Vii. сказочный грим. Как сделать белый грим для лица в домашних условиях Как раскрасить лицо для костюма кощея

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Театральный грим

История грима уходит корнями в далекие времена, когда наши предки во время обрядов, должны были преображаться.

В древности актеры так разрисовывали лицо, что внешне становились похожи на маски.

В Древней Греции актеры вместо грима использовали маски , но они не могли передать полноту чувств, поэтому со временем от масок отказались и начали гримироваться.
В средние века скоморохи, жонглеры, шпильманы разрисовывали лицо сажей , соком растений .

В каждую театральную эпоху (классицизм, романтизм, реализм) - использовали свою технику грима и таким образом совершенствовали его.

Чтобы умело загримироваться, актер должен изучить свое лицо, знать расположение мышц, складки, выпуклости.

Для сильного изменения лица используют объемные наклейки и налепки.

Из цветного пластыря гуммоза делают налепки на нос.

Наклейки из ваты, марли, трикотажа и крепа применяют для утолщения шеи, щек и подбородка. Также материалом для налепок служит и губчатая резина.

Краски для грима состоят из жирной массы, в состав которой входит белый вазелин, воск, и другие вещества, окрашенные в разные цвета минеральными красителями.

А в Китае в театральном гриме используют 12 цветов.

Каждый цвет является символом:

* желтый - принадлежность к императорскому роду, опытность, одаренность;
* красный - верность, честность;
* синий - деспотичность, надменность, варварское происхождение;
* серый , красно-бурый - старость, слабость;
* фиолетовый - прямодушие, хладнокровие, внимательность;
* золотой и серебряный - сверхъестественная сила, духи, боги, оборотни.

В каждом китайском театре и в наши дни существуют свои традиции в использовании грима.

Необходимой частью театрального грима является парик. Слово «парик » итальянского происхождения.

Парик - необходимая часть театрального грима. Его используют в театре для создания того или иного образа. Благодаря нему можно изменить овал лица, сделать моложе или состарить актера, показать черты характера. Парик с дополнениями - волосяными наклейками (борода, баки) дает возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, возраст героя, его социальное положение.

Изготовление
Для начала шьют основу парика из ткани (тюль, газ и другие тонкие ткани) - монтюр. Затем к монтюру прикрепляются волосы (человечьи, шерсть животного (ангорских коз)) или синтетические нити - нейлон, капрон и другие.

Виды париков:
+ исторические: «мольеровские», пудренные, парики XVIII с буклями и «косой»,
+ гладкие женские парики XIX века с локонами, спадающими с висков;
+ гротесковые;
+ комедийные;
+ сатирические;
+ возрастные.

Чтобы создать нужный парик необходимо изучить ту эпоху, во время которой идет действие спектакля. Знать возраст, национальность, социальное положение героя. Это довольно сложный и кропотливый труд, поэтому в основном парики разрабатывают профессиональные художники.

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Грим (франц. grime, от староитальянского grimo - морщинистый), искусство изменять лицо актера с помощью специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и пастижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т.п.) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа.
Он связан с общим решением спектакля, поиски и нахождение грима - сложный творческий процесс.

Гримерное искусство прошло длинный путь развития - зародившись в первобытной общине в виде «магической» и «религиозной» раскраски тела, оно постоянно изменялось в зависимости от развития культуры.

С появлением театральных представлений гримерное искусство из росписи лица и тела преобразовалось в театральную маску (полумаску).

В театрах Древней Греции , Рима женские роли исполняли мужчины.
В театрах Востока (Китая, Японии) актерские группы так же полностью состояли из мужчин (Кабуки), поэтому грим должен был кардинально изменить внешность и «приукрасить» лицо.

В 17 веке появилась мода на пудру, которую наносили на кожу толстым слоем, предварительно смешав с яичным белком. При королевских дворах было принято сильно красить лицо.
Английская королева Елизавета 1 на слой пудры наносила тонкие кровеносные сосуды, чтоб подчеркнуть «полупрозрачность» кожи.

Театральный спектакль не повторяет слепо пьесу драматурга, он создается под влиянием художника-постановщика, режиссера, приобретая новые черты иногда более конкретные и острые. Драма воплощает действительность, а актеры передают ее через сценические образы.

