Что такое жемчуг бива. Барочный Жемчуг

// 19.11.2012

Жемчуг Бива, Кеши. Посвящается всем любителями барочного жемчуга.

Я предпочитаю носить барочный жемчуг, но такую вот особенную к нему любовь я заметила далеко не сразу.
Чаще всего люди к нему приходят потом… уже приобретая достаточное количество жемчуга. Так получилось и у меня. Особенно когда первый жемчуг был ну уж совсем барочным: мелкий, кривой и со значительными дефектами на поверхности. А хотелось ровного, круглого с зеркальным блеском. Теперь у меня есть такой жемчуг. Потом я начала покупать жемчуг разных видов, размеров, цветов.
Имея достаточный выбор жемчуга я вдруг заметила, что идеальный жемчуг я конечно очень люблю, но ношу почти всегда именно барочный. По долгу службы мне не нужно носить строгие костюмы, поэтому часто ровный белый жемчуг выглядит как-то совсем строго, торжественно и неуместно нарядно.
А вот барочный жемчуг любого цвета: хоть белый, хоть чёрный, можно надеть всегда и с любым нарядом. Это будет удобно и уместно.
Теперь о самой-самой барочной форме жемчуга — это жемчуг бива и кеши.
Слово бива(Biwa) переводится, как палочка, а кеши(Keshi) — зёрнышко.
А ещё Бива — это знаменитое Японское озеро, с которого и начались промысел и культивация пресноводного жемчуга, которые потом успешно переместились в Китай, став ещё более доступными потребителю жемчуга.
Жемчуга кеши — это правильное название всего барочного жемчуга, который зарождён безъядерным способом.
Чаще всего этот жемчуг зарождается в раковине при отторжении ядра по какой-либо причине.
Хотя разновидностей его много: монетки (coin), палочки (biwa), зёрнышки (Keshi), пуговицы, иголки и т. д.

Правильно называть весь такой барочный жемчуг именно кеши, а уже потом добавлять, что это жемчуг кеши в форме палочки, монетки, сердца и т.д.
Интересен такой жемчуг тем, что он совсем без ядра и своим особенным перламутровым блеском с переливами, а также необычными и причудливыми формами.

Если форма интересная и поверхность глянцевая без пятенего используют для изготовления украшений. Иначе, как ядро для второго урожая.

Жемчуг Бива в индустрии моды стал точкой пересечения между повседневностью и гламуром. Ювелиры охотно вставляют его в свои прекрасные изделия, но он также находит применение в качестве декоративных деталей для одежды и интерьера. Жемчуг Бива – это культивируемый жемчуг, производимый мидиями из озера Бива в Японии. Он завоевал огромную популярность во всём мире, благодаря невысокой цене и своей уникальной неравномерной форме.

Жемчуг всегда пользовался большим спросом, как за редкость, так и за его мягкое радужное сияние. Натуральный жемчуг добывали ещё тысячи лет назад из устриц и мидий во многих частях мира. Страны Азии всегда были среди основных поставщиков этих драгоценностей. А в начале 20 в. в Японии была разработана методика стимуляции формирования жемчужин внутри устриц. Его начали называть культивируемый. 35 лет спустя японцы впервые использовали этот метод на пресноводных моллюсках. Так и появился на свет жемчуг Бива.

Метод культивации

В природе жемчуг формируется, если внутрь раковины моллюска попадает раздражитель, например, песчинка или кусочек раковины. Вокруг этого раздражителя наслаивается известняковое вещество – перламутр. Для производства культивируемого жемчуга внутрь моллюска вставляют маленький кусочек мантии и бусинку. Мантия становится катализатором формирования перламутра вокруг бусины.

Особенности

Неровная продолговатая форма – отличительная черта жемчуга Бива. Но, кроме того, цвет его тоже отличен от других видов. У жемчужины Бива цвет может быть как традиционным жемчужно-белым, так и разных оттенков розового, синего, зелёного и кремового. Многие считают, что своей игрой цвета жемчуг Бива превосходит все прочие разновидности, и даже натуральный жемчуг.

Вторая Мировая война на много лет приостановила культивацию жемчуга Бива, но в 1970-х годах он опять вошёл в моду, так что его начали широко экспортировать. С тех пор, как озеро Бива стало слишком загрязнённым, замедлилась и культивация пресноводного жемчуга. А сегодня большую часть драгоценностей, известного как жемчуг Бива, производят в Китае.

Применение

Поскольку жемчуг Бива стоит относительно недорого и производится в большом количестве, его используют не только для изготовления ювелирных изделий, но и для украшения одежды и производства предметов декора. Хотя чаще всего его можно увидеть в ожерельях и булавках, нередко из жемчуга Бива делают пуговицы для одежды или декоративную кайму. Иногда им даже обшивают декоративные подушки или вставляют в дизайн настенных гобеленов.

Традиционно самыми ценными считаются жемчужины правильных форм с гладкой поверхностью. Однако возникший в XX веке casual начал диктовать свои условия. Современная мода часто исключает излишне формальные элементы стиля, и барочный жемчуг как нельзя лучше вписывается в новый образ жизни.

Барокко (итал. barocco: “причудливый”, “странный”) - это жемчуг неправильных контуров.

