Алла ларионова - биография, информация, личная жизнь. Конец прекрасной эпохи

Алла Дмитриевна Ларионова. Родилась 19 февраля 1931 года в Москве - умерла 25 апреля 2000 года в Москве. Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1990).

Алла Ларионова родилась 19 февраля 1931 года в Москве.

Отец - работник райпищеторга.

Мать - завхоз в детском саду.

Известно, что Алла Ларионова появилась на свет на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Свое имя получила в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой, в то время очень популярной.

Во время войны ее отец ушел в ополчение, а она с мамой эвакуировались в татарский городок Мензелинск, в котором Алла часто выступала перед ранеными в местном госпитале - читала стихи. Позже она узнала, что лежал в мензелинском госпитале и , с которым через много лет они встретились на съемках картины «Фокусник».

Первый опыт работы в кино получила, когда училась в школе - снималась в массовках. Ее отношения с кинематографом начались в 1947 году, когда восьмикласснице Алле Ларионовой прямо на улице ассистент режиссёра по актёрам предложил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». И она тут же ответила: «Да!».

Алла была уже тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учёт в актёрский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Первое появление в кадре - фильм А. Довженко «Мичурин».

Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учёбу Алла совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки.

После окончания школы поступила в ГИТИС, затем, в 1948 году, во ВГИК, где курс набирал Сергей Герасимов. Как позднее узнает Ларионова, она Герасимову категорически не понравилась. «У неё нос большой и губы. Она некрасивая и нефотогеничная», – сказал он своей жене Тамаре Макаровой. Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: «Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!». И в итоге убедила Герасимова взять Ларионову на свой курс.

Широкая известность пришла к ней в 1953 году, когда на советские экраны вышел фильм-сказка Александра Птушко «Садко» . В картине Алла Ларионова исполнила роль Любавы, жены Садко.

Фильм получил признание на кинофестивале в Венеции. Успех Ларионовой в Венеции был фантастическим. Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и исключительно в превосходной степени: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», а еще: «Солнце Венеции в волосах у Аллы». Ее партнёр по фильму актер Сергей Столяров за исполнение роли Садко был причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино. А на молодую актрису посыпались предложения от иностранных режиссёров, в том числе и от . Она стала первой советской киноактрисой, которую позвали в Голливуд.

Алла Ларионова в фильме "Садко"


Настоящую славу и всеобщее признание в СССР принесла актрисе главная роль в знаменитом фильме режиссёра Исидора Анненского «Анна на шее» - одном из лидеров кинопроката середины 1950-х годов. На съёмках она познакомилась с (сыграл роль князя).

В советское время толпы людей осаждали кинотеатры, стояли в очередях за билетами, чтобы увидеть эту картину. «Анна на шее» стала звездным часом Ларионовой. А в целом роль чеховской Анны на всю жизнь стала её визитной карточкой.

Алла Ларионова в фильме "Анна на шее"


Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино.

Далее был успех шекспировской «Двенадцатой ночи», в которой Алла сыграла графиню Оливию. Однако с этой работой были связаны и крайне неприятные моменты в жизни актрисы - ей приписали моральное разложение из-за связей с тогдашним министром культуры Александровым. Кто-то написал анонимку в ЦК.

Актриса вспоминала: «Как-то министр был в нашей студии на «Ленфильме». Увидел меня и застыл как вкопанный и простоял так все время, пока я пробовалась на роль Оливии в «Двенадцатой ночи».

А затем на киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки запрещалось. Ее надолго отлучили от кино, ничего не объясняя. «Это страшно угнетало. Я попыталась что-то выяснить, и мне такого наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали», - рассказывала Ларионова.

После замены министра она написала письмо его сменщику Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями. «С трудом я заставила себя это письмо написать. Потом, собравшись с духом, позвонила в приемную. Ответил мужской голос, наверное, помощника. Я представилась и сказала: «Мне необходимо встретиться с министром!..» Говорила с таким напором, что голос в трубке, какое-то время помолчав, попросил перезвонить через несколько дней. В следующий раз сказали, что министр принять не сможет, но в министерстве меня выслушают. Я приехала. Меня встретили добрые молодцы с такой ухмылочкой на лице, что я разрыдалась. Оставила им письмо и убежала. Звоню неделю спустя и слышу радостное: «Алла Дмитриевна! Как хорошо, что вы позвонили! Мы постараемся все исправить...» Через несколько дней в газете статья о предстоящей поездке во Францию большой делегации советских кинематографистов. И - глазам не верю, среди прочих имен - мое...», - рассказывала Алла Дмитриевна. Новый министр написал ответ актрисе, в котором сообщал, что все выяснил и «уже отдал все соответствующие распоряжения».

Заметными стали образы красавицы-скотницы Оксаны в «Полесской легенде», Раисы в «Ведьме», Анны Одинцовой в ленте «Отцы и дети».

Алла Ларионова в фильме "Отцы и дети"


Когда в Советском Союзе впервые прошла Неделя французского кино, она познакомилась с известным французским актером Жераром Филиппом, который ею восхищался. Ходили даже слухи об их романе. Но сама актриса это отрицала: «Ох уж эти слухи! Да, мы симпатизировали друг другу. Он спросил, как меня зовут, потом с трудом произнес по-русски: «Алла Ларионова» и, указывая на себя пальцем, сказал: «А я - Жерар Филипп». Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».

