Слуцкие пояса

 3.04.2013 15:20

Президент Беларуси поручил восстановить производство слуцких поясов.

Шито золотыми нитями…

В Беларуси возрождают производство уникальных слуцких поясов.

Для белорусов слуцкий пояс — символ: культурной самобытности и государственной независимости. Скоро по поручению Президента Беларуси будет возрождено их производство, начатое три столетия назад князьями Радзивиллами и мастерами Маджарскими. Одна из самых больших коллекций аутен тичных предметов мужского костюма XVIII-XIX веков хранится в Москве.

Сделано в Слуцке

Слуцкий пояс был исключительно дворянским аксессуаром, вещью дорогой — ведь его вышивали золотыми нитями. Производство украшений для шляхетского костюма начали армянские мастера Маджарские, приглашенные князьями Радзивиллами из Станислава (нынешний Ивано-Франковск) в Несвиж, а затем в Слуцк. Почему за дело взялись именно армянские специалисты? На Западной Украине были сильны позиции армянской диаспоры, которая поддерживала связи со странами Востока. А зажиточные люди в XVIII веке носили одежду, в которой было много восточных элементов, в том числе пояс. Пояса экспортировали из Персии, Турции, где жило много армян.

Приглашенные Радзивиллами мастера стали посредниками между восточной и белорусской культурами. Маджарские научили слуцких мастеров на «персиарне» (фабрика «персидских» поясов) ткать заморские узоры. Но постепенно эти узоры дополнялись местными мотивами. Со временем пояса из Слуцка стали расходиться по всей Европе, появлялись фабрики, где «подделывали» уже не персидские, а именно слуцкие пояса — в Польше, Франции, России. В XIX веке ношение этих аксессуаров было запрещено: считалось, что человек, повязывая пояс, демонстрировал свою ностальгию по временам свободы от царского режима. В 1848 году «персиарня» в Слуцке закрылась. А секреты ткачества были забыты. После этого пояса являлись предметом коллекционирования, а не ношения. Сейчас стоимость одного такого раритета может доходить до 50 тысяч долларов.

Аксессуар в стихах

Как дворянский аксессуар стал белорусским национальным символом? Этому способствовали два фактора. Во-первых, выдающийся поэт Максим Богданович в начале ХХ века случайно увидел пояса в коллекции Луцкевичей — известных деятелей в Вильно, собиравших белорусские древности. Богатство красок и легендарная история создания аксессуаров вдохновили песняра на сочинение ставшего хрестоматийным стихотворения — «Слуцкие ткачихи». С начала ХХ столетия слуцкие пояса не раз демонстрировались на художественных выставках, их мотивы стали использоваться в оформлении книг, декоративно-прикладном искусстве. Накануне Великой Отечественной войны о поясах узнали в Москве — на выставках достижений белорусского народного хозяйства мотивы древних тканей использовали в украшении экспозиций.

Так, элемент дворянской одежды, созданный руками белорусских ткачей, «вернулся» в народ — стал одним из его символов.

Секретные технологии

Спустя почти 300 лет после начала производства слуцких поясов Президент Беларуси инициировал возрождение промысла — на промышленной основе. Недавно состоялось заседание организационной группы по воссозданию технологии производства слуцких поясов. В собрании участвовали историки, искусствоведы, технологи, дизайнеры, ткачи-практики, представители предприятий легпрома страны.

— Технологии ткачества слуцких поясов утрачены, — констатировал Александр Локотко, директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси. — Секреты мастерства ткачей требуют скрупулезного изучения. Для начала нужно исследовать художественные особенности поясов, создать сводный каталог этих предметов, находящихся в белорусских и зарубежных собраниях.

Специалисты сейчас не ручаются назвать, сколько сохранилось до наших дней слуцких поясов и изготовленных по их образу и подобию. В разных музеях Беларуси находится чуть более десятка экземпляров. Тем временем на предприятиях «Белхудожпромыслы», «Слуцкие пояса», Борисовском комбинате декоративно-прикладного искусства готовы взяться за изготовление новых аксессуаров по древним образцам. Специалисты исследуют материалы, из которых изготавливались пояса в XVIII веке.

