Концепции системного построения процесса воспитания. Open Library - открытая библиотека учебной информации Построение процесса воспитания

Понятие воспитания.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.

Цель воспитания.

Цель – свободная, всесторонне развитая, гармоническая личность.
Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Воспитательные задачи:

1) формирование целостной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания;

3) приобщение к общечеловеческим ценностям;

4) развитие креативности (творческости) как черты личности;

5) осознание собственного «Я» помощь в самореализации.

Принципы воспитательного процесса:

1) личностный подход в воспитании;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;

3) средовый подход в воспитательной деятельности;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей;

5) природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей);

6) культуросообразность воспитания;

7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

– создание комплексной программы воспитания в образовательном учреждении, построенной на этих ценностях;

– формирование отдельных целевых программ;

– разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы, основой
которых являются общечеловеческие ценности.

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия мя всестороннего развития учащихся.

В практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело (нередко называют «крупной дозой воспитания»).

Критерии и показатели эффективности

Первая группа – критерии факта (позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система).

Вторая группа – критерии качества (позволяют определить уровень развития воспитательной системы и ее эффективности). Это степень приближенности к поставленным целям, общий психологический климат, уровень воспитанности выпускников школы.

Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.

Принципы воспитания

1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при​знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич​ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи​таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос​питательной деятельности на всю совокупность знаний о че​ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую​щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно​шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

Средовой подход в воспитательной деятельности,

т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этни​ческими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими ус​ловиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предпола​гает обязательный учет половозрастных особенностей уча​щихся.

6) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспи​тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации ­ пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

Имплицитная концепция воспитания (

Понятие - Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

Цель - Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).

Принципы - Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.



Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию . Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.

Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и другими условиями развития педагогической системы. Существует диалектическая зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного развития и воспитательной системы.


Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

· интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Концепция системного построения процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности, в котором нужно выделить какой - то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепциироль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности,

использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:

Определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

Опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

Преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

Изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

Построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

Обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; -

е)культуросообразность воспитания , т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Последние материалы раздела:

Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий
Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий

Цель: создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний.2....

Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки
Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки

Здравствуйте дорогие друзья! Я уже знакомила вас с книгами- открытками . Позвольте представить вашему вниманию ещё одну книгу-открытку, которую я...

Как сделать лебедя из модулей?
Как сделать лебедя из модулей?

Как сделать маленького лебедя из модулей в технике оригами, вы сможете узнать из материалов нашей статьи. На его изготовление уходит немного...