онкологических образований. Голодание или строгая диета – доступный каждому желающему путь избавления от этой опасности.

Справка. Исследования ученых университета г. Милан (Италия)
Растительные белки снижают уровень холестерина. Что касается белков животного происхождения, ученым в течение последних лет изысканий удалось обнаружить прямую зависимость между злокачественными новообразованиями толстой кишки, матки и грудных желез и повышенным потреблением мяса и молока.

Причина этому – появление токсинов в результате переваривания пищи, так как пищеварительная система человека не адаптирована под большое количество животного белка. У человека кишечник имеет длинные размеры, потому мясная и молочная пища, слишком долго находящаяся в ЖКТ, образует при длительном нахождении токсины. Организм человека не в состоянии продуктивно вывести продукты распада животных белков.

Следствие: откладывание шлаков в организме, развитие злокачественных патологий, подагры, артрита, нарушение работы почек.

В церковном ежегодном календаре прописано 200 дней ограниченного питания. Это достаточно большой срок без мяса и молочных продуктов, серьезная возможность снижения риска развития тяжелых заболеваний.

Особенности пищевой пирамиды

Отказ от целого ряда продуктов питания во время длительных религиозных постов выглядит пугающим только на первый взгляд. Продукты, от которых отказывается постящийся верующий, не являются базовыми и крайне необходимыми.

Необходимые для организма продукты:

  • вода;
  • большинство фруктов и овощей;
  • цельные зерна;
  • разные виды орехов;
  • масло из растений;
  • бобовые культуры.

Непривычность каждодневного поедания такой пищи обусловлена факторами традиции, культуры и современных технологий, но не особенностями физиологии.

Что говорит диетология о церковном посте

Если суть духовного укрепления во время церковного поста не вызывает вопросов, то проблематику физиологии и состояния организма нам следует уточнить.

О Великом посте диетолог Ковальков, например, в своей статье «Диета и пост - вместе или врозь?» говорит, как о позитивном факторе отдыха от нагрузок на ЖКТ. В то же время он настаивает на консультациях не только с духовниками, но и врачами, чтобы избежать необратимых изменений в организме.

  • кормящим и беременным женщинам;
  • детям;
  • людям с большим перечнем заболеваний, включая и психические недуги.

Но, во всем необходим разумный подход.

Например, многие пациенты вопросы соблюдения поста решают только со священнослужителями, что в корне неправильно. По поводу любой диеты необходимо обращаться сначала к врачевателю тела. Если послабление в ограниченном питании от духовника получить трудно, то медики будут на них даже настаивать.

Важным фактором также является учет необходимости выполнения во время поста домашних и рабочих обязанностей.

Пост перед Светлым Христовым Воскресением

Подготовку к этому празднику назвать легкой трудно. Речь идет о центральном и самом значимом воздержании за весь год. Добавьте к этому весенний авитаминоз и сделайте выводы.

Пост длится семь недель в марте и апреле. Конечно, он может оказаться очень полезным, если его соблюдать правильно. Но именно с этим у большинства верующих проблема.

Исключение из рациона питания животных жиров и мяса позволяют хорошо подготовиться организму к преобладанию растительных продуктов в летне-осеннее время. Ему необходим определенный настрой на переваривание и усваивание витаминов из натуральной растительной пищи.

Наука указывает на установленный факт –

снижение показателя калорийности до 40% повышает жизненную мотивацию и продлевает функциональность всех органов и систем человека.

Церковный устав и кулинарные особенности

Ограничения довольно серьезные.

Речь идет о серии предписаний и запретов:

  • Один прием пищи в сутки в будние дни.
  • Отказ от так называемых скоромных продуктов, в некоторые дни – от всех видов растительного масла, рыбы и винных изделий.
  • Суббота и воскресенье – разрешение на два приема пищи, на масле из растений и небольшое количество вина (в Страстную неделю разрешение отменяется).
  • Два рыбных дня (в праздники – Благовещения и Вербного воскресенья) и день рыбной икры в Лазареву субботу.

Пик строгости церковной диеты приходится на начало и окончание поста.

Голодание предписано в первый и второй день первой недели и последней недели. Страстная неделя – время сухоядения.

