"развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности". Педагогические условия развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей дошкольного возраста Танцевальное творчество в доу

Ольга Ракова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Развитие творческих способностей в танцевально -игровой деятельности современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального) . Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлекшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы , комбинации шагов в новые танцевальные композиции . Умение творить , самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству .

Воображение, фантазия- это необходимый элемент импровизации. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать . Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных способностей ребенка : одним импровизация дается легче, другим труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, и если осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями . Применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке , самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом . Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ решения раскрытия творческих ресурсов личности .

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку . Например : перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражая всем движениям петрушки, которые он показывает : хлопают в ладоши, приседают, кружатся. Используется появление игрового персонажа, переодетого ребенка старшей группы в костюме персонажа. Необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами двигаться под музыку . А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей . В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса : медведь, зайчик или лиса, но и передать в движении неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

В старшем возрасте задания усложняются. Для детей старшего возраста часто используется магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование компакт-дисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Игры на развитие танцевального творчества для старшего дошкольного возраста.

1. «Танец с предметом» .

Участники встают парами, кто остался без пары, тот танцует с предметом . Играет музыка , все танцуют . Как только музыка остановилась , каждый участник должен поменяться по линии танца , кто остался без пары, тот танцует с предметом .

2. «Подари цветок» .

Участники встают по парам. Тот, кто стоит во внутреннем кругу-кавалер, во внешнем-дама. Все встают друг против друга по кругу, в середине-ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар) . Играет музыка , все танцуют , при остановке музыки кавалер должен успеть подарить своей даме цветок. Та пара, которой не достался цветок, выбывает из игры . Так играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая становится победителем, а кавалер самым элегантным.

3. «Зеркало» .

Участники встают по кругу. В центр круга выходит один участник, который показывает какое-либо движение. На 2 часть музыки все выполняют это движение, а солист выбирает того участника, который повторил это движение наиболее музыкально и выразительно . Этот игрок становится солистом.

4. «Передача платочка» .

Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платочки . Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается , передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцуют известные движения . Затем игра продолжается.

5. «Музыкальные змейки » .

Играющие выстраиваются на 3-4 команды по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Каждой команде предлагается музыка , под которую они танцуют по всему залу . С началом другой музыки дети должны вернуться на свои места, танцует следующая группа и т. д.

6. «Бабочка, журавль и лягушка» .

Ведущий говорит : «Бабачка» - дети изображают порхающих бабочек под музыку . «Журавль» - стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают.

7. «Джаз тела» .

Танцующие встают в круг . Звучит ритмичная музыка . Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова вперед-назад. Затем только плечи-вверх-вниз. Далее-движения рук – сгибаем в локтях, потом и в кистях. Следующее движение –пружинка в коленях. Затем подъем на ступнях. А теперь постепенно надо прибавлять каждое движение по порядку : голова+плечи+локти+кисти+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела одновременно.

8. «Походка и настроение» .

Ведущий называет движения и просит изобразить настроение : «Полетаем, как воробей. А теперь, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить, осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу другу, прыгнем ему на шею и обнимем его.

Возрастные особенности в музыкально-игровом и танцевальном творчестве дошкольников.

Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.

Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.

В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются:

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко - тихо);

Самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;

Развивать умение кружиться в парах;

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

В целях эффективного развития музыкально - ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций: обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения («идем как солдаты», «прыгаем как зайцы»), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.

Средняя группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Здесь важно:

Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок («кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса»), используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, волк сердитый).

Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей («Козлята и волк»).

В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на:

Продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки;

Совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

Умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах;

Умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально - ритмического движения.

На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т.п.).

В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т.д. («Лиса и гуси», «Воробей»).

Старшая группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Важное место продолжает занимать музыкально-дидактическая игра, направленная на умения воспринимать и воспроизводить высоту, тембр и движение музыкальных звуков.

Главной задачей в этом возрасте является:

Научить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера;

Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов («Кот Васька», «На горе –то калина»).

Репертуар может быть самым разнообразным, главное, что разучивание проходит со взрослыми на занятиях, а потом дети играют в нее самостоятельно друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Игра с бубном» и др.)

