Когда в древности отмечали новый год. Новый год

В праздновании Нового года нет ничего нового. Фестивали, которыми отмечали начало нового календарного года, существовали на протяжении тысячелетий, а некоторые до сих пор активно устраиваются миллионами людей по всему миру. Эти ранние новогодние торжества часто имели важные социальные, религиозные и политические последствия, но в некоторых культурах традиционный праздник не так уж сильно отличался от вечеринок с шампанским и фейерверков, которые мы имеем сегодня. Сегодня вы сможете узнать факты о том, как древние цивилизации праздновали Новый год.

Вавилонский Акиту

В день после первого новолуния, которое следовало за весенним равноденствием в конце марта, вавилоняне древней Месопотамии устраивали фестиваль Акиту в честь возрождения мира природы. Это раннее празднование Нового года восходит к 2000 году до н.э. Предполагается, что он глубоко переплетался с религией и мифологией. Во время фестиваля по улицам города носили статуи богов. Также проводились обряды, которые символизировали победу над силами хаоса. Вавилоняне считали, что с помощью этих обрядов мир символически очищался и воссоздавался богами во время подготовки к новому году и возвращения весны.

Одним увлекательным аспектом Акиту было своего рода ритуальное унижение, которое переживал вавилонский царь. Во время этой своеобразной традиции царь должен был предстать перед статуей бога Мардука без каких-либо королевских регалий и поклясться, что он правит городом с честью. Верховный жрец затем должен был хлопнуть царя и потаскать его за уши, в надежде заставить плакать. Если королевские слезы проливались, это значило, что Мардук доволен, и он символически расширяет права царя. Некоторые историки утверждают, что фестиваль Акиту был использован монархами для того, чтобы подтвердить свою божественную силу перед народом.

Древнеримский праздник Януса

Римский Новый год также изначально праздновали после весеннего равноденствия, но годы манипуляций с солнечным календарем привели к тому, что праздник начали проводить первого января. Для римлян этот месяц имел особое значение. Его название происходит от имени двуликого Януса, бога перемен и начинаний. Януса изображали двуликим, что символизировало прошлое и будущее, и эта идея была привязана к концепции перехода от одного года к другому.

Римляне праздновали 1 января, отдавая почести Янусу, в надежде получить удачу в новом году. Этот день воспринимался как почва для следующих 12 месяцев, поэтому друзья и соседи позитивно начинали новый год, обменивались подарками и пожеланиями. В качестве подарков было принято преподносить инжир и мед. Большинство римлян также стремились к работе, по крайней мере, часть дня. А вот безделье расценивалось как плохое предзнаменование для остальной части года.

Новый год в Древнем Египте

Древняя египетская культура была тесно связана с Нилом, поэтому новый год начинался с наводнения реки. Египтяне праздновали Новый год, когда Сириус - самая яркая звезда на ночном небе - впервые был виден после 70-дневного отсутствия. Это явление, как правило, происходило в середине июля, как раз перед ежегодным затоплением Нила. Это гарантировало, что сельскохозяйственные угодья будут плодородными весь последующий год. Египтяне праздновали новое начало во время фестиваля. Новый год воспринимали как время омоложения и возрождения, и поэтому проводились специальные религиозные обряды.

Но, возможно, египтяне использовали его также как предлог, чтобы немного повеселиться. Последние открытия в храме Мут показывают, что во время правления Хатшепсут первый месяц года воспринимался как «фестиваль опьянения». Эти массовые гуляния были привязаны к мифу о Сехмет - богине войны, которая планировала уничтожить все человечество, и о боге солнца Ра, который обманул ее и напоил до бессознания. Египтяне праздновали спасение человечества с музыкой, весельем и большим количеством пива.

Китайский Новый год

Одна из старейших традиций, которая сохранилась и сегодня - это китайский Новый год. Предполагается, что праздник возник более 3 тысяч лет назад, во время правления династии Шан. Изначально это был способ отпраздновать начало весенней посевной, но вскоре он оброс мифами и легендами. Согласно одной популярной легенде, когда-то жило одно кровожадное существо, названное «Нянь» (сейчас это слово обозначает «год»), которое охотилось на жителей деревни раз в год. Чтобы напугать голодного зверя, жители деревни выходили на улицу и украшали свои дома в красном цвете, жгли бамбук и издавали громкие звуки. Уловка сработала, яркие цвета и свет отпугнули Нянь, и в конечном счете эти действия были интегрированы в празднование.

Современное празднование

Традиционно праздник длится 15 дней, и он связан с домом и семьей. Люди убирают дома, чтобы избавиться от невезения, и пытаются погасить старые долги, чтобы разобраться с делами прошлого года. Чтобы дать благоприятный старт новом году, они украшают свои двери бумажными свитками и собираются с родственниками для празднования. После изобретения пороха в 10 веке китайцы стали первыми, кто начал использовать фейерверки.

