Экипировка, оружие и шлем римского легионера: пошаговый мастер-класс по изготовлению. "Звездные войны": костюм своими руками. Описание, пошаговое изготовление Костюм военный начальника римского выкройка

Источник идеи: идея возникла после просмотра фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Мне и сыну очень понравились костюмы римлян, особенно военачальников. Так как костюмы на римлянах были немного театральными, то решено было пошить такой костюм на новогодний карнавал. Обилие блеска и росписи подчеркивает театральность и праздничное настроение.

Используемые материалы: креп-сатин, кожзаменитель, золотая тесьма, гофрированная бумага, клей ПВА, бумага для папье-маше (потребительская или которая хорошо размокает в воде), краски акриловые.

Расход материалов: креп-сатин белый - 1,20 м, креп-сатин красный - 1м, кожзаменитель коричневый - 1,5 м, тесьма золотая широкая - 5,20 м, тесьма золотая узкая - 15 м, краски акриловые (металик), клей ПВА, бумага гофрированная красная - 3 шт., "липучка".

Головной убор: шлем. Это было самое сложное в изготовлении костюма. Приступая к выполнению этой задачи, я просмотрела множество картинок с изображение военно-исторического костюма древних римлян. Шлем выполнен из папье-маше путем многочисленных примерок и переделок. Сначала на сдутый по размеру головы ребенка резиновый мячик был нанесен фломастером контур будущей круглой части шлема. Потом оклеила бумагой (использовала обычную потребительскую бумагу - продается в канцелярских магазинах), которую предварительно нарвала небольшими кусочками и намочила в воде) клеем ПВА в 4 слоя. Каждый слой должен просохнуть. После высыхания четвертого слоя осторожно сняла заготовку. Получилась бумажная «мисочка». К ней по кругу приклеила полосу бумаги (отрезала от альбомного листа). Эту полосу также оклеила намоченной в воде бумаги в 4 слоя с помощью клея ПВА. Чтобы при высыхании вся конструкция не деформировалась, надела заготовку на кастрюльку. Дальше измеряем голову ребенка от виска до виска, намечаем этот отрезок на заготовке будущего шлема. Осторожно вырезаем ножницами небольшую полукруглую полоску, чтобы срез проходил посередине лба. Потом наметила расстояние от виска и до начала уха с двух сторон. Дальше делаем вырезы для ушей. Все вырезы надо делать очень осторожно и понемногу, чтобы не срезать слишком много. Затылочная с изгибом часть шлема тоже изготовлялась отдельно. На подходящую по размеру эмалированную чашку в соответствии с нужными размерами наклеивала в 4 слоя намоченную бумагу клеем ПВА. Клеть нужно начинать от верха чашки к донышку (донышко не трогать) с внутренней стороны. Получилась выгнутая наверх заготовка, которая будет подклеена со стороны затылка от уха до уха. Все части склеиваем, формируя шлем. Затем весь шлем еще раз покрываем двумя слоями папье-маше. Когда весь шлем был склеен, то для большей гладкости я загрунтовала его шпаклевкой, а затем зашкурила наждачной бумагой.
Нащечники выполнялись отдельно. Сначала на бумаге рисовала выкройку (форму подсмотрела на сайтах военно-исторического костюма), несколько раз примеряла на ребенка, чтобы определиться с размером. Затем перенесла на картон, который также, как и шлем, оклеила в 4 слоя папье-маше, и пока заготовка была еще сырой, придала ей полукруглую форму. После высыхания также покрыла шпаклевкой, чтобы сровнять неровности, и зашкурила наждачной бумагой. И чтобы они имели подвижность, прикрепляла с помощью дверных петлей (самого маленького размера) и саморезов, купленных в строительном магазине.
Для гребня сделала полукруглый каркас из толстого картона (использовала старый посылочный ящик), который также оклеила папье-маше и прикрепила вверху шлема. Все размеры подбирала путем примерок. Потом весь шлем покрыла серебряной акриловой краской. Красный гребень сделан из гофрированной бумаги. Сначала была сделана полукруглая выкройка по размеру. Затем верхний край порезала мелкой бахромой. Все слои гофрированной бумаги прошила нитками для того, чтобы гребень не рассыпался. Готовый гребень приклеила клеем «Момент».
Налобник также выполнялся отдельно. Форму налобника, так же, как и нащечников, подсмотрела в интернете. Сначала вылеплялась заготовка из пластилина. Потом оклеивалась папье-маше и так же, как и весь шлем, покрывала шпаклевкой и зашкуривала наждачкой. Налобник покрыла серебряной акриловой краской. И в довершение разрисовала его акриловыми красками золотого и медного цвета. Готовый налобник попросту «пришила» нитками к шлему.

Туника. С белой туникой сложностей не возникло. Выкройку взяла из журнала «Бурда». К вырезу горловины, низу рукавов и низу туники настрочила золотую узкую и широкую тесьму.

Обувь: сандали готовые коричневые.