Грим в драматическом театре многогранен, его типы можно разделить на «реалистический» и «условный».

При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь - руки и область декольте.

Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.
Точно так же актер, исполняющий роль мавра Отелло, не может выйти на сцену с белыми, не загримированными руками.

Главная цель реалистического грима - достижение реальности изображаемого персонажа.

Здесь можно выделить такие направления грима:

1. Возрастной - искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа;

2. Национальный - расовые особенности персонажа, не соответствующие антропологическому типу актера (Мавр в Отелло Шекспира, китаец Херувим в Зойкиной квартире Булгакова и т.д.);

3. Исторический - когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля: использование принципов макияжа другого века, существенно отличающихся от современного макияжа;

4. Портретный - при изображении конкретного узнаваемого лица (Петр I, Пушкин, Ленин и т.д.);

5. Характерный - для отражения ярких особенностей внешности (длинный нос Сирано в Сирано де Бержераке Ростана и т.д.).

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

2. Гротескный - доведенный до максимума принцип характерного грима: резко асимметричный, сильно преувеличенный.

3. Сказочный , или фантастический используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кощей Бессмертный в русских сказках.

Грим в кинематографе отличается от театрального тонкостью исполнения. В кино часто бывают крупные планы, самые мелкие морщинки, родинки, пятна будут заметны. В отличии от оперных или балетных спектаклей, где между зрителем и актером огромное расстояние, присутствие оркестровой ямы. Роль художника-гримера в кино велика, особенно когда в фильме герой проживает целую жизнь - с детских лет до старости. Работа гримера начинается с чтения сценария, пробы актеров на роль.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в русском театре

Профессиональный русский театр на Руси появился только в XVIII в. Истоки его уходят глубоко, в народные представления, которые проходили не только в городах, но и в деревнях Руси. Шуты и скоморохи разыгрывали смешные сатирические сценки, часто свои трюки они делали совместно с животными: медведем или козой. Во времена представлений артисты надевали на головы маски, рядились в мешковину или шкуры барана, медведя. Часто скоморохи раскрашивали себе лица сажей или цветными глинами, мелками, соком трав и плодов, например, свеклой, вишней. Грубо размалеванные лица вызывали смех зрителей. Если более внимательно изучать истоки русского театра, то можно узнать, что во все времена скоморохи вели пос!оянную борьбу с религиозными служителями, с богатыми, правящим классом.

Развитие театрального искусства на Руси (национального, профессионального) связано с именем Федора Волкова, сына Ярославского купца, талантливого актера, режиссера, в последующие года. Именно в это время в спектаклях появляется реалистический грим, который с трудом пробивался на сцену. Господствующая школа А.Ролера создавала идеализированный, прилизанный народный образ сценического персонажа. Кроме городского, придворного театров свои крепостные труппы были у богатых помещиков. Много талантливых жизней было исковеркано и загублено самодурами-помещиками. Трагические события, происходившие в крепостных театрах отражены в произведениях многих русских писателей, например, Герцена - «Сорока-воровка», Лескова - «Тупейный художник», рассказ Мамина-Сибиряка. Спектакли театра в Останкине, Кускове поражали великолепием и роскошью.

Граф Шереметев был большой любитель театра, сам принимал участие в музыкальных вечерах. Костюмы, парики, гримы выполняли крепостные, среди которых было много талантливых самоучек, художников. Сценические персонажи были преукрашены, наряды были по последней моде как и парики, прически. Индивидуальные характеристики отсутствовали как и портретное сходство. Персонажи трагедий Сумарокова, Княжнина носили характер обобщенных страстей. Современники так описывают внешность Самозванцева из произведения в исполнении актера Дмитревского. Самозванец представлял мужчину с пудреными незавитыми волосами, перевязанными черной лентой с бантом на затылке. Прическу дополняли маленькие усики нарисованные тушью. Сначала актеры гримировались на европейский манер, но постепенно грим становится более тонким, несмотря на обобщенность образов. Наряду с профессиональными актерами в театрах часто участвовали и любители и любительницы.