Завещано купцом Щукиным

Чтобы точно восстановить технологию производства, очевидно, понадобится помощь экспертов из Москвы. Дело в том, что в Государственном Историческом музее хранится одна из самых больших коллекций слуцких поясов. Как подсчитала Татьяна Иванова, завотделом тканей и костюма, — 80 целых и 60 фрагментов. По договоренности министров культуры двух стран несколько поясов из Москвы экспонировались в Национальном художественном музее Беларуси. Как эти вещи попали в Россию? У московского купца Петра Щукина была страсть к восточным вещам. Поставки ценных тканей из западных губерний Российской империи шли к нему с 1890 года. В 1912-м коллекцию Щукина согласно завещанию получил Императорский (сегодня — Государственный) Исторический музей.

Мастер-класс дворянского этикета

Когда «московские» пояса уехали из Минска, им на смену прибыли раритеты из Вильнюса. Слуцкие пояса из Литовского художественного музея в Национальном художественном музее Беларуси будут экспонироваться до 17 июня. На них можно прочесть: «Град Слуцк, Ян Маджарский» — город изготовления и имя автора.

Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства художественного музея, пояснила, какие варианты слуцких поясов можно встретить в экспозициях:

— При Яне Маджарском было выработано около 7 сюжетов. Сын Яна — Леон — технологии отца усовершенствовал. «Вильнюсские» пояса — работы отца и сына. Надпись латиницей на аксессуаре говорит о том, что пояс изготовлен до вхождения Слуцка в состав России, а кириллицей — что вещь изготовлена после 1793 года. Пояса были односторонними и многосторонними — это позволяло носить одну и ту же вещь по праздникам и в траур, в зависимости от цветовой гаммы.

Кстати, в Национальном художественном музее можно заказать мастер-класс — и вам покажут, как правильно носить слуцкий пояс.

Увидеть шляхтича в слуцком поясе можно на портрете Войцеха Пусловского, который также привезли из литовского музея. Картину написал минчанин, друг Мицкевича и знакомый Пушкина — Валентий Ванькович.

Так что слуцкие пояса объединяют воедино традиции многих народов — от Польши до России, от Франции до Персии.

Текст: Виктор Корбут ([email protected])

«Слуцкія ткачыхі», Ансамбль «Песняры»

«Слуцкія ткачыхі» (Максім Багдановіч)

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.

І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.

А за сцяной смяецца поле,
Зіяе неба з-за акна, -
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвіла весна;

Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі.

Цямнее край зубчаты бора…
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскаго узора
Цвяток радзімы васілька.

Здравствуйте, наши дорогие читатели!

Спешим поздравить вас с первым днем осени, началом нового учебного года!

Новый сезон мы предлагаем вам начать с нами. Первый белорусский ЧБ и автор проекта The Оlgas рады представить вам новый проект - "Вдохновись Беларусью" !
Суть проекта состоит в том, чтобы вдохновившись одной из преложенных тем, сделать любую работу, выполнив условия, предложенные на каждом этапе. И начинаем мы с темы "Слуцкие пояса ".

Условия задания:

1.Вы должны использовать один из обязательных элементов на выбор : изображение пояса (или его настоящий кусочек, вдруг у вас дома завалялся), бахрому или нитяную кисточку. Скрап-работа может быть любой – страница, открытка, рамка и т.д.
2.Напишите несколько слов о том, почему вы вдохновились и выбрали именно это изображение слуцкого пояса или решили использовать бахрому, кисточку.
3. Ссылка на этот пост обязательна.
4. Работа должна быть новой, опубликованной после выхода задания.
5. Работа может участвовать в других заданиях, но не более чем в трех, включая это .
6. Срок приема работ с 1-09 по 23-09-2012 включительно.

Что же такое слуцкий пояс?

Слуцкие пояса: статус, кошелек и сплошные тайны.
Слуцкий пояс - элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусско-литовской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения, и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Беларуси.


Немного истории

Сначала на земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока. В 1758 первая мануфактура-персиярня открывается в Несвиже. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов.
Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано в Москве и Франции.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях, вошедших в состав Российской империи, было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд.
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.