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

В этом возрасте развитие танцевального творчества детей направленно на выполнение таких задач, как:

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 3х частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг по всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

Умение ориентироваться в пространстве;

Умение выполнять простейшие перестроения;

Знакомство с русским хороводом, пляской, танцами других народов. Методика обучения направлена на развитие музыкального восприятия, на формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, и на умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца («плавные руки», «кто лучше скачет», «шаг и бег»), плясок, хороводов, а также танцевально-игровое творчество. При этом следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений. Для преодоления детьми чувства собственной неумелости помогают образные ситуации, например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарик», и т. д.. Помимо упражнений можно использовать сюжетные (под пение или инструментальную музыку, например «Ворон», р.н.п.) и не сюжетные игры (есть правила, задания, элементы соревнования, например «Игра с бубном» муз. М.Красева).

Для активизации творческих проявлений немаловажное значение отводится инсценированию песен и хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться и танцевать. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (хитрая лиса, идущий медведь, и др.)

Подготовительная группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи:

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

Стимулировать развитие фантазии, воображения;

Содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

Звуковысотного («три поросенка»),

Ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

Тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

И гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества в этом возрасте нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

Выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

Сочинению и исполнению парного танца;

Сочинению танца по данному плану;

Импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

Придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать, кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.


« БАБОЧКИ »

Ст.гр.

Цель:

Ход: Педагог просит детей « превратиться » в бабочек и показывать жизнь бабочек в соответствии с его рассказом: « Светит яркое солнышко. Бабочка только что проснулась. Она расправляет плечи, потягивается, проверяет свои ножки. Ей радостно. Она начинает махать крылышками медленно, потом все быстрее и быстрее. А затем взлетает. Она летит в теплом-теплом радостном воздухе. Жарко, солнце греет ее крылышки. От радости она смеется. Вот она увидела цветок, села, сложила крылышки и вдыхает его аромат: как вкусно он пахнет! Наверное, цветку тоже, радостно. Темнеет. Бабочка садится, складывает крылышки и засыпает. Ей снится чудесный сон » .


« В ЛЕСУ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Педагог: «В лесу раннее утро, светит солнце и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».

«Первым на поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т.д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т.д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца.

* зайчик, волк, медведь, ежик, лисица, птички.

« ЦВЕТОЧКИ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу. Совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание.

Ход: Педагог: « Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной. »

« ПОД ДОЖДИКОМ »

Ср. гр.

Цель:

Ход: Звучит запись шума дождя. Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу - настоящий ливень! Педагог открывает зонт и зовет детей. Предлагая спрятаться от дождя. Педагог с радостью встречает детей, имитирует движения – как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.


« РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ »

Ср.гр.

Цель: Побуждать детей к импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Звучит спокойная музыка. Дети вместе с педагогом изображают растущие цветы: сначала цветы все спят, затем начинают медленно просыпаться, вытягиваться к солнышку, тянутся все выше и выше. Как хорошо им на лесной полянке всем вместе, закружились цветы под музыку птичьих трелей в общем танце. А теперь подбежали все цветочки близко друг к другу и обнялись.

« МАГАЗИН ИГРУШЕК »

Татьяна Мещерякова
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Слайд 1. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха,

Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается , как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный.

Слайд 2. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека . Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем , и вы заметите, как ребенок преобразится : появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия . Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Слайд 3. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки , мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе , помимо красоты, и психотерапевтический эффект : выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Слайд 4. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения . Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности . Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора . Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции , подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности , что они талантливы и неповторимы.

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например : музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки» , «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев , игр и этюдов, чтобы они были : доступными двигательным возможностям детей , понятными по содержанию игрового образа.

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью : то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей ) .

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций , подбор танцевальных игр , этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений , на занятиях в танцевальном кружке .

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей » , программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , «От жеста к танцу » Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду » Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Слайд 6. Формирование творческих способностей дошкольников , улучшение их психофизического состояния посредством танца . Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать . В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности .

Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце , как вид искусства , а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору , умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

Задачи :

1. Развитие музыкальности :

- развитие способности воспринимать музыку , т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма.

- развитие музыкальной памяти .

2. Развитие двигательных качеств и умений :

- развитие координации движений, гибкости пластичности.

Воспитание выносливости.

Формирование правильной осанки, красивой походки.