Дополнит. элементы: кожаные доспехи. Выполнены из кожзаменителя. Это два прямоугольника, скрепленные между собой небольшими полосками-ремешками. На плечах «доспехи» скреплены прямоугольными полосками с закругленными концами и пришитыми в два ряда «кожаными» лепестками. По низу доспехов пришиты кожаные полоски с закругленными концами. Все края отстрочены золотой узкой тесьмой. На полосках доспехов образующих, что-то вроде юбочки, наклеены круглые бляшки из толстого картона и покрытые золотой краской. Рисунок на доспехах я срисовала с книжки и приклеила к «доспехам» клеем «момент гель», Еще приклеила вырезанные из обрезков обоев орнаменты, которые покрасила золотой краской. «Доспехи» одеваются через голову.
Нарукавники и поножны также сделаны из кожзаменителя и продублированы картоном для жесткости. Украшены золотой тесьмой и рисунками, которые я вырезала из остатков обоев, такие же рисунки на доспехах. Крепятся нарукавники и поножны с помощью ремешков на «липучке».

Аксесуары: меч готовый.

О себе. Шью еще с детства. Начинала, как все девочки с кукольных платьев, а потом это увлечение перерасло в изготовление карнавальных костюмов. Костюмы на Новый год шью всем знакомым и, конечно же, своим детям. Еще увлекаюсь вязанием и вышивкой крестиком.

Костюм царя выглядит красиво и эффектно. Однако в магазине за него запросят немало денег, и мастерицам, которые умеют шить, проще и дешевле смастерить его своими руками. Эта работа лишь на первый взгляд может показаться сложной, но если вспомнить из чего состоит костюм, то все окажется намного проще. А пошаговые мастер-классы лишь облегчат работу.

Чтобы изготовить новогодний костюм царя, нужно знать его основные составляющие. От этого и нужно отталкиваться при работе. Чаще всего карнавальные костюмы состоят из:

Основными деталями, которые отличают царя от других персонажей, являются корона и мантия, под которую можно надеть любые брючки и белую рубашку. Чтобы образ получился более эффектным, рубаху яркого цвета надевают навыпуск и подпоясывают широким поясом.

Костюм царя: как сшить накидку

Выкроить мантию достаточно просто. Если отталкиваться от цвета материи, изделие может стать княжеским плащом или Изготавливая костюм царя своими руками, выбирают ткань красного, золотого или голубого цвета с орнаментами и декорируют ее белым мехом.

Для создания мантии нужно подготовить плотную ткань красного цвета, искусственный мех белого цвета, брошь или блестящую пуговицу, подкладочную ткань.

Работу начинают с построения выкройки. Нужно начертить полукруг, радиус которого должен равняться желаемой длине изделия. Из этого же центра чертят второй полукруг, радиус которого вычисляют, разделив обхват шеи на удвоенное 3,14.

Мантию выкраивают из красной ткани, прибавив со всех сторон по 1,5 см на припуски. Отдельно на белом меху выкраивают пелерину. Далее детали необходимо сшить. В области горловины нужно выполнить застежку: делают петлю и пришивают яркую пуговицу или красивую брошь. Теперь костюм царя практически готов, дело осталось за малым - изготовить головной убор.

Изготовление короны

На детском утреннике нельзя представить без короны. Проще всего купить готовую, но ребенку будет куда интереснее и полезнее смастерить ее самостоятельно (с помощью папы или мамы). Корону можно делать не только из картона или бумаги, для этих целей также подойдет фетр. Красивое изделие дополнит общий вид и придаст мальчику индивидуальность и изысканность.

Лучше всего в работе использовать картон. Он более плотный и будет лучше держать свою форму. Замечательная идея - воспользоваться шаблоном или примером красивого изделия. Украшают корону искусственными камнями, которые можно найти в магазинах бижутерии.

Прекрасной альтернативой короне может стать красная шапка, усеянная такими же искусственными камнями, приобретенными в магазине для шитья.

Оригинальная корона из кружева

Такой яркий элемент сделает костюм царя оригинальным, ребенок запомнит его надолго. Также подобный головной убор прекрасно подойдет для костюма маленькой принцессы. Для изготовления изысканной и необычной короны нужно подготовить:

  • кружево;
  • бижутерию;
  • акриловую краску серебряного или золотого цвета;
  • кисти, карандаш, ножницы, скотч, мисочку;
  • желатин;
  • картон или картонную тубу.

Первым делом следует подготовить отрезок кружева необходимой длины. Концы сшивают и придают изделию жесткость. Для этого 1,5 чайной ложки желатина разбавляют теплой водой и оставляют для набухания на 30 или 40 минут. Далее массу нагревают на водяной бане и помещают туда кружево на полчаса.

Кружево надевают на бумажную основу и помещают в микроволновую печь на 30-40 секунд при максимальной температуре. Достав изделие, наносят второй слой желатина и опять отправляют в микроволновку. Такие действия нужно повторить не менее 7-8 раз, пока корона не станет достаточно жесткой.

