Какую одежду носили викинги. Во что одевались викинги. В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам

Викинги... Это слово еще несколько веков тому назад стало именем нарицательным. Оно символизирует силу, мужество, отвагу, но мало кто уделяет внимание деталям. Да, викинги добывали победы и прославились ими на века, но вот доставалась она им не только благодаря собственным качествам, но в первую очередь за счет использования наиболее современного и эффективного оружия.

Немного истории

Период в несколько столетий с VIII по XI век в истории называют эпохой викингов. Эти скандинавские народы отличались воинственностью, отвагой и невероятным бесстрашием. Смелость и присущее воинам физическое здоровье культивировались всеми возможными на то время способами. В период своего безоговорочного превосходства викинги достигли больших успехов в боевом искусстве, причем совершенно не важно было, где происходила битва: на суше или в море. Они вели боевые действия как в прибрежных районах, так и глубоко на континенте. Не только Европа стала для них ареной сражений. Их присутствие отметили и народы Северной Африки.

Превосходство, проявляющееся в деталях

Скандинавы вели боевые действия с соседними народами не только ради добычи и обогащения - они основывали на отвоеванных землях свои поселения. Викинги оружие и доспехи украшали своеобразной отделкой. Вот здесь-то и демонстрировали свое искусство и талант ремесленники. На сегодняшний день можно утверждать, что именно в этой области они наиболее полно раскрывали свои умения. Принадлежащее низшим социальным слоям оружие викингов, фото которого поражают даже современных умельцев, отображало целые сюжеты. Что уже говорить об оружии воинов, принадлежащих к высшим кастам и имеющим знатное происхождение.

Какое было оружие у викингов?

Оружие воинов отличалось в зависимости от социального положения их владельцев. У воинов знатного происхождения были мечи и разного рода и формы топоры. Оружие викингов низших сословий представляло собой в основном луки и заостренные копья разных размеров.

Особенности защиты

Даже самое совершенное в те времена оружие порой не могло выполнить свои основные функции, ведь во время боя викинги находились со своим противником в довольно близком контакте. Основной защитой викинга в бою был щит, так как иные доспехи были по карману не каждому воину. Предохранял он в основном от метательного оружия. В большинстве своем это были большие круглые щиты. Их диаметр составлял около метра. Он защищал воина от колен до подбородка. Нередко противник намеренно разбивал щит, чтобы лишить викинга защиты.

Как делали щит для викингов?

Щит изготавливался из досок толщиной 12-15 см, иногда даже было несколько слоев. Скреплялись они между собой специально созданным клеем, а прослойкой часто служила обычная дранка. Для большей прочности сверху щит покрывали кожей убитых животных. Края щитов были укреплены бронзовыми или железными пластинами. Центром служил умбон - полукруг из железа. Он и защищал руку викинга. Отметим, что удержать такой щит в руках, да и еще во время боя, было под силу не каждому человеку. Это в очередной раз свидетельствует о невероятных физических данных воинов тех времен.

Щит викинга - не просто защита, но и произведение искусства

Чтобы воин во время боя не мог потерять щит, использовали узкий ремень, длину которого можно было регулировать. Он крепился с внутренней стороны на противоположных краях щита. При необходимости применения другого оружия щит легко можно было забросить за спину. Также это практиковалось во время переходов.

В большинстве окрашенные щиты были красного цвета, но встречались и с различной яркой росписью, сложность которой зависела от мастерства ремесленника.

Но как и всё пришедшее из древних времен, форма щита претерпевала изменения. И уже к началу XI в. у воинов появились так называемые миндалевидные щиты, которые выгодно отличались от своих предшественников по форме, защищая воина практически полностью до середины голени. Также их отличал значительно меньший по сравнению с предшественниками вес. Однако они были неудобны для сражений на кораблях, а происходили они все чаще и чаще, и поэтому особого распространения у викингов не получили.

Шлем

Голову воина обычно защищал шлем. Своеобразную рамку его образовывали три основные полосы: 1 - налобная, 2-я - от лба до затылка, 3-я - от уха до уха. К этой основе крепились 4 сегмента. На макушке (в том месте, где происходило перекрещивание полос) был очень острый шип. Лицо воина частично защищала личина. Сзади к шлему крепилась кольчужная сетка, называемая бармицей. Для соединения частей шлема использовали специальные заклепки. Из небольших металлических пластин образовывали полусферу - чашку шлема.

Шлем и социальный статус

В начале X века у викингов появились шлемы конической формы, а для защиты лица служила прямая носовая пластина. Со временем на их место пришли цельнокованые шлемы с подбородочным ремнем. Есть предположение, что внутри заклепками крепилась тканевая или кожаная подкладка. Матерчатые подшлемники уменьшали силу удара в голову.

Простые воины не имели шлемов. Их головы защищали шапки из меха или толстой кожи.

Шлемы состоятельных владельцев были с украшениями и цветными метками, по ним распознавали воинов в бою. Головные уборы с рогами, которыми изобилуют исторические фильмы, встречались крайне редко. В эпоху викингов они олицетворяли высшие силы.

Кольчуга

Викинги большую часть жизни проводили в сражениях и, следовательно, знали, что раны часто воспалялись, а лечение было не всегда квалифицированным, что влекло столбняк и заражение крови, а зачастую и смерть. Именно поэтому доспехи помогали в суровых условиях выжить, но позволить себе их носить в VIII-X вв. могли лишь состоятельные воины.

Кольчугу с короткими рукавами и длиной до бедра носили в VIII веке викинги.

Одежда и оружие разных сословий значительно отличались. Простые воины для защиты использовали и нашивали костяные, а позже металлические пластины. Такие куртки были способны отлично отразить удар.

Особо ценная составляющая

Впоследствии длина кольчуги увеличилась. В XI в. на полах появились разрезы, что очень приветствовалось наездниками. В кольчуге появились более сложные детали - это лицевой клапан и подшлемник, что помогало защитить нижнюю челюсть и горло воина. Вес ее составлял 12-18 кг.

Викинги очень бережно относились к кольчугам, ведь от них часто зависела жизнь воина. Защитные одеяния имели большую ценность, поэтому их не оставляли на поле битвы и не теряли. Часто кольчугу передавали по наследству.

Ламеллярные доспехи

Стоит также отметить и Они вошли в арсенал викингов после набегов на Ближний Восток. Такой панцирь изготовлен из железных пластинок-ламелл. Они были уложены слоями, немного накрывая друг друга, и соединены шнуром.

Также к доспехам викингов относят полосчатые наручи и поножи. Они изготовлялись из металлических полосок, ширина которых - около 16 мм. Крепились они кожаными ремнями.

Меч

Меч занимает главенствующее положение в арсенале викингов. Это Для воинов он был не просто оружием, несущим неминуемую смерть врагу, но и хорошим другом, обеспечивающим магическую защиту. Викинги все остальные элементы воспринимали как требуемые для боя, но меч - это отдельная история. С ним связывали историю рода, его передавали из поколения в поколение. Воин воспринимал меч как неотъемлемую часть самого себя.

В захоронениях воинов часто находят оружие викингов. Реконструкция позволяет нам ознакомиться с его первоначальным видом.

