Ювелирные украшения стиля ар-деко. Стильные ювелирные украшения в стиле арт-деко Ювелирные украшения в стиле ар деко

В 20-30 -е годы ХХ века сформировалось направление в искусстве, которое в Америке называли «стилем звезд», в Европе джазовым модерном, обтекаемым модерном и зигзаг модерном. Но более это стиль известен, как Ар Деко. И так же, как звезда, этот стиль вспыхнул в период между двумя мировыми войнами и был забыт. После потрясений второй мировой войны он стал казаться слишком архаичным и претенциозным.

Антикварные изделия ар-деко на мировом художественном рынке

Понадобилось несколько десятков лет, чтобы на мировом антикварном рынке вспомнили и по достоинству оценили эффектные и рафинированные изделия Ар Деко. На возвращение интереса к «стилю звезд» повлияла Парижская выставка 1966 года, а затем и знаменитая продажа на аукционе коллекции изделий в стиле Ар Деко Жака Дусе, эти события сделали произведения «обтекаемого модерна» одними из самых дорогих и эксклюзивных. Теперь покупка в стиле Ар Деко — настоящее события для коллекционеров. Ведь изделий «джазового модерна» сохранилось не так много. Раритетность изделий Ар Деко объясняется просто, после военных катаклизмов их в Европе сохранилось немного, несколько больше в Америке. Поэтому купить антиквариат в стиле Ар Деко и при этом быть уверенным, что это не подделка, довольно сложно.

Антикварные ювелирные украшения ар-деко: особенности стиля

Термин Ар Деко возник от сокращенного названия Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Для того, чтобы отличить изделия этого стиля от Арт-Нуво или более поздних направлений в искусстве стоит помнить несколько их внешних признаков: геометричность форм, склонность к стилизации, использование дорогих и экзотических материалов, применение различных художественных техник при работе с материалом. Двадцатые года ХХ века были временем открытий сокровищ древнеегипетской цивилизации, художники для многих изделий использовали мотивы древнеегипетского, древнегреческого искусства.

Популярна была стилизация по африканским, китайским и японским мотивам. Для того, чтобы купить антиквариат именно Ар Деко, а не более позднюю подделку, стоит помнить о его основных признаках.

Те же стилевые особенности характерны и для антикварных стиля Ар Деко. Ювелиры в одном изделии сочетали несочетаемые по существовавшим ранее правилам материалы: полудрагоценные, поделочные и драгоценные камни. Кстати, ювелиры предшественника Ар Деко — стиля Арт-Нуво стали первыми практиковать использование полудрагоценных камней, в более раннюю викторианскую эпоху действительно ценным украшением считали изделия с использованием только драгоценных камней. Арт-Нуво ввел в моду такие камни, как опал, более важным стало считаться художественное мастерство, а не стоимость материала. Эту тенденцию продолжили и развили ювелиры Ар Деко. Новый стиль требовал нестандартных и смелых решений. Известный ювелир Жорж Фуке объединял в одном изделии эмаль и бриллианты, топазы и аквамарины. Слоновая кость в сочетании с черным ониксом была использована для создания брошей, сейчас эти изделия работы Жоржа Фуко являются украшением собраний антиквариата, покупка антиквариата такого уровня — большая удача для коллекционеров.

Время расцвета Ар Деко было временем первой индустриальной революции, люди были увлечены скоростью, ритмом больших городов, недавно появившейся джазовой музыкой. Жорж Фуке, объясняя особенности нового стиля, подчеркивал значение скорости для современной жизни. Поэтому для ювелирного украшения, писал один из основателей стиля Ар Деко, важна простота линий, свобода от излишних и поверхностных деталей. Такой лаконизм необходим для мгновенного восприятия всей композиции ювелирного изделия.

Среди других представителей ювелирного искусства, кроме уже упомянутых Жака и Жоржа Фуке, стоит назвать Поля Брандта, Жана Деспре, Раймона Тамплие, художников фирм «Ван Клиф и Арпельс», «Картье», ювелирных домов Тиффани и Шоме.