Корону снимают с картонной основы и просушивают в микроволновке последний раз около 30 секунд. Когда изделие высохнет, его нужно покрасить с помощью кисти в золотой или серебряный цвет. Корону оставляют на просушку на подоконнике или открытом воздухе. Когда краска хорошо высохнет, готовое изделие украшают нетяжелой бижутерией (стразами, бусинами и т. д.).

Изготавливая костюм царя своими руками, нужно знать о его главном преимуществе: такой наряд подойдет как для малыша 4 лет, так и для детей старшего или подросткового возраста. Выбор такого образа - это прекрасный вариант, чтобы выглядеть ярко, нарядно и эффектно.

Легионеры - это воины в армии в Древнем Риме. В легионе насчитывалось до тысячи вооруженных мечами и копьями солдат. Амуниция римского легионера состояла из нескольких элементов, легко надевалась и предохраняла грудную клетку и голову от удара мечом противника. Защитное оснащение воина сделано так, что движения оставались свободными, хотя требовалась определенная физическая сила, чтобы носить эти доспехи.

В основном комплект легионера состоял из шлема, панциря, наголенников и нарукавников, а также большого щита. Все они имели различную форму и способ изготовления в зависимости от принадлежности к определенному легиону. Броня римских легионеров была относительно легкая, если ее сравнивать с доспехами средневековых рыцарей. Панцирь, защищающий торс воина, часто изготавливался из соединенных вместе деталей из кожи или металла, которые позволяли солдату свободно поворачиваться и наклоняться, не сковывая движения.

В статье рассмотрим разновидности защитной экипировки, названия каждой детали костюма воина Древнего Рима. Вы узнаете, как сделать самостоятельно шлем римского легионера, нагрудные доспехи из разных материалов. Представим несколько вариантов поделок, чтобы можно было выбрать подходящий наряд для любой ситуации. Костюм легионера можно сделать ребенку на утренник, для театральной постановки, на праздник или карнавал. Материалы для наряда можно выбрать самые разные в зависимости от навыков мастера.

Знакомство с доспехами легионеров

Панцирь римского воина легионера носит название "лорика" (lorica). Они были трех разных видов в зависимости от материала и креплений. Перечислим особенности каждого варианта.

  • Цельная, сделанная из 2 или 3 слоев вываренной кожи, или металлическая кираса, прикрывающая грудную клетку спереди и сзади. По бокам и на плечах детали соединялись кожаными ремнями.
  • Пластинчатая, собирающаяся из металлических элементов, которые либо пришивались на кожу, либо соединялись между собой пряжками и шарнирами. На плечах и по бокам туловища передняя и задняя часть конструкции соединялась гибкими металлическими поясами.
  • Кольчужная. Такую лорику носили воины вспомогательных войск, например, лучники или копейщики. Собирались кольчуги из шайбовидных клепаных колечек диаметром 5 или 7 мм горизонтальными полосками. Это давало во время войны римским легионерам гибкость. Такая защита отличается надежностью и прочностью.

Нижнюю часть туловища защищали подвижные кожаные полосы, не сковывающие движение воина. Сверху лорика укреплялась наплечниками из полос металла или нескольких слоев кожи. Это защищало руки от удара мечом сверху. Амуниция римского легионера была довольно тяжелой. Только вес лорики достигал 9 - 15 кг в зависимости от вида ее конструкции. А еще нужно было носить шлем, нарукавники, щитки для голени ног и оружие.

Шлем римского легионера

Шлемы для защиты головы у римских солдат также имели свои разновидности. Одни были позаимствованы у жителей Апулии. Это коринфский шлем, который имел вид металлической маски со скошенной лицевой частью, причем почти полностью закрытый со всех сторон. Спереди по центру имелась узкая щель, дающая возможность видеть происходящее вокруг. Для украшения сверху шлема крепился гребень из ярко окрашенных конских волос. Он располагался как слева направо, так и от лицевой части назад.

Для того чтобы изготовить шлем римского легионера своими руками, часто выбирают другой тип защиты головы, а именно вариант, изображенный на фотографии выше. Это шлем с открытым лицом и свисающими нащечниками по бокам, которые крепились шарнирами. Это более продвинутая модель, так как воин имел возможность хорошо видеть происходящее на поле брани. Такой вид головного убора имеет греческое происхождение.

Данные шлемы римских легионеров, названия которых Chalcidian, датируются IV - III веками до нашей эры. Сзади они имели шейную защиту. Для красоты все шлемы декорировались гравировкой. Изображали кабанов или быков, реже львов и сфинксов. Гравировку делали по всему куполу и на свисающих частях. В среднем вес шлема составлял от 700 граммов до 1 кг. Держался на голове у воина он при помощи подбородочного ремешка.

Особым внешним видом обладает шлем пилос-пилеус римского легионера, изображение которого можно увидеть на фотографии ниже.

Его верхняя часть напоминает мягкий фригийский колпак со свисающим вперед верхом, у которого тоже были по бокам клапаны. У данного шлема также имеются защечники на шарнирах.