Алла Ларионова много раз была в Южной Америке. Как-то в Бразилии свое восхищение ей высказала . Как вспоминала Ларионова, она тогда сидела вместе с в кинозале: «Я знаю, вы русские. Мне интересны ваши фильмы. А это твой жених? - И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна Маньяни - королева итальянского кино».

С середины 1960-х карьера актрисы пошла на спад. Однажды в состоянии алкогольного опьянения решил отвезти домой Аллу Ларионову и неудачно затормозил, она ударилась головой и рассекла себе губу. После этого артистка практически перестала сниматься в кино, так как шрам был слишком заметен.

В 1970-е годы её популярность снизилась. В последние годы жизни практически не снималась, хотя и была удостоена в 60-летнем возрасте звания Народной артистки.

В советское время участвовала в практиковавшихся на больших стадионах празднествах под названием «Товарищ кино». Вместе с актерами и объездила всю страну со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» (играла роль, которую ранее исполняла ).

В 1990-е также много ездила по России на кинофестивали.

Алла Ларионова в фильме "Запретная зона"


Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа одного из студентов ВГИКа (который когда-то заканчивала и она сама) - «Тихий ангел прилетел...».

В свои последние годы играла в антрепризах. А в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом «За выдающийся вклад в профессию».

После приезда в Москву с гастролей из Белгорода вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать и больше не проснулась. Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Причиной смерти стал от обширный инфаркт.

Похоронена 28 апреля на Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа Николая Рыбникова.

Алла Ларионова (документальный фильм)

Личная жизнь Аллы Ларионовой:

У Ларионовой был роман с актёром , который начался во время съемок в картине «Полесская легенда». Некоторое время они проживали в гражданском браке, но затем у Переверзева начались отношения с другой женщиной и она, будучи беременной, ушла от него. У актрисы от Переверзева родилась дочь Алена.

Иван Переверзев - отец первой дочери Аллы Ларионовой

Беременной Ларионовой сделал предложение известный актер . Они познакомились еще в театральном институте, Рыбников часто бывал дома у Ларионовых, был знаком с ее родителями, но на Аллу смотрел почти равнодушно - он был в то время увлечен другой девушкой.

"Я плакала по ночам в подушку, а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся", - рассказывала Алла Дмитриевна. Рыбников даже хотел совершить самоубийство из-за того, что Алла долго не отвечала ему взаимностью.

Они поженились 2 января 1957 года и вскоре у нее появилась дочь от Переверзева. Алену Рыбников удочерил и относился к ней как к родной.

В 1961 году от Рыбникова она родила дочь Арину (умерла в 2004).

Вместе они прожили 33 года.



Фильмография Аллы Ларионовой:

1952 - Садко - Любава, жена Садко
1953 - Вихри враждебные - Вера Иволгина
1953 - Команда с нашей улицы - пионервожатая Оля
1954 - Анна на шее - Анна
1955 - Двенадцатая ночь - Оливия
1955 - Судьба барабанщика - Валентина
1956 - Главный проспект - Вера
1956 - Дорога правды - Женя
1957 - Полесская легенда - Оксана, красавица-скотница
1958 - Ведьма - Раиса
1958 - Отцы и дети - Одинцова Анна Сергеевна
1959 - Млечный путь - Лиза
1960 - Трижды воскресший - Светлана Сергеевна
1961 - Две жизни - Нина
1964 - Ко мне, Мухтар! - Колесова
1964 - Три сестры - Наталья
1965 - Третья молодость - Любовь Леонидовна
1966 - Дядюшкин сон - Наталья Дмитриевна Паскудина
1966 - Дикий мёд - Варвара Княжич, военный корреспондент
1966 - Длинный день Кольки Павлюкова - Любава, продавщица, жена Дмитрия
1967 - Фокусник - Елена Ивановна
1969 - Старый знакомый - модельер
1971 - Седьмое небо - Оксана Георгиевна
1971 - Молодые - Екатерина Петровна
1975 - Семья Ивановых - Валентина Николаевна Чистохвалова, мать Алексея
1977 - Есть идея! - императрица Екатерина ІІ
1980 - Атланты и кариатиды - Дарья Макаровна Карнач
1988 - Запретная зона - Неклесова
1993 - Троцкий - Каридад Меркадер

Ларионова Алла Дмитриевна (19.02.1931, г. Москва – 25.04.2000, г. Москва) – советская актриса кино и театра.

Вступление

Матушка-природа не поскупилась и одарила ее по высшему разряду. У нее была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза, но очи, не волосы, но роскошная грива, не губы, но «сплошное целованье» (совсем по ). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией. Чего нельзя сказать о представителях сильного пола, которые при малейшем взмахе ресниц кинодивы, опережая друг друга, укладывались у ее ножек. Сама собой напрашивалась мысль о том, что такая женщина должна жить как в сказке.

Детство

Алла Ларионова родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Ее родители познакомились в дивизии Котовского, где воевали в Гражданскую войну. Отец работал директором райпищеторга и был настоящим коммунистом. Мама закончила всего четыре класса и работала завхозом в детском саду.