Большой вклад в развитие гримерного искусства внесли отдельные актеры разных театров в XIX в. Реалистический грим особенно проявился во внешнем оформлении сценических персонажей Щепкина, Мочалова, Давыдова, Самойлова, Ленского А.П. Ленский написал свои высказывания, обобщив их в «Заметках о мимике и гриме». Книга «Грим» Лебединского (1911) не утратила своего значения и сегодня.

Значимый этап развития грима связан с Московским Художественным театром. Режисер - актер К.С.Станиславский серьезно подходил к поискам грима персонажей. В своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» он много теплых слов посвятил художникам гримерам Гремиславским. Сам Станиславский гримировался превосходно, учитывал самые малейшие детали, глубоко вживаясь в облик своего сценического персонажа. Грим делали тщательно не только для главных героев, но и участников массовки. Грим в Художественном театре видоизменялся в зависимости от методов сценической интерпретации. Поражают своей емкостью гримы спектакля «Царь Федор», «Анатема», «Жизнь человека», «Драма жизни». В поисках грима актерам помогали художники - гримеры: Гольцов, Гремиславские (муж и жена), Фалеев и др.

Основоположником династии Гремиславских был крепостной умелец Иван. Однажды его пригласили гримировать в Малый театр великого Щепкина так как гример театра заболел и некому его было заменить. Восхищенный талантом крепостного самоучки Щепкин окрестил раннее бесфамильного Ивана фамилией «Греми слава», отсюда и пошла фамилия Гремиславских. Во время гастролей в Европе и Америке публика приходила в восхищение не только от игры актеров, но от сценического оформления, костюмов и гримов участников. Грим видоизменяется в зависимости от жанра представления. В музыкальных спектаклях: опере, оперетте, балете, мюзикле гримы более яркие, все обобщено, нет мелких деталей. Примером могут служить гримы, созданные Федором Шаляпиным. Артист хорошо рисбвал, лепил, это помогало ему рисовать эскизы грима своих ролей и воплощать их на своем лице.

Он гримировал не только лицо, но и руки, грудь, спину. В своей книге «Душа и маска» Ф.Шаляпин подробно рассказывает как он мучился в поисках того или другого грима образа.

Среди актеров создавших наиболее запоминавшиеся гримы можно назвать многих талантливых актеров, но мы познакомим вас только с некоторыми: Николай Мордвинов, Растислав Плятт, Анаталий Папанов, др. Грим актрис менее сложен, в нем большая роль принадлежит прическе, примеров того могут считаться гримы, созданные Верой Марецкой.

Грим Драматического театра менее ярок, более жизненный, незаметный, но без грима совсем драматическому актеру выходить не следует, так как свет на сцене сделает его лицо более бледным, серым, плоским.

Особый грим выполняют артисты цирка, эстрады. Все вы бывали в цирке и восхищались мастерством гимнастов, жонглеров, наездников, дрессировщиков. Грим клоунов - общих любимцев публики оригинален, но каждый сам создает свой образ. Существует два классических образа - это белый и рыжий клоун. Но мы помним и Олега Попова с его клетчатой кепкой и Юрия Никулина, изображавшего растяпу в клетчатом пиджаке.

Эстрада также требует грима, «король эстрады» Аркадий Райкин использовал для своих номеров маски и полумаски, удачные облеки нашли для себя многие артисты.

С появлением разнообразных косметических средств в театре стали их использовать, актрисы ограничиваются макияжем и прической, а к гриму прибегают только играя характерные роли. С развитием промышленности появился аквагрим, напоминающий грим театра Востока, жидкие, пастообразные, кремовидные тона для лица. Для спектаклей сказок применяют блестки, фосфорицирующие краски.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в театре Востока

В каждой театральной системе под влиянием особенностей жанра, художественного оформления создаются свои формы грима. В этом отношении уникален театр Востока. В Китае, Японии, Корее издавна существовал грим, в котором ощущалась символика цветов, наряду со сложной росписью лица применяли маски из папье-маше, картона, кожи.