В начале эпохи викингов была широко распространена узорчатая ковка, но со временем, благодаря использованию более качественной руды и модернизации печей, стало возможным изготавливать клинки, которые отличались большей прочностью и легкостью. Форма лезвия стала тоже другой. Центр тяжести переместился к рукоятке, а лезвия к концу резко сужаются. Это оружие давало возможность наносить быстрые и точные удары.

Обоюдоострые мечи с богатыми рукоятками выступали парадным оружием состоятельных скандинавов, а в бою были не практичны.

В VIII-IX в. на вооружении викингов появляются мечи франкского образца. Они заточены с двух сторон, а длина прямого клинка, сужающегося к закругленному острию, была чуть меньше метра. Это дает основание считать, что такое оружие также подходило и для рубки.

Рукояти на мечах были разных типов, они отличались эфесами и формой головки. Для украшения рукояток использовали серебро и бронзу в раннем периоде, а также чеканку.

В IX и X веках рукояти украшаются орнаментом из медных полосок и олова. Позже в рисунках на рукояти можно было обнаружить геометрические фигуры на оловянной пластинке, которые были инкрустированы латунью. Контуры подчеркивала медная проволока.

Благодаря реконструкции на средней части рукояти мы можем видеть ручку, выполненную из рога, кости или дерева.

Деревянными были и ножны - они иногда покрывались кожей. Внутри ножны были усланы мягким материалом, который еще защищал от продуктов окисления клинка. Зачастую это была намасленная кожа, навощенная ткань или мех.

Сохранившиеся рисунки эпохи викингов дают нам представление о том, как носили ножны. Вначале они находились на перекинутой через плечо перевязи слева. Позже ножны стали подвешивать к поясному ремню.

Сакс

Холодное оружие викингов может быть представлено и саксом. Он использовался не только на поле боя, но и в хозяйстве.

Сакс представляет собой нож с широким обухом, у которого лезвие заточено с одной стороны. Все саксы, судя по результатам раскопок, можно разделить на две группы: длинные, длина которых составляет 50-75 см, и короткие, длиной до 35 см. Можно утверждать, что последние являются прототипом кинжалов, большинство из которых современные мастера также доводят до статуса произведения искусства.

Топор

Оружие древних викингов - топор. Ведь большинство воинов было небогатым, а такой предмет имелся в любом хозяйстве. Стоит заметить, что конунги также их использовали в сражениях. Рукоять топора составляла 60-90 см, а режущая кромка - 7-15 см. При этом он не был тяжел и позволял маневрировать во время боя.

Оружие викингов, топоры «с бородкой», в основном использовались в морских сражениях, так как они имели квадратный выступ внизу лезвия и отлично подходили для абордажа.

Особое место стоит отвести топору с длинной рукояткой - секире. Лезвие секиры могло быть до 30 см, рукоятка - 120-180 см. Не зря это было излюбленное оружие викингов, ведь в руках крепкого воина она становилась очень грозным оружием, причем ее внушительный вид сразу подрывал моральный дух противника.

Оружие викингов: фото, отличия, значения

Викинги считали, что оружие имеет магическую силу. Оно долго хранилось и передавалось по наследству. Воины, имеющие достаток и положение, украшали топоры и секиры орнаментом, благородными и цветными металлами.

Иногда задают вопрос: какое главное оружие викингов - меч или топор? Воины в совершенстве владели этими видами оружия, но выбор всегда оставался за викингом.

Копье

Оружие викингов нельзя представить без копья. По легендам и сагам, северные воины очень чтили этот вид оружия. Приобретение копья не требовало особых затрат, так как древко мастерили сами, а наконечники были просты в изготовлении, хоть и отличались внешним видом и назначением и не требовали много металла.

Копьем мог быть вооружен любой воин. Небольшие размеры позволяли его держать как двумя, так и одной рукой. Использовали копья в основном для ближнего боя, но иногда и как метательное оружие.

Особо стоит остановиться на наконечниках копья. Вначале у викингов копья были с наконечниками в форме ланцета, рабочая часть которых плоская, с постепенным переходом в небольшую тулью. Длина его - от 20 до 60 см. В дальнейшем встречались копья с наконечниками разных форм от листовидной до треугольной в сечении.

Викинги воевали на разных континентах, и их оружейники умело использовали элементы оружия противника в своей работе. Оружие викингов 10 веков назад претерпело изменение. Копья не стали исключением. Они стали более прочными из-за укрепления в месте перехода к тулье и были вполне пригодными для таранных ударов.

Совершенству владения копьем, по сути, не было предела. Это стало своего рода искусством. Самые искушенные в этом деле воины не только одновременно метали копья с обеих рук, но и могли на лету поймать его и отправить обратно неприятелю.

Дротик

Для ведения боевых действий на расстоянии около 30 метров нужно было особое оружие викингов. Название ему - дротик. Он вполне был способен заменить многие более массивные орудия при умелом использовании воином. Это легкие полутораметровые копья. Наконечники у них могли быть как у обычных копий либо подобные гарпуну, но иногда встречались черешковые с двушипной частью и втульчатые.

Лук

Это распространенное в оружие обычно изготавливали из цельного куска вяза, ясеня или тиса. Оно служило для ведения боя на большом расстоянии. Стрелы для лука длиной до 80 сантиметров делали из березы или хвойных деревьев, но обязательно старых. Широкие наконечники из металла и специальное оперение отличали стрелы скандинавов.

Длина деревянной части лука достигала двух метров, а тетивой чаще всего были сплетенные волосы. Требовалась огромная сила для работы с таким оружием, но именно ею и славились воины-викинги. Стрела поражала врага на расстоянии 200 метров. Викинги использовали луки не только в ратном деле, поэтому и наконечники стрел были самыми разными, учитывая их предназначение.

Праща

Это тоже метательное оружие викингов. Своими руками изготовить его не составляло большого труда, так как нужна была лишь веревка или ремень да кожаная «люлька», куда помещался камень округлой формы. Достаточное количество камней собирали при высадке на побережье. Оказавшись в руках умелого воина, праща способна послать камень, чтобы поразить противника в сотне метров от викинга. Принцип действия этого оружия прост. Один конец веревки крепился в области запястья воина, а другой он держал в кулаке. Пращу вращали, увеличивая число оборотов, и на максимуме разжимали кулак. Камень летел в заданном направлении и сражал врага.

Викинги оружие и доспехи всегда содержали в порядке, так как воспринимали их частью самих себя и понимали, что именно от него зависит результат боя.

Несомненно, все перечисленные виды оружия помогли викингам снискать славу непобедимых воинов, и если враги очень боялись оружия скандинавов, то сами владельцы относились к нему очень уважительно и трепетно, часто наделяя именами. Многие виды оружия, участвовавшие в кровопролитных боях, передавались по наследству и служили залогом того, что молодой воин будет смелым и решительным в бою.

Эта статья изначально была напечатана в Pikestaff Arts and Sciences Issue (December 1994), публикации Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.).

Археологические источники.

Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались.

Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества “украшений“ для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки – плащ – очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.

В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebo, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.

Эстетика.

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.

Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды – “бамбакион“ (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель – марена), синий (краситель – вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды). Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель – ореховая скорлупа).

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.

