История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник. Литературоведческое исследование: история «Кавказского пленника

В школьном курсе русской литературы рассматривается вопрос, почему рассказ назван «Кавказский пленник» Л.Н. Толстым. Ведь он мог использовать любое другое название, которое бы отражало суть произведения. Например, «Жилин», «Побег», «Побег из кавказского плена» или, наконец, «Пленник Кавказа». За ответами стоит обратиться к жизни Льва Николаевича или к сюжету самого рассказа.

Сказать о влиянии известных произведений наверняка невозможно, только лишь предположить. Скорее всего, Толстой решил создать более жизненное произведение, без романтики. Его повесть имеет счастливое завершение в отличие от трагедий, разыгравшихся в поэмах Пушкина и Лермонтова. Ведь произведение писалось для детей по специальному заказу для «Азбуки».

2. Освещение актуального вопроса русских пленных на Кавказе.

В середине 19 века шла ожесточенная война на Кавказе. Свое отражение она получила во многих произведениях русской литературы. Лев Николаевич изложил свое видение вопроса плена. Поэтому и название он выбрал соответствующее.

3. Воспоминание о случае из своей жизни.

В своих дневниках писатель описывает случай, произошедший на Кавказе. Он едва не попал в плен. Возможно, в повести раскрыты его чувства в тот момент. Также можно предположить, что Жилин – это олицетворение самого Льва Николаевича, так бы вел себя он, оказавшись в плену у горцев.

4. Соответствие содержанию.

Стоит ли искать сложный подтекст там, где его не было? Просто из всех возможных вариантов названий о пленнике был выбран именно этот.

Краткое содержание

Главный герой – офицер Жилин, который служил на Кавказе. Получил он однажды письмо от матери, в котором женщина сообщала, что нашла сыну прекрасную партию. Ему пора было приехать домой погостить, а по возможности и свадьбу сыграть.

Отправился военный в путь. Время было неспокойное – шла война между Россией и Кавказом. Поэтому передвижение населения крепости осуществлялось на обозе в сопровождении солдат несколько раз в неделю.

Жилин не мог ехать с обозом из-за его неторопливого передвижения, поэтому вырвался вперед. К нему присоединился еще один русский военный – Костылин. Оторвавшись от сопровождения, они подвергаются нападению татар, которые берут русских в плен.

Пленных закрывают в сарае и заставляют писать родным письма с просьбой прислать выкуп. Костылин сразу подчинился. А Жилин письмо написал, но адрес указал неверный, ведь его пожилая мама не имела таких денег, да и расстраивать сын ее не хотел.

Костылин с нетерпением ждет ответа из дома, а его «сожитель» разрабатывает план побега. Жилин времени зря не теряет: рукодельничает и чинит различные вещи. Кукол из глины он выставляет на крышу, чтобы девочки, живущие неподалеку, могли их увидеть.

Только хозяйская дочка Дина осмелилась взять куклу. Она с удовольствием с ней играла: наряжала, качала, укладывала спать. Но женщина, которая жила под одной крышей с девочкой, рассердилась и разбила ее. Тогда Жилин сделал игрушку еще лучше прежней и подарил Дине. В знак благодарности она принесла пленнику кувшин с молоком.

Так они подружились. Хозяйская дочка привязалась к Жилину, носила ему тайком молоко и сырные лепешки. Он же с удовольствием делает для нее разных куколок. Узнав о том, что у пленного золотые руки, хозяин принес ему поломанные часы. За то, что Жилин их починил, татарин подарил ему один из своих старых бешметов.

Скоро вся окрестность знала, что русский пленник мастер на все руки. И тогда к нему начали ходить татары, каждый со своей просьбой. Один раз даже попросили больного вылечить. Так Жилин наладил хорошие отношения со многими жителями поселения. Его доброе сердце покорило даже хозяйскую собаку, которую он смог приручить.

Офицер делает в сарае подкоп, постепенно изучает дорогу, по которой лучше убежать. Через несколько дней после поминок убитого татарина, Жилин решается на побег. Уговаривает Костылина бежать с ним. Ночью пленники совершают задуманное.

Добравшись до леса, Костылин сбавляет темп, у него разбиты ноги в кровь. Просит его оставить, но Жилин даже слышать об этом не хочет и тащит товарища на спине. Случилось так, что беглецов увидел татарин, проезжавший по лесу. Он сообщил хозяину и другим жителям о побеге. Русских быстро догнали с собаками.

Один татарин предлагает убить слишком шустрых пленных, но хозяин отказывается. В этот раз товарищей посадили в яму, одели кандалы. Заставили еще раз написать родным о выкупе. И предупредили, что если через две недели денег не будет – их убьют.