Ростовой щит

Костюм римского легионера невозможно представить без щита, который называли "скутум". Он считался ростовым, так как был прямоугольной формы, высота его доходила до 120 см, а ширина - до 75 см. Настоящий щит изготовляли из склеенных планок дерева или фанеры, снаружи он оббивался толстой кожей, а края заканчивались бронзовым или железным кантом.

С тыльной стороны располагалась рукоятка, которая прикреплялась в центре. Особой приметой римского щита считается имеющийся в центре лицевой стороны округлой формы бронзовый умбон. Щит римского солдата был довольно тяжелым, весил до 6 кг. У воинов армии республиканского Рима были щиты овальной формы, которые были еще тяжелее.

Изготовление щита для костюма

Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.

Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.

Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой. Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки. Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.

Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 - 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.

Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.

Оружие солдата

Легионер римского войска был легко вооружен, чтобы быстро двигаться в бою. Короткий меч назывался «гладиус», его длина составляла всего 40 - 60 см, а ширина едва доходила до 8 см. По сравнению с длинными и тяжелыми мечами воинов других армий он весил в среднем 1,5 кг. К нему обязательно шли ножны, сделанные из металла и красиво украшенные орнаментом и деталями из олова и серебра. На них часто изображали сцены боя или фигуру императора Августа.

Если вы делаете меч римского легионера для наряда мальчику на праздник, то удобнее всего его смастерить из гофрированного картона. Можно уплотнить заготовку двойным слоем бумаги, чтобы оружие получилось более прочным. Вырезают его по нарисованным простым карандашом контурам. Для красоты оклейте его серебряной цветной бумагой, которая продается рулонами и предназначена для упаковки подарков. Ножны можно сшить из ткани. Небольшой отрез текстиля прямоугольной формы зашейте по боковой линии и прикрепите по краям тонкую ленту или веревку, чтобы можно было повесить ножны через плечо. При желании можно поделку украсить вышивкой или аппликацией контрастного цвета.

Еще на вооружении римского воина-легионера находилось метательное копье, которое использовалось по типу дротика. Его называли «пилум» и применяли в разных видах боя. Были тяжелые копья и легкие. Оружие состояло из двух частей: длинный дротик (около 2 м) и железный наконечник, который имел заостренную форму пирамиды или два шипа. Использовали копья на коротких расстояниях от врага. При сильном броске воин мог запросто пробить щит или доспехи соперника, нанеся тяжелую или смертельную рану. Сам же воин оставался на расстоянии и был в относительной безопасности.

Если вы решите сделать для костюма данное оружие, то позаботьтесь о безопасности окружающих детей. В качестве дротика можно использовать тонкую деревянную или пластиковую палочку, например, от старой игрушки или швабры. На верхний край наденьте картонную втулку, оклеенную серебристой бумагой. На самый конец можно наклеить бумажный конус, и копье римского легионера готово! Главное, что острых частей нет, и ребенок не нанесет травму соседу по группе.

Туника для наряда

Перед тем как надевать защитную амуницию, римский воин облачался в тунику. Она была короткой, едва доходила до колен, была сшита из плотного льна. Перед боем ее часто вымачивали в уксусе и высушивали, чтобы она приобрела еще большую плотность. Края коротких рукавов украшались золотой вышивкой, как и нижний подол одеяния. Туника шилась из белой ткани, а на плечи накидывался яркий плащ, чаще всего красного цвета. По сравнению с изготовлением шлема римского легионера пошить тунику несложно. Достаточно приобрести легкую светлую ткань и отмерить двойную длину будущей туники. Мерки снимают от уровня плеч ребенка до колена или немного выше сустава. Сложенную пополам ткань соедините боковыми сторонами вместе и вырежьте по центру стыка горловину. Во время примерки наметьте линию среза боковых сторон и рукавов и отрежьте лишнее. Длина рукавов должна быть короткая, не доходить до локтевого сгиба, а ширину сделайте достаточной, чтобы ткань свободно свисала с плеч.

Края туники с изнаночной стороны стачайте на швейной машине. Приготовьте кант из желтой ткани или золотую атласную ленту, обшейте ею горловину, края коротких рукавов и низ туники.

Плащ сшить еще легче. Приготовьте отрез красной атласной ткани. Длина выкройки должна соответствовать размеру туники. Ширина плаща тоже небольшая, так как он располагается только сзади. Сверху нужно собрать ткань на резинку, можно просто заготовить сразу выкройку в форме трапеции. Верхняя планка равна ширине плеч ребенка. Плащ крепится на большие золотые пуговицы, прикрепленные на наплечных ремнях лорики. Как ее сделать для наряда легионера, расскажем далее.

Защитный панцирь воина

Как уже упоминалось, лорика римского бойца бывает разного вида. При самостоятельном изготовлении костюма ребенку быстрее всего сделать цельный панцирь, используя либо ткань коричневого цвета (под кожу), либо собрать лорику из плотного упаковочного картона, из такого же потом будем изготавливать своими руками шлем римского легионера. Предварительно измерьте гибким метром расстояние от пояса на спине через плечи до уровня талии спереди. Отмерьте прямоугольник гофрированного картона и по центру вырежьте ножницами круглую горловину.