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей , потребности самовыражения в движении под музыку :

- развитие творческого воображения и фантазии.

- развитие способности к импровизации .

4. Развитие и тренировка психических процессов :

- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

- развитие восприятия , внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности :

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

Воспитание умения вести себя в группе во время движения.

Слайд 7. В своей педагогической работе использую групповую форму занятий, применяю комплексный способ разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному» .

Слайд 8. Данный способ включает :

Теоретический компонент (беседа о танце , характере музыки и средствах ее выразительности , объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей );

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями );

Практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации , закрепление, тренировка мышечной памяти).

Слайд 9. В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца :

1. Знакомство с танцем : история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).

2. Разучивание элементов танца , на которых будут строиться фигуры.

3. Разучивание фигур танца , с учетом их физических особенностей, характера и способностей .

4. Театрализация танца : эмоции, характер, сыгранная история.

Слайд 10. Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию . Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.

Слайд 11. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев , содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами , побуждающие к движению, подсказывающие его.

Слайд 12. Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения.

Слайд 13. Особенности разработанных танцевально-игровых композиций :

1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности) .

2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице) .

3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей .

4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.

Слайд 14. Для постановки танца нужны творческие задумки , которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы , которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности .

Слайд 15. Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству , желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей » , «День Победы» , «День матери» , культурно-досуговая деятельность. Слайд 16. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных задач.

Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах , детских утренниках, праздниках, на родительских собраниях и районных мероприятиях :

Слайд 17. Таким образом, можно сделать следующий вывод : последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей , их творческую активность , учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №7

Статья на тему:

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Подготовила музыкальный руководитель

Маклакова Елена Михайловна

р.п. Новоспасское

2015 год.

В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация в стране не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, ног тем не менее главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.

Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, по запросу родителей в детском саду №35 «Непоседы» были организованы занятия в танцевальном коллективе «Карамель». Кружковые занятия танцами нацелены на развитие у дошкольников чувства ритма, музыкального слуха, культуры движения, гибкости, пластики, укрепления дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой системы детского организма.

По мнению таких авторов, как Е.В.Горшкова, С.Л.Слуцкая, А.В.Буренина, О.А.Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Основной целью работы танцевального коллектива «Карамель» в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа в детском танцевальном коллективе детского сада позволяет решать следующие задачи:

  • помощь дошкольникам в обретении умения выражения своих впечатлений в танцевально-творческой деятельности;
  • проявление детского творчества через импровизацию в танце;
  • развитие творческого воображения, мышления посредством музыкальных образов;
  • приобщение родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш танцевальный класс просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.

Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих принципов:

1. соответствия возрастным особенностям дошкольников

2. от простого к сложному

3. доступность для исполнения

Занятия проводятся по возрастным группам. Продолжительность занятий зависит от возраста – средняя группа 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут. В неделю проводится по два занятия во вторую половину дня. Занятие кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.

Хореография - это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т.п.

В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога-хореографа - воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.

В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается музыка, обращается внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции. В работе кружка большое значение уделяется танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений.

Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела).

На втором этапе дети нацелены на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия): после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем происходит совместное объединение их в простейший рисунок.

Также во время занятий танцами происходит знакомство с основами актерского мастерства. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки детям объясняются анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.). Подобным же образом, в игровой форме, дошкольники знакомятся с анатомией частей тела – суставами и мышцами, осваивая особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более осознанно усваивать танцевальные «па» и избегать возможных травм.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила - это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость - это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги:

1. улучшается осанка;

2. дети становятся подвижнее;

3. движения становятся изящнее;

4. пластика становится более выразительной;

5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.

Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Танцевальное творчество в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.Танцевальное творчество - массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники ДОУ приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического творчества.

Приобщение к творчеству хореографии включает ознакомление дошкольников с классическими балетами, современной музыкой; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий. Успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые хореографические занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.

Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.

Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.

Используемая литература:

1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. – 152с.

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006– 272 с.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.

6. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

7. Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. -- М.: Просвещение, 1997.

8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005.

9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008

10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2004.


Последние материалы раздела:

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...

Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк
Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк

Пришло время рассказать об акции новогоднее наступление 2019 от World of Tanks, которая начнется 13 декабря. Какие акции и бонусы ждут игроков...