Историческая зарисовка

Так же, как и женский костюм, мужская одежда Эпохи Викингов была частью традиции, восходящей к древним временам. Тацит описывал германскую одежду римского Железного Века в труде «Германия», гл. 17:

Tegumen omnibus sagum fibula aut, si desit, spina consertum: cetera intecti totos dies iuxta atque ignem agunt. Locupletissimi veste distinguuntur, non fluitante, sicut Sarmatae ac Parthi, sed stricta et singulos artus exprimente. Gerunt et ferarum pelles, proximi ripae neglegenter, ulteriires exquisitius, ut quibus nullus per commercial cultus. Eligunt feras et detracta velamina spargunt maculis pellibusque beluarum, quas exterior Oceanus atque ignotum mare gignit.

Верхняя одежда у всех - короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки - какие придется, те, что вдалеке от них, - с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем .

Плащи, описываемые Тацитом, представлены в археологии удивительно большим количеством фрагментов, наиболее сохранившиеся из которых происходят из болот. Это большие прямоугольные куски шерстяной саржи, размером примерно 8 футов х 5 футов 6 дюймов (2,5 х 1,5 м), очень часто украшенные плетёными на дощечках кромками и кисточками. Эти плащи обычно представляются шедеврами ткачества, в том смысле, что они могли быть доступны только очень богатым людям, но фактически переплетение ткани плащей никогда не бывает исключительным. Йоргенсен указывает, что хотя современные ткачи, возможно, пытались произвести аккуратные реплики, только широкие плетёные на дощечках края лучших экземпляров имеет выдающееся качество, и даже они были бы гораздо легче сплетены древними ткачами, чем современными имитаторами. У многих плащей недостаёт этих широких краёв, некоторые имеют более узкие края, а другие не имеют кромки вовсе; эти более простые типы могут быть недостаточно представлены среди находок и, возможно, являются более типичными для обычного германского плаща.


44 Шерстяная рубаха и шерстяные бриджи с пришитыми носками из Торсбьёрга, Германия

Тацит намекает на то, что другая одежда, помимо плаща, являлась редкостью среди германцев, а Цезарь также отмечал, что германцы одевались очень легко. Некоторые римские скульптуры подтверждают, что они могли не надевать ничего, кроме плаща, в то же время значительное количество римских скульптур изображают германцев одетыми в штаны и рубахи, иногда как раз узкие, как их описывал Тацит. По крайней мере, в последующие века эти элементы одежды станут неотъемлемой частью повседневного костюма.

Слово камиза (‘рубаха’) появилось в Латинском языке к концу римского периода, обозначая плотно посаженную льняную тунику с длинными, узкими рукавами (Jerome, Письма, Книга 64, no.II); эта форма одежды очень отличалась от традиционной мешковатой римской туники. Этимология латинского слова, очевидно, ведёт через галльский к германскому корню, и предмет одежды, который оно описывает, также мог быть получен из Германии Железного Века. Длиннорукавная, узко скроенная рубаха, камиза фактически полностью соответствует галльскому костюму, описанному Страбоном, и упоминаемой Тацитом плотно облегающей германской одежде. По большому счёту, находка римской эпохи из Торсбьёрга, Германия, близко соответствует этим описаниям, хотя она сделана из хорошей шерстяной ромбовидной саржи, а не изо льна; она всего 22½ дюйма (57 см) шириной и прошнурована с обеих сторон для более плотного облегания (44,45).

45 Выкройка рубахи из Торсбьёрга. Рукава расположены таким образом, что шов встречается со спиной на расстоянии около 3 дюймов (7 см) ниже шва на плечах. Нижняя часть рукавов оформлена диагональной прошивкой поперёк ткани. Бока рубахи зафиксированы завязками. Масштаб 1:15 .

Также из Торсбьёрга происходят две пары длинных, облегающих штанов (44, 46). Эти, а также очень простые штаны из Дамендорфа, Германия, отображают по сути одинаковую, выдающуюся конструкцию. Штанина изготовлена из одного куска ткани, сзади отрезанного прямо и с криволинейным передним краем. Шов на штанине поднимается вверх до места встречи с отдельным прямоугольным или трапециевидным седалищем, и один или два куска обычно собираются в промежность. Полоса вокруг верха штанов имеет простые петли для пояса. Подобная конструкция должна была развиться из отдельных чулок, которые просто были соединены вместе при помощи дополнительных кусков ткани в верней части ноги. Обе пары штанов из Торсбьёрга имеют носки; в одной паре они являются частью штанов, в другой они были пришиты, как будто являясь позднейшим дополнением, но с другой стороны, эти носки могли заменять предыдущие, окончательно износившиеся. Штанины Дамендорфских штанов были оторваны снизу, так что мы не можем сказать, оканчивались ли они носками. Похожие штаны с носками отображены на фреске позднего римского аристократа в Силистре, Болгария. Но во времена Тацита штаны были воплощением варварства, поэтому образчик должен был появиться вне римского мира.






46 Выкройки штанов из Германии римского времени.
А) сверху: F.S.3684. Торсбьёрг
Б) напротив сверху: F.S.3685. Торсбьёрг
В) напротив снизу: Дамендорф. Масштаб 1:15.

Спустя примерно четыре столетия после Тацита, гало-римлянин Сидоний Аполлинарий описывал кортеж германского принца Сигисмера (Письма, Книга 4, no.20):

… quorum pedes primi perone saetoso talos adusque vinciebantur; genua crura suraeque sine tegmine; praeter hoc vestis alta stricta versicolor vix appropinquans poplitibus exertis; manicae sola brachiorum principia velantes; viridantia saga limbis marginata punaceis…

… их ноги до лодыжек были зашнурованы в башмаки из жёсткой кожи; колени, глени и икры без прикрытия; помимо этого очень узкие цветные одеяния едва достигали их голых коленей, рукава прикрывают только верх руки; зелёные плащи ограничены красной каймой…

Сидоний продолжает рассказ тем, что они были украшены шкурами северного оленя, что увеличивает вероятность того, что Сигисмер мог быть фактически скандинавским принцем.

Как и Тацит до него, Сидоний отмечал типичные германские плащи и короткую, плотно облегающую одежду. Эти мужчины также не носили штанов, или их штаны заканчивались выше колена. Короткие рукава в этом описании соотносятся с парой безрукавных туник из Северной Германии, из Обеналтендорфа (47) и Маркс-Етцель. 34-х дюймовая (87 см), туника из Маркс-Етцель достаточно широка в плечах, чтобы обеспечить появление коротких рукавов, как это описано у Сидония. Так же, как и туника, в Маркс-Метцель была найдена пара шерстяных штанов длиной до колена, такого же вида, в какие могла быть одета свита Сигисмера (48).

