Образ тургеневской девушки. Сочинение: Образ тургеневской девушки Что за хамелеон эта девушка таблица

2 часа – спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

  • Обучающие – формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
  • Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И.С. Тургенева “Ася”, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев “Ася”.

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  • Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
  • Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
  • Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)
  • Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

III. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  • Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, …)
  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной. )
  • Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
  • Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
  • Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала.”)
  • Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася – дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
  • Почему Гагины уехали за границу?
  • Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)

IV. Композиция и сюжет повести.

Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Кольцевая композиция

  • Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
  • Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

V. Главный герой повести – Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  • Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин – зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в “светскости”.)
  • Кто же он – главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)

Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня…” XX гл.)

Назовите тему урока.

VI. Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но…

Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского. Приложение 2)

VII. Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Баласс, 2004.
  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002”. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  3. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. – М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. – Воронеж: “Родная речь”, 1995.
  7. Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.

Образ тургеневской девушки

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. Я с ними полностью согласна. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася – это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/

Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Т. Виныникова

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что‑то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по‑новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья». Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех». В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
  • Образ тургеневской девушки

    «Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. Я с ними полностью согласна. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

    Главная героиня Ася – это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

    Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

    Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

    Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

    В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

    Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/

    Тема. "Что за хамелеон эта девушка!"

    1) углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
    2) развивать умение характеризовать литературных героев;
    3) развивать умение анализировать эпизоды.

    Ход урока.

    I. Опрос - проверка домашнего задания.

    1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
    2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?
    3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ("Что за хамелеон эта девушка!")?
    (Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях").

    II. Влияние Аси на героя.

    1) Что дает возможность Н. Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
    (В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы, песня - все это тоже напоминает Россию)
    2)Что понимает Н. Н., глядя на Асю?
    (осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).

    III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. (сообщение учащихся). Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:

    1-ое свидание - показалось Н. Н. очень миловидной;
    - в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
    - сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
    - смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
    - но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
    Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
    Почему это - ответим на следующем уроке.

    IV. Беседа по 8 главе.

    1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси.

    2) Почему Гагин поведал историю Аси Н. Н.?
    (понял, что у Аси есть чувство к Н. Н.)

    3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин?
    Докажите текстом. (нравственный максимализм, импульсивность, высокая требовательность в выборе предмета любви)

    4) Каково отношение Н. Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Мне стало очень жаль ее…")

    V. Анализ 9 главы.

    1) Составление в тетрадях и на доске таблицы
    "Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)
    Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова.

    9 глава (свидание) 16 глава (разрыв)

    1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор
    2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу
    3) как говорят герои Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н. Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова
    4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка
    5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль
    (На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).

    2) В чем смысл разговора о крыльях?

    3) Какая музыка звучит? (вальс)
    Когда он уже звучал? (при первом знакомстве)

    VI. Роль 10 главы.

    1) Что почувствовал герой?
    (тайное беспокойство, тревогу)

    2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
    Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.

    Домашнее задание.
    1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н. Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
    2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
    3) Продумать ответы на вопросы:
    - Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
    - Виноват ли герой в своей судьбе?

    Последние материалы раздела:

    Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
    Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

    Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

    Космическое раскрытие: вознесение земли I
    Космическое раскрытие: вознесение земли I

    Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

    Известные бренды мужской обуви
    Известные бренды мужской обуви

    Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...