Малоизвестные факты

  • Пояс - исключительно мужская забава. Ткали его только мужчины, причем в одиночку с такой работой справиться было нельзя. Самый искусный мастер ткал голову. Носили их тоже только мужчины-аристократы. И даже надевать их помогали тоже только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Так что Максим Богданович сильно ошибался . (Это стихотворение учили наизусть все белорусские школьники. К нему обязательным пакетом шла нудная лекция о притеснении простых людей в те времена).
  • Цена одного пояса приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Сегодняшняя цена пояса начинается от трехсот тысяч долларов.
  • На одно изделие шло от 400 до 800 грамм золота.
  • Самый знаменитый мастер Ян Маджарский стал выпускать 4-лицевые пояса (каждая из лицевых сторон имела два самостоятельных рисунка). Такой пояс можно было носить с четырьмя разными одеждами по разным поводам - торжественной, будничной или скорбной. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
  • Слуцкие пояса использовали в качестве кошельков. Перед тем как его повязать, пояс складывали по длине вдвое. В такой своеобразный карман и складывали деньги.
  • Пояс состоял из средника, головы (красивого орнаментального рисунка на конце пояса) и бахромы, которую стали пришивать только для польской шляхты.

В Беларуси на сегодняшний день хранится около 11 (11! из нескольких тысяч) поясов, большая часть которых составляют фрагменты. Наверняка до сих пор хранятся пояса в некоторых костелах, ведь из них с конца XVIII века шили орнаты для священнослужителей. Есть они и в частных коллекциях, но владельцы не афишируют свои ценности.

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.

I цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.

Цямнее край зубчаты бора...
I тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.



Максім Багдановіч. «Слуцкія ткачыхі». 1912 г.

