Якутский национальный костюм. Национальная одежда малочисленных народов Якутии (39 фото) Якутские головные уборы

Национальная одежда формируется под влиянием нескольких факторов. Важен климат, быт, вера и прочие жизненные нюансы. Якутский костюм предусмотрен для холодного климата . Некоторые элементы национальной одежды были взяты у других народов, но от этого костюм не теряет своей самобытности.

Якуты проживают в Якутии и Краснодарском крае. Небольшие национальные общины обитают в Амурской области. Также якуты проживают на территории Магадана и Сахалина.

Первый национальный костюм появились в XVIII веке. Он представлял собой верхнюю одежду с натуральным мехом и некоторыми декоративными элементами (вышивка, металлические детали). Тогда использовались грубые ткани, меха, кожа, шёлк .

Якуты в основном занимались скотоводством, поэтому для гардероба использовали натуральную кожу, замшу и меха. Обычно «эксплуатировали» короткошёрстных животных, но для утепления применяли и мех длинношёрстых зверьков.

Важно! Длинношёрстый мех использовали в декоративных целях, украшая воротник, манжеты, общий периметр наряда.

Особенности фасонов

Национальный крой наряда якутов представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. Но существует несколько вариантов выполнения костюма. Предметы одежды якутов:

Для каждого фасона характерны яркие украшения. Так, таналай декорировался подвеской из металла, которую размещали на поясе. Для кроя кытыылаах в женском наряде доминировал красный цвет в вышивке. Мужской костюм обрабатывали более тусклыми оттенками.

Из чего состоит женский костюм?

Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах . Он представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо. Материалы для женских нарядов:

В женском гардеробе была грубая рубаха, панталоны из кожи (элемент защищал тазовый отдел), ноговицы, шуба, шапка и большое количество украшений. Ноговицы представляют собой кожаные гетры без ступни. Традиционная шапка якуток напоминала шлем (как на фото). Наибольшую ценность представляли украшения. Женщины обильно декорировали все части наряда . Популярность до сих пор пользуется бисерная отделка.

Мужской костюм: подробности

Наряд мужчин отличался скромностью, если его сравнивать с женским. Ежедневная одежда отделывалась мехом на манжетах и воротнике. Отделка была достаточно объёмной. Головной убор должен был быть практичным, закрывать уши от холода. Шапка напоминала шлем. Часто на национальных головных уборах можно увидеть ушки, которые ассоциируются с космической связью.

Детские костюмы

Детская одежда является мини-копией взрослых нарядов. Для её изготовления используют те же материалы и ткани: шкура, мех, богатый декор, расшивка бисером. Головной убор отделывается мехом.

Современный костюм якутов

Современный костюм изготавливается из разных материалов. Активно используют лёгкие ткани, такие как шифон, шёлк, атлас. Популярностью пользуется органза, парча, замша. Одежда обязательно подразумевает натуральный мех и богатый декор . Наряд украшают бисером, металлическими элементами, яркими стразами.

В современном мире есть множество технологий, которые помогают по-новому интерпретировать национальное одеяние. Роскошное убранство выглядит сказочно, так как используются интересные фасоны, яркая палитра красок. Это смотрится стильно, но не имеет никакой исторической подоплёки.

Важно! Дизайнеры в создании костюмов ориентируются на сказочных персонажей, поэтому одежда не имеет исторической точности.

Национальные костюмы надевают на праздники, церемонии, обряды. Некоторые элементы комбинируют с современными нарядами. Активно используют натуральные меха и расшивку бисером.