Потом симметрично начертите контуры боковых сторон и нижней части поделки. Для присоединения панциря настоящего легионера использовались кожаные ремешки с застежками. Для карнавального костюма можно переднюю и заднюю часть поделки укрепить пришитыми широкими резинками коричневого цвета. Для удобства желательно к ним прикрепить липучки. Хорошо будут держаться части наряда лентами, подобранными в тон, которые завязываются по бокам. На правом плече нужно прикрепить степлером кружок картона для удержания плаща. Потом заготовку окрашивают в коричневый цвет и добавляют декоративные элементы аппликацией из желтой бумаги.

Если вы решите сшить лорику из плотной ткани коричневого цвета, то воспользуйтесь выкройкой жилетки с полукруглым вырезом. Ее можно сделать широкой и надевать через голову. Декорируют панцирь воина золотыми эмблемами и вставками.

Нижняя защита

Отдельно для наряда легионера нужно сделать нижнюю защиту. У настоящего воина она была из плотной кожи или металлических пластин. Ребенку можно сделать ее из равной ширины полосок картона или текстиля с заостренными краями, как на фотографии ниже. Они могут располагаться в один ряд и быть равной длины, однако красиво будет смотреться защита в два уровня. Нижние полоски делают большей длины, а второй, верхний ряд - короткими. Можно на каждой детали снизу приклеить кружки или ромбы из желтой или золотистой бумаги.

Сами полоски крепят на веревке или тонкой атласной ленте на поясе, завязав ее на узел сбоку. Изготовить такие детали можно из плотного картона или фетровых листов. Данный материал имеет хорошую насыщенность оттенков, прекрасно режется ножницами и его края не осыпаются. Также на фетр отлично приклеиваются элементы аппликации. Из данного материала можно сшить нарукавники и наголенники, которые сзади на ногах завязываются лентами. Для этого по боковым сторонам сделайте несколько отверстий и вставьте ленту или веревку, закрепите деталь шнуровкой.

На ноги легионеры Древнего Рима надевали кожаные сандалии, а ребенку на праздник можно надеть обычные черные чешки. Как сделать детали костюма, мы уже рассмотрели, а теперь разберемся, как смастерить своими руками шлем легионера. Они бывают разных видов, поэтому и способы их изготовления отличаются кардинально.

Картонный шлем

Головной убор воина римской армии был сделан из прочного металла толщиной до 2 мм. Названия шлемы римских легионеров имели разные в зависимости от внешнего вида. Для костюма ребенку можно сделать куполообразный головной убор с закрытым лицевым забралом, которое не является подвижным элементом. Делают шлем из плотного картона следующим способом:

  1. Из полоски шириной 4 см собирают ободок по размеру обхвата головы ребенка и его края закрепляют скрепками с помощью канцелярского степлера.
  2. Потом вырезают еще две длинные полоски такой же ширины и складывают перпендикулярно друг к другу.
  3. Крест располагается на макушке шлема и укрепляется на ободке после примерки на голову мальчика.
  4. Пустоты между полосами заполняются вырезанными из картона секторами. Их размер измеряют гибким метром.
  5. Свисающие края заворачиваются внутрь и приклеиваются клеем ПВА. Оставляют длинный отрезок на лицевой части шлема римского легионера.
  6. Отдельно вырезают забрало с отверстиями для глаз. Его форма хорошо видна на фотографии ниже.

Дальше поделку декорируют. Сам шлем оклеивают серебристой цветной бумагой по лицевой стороне. Останется сделать украшение в виде гребня из яркой красной двусторонней бумаги. Широкие ленты нарезаются «лапшой» ножницами, но не до конца. Нужно оставить тонкую полоску для приклеивания на шлем. Перед тем как прикреплять заготовку на головной убор, согните ровные полоски под прямым углом к нарезанной детали и намажьте их клеем. Все, куполообразный шлем готов! Дальше расскажем, как сделать другую разновидность головного убора для защиты головы легионера.

Апуло-коринфские шлемы

Это особая разновидность шлемов с полностью закрытой лицевой частью. Позаимствованы они для амуниции римской армии от греков, однако применялись недолго. Если вы хотите ребенку сделать этот старинный шлем, то внимательно рассмотрите фотографию образца ниже.

Для изготовления поделки лучше воспользоваться белым плотным картоном. Начинается сборка шлема с ободка, как и в первом варианте, однако верхушка его собирается уже не из двух перекрещенных полосок, а из нескольких, заполняющих всю макушку шлема. Забрало вырезают по нарисованному шаблону из двух одинаковых частей. На лицевой стороне они соединяются вместе наклеиванием полоски снизу и сверху заготовки. Останется заклеить всю поверхность серебристой бумагой и прикрепить сзади защиту шеи, которая похожа на козырек полукруглой формы.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками наряд легионера для карнавала или театральной постановки.