Ар-Деко — антиквариат в Санкт-Петербурге и Москве

Одной из особенностей ювелирной моды Ар Деко была популярность длинных жемчужных ожерелий. Их несколько раз оборачивали вокруг шеи или они украшали вечернее платье, спускаясь сзади по его вырезу. Модным было сочетание жемчуга с кораллами, черным хрусталем, ониксом или бирюзой, иногда на одной нитке камни нанизывались вперемешку. Особенно популярными были кулоны. Как и для всех изделий Ар Деко для них была характерна строгая геометрическая форма. Двадцатые годы были временем увлечения машинами, скоростью. Не удивительно, что олицетворением «джазового модерна» был автопортрет Тамары де Лемпицкой, её «Автопортрет в зеленом «бугатти», написанный в 1925 году, изображал независимую, элегантную даму за рулем автомобиля. Ювелирный дом Фуке точно почувствовал эту «технократическую» тенденцию. Он выпустил серию украшений со своеобразным геометрическим решением: диски из золота или платины были покрыты выгравированными полосами, куда были вдеты аквамарин, цитрин или топаз. Эти украшения немного напоминали детали машин, по этому поводу журналисты иронизировали и писали, что женщине желательно быть женщиной и не к лицу её носить в качестве украшений гайки и шурупы. Впрочем, в то далекое время человечество еще было упоено возможностями техники и склонно к её поэтизации.

Несмотря на сравнительно небольшое количество сохранившихся изделий стиля Ар Деко, они стали появляться в антикварных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. На антикварных салонах, проходивших в ЦДХ, впервые были представлены крупные коллекции Ар Деко: частная коллекция С. Морозова и галереи «Этно». Так что поклонники «джазового модерна» вполне могут приобрести и ювелирные изделия, созданные в этот период или стилизованные под него.

Art Deco представляет собой сочетание сразу двух стилей: Модерна и Неоклассицизма, однако на самом деле это совершенно самостоятельный стиль ювелирного искусства. Впервые об Art Deco заговорили после Первой мировой войны, и его рассвет приходится на период с 1920 по 1935 годы. Стиль Art Deco совместил в себе сразу несколько культур и исторических факторов: Ближний Восток и Древний Египет, греков и римлян, а проекты украшений, выполненные в этом стиле, признавались в те времена дерзкими и новаторскими.

Как и любое новое направление в ювелирном искусстве, Art Deco подарил ювелирам возможность расширить рамки и границы, а также создавать украшения, используя новые мотивы. В основном мотивами стали некие абстрактные узоры, чаще всего геометрические. Тема геометрических узоров вошла в ювелирный мир в середине 20-х годов под влиянием кубизма, и такие украшения стали особняком среди изысканных и утонченных ювелирных изделий того времени. Вдобавок к необычным темам присоединились яркие, контрастные цвета и крупные полудрагоценные камни: , и являлись основными минералами для ювелиров Art Deco.


Цвет стал сам по себе декоративным элементов стиля Art Deco, яркие пятна стали центром ювелирного изделия. К тому же, ювелиры научились комбинировать вроде бы несочетаемые материалы: прозрачные и непрозрачные кристаллы, полудрагоценные, поделочные камни и минералы I категории, а уж о возможности играть с драгоценными металлами и говорить не приходится.



Так же вслед за мотивом изменилась и форма украшений Art Deco, в моду вошли длинные ожерелья, которые могли оборачиваться вокруг шеи несколько раз, или даже некоторые смелые дамы позволяли ожерелью свисать со спины. В моду вошли кулоны как отдельный аксессуар, а также появились браслеты двух типов: женщины носили либо узкие, но при этом «кружевные» изделия, либо широкие, массивные браслеты. Вместо шляпок и гребней появидисб ленты, усыпанные драгоценными камнями, кольца превратились в массивный аксессуар, причем на один палец надевали сразу по нескольку штук.


Женщины, которые стали в 20-е годы осознавать свои возможности, положение и диктовать новые условия миру, по достоинству оценили стиль Art Deco. Украшения давали им возможность выразить свой протест, покупательницы изделий в этом стиле - это яркие, спортивные, активные женщины, которые презирали правила и везде старались диктовать свои нормы. Решительные леди предпочли яркие и вызывающие украшения классическим пастельным тонам прошлых эпох.


Подобное поведение женщин послевоенного времени продиктовано не столько желанием дам, сколько необходимостью. В тяжелые годы леди пришлось освоить мужские профессии, научиться водить автомобиль, многие женщины стали курить в общественных местах. Но при этом дамам хотелось чувствовать себя особенными, изысканными, красивыми, только красота изменилась в соответствии с веянием времени. На первый план выходит практичность и простота на смену витиеватости и вычурности украшений прошлых годов.


