Литературный калейдоскоп — занятия по развитию речи в старшей группе. Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Занятия литературный калейдоскоп

«Литературный калейдоскоп»

Задачи: Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей! Поздоровайтесь. Вы любите сказки?
Приглашаю вас всех в страну сказок.

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете.

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться.

Наша сказка, впереди.

Сказка, в двери к нам стучится.

Скажем гостю: «Заходи».

(Влетает сорока с сундуком) - музыка.

Сорока: Здравствуйте ребята! Я высоко летала, много вижу интересного вокруг. Вот и сегодня летела и увидела сундук. Хотела его открыть, а он не открывается. Ой. а что у вас такое красивое?

Воспитатель: Это брошь моя!

Сорока: И я такую хочу, подарите мне.

Воспитатель: ну ладно, забирай сорока брошь. Ребята, давайте откроем сундук. Да он не открывается, здесь замок.

Сейчас, сейчас проверю. Посмотрите в замке что - то лежит. Сейчас посмотрим. Я догадалась. Нам надо отгадать загадки q сказочных героях, и о сказочных предметах и замок откроется. Будьте внимательны.

1.Ах, стрипуха! Ах, хозяйка!

Ты дружок, ее узнай - ка!

Стоит только расстелить
Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд

Как стряпуху ту зовут? (скатерть - самобранка)

2.Много верст впереди

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть -

Одолеешь мигом путь. (сапоги - скороходы)

  1. Чтоб взлететь над землей

Ступа ей нужна с метлой. (Баба - Яга)

  1. Не остался без хвоста

Добрый ослик наш.. (Иа)

Воспитатель: Вот и открылся наш сундук. Посмотрите лежит письмо. Давайте
прочитаем.

(Воспитатель читает письмо)

Дорогие ребята!

К вам обращается Колобок. Я потерялся в сказочном лесу. Чтобы попасть домой, надо пройти испытания, а я ребята, не могу один их пройти. Помогите, мне, пожалуйста. В сундуке лежит волшебный клубок, который укажет вам дорогу.

Воспитатель: Мы отправляемся в путь.

(Дети стоят возле сундука, воспитатель бросает волшебный клубок, говорит волшебные слова)

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель: А вот и лес. Посмотрите, здесь стоит волшебный мешок. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

(Воспитатель открывает медленно мешок)

Воспитатель: Да это же сказки! Присаживайтесь на пеньки, здесь такое задание.

Вы должны послушать отрывок из сказки и назвать ее. Готовы слушать?

Дети: Да! -

(Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку)

Заяц - хвастун

(У меня не усы. а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубища. я никого не боюсь).

Царевна - лягушка

(Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди).

Лиса и кувшин

(В какой сказке кувшин лису погубил).

Гадкий утенок

(Это был вовсе не утенок. Это был прекрасный белый лебедь).

Сивка - бурка

(Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет).

Федорено - горе Чуковский

(Скачет сито по полям, а корыто по лугам).

Воспитатель: Молодцы! Ваши дружные ответы, показали что сказки вы любите и знаете.

Мы продолжим путь.

Ты катись,

катись клубочек
Да в зелененький лесочек

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

(Поляна с цветами)

Воспитатель: Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет.
Посмотрите какой чудесный цветок, у него много разноцветных лепестков, он не простой, с заданиями. Давайте посмотрим на лепестки и прочитаем.

1.В каких сказках живет Баба - Яга? (давайте подумаем).

(Гуси - лебеди. Баба - Яга и Иван Царевич).

2.Какие сказочные предметы есть в русских сказках? (я думаю быстро
вспомните вы).

(Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка,
дудочка, шапка - невидимка).

3.На чем передвигаются герои сказок? (трудный вопрос, но вы справитесь).
(Ковер - самолет, сапоги - скороходы, русская печь, серый волк).

Воспитатель: Молодцы ребята. Все отгадали. Какая чудесная поляна, так и хочется поиграть. Давайте поиграем, внимательно слушайте мои команды:

Руки вверх поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их разведем
И к себе их прижмем.

А потом бегом, бегом
И покружимся кругом.

Воспитатель: Продолжаем путешествие.

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

(Стоит кувшин,а в нем лежат иллюстрации)

Воспитатель: А вот и волшебный кувшин. Давайте посмотрим, что в нем находится. Да это сказочные иллюстрации. Давайте угадаем из какой они сказки.

1.Гуси - лебеди

  1. По щучьему велению
  2. Царевна - лягушка
  3. Лиса и волк
  4. Волк и козлята

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями.Продолжаем путешествие.
(Воспитатель бросает клубок где стоит лукошко)

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель: Кто - то лукошко потерял.