Во время войны отец ушел в ополчение, а мама с девятилетней Аллой эвакуировались в Татарию, в город Мензелинск. Мама боялась вшей и часто водила дочь в знаменитые Мензелинские бани, воспетые . Через много-много лет ей, уже взрослой женщине, почему-то больше всего вспоминалось, как больно мама терла ее мочалкой... Мама работала день и ночь, а тоненькая девочка с белыми косичками часто выступала перед ранеными в местном госпитале, читала стихи. Позже она узнала, что лежал в мензелинском госпитале и . Вряд ли он запомнил девочку с фиалковыми глазами, но через много лет они встретились на съемках картины «Фокусник»...

Отец Аллы Ларионовой мог бы не вернуться с войны. Он попал в окружение, и в каком-то селении его спасла пожилая женщина: когда немцы вели по деревне пленных, она бросилась к ним с просьбой отдать ей брата – отца Аллы. Почему-то немцы ей поверили... Потом эта женщина – ее звали Пелагея – приезжала к Ларионовым в Москву, и семья всю жизнь была ей благодарна.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Мой отец , – вспоминала впоследствии Алла Дмитриевна, – как и многие в то время, был коммунистом. А я, как и все советские школьники, была сначала пионеркой, потом комсомолкой. Помню, когда меня приняли в пионеры, какая это радость была! Прибежала домой, показываю бабушке красный галстук и кричу: «Бабушка, посмотри!». А она ни слова не сказала, только посмотрела с укоризной, отвернулась и вышла из комнаты. Я не могла понять, почему, и так обидно было – до слез» .

Став звездой экрана, Ларионова признавалась, что в детстве мечтала работать... дворником. Эта профессия казалась ей необычайно романтичной: в любое время года вставать, когда все еще спят, и шуршать метлой, сгребая осенью опавшие листья, а зимой убирать снег лопатой. Но на самом деле она с детства была буквально обречена стать актрисой. В таких случаях говорят: на роду написано. «Моя мама , – рассказывала Алла Дмитриевна, – всю жизнь проработала в детских учреждениях. Летом с детским садом и мамой я выезжала на дачу. Как-то к нам приехала ассистент режиссера, которая искала детишек для съемок. Она долго упрашивала маму отпустить меня в кино, но мама не согласилась» .

Актриса массовок

Однако судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв облик очередного ассистента режиссера по актерам: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» . На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что девочка тут же ответила: «Да!» . Она была тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учет в актерский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учебу она совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки. Уже будучи знаменитой актрисой, часто видела себя маленькой девочкой в картине Райзмана «Поезд идет на Восток», который нередко показывали по телевизору...

Первые шаги будущей звезды

Окончив школу, Алла, не раздумывая, подала документы сразу в два института – ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: «Девочка, сколько тебе лет?» – «17», – говорю. А он: «Так в 17 лет надо память получше иметь...» .

Во время съемок картины «Садко» судьба свела Аллу с красавцем-актером Иваном Переверзевым, знаменитым киногероем тех лет. Успех фильма «Первая перчатка» (1947) плюс необыкновенно мужественная внешность – этого было достаточно, чтобы пришла любовь. Роман продолжался достаточно долго, но жениться Переверзев не собирался.

Венецианский кинофестиваль 1953 года

В 1953 году творческую группу фильма «Садко» пригласили на знаменитый Венецианский фестиваль, что было невероятным событием – до 1947 года советских кинематографистов на фестивали за рубеж вообще не звали, да и после этого особым вниманием не баловали. Перед поездкой делегацию принимал Анастас Микоян – инструктировал, разъяснял, напутствовал... Отгороженные от всего мира, они были морально готовы увидеть совершенно другую, роскошную и сказочную жизнь, но западная действительность превзошла все, даже самые фантастические, ожидания. Для Ларионовой знакомство с другим миром началось с поистине курьезного случая...

В гостинице она решила принять ванну, долго крутила какие-то краны и нажимала на кнопки. А когда намылила мочалку, увидела, что та почему-то не мылится. Оказалось, она пустила в ванну морскую воду. Сильнейший шок вызвали у будущей звезды и... чулки горничной. «Я даже расплакалась , – рассказывала она впоследствии, – у меня таких никогда не было! Мы все больше носили простые, в резиночку...» . Да что чулки! Всем нашим актрисам, приглашенным в Венецию, и платья-то перед самым отъездом пошили... из одинакового материала! Слава Богу, хоть фасоны были разные, да еще туфлями друг с другом обменивались, вот и создавалось впечатление разнообразия. Платья же по возвращении в Союз они должны были сдать...

Ее успех в Венеции был фантастическим! Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и исключительно в превосходной степени: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!» , а еще: «Солнце Венеции в волосах у Аллы» . После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля – «Золотого льва», на нее буквально накинулись режиссеры и продюсеры, но на все приглашения сниматься за нее отвечали официальные лица: «Что вы?! Что вы?! Она у нас одна на весь Союз, у нее все съемки расписаны до 2000 года!» . Естественно, ничего подобного на самом деле и в помине не было. Ей было больно и обидно: красивая сказка закончилась, едва начавшись! Возвращаясь домой, она горько плакала в самолете: «Прощайте, все мои мечты, возвращаюсь к серым будням!» . Но прямо у трапа самолета ее ожидало приятное известие: Ларионова была утверждена на главную роль в фильме «Анна на шее».

