Стереотипы финансового поведения и их последствия. Стереотипы поведения российских коммерческих банков в период финансового кризиса. Распознайте негативные эффекты стереотипов

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».

Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.

Стереотипы могут быть:

  • позитивные;
  • негативные;
  • точные;
  • приблизительные;
  • нейтральные;
  • чрезмерно обобщенные;
  • чрезмерно упрощенные;

Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности. Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу ) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.

При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.

Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать. Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.

От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.

Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.

Функции и роль стереотипирования

Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.

Связь между когнитивными и социальными функциями

Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.

Когнитивные функции

Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.

Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.

  • Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
  • Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
  • В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
  • Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.

Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.

Социальные функции: социальная классификация

Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:

  • Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
  • Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
  • Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.

Социальные функции: социальное влияние и консенсус

Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.

Стереотипы поведения

Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:

  • На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
  • Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
  • Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.

Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.

Как избавиться от стереотипов

Знать о своих стереотипах

Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.

Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.

Распознайте негативные эффекты стереотипов

Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:

  • Финансовая сфера.
  • Социальная сфера.
  • Психическое здоровье.

К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?

Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.

Снизьте свою самооценку

Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.

Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.

Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов

Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?

Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.

Желаем вам удачи!

Совет №1. Фиксируйте, на что и сколько вы тратите деньги

Можно вести учет личных финансов вручную или использовать приложение на смартфоне, однако немногие люди занимаются этим всерьез.

Мнение психолога:

Люди часто хотят жить в иллюзии своего богатства и не хотят сталкиваться с реальностью, видеть, как же они на самом деле распоряжаются своими финансами. В каждом человеке живет ребенок, который хочет верить в волшебство и открывать карман, в котором всегда есть деньги. Если начать считать, то может получиться так, что зарплаты хватит на неделю, и эту проблему необходимо как-то решать. По сути, такое поведение детское. Для того чтобы начать его менять, можно пробовать те же игровые техники: заинтересовать своего внутреннего ребенка новым красивым приложением финансового учета или сделать удобную таблицу расходов, которую можно ярко разукрасить.

Совет №2. Откладывайте понемногу, но постоянно

Что может быть проще, чем откладывать по 1-2 рубля в день в копилку? Существенной разницы в уровне жизни не будет, но через месяц-другой вы уже сможете сделать относительно крупную покупку или подарок близкому человеку. Тем не менее, многие люди сталкиваются с проблемой практически полного отсутствия накоплений.

Мнение психолога:

Есть такое понятие: горизонт планирования. Взрослый человек имеет планы на год или несколько лет и понимает, что сегодня он работает ради благополучия в обозримом будущем. У ребенка же есть только одно время - «сейчас», нет ни прошлого, ни будущего, для него все остальное не важно. Если вы спросите ребенка «Зачем ты это делаешь?», то он просто не поймет вашего вопроса. В повседневной жизни «внутренний ребенок» бунтует и говорит «внутреннему взрослому», что нет смысла копить, ведь есть сегодня, и можно потратить эти деньги. Вариант решения проблемы - купить понравившуюся копилку и превратить процесс накопления в игру.

Совет №3. Ищите товары со скидкой

Искать выгодные предложения на рынке и пользоваться ими - это отличная практика, которая экономит бюджет. Разумно также приобретать товары, которые не нанесут серьезного урона вашему кошельку. При этом часто встречаются люди, которые покупают топовые смартфоны в кредит на 2 года с двойной переплатой, но не считают нужным брать товары в супермаркете со скидкой. В чем же дело?

Мнение психолога:

В этом случае у человека может работать установка «Богатые люди не покупают дешевых вещей» . По-настоящему состоятельные люди не думают, дорого они покупают или дешево, они смотрят на удобство и удовлетворение своих потребностей. Когда же человек думает, что «скидки для нищих», а я хочу чувствовать себя крутым и для этого куплю сумку Prada, то это говорит о низкой самооценке и нереализованности в жизни. По этому поводу у меня был личный пример из жизни: во времена работы курьером я приезжал с товаром и в особняки, и в хрущевки. Богатые люди всегда интересовались специальными предложениями и рассчитывались четко по чеку, а обычные покупатели никогда не просили скидок и практически всегда давали «на чай». Это было их способом почувствовать свое богатство, хоть и ненадолго.