Во многих странах мира знают про слуцкие пояса - высокохудожественные произведения ручного ткачества в Белоруссии второй половины XVIII - начала XIX в. Большие коллекции хранятся в Государственном историческом музее СССР, в Этнографическом музее народов СССР и в Эрмитаже, Государственном историческом музее УССР в Киеве и в Этнографическом музее во Львове. Есть они и в Вильнюсе в Историко-этнографическом музее, и в Черниговском историческом музее. За рубежом коллекции слуцких поясов хранятся в Национальных музеях Варшавы, Кракова, Гданьска, Познани, в музее истории текстильного производства в Лодзи, в музеях Парижа и Нью-Йорка.
В Белоруссии слуцкие пояса есть в музеях Минска, в Гродненском историко-археологическом музее, а один хранится в Минском областном краеведческом музее в Молодечно.
Изготовлялись эти пояса вручную на Слуцкой мануфактуре шелковых поясов, принадлежавшей князьям Радзивиллам, основанной в конце 30-х годов XVIII в. Она была создана из трех предприятий: самого раннего, на котором вырабатывались золотые галуны для шляп, мундиров и костюмов, а также пояса, второго - «фабрики» по выработке шелковых поясов и третьего - «фабрики разных материй», которые ткались шелком, золотой и серебряной нитью. Одно из этих предприятий - «фабрика» шелковых поясов - первоначально находилось в Несвиже (с середины 50-х годов XVIII в.) и в конце 1760 г. было переведено в Слуцк и объединено с другими в знаменитую Слуцкую мануфактуру шелковых поясов (35, с. 443-444). Таким образом, эта мануфактура, учитывая ее первоначальную деятельность - первая из мануфактур не только в Белоруссии, но и на всей территории тогдашней Речи Посполитой.
В этот период в Слуцке было развито ткацкое ремесло и сложились давние художественные традиции. Так, по реестру ремесленников 1737 г. (неполному), в городе насчитывалось 23 ткача, 12 позументщиков, 1 вышивальщик, 1 ковровщик. В 30-40-е годы XVIII в. в Слуцке вырабатывались шелковые пояса с металлическими нитями, что свидетельствует о большом мастерстве местных белорусских мастеров того времени. Продукция была разнообразной: выпускались пояса «богатые» и «простые», а также золотые и серебряные галуны, нашивки, ленты, ковры и гобелены. Руководила предприятиями княжеская администрация. Объем продукции был сравнительно небольшой. Есть сведения не только про пояса, но и про слуцкий «турецкий красный» ковер, сделанный до 1756 г. по восточному образцу.
Как раз к середине XVIII в. на территории Речи Посполитой и в Белоруссии в том числе вошли в моду турецкие и персидские шелковые пояса, украшенные разного цвета узорами, золотыми и серебряными нитями. Стоили они очень дорого - до 1000 злотых (поручик получал тогда в год 600 злотых). Такие пояса были длинные и широкие, тканые золотом и серебром по шелку. Правда, были пояса и подешевле (от 50 до 200 злотых). Их носили магнаты и наиболее богатые шляхтичи.
Учитывая спрос на лешковые пояса, тогдашний владелец Слуцка князь Иероним Флориан Радзивилл решил открыть большую мануфактуру, приказав построить для нее два больших здания, которые были готовы уже в 1756 г. В мае 1760 г. после смерти Иеронима Флориана Слуцк перешел по наследству к его старшему брату Михаилу Казимиру, владельцу Несвижа. В конце 1760 г. этот магнат перевел небольшую мануфактуру по выработке «персидских» поясов («персиарня») из Несвижа в Слуцк. В это время на ней работали приехавший к князю из Стамбула известный мастер, турецкий армянин Ян Маджарский (Ованес Маджарянц), 2 подмастерья и 9 учеников (48, л. 8).
Почему «персиарня» была переведена магнатом из одного города в другой? Казалось, для него же было лучше иметь мануфактуру шелковых поясов рядом с собой, в Несвиже, где была его резиденция.
Историки М.Балинский, Ю.Колачковский и 3.Глёгер еще в XIX в. а также Т.Маньковский (в 30-50-х гг. XX в.) отметили, что в Несвиже и Слуцке существовали отдельные мануфактуры шелковых персидских поясов (персиарни). При этом несвижская мануфактура вскоре перестала существовать, в то время как слуцкая «расцветала» (34 а, с. 647; 34 б, с. 328; 35, с. 443- 44; 36, с. 33). Эти наблюдения историков подкрепляются соответствующими архивными сведениями. Слуцк был городом с более старинной традицией ткацкого ремесла, здесь было больше квалифицированных мастеров, уже существовали ремесленные мастерские, а также другие магнатские мануфактуры по выработке галунов и разных материй, которые ткались шелком, золотой и серебряной нитью. Здесь был накоплен опыт руководства такими предприятиями. В деревнях Случчины издавна было развито своеобразное ткацкое производство. Построены большие для того времени производственные помещения. Все это было учтено, когда персиарню из Несвижа перевели в Слуцк и объединили с имеющимися здесь мануфактурами. Вместо 12 работников мануфактуры в Несвиже в 1759-1760 гг. (из них 9 учеников) в Слуцке в 1763 г. уже работало 46 человек: Ян Маджарский, 39 подмастерьев и 6 девушек-навивалыциц шелка. В те времена учились ремеслу долго, несколько лет. Эти цифры говорят об уже подготовленных ремесленных кадрах в Слуцке, чего не было в Несвиже
Производственные помещения Слуцкой шелкоткацкой мануфактуры были построены на Сенаторской улице, в Новом городе, за рекою Случью. Улица эта тянулась от плотины до Нового замка.
Радзивилл хотел сделать образцовую мануфактуру, чтобы ее изделия не только конкурировали с турецкими, персидскими и китайскими поясами и тканями, но и превзошли заморскую продукцию. И он этого добился.
Расширение деятельности мануфактуры в Слуцке связано с именем Яна Маджарского, который переехал в Белоруссию в конце 1757 г., а с января 1758 г. стал руководителем (мэтром)
небольшой мануфактуры шелковых поясов в Несвиже. В Белоруссию были перевезены детали особого ткацкого станка и специальный каток для прокатывания поясов, принадлежавшие ему. Часть станков была сделана на месте. После переезда в Слуцк Ян Маджарский руководил мануфактурой до 1776 г. Уже в 1763 г. слуцкая персиарня была реорганизована, ее производство резко увеличилось, а само предприятие расширилось. Продукция слуцкой мануфактуры шелковых поясов завоевывала все большую популярность в Речи Посполитой.
В 60-70-е годы XVIII в. слуцкие пояса ткали из шелковых, золотых и серебряных нитей. Длина различных поясов составляла от 300 до 408 сантиметров, ширина - 27-28,5 сантиметра. Они были украшены богатым орнаментом. Вытканы были обе стороны пояса разной расцветки. Поле самого пояса обычно заполнялось поперечными полосками или чешуйчатым узором. Концы были затканы пышными гирляндами из цветов и листьев. По сторонам пояс украшался узкой узорной каймой. С начала 80-х годов XVIII в. пояса заканчивались шелковой златотканной бахромой - от 12 до 30 сантиметров.