Два описания франкского платья пришли непосредственно из Эпохи Викингов, и я привожу их здесь ради представления о параллельной портновской традиции, имеющей общую родословную со скандинавским костюмом и существовавшей рядом с ней. Существовали продолжительные контакты между франками и скандинавами посредством торговли, переселений и войн, а в 826 году датский конунг Клакк-Харальд вернулся от двора франкского правителя с полученными в дар красивыми одеждами. Первое описание принадлежит Эйнхарду, современнику Карла Великого. Его жизнеописание императора, Vita Karoli, создавалось в 829-36 гг. и содержало описание его типичного одеяния (ch. 23):

Vestitu patrio, id est Francico, utebatur. Ad corpus camisam lineam, et feminalibus lineis induebatur, deinde tunicam, quae limbo serico ambiebatur, et tibialia; tum fasciolis crura et pedescalciamentis constringebat et ex pellibus lutrinis vel murinis thorace confecto umeros ac pectus hieme muniebat, sago veneto amictus…

Он носил одежду своей нации, Франков: затем на своё тело он надевал льняную рубашку и штаны изо льна; затем тунику, отделанную по краю шёлком, и чулки; затем обёртывал глени полотняными лентами, и обувал ноги в башмаки; а куртка, сделанная из шкуры выдры или горностая, защищала его плечи и торс зимой; он носил синий плащ…

Монах Святого Галла, иногда определяемый как Ноткер, написал письмо с отчётом о правлении карла, называемое De Carolo Magno, датируемое 883-4 гг. Оно содержит дополнительные описания традиционного франкского платья, которые расходятся в некоторых моментах с описанием императора у Эйнхарда. Франкские одежды, описываемые здесь, настолько богатые, что могли носиться только представителями знати и богачами:

Erat antiquarum ornatus vel paratura Francorum: calciamenta forinsecus aurata, corrigiis tricubitalibus insignita, fasciole crurales vermiculate, et subtus eas tibialia vel coxalia linea, quamvis ex eodem colore, tamen opera artificiosissimo variata. Super que et fasciolas in crucis modum intrinsecus et extrinsecus, ante et retro, longissime elle corrigie tendebantur. Deinde camisia clizana, post hec balteus spate colligatus…

Ultimum habitus eorum erat pallium canum vel saphirinum quadrangulum duplex sic farmatum, ut cum imponeretur humeris, ante et retro pedes tangeret, de lateribus vero vix genua contegeret.

Таковы были наряды или одеяния франков в прежнее время: башмаки, вызолоченные снаружи, украшенные шнурками в три локтя длиной, окрашенные кермесом ленты на голенях, а под ними чулки и штаны изо льна, такого же цвета, но отличающиеся более замысловатой работой. Поверх них и лент, внутри и снаружи, впереди и позади, длинные шнурки укладывались в виде креста. Далее рубашка из мягкого льна, после которой украшенная перевязь для меча…

Последней из их одежд был плащ, белый или синий, в форме двойного квадрата, таким образом, будучи надетым на плечи, спереди и сзади он достигал ступней, однако по бокам он едва прикрывал колени.

Крестообразно подвязанные шнурки, подобные описанным здесь, были и у молодого аристократа, похороненного в соборе Святого Северина, Кологне, Германия, в восьмом веке. Под длинными шнурками их овчины на нём были надеты белые льняные обмотки.

Пока что было бы неправильным изображать германскую моду неизменной на протяжении сотен лет, разделяющих Тацита и Кнута. Однако обнаруживается неожиданное количество параллелей и сходств между тем, что мы знаем о германском платье римского периода, и скандинавской модой Эпохи Викингов.

47 выкройка безрукавной шерстяной туники римского времени

ЛЬНЯНАЯ ОДЕЖДА

наверх
48 Гениально простая выкройка коротких бриджей из Маркс-Етцель, Германия. Передний клапан заворачивается под промежность и прикрепляется к поясу. Подобный принцип мог использоваться и для льняных бриджей. Масштаб 1:15.

Заметно одно различие в распространении льна в Швеции и Дании Эпохи Викингов. Археологические свидетельства показывают, что викинги могли быть похоронены в льняных рубахах, которые одевались с поясом и часто с плащом, но без шерстяной верхней рубахи или туники. Серебряная пряжка из захоронения викинга в Балладуле, остров Мэн, содержала остатки очень тонко сотканной льняной ткани, которая должна была принадлежать рубахе покойного. Аналогичные находки из Хедебю свидетельствуют о том, что рубахи изготавливались исключительно из качественной ткани из нитей Z-крутки полотняного переплетения, которая служит признаком либо льняной, либо, возможно, лёгкой шерстяной ткани со сходным эффектом. Фрагменты шерстяной полотняной ткани из гавани Хедебю (57), идентифицированные Ингой Хёгг как остатки рубахи, не согласуются с фрагментами, отмеченными на указанных пряжках.

49 Фрагмент выполненного Арбманом плана погребения bj.905 из Бирки, включая подковообразную фибулу (1), железный нож (3), бронзовые одежные крючки (6) и бусину. Арбман 1944

В погребении bj.944 Бирки были обнаружены остатки льняной рубахи, украшенной шёлком и серебряной тесьмой. Рубаха была одета под кафтаном, но это не может означать, что рубаха использовалась исключительно как нижняя или ночная одежда; её богатая отделка указывает на то, эта рубаха предназначалась для демонстрации, и должна была часто надеваться без кафтана. Другой богато украшенный фрагмент льна из Ллан-горс, Уэльс, датируемый концом девятого – началом десятого веков, возможно, был от рубахи и был вышит цветными шёлковыми нитками. Orkneyinga saga , гл. 55, описывает льняное одеяние, богато украшенное золотом, которое также могло быть льняной рубахой.

Льняные рубахи также носили и другие германские народы. Как мы можем видеть, германская мода, кажется, привела к появлению льняной camisia в римском мире, в то время как традиционное одеяние франков, описанное в De Carolo Magno, включало в себя льняную рубаху, надеваемую прямо под плащ, без шерстяной туники. Также и Франкские Анналы Св. Бертина приготовление льняной рубахи (camisia) для зажиточного гражданина Therouanne в сообщении за 862 год. Белые льняные рубахи также можно увидеть на иллюстрациях Каролингского манускрипта, в особенности на миниатюре Первой Библии Карла Лысого (Vivian Bible, Bibliothèque Nationale MS Lat I). Поль Дьякон, писавший в восьмом веке, информирует нас, что и ранние лангобарды и современные ему англичане также носили преимущественно льняную одежду (maxime linea, Historia Langobardum, Книга 4, гл. 22; яркая отделка, упоминаемая им, также предполагает высокий статус владельца). Также льняные рубахи упоминают Bede и Альдхельм в англо-саксонском контексте. Византиец Лев Дьякон писал, что Святослав, князь русов десятого века, и его свита были одеты в простые льняные рубахи. Таким образом, скандинавские льняные рубахи являлись частью общегерманской традиции.

Согласно Vita Caroli и De Carolo Magno франки носили льняные штаны. Богатый франкский костюм, описанный в De Carolo Magno, включал штаны из окрашенного кермесом льна и, несомненно, украшенные вышивкой. Но большинство должно было быть из простого льна, отбеленного или небелёного. Франкские источники De Carolo Magno и Vita Caroli указывают, что льняные штаны одевались без шерстяных верхних штанов, но с обмотками и чулками.

Уникальными среди находок из Бирки являются два маленьких крючка из погребения bj.905, находящиеся прямо под коленями (49). Крючками крепились прочные шерстяные гетры, закрывающие нижнюю часть ноги, а зацеплялись они за железные петельки, которые, видимо, крепились у льняным штанам длиной до колена. Этот редкий случай находки чулочно-носочной одежды викингов in situ подтверждает наши подозрения, что скандинавы, подобно франкам, могли носить только льняные штаны.