Лиса: Мое лукошко. Что вы здесь делаете в моем лесу?

Воспитатель: Мы ищем колобка.

Лиса: А он у меня, вот не отдам его вам.

Воспитатель: Он хочет вернутся к дедушке и бабушке.

Лиса: Ну ладно. Так уж и быть. Но, только если выполните мое задание.

(Лиса проводит игру «Угадай сказку», «Доскажи словечко»)

  1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок).
  2. «Спасите, нас съел серый волк» (Волк и семеро козлят).
  3. «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).
  4. «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...Кот! Дрозд!

Спасите меня! (Петушок - золотой гребешок).

Лиса: Еще у меня есть для вас задание.

«Доскажи словечко»

Гуси (лебеди)

Лисичка (сестричка)

Лягушка (квакушка)

Василиса (Прекрасная)

Братец (Иванушка)

Жар (птица)

Сивка (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Змей (Горыныч)

Лиса: Так и быть, забирайте своего колобка.

Воспитатель: Ребята, давайте лисоньке скажем «Спасибо». Нам пора возвращаться.Вернуть колобок

Конспект НОД по художественной литературе

Тема: Литературный калейдоскоп

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программное содержание: Выяснить, какие произведения дети помнят. Чтение любого произведения по выбору детей

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Материал и оборудование: сказки

Ход:

«Я уверена, – говорит педагог, – что вы, дети старшей группы, много всего знаете и сумеете порадовать и меня, и своих товарищей. Итак, вспомним русские народные сказки, часто начинающиеся со слов „жили-были“ и имеющие запоминающиеся концовки…»

Если дети назвали лишь несколько сказок, воспитатель подсказывает, например: «В какой сказке была молочная река, кисельные берега?» («Гуси-лебеди».), «А как называется сказка, в которой хитрая лиса приходила с одной своей вещью, а уходила с другой?» («Лиса- лапотница».), «В какой сказке заяц говорил, что он храбрее всех в лесу?»(Заяц-хваста), «В какой сказке у зайца была избушка лубяная, а у лисы ледяная?»(Заюшкина избушка), «В какой сказке Маша говорила: Не садись на пенек, не ешь пирожок, я высоко сижу-далеко гляжу?» (Маша и медведь)
«Кроме русских народных, мы с вами читали много других сказок. Буду рада, если вы их вспомните», – формулирует педагог новое задание. Не следует огорчаться, если результаты беседы будут неудовлетворительными. Такиеопросы должны проводиться довольно часто как на занятиях, так и в свободное от занятий время, чтобы дети лучше запомнили материал.

«Назовите свою самую любимую книжку», – предлагает педагог.

Физминутка

А теперь пришла пора

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ я жестов жду:

1) "Иди сюда";

2) "Уходи";

3) "Здравствуйте";

4) "До свидания";

5) "Тихо";

6) "Не балуй";

7) "Погоди у меня";

8) "Нельзя";

9) "Думаю";

10) "Здорово";

11) "Замечательно",

Передохнули. Тогда снова беру задание.

В заключение педагог загадывает детям загадку:

Сложишь – клин,
Развернешь – блин.(Зонт)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Чтение сказки по выбору детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...

Ирина Купцова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп»

Программное содержание :

1. Уточнить и закрепить с детьми известные им литературные произведения ;

2. Развивать предпосылки связной речи : учить составлять повествовательный рассказ с включением элементов описания;

3. Активизировать и обогащать словарь детей, учить словотворчеству;

4. Упражнять детей правильно согласовывать окончание слов;

5. Формировать правильное произношение звука Ш.

Материал и оборудование :

Чемоданчик для Угадайкина, игрушки персонажи из «Сказки о глупом мышонке» (утка, лошадь, жаба, свинья, кошка, щука, корова, курица, овечка) подборка книг в книжном уголке о кошках и мышках, картинка из сказки «Три поросенка» . Разрезанные картинки по стихотворениям А. Л. Барто (по количеству детей, игрушки для обыгрывания, мольберт, элементы костюма для Угадайкина.

Предварительная работа :

Чтение детской художественной литературы , беседы по текстам, обыгрывание словесных игр, драматизация стихов А. Л. Барто.

Звучит мелодия. Дети играют.

Воспитатель : - Дети, прихожу я сегодня утром на работу, открываю группу , а на ковре стоит вот этот чемоданчик (показывает) . Как, вы думаете, кто его нам принес?