Китайский Новый год по-прежнему основывается на лунном календаре, который восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Как правило, праздник выпадает на конец января или начало февраля, на второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый год связан с одним из 12 зодиакальных животных.

Навруз

Навруз по-прежнему отмечается в Иране и других странах Ближнего Востока и Азии. Но его корни прячутся в глубоко древности. Этот праздник часто называют персидским Новым годом. Это 13-дневный праздник, который выпадает на весеннее равноденствие или на дни, близкие к нему. Предполагается, что он возник на территории современного Ирана в рамках зороастрийской религии. В официальных документах Навруз не появлялся до второго века, но большинство историков считают, что его празднование восходит, по крайней мере, к 6 веку до н.э. В отличие от многих других древних персидских фестивалей, Навруз сохранился в качестве важного праздника даже после завоевания Ирана Александром Македонским в 333 году до нашей эры.

Древние обряды Навруза сосредоточены на возрождении, которое сопровождало возвращение весны. Монархи использовали праздник, чтобы проводить щедрые банкеты, обмениваться подарками и удерживать в подчинении своих подданных. Другие традиции включают обмен подарками между членами семьи и друзьями, зажжение костров, окрашивание яиц и разбрызгивание воды, что символизирует создание мира. Навруз значительно изменился с течением времени, но многие древние традиции праздника, особенно связанные с кострами и окрашиванием яиц, по-прежнему остаются частью обряда, который объединяет 300 миллионов человек каждый год.


Человеку важно знать свою историю, ведь именно из этих сведений складывается для него картина мира. К тому же, понимая, что за праздник нам предстоит, мы переживаем его полнее и с большим удовольствием.

Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света.

Немного истории:

Новый год - самый любимый праздник для миллионов людей из самых разных стран. Новогодняя полночь - то время, когда даже взрослым позволительно верить в чудеса. Это «разрешение» идет из такой глубины веков, которую нам и представить сложно: считается, что Новый год - один из самых первых праздников всего человечества. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, точно известно, что Новый год отмечали, например, в Месопотамии. Но историки полагают, что праздник еще древнее, а значит, нашим новогодним традициям, по крайней мере, 5 000 лет Новый год, в том виде, в каком он нам известен, родом из Древнего Египта. На протяжении веков египтяне отмечали сентябрьский разлив реки Нил, который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был крайне важным, жизненно важным событием. Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки. 1 января стал первым днем Нового года при Юлии Цезаре: в нововведённом календаре этот месяц был назван в честь двуликого бога Януса, одна голова которого смотрит в прошлое, а другая - в будущее. Считается, что именно тогда появился обычай украшать дома. Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени. На Руси, до XV века начало года праздновали 1 марта.



Языческий новый год древних славян:

В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом – весной. Год начинался в марте – первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием. Древние славяне украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник. Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа. Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.

В 1600 году праздник перенесли на осень, а еще через сто лет , приблизительно в то же время, что и по всей Европе, Петр I выпустил указ о всеобщем праздновании Нового года 1 января. Он же повелел устраивать в этот день фейерверки и народные гуляния.


Новый год – это один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом ёлочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждём его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.

Когда на Руси появилась первая ёлка:


Когда появилась на Руси первая ёлка, точно не известно. В канун Нового года ёлки, украшали фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами. Первоначально в Новый год елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.

Елки стали продаваться на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и других местах. Уже в середине 19-го века елка в Новый год становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.

Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными отдельными благотворителями, - многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах.

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) святая новогодняя Троица – Дед Мороз (Бог Отец), Снеговик (Бог Сын) и Снегурочка (Богиня Внучка). И каждый настоящий русский почти с самого рождения и всю жизнь беззаветно верит в свою святую русскую Троицу.

Дед Мороз:

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.

Мороз живет в лесу, в ледяной избушке. От удара его посоха ударяет трескучий мороз. Он покрывает деревенские окна дивными узорами, превращает реки и озера в зеркальную гладь и дарит детям множество зимних у веселений. Таким образом, Мороз является разностороннем персонажем, воплотившим в себе представления славян о зимнем времени года. Суровый климат воспринимался как данность, неотъемлемая часть окружающего мира, потому в приходе зимы видели и положительные стороны.

Посмотрим добрые советские мультфильмы про Новый год!

Видео YouTube

Видео YouTube

Снегурочка:

Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Снеговик (снежная баба):


Простая снежная скульптура, создаваемая из снега зимой - в основном, детьми. Лепка снеговиков - дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра.

Простейший снеговик состоит из трёх снежных шаров (комков), получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего снега. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше - грудью, а самый маленький - головой.

Снеговик стал символом зимних каникул у детворы и новогодних праздников у взрослых. И никто не задается вопросом, кто, как и когда вылепил первого снеговика? И не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом.

На Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового Года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Празднование Нового Года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование Нового Года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова.

В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый Год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем. По закону от 25 сентября 1992 года в РФ и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня - выходные в условиях пятидневной рабочей недели длятся 8 или 10 дней.

Старый Новый Год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.

Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый Год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Новый Год в Российском государстве получил запутанную и сложную историю. Новый Год нашего времени - это результат синтеза различных языческих праздников и календарной путаницы.

Отмечать праздник в нынешнем его виде в России начали с указом Петра Великого в 1699 году, он постановил праздновать Новый Год по-европейски - 1 января.

Петр повелел «…учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…», потешаться с огнем - разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом приказывалось и поздравлять друг друга с праздником.

Васильев вечер

Официальный Новый Год имел народный аналог - праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным – день памяти Василия Великого.

Праздник отмечался обильным пиром. Главным блюдом был жареный поросёнок - символ плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. В Васильев вечер на стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме: пышные пироги, сытные блины, колбасу, кутью. В обилии пили пиво, медовуху, водку. Также было принято одевать самую хорошую, неношеную одежду — чтобы весь грядущий год также хорошо одеваться. В этот день старались не давать никому денег, чтобы в течении года не испытывать недостатка в них, а получать деньги было хорошей приметой, это сулило прибыльный год.



Сентябрьский новый год

До этого в Христианской Руси новый год тоже был, он отмечался 1 сентября. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Осенний Новый Год Русь позаимствовала из Византии, когда в 988 году было принято Христианство.

Сентябрьский Новый год на Руси встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в дом старшего в роду - главы семейства. Гостей угощали мёдом, заморскими винами пивом или медовухой. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки, возвещавшей начало Нового года, в церквях и храмах били колокола. Вообще, празднование Нового Года в Христианской Руси мало отличается от празднований нашего времени.

Языческий новый год древних славян

Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.

В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом – весной. Год начинался в марте – первом весеннем месяце - время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.


Коляда - праздник зимнего солнцеворота

С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник - это Коляда – праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.

26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено – Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в новом цикле Светило.

Особая часть праздника – Колядки - новогодние песни. Изначально это были восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники.

В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник.

Был у древних славян и зимний дух - Морок, Трескун, Морозко - он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали - выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа.

Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.


Авсель

Среди зимних славянских праздников упоминается Авсень – это и ритуальный персонаж и особое праздничное время – стык декабря и января, символизирующий начало годового цикла. По некоторым поверьям Авсень приезжает на огромном коне и везет с собой Новый Год. Авсень восходит к глубочайшей древности. Поэтому и он встречается и в зимних и в весенних новогодних обрядах. По некоторым преданиям, Авсень зажигал солнечное колесо и знаменовал начало года. Встречали этот персонаж кашей. Хозяйки варили кашу ночью. Приносили из амбара крупу и затапливали печь. Крупы нельзя было касаться, пока печь не истопится. В процессе приготовления каши, следовало шептать заклинания на будущий урожай. Горшок с кашей с поклоном отправляли в печь. По этой каше гадали. Если она вылезла из горшка или сам горшок лопнул - дому грозила большая беда. Если каша удалась, значит Авсень доволен хозяевами и пошлет им в новом году всяческие блага.

Даже те разрозненные сведения, которые мы можем найти в легендах и отголосках обрядов, показывают нам, что Новый Год был в Древней Руси логичным и гармоничным праздником, праздником нового солнца, новой жизни.

Еще интересные статьи по теме Нового Года:

Новый год во все времена был одним из самых светлых праздников в году. Новый год ждут и взрослые, и дети как какого-то чуда, устанавливают елку, наряжают ее игрушками и мишурой. Главным символом этого праздника Новый год, безусловно, является Дед Мороз. Причем, в древности в роли привычного нам седовласого деда выступали совершенно другие личности при этом очень даже злобные. Давайте ненадолго заглянем в историю праздника Нового года, который корнями уходит в самую древность времен, когда он выглядел очень ужасно и страшно и скорее напоминал фильм ужасов, чем веселый и счастливый праздник на котором загадывают желания, смеются и целуются.

Я уже как-то писал про и про Языческий Новый Год – Стрибог и Кровавое прошлое Санты, в которых описаны кровавые жертва приношения и злобные главные божества праздника. Сегодня еще одна статья о древнем Новом годе и его богах.

В древности люди так же праздновали приход нового года. Однако в роли дед мороза выступали, например, местные гномы, жонглеры странники, распевающие песни песни про рождество, либо бродячие продавцы игрушек для детишек. У сородичей классического Деда Мороза есть дух холодов Трескун (Студенец или Мороз).