В исландских сагах ‘рубаха’ (skyrta) и льняные штаны (lín-brœkr) обычно группируются в одно понятие ‘льняная одежда’ (lín-klœði). Фраза может натолкнуть на мысль о раздетом состоянии, однако не должно означать, что льняная одежда была просто нижней или ночной. Льняная одежда носилась на голое тело, а остальная одежда (такая как плащ, шапка, обувь и обмотки) надевалась поверх неё, однако рубаха и льняные штаны оставались видимыми и были, несомненно, базисом всего костюма. Далёкое от предложения чего-либо необычного о ношении льна, выражение ‘в льняной одежде’ (í linkœđum) в саге на самом деле указывает, что льняная одежда была повсеместной, но было странным носить только лён вне дома. В Fljótsdœla saga , гл. 18, Гуннар встаёт ночью, чтобы пойти в уборную, одетым в льняную одежду, и это должно быть обычным контекстом для такого полуодетого состояния, который должен был сделать его одинаково привычным для читателей и автора.

Хотя лён поздно пришёл в Скандинавию, он был принят с энтузиазмом и стал широко распространённым ещё до Эпохи Викингов. Таким образом, несмотря на жёсткий климат, было бы разумно поместить скандинавов Эпохи Викингов рядом с другими носившими лён германскими народами. Отношение викингов ко льну было, вероятно, сходным с изображённым в латинской полемической поэме одиннадцатого века Conflictus Ovis et Lini, в которой отмечалось, что, несмотря на то, что шерстяная одежда надевается в плохую погоду, льняная носилась всегда (l. 139-56).

Однако стоит сделать исключение для жителей Готланда и западной Норвегии, где лён, вероятно, мало использовался во времена викингов. И это так же может быть верно для ранних исландцев; Так в Fljótsdœla saga, гл. 16, Кетиль надевает шерстяную рубаху и штаны, а автор саги отмечает, что такая же льняная одежда не была надета ‘в тот раз’. В то же время Адам Бременский подтверждает, что в конце Эпохи Викингов норвежцы целиком полагались на собственную шерсть для изготовления одежды.

РУБАХА. ВЫКРОЙКА РУБАХИ

наверх

В сагах ‘льняная одежда’ иногда описывается словосочетанием skyrta ok línbrœkr, ‘рубаха и льняные штаны’. В то время как ткань для brœkr специально указывается как лён, ткань для skyrta, очевидно, может быть определена условно. Для средневековых исландцев в то время skyrta должна была всегда, или почти всегда быть льняной, и есть множество свидетельств того, что рубахи Эпохи Викингов делались изо льна. Группа льняных фрагментов из Йорка времён викингов была интерпретирована как остатки детской рубашки. Фрагменты льняной рубахи были найдены в Бирке, а следы льняной одежды нередко обнаруживаются вместе с поясными пряжками в мужских погребениях. Но наиболее впечатляющей археологической находкой является почти целая льняная рубаха из Виборга, Дания (50, 51). Дошедшая до наших дней рубаха из Виборга, происходящая из погребения, возможно, 1018 г., имеет качество, очень сходное с фрагментами из погребений в Хедебю. Находки поистине поразительны, поскольку такая сохранность льна очень необычна для Северной Европы.


50 Фрагменты льняной рубахи начала одиннадцатого века из Виборга, Дания, после консервации. Масштаб 1:15. Рисунок Маргит Петерсен

Вероятно, можно противопоставить льняную skyrta или ‘рубаху’ саг и kyrtill или ‘kirtle’ , которые, судя по всему, обычно изготавливались из шерсти. Однако, создаётся впечатление, что kyrtill неизвестен в ранней поэзии кроме как в Rígsþula ст. 23; оно встречается в строфах саги как skinn-kyrtill или ‘skin-kirtle’ , но это, как и невеста, одетая в ‘geitakyrtlu’ , из Rígsþula, подразумевает скорее одежду из меха или шкур, а не из шерсти, равно как и Оттар Норвежский говорил королю Альфреду, что он торговал меховыми kirtle’ами из шкур медведей или выдр (berenne kyrtel oððe yterenne), которые он, по-видимому, приобрёл у саамов . Таким образом, словом ‘kirtle’ у викингов могла подразумеваться различная одежда от шерстяного kirtle в сагах, возможно, означающего жилет или thorax, описываемый ниже. Точно так же skyrta не может быть определена как льняная одежда, а упоминание ‘шерстяной рубахи’ в Fljótsdœla saga, гл. 16, точно отражает исторический реалии Исландии и западной Норвегии, где лён мало использовался в Эпоху Викингов. Поэтому слово ‘рубаха’ используется здесь независимо от того, сделана ли одежда изо льна или из шерсти.

51 Реконструкция рубахи из Виборга, вид спереди. Квадратный ворот имеет разрез справа и открывается с помощью скользящих узлов, чтобы показать подкладку, котрая также имела разрез слева. Подкладка закреплена сзади и спереди серией декоративных швов; подкладка имеется только на торсе. Рубаха несколько сужается в направлении талии, ткань подгибается и задняя пола заходит на переднюю. Масштаб 1:15 52 Выкройка шерстяной туники из Рипсхольд Моус, Нидерланды, датируемой первым или вторым веками н. э. Все одеяние соткано как один фигурный кусок, включая рукава и ворот. 45 дюймов (115 см) в длину, она намного больше её типичного Германского эквивалента, представленного рубахой из Торсбьерга. Масштаб 1:15

После появления льна, скандинавский мужчина мог начать надевать вторую рубаху из шерсти поверх льняной рубахи, и такая двуслойность иногда прослеживается на иллюстрациях большого мира викингов, как, например, на изображении короля Эдуарда на смертном ложе на гобелене из Байо. Это новое разграничение между нижней верхней рубахами могло привести к переопределению термина kyrtill в конце Эпохи Викингов. Однако, верхняя рубаха одевалась не всегда; она не использовалась франками Ноткера и англичанами Поля Дьякона, в то время как автор Konungs Skuggsjá считает необходимым давать наставления против ношения льна сверху даже в Норвегии тринадцатого века.

Этимологически, слово skyrta, ‘рубаха ’, вероятно, описывает предмет одежды, скроенной из ткани, в противопоставление одежде, подобной плащу, которая могла быть соткана целиком. Как и плащ, туника в римском стиле тоже могла быть соткана одним куском, как дошедшая до наших дней туника из Reepsholt Mose, Нидерланды, которая была соткана одним куском, включая рукава и ворот (52). Но одежда, выкраиваемая по размеру, более предпочтительна с точки зрения удобства ткачества, и это, несомненно, является важной характеристикой skyrta.

В песне Rígsþula, ст. 15, рубаха, одетая Афи, свободным фермером, описана как ‘плотно облегающая’ (þröngr). Узость одежды фермера, возможно, отличала её от одежды рабов в ранних стихах, которой, возможно, была kufl, сравнительно бесформенная шерстяная одежда. Будучи облегающей вокруг рук и тела, skyrta, вероятно, была облегающей и в шее. Так в Laxdæla saga , гл. 35, Гудрун разводится со своим мужем из-за женской рубахи со свободной шеей, которую она сделала для него (см. выше, гл. 1).

Выкройка рубахи из Виборга заметно отличается от того, что мы знаем о восточных рубахах, таких как рубаха из Antinoё. Помимо прочих отличий, в то время как рубаха из Antinoё расширялась пониже места соединения с рукавами, рубаха из Виборга не только остаётся облегающей по всей длине, но фактически немного сужается в талии. Различие такое же, как и отмеченное Тацитом между германской одеждой и одеяниями сарматов и парфян.