Капюшон ниндзя сделать его легко, но в этом случае образ будет оставаться незавершенным. Так почему бы не позаботиться о создании полноценного костюма? Тем более что ответ на вопрос о том, как сделать костюм ниндзя своими руками, более чем прост - потребуется выполнить несколько простых действий, и ребенок сможет отправиться на праздник в облике любимого героя.

Этап 1

Для первого шага, в создании наряда ниндзя, потребуется обычная футболка - важную роль играет лишь размер изделия, ведь она должна оборачиваться вокруг головы. Вещь нужно разложить на ровной поверхности, свернуть - изделие скатывается в плотный рулон, начиная от нижнего края.

В результате получается подобие повязки - отличительного знака настоящих ниндзя. Она надевается на голову, а края завязываются на затылке. Можно завернуть рукава в середину или же оставить их свободными - в любом случае капюшон скроет все огрехи.

Что же касается оттенка футболки, то каждый ниндзя самостоятельно выбирает свой цвет - все зависит от личных предпочтений. Поэтому ответ на вопрос о том, как сделать зеленого ниндзя лего, более чем прост - подобрать одежду подходящего оттенка.

Этап 2

Когда повязка готова, пора приступить к созданию пояса, который обязательно украшает ниндзя. Процесс практически полностью повторяет предыдущий этап: футболка раскладывается на ровной поверхности, аккуратно скатывается в плотный рулон, но уже вокруг головы её оборачивать не придется. При выборе основы для создания этого элемента костюма, стоит предварительно измерить собственную талию. Что касается ширины - то она должна быть немного больше объема руки.

Рукава «заводятся» назад - середина изделия должна находиться точно по центру живота. Пояс надевается максимально плотно, но стоит учитывать, что образ будет выглядеть не лучшим образом, если спину бравого ниндзя будет украшать огромный узел.

Рукава аккуратно завязываются, после чего «скрываются» в пояс. Важно присобрать пояс таким образом, чтобы горловина футболки находилась во внутренней его части. Это самый простой способ для тех, кто ищет, как сделать костюм ниндзя в домашних условиях.

Этап 3

В качестве основы для облика ниндзя, понадобиться еще одна футболка. Она надевается поверх основной одежды, после чего рукава заправляются внутрь - изделие должно выглядеть как жилетка. Очень важно выполнить работу максимально аккуратно - никаких складок или же изгибов. Лучше всего и вовсе сшить рукава с основным изделием, но для этого потребуется хотя бы минимальные швейные навыки - в противном случае линия шва будет слишком явно, а наряд будет смотреться неаккуратно.

Тому, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, удлиненная футболка - изначально она надевается обычным образом, после чего нижняя часть натягивается за голову. В результате эти манипуляций получается подобие обтягивающего жилета - именно так выглядят ниндзя.

Возможно, придется экспериментировать с несколькими нарядами, выбирая для костюма ниндзя тот, который будет сидеть наиболее удобно, совершенно не стесняя движений. Для ребенка отлично подойдет одежда родителей.

Этап 4

Капюшон. И снова пригодится футболка - изделие с длинными рукавами надевается на голову таким образом, чтобы горловина находилась на макушке, а ткань закрывала уши и нос. Именно так выглядит истинный воин.

Задняя часть натягивается на лоб - не стоит беспокоиться о том, что стала открытой линия волос, ведь её скроет специальная повязка. Важно, чтобы наряд ни в коем случае не мешал маленькому обладателю - капюшон должен быть достаточно плотным, но не давить на голову и не доставлять ни малейшего дискомфорта.

После того как капюшон удобно надет, он фиксируется на голове - вместо завязок используются рукава. Можно и вовсе оставить их свободными, но лучше скрыть под капюшоном, чтобы они не мешали во время активных развлечений. При желании, аналогичным образом можно и выполнить и любой другой наряд из этой серии.

Это отличный ответ на вопрос о том, как сделать костюм черепашки ниндзя своими руками.

Этап 5

Чтобы сделать костюм ниндзя, необходимо позаботиться и о защите конечностей. Футболка оборачивается вокруг бедра - сложить изделие необходимо таким образом, чтобы рукава и воротник не были заметны. Все узлы должны находиться сзади - чем незаметнее они будут, тем лучше.

Рукава также обматываются вокруг ноги, как и основное изделие. Аналогичный процесс повторяется и для второй ноги.

В данном случае футболка обматывается вокруг бедер, после чего порядок действий выполняется и для голеней. Когда ноги защищены, пора позаботиться и о руках - они обматываются абсолютно так же, как и нижние конечности. Либо же можно изначально надеть футболку с длинными рукавами - главное лишь подобрать подходящий оттенок. Но важно помнить простое правило: чем больше слоев, тем реалистичнее образ ниндзя.

Чтобы упростить процесс создания наряда, стоит просмотреть подходящее видео. Как сделать костюм ниндзя - все этапы процедуры описываются максимально подробно. Образ практически завершен, но остается лишь определить, какую сторону предстоит для себя принять, ведь от этого зависит и стиль наряда. Добро традиционно предпочитает светлые оттенки, а злу более свойственны темные тона.