«Грушевый сад» («Ли-юань») китайский классический театр возник в VIII веке н.э. Молодые китайские актеры объединились в труппу при императорском дворе Танской династии Сюань-Цзуна. Со временем театр из придворного становится общедоступным, народным. Общую любовь завоевали комический персонаж «чоу», разговор которого был понятен простому народу. В спектаклях используют пять «амплуа», которые становятся стандартными для китайского театра. Актеры стали придерживаться установившимся законам театральной игры.

Китайские спектакли сильно отличаются от европейских, на сцене не было нагромождения декораций, бутафории; старинные здания, где проходили спектакли имели только дневное освещение. Главным в театре считали актера, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик в том числе и грим. Этим объясняется своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.

Грим наносили не для подчеркивания индивидуального характера, индивидуальных деталей, особенностей лица и мимики, а для символического изображения всего комплекса черт характера определенного персонажа, прибегая к помощи условной росписи лица, цвета которой имеют символическое значение. Каждый цвет в гриме имеет свое значение, например, белый цвет преобладает в красках лица злого и коварного персонажа. Считалось, сто жестокие негодяи творят свои черные дела хладнокровно, без эмоций, перемены мимики лица. В гриме порядочного, честного человека преобладали красные краски, так как думали, что он краснеет, если произносит лживые обещания или принимает в дурном поступке. Если в лице превалировали зеленые цвета, то это обозначало, что этот человек живет в лесу, возможно это разбойник или борющийся за свои права повстанец. Очень темный цвет лица отличал честного человека, таким своеобразным манером была увековечена память о справедливом, мудрым и честным министре Бао, прославившегося добрыми делами в Сунскую эпоху. Имя этого министра стало синонимом порядочности.

Цветами «неестественного характера» гримировали фантастические существа, среди них выделяли оборотней, духов, фей и демонов. К таким цветам относили -пурпуровые и синие. Для мужских ролей «изин», «хуаляно» (раскрашенное лицо) применяли сложный, условный грим лица, в каталоге можно было насчитать более 60 вариантов различной росписи лица. Сценические персонажи принадлежавшие к отрицательным, обладающие скверным характерами, а также воинственные герои могли нарисовать на своем лице подобные рисунки. В китайском гриме имел значение не только цвет, но и рисунок, так симметрическая роспись обозначала положительный характер, а асимметричная - отрицательный.

Сценические персонажи могут иметь значки, рисунки, которые наглядно указывают на индивидуальность, черты характера, например, актеру изображавшего императора рисовали дракона над глазом, а точки обозначали небесное светило, являясь как бы символическим изображением солнца. Точку разрешалось ставить на лице только основателя династии. Рисунком можно было переделать состоятельность, богатство, счастье, радость, горе, например, значок поставленный на переносье в виде летучей мыши (иероглиф «фу» - счастье) свидетельствует о том, этот человек родился под счастливой звездой, ему сопутствует удача. Большое значение в гриме было отведено бороде, она могла определять возраст, черты характера.

Женские гримы ограничивались приукрашиванием лица, лица сильно белили и румянили, чернили брови и глаза. Уникален грим в японском театре. В XYI в. в эпоху позднего феодализма возник театр «Но», позднее - "Кобуки". В театре «Но» применяли маски из папье-маше, кожи, которые носили ведущие актеры. Существовал прием в гриме, называемый «кумадори», характеризующийся смелыми мазками синего, черного, красного, серого на белом фоне. Красные линии символизируют гнев, раздувшиеся вены, потрясение от неблаговидных поступков. Техника гримирования была такая же как и в китайском театре, использовали сухие краски разводимые на воде, с добавлением нескольких капель ароматического масла. Наложение грима происходило ладонями рук, рисунок на «загрунтованное» (покрытое общим тоном) лицо рисовали кисточками.

В индийском театре при показе малабарских мистерий -«катакхали» грим актеров превращался в маску, мимики не было только застывшее выражение лица. Существовала условно-символистическая раскраска, характеризующая тип, сценический персонаж. Грим делали в несколько приемов, сначала наносили кашицу из рисового клейстера несколько слоев, по мере его подсыхания. На высохшую поверхность наносили символические рисунки. Многие сюжеты спектаклей были заимствованы из индийского эпоса - «Рамаяна», «Махабхарата». Персонажи разделяли на несколько групп, каждая имела свой рисунок грима. В малайском театре на лицо актера надевали овальную дощечку, на которой было нарисовано лицо, сделаны отверстия для глаз, рта, носа. Внутри маски была палочка, которую актер должен был держать во рту, так крепилась маска на лице. Текст пьесы читал актер-чтец.