В таких условиях Жилин теряет надежду на возвращение домой. Но его спасением оказывается Дина, которая приносит еду. Тогда Жилин решил попросить ее о помощи. Девочка ночью принесла длинную палку, по которой пленник выбрался наверх. На предложение Жилина бежать Костылин отвечает отказом, и тогда пленник совершает побег сам.

Трогательное расставание с Диной запомнилось русскому офицеру на всю жизнь. Девочка плакала, она привязалась к доброму человеку. На дорогу хозяйская дочь положила в карманы Жилина сырные лепешки. В знак благодарности пленник погладил Дину по голове и скрылся в темноте.

Колодка мешает Жилину идти, он выматывается, и тогда начинает передвигаться ползком. Таким образом беглец добирается до степи, за ней находились русские солдаты. Во время пересечения открытого пространства Жилина замечают татары и начинают преследование. От безысходности беглец начинает звать на помощь и махать руками.

К счастью, солдаты услышали крик и подоспели быстрее татар. Так был спасен офицер, который после всех событий остался служить на Кавказе. А домой так и не поехал. Он посчитал, что не судьба. Костылин тоже был спасен – его выкупили родные за пять тысяч.

Из содержания понятно, что герой Жилин по фамилии читателям не известен. Поэтому, если назвать произведение его именем, то не будет понятно, о чем пойдет речь. Ведь суть повести заключается не в том, чтобы рассказать о личности русского офицера. Основная идея – поведать читателям о судьбах русских пленников на Кавказе. Ведь имя Жилина так и не указано, не описана его внешность, потому как этот образ является собирательным.

Это интересно:

В литературе существует несколько произведений с одноименным названием «Кавказский пленник», одна поэма принадлежит руке А. С. Пушкина, вторая – М. Ю. Лермонтова. Также существуют рассказы: неизвестного автора, подписавшегося Н. М., и написанный Л. Н. Толстым. Похожую повесть явил свету В. Маканин, которую назвал «Кавказский пленный».

В рассказе Владимира Маканина «Асан», повествующий о военных действиях в Чечне, главный герой имеет фамилию Жилин, как у Толстого.

По мотивам произведения сняты несколько одноименных фильмов. Один из них – это классическая экранизация, а действие второго происходит во время войны в Чечне.

Возможно, Толстой использовал материалы других произведений при написании рассказа. Это могли быть одноименные произведения того же Пушкина или Михаила Юрьевича Лермонтова, а также неизвестного Н. М. Повесть последнего автора вызвала у Толстого некоторое напряжение, потому как содержала некоторые ошибки, которые писатель в своем творчестве не допускал. Также основой произведения могли послужить «Воспоминания кавказского офицера» - записки полковника Торнау.

Интересное занятие – предполагать, почему то или иное произведение так называется, хотя некоторые из них имели совершенно другие рабочие названия. Так, например, многие интересуются, почему повесть называется «Ася» И. С. Тургенева или «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Конечно же, наверняка может рассказать только сам автор.

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

История создания рассказа

Льва Николаевича Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ



познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,

вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция»,

помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа



Лев Николаевич Толстой –

п исатель, общественный деятель, педагог

В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.

В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» - школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» - арбуз, «Б» - бочка, «Р» - рыба.

Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера. Все вы помните «Притчу про лгуна», которая повествует о мальчике, трижды обманывавшем пастухов. Когда на охраняемое им стадо действительно напали волки, крики о помощи оказались бесполезными: юному лжецу никто не поверил.



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.

1872 г.

Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.

Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.

Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.

Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа

«Кавказский пленник».



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Прочитав название, предположите, о чём пойдет речь в произведении?

Сюжет рассказа прост:

попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог .



История создания рассказа

«Кавказский пленник»

Кто такой кавказский пленник?

Кавказский пленник -

человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе.

Предположите, почему же Л.Н.Толстой даёт название рассказу «Кавказский пленник», а не «пленники»?

В плен попадают два офицера, но лишь один из них оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого.



Сюжет и композиция рассказа

«Кавказский пленник»

Работа с терминами

небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.

Рассказ - это…

Эпизод - это…

изображение одного события, имеющего начало и конец.

цепь событий, происходящих в произведении.

Сюжет - это…

Композиция - это…

построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

Перечислите элементы композиции.

Экспозиция.

Развитие действия.

Кульминация.

Развязка.



Композиция рассказа

«Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Заполните таблицу после прочтения произведения.



