А ты идёшь на праздничный намаз? Как читать праздничный намаз. Ид аль Фитр — Праздник разговения Сунны Праздника разговения

0 20 сентября 2016, 11:45

Организация любого праздника достаточно трудоемкий процесс. Ведь мы все хотим, чтобы долгожданный день рождения, девичник, тематическая вечеринка или любой другой важный день были идеальными и, самое главное, необычными.

Кто-то обращается за помощью к профессионалам, другие же решают организовать все самостоятельно. И в этот момент главное — понять, насколько у вас крепкие нервы, хватит ли вам терпения и не пойдет ли все прахом из-за отсутствия нужных вариантов. Сервис выбора компаний собрал несколько полезных советов, а также подобрал необычные места для проведения праздника, который запомнится надолго и не только головной болью от подготовки.

Ключевые моменты

Решите сразу, чего вы хотите от мероприятия — теплой дружеской встречи или же развеселых масштабных гуляний богатых и знаменитых. Исходя из этого можно будет определиться с количеством гостей. Уточняйте у своих друзей сразу — будут ли они с детьми или можно рассчитывать на исключительно "взрослый праздник" с тем самым "блэкджеком".

Создайте общий чат в удобном для вас мессенджере, чтобы сэкономить время на детальном объяснении каждому важных пунктов из программы грядущего праздника.

Ответственно подойдите к распределению бюджета и обязательно подумайте о непредвиденных расходах, которые возникают в самых неподходящих моментах. Например, кто-то может без предупреждения прийти +1 и вам срочно придется решать вопрос с достаточным количеством напитков или еды. Определившись с количеством гостей и тематикой грядущего мероприятия, можно приступать к поиску подходящей площадки.

Заглянуть на огонек

Кафе, ресторан, бар, банкетный зал или же клуб загородного отдыха - подходящих мест для проведения праздника или вечеринки сейчас очень много, и сходу не поймешь, какое из них лучше. В этой ситуации положиться можно разве что на мнение посетителей. Например, на сервисе "Фламп" можно найти или бар в нужном вам районе и выбрать подходящее место по рейтингу, местоположению, среднему чеку, кухне и другим параметрам.

Впрочем, хорошо отпраздновать можно и дома. Поэтому если вы организовываете небольшой праздник "для своих" и ваш дом (квартира) позволяет устроить home party, то почему бы не воспользоваться этим? Например, можно устроить обычную дружескую встречу с коктейлями и приятной музыкой. Только заранее позаботьтесь о достаточном количестве легких закусок и попробуйте удивить гостей не только прекрасным музыкальным сопровождением, но и, например, необычным пуншем.

Костюмированные вечеринки также не теряют своей актуальности. И тут не обязательно поводом для этого должен служить Хэллоуин. В Москве много мест, где можно взять в аренду карнавальные костюмы и на один вечер почувствовать себя Суперменом, Энди Уорхолом или же Марией-Антуанеттой.

Нестандартный подход

Когда ничто из ресторанов и кафе не подходит, а "домашняя вечеринка" никак не вписывается в ваш интерьер и планы, то можно устроить праздник в фотостудии. Многие московские студии работают круглосуточно и предоставляют свои помещения под мероприятия. А чтобы гости не остались голодными, закажите кейтеринг, который снимет с вас все заботы по приготовлению еды. Так, организовав праздник в фотостудии, вы получите уютное и атмосферное место, возможность получить красивые фотографии на память и избавите себя от лишних хлопот по организации.

В полосатых купальниках

Если ваш праздник не совпадает с прекрасными солнечными погодными условиями, а вам ой как хочется морской тематики, то можно отправиться в аквапарк. Несколько часов, проведенных на крутых горках, зададут веселый настрой празднику. После такого сразу захочется продолжить веселье в каком-нибудь хорошем баре или ночном клубе. Можно, конечно, выбрать классное место заранее, забронировать там столик и после аквапарка не спеша отправиться туда. Или же вы можете довериться судьбе и действовать по ситуации. Например, найти подходящее заведение поблизости с помощью мобильного приложения "Флампа" (0+).

