Как проводили новый год на руси. Истоия праздника Новый год. Празднования в древние времена. Празднования на Руси. Все о Деде Морозе

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января уже более 300 лет. До 15 века на Руси Новый год праздновали 1 марта, а с 15 по 17 век праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю. Только в 1700 году, Царь Петр I, который во многом старался подражать западному образу жизни, издал указ о переносе новогодних торжеств на первое января. Указ получился очень забавным, на наш современный взгляд:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Так как Русь, в отличие от других западноевропейских стран, на григорианский календарь в 17 веке еще не перешла, вышла неувязка: на Руси еще долго Новый год отмечали по Старому Стилю, то есть, на 13 дней позже, чем вся Европа. Первый «зимний» Новый год в 1701 году торжественно провели в старой столице, Москве, на Красной площади, с военным парадом и фейерверками. С 1704 года официальные празднества были перенесены в новую столицу, Санкт-Петербург. Как и полагалось, с забавами, развлечениями для детей, пиршествами и парадами. Что касается «пьянства и мордобоя», то тут даже Великий Петр был бессилен что-то изменить. Скрывать нечего, на Руси гуляли всегда бурно!

Хотя, справедливости ради надо сказать, что «зимний» Новый Год на Руси с трудом пробивал себе дорогу. Если бы не жесткий характер Петра, который буквально силой заставлял своих подданных ВЕСЕЛО отмечать новый праздник, если бы не смекалка Елизаветы I, которая начала устраивать пышные бал-маскарады при дворе и бесплатные праздники для народа, вряд ли бы эта традиция прижилась. Жители Всея Руси еще долгие годы желали встречать Новый год «по старинке», 1 сентября. Сменились поколения, пока этот всеми сейчас любимый праздник не занял своего достойного места в календаре самых торжественных дат.

Традиции Нового года на Руси

Любопытно, что в Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые или березовые ветви. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали фруктами (чаще всего, красными яблоками), орехами, сладостями, яйцами. Собственно говоря, любыми съедобными вещами, которые имели округлую форму. Традиции пить шампанское тоже не существовало вплоть до середины 18 века: она появилась только после разгрома наполеоновской армии, в 1813 году. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних гуляний. И сейчас его с удовольствием пьют те, кто может себе такую роскошь позволить.

В 19 веке, Новый год становится одним из самых любимых и долгожданных праздников. По всей стране устраиваются пышные массовые гуляния, балы, застолья (обязательно с зажаренными поросятами и редькой), публичные елки. Появляется и еще один неизменный символ Нового года - Дед Мороз. Правда, пока его популярность не так велика, да и неизменная спутница, внучка Снегурочка, его тоже еще не сопровождает.

Как праздновали Новый год в 20 веке

С 1918 года Россия переходит на григорианский календарь. Это означает, что жители страны начинают отмечать Новый год на 13 дней раньше. Правда, после революции для этого замечательного праздника наступают непростые времена. Уже в 1919 году новое правительство отменяет проведение торжеств и на Новый год, и на Рождество. Вплоть до 1935 года 1 января официально считалось обычным рабочим днем. Хотя очень многие втайне и продолжали отмечать свой любимый праздник.

Начиная с 1935 года, Новый год в России получает вторую жизнь. Постепенно возвращаются те традиции, которые мы все так ценим и любим: обязательно наряжать елку, пить шампанское, накрывать пышный стол, дарить друг другу подарки. Возникает и новый вкусный обычай: готовить на Новый год салат оливье, правда, не с рябчиками, как это было принято у французов, а с обычной вареной колбасой. Именно в эти годы Советский Новый год приобретает еще два главных символа, Деда Мороза и Снегурочку.

Новый год - праздник навсегда

В наши дни новогодние торжества занимают центральное место в календаре. Это главный праздник миллионов людей. Это праздник, который пережил многое, имеет богатейшую историю и традиции, видал и хорошее, и плохое, запрещался и вновь возрождался из пепла. Праздник, который несмотря на все испытания, на протяжении веков сумел сохранить свое очарование и притягательность. Праздник, который будет жить, пока будем существовать мы и наша Земля.

Как отмечали Новый Год в старину


Как отмечали Новый Год в старину?

Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.
Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.
Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.
Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке - со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.