Совет №4. Исключите импульсивные покупки

Об осознанном подходе к принятию решений, связанных с приобретением вещей, говорят множество тренеров по финансовой грамотности, однако на практике все не так просто. Первая секунда - у нас на карте приличная сумма денег, следующий кадр - денег уже совсем немного, а в руках дорогие билеты на концерт, брендовая куртка или просто гора шоколада.

Мнение психолога:

Каждый человек является уже сформировавшейся системой, в том числе финансовой. Если вы привыкли жить на 300 рублей в месяц, то вы знаете, какие продукты покупать, куда ходить стричься и как провести субботний вечер. А что происходит, когда денег становится больше? Человек бессознательно испытывает тревогу, ведь его система подвергается риску и, если не включить сознательное решение этой задачи, то психика решит ее просто - убедит в том, что вам жизненно необходимы седьмые джинсы. Инструментом для работы с бессознательным может стать обычное планирование: распишите на листе бумаги список полезных и важных вещей, на которые вы потратите первые свободные деньги .

Совет №5. Будьте готовы к переменам

Движение - это жизнь. Это правило работает не только в отношении здоровья, но и в отношении личных финансов. Стремиться к большему — это хорошо и правильно. Но почему тогда количество активных людей намного меньше, чем количество инертных личностей, которые готовы работать на низкооплачиваемой месте долгое время и не предпринимать никаких действий? Очевидно, что перемены многим даются тяжело.

Мнение психолога:

Начать менять свою жизнь и выйти из привычного уклада очень непросто. Это связано с понятием «зоны комфорта», когда человек чувствует себя безопасно на той же неперспективной работе с низким заработком, но с уже знакомым коллективом и начальством. Пойти на повышение или сменить сферу деятельности — это серьезный стресс, но при понимании целесообразности такого поступка и готовности развиваться человек сможет расширить свою «зону комфорта» и улучшить свое материальное положение.

Главный вопрос: как раз и навсегда решить свои финансовые проблемы?

Кому-то для того, чтобы бросить курить или начать зарабатывать деньги, достаточно послушать несколько лекций или прочитать хорошую книгу. Если вы хотите улучшить свое финансовое положение, то ищите релевантную информацию, инструменты и действуйте. Однако, если после всего этого вы по-прежнему думаете, что нужно еще больше поучиться или находите любую другую причину бездействовать, то это свидетельствует о том, что реальной готовности решать проблему нет. Вероятнее всего, вам мешают различные страхи и установки. Как работать с ними? Это уже вопрос не финансов, а личностного роста, и тема для отдельного разговора.

Под финансовым поведением понимается деятельность по мобилизации и использованию денежных ресурсов. Элементами финансового поведения являются сбережения, кредиты, инвестиции, страхование.

Обычно выделяются 2 вида финансового поведения: позитивное (сберегательное, рациональное) и негативное (нерациональное).

Что же отличает людей с рациональным и нерациональным финансовым поведением? И к чему может привести нерациональное отношение к деньгам?

Для людей с негативным (нерациональным) поведением характерно:

  • тратить все заработанные денежные средства на текущее потребление
  • не иметь финансового резерва и накоплений
  • избегать задач, связанных с управлением деньгами и/или откладывать их в «долгий ящик»
  • не иметь финансового плана и финансовой стратегии
  • при увеличении доходов пропорционально увеличивать расходы
  • нерациональные потребительские кредиты и кредитные карты. Это значит брать кредиты, когда нет уверенности, что данное действие в будущем даст положительный денежный поток с учетом расходов на обслуживание кредита. Например, взять кредит на покупку автомобиля и вести на нем предпринимательскую деятельность, которая принесет доходы выше расходов на обслуживание кредита (при этом есть бизнес-план) – это рациональное поведение. Использование кредитных карт для того, чтобы закрыть «дыру в бюджете» — это нерациональное поведение
  • не искать возможности съэкономить и оптимизировать расходы
  • не использовать инвестиционные возможности и не инвестировать
  • не вести учет доходов и расходов

Что ожидает в будущем людей с нерациональным поведением?

Смогут ли они обеспечить себе и своей семье финансовую независимость?

Создать накопления для выхода на заслуженный отдых?

Обеспечить достойный уровень жизни в золотые годы?

Дать хорошее образование своим детям?