Дети : - Волшебник

Валентина Сергеевна

Родители

Сказочница

(Воспитатель перевоплощается, надевая на себя элементы костюма : жабо (накидку, шляпу, нос превращается в Угадайкина) .

Угадайкин : - Угадайкин, приди сюда, Угадайкин – туда.

Совсем я заблудился, гуляя по вашему садику.

Ребята, а в вашей группе случайно нет моего чемоданчика?

Где – то я его оставил?

Дети : - Он здесь.

Да, вот он.

Вот, он чемоданчик.

Угадайкин : - Ах, ты мой хороший, вот ты где!

Ну, я пошел, до свидания!

Дети : - Нет, не уходите,

Будьте с нами.

Останьтесь, пожалуйста.

Угадайкин : - Не уходить!

Тогда попросите меня остаться

Дети : - Угадайкин, пожалуйста, останьтесь;

Будьте с нами.

Мы хотим, чтобы вы были с нами

Оставайтесь, Угадайкин.

Угадайкин : - Хорошо! Будем тогда играть в мою любимую игру – «Угадайку»

Угадайте сказку (читает)

«Глупый меленький мышонок

Отвечает он спросонок :

Слишком громко ты поешь»

(Дети узнают и называют сказку, взрослый достает из чемоданчика знакомую иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке» ).

Угадайкин : - Кто были няньками для мышонка, угадайте на ощупь?

(достает из чемодана мешочек с игрушками : утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука. Корова и овечка – игрушки провокационные)

Дети : - Тетя утка

Тетя лошадь

Тетя жаба и т. д.

Угадайкин : - Всех ли «нянек» мышонка вы отыскали и назвали?

Дети : - Нет

Нет кошки

Угадайкин : - Угадайте, чьи же это лапки?

(из чемодана высовывает лапки игрушечной кошки) .

Дети : - Кошачьи

Угадайкин : - Чьи это ушки?

Дети : - Это кошачьи ушки

Угадайкин : - Угадайте, чей это хвост?

Дети : - Кошачий хвост

Угадайкин : - Чья это мордочка?

Дети : - Кошачья мордочка

Угадайкин : - А вот и сама тетя кошка!

(выставляет кошку)

Угадайкин : - пела мышонку кошка. Вдруг мышонок, как вскочит с кровати, как хвостиком махнет, испугалась кошка и убежала…

Дети : - Нет, не так.

Угадайкин : - Не так? А как?

Дети : - Мышка побежала, кошку позвала : -

«Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать»;

Кошка пела ласково, нежно, красиво :

«Мяу – мяу, спи, мой крошка

Мяу – мяу, ляжем спать

Мяу – мяу, на кровать»;

А потом кошка съела маленького глупого мышонка;

Мама – мышка прибежала, поглядела на кровать, а его нет.

Угадайкин : - Ребята, найдите на книжной полочке книги, в которых живут кошки и мышки.

(работа детей в книжном уголке)

Дети : - В книге «Путаница» ;

В «Сказке о глупом мышонке»

В «Сказке об умном мышонке»

«Усатый – полосатый» ;

«Кто сказал : «Мяу?»

«Кошкин дом»

В сказке «Репка»

В сказке «Страшный зверь» и т. д.

Физ. минутка : - Подвижная игра «Кот на крыше»

Угадайкин : - Угадайте, эту сказку.

(вынимает из чемоданчика картинку из сказки «Три поросенка» )

Угадайкин : - Очень хочу, чтобы вы описали поросят и волка.

Кто хочет?

(воспитатель вызывает детей, дети договариваются, кто, какого поросенка будет описывать, а кто волка)

Дети : - Я – Ниф-ниф;

Я – буду – Наф-наф;

А я Нуф – нуф.

Я буду волка описывать.

Угадайкин : - Не забудьте рассказать, какие вы; веселые или грустные, ленивые или трудолюбивые, во что одеты, что делаете.

(Дети поочередно дают описание)

Дети : - Я веселый поросенок…

Я озорной поросенок…

А я очень трудолюбивый поросенок.

На мне одеты зеленые штанишки с лямочкой, полосатая кофточка (футболка) и красная шапочка с бубенчиком.

Я одет в черные шорты, матросскую рубашку и бескозырку.

Я вы синем комбинезоне. У меня в клеточку рубашка и маленькая лопаточка, она помогает мне строить дом.

А я серый волк. Очень злой, сердитый, голодный.

Весь день по лесу бродил. Даже все штаны разорвал. Они все в заплатках.