В Индонезии театр масок «Топенг» был создан на основе культа мертвых, отсюда и название самого театра. Слово «топенг» обозначает «маска усопшего». Маски персонажей были просты, представляли овальные дощечки с нарисованными на них выражениями лица: радость, грусть, злость. Крепилась маска на лицо при помощи петельки с внутренней стороны, которую актер зажимал ртом, так делали для пантомимы, для других спектаклей маску привязывали вокруг головы веревочкой.

Проявить свою фантазию и таланты каждая мама может во время домашних праздников и утренников в детских учреждениях. Что может быть интересней и увлекательней, чем мастерить маскарадные наряды своими руками? Предлагаем вашему вниманию интересную идею для творчества и полезную инструкцию о том, как сделать костюм Кощея Бессмертного.

Смерть в игле, игла в яйце…

Кто такой Кощей (или Кащей) Бессмертный, знает каждый ребенок, ведь речь идет об одном из главных злодеев русского фольклора. Этот темный волшебник и князь фигурирует во многих сказках, преданиях и песнях. Очень часто Кощей выступает в роли похитителя невест у добрых молодцев и царевичей или же пакостит положительным персонажам другим образом. Как же выглядит этот негодяй? Чаще всего его изображают в образе ожившего скелета или просто очень худого и бледного человека. Кощей высок, всегда появляется в и короне. Что интересно, само имя этого персонажа означает «худой/скупой человек». Именно в этом значении слово «кощей» встречается в старорусских текстах. Итак, как выглядит главный злодей Руси, мы выяснили. Как же сделать костюм Кощея своими руками?

Как нарисовать скелет?

В качестве базовой одежды для костюма князя тьмы необходимо взять однотонное черное трико и майку/водолазку. Очень хорошо, если с праздника Хэллоуина у вас остался комбинезон-скелет. Но к сожалению, подобный реквизит можно найти не в каждом российском доме. Впрочем, не расстраивайтесь, сделать скелет совсем нетрудно. Проще всего нарисовать кости на ткани. Изготовьте трафарет для росписи (например, из бумаги). Прикрепите его на ткань, после чего раскрасьте белым цветом. Эффектней наряд будет смотреться, если нарисовать скелет полностью - от шеи до ступней. Если костюм Кощея будет многоразовым, используйте специальные текстильные краски. Но есть и еще один вариант: если вы не хотите портить одежду и планируете носить ее после праздника, нарисуйте кости зубной пастой. В этом случае рисунок можно будет без усилий смыть при необходимости. В этой же технике можно сделать костюм Кощея взрослый, если играть главного злодея будет папа или старший брат.

Костяная аппликация

Сделать основу для костюма главного темного чародея Руси можно и без красок. Подготовьте базовые черные вещи и возьмите достаточно плотную белую ткань. Далее вам предстоит нарисовать шаблоны подходящей формы, выкроить все элементы и пришить их на основу вручную или используя швейную машинку. Если же костюм Кощея будет использован только в эпизоде утренника, можно украсить его аппликацией из плотной бумаги. Для маскарадного взрослого наряда достаточно прикрепить отдельные элементы на булавки. Если же преображаться в Кощея будет ребенок, лучше использовать нитки - все мы знаем, что дети очень непоседливы, и избежать травм при использовании острых элементов будет сложно. Если в помещении, где будет проходить спектакль или праздник, не слишком жарко, можно в аналогичной технике изготовить еще и перчатки.