Помогать финансово своим родителям?

Характерны ли для Вас названные черты поведения?

Очевидно, что люди с нерациональным поведением, не имеющие финансового плана, имеют мало шансов на обретение финансового благополучия. В то время, как осознанный подход к планированию личных финансов, контроль личных денежных потоков, повышение финансовой грамотности, наличие финансового плана, которые характерны для людей с рациональным финансовым поведением, существенно повышают шансы на достижения своих финансовых задач.

28,8 млн. рублей пройдет через наш личный бюджет в среднем за 30 лет активной трудовой жизни при средней зарплате в 80 000 рублей в месяц. Как правило, минимум 10 % от него не будет потрачено на личное потребление и сможет быть направлено на реализацию финансовых целей, то есть минимум 2,8 млн. рублей.

И только Вы сами можете решить, приумножите ли Вы свои стартовые возможности в 2-3 раза для каких-то важных целей, таких как приобретение комфортного жилья, образование детей, достойное пенсионное обеспечение.

Под финансовым поведением понимаются многообразные внешние проявления деятельности по использованию денег, ориентированных на достижение различных целей, в контексте формальных и неформальных правил и социальных отношений. Таким образом, область финансового поведения, в отличие от социологических теорий денег, предполагает анализ действий людей в конкретных социокультурных контекстах, включая их мотивацию и смыслы, обусловленные принадлежностью к группам, социальными ролями, статусами, характером связей, уровнем культуры и т.д.

Финансовое поведение исторически конкретно и изменчиво. Оно сопряжено с многообразными установками в отношении денег, сложившимися в различных социальных контекстах, порожденных мифами и предрассудками, обычаями и привычками людей. Его мотивы не всегда соответствуют критерию рациональности как определяемому деньгами свойству культуры, напротив, наблюдаемые действия людей в отношении денег нередко носят иррациональный, аффективный характер. Также реальное финансовое поведение не всегда характеризуется методичностью и точностью, нередко принимает формы спонтанных, панических действий.

Важнейшим аспектом анализа финансового поведения является выявление его типов в зависимости от мотивации и характера действий, составляющих его основу. Для анализа мотивационной составляющей финансового поведения можно использовать выделенные М. Вебером "идеальные типы" социального действия, с помощью которых раскрываются смыслы управления деньгами в повседневной жизни людей. При этом надо иметь в виду, что данная классификация представляет лишь "идеальные типы" финансового поведения, которые 1) в чистом виде не встречаются в реальной жизни; 2) всегда находятся в сложной динамике, взаимно перестраиваясь и перетекая один в другой. Динамика типов финансового поведения отражает трансформации как экономической и социокультурной ситуации, так и индивидуальных жизненных ситуаций индивидов и групп.

Рациональный тип финансового поведения предполагает в своей основе ценностнорациональное действие и "базируется на строгом учете баланса доходов и расходов, на соответствующей ему калькуляции трат и накоплений". Рациональное поведение ориентировано на подбор наиболее эффективных средств достижения целей, предполагает минимизацию рисков при максимизации прибыли. Целями рационального финансового поведения может быть как сохранение и накопление ресурсов, так и их преумножение, инвестирование, а также и траты. Основой рационального финансового поведения является методичность, точность, калькуляция, ориентация на недопущение превышения расходов над доходами и минимизацию случайных потерь. Рациональное финансовое поведение предполагает свободу принятия самостоятельных решений, а также достаточный уровень информированности и квалификации акторов.

Ценностноориентированный тип финансового поведения опирается на ценностнорациональные действия, направленные на реализацию этических, идейных, духовных ценностей. Такое поведение характеризуется альтруизмом, основанным на соблюдении моральных норм, солидарности с социальным окружением, использовании денег для поддержания и укрепления групповой принадлежности и идентичности. Примерами ценностноориентированного финансового поведения являются благотворительные пожертвования, меценатство, безвозмездная поддержка родственников и близких людей, передача денег на религиозные нужды и т.д. Оно мотивировано не утилитарным расчетом, а социальными нормами и нравственными и духовными ценностями.

Рациональное и ценностноориентированное поведение можно разделить и аналитически противопоставить на основе использования моделей "экономический человек" и "социологический человек", однако, как уже отмечалось, современная наука пользуется не столько их жесткой дихотомией, сколько анализом переходных, промежуточных форм, находящихся в континууме между двумя полярными типами.