Согласно упоминаниям древнеславянских , имел место персонаж – некий Зимник. Это был седовласый старичок невысокого роста с достаточно длинной белой бородой. На голове у него не было шапки, но одет он был тепло в белые одежды, а в руках держал железную булаву. По легенде, где пройдет Зимник – быть сильной стуже.

Одним из божественных идолов древних славян, который славиться своей свирепостью, выступает Карачун – лютый дух, укорачивающий жизнь. Славяне думали, что он является подземным богом, который способен распоряжаться морозами и холодами.

В других же источникам можно встретить такого персонажа как Позвизд – славянский бог бурь и не настий, в распоряжении которого находились бури и непогода. Согласно поверий, стоило ему только тряхнуть головой и с неба сыпал град невероятных размеров. В качестве накидки у него выступали ветры, а с подола его облачения падали снежинки.

Празднество Нового года, это не новшество современности, а своеобразный , который корнями уходит в древность. Древние кельты и прочие народы считали, что ель – это волшебное древо, одаренное неким сказочным смыслом, в котором живет могущественный дух или же божество. Ведь всем известно, что елка зимой и летом зеленого цвета. А это является свидетельством того, что оно не должно поддаваться никаким силам разрушения. Именно по этой причине ель принято было считать неким лесным божеством. К тому же, дружественные отношения с вечнозеленым растением люди старались поддерживать, дабы не разгневать высшие силы.


Среди всех растущих в лесу елей выбирали самую старую, вокруг которой 22 декабря сходились жители ближайших селений для того, чтобы задобрить божественного духа.

Вспоминая писания старины, задобрить святых могли только методом жертвоприношения. В самом начале, как это не покажется страшным, но в качестве жертв выступали обычные люди. Однако позже все же было принято решение сменить приношение на животных. Внутренними органами вышеупомянутых жертв украшали ветки ели, развешивая их словно гирлянды, а сами ветки были обмазаны кровью. Если сравнить с современностью, то такой вид украшения напоминает елочные игрушки, то есть является прообразом.

Празднование Нового года у разных народов приходилось на разные сезоны. Например, древние считали наступлением Нового года сбор всего урожая и окончание земельных работ осенью. Торжество носило название Самайн, «Самхейн» (Samhain), который отмечался в ночь с 31 октября на 1 ноября. В наши дни это Ведь не просто так Самайн считали тем промежутком времени, когда теряеться грань между мирами людей и духов. Считалось, что через открытые врата люди могли угодить в мир Иной, а духи, вполне вероятно, могли попасть на грешную землю.

Как пишется в строках древнего писания «Накануне Самайна на ступеньках располагаются приведения. Более того, существовал некий гоблин Самханах, который появлялся только в эту ночь». Для простых людей это представляло опасность. Поодиночке ходить категорически запрещалось. Поэтому древние кельты собирались всем селеньем и праздновали: пели, танцевали, вкушали яства, приготовленные из животных, забитых накануне праздника. Таким образом, люди отгоняли злых духов и призраков. А вот в Таре – столице древних кельтов – народ проводил разные соревнования. В домах же гасили все очаги, а на улице разводились ритуальные огнища. От них в Новом году вновь зажигали очаги в жилищах.

В день зимнего солнцестояния, то есть 22 декабря, древние скандинавы отмечали Новогодний праздник. Сам праздник носил название Йоль (в переводе означает колесо, крутиться). Возможно, это являлось своеобразной символикой того, что все происходит по кругу. На смену зиме приходит весна, за ней лето, осень и опять зима. Йоль считался магическим праздником и что бы в эту ночь Солнце, одержав победу над тьмой, вступало в свои права проводились . Они также думали, что в эту ночь стиралась грань между нашим миром и сверхъестественным, а злые духи вполне вероятно могли проникнуть к людям. Они собирались, разжигали праздничный костер, который назывался «костер Йоль», готовили всевозможные кушанья, конину, пили пиво восхваляя конунга, богов Скандинавии и усопших предков. Кровью коней омывали святилища языческих богов. На порог укладывали жертву, заранее выбранную девственницу, замерзшую насмерть. (Так и представляю себе базар, на котором стоят замерзшие девственницы, как елки, из которых выбирают понравившуюся. Ужас!) Духи натягивали тело девушек на верхушки елей, а внутренностями обматывали ствол дерева. Во время пиршества поэты читали стихи. По приданиям на одном из таких пиршеств к одному из правителей Олаву явился сам Один.

После того, как жители приняли христианскую веру, Йоль с поклонением богам и жертвоприношениям канул в лето.

Празднование Нового Года в древности длилось на протяжении 13 ночей. На 14 же день должны были являться знамения. К тому же, до того, как сядет солнце следовало закончить все дела. Так, вероятнее всего, и появилась пословица «как Новый год встретишь, так его и проведешь». С наступающим вас Новым годом товарищи и просьба не тащить к себе на порог замёрзших насмерть девственниц.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...