«Анна на шее»

Конечно, главный фильм Ларионовой – экранизация чеховского рассказа «Анна на шее» (1954), где актриса сыграла красивую, но бедную Анюту, осознавшую, что ее красота стала предметом торга, и единственный выход – продать подороже. В роли князя в этом фильме снялся сам – обладатель аристократических манер и «княжеской» осанки. и Ларионова прекрасно смотрелись вместе. Высшим проявлением сексуального влечения в кино той поры стала знаменитая чеховская фраза, произнесенная с неподражаемым парижским прононсом: «Как я завидую этим цветам...» (имелся в виду букетик, приколотый к пеньюару Анюты).

Вот что вспоминала об Алле Ларионовой , народная артистка России:

«С Аллочкой мы никогда вместе не снимались. Но я очень долго находилась под впечатлением от ее игры, красоты, женственности после «Анны на шее». И помню одну деталь, очень личную. Когда меня зачислили в штат Театра-студии киноактера, мы еще не были с ней знакомы. Я пришла туда в первый раз и увидела возле большого зеркала в гардеробе Аллу. Она поправляла платок на шее, потом достала из сумочки духи «Кристиан Диор – Ма Гриф»... И весь ее облик в те минуты: пепельные волосы, роскошные глаза, вздернутый носик и аромат «Ма Гриф» соединились в моем восприятии Аллы. И первое, что я себе купила, выехав за границу, – духи «Ма Гриф»...
Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то, как устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, невозможно было не восхищаться»
.

Дальнейшая работа в кино. 60-70-е годы

Судьба распорядилась так, что актриса попала в кино в тот период, который критики прозвали грустным словом «малокартинье». Поэтому и киноработ у нее немного, но, безусловно, основные ее роли – в картинах классического репертуара – стали событием в истории советского кино. Но в 60-е годы главных ролей в костюмных фильмах кинодиве больше не предлагали.

Ларионова по-прежнему снималась, не пренебрегая даже эпизодическими ролями. Оказалось, что этой красавице вполне под силу и роли характерные, требующие немилосердного изменения внешности. «В фильмах , – вспоминала Алла Дмитриевна, – я перевоплощалась, как того требовала роль. Например, в картине «Дикий мед» (1966) меня вообще сделали дурнушкой. Я перед съемкой носик припудрю, губки с ресничками подкрашу, а режиссер придет, из лужи грязи зачерпнет в ладонь и мне этой грязью по лицу. И в кадр. Чтобы, значит, жизненной правды добиться. Фильм-то о войне, где моя героиня – фронтовой корреспондент. Я на съемках и в лужах валялась, и в окопах ползала, а вокруг танковые атаки, гарь, взрывы, смрад. Конечно, тут уж не до красоты было» .

С этой ролью у Аллы Дмитриевны была связана смешная история. Одетая и загримированная, она столкнулась в коридоре киностудии с . Сначала они ехали вместе в лифте, потом он заглянул в комнату, которую занимала творческая группа картины. Ларионова подошла сзади и измененным голосом сказала: « , звонила Алла Дмитриевна, просила Вам передать, что обед в холодильнике» . Он повернулся, посмотрел, поблагодарил и... пошел прочь. Жену он не узнал.

В 70-х годах творческая карьера и Ларионовой пошла на спад. На смену им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды вернуться в кино они не теряли. Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными, и Алла Дмитриевна практически оставила кино. Наверное, это был сознательный шаг – ведь красота и молодость уже ушли.

Когда актрису спрашивали о несостоявшихся ролях, она отвечала: «Я жалею только об одном: мне не дали сняться в фильме » . очень хотел снять Аллу Ларионову, но даже великий режиссёр и актер не смог пробить косность советских чиновников от кинематографа.

P.S.: 19 февраля 2001 года ей должно было бы исполниться 70 лет. В день рождения Аллы Дмитриевны, на доме, где прошли последние годы ее жизни (Банный переулок, дом №7), была открыта мемориальная доска. Инициатором этого события стала Гильдия актеров кино России.

Звание

Народная артистка РСФСР (1990).