Традиционное действие формирует и традиционное финансовое поведение, предполагающее воспроизведение устойчивых стереотипов обращения с деньгами, усвоенных в процессе социализации. В его основе лежит повседневный здравый смысл, сопряженный с эмпирически обоснованной "практической" (в терминологии М. Вебера) рациональностью как способностью просчитывать непосредственные последствия своих действий, но не выходящий за рамки привычных целей и средств их достижения. Традиционное финансовое поведение тесно связано с рациональным, однако предполагает и включение альтруистических действий, если таковые входят в устойчивые правила, например, дарение подарков близким, участие в совместных тратах на общественные нужды, пожертвования в церкви, милостыня и т.п.

Аффективные действия в отношении денег обусловливает аффективное финансовое поведение, в основе которого лежат необдуманные, подчиненные эмоциональным порывам траты, или, напротив, отказ от трат. Его разновидностью можно признать действия азартных игроков, ориентированные на максимальный выигрыш без каких-либо страховых гарантий; интуитивные, до конца не просчитанные вложения денег; панические действия, совершаемые под влиянием спонтанных массовых настроений, распространения слухов и т.п. В основе аффективного финансового поведения могут лежать как эмоциональные установки в отношении самих денег – скупость, страстная алчность в их приобретении, так и аффекты, обусловленные другими переживаниями, например страхом перед политической нестабильностью.

Исследователи выделяют и более редкие модели финансового поведения, например, сознательно-дисфункциональное, основанное на абсолютизации или, напротив, на сознательном игнорировании объективных функций денег и правил обращения с ними. Устойчиво некомпетентные модели появляются при отсутствии навыков обращения с деньгами и финансовыми инструментами, присущи молодежи, старикам и т.п.

Общая типология финансового поведения на уровне практического управления денежными средствами для достижения конкретных жизненных целей выражается в стратегиях нескольких видов, среди которых принято выделять;

  • потребительскую стратегию – траты на текущие нужды как повседневного характера (покупка продуктов питания, одежды и т.д.), так и траты, связанные с приобретением предметов длительного пользования; траты социального назначения (подарки, взносы, благотворительность и т.д.); траты, связанные с реализацией жизненных стратегий и планов (оплата образования, саморазвитие), с лечением и поддержанием здоровья, с развлечениями и т.д. К потреблению относятся и необходимые выплаты налогов, процентов по кредитам и т.д.;
  • кредитно-заемную стратегию – кредиты (потребительские и целевые, например, на образование) и неинституциональные долги, беспроцентные или предполагающие выплату процентов. Кредиты и долги составляют пассив бюджетов домохозяйств;
  • сберегательную стратегию – сохранение денег с определенными целями, например для будущего потребления, осуществления в будущем крупных покупок, реализации жизненных планов (на образование детей) и т.д. В условиях недоверия к деньгам сбережения могут осуществляться в натуральных формах сокровищ (драгоценности), тех предметов, которые рассматриваются в качестве "вечных ценностей" – антиквариата, произведений искусства, недвижимости и т.д. Сберегательное поведение может проявляться в формах целенаправленного откладывания определенных сумм или просто сохранения не потребленных остатков доходов, иметь планируемый, регулярный или стихийный характер. Размеры сберегаемых сумм могут существенно варьироваться, крупными сбережениями принято считать такие, на которые домохозяйство может просуществовать в течение года, не меняя сложившегося типа потребления и образа жизни;
  • страховую стратегию – разновидность сберегательной, предполагающую откладывание денег не для будущего потребления, а "на черный день", "на всякий случай". Сюда же можно отнести и приобретение разнообразных страховок, учитывая при этом, что при отсутствии страхового случая выплаты страховых премий являются некомпенсируемым расходом;
  • инвестиционную стратегию, которая предполагает рациональное вложение средств в хозяйственную деятельность с целью последующего извлечения прибыли.

Источниками денежных средств могут служить трудовая и предпринимательская деятельность, выплаты и пособия (пенсии, стипендии, алименты), проценты по вкладам и дивиденды, а также доходы из использования имущества, самого по себе представляющего натуральное сбережение, например, сдача в аренду квартиры, дачи, гаража и т.д. Наряду с регулярными поступлениями могут быть случайные и временные, например подарки и пожертвования, наследство, игровое финансовое поведение, связанное с извлечением доходов из биржевой игры, финансовых пирамид, лотерей и т.д.