Приятные мелочи

В преддверии праздника стоит позаботиться о рассылке приглашений всем гостям. Будут они электронными или печатными - решать вам. В распечатке красивых приглашений помогут многочисленные типографии и фотоцентры, которые способны напечатать приглашения как по вашему эскизу, так и создать совершенно новый и оригинальный вариант. Иногда, гостям приходят не просто приглашение на праздник, но и какой-то приятный сюрприз. Например, можно дополнительно разослать всем капкейки или же печенья макарони.

Думаем о себе

За несколько дней до праздничного дня уделите время себе. Самая приятная часть подготовки — поход в салон красоты, чтобы блистать на празднике. Не стоит экспериментировать с собой в преддверии мероприятия. Идите к проверенным мастерам и делайте привычные процедуры, чтобы избежать ненужного раздражения, покраснения на коже и не прятать под шапкой неудавшееся окрашивание.

Как видите, организовать торжественное и необычное мероприятие не так уж и сложно. Главное, знать, где искать все необходимое. Можно, конечно, выбирать подходящие места в социальных сетях, следовать рекомендациям знакомых, заходить на сайты понравившихся заведений, звонить им… Но, согласитесь, таким образом на подготовку праздника может уйти немало времени. Куда удобней, если все интересующие компании собраны в одном сервисе - с поиском, отзывами и полным списком предлагаемых услуг.

Фото Арина Мостовщикова

Всевышний Аллах предписал мусульманам отмечать два праздника: Иду-ль-фитр (Ураза байрам, праздник разговения) и Иду-ль-адха (Курбан Байрам, праздник жертвоприношения). Слово «’ид», происходит от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Одно из объяснений происхождения данного слова заключается в том, что мусульмане в дни праздников проявляют радость, которая возвращается к ним каждый год.

Аллах говорит в Коране (перевод смысла аятов): «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «Высочайший», аяты 14, 15). Аллах также говорит:«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Обильный», аят 2).

Некоторые учёные считают, что аяты суры «Высочайший» относятся к празднику Иду-ль-фитр. «Преуспел тот, кто очистился» – то есть выплатил закату-ль-фитр; «поминал имя своего Господа» – то есть возвеличил ночь перед праздником; «и совершал намаз» – то есть совершил праздничную молитву.

Аяты же суры «Обильный» учёные относят к празднику Иду-ль-адха. «Посему совершай намаз ради своего Господа» – то есть совершай праздничную молитву; «и закалывай жертву» – то есть совершай жертвоприношение.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ансаров со времён джахилии осталось два праздника в году, в которые они веселились. Затем Аллах заменил их на Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха, которые олицетворяют окончание двух великих видов поклонения, двух столпов ислама – поста и хаджа в месяц Рамадан.

Передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у жителей города было два дня веселья и развлечений. Тогда он сказал:«Аллах даровал вам вместо них два более прекрасных дня: день жертвоприношения и день разговения» (Абу Дауд, Ан-Насаи).

Утром в день праздников мусульмане совершают праздничный намаз. По одному из мнений учёных, праздничный намаз является настоятельной сунной (желательным), по другому – коллективной обязанностью, по третьему мнению праздничный намаз является индивидуальной обязанностью мусульман.

Время совершения праздничного намаза

По времени совершение праздничного намаза совпадает с намазом духа – желательный намаз, время совершения которого начинается с момента поднятия солнца на высоту копья после восхода (примерно, через 10–15 минут) и заканчивается перед зенитом.

Передаётся, что однажды несколько всадников вернулись из поездки и засвидетельствовали, что видели молодой месяц, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал всем разговляться и на утро собраться в месте всеобщего моления (Ахмад, Абу Дауд).

Место совершения праздничного намаза

Праздничный намаз желательно совершать в открытом месте, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания. Если он хотел в это время послать куда-нибудь военный отряд или отдать какое-нибудь распоряжение, то делал это, после чего возвращался в город (Аль-Бухари, Муслим).

Место, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы, находилось вне города. Он выходил вместе с людьми на открытое место за пределы города, что подчёркивало праздничность этих дней. На праздничные намазы отправлялись все мусульмане – мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные. Совершение праздничного намаза всеми вместе на открытой местности более соответствует духу праздника, передаёт праздничную атмосферу и демонстрирует силу ислама и единства мусульман.

Точно так же поступали и праведные халифы – Абу Бакр , Умар , Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) – после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые выходили вместе с народом для совершения праздничных намазов.