Корона для темного князя

Во всех сказках Кощей Бессмертный появляется в короне. Сделать такой головной убор совсем нетрудно - достаточно вырезать его из картона или плотной бумаги. Корону можно обклеить фольгой или же покрасить в черный цвет. Новогодний костюм Кощея можно украсить серебряной мишурой. Также корону можно сделать из проволоки. Согните каркас подходящей формы, покрасьте его из баллончика или обтяните полупрозрачной тканью. Корону можно дополнительно украсить тесьмой и стразами, изображающими драгоценные камни. Дополнить образ можно тематическим гримом. Нарисуйте на лице продолжение тела-скелета. Можно покрыть лицо темным тоном и выделить светлым глаза и губы. Альтернативный вариант грима - напротив, выбелить лицо и подчеркнуть глаза черным. Вместо косметики можно использовать и маску. Ее можно изготовить своими руками и расписать под череп или приобрести в магазине товаров для праздника.

Плащ и другие аксессуары

Ваш костюм Кощея почти готов, но не забудьте про такую важную его деталь, как мантия. Черный плащ можно взять от любого другого маскарадного костюма, например вампира или ведьмы. Также можно сделать его из подходящего по размеру отреза черной ткани. Обработайте края прямоугольного куска материи, а в верхней части сделайте кулиску и вставьте тесьму. Плащ готов, по желанию его подол можно отделать искусственным мехом или декоративной бахромой. Как видите, костюм Кощея своими руками сделать совсем нетрудно. Но еще более эффектно он будет выглядеть, если вы дополните его подходящими аксессуарами. Лучший вариант обуви для этого персонажа - черные сапоги. Так как Кощей - князь, ему на пояс можно повесить изящную шпагу. Не лишней деталью образа станет и яйцо, то самое, внутри которого смерть. Сделайте заготовку из пенопласта или используйте упаковку от подарка. Покройте яйцо серебристой краской, высушите - и можно отправляться на праздник! Дополнить костюм можно любыми серебряными украшениями и элементами. Попробуйте подобрать красивый блестящий пояс, кольца-печатки и другие интересные аксессуары.

Кому подойдет костюм Кощея?

Наряд главного злодея по определению - мужской. Очень часто этот персонаж появляется на детских утренниках. Описанные выше идеи по созданию наряда позволят сделать любой костюм Кощея - детский или взрослый. В детские сады и школы нередко исполнить данную роль на утреннике приглашают кого-то из пап или старших братьев. Но как быть, если играть этого персонажа должен ребенок? Прежде всего поговорите с сыном и выясните, хочет ли он участвовать в представлении, исполняя подобную роль. На самом деле многие готовы относиться с юмором к таким играм и не испытывают дискомфорта, изображая «нехороших» героев. А вот для некоторых детей подобный утренник станет настоящим моральным потрясением. Поэтому, прежде чем начинать мастерить наряд для праздника, обсудите с ребенком отношение к доставшейся роли. И если оно резко негативное, обратитесь к руководителю самодеятельности и попросите найти другой вариант проявления творческого таланта своего ребенка.

Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» - от слова «кость» и означающая худосочного человека - сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой Кощей?

Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный

Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.

Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

С наступлением зимы перед родителями обычно остро стоит два вопроса: как одеть любимое чадо, чтобы оно не замерзло, и где взять для него костюм на новогодний утренник. И если с костюмом зайчика-белочки-снежинки проблем обычно не возникает, то костюм Кощея бессмертного найти не так уж просто. Но нет безвыходных ситуаций. И поэтому именно о том, как сделать костюм Кощея бессмертного своими руками и пойдет речь в нашей статье.