(Взрослый загадывает детям логическую речевую загадку)

Угадайкин : - Три поросенка Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф – наф – построили себе новые домики : из соломы –первый, из продуктов, веточек и листочков – второй, из камней, черепичной крыши, красной трубой и надежной крепкой дубовой дверью – третий.

Почему волк отправился к дому, где растут ромашки?

Дети : - Этот дом очень красивый, прочный, надежный. В этом домике можно жить большой семьей.

Около домика очень красиво, много цветов.

В этом домике спрятались сразу три братца поросенка. Волк прибежал к этому домику, потому что там спрятались три поросенка.

Угадайкин : - Я для вас припас новые загадки. Отгадайте, ребята, загадки. Закройте отгадки цветными фишками только те, стихи про которых сочинила А. Л. Барто.

Игра «Отгадай загадки» .

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит

Меж собою говорит (самолет)

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Больше всех на свете он

Очень, очень добрый он

Даже у зверей

Тот и больше

Кто добрей (слон)

Спать пора! Уснул бычок

Лег в коробку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон

Он слонихе шлет поклон.

Маленький кучерявенький

На лугу играет

Ме-е-е – маму подзывает (козленок)

Стихотворение А. Л. Барто

У меня живет козленок,

Я сама его пасу

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу

Он заблудится в саду

Я в траве его найду.

Кинешь в речку – не тонет

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать

Станет кверху взлетать (мяч)

Стих. А. Л. Борто : «Мячик»

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плач

Не утонет в речке мяч.

(Воспитатель угадывает все загадки в разнобой среди них две других , на которые А. Л. Барто стихи не писала) например :

Дробь отбивает

Шагать помогает (барабан)

Много иголок

А все без ниток (еж)

Воспитатель : - Если только захочу

Поверчу и покручу

Необычные картинки

Всем ребятам подарю

(Показывает конверты, в которых лежат разрезные картинки)

Калейдоскоп вам дарит , ребята, новую игру «Разрезанные картинки» по знакомым и любимым произведениям.

Составила :

Воспитатель Купцова И. И.

Конспект з анятия по развитию речи в старшей группе

" Литературный калейдоскоп "

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети : сказки.

Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» . Какие народные сказки вы знаете

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт. (Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт. (А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол. (К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?. («Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи? Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось.

Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово» .

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Малышева Мария

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.

Тема: Литературный калейдоскоп. Путешествие по сказкам.

Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять детей в чётком произношение гласных звуков. Формировать умение слушать и понимать услышанное. Развивать умение воспроизводить содержание сказки по вопросам. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Побуждать детей эмоционально относится к воображаемым событиям, сопереживать героям.

Форма проведения: Игра – путешествие.

Материалы и оборудования: Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», персонажи игрушки из настольного театра «Репка», Корзина с угощением.

Ход игры- путешествия.

Воспитатель:

Сказка, сказка-прибаутка,

Рассказать её – не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От неё не задремал.

Сейчас я вам ребятки прочитаю сказку.

(Входит лиса).

Лиса: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Лиса: А вы узнали меня?

Дети: Да, ты лиса.

(Лиса со всеми знакомится, у каждого ребёнка спрашивает «А тебя как зовут?)

Лиса: Вот и познакомились. А куда я попала, ребята?

Дети: В детский сад.

Лиса: А как он называется?

Дети: «Солнышко».

Лиса: Какое у вас красивое солнечное название, так теплом и повеяло.

Воспитатель: Лиса, а ты, к нам, зачем пожаловала?

Лиса: Да так шла, увидела свет в оконце, дай думаю, загляну.

Воспитатель: Ну что ж лисонька, садись сказку с ребятками будешь слушать.

Лиса: Сказку? А у вас ни чего не получится.

Воспитатель: Почему же?

Лиса: А я все сказки перепутала, теперь вы сказки не сможете читать.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Ребята, что же нам делать? Как нам сказки распутать? (Дети высказывают свои предположения, воспитатель их подталкивает к правильному ответу.) Надо отправиться в страну сказок и постараться распутать их. Ребята только путь долгий. Вы согласны туда отправиться?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чём можно путешествовать? (Дети высказывают свои мнения: на поезде на самолете, На автобусе и т.д.) Мы с вами поедем на сказочном поезде. Но поезд не простой, вы сейчас сами превратитесь в вагончики, а я буду паровозом. (Дети строятся за воспитателем.)

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

Вот и прибыли мы в сказочную страну. Ой, а это кто сидит и плачет?

Дети: Это Зайчик.

Воспитатель: Зайчик, что с тобой случилось?