Таким образом, стратегии финансового поведения, в том числе выбор источников поступления денежных средств, могут иметь активный и пассивный характер. К активным стратегиям относятся зарабатывание и предпринимательство, кредитное и инвестиционное поведение, а к пассивным – социальные и частные выплаты, сберегательно-страховое поведение.

Различные стратегии финансового поведения могут использоваться в комбинациях различного уровня сложности, включать как сберегательно-страховые стратегии, так и инвестирование, и использование кредитов.

Выбор стратегии конкретными акторами, социальными группами является на сегодня одним из основных направлений исследований финансового поведения. Так, одной из наиболее современных активных стратегий является использование кредитов. Эта стратегия получила чрезвычайно высокое распространение в экономически развитых обществах, достигших стадии массового потребления. К ней склонны обеспеченные группы со стабильным финансовым положением и уверенные в завтрашнем дне, рационально планирующие свои финансы. По данным социологов, в современной России кредитные стратегии наиболее распространены среди представителей среднего класса. При этом кредит не является альтернативой сбережениям, а восполняет их недостаточность. Препятствием для расширения использования кредитной стратегии является, с одной стороны, низкий уровень доходов большинства, а с другой – развитость межличностных связей и предпочтение неинституциональных частных долгов банковским кредитам, тем более что в России не принято давать деньги в долг под проценты (лишь 3% кредиторов и 3,5% заемщиков рассказывают о подобной практике). В то же время формируются группы, для которых характерно рисковое кредитное поведение, ориентированное на развитие домохозяйства за счет займов, преимущественно потребительских кредитов. Сбережения у этих групп, в которых преобладает молодежь до 27 лет, незначительны и представляют собой "страховой капитал", который со временем теряется, а долги возрастают, что делает их весьма уязвимыми к внешним факторам – изменениям экономической ситуации, потере работы и т.д.

В начале 2000-х гг. исследователи, признавая в целом пассивность и консерватизм финансового поведения россиян, отмечали преобладание сберегательных стратегий над всеми остальными, за исключением потребительской. В 2013 г. опрос ВЦИОМ показал, что у 2/3 россиян вообще нет сбережений, поскольку все доходы тратятся до конца. У той трети опрошенных, которые заявили о наличии сбережений, преобладают пассивные страховые стратегии ("на черный день"), а не активные инвестиционные.

Подобное отношение к сбережениям можно объяснить, с одной стороны, недоверием к существующим финансовым институтам, к банковской системе, с другой – слабой осведомленностью о возможных инструментах и механизмах управления сбережениями, консерватизмом и традиционностью финансового поведения основных групп населения. Немалую роль в воспроизводстве пассивных стратегий играет негативный опыт 1990-х гг., когда в результате распространения массовых финансовых игр и отсутствия нормативной регуляции, делавшей возможным строительство "финансовых пирамид", некоторые понесли большие и невосполнимые потери. Недоверие к финансовым институтам связано с недоверием к нормативной системе в целом, что заставляет большинство даже обеспеченных и компетентных людей заботиться о сохранении сбережений, а не об их преумножении.

Мышление человека – продукт миллионов лет эволюции, основанной на борьбе за существование. В процессе этой жестокой борьбы совершенствовалась организация мышления, закреплялись и воспроизводились те ее качества, которые обеспечивали выживание человека. Развивалось абстрактно-образное мышление, способное оперировать классами объектов, обогащался понятийный аппарат. Расширение сферы предметно-практической деятельности человека обострило противоречие, связанное с резким увеличением количества объектов внешнего мира, с которыми человек вынужден взаимодействовать, и ограниченностью мыслительных ресурсов, необходимых для этого взаимодействия. Эксперименты психологов свидетельствуют о том, что нормальный человек способен одновременно удерживать в поле активного внимания 7 ± 2 объекта. В действительности же, в непосредственном окружении человека находится, как правило, гораздо большее количество различных объектов. Разрешение данного противоречия оказалось возможным путем качественного развития такой стороны психики человека, как способность строить устойчивые рефлекторные цепочки связей, которые будучи однажды сформированными, в состоянии функционировать по принципу «транслируемый образ на входе – реакция на выходе». Простейшим примером такой устойчивой цепочки рефлексов может служить ходьба человека. Научившись в раннем детстве ходить, человек в дальнейшем уже не акцентирует свое внимание на том, какую ногу и куда ему в данный момент времени нужно переместить, он делает это автоматически. В результате – мыслительная энергия высвобождается для других операций. То же самое происходит, например, при обучении вождению автомобилем, которое вначале кажется таким сложным, а затем становится все более простым и естественным. Подобные устойчивые цепочки рефлекторных действий человека называются динамическими стереотипами.