Фотографии Ларионовой Аллы Дмитриевны

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

=ИСТОРИЯ ЛЮБВИ =Алла Ларионова и Николай Рыбников=

Одной из самых красивых актрис советского кино - Алле Ларионовой - 19 февраля исполнилось бы 80 лет. Это только в сказках судьба красавиц - сплошной праздник
В реальности же восторг и зависть идут рука об руку. Но она всё равно считала себя счастливой - назло всем.
- У Аллы был конверт с надписью «Великие», - вспоминает Вадим Марков. - В нём она хранила письма и фото Вертинского (они вместе снимались в «Анне на шее», и Вертинский симпатизировал ей), портрет, который ей подарила великая актриса Мэри Пикфорд, письма Лемешева, стихи, которые посвятил ей Жерар Филип. Они встретились с ним ещё раз - во Франции, на Неделе советского кино. Во время приёма в ресторане он написал стихи о сидящей напротив блондинке - «Аличке», как он её называл и в которую был влюблён.
История их любви вполне могла бы стать сюжетом фильма. Сперва юная Аллочка увлеклась актёром Николаем Рыбниковым. Но тот на неё не обращал внимания. Юношеское увлечение быстро прошло. У Аллы роман вспыхивал за романом, и тут уже Рыбников влюбился в красавицу-актрису. Да так, что с одним из её ухажёров - актёром Вадимом Захаренко - чуть не подрался (Захаренко позволил себе сальные высказывания в адрес Аллы). А через несколько лет оказался в шаге от самоубийства. Ларионова в то время жила в гражданском браке с актёром Иваном Переверзевым. И тогда отчаявшийся Рыбников решил свести счёты с жизнью. Остановил его режиссёр Сергей Герасимов. «В петлю? Из-за бабы? - орал он. - Любишь, говоришь? Так завоюй, а не вешайся!» И Рыбников чуть ли не ежедневно, даже в самые глухие углы, куда Ларионова уезжала на съёмки, посылал ей телеграммы со словами любви, если мог дозвониться, звонил. Но всё решилось в один день: чёрный для Аллы и счастливый для Николая. Алла, беременная от Переверзева, вдруг узнала, что её почти муж улетал на несколько дней не на съёмки, а расписаться с актрисой, которая тоже ждала от него ребёнка. Вот тут уже Ларионова помчалась давать телеграмму: «Скажите Рыбникову, что я согласна!» Их, любимцев зрителей, расписали в обход всех законов - 2 января. Через несколько месяцев родилась Алёна. На все шепотки и косые взгляды Рыбников отвечал твёрдо: «Ребёнок мой!» Позже у них родилась дочь Ариша. Но Рыбников никогда не делал разницы между дочерьми и Алёну порой баловал даже больше, чем родную Аришу.
«Я привыкла к невниманию», - много позже горько скажет Ларионова. На самом деле всё было не совсем так. Внимания ей хватало. В Тбилиси Ларионова боялась выходить на улицу - горячие грузинские парни обещали умыкнуть красавицу. В Бразилии в прогулках по городу её сопровождали полицейские. Она была из тех, про кого говорят «роскошная женщина»: пепельные волосы, серые глаза, матовая кожа, скульптурно вылепленная фигура. Сильная половина СССР сходила по Ларионовой с ума.
Гранд-дамы кино того времени - Любовь Орлова, Марина Ладынина и др. - ревновали к успеху молодой актрисы: «Да кто такая эта Ларионова? Что с ней все так носятся?» Поползли слухи, что, мол, она стала пассией министра культуры Александрова. Что на тайных вечеринках её купают в ванне с шампанским и слизывают крем с её обнажённой груди... Ларионова отмахивалась: «Чушь!» И всё же вышел негласный запрет: Ларионову не снимать как опорочившую честь советской актрисы. Через несколько лет Ларионова не выдержала и написала письмо уже новому министру культуры. Честь актрисы была восстановлена, и она вернулась на экраны.
Они дружили семьями - с Тихоновым и Мордюковой (пока они не разошлись), с Бондарчуком и Скобцевой. Ларионова была крёстной матерью Алёны Бондарчук, а Ирина Скобцева - крёстной Аришки Рыбниковой. Часто устраивали посиделки, которые могли тянуться всю ночь: собиралась партия игроков в покер, а Бондарчук с Рыбниковым - страстные шахматисты - часами сидели за шахматной доской.
- Для Коли Алла всю жизнь оставалась «Лапусей», - рассказывает друг семьи Вадим Марков. - Они были абсолютно разными и по характеру, и по отношению к жизни. Николай - замкнутый, неразговорчивый. Алла - открытая, любительница шумных посиделок. Но любил он её самозабвенно. Всё домашнее хозяйство было на его плечах. А Алла занималась дизайном квартиры. Квартира у них по тем временам была роскошная - пять комнат, камин. Но всё это давалось по`том и кровью. Работали оба на износ - снимались, колесили по стране как участники концертов «Товарищ кино». Коля ревновал Аллу и к толпам поклонников, и к партнёрам. Обычно в финале концерта все участники выходили на сцену, а на экране шли фрагменты фильмов. Непременно - отрывок из «Анны на шее», самого звёздного фильма Ларионовой. В этот момент Рыбников переставал хлопать, поворачивался спиной к залу и сверлил глазами экран, на котором в паре с Михаилом Жаровым порхала в мазурке его Алла. Девочки не пошли по стопам родителей. Ариша мечтала быть поэтессой, но работала в полиграфии и рано умерла. Алёна работала монтажёром на ТВ, сейчас на пенсии. Коля тяжело принял перестройку, когда развалилось всё и работы не стало. Бывало, что горе заливал горькой. Он ушёл во сне, в 1990 г. Алла пережила мужа на 10 лет и до последнего играла на сцене, ездила на гастроли.

Ларионова
Алла Дмитриевна


Народная артистка РСФСР


Блистательная Алла Ларионова,
настолько совершенна в своей красоте,
что от неё невозможно было отвести
взгляд.Воистину восхитительная русская
красавица!Каждая её роль становилась
событием в кино.Помимо творческого
успеха, у Ларионовой сложилась такая
личная жизнь,которой завидовали все
женщины.Жизнь похожая на сказку...

Актрисы советского кино, это особенные люди, не похожие ни на кого, они всегда легко узнаваемы, индивидуальны. В каждой из них есть своя изюминка, утонченность.Есть лица настолько совершенные в своей красоте, что от них невозможно отвести взгляд. Таким было лицо Аллы Ларионовой. С возрастом оно не только не поблекло, а стало ещё прекраснее и одухотворённее.
Блистательная Алла Ларионова, покорившая своей красотой весь мир! А титулы какие были ей присвоены -"Идеал романтической женщины пятидесятых годов", -"Первая красавица России ХХ века!"
Матушка-природа не поскупилась и одарила её по высшему разряду. У неё была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы – но роскошная грива, не губы – но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой),воистину русская красавица!