Основателем стиля Art Deco считается Жорж Фуке, бывший одним из самых известных ювелиров того времени, проживающий в Париже. Он в июне 1929 года опубликовал статью в журнале «Фигаро», где рассказывал о предпосылках рождения нового стиля, о необходимости смены ювелирных акцентов. Примерно в эти же годы, точнее - в 1925 году, в Париже прошла Международная выставка декоративных искусств и промышленности, где во всей красе предстали ювелирные изделия нового стиля Art Deco. Успех мероприятия показал, что новый стиль планомерно завоевывает не только Европу, но и США.


Основные ювелирные бренды, которые работают в стиле Art Deco - , . Ювелиры этих компаний не просто первыми взялись за создание новых украшений, но и разработали технические инновации для этого стиля. Новые формы потребовали новых видов огранки драгоценных камней, а так же новых технологий креплений кристаллов, когда не видно самого металла.


Сейчас стиль Art Deco уже не является дерзким и вызывающим, однако все больше людей предпочитают носить украшения Art Deco. Этому стилю присуща гармония, завершенность, практичность, и, безусловно, современные украшения в этом стиле являются утонченными, элегантными и стильными, позволяющими своему владельцу выражать собственный вкус и независимость.


И как всегда напоследок, подведем основные характеристики стиля Art Deco. Идея : темы Ближнего Востока, Египта, Рима и Греции. Материал : полудрагоценные и драгоценные камни, крупные, яркие, необычной огранки. Мотивы : абстрактные, геометрические узоры. Форма: продолговатая, треугольники, трапеции, углы и изогнутые линии.

Многие века своего существования декоративные изделия, предназначенные для украшения внешности, прошли различные этапы становления, не раз видоизменяясь. Причин для таких перемен было множество. В первую очередь, это символическое значение, которое вкладывалось в каждое отдельно взятое изделие. Немаловажную роль играли и материалы, которые были в достатке на том или ином историческом этапе развития человечества. И, наконец, завершающим фактором в производстве ювелирных изделий стала мода, которая переходила из одной страны в другую, задавая тон и стилистику на многие годы, а порой и десятилетия. Естественно, охватить все стили ювелирных украшений, когда-либо существовавших и существующих сегодня, - невозможно. Но мы постараемся дать Вам представление и отличительные особенности тех, которые имеют место в коллекциях Sunlight Brilliant.

Стиль "Анималистика"

На сегодняшний день все большую популярность завоевывают ювелирные изделия с изображением птиц, животных, рыб, мифических созданий - так называемый стиль «анималистика». Ни одна современная модница не сможет пройти мимо кофточки с эффектным леопардовым принтом или лосин с имитацией змеиной чешуи, уютной толстовки с изображением милой панды или же оригинального топа с рисунком рыбьего скелета. Однако, не только легкая промышленность собрала воедино эти актуальные тренды. В отрасли «драгоценной красоты» такие мотивы уже давно появились во всех главных ювелирных домах, являющихся законодателями моды.

В таких изделиях, как уже видно из названия, преобладает животная и растительная тематика - птицы, животные, рыбы, а также мифические создания. На сегодняшний день они пользуются особой популярностью, и в коллекции SL представлены в широком "видовом" разнообразии - от смешных пингвинов до милых котят.

Стиль "Ар деко"

Мотивы животных мы можем найти и в другом, не менее популярном на сегодняшний день, стиле - ар деко. Как и в духе анимализма, крупные кольца с кошками, леопардами, лягушками, бабочками, цветами - одна из излюбленных тем креативных дизайнеров. Однако в данном случае представители фауны - это всего лишь один из пунктов ювелирного стиля, который вобрал в себя множество отличительных черт и интересных образцов. Если попытаться охарактеризовать его несколькими словами, то, в первую очередь, необходимо назвать такие определения как простота и роскошь, геометрия и линейность, стилизация и утонченность.

Появлению ар деко мы обязаны 20-30-м годам XX века, когда в моде были так называемые серьги-люстры, многоярусные ожерелья из жемчуга или цепочек, броши в виде животных и растений.

Современные модницы с легкостью могут сочетать такие «исторические» изделия как с коктейльным нарядом, так и с обычной однотонной футболкой. Образ будет смотреться выигрышно и в том, и в другом случае.