А как же обстояло дело на Руси?
В Древней Руси в языческие времена Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в день зимнего солнцестояния - 22 декабря. В самую длинну ночь люди просили Солнце вернуться на небосвод. Славяне жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет. Наши предки словно призывали солнце светить все ярче и ярче. Круглый новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. Самое его название связано с плодородием, оно происходит от слова "корова". В древности изготовление каравая превращалось в языческое таинство - его пекли избранные жрецы. Они проводили священные ритуалы и использовали обрядовые предметы.
В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха.
Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. Дети изображали молодой год, и тот, кто не одаривал колядующих, мог будущий год прожить в нужде и страданиях.
На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол. В Киевской Руси было еще два новых года - 1 марта и 1 сентяря - в день прихода весны и день сора урожая.
В дальнейшем и вплоть до XV века на Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. Но это еще не все - с XV века дату празднования перенесли на 1 сентября и тогда он назывался по другому - первый день во году. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года.
Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
И только в 1700 году по указу Петра I Новый год в России стал отмечаться как в Европе - с 31 на 1 января по юлианскому календарю.Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Празднование этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, «прадедом» Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.

Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.

Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие - сколько смогли пережить суровых зим.

В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.

А пришла традиция праздновать Новый год в день весеннего равноденствия из Древней Месопотамии. Здесь каждый год вслед за 21-м днём месяца нисану (в день весеннего равноденствия) начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели - в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния - 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры - дети земных женщин и Пана - козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда - Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь получил в честь римского бога - двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое - вперёд к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра - символы счастья и удачи. Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.

НА РУСИ В ЭТО ВРЕМЯ…

Хроники новогодней неразберихи

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца - марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Даже названия месяцев у древних славян тесно связаны с явлениями природы:

Современное русское названиеДревнеславянское названиеЗначение

Январь - Сечень - Время рубки леса

Февраль - Лютый - Лютые морозы

Март - Березозол - Начинает цвести берёза, сбор берёзового сока

Апрель - Цветень - Цветение садов

Май - Травень - Зеленеет трава

Июнь - Червень - Краснеют вишни

Июль - Липец - Цветение липы

Август - Серпень - Время жатвы

Сентябрь - Вересень - Цветение вереска

Октябрь - Листопад - Опадение листвы

Ноябрь - Грудень - От слова «груда» (мёрзлая колея на дороге)

Декабрь - Студень - Наступление холодов

Многие древние названия месяцев позже перешли в славянские языки и до сих пор используются в белорусском, украинском, польском.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Или как Новый Год перенесли на сентябрь

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.

По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта - с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.

Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев - в сентябре.

Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином - смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.

И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.

Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.

ТАК ПОВЕЛЕЛ ВЕЛИКИЙ ПЁТР

На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».

Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».

Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....

Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие - не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати - удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды - сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.

ПУТАНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ

Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.

Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.

Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир. Дело в том, что календарь, введённый Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128 лет, то есть примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю, каждый четвёртый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным, содержал 366 дней, а не 365, как обычный.

В Европе ошибка была исправлена в 1582 г., когда римский папа Григорий XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного, в григорианском календаре «сотые годы» (те, что оканчивались на 00) были сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400:

Високосные годы: 1200–1600–2000–2400–2800,

Не високосные годы: 1300–1400–1500–1700–1800–1900–2100–2200–2300–2500–2600–2700.

Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.

Так прошло ещё 200 лет и Россия до 1918 г., жила «по старому стилю».

БОЛЬШЕВИКИ: ВОЙНА С ЁЛКАМИ

Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю - получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив: им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.

В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.

Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово - поповская сказка».

Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:

Скоро будет рождество -

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придёт капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Ёлку срубит топором,

Отпустивши злую шутку…

Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты:

Таким праздникам, как Новый год или Рождество не было места в этой системе.

НЕОБЫЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Снова празднует народ Рождество и Новый год

Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.

В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати. В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».

Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».

А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые - это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.

Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.

Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро - слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.

А ЧТО В ИТОГЕ?

Как разобраться во всех русских праздниках

В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством. Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины повеселиться, как святки, сочельник, колядки… Наконец наступает наш, «настоящий», Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник… После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше, родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Мы, к месту и не к месту, вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя при этом хранителями святых традиций далёких предков. Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.

Получилось смешно, не правда ли? Но, что самое главное, здорово, весело, и очень как-то по-русски!

Последние материалы раздела:

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...

Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк
Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк

Пришло время рассказать об акции новогоднее наступление 2019 от World of Tanks, которая начнется 13 декабря. Какие акции и бонусы ждут игроков...