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная. Пришла весна-красна, попросился ко мне Мишка косолапый, да и выгнал меня из моей избушки.

Воспитатель: Вот и первая сказка, которую запутала Лиса. Это она специально, чтобы ни кто не догадался, кто же виноват. Ребята, а давайте поможем разобраться зайке?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Молодцы, что согласились. Но сначала давайте вспомним, что это за сказка?

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А кто Зайчику пытался помочь в беде? (Дети вспоминают и перечисляют: собака, волк, медведь и петух).

А кто же помог Зайчику?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А кого Петушок прогнал из домика?

Дети: Лису.

Воспитатель: Так вот кто виноват, Лиса, а Медведь здесь вовсе не причём. А ребятки молодцы, сказку вспомнили, и всё на свои места расставили. Дети, так кого надо опасаться Зайчику?

Дети: Лису.

Зайчик: Спасибо, теперь я буду очень внимателен. До свидания, детки!

Дети: До свидания, Зайчик!

Воспитатель: Славно потрудились и сказку распутали. А теперь отдохнем. Сядем на полянку и поиграем. (Дети садятся на ковёр.)

Пальчиковая гимнастика.

Зайка.

Вышли зайки на лужок

Встали в маленький кружок.

(Шагают пальцами одной руки по ладони другой.)

Раз зайка, два зайка,

Три зайка, четыре зайка…

(Загибают пальцы.)

Будем лапками стучать.

(Пальчики стучат по ладони вместе.)

Постучали, постучали и устали,

Сели отдыхать.

(Вдруг слышатся песенка.)

Я – колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку я метён,

На сметане мешён,

Да в печке печён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от внука ушёл,

От собачки ушёл,

И от кошки ушёл

И от мышки ушёл,

И от тебя, коза подавно уйду.

Коза, ам, и съела колобка.

Воспитатель: Ой, дети, что это за странная песенка? Как вы думаете, из какой она сказки?

Дети: «Колобок».

Воспитатель: Дети, а песенка правильно спета?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что в ней не правильно?

Дети: Герои перечислены не такие.

Воспитатель: А какие же герои повстречались колобку?

(Дети перечисляют всех героев.)

Воспитатель: Умники, а кто же на самом деле съел колобка?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этой сказкой. Ребята, а чтобы нам дальше путешествовать, надо нам быть бодрыми, сильными. Мы с вами немного поиграем. Представьте, что вы все маленькие лисички и резвитесь на полянке.

Физминутка «Давай, лиса, побегаем…»

Давай, лиса, побегаем, побегаем, побегаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, только я что-то устала, давайте присядем на полянку, отдохнём.

(На полянку вбегает Лиса).

Лиса: А вот и я опять.

Воспитатель: Ах, Лиса, что же ты за нами прибежала в сказочную страну?

Лиса: Конечно, я очень хотела посмотреть, как вы будете распутывать сказки.

Воспитатель: А зачем, Лиса, ты запутала сказки. Ведь сказки такие интересные!

Лиса: А мне они не нравятся.

Воспитатель: Ты не спорь, а послушай лучше, как дети рассказывают сказку.

(Дети начинают рассказывать сказку «Репка». Лиса после первой фразы их перебивает).

Лиса: А я знаю эту сказку. Вот послушайте: посадил дед репку. Выросла репка большая — пребольшая. Пришло время выкапывать репку. Дед взял лопату и выкопал репку. Вот и сказки конец!

Воспитатель: Лиса, ты опять всё перепутала. Дети расскажите Лисе, как было на самом деле.

(Дети рассказывают сказку – каждый по фрагменту, выставляя героев сказки на ковёр по порядку.)

Лиса: Ах, как интересно! Мне очень понравилось. Я больше не буду путать сказки. А теперь мне пора домой. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и побывали мы в стране сказок, а теперь нам пора возвращаться домой. Ой, что это за корзину оставила лиса. (Дети заглядывают в корзину, там угощение).

Дети: Спасибо, Лисонька!

Воспитатель: Превращаемся в вагончики и отправляемся в обратный путь!

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

(Дети «возвращаются в группу», получают угощение.)

Последние материалы раздела:

Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании
Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании

Про мужа тирана писали и пишут очень много статей. Но женщины не теряют надежды перевоспитать своего суженного, и пытаются это сделать на...

Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий
Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий

Цель: создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний.2....

Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки
Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки

Здравствуйте дорогие друзья! Я уже знакомила вас с книгами- открытками . Позвольте представить вашему вниманию ещё одну книгу-открытку, которую я...