ДЛИНА

наверх

Как и рубаха из Торсбьёрга (44, 45), которая была лишь 34 дюйма (86 см) длиной, рубахи эпох Переселения Народов и Венделя часто могли быть довольно короткими. Рубаха пятого века из Högom, Швеция, была всего 28 дюймов (70 см) длиной от плеч до подола, протянувшись всего на 4-6 дюймов (12-15 см) ниже пояса (53). Аналогичные короткие рубахи, едва достигавшие верха бедра, можно увидеть на телеге и гобелене из Осеберга (54), также как и камнях с Готланда (60), рунических камнях из Швеции и скульптуре из Англии.

Также как рубахи длиной не ниже верха бёдер, гобелен из Осеберга также изображает мужчину в рубахе почти до колена, и подобная выкройка часто встречается на камнях с Готланда и англо-норвежской резьбе; рубаха, надетая на повешенном мужчине с гобелена из Осеберга, имеет юбку длиной до колена с центральным разрезом.

Такая длинная рубаха является обычной на иллюстрациях в манускриптах, таких как Liber Vitae, изображающей короля Кнута (55), и гобелен из Байо. Рубаха из Виборга начала одиннадцатого века была 37 дюймов (94 см) длиной от плеч до подола, и такого же размера в талии; это была довольно облегающая одежда, но не особенно короткая (50, 51). Своеобразная рубаха из Bernunthsfeld, Германия, датируемая 660 – 870 гг. н.э., имела длину в 41 дюйм (105 см) и должна была прикрывать колени владельца (56).


53 Выкройка шерстяной рубахи пятого века из Högom, Швеция. Авторы реконструкции Нокерт и Ландволл. Дополнительный кусок ткани, впущенный слева, на самом деле не являются частью оригинальной моели, а был добавлен для нормального обхвата владельца. Мастаб 1:15 54 Мужская фигура из сцены процессии на гобелене из Осеберга. Как и большинство мужчин в этой сцене, он одет в короткую рубаху и широкие снизу штаны. Поверх рубахи он носит короткий плащ: линия подола и треугольное отверстие на шее предполагают модель типа paenula c прорезью на шее (cf. 66b). С иллюстрации М. Storm

Хотя короткая выкройка, должно быть, стала менее популярной во времена поздней Эпохи Викингов, возможно, под влиянием английской и европейской моды, длинный фасон, кажется, мог существовать в Скандинавии с начала эпохи. Короткая одежда могла, очевидно, могла носиться состоятельными мужчинами, так как вождь из Högom однозначно имел высокий статус; вероятно, мужчины, имевшие обыкновение ездить верхом, предпочитали короткую одежду, не перекрывавшую седло.

наверх
Примечания

2. Имеется в виду масштаб в оригинальной книге. Поскольку линейки нет, гарантировать совпадение масштаба не могу.

3. Кермес , насекомое из одного семейства с кошенилью. Живет на листьях дуба (Quercus coccifera), в южн. Европе (Испания, Италия, Архипелаг); из сушеных насекомых (самок), обработанных уксусн. кислотой, добывается пурпуровая краска, бывшая в большом употреблении в древности и в средние века, и теперь еще употребл. для окраски шерстяных изделий. (словарь Брокгауза и Эфрона).

4. Сага об Оркнейцах

5. Сага о людях из Речной Долины. Не переведена на русский язык.

6. В русском переводе саг, возможно, «куртка» или «шуба», надо уточнять. Толковый словарь английского языка даёт такое определение «kirtle»: 1) Женская юбка или платье; 2) мужская куртка

7. «Песнь о Риге» Старшей Эдды

8. Kirtle из шкуры

9. В русском переводе песни указано «хозяйка в одежде из козьей шерсти» (автора перевода пока установить не удалось). Однако в английском переводе (by Olive Bray) говорится «maiden in goat-skin kirtle», т.е. «дева в kirtle из козлиной шкуры». Для нас разница принципиальна, как мне кажется.

11. «Speculum Regale» или «Зерцало Короля». Книга была написана около 1250 года на старонорвежском языке анонимным автором.

12. «Сага о людях из Лососьей долины»

перевод: Сергей «Гостята» Мишанин 2008

Текст подготовлен Павлом Ворониным. Доработка и корректировка – группа инициативных граждан.

Все изображения взяты из свободного доступа в Сети.

Вместо предисловия

Данный текст представляет собой лишь обобщение имеющихся в данный момент знаний по мужскому костюму во второй половине первого тысячелетия нашей эры в Северной Европе в целом и в Скандинавии в частности. Возможно, вы первый раз едете на исторический фестиваль или вы боец, которому не хочется копаться в источниках, а, может быть, вы торговец, целью поездки которого является лишь продажа своего товара… В общем, если вы относитесь к перечисленным или, возможно, к какой-либо иной категории людей, для которых важно гарантированно получить допуск на фестиваль, затратив при этом минимум усилий, и не получить потом «пожизненный бан» за несоответствие своего комплекта тому, что было заявлено, – этот текст для вас.

Комплектность

Для простого повседневного комплекта стоит выбирать простые материалы. Именно это правило и станет основным постулатом всего нашего текста. Мы не будем рассматривать хоть сколько-нибудь «пафосные», статусные вещи, поскольку в наши цели не входит обсуждение комплектов дружинников, ярлов и прочей знати. В комплекте не должно быть ничего лишнего, и, в особенности, того, что может вызвать какие-то дополнительные вопросы. Включение таких элементов остается на вашей совести и ведет к самостоятельной работе с источниками в целях обоснования наличия такого предмета в вашем повседневном комплекте (такая работа, безусловно, только приветствуется, но выходит за рамки поставленной перед составителями данного текста задачи).

Итак, в рассматриваемый нами комплект войдут: головной убор, рубаха, штаны, обувь, плащ, некая подпояска, вместилище для разных мелочей, нож. Возможно также дополнение комплекта носками и обмотками. Рубаха и штаны одни, «исподнее» (второй комплект штаны + рубаха, выступающий в роли нижнего белья) совсем не обязательно. Несмотря на огромное желание многих реконструкторов «понацеплять» на себя различные подвески, кольца, браслеты и т.п., от этого настоятельно рекомендуется воздержаться. Наш комплект позиционируется как повседневная одежда простого человека, а потому все это для него, скорее всего, предметы роскоши. Любое литье, будь то серебряное или бронзовое, можно воспринимать как «ювелирку», которая, несомненно, стоит для такого человека не мало. Про железные и бронзовые изделия речь ниже еще пойдет, но сразу оговоримся, что их количество в комплекте должно быть ограничено.

Материалы.

Для одежды рекомендуем выбирать шерстяную ткань (в любом случае правила фестиваля требуют наличия шерстяной одежды) с видимым переплетением, полотняным или простым саржевым (2/1, 2/2), и плотностью нитей от 10 до, примерно, 16 на сантиметр (у толстых тканей плотность может быть и ниже в связи со значительной толщиной использованных при их изготовлении нитей). Цвета натуральные, соответствующие цвету не окрашенной шерсти: бежевые, коричневые, серые. Если вы не разбираетесь в особенностях исторического текстиля, то от использования сукна и иных валяных тканей следует воздержаться, поскольку далеко не всегда то, что мы можем найти в магазине, имеет подходящий внешний вид.