В орнаменте слуцкого пояса использовались восточные узоры с народным, белорусским узором: стилизованные васильки, незабудки, дубовые листья, желуди. Слуцкий пояс (паса) представлял собой длинную блестящую полосу из шелковых, золотых и серебряных нитей. Пояса могли быть и «литыми» из золота. Такие пояса казались отлитыми из одного куска металла, хотя основа их была шелковая. «Литые» пояса прокатывались на особых катках. На концах поясов были метки с обеих сторон на латинском языке «Меня сделали в Слуцке», «Сделан в Слуцке», или кириллицей «Во граде Слуцке», «В Слуцке». В последующем, когда мануфактурой управлял сын Яна Маджарского, появилась подпись «Лео Маджарский». У слуцкого пояса одна сторона обычно была более светлой, другая - темнее или даже черной. Его можно было переворачивать и с одним и тем же поясом пойти либо на свадьбу, либо на похороны.
В середине 70-х годов XVIII в. князь Кароль Радзивилл («Пане коханку»), которому из-за огромных расходов всегда недоставало денег, решил передать в аренду свою мануфактуру разбогатевшему Яну Маджарскому. В 1776 г. был подписан договор, по которому Маджарский платил 10 тысяч злотых в год в княжескую казну, за что получал в свое распоряжение мануфактуру «со всеми в ней находящимися учениками и принадлежащими к этому ремеслу станками». Договор этот ежегодно продлевался. В 1778 г. аренда перешла к сыну Яна - Леону Маджарскому. Радзивиллы часто брали у них в счет арендной платы продукцию натурой. Леон Маджарский арендовал мануфактуру с 1778 по 1807 г.
Леон Маджарский провел дальнейшие усовершенствования, увеличил количество станков и привлек больше работников. Улучшилось качество продукции. Стали выпускать четырехлицевые пояса, т.е. с четырьмя видами цвета и рисунков, когда пояса одевали, их вдоль складывали вдвое. Выпускали пояса размерами 300x28 и 374x34 сантиметра. Были и другие вариации размеров. Слуцкие пояса завоевали большую популярность не только у шляхты Речи Посполитой, но и у украинской старшины, русского дворянства. В 80-е годы XVIII в. увеличился экспорт слуцких поясов в Россию.
Слуцкие пояса быстро вытеснили турецкие и персидские и завоевали рынок в Польше, Литве, Белоруссии, Украине и других странах Европы. Слуцкие ткачи включили в орнамент цветы местной, белорусской флоры - васильки, незабудки и другие. Из-за этого он потерял восточную стилизацию и приблизился к белорусскому национальному орнаменту.
Чаще всего при окраске пояса применяли оранжевый цвет с синим и золотыми нитями или алый с синим и золотыми нитями. Леон Маджарский еще больше усовершенствовал узоры. Были введены полосы разной ширины, цвета и орнаменты. Использовались контрастность, чередование геометрического орнамента с цветочным.
Слуцкие пояса стали образцом для других ткацких мануфактур, которые открывались в других городах и местечках: в Городнице, Лососне, Станиславе, Кобылках, Липкове, Кракове, а также в Лионе.
Сейм Речи Посполитой в 1790 г. подчеркнул значение мануфактуры слуцких поясов и возвел Леона Маджарского со всеми его потомками в шляхетство (за диплом на шляхетство он заплатил в казну 500 дукатов золотом). Внучка его Елизавета в 1818 г. вышла замуж за белорусского помещика Чеслава Манюшко, у которого было небольшое имение Убель на Игуменщине (ныне Червенский район) и дом в Минске (теперь на углу улиц Энгельса и Интернациональной). В фальварке Убель 5 мая 1819 г. родился их сын Станислав (1819-1872), впоследствии выдающийся польский композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель, основоположник национальной классической оперы.
Ежегодная продукция Слуцкой мануфактуры до конца XVIII в. составляла до 200 поясов. Стоили они от 5 до 50 червонных злотых (от 83 до 833 злотых). За 50 червонных злотых можно было купить двух лошадей. После присоединения Белоруссии к России, в 1796 г. пояс стоил 50-100 рублей.
В описании Слуцка 1765 г. отмечено, что «на фабрике переской» было 16 станков и более 800 разных деталей к ним: прялок, катков, шпулек, челноков и других. Первый свой станок Ян Маджарский вывозил из Турции по частям, так как султанские власти строго запрещали вывозить такие станки, чтобы в других странах не было конкуренции турецким шелковым с золотом поясам. Станок был собран уже в Слуцке. Другие станки были сделаны в Белоруссии княжескими механиками по образцу собранного станка. Тайна слуцких изделий заключалась в том, что Маджарский привез особенный станок с латунными и медными деталями, а это сказывалось на особом качестве слуцких поясов.
Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь - 2,4 гектара. Здесь в 1765 г. были и производственные помещения и казармы с 11 комнатами, где жили мастер и работники мануфактуры. В 1793 г. в двухэтажном здании мануфактуры было 5 производственных помещений (станций), 2 больших производственных помещения (залы), столярные и административные помещения. Количество станков на мануфактуре в последней четверти XVIII в. увеличилось до 24-25. В 1793 г. здесь было 28 разных станков. Общее число работников доходило до 60 человек. Таким образом, до конца XVIII в. количество действующих на мануфактуре станков было значительным, и объем производства не снижался (10, с. 51).
В начале XIX в. доходы Леона Маджарского снизились, так как шелковые пояса начали выходить из моды. В 1801-1802 гг. работали только 12 станков.
Судя по спискам работников, иноземцев (кроме Я. Маджарского) на мануфактуре не было. На ней трудились в основном местные жители, горожане Слуцка и Несвижа и крестьяне из деревень Случчины. Так, в 1807 г. из 27 работников 19 происходили из Слуцка, 2 из Уречья, 2 из Несвижа, 1 из Сверженя, 1 из Сёлка (возле Слуцка). Имена и фамилии работников указывают на их местное, белорусское происхождение. Это опровергает мнение целого ряда польских и других историков о том, будто бы на мануфактуре работали турки и персы, которых якобы пригласил сюда Радзивилл. Среди работников перечислены и девушки-работницы. Так что широко известное стихотворение Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі» имеет под собой целиком реальную историческую основу.
В 1807 г. Маджарский отказался от аренды мануфактуры и получил от князя в аренду имение Маньков (позднее Маньково). В первые десятилетия XIX в. мануфактура пришла в упадок. После 1810 г. производство значительно снизилось.
Во время войны 1812 г. мануфактуре был нанесен тяжелый ущерб: часть материалов разграблена, катки вывезены, некоторые работники из-за отсутствия работы распущены. В 1814 г., правда, она вновь была открыта, но угасала из года в год. Радзивилловская администрация отдала мануфактуру в аренду в 1823 г. слуцкому купцу Канторовичу, а потом его дочери богатой торговке Блюме Либерман и ее мужу... за 30 рублей серебром в год! Аренда тянулась до 1835 г. В 1823 г. здесь работал только 1 станок, на котором трудились 4 вольнонаемных рабочих. За весь год было выработано лишь 6 поясов и 147 штук разных шелковых материалов. В 1828 г. работали уже только 1 мастер и 1 подмастерье. С 1835 г. аренда мануфактуры передавалась разным жителям Слуцка. Последние сведения о выработке шелковых поясов для князя Вильгельма Радзивилла относятся к 1846 г. В том же году владелец мануфактуры князь Л. Витенштейн приказал закрыть ее (36, с. 48-50). Так закончила свое существование некогда знаменитая мануфактура слуцких поясов.