Алла Ларионова появилась на свет 19 февраля 1931 года в Москве. Знакомство ее родителей произошло не в самом романтическом месте – они встретились в дивизии Котовского и вместе прошли всю Гражданскую войну. К моменту рождения дочери отец работал директором райпищеторга, а мать - завхозом в детском саду.Будучи истинным коммунистом, отец никогда не использовал служебное положение, и детство Аллы сытым назвать было трудно. Но девочка, как и миллионы советских детей, считала, что живет в самой лучшей и замечательной стране, и родители ее в этом не разубеждали. Ларионова позже вспоминала: «Мой отец, как и многие в то время, был коммунистом. А я, как и все советские школьники, была сначала пионеркой, потом комсомолкой. Помню, когда меня приняли в пионеры, какая это радость была!».


Но в 1941 году началась война, и Аллу ждали настоящие трудности. Отец отправился на фронт добровольцем, а девочка с матерью оказались в эвакуации, в татарском городе Мензелинск. Подобно многим своим ровесницам, Алла часто выступала в госпитале, читая раненым стихи. Спустя много лет оказалось, что одним из ее тогдашних слушателей был Зиновий Гердт, после ранения лечившийся в Мензелинске.
Прошли трудные военные годы, и судьба оказалась благосклонной к Алле – вся ее семья вновь собралась вместе, все были живы…

Будучи девочкой, Алла мечтала стать.. дворником. Но судьба как будто толкала ее в кино с детства. «Моя мама всю жизнь проработала в детских учреждениях. Летом с детским садом и мамой я выезжала на дачу под Зеленоград. Как-то к нам приехала ассистент режиссера, которая искала детишек для съемок. Она долго упрашивала маму отпустить меня в кино, но мама не согласилась». Алла росла, хорошела, и судьба все же привела ее в кинематограф. Все произошло как в сказке – на улице к ней подошла женщина и спросила: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Что интересно, в отличие от своих ровесниц, Алла вовсе не грезила о карьере актрисы, а мечтала стать… дворником – ей казалось, что лучше этой профессии нет – вставать рано утром, убирать шуршащие листья или мягкий снег…

Однако в 1947 судьба подкараулила свою жертву, восьмиклассницу Аллочку Ларионову, на улице, приняв облик расторопного ассистента режиссёра по актёрам: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». На этот раз согласие мамы не потребовалось, потому что девочка тут же ответила: «Да!». Она была тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учёт в актёрский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Первое появление в кадре - фильм А.Довженко "Мичурин".
Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учёбу Алла совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки.

Окончив школу, она не раздумывая подала документы сразу в два института – ГИТИС и ВГИК. В ГИТИСе экзамены принимал Гончаров: «А он такой красивый был! Я от волнения забыла текст, который должна была читать. И он так не без ехидства меня спрашивает: "Девочка, сколько тебе лет?". – "17", – говорю. А он: "Так в 17 лет надо память получше иметь...".
Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов. Ларионова ему категорически не понравилась. "У неё нос большой и губы," – сказал мэтр жене и пожизненной своей ассистентке, «Хозяйке Медной горы» Тамаре Фёдоровне Макаровой, – "Она некрасивая и нефотогеничная". Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: "Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!". И – убедила.


Но обо всём этом Алла Дмитриевна узнала позже.
Гадкий утёнок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя – самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всём советском кино 1950-х годов.

В кино начала сниматься ещё будучи студенткой,
её первая роль в картине
"Садко".(1952 год)


Фильм имел потрясающий успех! Её первая главная роль в окружении легенд советского кино.Это Сергей Столяров - символ эпохи 30-х годов (Садко),а также и Михаил Трояновский,Иван Переверзев,Николай Крючков,Нинель Мышкова.
Ошеломляющая славянская красота Аллы Ларионовой нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии. С нею она ездила на международный кинофестиваль в Венецию, и итальянские газеты писали: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», "Солнце Венеции – в волосах у Аллы". После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля – «Золотого льва», на неё буквально накинулись режиссёры и продюсеры. Она стала первой советской киноактрисой, которую позвал Голливуд. Сам Чаплин пригласил её сниматься в своём фильме, но тогдашние власти не разрешили Ларионовой работать за "железным занавесом". Случись это, артистическая судьба её могла бы сложиться иначе и её, вероятно, узнал бы весь мир. Чуда не произошло.

«Анна на шее» (1954 год) - талисман на всю жизнь


Алла вернулась на родину с тяжелым сердцем, но здесь ее ждал сюрприз – ее пригласили на главную роль в фильме «Анна на шее» по рассказу Чехова.
И опять звёздный состав - Михаил Жаров,Александр Сашин-Никольский (отец Анны),Александр Вертинский,Ирина Мурзаева,Татьяна Панкова,Владимир Владиславский.


Роль юной красавицы, научившейся извлекать выгоду из своей красоты, принесла Ларионовой ошеломительный успех.Ларионова и потом немало снималась – были в общей сложности около сорока ролей, но именно чеховская Анна так и осталась на всю жизнь её талисманом.