Льняные ткани для рассматриваемого комплекта исключаются, поскольку предполагается, что для Скандинавии они являлись предметом импорта и стоили потому весьма дорого. Если у вас индивидуальная непереносимость шерсти (аллергия и т. п.), то вам, видимо, стоит выбрать другой регион или временной период.

Сшивать детали изделия предпочтительно шерстяными же нитками. Исключения из данного правила возможны, но они также потребуют дополнительного обоснования, а потому лучше лишний раз подумать, стоит ли оно того.

Полотняное переплетение


Саржевое переплетение 2/2


Саржевое переплетение 2/1

Историчные швы довольно просты. Основными будут «вперед иголку» и «соединительный»


Швы на текстильных фрагментах, Хедебю.

Для обуви следует подбирать кожу натуральных коричневых цветов (такой она становится после дубления, изначально она вообще практически белая) и незначительной толщины – 1-2 мм, не толще (оптимально в районе 1,5 мм). В том числе такая кожа идет и на подметку, как мы видим по многочисленным материалам того же Хедебю.

Небольшой мануал по самостоятельному изготовлению обуви можно посмотреть

На ремень подойдет кожа до 3 мм толщиной. Использовать лучше всего кожу мелкого или крупного рогатого скота, то есть коз или коров. Несмотря на значительное количество свиных костей, подтверждающих, что свинина прочно входила в рацион скандинавов, составителям данного мануала не известно находок изделий из свиной кожи.

Для аксессуаров отдаем предпочтение дереву, кости, рогу, в крайнем случае используем железо (оно тоже не дешево).

Головной убор

Наш выбор – это простая шапка. Без меховой опушки. Полусферическая или колпаки разной высоты (невысокие носятся просто так, высокие с заломом на затылок). Проще всего использовать вариант кроя шапки из клиньев. Также возможно изготовление из войлока. Например, в Хедебю найдено значительное количество войлочных фрагментов. Если хотите утеплиться, сшейте шапку из овчины мехом внутрь, как у древнего человека из Толлунда (болотная мумия, 2-4 век до н.э.). Посмотреть возможные варианты скандинавских головных уборов можно во второй части этой заметки

Рубаха

Свободная в корпусе, в неподпоясанном виде длиной до колен. С небольшими разрезами по бокам для удобства. Именно свободный крой корпуса позволяет делать эти разрезы небольшими. Ворот или ладьевидный (в основе – овал), или как у косоворотки. При ладьевидном вороте размер его рассчитывается так, чтобы он соответствовал обхвату головы, не более. Ворот со смещенным разрезом кроится как на рубахе из Бернутсфельда или Гуддаля. Рукава стараемся не делать слишком широкими, к запястью сужаем. Чем уже рукава, тем лучше, главное тут рассчитать, чтобы они при этом не мешали двигаться. Ластовицы - это крайняя мера, в идеале их делать не надо (в находках они встречаются крайне редко). Клинья в подол не вшиваем, ибо при рассматриваемом крое они не нужны.

Такой архаичный крой представляется наиболее простым и не требующим дополнительной работы с источниками на конкретный регион. В то же время имеются и другие варианты, например в Хедебю. Однако поскольку возможность их использования зависит от конкретного комплекта и, опять же, требуется дополнительное обоснование, данные варианты в нашем мануале не рассматриваются.

Штаны

Довольно узкие, почти в облипку. Кроятся на основе находок в Торсберге или Дамендорфе. Крой мотни штанов из Хедебю также можно учесть – он схож как с Торсбергом, так и с Дамендорфом, но отличия все-таки есть. Если вы сделаете штаны с носками как в Торсберге, то отдельные носки вам уже могут и не понадобиться. Крой указанных штанов весьма специфичен, поэтому поэкспериментируйте сначала с ненужной тряпкой. Самыми простыми, как представляется, являются одни из двух штанов найденных в Торсберге (штаны 2 на картинке ниже). Но, возможно, «опыты с тряпкой» и тут не покажутся вам лишними. рекомендации по пошиву более сложных штанов из Торсберга. Свободные штаны и, тем более, шаровары, требующие значительно большего количества ткани, не могут являться деталью рассматриваемого нами простого комплекта.


Штаны из Торсберга (1)


Штаны из Торсберга (2)


Штаны из Дамендорфа


Остатки штанов из Хедебю

Носки

Либо заказывайте/делайте правильные невысокие (до щиколотки) вязаные иглой носки, либо шейте штаны с носками. Также можно сделать чулки-«шоссы» до середины бедра. Последние подвязываются к поясу или «шлевкам» (петелькам) штанов.

Вязаный носок из Коппергейта Остатки шосс, Хедебю

Обмотки

В случае с простым, небогатым комплектом, возможно использование лент не только саржевого, но и полотняного переплетения. Опять же определитесь, нужны ли вам относительно недешевые обмотки в дополнение к вашим и так вполне комфортно сидящим узким штанам.

Обувь

Выбирайте какой-то простой тип, в идеале какие-либо простые невысокие ботинки с ремешком. Если есть такая возможность, можно вообще ходить босиком, ведь обувь в повседневной носке – это для состоятельных людей.

Подпояска

Можно ограничиться куском аутентичной веревки или кожаного шнура вторичного использования. А можно сделать ремень с какой-либо простой пряжкой, например железной (на основе находки из Хедебю), простой бронзовой из прутка (находки из гарнизона Бирки) или костяной (находка из Йорка?) (при выборе изначально старайтесь ориентироваться на тот регион, которым, возможно, вы займетесь в дальнейшем: региональные отличия могли быть довольно существенными, поэтому нет гарантий, что простые решения на одной территории были популярны на другой). При выборе вариантов важно помнить, что находки ремней с одной только пряжкой не являются исключением. Кроме того, находки ременной «фурнитуры» в целом явление весьма редкое. Так, например, на 1200 захоронений Бирки такие находки имеются лишь в 2-3 десятках захоронений.

Плащ

Простой прямоугольник толстой ткани, плотностью примерно 10 нитей на см. Заменит вам и одеяло и капюшон. Для закалывания можно сделать костяную плащевую иглу, разновидностей коих имеется великое множество. Также можно подобрать и какую-либо иную недорогую застежку. Плащ может достигать размеров 200х170 см как в Бернутсфельде, а если учитывать различия в среднем росте в наши дни и в то время, то возможно сделать его и большего размера.

Кошелек/сумка

Простейший кошелек изготавливается из стягиваемого ремешком круглого куска кожи с отверстиями по краю. Либо сшивается из одного-двух кусков кожи в виде кисета. Размер таких кошельков очень небольшой – максимум 10х15 см.

Нож

Лучше брать экземпляры с наиболее распространенными типами клинка и с простой деревянной рукоятью без резьбы и кожаных/металлических больстеров (пластинка вставляемая между рукоятью и клинком). Находки вставок из рога довольно редки и использование их в таком простом комплекте остается под вопросом. К ножу необходимо иметь простые кожаные ножны, прошитые льняной нитью.


Ножи, Новгород Ножны, Хедебю

Костюм норманнов (викингов)

Норманны - это северогерманские народы, предки жителей скандинавских государств, вошли в историю последними из германцев — в самом начале средних веков. Они не принимали активного участия в набегах своих соплеменников на Римскую империю, зато, как известно, сохранили — в северном варианте — многие утраченные теми героические сказания и песни.