Слуцкие пояса - символ Беларуси


Знаменитые слуцкие пояса - одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.


Необычайно красивый, символичный и дорогой предмет мужского гардероба, доступный только выходцам из высших сословий - слуцкие пояса - ткали в Беларуси ещё в XVIII веке. С ними связаны удивительные события и семейные тайны, загадочные и порой мистические истории.

Сегодня старинные слуцкие пояса - раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.






Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI-XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов.

В наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление - "слуцкий пояс".

Белорусские ткачи создали свои неповторимые узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию. Мировую известность приобрели пояса Слуцкой персиарни - мануфактуры богатейшей и влиятельной династии Европы Радзивиллов.

Первая персиарня возникла в Несвиже, но по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла Рыбаньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами.

Для руководства был приглашен известный мастер Ян Маджарский (Аванес Маджарянц армянского происхождения, работавший в Стамбуле, Станиславе). В 1777-1807 годах мануфактурой руководил его сын Леон.

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.

Очень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии…

Но даже несмотря на знак "Меня сделал Слуцк", это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века.

Полагают, что сегодня в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. И почти все они находятся за пределами Беларуси: в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях.

Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты.




Классический слуцкий пояс - это роскошная длинная (до 3,5-4 м) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).

Шикарный аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур использовалась черная сторона; в повседневной жизни - зеленая и серая.

По композиции слуцкий пояс разделен на три части: два прямоугольных завершения ("головы") и основная часть ("середник").