Поклонники осаждали ее толпами, а она по-прежнему обитала в скоромной родительской коммуналке: «Ванна - прямо на кухне. Мы прорубили два окна на улицу, чтобы было посветлее, но пришлось их держать все время зашторенными. На меня лезли в окна посмотреть с улицы поклонники. Когда весной сошел снег, у наших окон мы нашли калоши, сигареты, носовые платки и прочие потерянные вещи... А однажды мою машину понесла толпа вместе со мной».

"Двенадцатая ночь" (1955 год)


Экранизация одной из самых популярных комедий Уильяма Шекспира. В бурю корабль разбился и утонул. Благородные сёстры были спасены, но разлучились.Одна из сестёр,переодевшись юношей, нанимается в слуги к герцогу, влюбленному в местную красавицу, и после этого следует целый каскад блистательных недоразумений.
Фильм – праздник! Жизнерадостная «сказка», в которой есть все её атрибуты: прекрасные герои, очень талантливые, красивые артисты (Клара Лучко, Михаил Яншин,Сергей Филипов,Василий Меркурьев), старинные костюмы, возвышенная поэзия, любовь, музыка, песни, юмор и … счастливый конец.

"Полесская легенда"(1957 год)

Экранизация по мотивам рассказа В.Г.Короленко «Лес шумит» (1885).Главная роль красавицы Оксаны принесла Алле Ларионовой очередной успех.В фильме принимали участие знаменитые артисты:Иван Переверзев,Леонид Кадров,Леонид Тахленко.Жанр фильма - драма,но молодая актриса блестяще сыграла эту роль.
В имении пана Ивана служит лесником крепостной Роман – верный его холоп. Роман ловит в панском лесу крестьянина Михася, убившего лису (он с маленьким сыном голодает), и ведет его к пану. У пана гости. Их развлекает Опанас – вольный крестьянин, панский песельник. В награду за прекрасное пение пан обещает выполнить любое его желание. Опанас просит дать вольную его невесте – скотнице Оксане. Красота девушки производит впечатление на пана и его гостей, особенно на пана Антония, который просит отдать ему Оксану в обмен на свору собак. Но у пана Ивана другие планы. Он оправляет Опанаса к гродненскому воеводе петь на пиру, и во время его отсутствия силой овладевает Оксаной, а потом решает отдать ее в жены леснику Роману…
(Советую посмотреть, великолепный фильм!)

"Ведьма"(1958 год)


И опять ошеломляющий успех:На 5-м Мкф. в Сан-Франциско (1961) фильму присуждена премия за лучший короткометражный фильм.На Мкф. телефильмов в Канне (1961) фильму присужден "Гран-при".
Телефильм по одноименному рассказу А.П.Чехова.
В далёкой сторожке живут двое - грязный, обросший дьячок Савелий и его жена Раиса - молодая, красивая женщина. Дьячок мучает свою жену дикой, нелепой ревностью. Сцены ревности становятся особенно невыносимыми, когда начинает кружить метель. Это ворожит она - "ведьма". Каждый раз, как кровь в ней начинает играть, так и непогода, а как непогода, так и несёт к ним какого-нибудь безумца - то масетра, то охотника, то писаря... И всё молодые... Вот и теперь наворожила. В сторожку входит облепленный снегом, замерзший, измученный ужасной дорогой,почтальон.Роль почтальона сыграл Николай Рыбников.От Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова, глаз не отвести,настолько оба красивы и талантливы.Кстати это их первый фильм,где они снимались,уже как семейная пара,т. е как муж и жена (брак был зарегистрирован 2 января 1957 года)

"Отцы и дети"(1958 год)


Премьера фильма состоялась 4 мая 1959 года
По моему мнению - самая лучшая экранизация, по одноименному роману И.С. Тургенева.
А какой состав актёров! Виктор Авдюшко,Эдуард Марцевич (первая роль в кино),Изольда Извицкая,Бруно Фрейндлих, Николай Сергеев.
В главной роли Анны Сергеевны Одинцовой - великолепная Алла Ларионова.

"Млечный путь"(1959 год)


Красивый фильм о любви. В главных ролях Николай Рыбников и Алла Ларионова.
Когда-то, будучи ещё студентом Киевского пединститута, Глеб (Николай Рыбников) познакомился со студенткой консерватории Лизой (Алла Ларионова). Молодые люди полюбили друг друга. Но после службы в армии Глеб поехал работать на целинные земли, а Лиза осталась в Киеве, выйдя замуж за нелюбимого человека. Проходят годы. Глеб учит детишек в крупном овцеводческом совхозе, а Лиза, испытав горькое разочарование в жизни, решает всё начать заново. И вот она приезжает к Глебу, которого не переставала любить. Она мечтает увезти его в Киев, где бы их окружал привычный комфорт. Но Глеб не согласен. Лиза уходит из дома Глеба. И вдруг до него доносятся звуки рояля. Это Лиза играет на покрытом пылью рояле совхозного клуба. Она не смогла уехать.

"Трижды воскресший"(1960 год)


В фильме принимали участие звёздные актёры - Всеволод Санаев,Георгий Куликов,Константин Сорокин,Надежда Румянцева,Нина Гребешкова,Николай Погодин,Наталья Медведева.Интересная киноповесть.Светлый,добрый фильм, в своё время был популярным и по составу актёров и по сюжету.Алла Ларионова сыграла главную роль Светланы Сергеевны - руководительницы комсомольской делегации.