Дозволено совершать праздничный намаз и в мечети (а по мнению некоторых учёных, даже предпочтительнее). Тем более нет никакой проблемы в том, чтобы совершить праздничный намаз в мечети, если для выхода на открытое место есть какие-либо препятствия, как, например, плохая погода или возможная фитна (как, например, плохое поведение). Так, передаётся, что жители Медины во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) совершили намаз в мечети по причине дождя, который помешал им выйти в привычную молельню.

Как уже было сказано, в праздничные дни, дни всеобщей радости, на намазы отправлялись все мусульмане. Умм ‘Атыйа (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Нам было велено выходить в день праздника. Мы выводили и незамужних девушек из их комнат и тех, у кого шли месячные кровотечения. Они становились позади людей, произносили вместе с ними такбир и обращались вместе с ними к Аллаху с мольбами, надеясь на благословение этого дня и его очищение». В одной из версий хадиса говорится: «Кто-то из женщин сказал: «О посланник Аллаха, у одной из нас нет джильбаба (покрывала)». На что он ответил: «Пусть её подруга даст ей свой джильбаб, чтобы она могла одеться» » (Аль-Бухари, Муслим).

Некоторые особенности праздничных намазов

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешил с совершением праздничного намаза в день Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения) и немного откладывал совершение праздничного намаза в день Иду-ль-фитр (праздник разговения). Как говорят учёные, причина этого заключалась в том, что жертвоприношение желательно совершать в начале дня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы люди успели это сделать. Однако нельзя откладывать намаз в день Иду-ль-фитр так, чтобы это приносило неприятности людям, как на это указывали сподвижники.

Перед праздничным намазом в день Иду-ль-фитр желательно позавтракать. Перед же праздничным намазом в день Иду-ль-адха желательно не есть. Передаётся, что в день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дома, не позавтракав, а в день жертвоприношения он завтракал только после совершения праздничного намаза (Ахмад, Ат-Тирмизи).

На праздничный намаз желательно отправляться пешком. Передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В соответствии с Сунной, на праздничный намаз следует отправляться пешком» (Ат-Тирмизи).
Молящимся желательно отправляться на праздничный намаз пораньше, после утреннего намаза, поскольку они должны стремиться попасть в первый ряд, и поскольку в ожидании намаза заключается благо. По пути желательно много произносить такбир (см. ниже) и другие зикры, повышая при этом голос. Также желательно искупаться, привести себя в порядок, надеть чистую красивую одежду и умаститься благовониями (мужчинам).

По пути на праздничный намаз следует проявлять смирение перед Всевышним Аллахом и отказаться от высокомерия. Женщинам следует вести себя скромно, не душиться и не одеваться так, чтобы привлекать внимание.

Имаму, напротив, желательно выходить на праздничный намаз позже. Так же как и на пятничный намаз, на который имаму желательно приходить или непосредственно к хутбе, или ближе к ней. Кроме случая, если он опасается, что что-то может задержать его. По мнению некоторых учёных, имаму следует отправляться на праздничный намаз позже, ближе к самому намазу, по причине того, что люди прекращают произносить такбир, когда увидят имама, как это делали некоторые сподвижники. Таким образом, имаму не следует идти вместе с людьми и сидеть с ними до наступления времени намаза, поскольку это более соответствует статусу имама. Также имаму следует надеть самую лучшую одежду, которая у него есть. Однако, как указали некоторые учёные, она не должна быть слишком хорошей, чтобы не отталкивать бедняков, и не должна быть слишком простой, чтобы не отталкивать состоятельных людей.

Желательно идти на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться – по другой. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с праздничного намаза не той дорогой, по которой шёл на него (Аль-Бухари).

Порядок совершения праздничного намаза

Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).

Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах (дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») и до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.

Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбировчитается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.

До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы (Абу Дауд).

После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом.Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).

Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат , следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров , как об этом говорилось выше.

Произнесение такбира

В ночь на праздники желательно произносить побольше такбира. Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир громко произносится дома, по пути к месту совершения праздничного намаза и в самом месте. Произнесение такбиразаканчивается с началом имамом праздничного намаза. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать «ведущего», который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.

Использованные источники: «Шарху зади-ль-мустакни"», шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

"Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения "ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а» , что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука» ). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» .

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Алла hу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву . А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

В преддверии наступающего праздника Ураза-байрам (Ид-уль-Фитр) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз».

Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы(стоящие за имамом)) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука» ). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар» . После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия» . После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха» , прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима» .

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом) ».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву. А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха» . (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла» .

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль-Фатиха» . После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар» , или «ал-Гашия» .

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах».

Тем, для кого обязательны пятничные намазы, нужно совершать и праздничные. Тем же, кому пятничные намазы не обязательны, как, например, женщинам и детям, не обязательно совершать и праздничные намазы.

Для совершения праздничного намаза есть 5 условий: мыср (наличие города или большого села), изну ‘ам (общедоступность места), имам, коллектив, время.

Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза.

Если по уважительной причине намаз ‘Ид аль-фитр не был прочитан в первый день месяца Шауваль, его можно совершить на второй день, но не на третий.

Праздничный намаз состоит из 2 ракаатов, но в отличие от пятничного, читается без азана и икамата и всегда коллективно.

На намаз ‘Ид аль-фитр намерение совершается следующим образом: «Я намерился прочесть 2 ракаата намаза ‘Ид аль-фитр, следую за этим имамом. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».

Праздничный намаз читается следующим образом: после намерения произносится такбир, затем и имам, и стоящие за ним читают сана (восхваление), после 3 раза подряд, поднимая руки к мочкам ушей, говорят такбир. Руки между такбирами опускаются, друг на друга не кладутся. Затем имам, как и в других намазах, читает вслух суры, совершает поясной и земной поклоны и вновь встает на кыям второго ракаата и громко читает суры. После этого, закончив чтение, как в первом ракаате, он трижды поднимает руки и произносит такбир, а на четвертый такбир опускается в поясной поклон. После совершения поясного и земных поклонов заканчивает намаз как обычно.

Человек, задержавшийся, но успевший на намаз до того, как имам произнес приветствия, дочитывает свой намаз самостоятельно. Если опоздавший не успел присоединиться к имаму до приветствий, то читать затем намаз самому не следует, поскольку у праздничного намаза нет восполнения.

После совершения намаза имам дважды прочитывает людям проповедь и наставления, в которых рассказывается об обязанностях мусульманина в день праздника ‘Ид аль-фитр, а также сунне Пророка, связанной с этим днём.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как в праздничный день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед тем, как обратиться (к людям) с проповедью, совершил молитву, не произнося призыва на молитву. А затем он поднялся, опираясь на Биляля, и повелел (людям) остерегаться наказания Аллаха Всевышнего и побудил их к покорности Ему. Он увещевал людей и напоминал им (об Аллахе), а затем начал уходить. Дойдя же до женщин, он начал увещевать их и напоминать им (об Аллахе), после чего сказал : ″О, женщины, раздавайте милостыню, ибо, поистине, вы составите большую часть обитателей Геенны″. Тогда встала одна из женщин с загоревшими щеками и сказал: ″Почему же, о посланник Аллаха?!″ Тогда он ответил: ″Это – потому что вы много жалуетесь и проявляете неблагодарность (по отношению) к мужьям″. И тогда они начали раздавать в качестве милостыни свои украшения, бросая на одежду Биляля свои серьги и кольца». - [аль-Бухари, 978; Муслим, 885].

В пятничном намазе одним из условий была проповедь, в праздничном намазе проповедь является сунной. Если в пятничном намазе проповедь читается перед обязательным намазом, то в праздничном намазе проповедь читается после совершения намазов. Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также Абу Бакр и ′Умар совершали праздничные молитвы до проповеди». - [аль-Бухари, 963; Муслим, 888].

В хадисе, переданном от Джабира бин Нафира, передаётся: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас”».

Так будем же верить и надеяться на милость Всевышнего, прося Его о прощении, что наши посты и благие дела в этот священный месяц Рамадан будут приняты.

Последние материалы раздела:

Плетение из ленточек: схемы плетения для начинающих с фото и видео Плетения из атласных лент
Плетение из ленточек: схемы плетения для начинающих с фото и видео Плетения из атласных лент

Интересует плетение из ленточек, схемы плетения? Тогда статья поможет в познании этого виде рукоделия. Создать аксессуар из такого материала легко...

Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании
Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании

Про мужа тирана писали и пишут очень много статей. Но женщины не теряют надежды перевоспитать своего суженного, и пытаются это сделать на...

Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий
Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий

Цель: создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний.2....