Желаю внимательного прочтения рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Городские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 41

Номинация

«Что написано пером…» (посвящается Году литературы)

Тема

«Л.Н. Толстой, рассказ «Кавказский пленник»:

реальность и творческий вымысел»

Возраст : 11 лет

Класс: 5 «А»

Руководитель : Сухорукова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

т. 24-25-55

Тула

2015

Оглавление

    Введение. Литература – средство воздействия на умы и души людей.

    Основное содержание

    1. Творческая история рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

      Связь произведений Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и

Ф.Ф. Торнау «Воспоминания кавказского офицера».

2.3. Различия фактического материала рассказа и воспоминаний.

2.4. Какие цели преследовал Л.Н. Толстой, используя писательский вымысел?

3. Заключение. «Кавказский пленник» можно дать детям, и они любят его» (Л.Н. Толстой)

Литература – средство воздействия на умы и души людей, воспитания самых высоких духовно-нравственных качеств человека. Литература преподает уроки, без которых мы оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Задача писателя - найти такие слова, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Каждый писатель решает эту задачу по-своему. Я обратилась к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» , чтобы увидеть, как творческий вымысел усиливает воспитательное влияние произведения на читателя.

Цель работы : определение роли писательского вымысла при создании художественного произведения.

Задачи:

    познакомиться с документальными источниками рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;

    сравнить фактический материал источников с фактами, положенными в основу рассказа;

    выявить сходство и различия в фактическом материале;

    показать особенности интерпретации фактов Л.Н. Толстым.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые годы XIX века для «Азбуки». Материалом для него послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен.

Важную роль сыграли воспоминания полковника кирасирского полка Федора Федоровича Торнау. «Воспоминания кавказского офицера», написанные Ф.Ф. Торнау , - это реалистический рассказ, лишенный всяких эффектных сцен и насыщенный многочисленными бытовыми и психологическими подробностями о пленении, о жизни в плену, об освобождении. Герой их – очень смелый, мужественный человек, полный сознания своего достоинства, внушающий уважение горцам.

Остановимся подробнее на описании Ф.Ф. Торнау его жизни в плену у горцев. Даже при самом поверхностном сравнении трудно не заметить связь произведений Л.Н. Толстого и Ф.Ф. Торнау. Судьба толстовского пленника Жилина имеет много общего с судьбой Торнау-пленника. Рассмотрим подробнее совпадения и различия, чтобы сделать вывод о роли писательского вымысла.

Сходна ситуация, при которой произошло пленение Жилина, героя рассказа Л.Н. Толстого, и Ф.Ф. Торнау, реального исторического лица: нестерпимо жаркий летний день, медленно ползущий по степи обоз, группа офицеров, удалившаяся от обоза, внезапное нападение врага, ограбление, пленение. Сходны и характеры главного героя толстовского рассказа и российского офицера. Ф.Ф. Торнау в своих воспоминаниях поведал о том, что «совершенное бездействие …было способно довести до помешательства». Поэтому он, человек деятельный, занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах, а самое главное – подготовкой к побегу: день за днем вырезает ножом, принесенным ему юной черкешенкой, с которой ему удалось подружиться, отверстие в одном из бревен хижины, где он был заперт. Литературный герой Жилин «все высматривает, выпытывает, как ему бежать … а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев», он даже сумел часы починить. Так и повелось: «днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает». И тот, и другой прикармливают и приручают собак, приставленных их охранять.

Эти факты, немного изменив, использовал Л.Н. Толстой: юную черкешенку, влюбленную в российского офицера Ф.Ф. Торнау и даже пытавшуюся обратить его в свою веру, заменил татарской девочкой Диной, с которой подружился Жилин. Жалея Жилина, она прибегала к нему с едой, устраивала герою побег, отчего рассказ стал глубже и доступнее детям.

Отличает рассказ от воспоминаний и тот факт, что Ф.Ф. Торнау пытался бежать трижды, но все попытки были безуспешными. Освобождает офицера большой его друг, ногайский князь Тембулат Карамурзин, которому удается похитить пленника у кабардинцев. Жилин же совершает один безуспешный побег, да и провал побега происходит из-за Костылина, которого не может оставить Жилин: «…не годится товарища бросать». Второй же побег, организованный с помощью Дины, драматичен, но успешен: ему навстречу выехали услышавшие крики о помощи казаки: «Казакам далеко, а татарам близко. Да уж и Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит…» Меньшее количество побегов делает рассказ более динамичным, а обстоятельства побега держат читателя в напряжении.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство. Второму пленнику, который в воспоминаниях Ф.Ф. Торнау только упоминается, но совершенно не характеризуется, Л.Н. Толстой придал определенный характер апатичного, бездеятельного, неповоротливого человека, чем еще больше подчеркнул молодечество Жилина. Это противопоставление характеров двух офицеров помогает писателю показать, как в одних и тех же условиях Жилин проявляет волю, мужество, чувство собственного достоинства, находчивость, стойкость, активно борется, а Костылин покоряется обстоятельствам, ждет помощи со стороны (выкупа в пять тысяч рублей), страдает, бездействует, проявляет эгоизм. Жилина уважают не только друзья, но и враги. Он спасается из плена благодаря своей находчивости, отваге, доброте к людям.