"Дикий мёд"(1966 год)


Алла Ларионова - в главной роли - фронтовой корреспондент Варвара Княжич
Фильм о войне.Рассказывает Алла Ларионова -
- "В картине меня вообще сделали дурнушкой. Я перед съемкой носик припудрю, губки с ресничками подкрашу, а режиссер придет, из лужи грязи зачерпнет в ладонь и мне этой грязью по лицу. И в кадр. Чтобы, значит, жизненной правды добиться. Фильм-то о войне, где моя героиня - фронтовой корреспондент. Я на съемках и в лужах валялась, и в окопах ползала, а вокруг танковые атаки, гарь, взрывы, смрад. Конечно, тут уж не до красоты было».

"Фокусник" (1967 год)


В главных ролях: Зиновий Гердт и Алла Ларионова.

Чудесный фильм, светлый, добрый и лёгкий, и вместе с главным героем учишься заново быть честным и не идти на компромиссы не смотря не на что.Алла Ларионова сыграла роль Елены Ивановны - красивая женщина,но холодная,как "Снежная королева".

"Седьмое небо" (1972 год)



Очень хороший фильм прошлых лет... В то время было неторопливо, спокойно, просто жить. Можно было просто поверить понравившемуся человеку и поехать к нему на край света, не зная ничего о его житье-бытье и ждет ли он тебя сейчас, да и вообще, ждет ли... Можно было просто поверить! А Н. Рыбников и Алла Ларионова украсили этот фильм!
К тому же это предпоследняя роль Ларионовой, и последняя главная роль Рыбникова
Почему такой приговор, были еще роли и хотя не такие звездные как в начале кинокарьеры, но тоже заметные, хотя и недостойные уровня их таланта.


К сожалению, в последние годы жизни она до обидного мало снималась, но ездила по России на кинофестивали, а в советское время участвовала в практиковавшихся на больших стадионах празднествах под названием "Товарищ кино" или, к примеру, вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем "Деньги, коварство и любовь", где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Как актриса она, несомненно, сумела бы сделать неизмеримо больше того, что ей удалось, будь к ней внимательнее наш кинематограф. И всё же в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом "За выдающийся вклад в профессию".

Любовь, похожая на сон


Помимо творческого успеха, у Ларионовой сложилась такая личная жизнь, которой завидовали все женщины СССР. Ее мужем стал Николай Рыбников, о котором грезили миллионы девичьих сердец. Познакомились они еще во время учебы во ВГИКе, но Рыбников тогда был увлечен другой девушкой. Ларионова писала: «Я плакала по ночам в подушку, а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся».

Вот такую он её полюбил на всю жизнь

Рыбников страдал, худел, забрасывал ее телеграммами… «И где бы я ни была, за границей, на далеком хуторе, в полесских лесах - везде получала от него короткие телеграммы: «Люблю. Целую. Пью твое здоровье». Он звонил и всегда говорил одно и то же: «Алла, помни, я тебя люблю…» Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».Предложение стать его женой он сделал Ларионовой в новогоднюю ночь 1957 г. И 2 января, как только открылся минский ЗАГС, молодые расписались. На премьерном показе «Высоты» в московском Доме кино они уже сидели рядом. И когда герой фильма, которого тоже звали Николай, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» - зал взорвался аплодисментами.

Пара Ларионова - Рыбников была одной из самых красивых семейных пар Советского Союза. Жили они в роскошной пятикомнатной квартире с камином в центре Москвы, воспитывали двух дочерей, много снимались и, как и положено, представляли советское кино на зарубежных кинофестивалях и встречах «деятелей партии и правительства с деятелями культуры».

Их жизнь оказалась похожей на сказку. Вместе они прожили 33 года.Когда Ларионову спрашивали, не жалеет ли она о своем выборе, то она отвечала: «У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью... А главное, очень любил меня. Ну представьте себе, в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида... А я только родила, да еще кормящая мать - поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином».


О том, какой хозяин Рыбников, какие делает заготовки на зиму, ходили легенды. Его дочери вспоминали о том, как он вставал рано утром, бежал на рынок, готовил для всей семьи вкусные вещи.
В конце жизни Рыбникова почему-то перестали приглашать в кино и все свободное время он проводил на даче, где увлеченно занимался выращиванием и консервированием овощей. Последний раз он закатал помидоры летом 1990 г., собираясь открыть их на ноябрьские праздники. Открыть пришлось раньше, на поминках по актеру. Николай Рыбников не дожил до своего 60-летия полтора месяца. 22 октября 1990 года лег спать и не проснулся. Говорят, смерть во сне посылается праведникам. Через десять лет, вернувшись домой с гастролей, легла спать и не проснулась Алла Ларионова.

Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа тоже студента ВГИКа, который заканчивала когда-то и она, – у фильма было пророческое название: "Тихий ангел прилетел...".
После приезда в Москву с гастролей из Белгорода, во вторник вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать и... не проснулась.
Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Похоронена 28 апреля на Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа – артиста Николая Рыбникова (1930-1990).
Супруги наконец встретились в том призрачном мире, путь в который столь же мучителен и прекрасен, как любовь, и столь же неизведан и короток, как сон.

Последние материалы раздела:

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...

Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк
Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк

Пришло время рассказать об акции новогоднее наступление 2019 от World of Tanks, которая начнется 13 декабря. Какие акции и бонусы ждут игроков...