Мастер-класс по созданию костюма Кощея бессмертного

  1. Прежде всего, определимся с тем, что же будет собой представлять наш костюм Кощея. Обычная комплектация включает в себя брюки и футболку с нанесенным на них рисунком скелета, корону, краги, сапоги и плащ. Но самая главная часть костюма Кощея – это, конечно же, черный костюм-основа с нанесенным на него рисунком скелета.
  2. Начнем работу с изготовления «скелета». Для этого возьмем пижаму или трикотажный костюм черного цвета, фольгу серебристого цвета (можно взять обычную пищевую), ножницы и клей. Если готового костюма нет, то можно сшить штанишки и футболку из любой ткани черного цвета, или покрасить любой костюм в черный цвет.
  3. В зависимости от размеров ребенка, нарисуем на газете трафарет костей для костюма Кощея. Примерим на малыша, и если все подходим – вырежем кости из фольги. Как вариант, для костей можно использовать не фольгу, а малярный скотч, белую ткань, самоклеющуюся бумагу или даже елочную канитель.
  4. Прикрепим кости к брюкам и футболке при помощи клея или ниток. Из отрезка черной ткани сделаем плащ и обошьем его елочной канителью.
  5. Основная часть костюма Кощея готова!
  6. Другой способ нанести рисунок скелета на костюм – нарисовать его специальными красками. Делается это так: на термобумаге нарисуем трафарет костей для костюма Кощея.
  7. Вырезаем кости, оставляя нетронутой бумагу вокруг. Делать это необходимо очень аккуратно, ведь от этого зависит внешний вид всего костюма. Лучше всего воспользоваться для вырезания острым канцелярским ножом.
  8. Прикладываем получившийся трафарет к ткани-основе и вносим последние исправления.
  9. Приглаживаем наш трафарет к ткани теплым утюгом, чтобы трафарет не сдвигался во время покрасочных работ и рисунок не деформировался.
  10. Наносим на костюм краску при помощи кисточки. Как вариант, можно воспользоваться краской в баллончике или использовать для покраски обычную зубную пасту. Использовать зубную пасту стоит тем, кто хочет после праздника использовать костюм для повседневной носки. Для удаления зубной пасты с ткани костюм достаточно будет постирать вручную или в стиральной машинке.
  11. После полного высыхания краски или пасты аккуратно удаляем трафарет с ткани, стараясь не повредить рисунок.
  12. Зарисовываем мелкие огрехи, делаем контур более четким. Если есть желание – можно прорисовать детали, украсить кости блестками или стразами. Эффектен будет и костюм, нарисованный светящимися в темноте красками. В общем, пределов для проявления творческих способностей нет.
  13. Основа костюма Кощея бессмертного готова.
  14. Для полноты образа костюму Кощея необходима корона. Ее можно сделать из картона и фольги. Для этого вырежем основу из картона по обхвату головы ребенка и обклеим ее пищевой фольгой. В результате получим королевский венец.
  15. Краги и голенища сапог можно сделать из тафты или любой другой блестящей ткани. Можно также дополнить костюм яйцом, в котором согласно сказкам и хранится Кощеева смерть. Яйцо вырежем из пенопласта и покрасим серебристой краской.

Своими руками вы можете сделать и костюмы других героев, например,

Баба Яга является ключевым персонажем многих русских сказок .

Образ старой ведьмы постоянно используют в театрализованных постановках, на детских утренниках , а также тематических вечеринках .

Порой кажется, что сделать грим бабушки Яги очень просто, но как доходит до дела, возникают вопросы. Давайте максимально изучим все тонкости этого макияжа.

5 правил грима

Целью грима является полное перевоплощение .

Чем реалистичней будет макияж, тем более достоверной получится Баба Яга.

Какие нюансы следует учесть:

  1. Главная достопримечательность Яги – большой крючковатый нос . Его рекомендуется сделать с помощью папье-маше, либо гуммоза – безопасного для кожи пластилина. Возможно контурировать нос, используя театральный грим, аквагрим или средства для макияжа.
  2. Старческое лицо всегда плывет вниз, поэтому все мимические морщины следует визуально опустить. Лицу необходимо придать землистый нездоровый оттенок.
  3. Добавляет характерности персонажу наличие бородавок . Их можно сделать с помощью клея ПВА и муки.
  4. Седые и взлохмаченные волосы создаются с помощью парика или талька . Возможно использование белых мелков для окрашивания прядок.
  5. Макияж наносится на лицо, шею, зону декольте и открытые участки рук.

О том, как сделать макияж Красной шапочки, вы можете узнать из нашей .

Материалы для превращения

Для создания образа Бабы Яги в домашних условиях вам понадобятся :

Грим, гуммоз и клей для лица можно купить в специализированных магазинах .

Театральный грим обычно сухой. Продается в наборах 3-12 цветов и стоит недорого.

Если у вас нет театрального грима или гуммоза не отчаивайтесь ! С помощью ваших обычных косметических средств макияж Бабы Яги вполне достижим.