Пост. Строгие правила не для всех!

Не все готовы умственно, душевно и физически осилить такой трудный пост. Церковь настаивает на том, что эти правила прописаны только для самых стойких верующих, берущих на себя тяжкое бремя испытаний для духовного роста. Фактически, это ориентир, а не обязательный рубеж постижения Бога. Браться всем без длительной подготовки за выполнение всех строжайших диетически норм неразумно и опасно для организма. К такому воздержанию привычны монахи, но не обычные люди, привыкшие к благам цивилизации.

Врачи подтвердят факты огромного наплыва больных после пасхальных праздников – люди не умеют грамотно завершать диету.

Для детей и больных людей предписан облегченный вид поста, с упором на молитву и упорядочение мыслей. Отцы церкви настаивают на определении своих сил и степени возможного усердия, чтобы воздержание не было в тягость, но приносило радость и помогало смотреть на мир удивленными глазами ребенка.

Меню и пост. Учимся готовить постную пищу

Главная проблема составления меню в постные дни – избежать однообразности, из небольшого перечня продуктов создать впечатление изобилия.

Напоминаем – под запретом остаются все производные от молока, мясо, яйца, жиры животного происхождения и рыба (кроме нескольких дней). Но даже из разрешенных продуктов умелая хозяйка легко приготовит питательный и вкусный обед.

В постный рацион входят:

  • разнообразные соления;
  • тушеные и вареные овощи;
  • каши;
  • салаты;
  • фрукты, ягоды, овощи;
  • орехи, семена, грибы и т. д.

В этот период есть смысл потренироваться в приготовлении самых разнообразных супов и зеленых борщей, с грибами, овощами, но без мяса.

Для салатов, которые стали важной частью стола, подойдет заправка кукурузным, оливковым, льняным маслом, яблочным уксусом, соком лимона или просто щепоткой соли.

Всем известна универсальность обычного картофеля, который можно сделать основой для целого перечня постных блюд. Добавьте к вареной или тушеной картошке любимые вами овощи в свежем, тушеном, маринованном, соленом, запеченном виде. Пожарьте грибы, приукрасьте зелеными листьями салат. Сделайте пост праздником гармонии и всеобщей радости.

Не забудьте о горохе, фасоли и чечевице. Вместе с ними ваш организм получит в достатке полноценный вид растительного белка, призванного на время заменить аналогичный из животной пищи.

Через день готовьте блюда из муки, но без яиц. Во время поста вы можете научиться делать настоящие итальянские спагетти или макароны.

Определите сами для себя полезность поста

Каждый человек является главным действующим лицом в своей жизни. Никто лучше вас не знает ваши запросы и недостатки.

В системах питания можно запутаться, но они до сих пор не решили проблему ожирения в мире. Мало того – тысячи женщин и мужчин в мире, в гонке за гармонией и красотой теряют остатки своего здоровья.

Почему так случается?

Для того чтобы определить степень полезности любой диетической схемы или религиозного питания, достаточно знать основные признаки, указывающие на опасные симптомы.

Берегитесь чувства голода

Чувствуете сильный голод?

Это верный сигнал того, что вы не на правильном пути. Но и тут существуют тонкости. Оказывается, есть разные виды голода. Например, здоровое ощущение голодания, предвкушение перед хорошим обедом. Или нестерпимый голод, валящий с ног, сопровождаемый сильным раздражением и головной болью. Организм человека предупреждает, что продолжать в таком духе крайне нежелательно. Прекращайте диету.

Признак естественной безвредной диеты – ограниченный аппетит. Кушать хочется, но немного.

Как этого добиться?

Только частыми приемами пищи, которые не исключают возможность быстро проголодаться.

Бойтесь запретов

Методика проста – берете список запрещенных к употреблению продуктов и смотрите количество запретной пищи. Сейчас модны диеты с полным запретом фруктов и овощей, углеводов, мясных продуктов.

Это означает колоссальный стресс для вашего организма. Выдержать такую диету по силе далеко не каждому. И надо ли? Советуйтесь с врачом. Перечень креативных монодиет с одной стороны дают конечный результат, но какой ценой?