Этап 6

Подготовка не отнимет много времени - остается лишь примерить готовое изделие . Изначально надеваются вещи, которые составят его основу - оптимальным вариантом станут футболка и штаны или же лосины для тренировок. Но важно помнить, что вещи должен сочетаться по цвету - многообразие оттенков не свойственно облику ниндзя.

Тем, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, стоит учитывать, что самые популярные тона, это:

Иногда и девочки желают примерить на себя облик храброго воина - в этом случае и розовые оттенки будут смотреться удивительно стильно.

Поверх основы последовательно надеваются все элементы наряда. Лучше всего воспользоваться для этой цели чьей-либо помощью - это значительно упростит сборы. Потребуется ведь отрегулировать капюшон, завязать за спиной узлы, зафиксировать изделие максимально плотно и удобно, чтобы ничто не съезжало, даже во время активных развлечений.

Не стоит отказывать ребенку в удовольствии выбора - пусть чадо самостоятельно подберет для себя подходящее оружие и аксессуары . Это могут быть различные вариации мечей, специальные звезды, используемые для метания или даже кинжалы. Обувь, перчатки, значки - все это придаст облику завершенность.

    Ниндзя - однотонный наряд, который создается из однотонных футболок. Но при желании можно и сыграть на контрасте.

    Ничего лишнего - узлы важно аккуратно заправить внутрь, спрятав горловину и рукава. Можно заколоть их булавкой, но лучше сделать несколько аккуратных швов.

Важно

    Слишком туго повязанный пояс или защита для рук и ног может стать причиной онемения конечностей или же болезненных ощущений.

    Для создания потребуется около 12 футболок - можно заменить их отрезами ткани

    Однотонные штаны или брюки


    Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Вся история, все ее этапы отразились в развитии одежды римлян. Римская культура формировалась и развивалась под влияниями различных культур, но прежде всего, древнегреческой. Природно-климатические условия Древнего Рима, были гораздо суровее, нежели на Балканах, нехватка плодородных земель, трудные жизненные условия сформировали римлян как суровых, мужественных и практичных людей. Поэтому римский идеал красоты отличался от древнегреческого. Дальнейшая захватническая политика и бесконечные войны сформировали выработке такого идеала: мужчины крепкого телосложения, выносливые, суровые, женщины должны быть величественны, иметь плавную походку, обладать круглыми плечами, широкими бедрами и маленькой грудью. Основная черта эстетического идеала римлян является строгость и простота во всем.

    Ткани, орнамент, цветовая гамма

    Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело.
    Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
    Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов.
    Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81-96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.
    Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

    Мужской костюм

    Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хитона и гиматия, хотя имели общие черты.
    Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой (от лат. fibula, скоба - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.). И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам.
    Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi» ) . Называлась такая туника «tunica laticlavia» . Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике - «angusticlavia» . Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.


    У римлян бытовало выражение «populas tunicatus» , то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» («tunicati» ). Простонародная туника была короткой и темной («tunica pulla» ). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво - такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
    Тунику носили одну или две, однако при Августе в моду вошло ношение трех и более туник - например, Август носил четыре. Тунику подпоясывали ниже груди; когда их надевали несколько, то подпоясывали только нижнюю, безрукавную.
    Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа. Приведем пример названий некоторых туник: туника ректа (прямая, узкая); туника претекста (с одной пурпуровой полосой, носилась высшими магистратами, например, сенаторами (так называемая туника латиклавия ) или римскими мальчиками до 16 лет); туника палмата (украшенная вышитыми пальмовыми листьями, отличительный признак триумфатора); туника ангустиклавия (с одной или двумя узкими пурпуровыми полосками вдоль тела, носилась всадниками); туника парагауда (с пришитыми парчовыми полосками) и т.д.


    Древние римляне называли себя «gens togata» - «людьми в тоге». Тога - одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие».Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Виргилий (Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до н.э., Андес близ Мантуи - 21 сентебря 19 год до н.э.,Брундизий) - национальный поэт Древнего Рима, автор "Энеиды", прозван "мантуанским лебедем") называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Тога была официальным, торжественным облачением, обязательным для ношения в определённых ситуациях.
    Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: «cedant arma togae» - «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие («toga enitescere» -«добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат («dercreto togae» - «закон тоги»).


    Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу («toga virieis» ). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой («toga praetexta» ), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу («toga candida» , откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу («toga palmeta» ) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу («toga picta» )на ней были золотом вышиты сцены из римской истории. Императорской тоге надлежало быть пурпурной («toga purpurea» ). Повседневная тога («Toga pura» ) изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.По случаю траура надевали серую тогу («toga pullа» ). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.


    Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед - почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку - ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита.)на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.


    Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.
    Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.

    Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ , напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями. Плащ тщательнейшим образом подбирался под цвет туники и носился на груди фибулой, прикрывая плечи. Низшие классы носили короткие плащи, которые, кстати сказать, были намного удобнее, чем плащи для высших персон. Немного позже такие плащи стала надевать аристократия. Существовало несколько разновидностей плащей: сагум - солдатский плащ выполненный из грубой шерсти и имеющий капюшон, лацерна - плащ средней длины с капюшоном и застегивающийся под подбородком фибулой и стягивающийся поясом, палюдаментум - военный плащ, выполненный из тонкой белой или пурпурной ткани. На таком плаще находилось множество складок, а застегивался он на правом плече.


    В позднем Риме стали носить различные варианты пенулы. Пенула - плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Пенула была традиционной одеждой пастухов, ее надевали путешественники, представляла собой накидку косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном и без. Носили ее не подпоясанной.
    Постепенно эта одежда вытесняется другой, более глухой, которая позволяет скрывать естественные формы и пропорции фигуры. Такие изменения произошли в связи с влиянием на римскую культуру восточноазиатских традиций и распространением христианской идеологии в Риме.
    Начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения.


    Женский костюм

    Драпировка составляла также основу женского костюма. Его главными частями были туника (по крою не отличавшаяся от мужской) и стола.


    Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
    Туника служила нижней одеждой, поверх которой надевался корсет (строфиум/мамилларе) из тонкой кожи и стола. Стола повторяла фасон туники, только была более широкой и длинной, понизу ее обшивали плиссированной оборкой. Она сочеталась с туникой за счет комбинаций различных фактур и разной плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления. Стола подпоясывалась с напуском, вариации которого создавали требуемые пропорции. Верхней одеждой служил драпирующийся плащ – палла , который иногда заменялся пенулой.


    Столу во II веке н. э. сменила палла , а тогу паллий (лат. pallium) - представлял собой упрощённый греческий гиматий - кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


    Голову покрывали вуалью или краем паллы. Основными видами отделки и украшений служили вышивка и бахрома. В III-IV вв., когда изменилось представление о красоте женской фигуры, развитые формы и подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, сменились плоскими статичными формами. Легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка были заменены тяжелыми восточными тканями с крупным рисунком. Такие ткани держали форму, не позволяя в соответствии с христианскими представлениями о приоритете души демонстрировать красоту фигуры, ее пластику. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания коричневых тонов с золотисто-желтым, лиловых с зеленым, голубых с серым. Обувью служили мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.


    Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia ), ботинки (лат. calcei ) и сапоги (лат. caligae ). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500-1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут. Существовала обувь сенаторов, консулов, воинов. Все слои могли носить сандалии, но лишь свободные граждане имели право носить высокие сапоги-кальцеи . Аристократы носили такие сапоги с серебряными пряжками и черными ремнями, обычные римляне носили черные без украшений. Кальцеи императора были пурпурные. Выражение «надеть пурпурные башмаки» означало занять трон. Солдаты и путешественники обували калига – высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами, толстой подошвой и подбитые гвоздями. Император Гай Цезарь Август Германик получил прозвище «Калигула» (лат. caligula - уменьшительное от caliga), потому что большую часть своего детства он провел в военных лагерях армии и носил легионерскую одежду, включая сапоги, сшитые по его размеру. Крестьяне носили курбатины – обувь из куска сыромятной кожи, скрепленная ремешками. Деревянную обувь носили рабы или бедняки.




    Головные уборы

    Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венками из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла. Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора, то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора - vitta - шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон).

    Украшения и аксессуары

    Украшения для римлян значили больше, чем для греков, так как они должны были сделать костюм «правителя мира» репрезентативным. К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца, браслеты, фибулы. К женским украшениям относились шейные цепочки и ожерелья различной формы, кольца и браслеты, которым обычно придавали греческую форму свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, также преимущественно греческой формы, пряжки и застежки. Увлечение украшениями достигло апогея в период Империи (перстни носили по 5-6 штук на каждом пальце). Из драгоценных камней особенно высоко ценились бесцветные, особенно – алмаз и опал. Жемчуг называли унио (единство). Им украшали волосы, шею, вставляли в серьги, в перстни, браслеты. К модным ювелирным безделушкам относились также янтарные и хрустальные шары, которые носили в руках.


    Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе. Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides) и цепочки на бёдра. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
    Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко - алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён

    императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни - имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
    Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.

Последние материалы раздела:

Когда можно стричь волосы по оракулу
Когда можно стричь волосы по оракулу

Лунный календарь стрижек представляет собой подобие обычного календаря, с той разницей, что в нем будут указаны благоприятные и неблагоприятные дни...

Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?
Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?

Посеченные кончики беспокоят многих дам, которые обладают длинной шевелюрой. Питательные вещества трудно поступают в конец волоска, поэтому...

Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?
Можно ли самостоятельно в домашних условиях подстричь кончики волос: способы и методы, ножницами или машинкой?

Красивые, ухоженные волосы – предмет гордости каждой представительницы прекрасного пола. Каждая девушка хоть раз задумывалась о смене имиджа, и...