Подготовка к нанесению

Перед наложением краски, нанесите на лицо жирный питательный крем или вазелин. Иначе грим или косметические средства забьют поры , и смыть макияж будет очень трудно.

Помимо этого в дешевых театральных гримах используются не самые щадящие химические средства. Крем поможет защитить кожу лица от раздражения.

Соберите волосы в пучок или повяжите повязку на лоб . Это поможет уберечь волосы от загрязнения. Теперь вы готовы к работе.

Пошаговая инструкция

Макияж Бабы-Яги на Новый Год – фото:

Как сделать макияж своими руками? Пользуясь данной инструкцией, вы легко перевоплотитесь в бабку Ёжку:

  1. Сформируйте нос . Большой, крючковатый да с горбинкой. Определитесь с размером и пропорциями. Вылепите носище из гуммоза и приклейте с помощью специального клея. Для этого клей нанесите на свой нос, предварительно смазанный защитным кремом, и прижмите к нему бутафорский. Линии прилегания тоже можно слегка промазать клеем для надежности. Загримируйте стыки.
  2. Сформируйте подбородок . У старой ведьмы он острый и смотрит слегка верх. Делаем его аналогично носу.
  3. Приклейте бородавки . Их можно легко сделать, смешав клей ПВА с мукой до консистенции теста. Вылепленные бородавки просто крепятся на грим. Для надежности можно воспользоваться клеем.
  4. Нанесите тональный крем . Только после того как накладные детали подсохли! Крем наносится с помощью спонжа или кисти на все лицо, маскируя огрехи.
  5. Оттените жуткую и ужасную рожицу . Используйте серо-зеленые краски или тени для всего лица. Болотный или землистый оттенок придает мрачности.
  6. «Вдавите» глаза . Обведите глазки коричневыми тенями, чтобы они визуально провалились.
  7. Нарисуйте глубокие морщины . Черным или иным темным карандашом углубите свои мимические морщинки. Можно состроить злую рожу и прочертить образовавшиеся морщины.
  8. Помните, что старое лицо плывет вниз. Направляйте линии в сторону шеи. Лоб украсьте продольными бороздами.

  9. Создайте нос . Если вы не сформировали нос с помощью специальных средств, то сейчас самое время нарисовать нос. Темными цветом затените боковые части носика, а переносицу высветлите. Можно также предварительно прорисовать форму носа и растушевать краску кистью.
  10. Создайте скулы . Аналогично. Осветляются скулы и затеняются щеки.
  11. Сделайте брови . Существует два варианта: начернить брови карандашом, либо сделать их седыми с помощью маскировочного карандаша и светлых теней.

В итоге у вас получилась настоящая Баба Яга. Осталось сделать седые патлы .

Секрет седых волос

Седину волосам придает тальк или белая без примесей мука. Они хорошо смываются шампунем и не вредят волосам.

Втирайте порошок в корни волос с помощью рук или кисти. Обычно у Бабы Яги на голове красуется платок. Поэтому скорей всего обработки корней хватит. В противном случае насыпьте тальк в руки и распределите по всей длине волос.

Ошибки в создании образа

Если вы учтете все наши рекомендации, то не допустите ошибок в макияже Бабы Яги. Главная оплошность – нанесение грима только на лицо. Помимо лица покройте хотя бы тональным кремом уши, шею, зону декольте и открытые участки рук.

Создание образа – это творческий процесс . И тут ваш полет фантазии неограничен. Главное используйте щадящие, специально созданные для лица средства и обязательно предварительно наносите или иной крем.

Последние материалы раздела:

Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании
Тест на тиранию Что делать чтоб сохранить себя под прессом тирании

Про мужа тирана писали и пишут очень много статей. Но женщины не теряют надежды перевоспитать своего суженного, и пытаются это сделать на...

Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий
Развлечение «День Знаний» во второй младшей группе 1 сентября в младшей группе сценарий

Цель: создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем, создать условия для развития мотивации к получению знаний.2....

Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки
Творческий проект, посвященный юбилею библиотеки

Здравствуйте дорогие друзья! Я уже знакомила вас с книгами- открытками . Позвольте представить вашему вниманию ещё одну книгу-открытку, которую я...