Такому сложившемуся ювелирному стилю присуще соединение в украшении традиционности и новомодности. Классические жемчужные колье соседствуют с необычными серьгами-люстрами и крупными кольцами с природными мотивами. А всем полюбившиеся браслеты в виде змеиной чешуи ставят в этой оригинальной коллекции завершающий акцент.

Стиль "Ар нуво" ("Модерн")

История ювелирного дела привнесла в ассортимент современных украшений и такой необычный и изящный стиль как "Ар нуво", или же в английской версии - "Модерн". Появившись на рубеже XIX-XX веков, он вобрал в себя все новаторские идеи той эпохи. Отличительными чертами направления можно считать сочетание разнородных материалов, драгоценных и поделочных, и преобладание плавных удлиненных форм, которые находят свое выражение в природных и растительных мотивах.

На сегодняшний день многие дизайнеры стараются передать "испанские мотивы" в своих произведениях, ведь стиль ар нуво поражает своей поистине утонченной выразительностью и красотой естественных форм. Переплетение листьев и ветвей деревьев, распускающиеся цветы и порхающие бабочки - все это соединение новаторских идей рубежа XIX-XX веков органично, перешедшее в современную ювелирную моду. Гармония естества природы, передающаяся через яркие эмалевые или изысканные жемчужные украшения. Испанские мотивы и изящность плавных форм - вот суть стиля "Модерн".

Стиль "Авангард"

Переходя к стилистике второй половины XX века, нельзя не упомянуть о таком направлении в ювелирной отрасли как «Авангард». Яркость, броскость декора, неожиданные сочетания материалов и методов обработки, необычность и гибкость конструкций, преобладание графизма - таким представляется нам столь необычный и оригинальный стиль.

При создании изделий такого направления действует одно золотое правило: «Никаких правил!». Все зависит исключительно от фантазии дизайнера и его смелости в творческих решениях. Через драгоценности художники-ювелиры авангардного направления передают свое индивидуальное видение мира, порой довольно экстраординарное.

Ничего банального и традиционного - чем больше дизайнер нас «удивит» - тем лучше. Украшения могут содержать в себе несколько ярких и, казалось бы, не сочетающихся цветов. Оформление изделий может быть абсолютно несимметричным, не плавным - наоборот, геометрические фигуры с резкими углами здесь только приветствуются.

Сочетание разнородных материалов (драгоценного металла и натуральной кожи), броские формы и яркие решения - в этом вся суть авангардного течения ювелирной отрасли. Вторая половина XX века ознаменовалась новыми необычными решениями. Геометрические фигуры с резкими углами, соединение в одном украшении разнородных материалов, броскость и яркость форм - все это стиль "Авангард".

Готический стиль

Появление в средние века такого архитектурного направления как «Готика» не могло не вызвать отголосок и в прикладном изобразительном искусстве, в том числе и в ювелирном. Украшения того времени отличались массивностью, рельефностью и, как правило, несли в себе некое символическое наполнение, свойственное культурным традициях средних веков.

Времена поменялись, но «Готика», как явление, продолжает существовать, причем на сегодняшний момент имеет достаточное количество интерпретаций. Непросвещенный в ювелирном деле обыватель может считать, что понятие готики сводится к молодежной субкультуре с характерными мрачными одеждами, отбеленной кожей и своеобразной символикой. Однако это не совсем так.

В наше время ювелирная отрасль предлагает несколько равноправных истолкований данного явления, каждому из которых присущ определенный неповторимый стиль. Что ж, попробуем разобраться и определить для себя некие подстили.

  • "Холодный" контраст

Такие изделия чаще всего производятся из белого золота или платины, символизируя тем самым мертвенность и сдержанность. В качестве вставок используются камни контрастного цвета - рубины, сапфиры, черные бриллианты. Несложно догадаться, что может подразумевать под собой такая цветовая палитра: алый - кровь, черный и темно-синий - мрак, темнота.

  • Символическая стилизация

Пожалуй, такое стилистическое направление можно считать яркой демонстрацией того, что представляет из себя готический стиль в сознании большинства людей. Крупные черепа, кресты, субкультурная атрибутика - именно такой многие дизайнеры видят готику.