Однако динамические стереотипы смогли лишь частично разрешить противоречие, связанное с ограниченностью мыслительных ресурсов. С развитием и усложнением социальной структуры в жизнедеятельности людей все большее значение стали играть связи «человек – человек» и все меньшее «человек–природа». Соответственно, неизмеримо возросли энергозатраты мышления на восприятие и обработку информации, исходящей от социальных объектов (других людей, их групп, фактов, явлений общественной жизни и т.д.). Развитие данных процессов обострило на новом качественном уровне проблему ограниченности мыслительных ресурсов человека. Выход из сложившейся проблемной ситуации оказался возможным через совершенствование способности индивидуального мышления к программируемому функционированию. Подобный режим работы мышления связан с формированием, сохранением и воспроизводством программ (алгоритмов, шаблонов) восприятия и оценки социальной информации, предопределяющих поведение индивида в определенных ситуациях. Такие программы получили название социальных стереотипов.

Существуют два основных способа формирования социальных стереотипов. Первый связан с аккумулированием индивидуального опыта и закреплением его в виде устойчивых, обычно эмоционально окрашенных, представлений о социальном объекте или явлении, которые фиксируются в подсознании индивида и детерминируют его образ мышления. Второй связан с более или менее сознательным принятием внешних по отношению к индивиду представлений, которые он усваивает в процессе социализации. Этот процесс разворачивается с раннего детства, когда родители указывают ребенку, с кем можно дружить, а с кем нет. Будучи постоянно зависимым существом (от родителей, от группы, от работодателя, от государства), человек вынужден в той или иной степени добровольно следовать представлениям, характерным для его социального окружения. Распространенность подобной практики приводит к «эффекту стереотипизации» общественного сознания (Соколова Г.Н., 1995), когда определенные идеи, взгляды становятся непререкаемыми и выводятся обществом из сферы критичного осмысления. «Эффект стереотипизации» – закономерное следствие развития массового сознания, однако специфика и последствия его возникновения во многом зависят от того, как развивается социальная система: преимущественно естественным образом в русле действия объективных социально-экономических законов или в условиях централизованного управления, атрибутом которого выступает моноидеология.

«Естественная» среда проявления «эффекта стереотипизации» в большей мере способствует выработке социальных стереотипов, отвечающих действительным интересам членов общества. Эволюционное развитие подобной системы сопровождается постепенной сменой доминирующих стереотипов массового сознания. «Авторитарная» среда проявления «эффекта стереотипизации», в которой, как правило, интерес правящей (политической, экономической) элиты завуалирован под маской «интересов народа», определяет формирование косных, однообразных стереотипов, обусловливающих восприятие социальной действительности по принципу «кто не с нами, тот против нас». Ущербность и опасность такой стереотипизации в полной мере проявляется в условиях общественных трансформаций. Ярким историческим примером здесь может служить распад советской системы хозяйствования. Крушение социалистической моноидеологии породило ценностно-нормативный вакуум в головах людей, которые оказались неспособны самостоятельно вырабатывать программы мышления и поведения при отсутствии «руководящей и направляющей» силы.