Тема: «Якутская национальная одежда» Работу выполнила: Ученица 4Б класса Петрова Лиза. Руководитель: Калачева Л.В. Цель: изучить якутскую национальную одежду и научиться самой шить ее в будущем. Задачи: 1. Определить роль и место одежды в обрядовой культуре народа; 2. Изучить обычаи и традиции народа Саха; 3. Приобщение к национальной культуре. Актуальность. Тема актуальна тем, что мы проживаем в Якутии и я хочу познакомить сверстников с традициями и одеждой Якутов. Роль и место одежды в обрядовой культуре народа Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей средой: еду, одежду, орудие труда они добывали у неё. Поэтому по их понятиям главной являлась Природа, затем Божества и только потом Человек Тотемизм У якутов, как и у многих народов был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел считались священными. Например, это можно заметить в шапке с рожками и волчьей мордой. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы: Традиционная якутская одежда (до середины 18 века). Традиционная якутская одежда (с середины 18 века до 20 века). Традиционная якутская одежда до середины 18 века. Это период рассвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, безрукавка тангалай и т.д. Одежда изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных. Основным видом хозяйственной деятельности якутов было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном в качестве отделки. Женская верхняя одежда с бисерной отделкой (сукно). Мужской теплый камзол (сукно, мех, бисер) У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой. Традиционный якутский крой не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола. Безрукавка «Сон-тангалай» Эта одежда связана с культом лебедя. Это изделие небольшого объёма, выполненное из родвуги с меховой отделкой. Оно бережно хранилось и передавалось по наследству, как большая ценность. Одевала её только замужняя женщина. Эта одежда применялась и как погребальная по представлению якутов душа умершего человека проходила тернистый путь, поэтому одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами и бисером. Традиционная якутская одежда с середины 18 века до 20 века. Национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь с верованием. Нарядное демисезонное пальто («кытыылаах сон») 2 половина 19 века. Выполнено из сукна с использованием отделки красной, черной цветов. По линиям швов нашиты металлические пластины. На уровне груди нашиты декоративные элементы в виде ромбиков из ткани. Длина изделия - до середины икры. Сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также и отложные воротники. Бууктаах сон Шуба с меховой оторочкой. Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, чёрного и зеленого сукна или цветной парчи Дьабака Дьабака - головной убор. Головные уборы тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребёнка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой. Орнамент Якутский орнамент чрезвычайно разнообразный по своему составу, включает в себя как простые геометрические, так и сложные растительные орнаментальные мотивы. Особенность его заключается в том, что он отражает основной род занятий народа - скотоводство. Особую группу якутских орнаментов составляют простые линии, кружочки и полу кружочки, дуги, ромбы, треугольники, квадраты, пунктиры, точки, кресты и сетки. К числу наиболее характерных мотивов следует отнести криволинейный орнамент. . Лировидный орнамент- рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду «когер». Орнамент в виде солнца- это один из самых культовых орнаментов у якутов Он показывает преклонение якутов перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке «дьабака» и т.д. Украшения Металлические украшения - важная составная часть якутского костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные украшения). Металлические украшения делятся на съемные и нашивные (бляхи, подвески для оформления одежды). Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшения бисером. Значение цвета в одежде Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой - Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. ысыах Сегодня национальный костюм получил развитие и стал богатым… Приходить на ысыах в национальных костюмах становится модно и актуально. Заключение Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религию.

Тема : Национальная одежда народов Якутии

Цели :

Выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с национальной одеждой.

УУД :

Личностные: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

Регулятивные: формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций: конкретное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство (на примере национальной одежды);

Познавательные: овладение и пользование специально-понятийным аппаратом,

Коммуникативные: Участвовать в групповой работе по украшению рукавицы.

Оборудование : физическая карта Республики Саха(Якутия), национальные костюмы якутов, эвенков, куклы в национальных якутских и эвенкийских одеждах, унты, шапка, презентация « Национальная одежда народов Якутии», словарь терминов, национальные эвенкийские блюда(Салат из сердца оленя, печень оленя, лепёшка « Тупа»), фонограммы с якутскими мотивами.

Ход занятия.

I ) Орг. момент.(Звучат якутские мотивы)

За символ занятия я предлагаю взять орнамент в виде солнца.

Этот рисунок сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Он показывает преклонение народов Саха перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах.

Пусть будут теплыми, как солнышко, отношения между всеми народами, населяющими нашу Северную страну.

II ) Сообщение темы, постановка целей.

Прочитайте тему нашего занятия.

Чем мы будем заниматься?

(Узнаем какие коренные национальности населяют нашу Республику, познакомимся с национальной одеждой, узнаем новые слова, в парах, работая дружно,украсим рукавицы узорами).

III ) Учебно- познавательная деятельность

1) Моя Республика.

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

Население Якутии составляет 1 млн. человек. Здесь проживают представители 80 национальностей. Смешение различных культур и укладов жизни создаёт особый калорит северного края. Жители Якутии с уважением относятся к каждому народу, ко всем религиям. Люди, живущие здесь, питают тёплые чувства к суровому, но прекрасному северному краю. И всегда рады гостям.

Моя Якутия родная
к тебе мы сердцем приросли,
и нет для нас дороже края
и нет для нас теплей земли!

Поет метель зимою снежной
туман клубится над тайгой
А я так искренне,так нежно
люблю Якутский край родной!

Благодарю счастливый случай,
что нас с тобой сюда принес!
Наверно, есть края получше,
но этот дорог нам до слез!

2) Коренные народы Республики Саха(Якутия)

Среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Народ- это группа людей, которых объединяют общие признаки: язык, обычаи, традиции.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Долганы

Юкагиры

3) Национальная одежда коренных народов Якутии.

Одежда - это совокупность предметов, покрывающих тело человека. Национальной одеждой мы называем одежду какой-либо национальности. У разных народов существуют свои национальные костюмы.

Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природно-климатические условия жизни, род занятий -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.

Якуты.

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, коротких кожаных штанов (сыайа), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) .