  • Ренессанс

Несмотря на то что современные «готы» у многих вызывают ассоциации с мраком, жесткостью и оккультными обрядами все же в изначальном историческом понимании ювелирный готический стиль - это соединение тонких кружевных линий, дополненных зачастую жемчужными вставками. Как английские готические соборы, отличающиеся стрельчатыми сводами и острыми углами, эти украшения передают таинственность не через грубость, а напротив - через изящество.

  • Субкультурная готика

В данную подгруппу как раз и относятся те изделия, которые мы чаще всего видим на «готах» и «готессах» - шипованные украшения, массивные кольца, геральдические амулеты. Это можно считать «классикой» современной готики.

  • Вампирский стиль

И, наконец, подстиль, который представляет собой некую комбинацию исторического понимания готики и ее сегодняшнего истолкования. С одной стороны, это классическая смысловая наполненность каждого изделия (образы пауков, летучих мышей, атрибутов загробной жизни), с другой - современный уклон на «игру контрастов», как в случае с первым подстилем:

Итак, рассмотрев некоторые течения современного готического стиля, можно прийти к одному выводу - несмотря на смену поколений философский конфликт земной и загробной жизни, «светлых» и «темных» сил остается по-прежнему актуальным. И, пока человек будет продолжать пытаться постигнуть смысл земного существования, мотивы смерти будут присутствовать в искусстве во всех проявлениях. Существует несколько основных направлений такого стиля, которые, по сути могут кардинально отличаться друг от друга. Однако нужно подчеркнуть их неминуемое сходство - использование преимущественно белого золота и ярких драгоценных вставок, создающих эффектный контраст. Немаловажна здесь и роль символики украшений, которая несет в себе особые скрытые смыслы,- кресты, черепа, змеи, сердца. Изящное таинство и агрессивная стать - да-да, все это о готике.

Классический стиль

Никакой вариант украшений не может быть более выигрышным, чем . Такую модель можно комплектовать и со строгим дамским костюмом, и с современным молодежным прикидом - главное не забывать о золотом правиле любой женщины: «Знай меру!». Если в Вашем образе итак достаточно ярких акцентов, то вовсе необязательно делать из себя подобие новогодней елки - подбирайте цветовую палитру своего гардероба со вкусом.

Классический стиль подразумевает под собой два основных подраздела. Первый - утонченные нежные украшения в довольно лаконичном, но, вместе с тем, изящном стиле. Вставкой могут служить как бриллианты, жемчужины, так и искрящиеся фианиты, которые ничуть не уступают в сиянии своим драгоценным собратьям:

Ар деко Уже в первое десятилетие XX века ювелиры постепенно начинают отказываться от изощренных форм и извилистых линий модерна. Под влиянием бурных процессов, происходивших в это время в литературе, живописи, архитектуре, ювелиры также обратились к поиску новых средств выражения, что нашло отражение в геометрических линиях позднего модерна. Однако эти поиски были прерваны Первой мировой войной, которая не только унесла множество жизней и оставила несметные разрушения, но и привела к разочарованию в ценностях прошлого и породила неудержимое желание обрести новые идеалы.Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. Вдохновленные художественными идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живописи кубистов и абстракционистов, русских супрематистов и итальянских футуристов, наконец, в ярких красках костюмов и декораций балетных спектаклей «Русских

Сергей Дягелев

сезонов» Сергея Дягилева, ювелиры, как и их собратья по искусству — архитекторы и художники-декораторы, работавшие над оформлением интерьеров, — окончательно отказались от причудливо изгибающихся линий и блеклого колорита модерна. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни.

Стиль созданных ими произведений позднее назовут ар деко. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней. Этот стиль, сформировавшийся к началу 1920-х годов во Франции, вскоре покорил США, а затем и большинство стран Европы, подчинив своим художественным принципам практически все виды прикладного искусства, включая костюм.