Часть этих северных германцев продвинулась с крайнего севера на запад Скандинавского полуострова — они назывались норманнами; на востоке полуострова племена шведов расселились к западу от озера Меларен и к югу от прибрежных равнин, и около 1164 г. объединились вокруг общего религиозного центра и королевского двора в Упсале. Северные народы вели свои войны в основном в восточных областях, на побережье Финского залива, куда они также продвинулись. В борьбе с обитавшими там финскими, латышскими и славянскими племенами и образовалось сильное восточное государство. С завоеванием Южной Швеции, островов Балтийского моря и Ютландии норманны добились исключительного господства на территории трех современных северных государств.

В старинной песне говорится о свободном человеке с расчесанной бородой, открытым лбом, в плотно прилегающей одежде, который приручает быков, ходит за плугом, строит дома; о хозяйке дома в простой одежде, чепце, платке на плечах, с украшениями на шее — она прядет тонкую пряжу; наконец, о высшем сословии — ярлах, которые упражняются в метании копий, верховой езде, учатся переплывать Зунд.

Об одежде норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя, дает нам полное понятие ковер, согласно сказаниям, собственноручно вышитый Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в память о завоевании Англии.

Мужчины изображены на этом ковре в опоясанных полудлинных куртках с узкими рукавами; знатные вожди в длинных, доходящих до ног куртках, без складок в поясной части. Знатные люди носили, вероятно, под такой курткой и рубаху, вошедшую в употребление у англосаксов; низшие же сословия норманнов начинают пользоваться рубахой лишь с XIII столетия. Длинные куртки служили старикам довольно долго; знатная же молодежь перешла к коротким.

Плащ имел прямоугольную форму; он скреплялся на правом плече либо пряжкой, либо шнуром с кистью.

Сначала куртки и плащи для низших сословий изготовлялись преимущественно из шкур, а с XII столетия вошла в употребление шерстяная материя. Норманны носили длинные штаны или чулки; они обертывались до колен, а иногда и до ступни повязками. Длинные чулки делались из полотна, сначала одноцветного, а затем и полосатого. Богатые люди носили и шелковые чулки.

Повязки, заменявшиеся у черни простыми ремнями, у богатых людей украшались дорогими кистями. Обувью служили полусапожки, нечто вроде кожаного чулка, который знать украшала всевозможными вышивками. К концу XI века появляются остроконечные башмаки.

Головным убором служил плотно прилегавший к голове чепец, завязывавшийся под подбородком. Встречались, впрочем, и меховые, и войлочные шапки зонтикообразной формы, а иногда и круглой или чашеобразной.

Перчатки считались большой роскошью: их носили только короли, высшее духовенство и богатое дворянство.

К драгоценным украшениям у норманнов особого пристрастия не было. Волосы они носили коротко остриженными спереди, заднюю половину головы почти совершенно выбривали, лицо было всегда гладко выбрито.

В XII столетии замечается уже некоторое стремление к роскоши, и одежда знатных людей резко меняет форму. Короткая и узкая куртка становится длинной и широкой. Рукава тоже делаются шире и длиннее, падают ниже кистей рук и откидываются назад. Входит в обычай ношение двух курток; на верхней была богатая вышивка по краям, а нижняя волочилась по земле. Поверх короткой куртки часто носили еще полудлинный, плотно охватывавший тело и застегивавшийся на груди плащ с капюшоном, швы которого украшались вышивками. Плащи нередко подбивались мехом.

Стали носить остроконечную обувь; концам придавалась форма клюва или рога. Резко изменилась и прическа: волосы не сбривались больше на затылке, а отпускались, напротив, возможно длиннее. В царствование короля Стефана в высшем обществе появляются даже и парики. Волосы стали помадить, завивать и закреплять шнурами и лентами.

В XIII столетии снова произошла резкая перемена: начинают носить короткое одеяние; рукава становятся до того узки, что их шьют до локтя раздвоенными и застегивают только после того, как рука уже в них продета.

Плащ с капюшоном падал до икр; рукава его казались как бы окончанием начинавшейся на плечах и спадавшей на спину пелерины. Носили также и такой плащ с капюшоном, у которого были с обеих сторон разрезы до плеч; передняя его часть могла быть по желанию закинута за спину. Плащи изготовлялись либо из грубой шерстяной материи и служили для верховой езды, либо из тонкого материала, нередко из шелка, и носились как праздничное одеяние.

Придворные и даже король одевались так же, как и знатные люди; особых придворных костюмов не было, равно как и специально королевского одеяния. Отличалось последнее только тем, что делалось из очень дорогого материала и украшалось отделкой из золота и драгоценных каменьев.

У знати были еще в употреблении сандалии, состоявшие из кожаной подошвы с красными суконными подвязками или с золочеными ремешками, которые крестообразно завязывались на ступне, а нередко покрывали всю ногу в виде шахматных клеток.

Головным убором служили береты с плоским донышком и прямым козырьком. Короли, князья, епископы и знать носили перчатки с богато расшитыми и доходившими до локтя крагами. Вместе с длинными, искусно завитыми волосами стали носить бороду и усы. Кроме поясных украшений и пряжек для плащей начали входить в моду и другие драгоценные украшения. Знаками верховной власти были корона, скипетр и держава.

На изображениях у каждого короля имеется корона особой формы. Чаще всего - украшенный дорогими каменьями и жемчугом венец с четырьмя поднимающимися кверху зубцами; красная шапочка стала приделываться к таким венцам уже в позднейшее время. Скипетром служил жезл, длиною приблизительно в 2 /2-3 фута, с драгоценными каменьями, заканчивающийся цветочной чашечкой или трезубым листком.

Норманнские женщины носили сначала поверх рубашки длинное платье, рукава которого были так узки, что их приходилось разрезать в передней части и застегивать или зашнуровывать; между пуговицами или шнурками виднелась белая рубаха. Роба , верхнее платье, плотно прилегала в верхней части туловища; нижняя же ее часть была очень широка. Рукава плотно облегали руку до локтя, а иногда и до кисти, но тут сразу раскрывались и падали до земли широкими, открытыми мешками. Мешки эти подбивались легкой материей ярких цветов - их носили только женщины высшего круга.

Шейный вырез, рукава и нижний край верхней одежды обшивались широкими, роскошно расшитыми полосами. Сначала у платьев редко были пояса, но надо думать, что юбка приподнималась посредством полос из материи.

На одном изображении видна дама в перчатках, к которым приделаны падающие до земли крылья из материи. Волосы норманнские женщины носили распущенными или же заплетали их в две или даже несколько кос. Голову покрывали довольно длинным, изготовленным из тончайших тканей платком, который мог даже заменять плащ. Шею покрывал сделанный из тонкой ткани шейный платок, большей частью, белый, -поверх выреза платья и вплоть до подбородка.

I. Викинг в штанах из звериной шкуры.

2. Викинг (норманн) в бронзовом шлеме и блузе с узором по краю. 1 и 2 — с бронзовых пластин, найденных на острове Эланд.

3, 4. Норманны в железных и бронзовых шлемах различной формы. VII — X вв.

5. Норманны-воины. Кожаные доспехи с зубчатым краем. IX в. Британия.

1—3. Воины. Средний — с трубой наподобие альпийского рожка, 1 — одет в sagurr

4. Предводитель войска со штандартом.

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Вольфганг Брун, Макс Тильке "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"

Оценить материал:

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...