Нарядное женское платье свободного покроя- халадаай. Поверх платья надевалась безрукавка. Она была украшена вышивкой, бисером или кружевом.(показ на манекене).

Долганы.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.
(РОВДУГА , замша из оленьей или лосиной шкуры)

(КАМУСЫ (саамск.), куски шкуры с ног оленя, зайца, песца и пр. Используются для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири)

Эвены.

Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) . Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.

Юкагиры.

Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкой.Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.

Чукчи.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.
Береговые – использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь – короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

(ТОРБАСА (торбаза) , высокие сапоги из шкуры оленя, нерпы и пр. шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера и Сибири.)

Физкультминутка

1) пальминг

4) Национальная одежда эвенков

На территории нерюнгринского улуса проживают эвенки.

Сегодня мы подробно познакомимся с национальной одеждой эвенков.

(Я ученица 1 в класса. Меня зовут Александрова Лена. Я эвенкийка.)

а) приветствие на эвенкийском языке

б) рассказ о национальной одежде эвенков

Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя.
Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная. Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. Вшивали рукава. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского - прямого. Позднее эту одежду эвенки стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите эвенков вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый.
Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами.
Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы", меховая обувь у народов Севера и Сибири.
В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. Эвенкийский орнамент строго состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.
Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора - меховая мозаика, вышивка бисером.

в) изготовление элементов одежды (рукавицы)

Сегодня на занятие я приготовила для вас загадку. Только отгадав ее, вы сможете узнать, что мы сегодня будем украшать:

Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавицы)

Правильно, ребята! В наши холодные, морозные зимы без рукавиц мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек.

Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут или шьют для своих родных рукавички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями. Посмотрите, какие красивые и разные сегодня у меня рукавички.

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем составлять узор для украшения рукавичек.
Но сначала я Вам расскажу эвенкийскую сказку «Цена иголки ».

Давно это было. Жил один эвенк, у него была жена и ребенок. Однажды эвенк пошел на охоту. Долго его не было. Пока его не было, напали на чум страшные чаниты (чудища). Вернулся он с охоты и видит, что жена его плачет.
– Что ты плачешь?
– Да приходили чаниты, разорили наш чум!
– Ох, а я подумал, что ты иголку потеряла!

Раньше иголка была очень дорога для эвенкийской семьи, потеря иголки считалось большим горем. Мастерица не имея иголки – не могла бы сшить одежду для своей семьи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, еливы

г) выставка работ

IV ) Итог занятия

Что вы сегодня интересного узнали? Что научились делать?

V ) Рефлексия

Настроение? Солнышко и куклы в национальных костюмах.

VI ) Заключение

Ребята с Волги и Оки,

Вы приезжайте к нам на Лену!

Край неизведанной тайги

Понравится вам непременно.

У нас такая целина,

Которой нет конца и края!..

Вас ждет прекрасная страна,

Алмазная и золотая!

Не бойтесь наших лютых зим!..

Хотя свирепа наша стужа,

Однако мы ее сразим

Большим огнем горячей дружбы!

Леонид Попов

VI ) Угощение гостей эвенкийскими национальными блюдами

1) Салат из сердца оленя

2) Печень оленя

3) Лепёшка « Тупа»

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов . Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером , металлическими украшениями и подвесками . Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции .

Материалы и конструкция

Мужской кафтан

Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи , замши , меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа , было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота . Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава - приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов . Привозные шёлковые , шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож .

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала . Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола .

Женская одежда «кытыылаах сон»

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники . Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани .

Крой «оноолоох, бууктаах»

Женская одежда «таналай сон»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» - когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями . Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы - замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Костюм «хассыат, халадаай»

Наиболее древним считается крой одежды «таналай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таналай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой , отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное . Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность . Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу ХХ века он практически исчез из употребления.

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом .

Примечания

Литература

  • Жукова Л. Н. Одежда юкагиров. Учебное пособие . ─ Якутск: Издательство «Якутский край», 1996. ─ 142 с.
  • Константинов И. В. Материальная культура якутов 18 века (по материалам погребений) / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.
  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск: Наука, 2006. - 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . - М.: Наука, 1984. 248 с.

Последние материалы раздела:

Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики
Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики

В этой статье мы будем плести из бисера солнечные лучики, упавшие на землю - одуванчики. На языке цветов они означают счастье. Об этом чудесном и...

Торт из памперсов мастер-класс
Торт из памперсов мастер-класс

Торт из памперсов – эффектный подарок, который не только выглядит великолепно, но и может оказаться весьма полезным. Таким эксклюзивом легко...

Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная
Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная

Это мастер-класс для начинающих «Вязание крючком» посвящает воздушной петле. Самую первую петельку вы уже научились вязать на предыдущем уроке, а...