Новая мода полностью подпала под власть чистой геометрии, и женский костюм, напоминавший кроем рубашку, стал определяться строгой
конструктивностью. Среди творцов моды появились новые имена. В 1920 году в Париже открыла модный салон художница-авангардистка Соня Делоне, украшавшая свои модели яркими геометрическими узорами. В 1930-е годы на небосклоне моды засверкала новая звезда — Коко Шанель, которая уделяла большое внимание ювелирным аксессуарам, а вскоре и сама начала проектировать драгоценности. Новое время породило и новый идеал женщины. Она стала самостоятельной и независимой, равноправным партнером мужчины. Смелые парижанки,

Коко Шанель

признанные законодательницы моды, вскоре после войны в первую очередь остригли волосы, затем укоротили юбки и надели платья без рукавов. Возникло оригинальное направление моды, ориентированное на полудевичьи, полумальчишеские фигуры — так называемая мода «гарсон». Правда, в 1930-е годы линия платья несколько смягчилась, мода-люкс стала более женственной, а представления о красоте воплотились в образах голливудских кинозвезд. Но в оба эти десятилетия женский костюм открывал широкие возможности для фантазии ювелиров.

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения — состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями.

Пионерами нового направления в ювелирном искусстве оказались французские мастера. В их числе был и один из самых известных ювелиров Парижа -Жорж Фуке, которого в эпоху модерна называли «вторым после Лалика». В одной из его наиболее совершенных работ начала 1920-х годов, в круглом кулоне с симметричными подвесками, уже видны все черты нового стиля -ясная геометрия формы и орнаментального строя декора, смелое смешение дорогих материалов: бриллиантов, изумрудов, ляпис-лазури и горного хрусталя.

Еще более новаторскими были эксперименты его сына Жана Фуке: он создал серию украшений, совсем не похожих на все то, что делалось раньше. В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся его брошь из слоновой кости и браслет, составленный из круглых желтых золотых звеньев, которые украшены пирамидами из черного оникса и кружками из белого золота. Эти необычные драгоценности явно созданы под влиянием авангардных поисков живописцев начала века, и прежде всего кубистов. Не менее интересны серьги из платины другого парижского ювелира — Раймона Тамплие; в их построении явно ощущаются идеи конструктивизма. Тамплие декорировал строгие геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком, достигая необычайно эффектных цветовых контрастов. Однако эти выразительные и оригинальные работы обоих ювелиров в большей степени производили впечатление «самодостаточных» произведений искусства, чем украшений, гармонично связанных с телом человека и его костюмом.
Пожалуй, в таком подходе к художественному решению драгоценностей Жан Фуке и Раймон Тамплие почти на сто лет опередили свое время.

В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности — к тому же они долгое время были лишены их.

Это очень хорошо понимали ювелиры Дома Картье, всегда являвшиеся приверженцами использования в украшениях самых роскошных камней. Еще перед Первой мировой войной Луи Картье, возможно, первым среди ювелиров почувствовал новые веяния в искусстве и начал стилизовать любимые им мотивы разнообразных гирлянд, придавая им геометризированный характер. Его произведения 1920-1930-х годов наглядно демонстрируют основные этапы развития нового стиля.

На первом этапе Картье отдавал предпочтение гармоничным композициям и простым ясным формам. Первоначально это были круг или сегмент, поскольку он считал, что именно эти геометрические фигуры больше всего подходят для украшений, предназначенных женщине. Позднее он обратился и к другим геометрическим формам: квадрату, прямоугольнику, реже ромбу. Украшения с простым и четким силуэтом, выполненные из оникса, горного хрусталя, нефрита, кораллов или перламутра, он декорировал бриллиантами и другими драгоценными камнями, тонко подбирая их изысканную цветовую гамму.

Но довольно скоро ювелиры Дома Картье отказались от ярких цветов и стали инициаторами появления так называемого стиля «белый ар деко». Строгие геометрические формы их украшений оживляли контрастные сочетания белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. На основе этой выразительной оптической игры черных и белых пятен был создан своеобразный мотив, получивший название «шкура пантеры». Этот мотив нашел применение при создании оригинальных брошей в виде пантер или украшений для прически, его использовали и при оформлении наручных часов. Период «белого ар деко», пожалуй, оказался не только наиболее плодотворным в деятельности фирмы, но и наиболее важным для становления нового стиля в целом.

Однако Луи Картье даже в «белый период» не отказывался от цвета, выполняя из изумрудов, рубинов и сапфиров броши, воспроизводящие «вазы с фруктами» или «корзины с цветами». Кстати, мотив корзины с цветами был весьма характерен для декора стиля ар деко. К нему обращались не только ювелиры, но и декораторы — оформители интерьеров, и мастера других видов прикладного искусства. Так, модными композициями в виде стилизованных цветочных корзин любил украшать свою мебель самый именитый французский краснодеревец той поры Эмиль-Жак Рульманн.