Автор и фамилии героям дает не случайно. Произнесенные вместе, они звучат ритмично, в рифму, но по смыслу противопоставлены, как и сами герои. Жилин – от слова жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – крепкий, сильный, выносливый человек. Костылин – от слова костыль – палка, служащая опорой для хромых, безногих, людей с больными ногами. Фамилия характеризует Костылина как человека слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Таким образом, С помощью «говорящих» фамилий автор дает героям дополнительную характеристику и выражает свое отношение к ним.

Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Один из друзей Л.Н. Толстого однажды спросил писателя, в каком возрасте можно давать детям его «Детство». Толстой ответил, что он не считает свои повести «Детство» и «Отрочество» пригодными для детского чтения, и прибавил, «особенно оживившись»: «Вот «Кавказский пленник» - Жилин и Костылин – вот это я люблю. Это дело другое. «Кавказский пленник» можно дать детям, и они любят его».

Этот разговор происходил в Ясной Поляне летом 1883 г. А через 15 лет Л.Н. Толстой вновь подтвердил свою любовь к «Кавказскому пленнику», отнеся его к образцовым произведениям «всемирного искусства», выражающим «чувства, доступные всем людям».

Вывод: познакомившись с документальным источником рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», сравнив фактический материал источника с фактами, отобранными и положенными в основу произведения писателем, я попыталась выявить сходство и различия литературных материалов, показать особенности интерпретации фактов великим писателем Л.Н. Толстым. В заключение хочу привести слова детского писателя С.Я. Маршака. Он писал: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряженным сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, - и все это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» - можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».

Литература

    В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. – М.: Просвещение, 2013, с. 230-258.

    Ф.Ф. Торнау. «Воспоминания кавказского офицера». – М., 2000, с. 170, 200, 251.

    Гусев Н.Н. «Два года с Л.Н. Толстым». – М.: Художественная литература, 1963, с.75

    Orls-glagol.ru

К стр. 258-259

1.Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

На создание рассказа «Кавказский пленник» Толстого натолкнули действия, происходившие во время войны российских с горцами на Кавказе. В один прекрасный момент чеченцы преследовали Толстого и чуть ли не взяли его в плен. Потом писатель прочел мемуары кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, который по сути был в плену у чеченцев.

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин- герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина.

Основная мысль рассказа- обучить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели.

2.Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин и Костылин оказались вкупе на небезопасной дороге. Жилин взял отпуск, чтоб поехать к старенькой мамы. Костылин ехал по своим делам. Они вкупе ускакали вперед от обоза. Жилин быстрее домой желал, а Костылину было горячо и есть хотелось.

3.Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту .

Деревня представилась Жилину днем мирной, размеренной. Люди пробуждаются, потягиваются. Все заняты своим делом, дамы приносят воду, мальчишки балуются. Жилин высчитал домов 10 и церковь монгольскую, с башенкой.

Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стенки гладко вымазаны глиной, светлица не плохая. На стенках висят дорогие ковры, на коврах орудие в серебре. Печка малая, а пол земельный, незапятнанный. Фронтальный угол устлан войлоками, на их ковры, на коврах пуховые подушки. Тут посиживают татары и угощаются.

Жилин следил, как одеваются татары, и мужчины, и женщины, увидел, что они очень обожают серебро. В доме направил внимание, что они 1-ые, огромные, ботинки оставляют у порога, а в других, внутренних, ботинках садятся на ковры. Еще Жилин увидел, как они моют руки и молятся после пищи. Слуг на ковры с подушками не пускают. Дамы только прислуживают за пищей, но не посиживают вкупе с мужиками.

4.Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?
В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылина привели в дом, когда уговаривали Жилина написать письмо с просьбой о выкупе. Костылин стал говорить Жилину, что ружье осеклось, а лошадка стала. По сути Костылин не защитил собственного товарища и, когда на Жилина напали татары, пустился наутек.

Костылин в плену по целым денькам посиживал в сарае и считал деньки, когда выкуп придет. Жилин прогуливался по аулу и находил возможность сбежать, либо рукодельничал- плел корзины из прутков, лепил кукол, чинил часы и пистолеты, даже вылечивал татар.