Советская социально-экономическая система жестко регламентировала способы хозяйственной деятельности в условиях одной – государственной формы собственности. Человеку навязывался ограниченный набор типов экономического поведения, которые сводились по сути к единственной модели – наемному труду на государство. Исторические формы данной модели варьировали от «крепостного» труда колхозников, прикрепленных к своим хозяйствам, не имевших одно время даже гражданских паспортов и получавших заработную плату натуральными продуктами за пресловутые «трудодни», до «свободного» труда рабочих и служащих, реализовывавших свой профессиональный потенциал в однотипных структурах производственных отношений, сковывавших инициативу и творчество. Данная ситуация проявилась в расхожем стереотипе массового сознания «инициатива наказуема» и нашла свое отражения в результатах республиканских социологических исследований 1991 года, в соответствии с которыми «только 34 % респондентов в полной мере реализовали свои способности в трудовой деятельности, 50 % – не всегда, 10 % – не реализовали, 4 % – затруднились ответить. На вопрос – «Могли бы Вы работать лучше?» – утвердительно ответили до 40 %; вероятно, мог бы – до 50 %; нет – 10 %. Характерно, что ответы на заданный вопрос почти не зависели от того, кого мы опрашивали – рабочих или крестьянство». Трудно даже представить, какой эффект, в том числе экономический, недополучила страна и сколь низкой была эффективность общественного производства.

Казалось бы, проблемная ситуация должна была разрешится с началом перестроечных процессов в советском обществе. Существенно расширился спектр экономических альтернатив, появились условия для развития коллективной и частной форм собственности. Идея, что люди «схватятся» за эти новые возможности, в полной мере реализуют их, обогатив себя и страну, овладела умами и обусловила временный подъем энтузиазма народных масс. Всю иллюзорность этих надежд показала последующая история: распад огромной державы, обострение социальных противоречий, экономический кризис… Общественная практика в очередной раз подтвердила, что экономическое сознание невозможно изменить за исторически короткий промежуток времени, особенно, когда речь идет о сознании, стереотипизированном в условиях авторитарных форм управления и господства официальной моноидеологии. Одно дело, когда люди на словах (или в мыслях) выражают неудовлетворенность отсутствием экономических свобод и недостаточностью условий для своей самореализации и совсем другое – когда они получают эту свободу и вместе с ней ответственность за совершаемые (или не совершаемые) экономические выборы и не знают, что с этим делать.

Экономическое мышление человека, скованное устаревшими стереотипами, оказывается неспособным самостоятельно вырабатывать эффективные модели индивидуального экономического поведения в новых условиях хозяйствования. Следствием этого является противоречивость, несбалансированность, эмоциональная перегруженность мыслительных процессов, результатом которых часто бывает отчуждение человека от «нового» мира, в котором он не может найти себе места. Распространенность подобной ситуации провоцирует социальную ностальгию, по тому времени, когда все было «понятно» и «упорядочено». Такая черта социального настроения обусловливает желание вернуть общество к исходному состоянию. В результате – люди реанимируют и воспроизводят традиционные, дореформенные типы социального, экономического, политического (электорального) поведения. Однако, закономерность общественного развития такова, что невозможно повернуть «колесо истории» вспять. В этих условиях экономическое мышление пытается совместить новые идеи с прежним опытом, вырабатывая непоследовательные, ориентированные на индивидуальную тактику выживания модели экономического поведения.

Проиллюстрируем описанную ситуацию на материалах республиканского социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2001 году. Респондентам было предложено оценить эффективность деятельности государственных органов управления различных уровней. Ответы распределились следующим образом: деятельность местных органов власти считают эффективной 10,1 % опрошенных, неэффективной – 45,4 %, затруднились ответить – 41,5 %; деятельность Совета Министров расценивают как эффективную – 7,0 % респондентов, как неэффективную – 38,0 %, затруднились ответить – 51,7 %; деятельность Национального собрания определили как «эффективную» – 7,8 % респондентов, «неэффективную» – 37,6 %, затруднились ответить – 51,2 %; деятельность Президента страны соответственно – 25,2 %; 34,7 %; 37,8 %. Преобладание отрицательных ответов не удивительно и является закономерным следствием низких оценок, которые респонденты дают социально-экономической ситуации в республике и собственному материальному положению. Только 1,2 % опрошенных оценили материальное положение своей семьи как «очень хорошее», 4,1 % – как «скорее, хорошее», 45,5 % – «среднее», 32,1 % – «скорее, плохое», 11,5 % – «очень плохое», 5,1 % – затруднились ответить. Что касается оценки социально-экономического положения в республике в целом, то здесь распределение ответов еще более смещено в отрицательною область шкалы. Лишь 0,1 % респондентов считают его очень хорошим, 2,1 % – скорее, хорошим, 26,9 % – средним, 36,4 % – скорее, плохим, 20,6 % – очень плохим, 13,5 % затруднились ответить. Причем, 38,2 % опрошенных считают, что положение в республике продолжает ухудшаться (против 4,7 %, полагающих, что оно улучшается).