Вызывают вопросы и временные ограничения. Если вы работаете до полуночи, а вам предлагают воздержание в пище после шести часов вечера, то принесет ли она вам пользу? Не лучше ли ориентироваться на двух, трех часах до сна.

Все это говорит о чрезвычайно важности индивидуального подхода и разумного выбора при ориентации на запросы организма и умеренном их возмещении.

Избегайте радикализма в диетологии

Посмотрим на это с научной точки зрения. Организм подвергнется голоду, к которому он не привык. Это для него мощный стресс и негативные последствия, которые придется устранять. После быстрого похудения не выкидывайте одежду больших размеров. Она вам очень скоро понадобится снова.

По мнению известного диетолога М. Гинзбурга, голодание приводит к заболеванию гастритами, образованию язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, желчнокаменной и мочекаменной болезни, значительному снижению иммунитета и повышению риска инфицирования.

Модные системы питания. Собирайте всю доступную информацию

Задумайтесь, речь идет о реальном риске для вас!

Узнайте – есть ли базовые данные о влиянии избранной вами диеты на обмен веществ, на органы и системы организма, включая и психологический аспект?

Посты и диеты. Будьте благоразумны

Абсурдность некоторых диетических схем питания не поддается описанию. Бойтесь красивых названий, призванных включить вашу эмоциональность и выключить умственные способности. Инфантилизм последователей конфетных, шоколадных, ромовых, цветочных диет не может не вызывать улыбки у специалиста.

История болезни. Рассказывает практикующий врач . Пациентка, молодая женщина. Практиковала сыроедение в течение семи лет. К сожалению, вынужден признать, дефицит витамина В12 подтвержден в результате комплексного исследования. При этом, обращаю внимание – в течение шести лет она чувствовала себя прекрасно и всем рекламировала такой способ питания. Через шесть лет выставлен диагноз – мегобластная анемия, тяжелая форма. Состояние – оставляет желать лучшего. Анемия в такой форме и с такими показателями – это диагноз серьезный.

Организм испытывал острую нехватку:

  • железа;
  • вит. В12;
  • и В9 (фолиевой кислоты).

Справка . Фолиевая кислота не может полноценно усвоиться организмом без наличия необходимого количества витамина В12.

Симптоматика у пациентки:

  • Разрушение слизистых оболочек с появлением язв во рту, малиново-красный язык («ошпаренный»).
  • Увеличение лимфоузлов.
  • Язвочки в гортани и кишечнике.
  • Язва желудка.

Жалобы: болит все тело и все органы, каждый день стул с примесью крови, сильная слабость, головные доли, скачки давления, потери сознания.

Восстановление идет медленно, организм остро нуждается в нормальном уровне железа и витаминах, но назначение больших доз – опасно, так как высокая дозировка – токсична.

Почему так произошло? Вегетарианское питание и сыроедение подходит не всем, кроме того, необходимо учитывать, что женщины ежемесячно теряют кровь во время менструации. Тем, кто решился быть вегетарианцем, во-первых, необходимо пройти серьезное комплексное исследование, во-вторых, даже в случае здоровья организма в целом, регулярно сдавать лабораторные анализы. При нехватке витаминов и микроэлементов, в случае продолжение вегетарианской системы питания или сыроедения (если позволяет врач), начать прием витаминно-минеральных комплексов (опять же по назначению специалиста).

Причины прекращения диеты

Назовем три основные:

  • Ощущение недомогания – слабость, позже сухость кожного покрова, нарушение структуры ногтей, выпадающие волосы. Симптоматика говорит о начавшемся авитаминозе и недостатке некоторых минеральных веществ.
  • Нарушение умственной деятельности. Ухудшение настроения, приступы депрессии, раздражительность, агрессивная реакция на людей и окружающую действительность, нарушение сна. Симптоматика голодания головного мозга.
  • Неожиданное желание употребления определенного продукта, ранее не характерное для вас. Симптоматика нехватки некоторых витаминов и микроэлементов.

Вышеперечисленные случаи являются серьезным основанием для немедленного прекращения диеты или поста и визита к врачу для выяснения причины проявления специфической симптоматики и определения мер ликвидации прямой угрозы здоровью.

Дорогие посетители сайта Фармамир. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...