Жилин был признателен Дине за помощь. ,Цина помогала Жилину, приносила ему неплохую пищу, так как Жилин показал к ней доброту, сделал ей куколку, позже вторую. После грозы он сделал игрушку для деток - колесо с куколками. Описывая дружбу девченки и пленника российского офицера, Толстой желает сказать, что чувство вражды не является прирожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не воинственно. И Жилин ведет войну со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не ведет войну с детками.

1-ый побег не удался, так как Костылин все лежал в сарае и ослаб за время плена. Жилину пришлось его нести. Когда он заорал, то татарин услышал и поднял тревогу. У Костылина не было выдержки и мужества.

К Жилину татары относились с почтением за то, что он не отдал себя запугать, когда с него добивались выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин гласил, что полюбил Жилина. Красноватый татарин и старик, который жил под горой, терпеть не могли всех российских и Жилина тоже.

Смысл рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду меж народами, считает ее глупой. С осуждением относится он к предательству, которое совершает Костылин. С почтением он относится к храбрости и доброте Дины. Если б отец вызнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее безжалостно наказал.

5. Проследите по статье Б. М. Эйхенбаума о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Толстой взял из мемуаров идею о дружбе пленника офицера с татарской девченкой, которая прибегала его проведать и приносила пищу. Ф.Ф. Торнау ведает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он отрисовывал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для их палки. Эти факты, малость изменив, использовал Толстой. Из собственной жизни он использовал воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть ли не взяли в плен.

Создатель желает вызвать у читателей чувство гордости за российского офицера, который попал в плен, сражаясь с неприятелями, в плену вел себя достойно и смог бежать. Создатель желает сказать, что вражда меж народами глупа, и подтверждает это дружбой Жилина и Дины.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

Рассказ- маленькое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Когда читаешь рассказ, то сочувствуешь Жилину и Дине. Ужас ощущаешь, когда Жилина после предательства Костылина берут в плен, когда татары совещаются и желают уничтожить пленников. Обидно становится, когда Дина прощается с Жилиным. Радостно, когда Жилин добегает до казаков и ворачивается в крепость.

Фонохрестоматия

Стр. 260

1.С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Л. Н. Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Старенькый боец, крепкий, коренастый, уже седоватый, с аккуратной бородой. Он много повидал на собственном пути и отлично разбирается в людях - сходу сообразил, что за человек Костылин (стоит только слушать описание его наружности).

2.Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествующие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Когда актер читает сцену погони, глас его становится тревожным, он начинает читать резвее, с драматическими паузами. Также передать чувственный накал помогает музыкальное сопровождение.

4.Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, постарайтесь передать душевное и физическое состояние героев.

Костылин - трус: с самого начала он опасается бежать. Он неловок, несообразителен, всем своим существом только причиняет собственному собрату проблемы. Актер читает описания его действий и высказывания с некой драматичностью. Жилин умен, находчив, всё примечает и употребляет в собственных целях.

Дина смелая, хорошая девченка, отзывчивая душа. Жилин не падает духом, если побег не вышел - он будет пробовать к тому же пока еще не получится. Умен, сообразителен, рачителен (по отношению к Дине и Костылину). Оба эти героя симпатичны автору собственной силой духа.

6.В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы! братцы! братцы!». Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова, как передаёт этот эпизод актёр?

Поначалу он их зовет, а позже этот вопль перерастает в мольбу о помощи - на последнем издыхании. Также этот вопль помогает ему самому биться с обстоятельствами: Жилин вроде бы подстегивает себя.

Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Я люблю природу» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .

Конспект урока по литературе 5 класс "Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения".

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь поиском на сайте KURSY.ORG


Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО "Столичный учебный центр" Департаментом образования города МОСКВА ).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG


Библиотека
материалов

развитие речи учащихся;

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 13 декабря . Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас:


Краткое описание документа:

Тема:Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа.

Проверка д/з

Рассказ от лица Жилина о дружбе с Диной;

Синквейн о Жилине.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск - оформил отпуск.
Провожатые солдаты - солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло - миновал полдень.
Нападусь на татар - внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая - лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь - лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает - сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать - стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась - лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась - вздрогнула.
Ногаец - ногайцы - народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской - без пояса.
Бешмет - мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый - морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун - плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным - рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников - ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой - мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток - площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке - масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось - ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин - мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их - твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) - начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться - спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки - под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел - испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте - овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод - продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесьрассолодел - стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый - камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю - спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка - получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации - второму побегу Жилина.
Развязка - Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника) :
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея - главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...