В чем же респонденты видят выход из сложившейся проблемной ситуации, краткая характеристика которой, по их собственным оценкам, – «плохое социально-экономическое положение и низкая эффективность деятельности государственных органов власти»? 43,8 % видят этот выход, в частности, в «усилении государственного контроля и регулирования». Налицо явное противоречие в экономическом мышлении респондентов, которое продолжает в значительной степени находиться в плену иждивенческих стереотипов. Люди продолжают верить в то, что их социально-экономические проблемы может (и должен) разрешать «добрый барин» в лице государственных органов власти. Не случайно, живой отклик в сердцах респондентов нашел тезис о «переходе к адресной системе социальной поддержки разных категорий населения». Широта формулировки спровоцировала самоидентификацию опрашиваемых с представителями этих самых «разных категорий», ожидающих поддержку от государства, и обусловила их ответы: 50,5 % респондентов высказали мнение, что реализация данного тезиса положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике. Приведем еще один пример непоследовательности экономического мышления, которое декларирует абстрактные лозунги и вместе с тем не принимает программы, которые могли бы способствовать реализации провозглашаемых идей. Так, 60,0 % респондентов позитивно оценивают лозунг «Обеспечение равных условий для развития всех форм собственности», но только 30,2 % считают, что приватизация государственной собственности положительно повлияет на развитие социально-экономической ситуации в республике.

Выявленная противоречивость и непоследовательность экономического мышления респондентов обусловливает соответствующую типологию их экономического поведения. На вопрос «Какого подхода Вы придерживаетесь в решении Ваших материальных проблем?» 34,7 % респондентов ответили, что они пытаются повысить свой доход всеми возможными способами, 40,8 % – снижают уровень своих потребностей (хуже питаются, хуже одеваются, не отдыхают, не лечатся), 11,7 % – ничего не предпринимают (пытаются забыться, отвлечься от проблем), 12,8 % – высказались иначе. Как видно из полученных ответов, более половины опрошенных являются носителями пассивного типа экономического поведения. Только около 1/3 респондентов адаптировались к новым, рыночным условиям хозяйствования и реализуют активный тип экономического поведения. И эту картину мы наблюдаем спустя 15 лет, после начала советской перестройки и через 10 лет после начала кардинальных изменений социально-экономической системы в условиях государственной независимости Республики Беларусь.

Как свидетельствуют результаты исследования, значимым фактором качества социальных стереотипов, предопределяющим соответствующую стратегию экономического поведения, является возраст. По этому критерию выделяются две весьма хорошо очерченные группы: до 45 лет; 45 лет и старше. 52,8 % из числа ответивших в первой группе пытаются повысить свой доход всеми возможными способами, в то время, как во второй возрастной группе таких оказалось в 2 раза меньше – 26,0 %. Снижают уровень своих потребностей 32,1 % респондентов из первой группы и 49,0 % – из второй; ничего не предпринимают – 12,7 % и 23,0 % соответственно. Очевидно, что люди до 45 лет, сознательная деятельность которых начиналась уже в эпоху великих перемен, обладают более гибким экономическим мышлением, позволяющим легче адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Представители же старшей возрастной группы, значительная часть трудовой биографии которых пришлась на советский период, являются, как правило, носителями экономического мышления, в котором остаются прежние стереотипы, препятствующие формированию новых, более адаптированных к изменившейся хозяйственной практике типов экономического поведения.

Последние материалы раздела:

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...

Самые красивые поздравления с Рождеством в прозе (православные, универсальные)
Самые красивые поздравления с Рождеством в прозе (православные, универсальные)

С Рождеством Христовым. Желаю, чтобы в этот светлый праздник Господь послал тебе благополучие, надежду, веру, силу и достаток. Пусть путь твой...

Как часто нужно заниматься сексом, чтобы забеременеть?
Как часто нужно заниматься сексом, чтобы забеременеть?

Многие пары задаются вопросом, как часто и в какое время нужно заниматься сексом, что приблизить как можно ближе момент зачатия малыша. Это...