Многоцветные драгоценности стали особенно популярными после возникновения моды на индийские украшения. К тому же рынок камней был насыщен рубинами, сапфирами, изумрудами, ограненными в форме листьев, цветов, ягод или шаров. Тогда же появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике «тутти фрутти», они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в «египетском стиле». Среди них — эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами. Особенно часто ювелиры стали создавать яркие декоративные изделия после кризиса 1929 года: так они пытались, привлекая внимание покупателей, выстоять в это трудное время.

Таким образом, история Дома Картье наглядно иллюстрирует процесс становления стиля ар деко. Окончательно он сформировался к началу 1920-х годов, а своего апогея достиг к середине десятилетия. Временем его триумфа стала Выставка декоративных искусств и современной промышленности, проходившая в 1925 году в Париже. Собственно, именно на этой выставке стиль получил окончательное признание, а позднее ее сокращенное название — «Ар деко» — стало названием стиля.

Экспозиция ювелиров размещалась в роскошном здании Гран Пале. Картье выставлялся в другом павильоне выставки («Элеганс»), объединившись с прославленными модельерами той поры — Бортом, Ланвен и другими, вероятно, с тем чтобы еще раз подчеркнуть неразрывную связь украшений и костюма. Представленные на выставке произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров явились завершением поисков предыдущего периода и символизировали рождение эстетики новой эпохи.

Успех ювелиров, работавших в стиле ар деко, был феноменальным. Формальным признанием нового стиля можно считать то, что высшую награду выставки — Золотую медаль — получил за украшения в стиле ар деко парижский ювелир Жорж Мобуссен. К тому времени его изделия уже были хорошо знакомы любителям драгоценностей. Созданные Мобуссеном колье, в которых закрепленные в платиновую оправу бриллианты чередовались с прекрасными жемчужинами и оформляли центральную часть — жадеитовое кольцо, — отличались удивительной красотой и элегантностью и были предметом вожделения многих светских красавиц и звезд Голливуда. Его подвески в виде стилизованных цветочных ваз и фонтанов, декорированные резными изумрудами, бриллиантами и эмалью, становились объектом для подражания и копирования. Все эти украшения выполнены в стиле ар деко, и именно этот стиль сделал фирму «Мобуссен» знаменитой.

Но развитие стиля не стояло на месте. Он родился в век науки и техники и в значительной мере испытал влияние его достижений. Один из ювелиров, участников выставки, писал, что «полированная сталь, тусклый никель, тень и свет, механика и геометрия -все это предметы нашего времени. Мы видим их и живем с ними каждый день. Мы люди своей эпохи, и это основа всех наших настоящих и будущих творений…» Не удивительно, что ради достижения художественной выразительности ювелиры прилагали немало усилий в поисках новых материалов и разрабатывали новые технологические приемы.

Наибольшего успеха добилась фирма «Ван Клиф и Арпельс». В 1935 году Альфреду Ван Клифу и Жюльену Арпельсу удалось изобрести новый вид закрепки драгоценных камней — невидимую закрепку (от английского invisible set). Этот способ крепления предусматривает прецизионное гранение подобранных по цвету твердых драгоценных камней -бриллиантов, сапфиров или рубинов, в которых вытачиваются канавки, позволяющие вставлять камни вплотную друг к другу и таким образом полностью покрывать ими металл, скрывая золотую основу. Этот технологический прием позволил мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а впоследствии и других фирм — создать серию превосходных украшений в стиле ар деко. Возможно, благодаря именно таким украшениям, впрочем, как и произведениям Картье, Бушерона, Мобуссена и других ювелиров, стиль ар деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и своеобразной эффектности.

Уже в 1930-е годы стиль ар деко стал определять художественное решение не только уникальных украшений, выполнявшихся с использованием камней высокой стоимости — в этом стилевом ключе во многих странах Европы и Америки создавали и менее дорогие вещи, предназначенные для довольно широкого круга покупателей. На рынке драгоценностей были востребованы бриллиантовые броши-клипе и сотуары, а особенно — элегантные браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения изготавливали в большом количестве многие ювелирные фирмы, не случайно и в наши дни их можно увидеть в любом крупном антикварном магазине или встретить в каталоге аукциона.

Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

С тиль украшений Арт-деко является отличным способом, чтобы включить старинную красоту в ваш современный гардероб. Данный стиль украшений обязательно должен повторять геометрические мотивы и гламур дизайна 1920-х и 1930-х годов. Такие ювелирные изделия прекрасно подходят современным женщинам.

Понимание того, какие характерные черты должны иметь ювелирные изделия в стиле Арт-деко, может помочь вам выбрать себе достаточно большой ассортимент украшений той эпохи. Данные украшения вы можете найти как в антикварных магазинах, так и в магазинах, где продаются ювелирные изделия в современной репродукции. Давайте более подробно рассмотрим, какие характеристики должны иметь ювелирные изделия в стиле 20-х и 30-х годов.

Хотя желтые металлы также имели свое появление в эпоху Арт-деко, большинство из всех украшений или большая часть какого-либо украшения была выполнена из белых металлов, которые имели прохладные оттенки. Так данные ювелирные украшения должны бить изготовлены из следующих видов белых металлов:

  • Платина;
  • Белое золото;
  • Чистое серебро;
  • Посеребренный не драгоценный металл;
  • Нейзильбер или другие белые цветные металлы.

Филигрань

Еще одним элементом из ювелирных изделий в стиле Арт-деко является филигранная работа. Филигрань предполагает деликатные ажурные проекты. Как правило, такие кружевные конструкции оснащены цветами, листьями или водоворотами, но иногда они просто имеют общие формы и линии вокруг центрального камня. Такими ювелирными изделиями зачастую являются кольца или ожерелья.

Геометрические мотивы

Геометрические мотивы и конструкции также являются определяющей чертой внешнего вида украшений Арт-деко. Иногда разнообразие геометрических форм используется вместе в одном украшении, чтобы создать сложную часть с интересными линиями. Такие формы могут иметь прямые линии и углы, хотя кривые также иногда являются частью дизайна таких украшений. Также можно увидеть идеальную симметрию во многих частях украшения.

Так в ювелирных украшениях в стиле Арт-деко, должны присутствовать такие геометрические мотивы (фигуры):

  • Восьмиугольники;
  • Прямоугольники;
  • Треугольники;
  • Ромб;
  • Многоугольники.

Эмаль

Многие примеры украшений в стиле Арт-деко имеют эмалированные элементы. Эмаль включает в себя слияние расплавленного цветного стекла с металлом, и это отличный способ добавить цвет и контрастность в ювелирное изделие. В эпоху Арт-деко, многие ювелирные изделия имели частицы черной, синей, зеленой и темно-красной эмали, но вы можете найти украшения с эмалью практически в любом цвете.

Цветные и не прозрачные камни

Хотя алмазы и имитация бриллиантов в 20-х и 30-х годах была очень популярна, многие ювелирные украшения в стиле Арт-деко имели также, цветные или непрозрачные камни. В бижутерии это может быть стекло, которое имеет высокое качество имитации камня. Такие камни в украшении могут занимать как центральное место, так и быть небольшим дополнением возле главного центрального камня.

Приведем список камней, которые были популярны в украшениях тех годов:

  • Оникс;
  • Сапфир;
  • Рубин;
  • Изумруд;
  • Лунный камень;
  • Лазурит;
  • Аквамарин.

Из-за своей классической красоты и великолепного дизайна всех элементов, стиль Арт-деко в ювелирных украшениях находится вне времени. Являетесь ли вы поклонницей старинных украшений или просто любите вид украшений той эпохи, что увидите, что они прекрасно будут работать в вашем образе.

Последние материалы раздела:

Как сделать лебедя из модулей?
Как сделать лебедя из модулей?

Как сделать маленького лебедя из модулей в технике оригами, вы сможете узнать из материалов нашей статьи. На его изготовление уходит немного...

Как связать перчатки спицами с описанием: схемы, узоры
Как связать перчатки спицами с описанием: схемы, узоры

Изучив эту страничку, Вы сможете связать абсолюно любые перчатки. Ну а начнем с простого.Перчатки вяжут по кругу на 5 спицах, начиная от запястья....

Сценарий семейного праздника
Сценарий семейного праздника "15 мая - день семьи!

Цель: обогатить представления детей о празднике День семьи, о значении семьи в жизни каждого человека. Задачи: развивать умение выполнять...