На "головах" ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся "лусковой" (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор "в горошек".

Вдоль сторон пояса - узкий бордюр с растительным орнаментом. Концы также завершает полоса с орнаментом и кисти.



Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался "литым", ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.

На каждом поясе слуцкие мастера ставили особые метки: во времена Речи Посполитой - на латинице, позже на кириллице: "SLUCK", "SLUCIAE", "SLUCIAE FECIT", "MEFECIT SLUCIAE" ("Меня сделал Слуцк"), "ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ"…






Редчайшая коллекция слуцких поясов из Государственной картинной галереи БССР насчитывала 48 единиц. В 1940 году часть коллекции экспонировалась в Москве на выставке, приуроченной к Декаде белорусского искусства, затем вернулась в Минск. Тогда же пояса были сфотографированы и описаны. Сохранились и документы, подтверждающие, что слуцкие пояса принадлежат белорусскому музею. Пояса пропали во время Великой Отечественной войны. По одной из версий, в период оккупации они были вывезены в Кенигсберг и попали в "Опись экспонатов, похищенных и уничтоженных фашистской армией в 1941-1944 годы". По другой версии, пояса уцелели и хранятся в одном из музеев России или Украины. Есть и третья версия, в соответствии с которой ящик с поясами вначале войны мог быть спрятан в подземном ходе, находившемся рядом с галереей. Судьбу экспонатов сегодня активно изучают специалисты Национального художественного музея.

Это фотография пояса, сделанная мной в Несвижском замке






















Здесь - экспонаты Несвижского замка

Это - белорусский орнамент


А вот так изготовляют эти чудо-пояса







Надеюсь вам, друзья, было интересно увидеть эти удивительные рукотворные работы?..



План:

    Введение
  • 1 Описание
  • 2 Начало производства в Беларуси
  • 3 Распространение и «закат» производства
  • 4 Период после окончания производства
  • 5 Музеи, в собраниях которых хранятся слуцкие пояса
  • 6 Интересные факты
  • Литература

Введение

Вацлав Ржевуский (Wacław Rzewuski ) в костюме с поясом

Слуцкий пояс

Слуцкий пояс (белор. Слуцкі пояс ) - элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии.


1. Описание

Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метра, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям - узорной каймой, а концы - пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса - каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего - овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша - мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.


2. Начало производства в Беларуси

Первоначально пояса привозились с Востока - из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры - «персиарни» (белор. персіярні ), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702-1762 годы), великий гетман Литовский.

В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника - Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов - незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.

В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер - Ян Маджарский.

Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава - знаменитого композитора и дирижера.

Сын Маджарского - Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей.

Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.


3. Распространение и «закат» производства

Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.

На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылках и Липкове под Варшавой. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства - начинается выпуск тканей для церковных нужд.


4. Период после окончания производства

Во второй половине XIX - начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.

Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.

5. Музеи, в собраниях которых хранятся слуцкие пояса

  • Государственный исторический музей в Москве
  • Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Белоруссии
  • Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге
  • Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе
  • Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины
  • Львовский исторический музей
  • Смоленский государственный музей-заповедник
  • Минский областной краеведческий музей города Молодечно
  • Историко-археологический музей в Гродно, Белоруссия
  • Национальный музей в Варшаве
  • Белорусский национальный художественный музей
  • Слонимский краеведческий музей

6. Интересные факты

Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен.

Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками.

При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота.

Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.


Литература

  • Якунина Л. И. Пояса слуцкие в собрании Государственного Исторического Музея. М., Наркомпрос РСФСР. 16 страниц; 1941 г 570 экз.
  • Якунина Л. И., Слуцкие пояса, Минск, 1960.

Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . .

Последние материалы раздела:

Как перейти на пенсию мужа после его смерти
Как перейти на пенсию мужа после его смерти

Жена в случае смерти своего мужа имеет право отказаться от собственной страховой пенсии и оформить новую, получая ее за своего . Это дает...

Руководство по самогипнозу
Руководство по самогипнозу

Для начала желательно выбрать наиболее удобное положение для погружения в транс. Либо это положение в постели, либо сидя на стуле или в кресле....

Кто чужое возьмет – свое потеряет
Кто чужое возьмет – свое потеряет

Воровство существует столько, сколько существует и сам человек. Для кого-то кража — это своеобразный способ развлечения, для других — основное...