Мода на барочные жемчужины появилась в Средневековье. Тогда были в ходу экземпляры, напоминающие очертаниями человека или животное (“монстры”, или “парагоны”). Их обрамляли драгоценными металлами и камнями, создавая фигурки птиц, зверей, героев и мифических существ.

Сегодня барочные жемчужины используются не только как кабошоны, но и как самостоятельные бусины для ожерелий и браслетов.

Загадка рождения жемчуга с неровностями

Принцип образования Барокко общий для всего жемчуга: моллюск формирует минеральный слой вокруг попавшего в его тело инородного предмета.

Вопреки распространенному заблуждению, появление барочного жемчуга не зависит от вида и возраста устрицы или свойств водоема.

Жемчужина неправильной формы образуется по следующими причинами:

  • формирование в мускулах или в примыкающих к ним частях;
  • индивидуальные особенности или болезненное состояние моллюска - при формировании бусин в центральной части раковины.

Знаменитые барочные жемчужины

  1. Жемчужина Лао-Цзы или Аллаха - белоснежный гигант с фарфоровым блеском и весом 6,37 кг. Из-за размера представляет интерес лишь как музейный экспонат. Стоимость - 40 млн. $ США.
  2. Жемчужина Каннинга - белая барочная жемчужина, напоминающая мужской торс, стала частью подвески в виде морского царя. Добытая в XVI веке, жемчужина принадлежала Франческо I Медичи, царям индийской династии Великих Моголов и вице-королю Индии графу Чарльзу Джону Каннингу. Сейчас драгоценность находится в музее декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта в Лондоне и не подлежит продаже.
  3. - имеет конусовидную форму, градиент от серебристо-белого до зеленовато-бронзового и украшена драгоценной короной. Её первым владельцем был коллекционер Генри Хоуп. Но о жемчужине узнали только после смерти Хоупа, когда был опубликован каталог его коллекции. Последняя известная стоимость жемчужины - 200 тыс. $. Ее нынешний владелец пожелал остаться неизвестным, но с его разрешения драгоценность экспонируется в Музее естественной истории в Англии.

ВИДЫ БАРОЧНОГО ЖЕМЧУГА

В Москве, как и во всем мире, наиболее распространен жемчуг барокко следующих видов.

Это новый метод в сфере культивируемого барочного жемчуга: в сформированный жемчужный мешочек добавляют сухой порошок. Порошок впитывает окружающую влагу и расширяется, тем самым надувая мешочек. Отсюда и название жемчуга от фр. “souffler” - дышать, дуть. А новый перламутровый слой формируется вокруг крупного объекта.

Жемчуг kasumi (касуми)

Барочный жемчуг, который производится только в одном месте - в Японии на озере Касуми-га-ура. Японец Шеичиро Уда скрестил китайскую жемчужницу Hieriopsys cumingii с местной устрицей Hieriopsys schlegeli, получив жемчужины с уникальными характеристиками.

Недавно в Китае и Австралии научились создавать барочный жемчуг с аналогичными качествами - kasumi-like. Поэтому чтобы приобрести подлинный Касуми, стоит обратить внимание не только на указанное в паспорте название, но и страну происхождения.

Жемчуг abalone (Абалон)

Абалоном называют неровный барочный жемчуг, производимый древнейшими одностворчатыми моллюсками - морскими ушками. Из-за особенностей строения моллюски практически не поддаются культивации.

Так как традиционно жемчужницами считаются двустворчатые раковины, не все эксперты относят производные морских ушек к жемчугу. Тем не менее, Абалоны высоко ценятся на ювелирном рынке.

Жемчуг Кеши (зернышки Keshi)

Кеши (в переводе с японского “зерно”) можно назвать отходами жемчужного производства. Обычно он образуется из-за отторжения имплантируемых в раковину ядер или из-за патологии самого моллюска. Но и у него есть свои ценители.

Барочная “полужемчужина” Мабе выращивается только в Японии и Юго-Восточной Азии. Бывает как морской, так и пресноводной.

Безъядерный барочный жемчуг Бива приобрел мировую популярность в 60-70 годах XX века на волне культуры хиппи.

Вид создан в Японии в одноименном озере. Однако озеро в конце XX века было загрязнено и производство Бива перекочевало в Китай.

НЕПЕРЛАМУТРОВЫЙ ЖЕМЧУГ

Отдельно стоит остановиться на неперламутровом жемчуге. Он не относится напрямую к барочному, так как в основном имеет правильную форму. Но отсутствие у бусин жемчужного блеска не позволяет причислить их к классике.

Мело melo pearl (“пламенный жемчуг”)

Этот редкий жемчуг создают крупные улитки Мело-Мело, живущие у берегов Таиланда, Вьетнама, Мьянмы и Камбоджи. Улитки просто не вырабатывают перламутр, поэтому не все специалисты считают бусины-мело жемчужинами. Однако крупнейшие геммологические организации в своих сертификатах относят Мело к жемчугу с отметкой “неперламутровый”.

Его также относят к неперламутровому жемчугу.

Quahog добывают из моллюска Venus mercenaria, который обычно используют в еду, а не для создания драгоценностей.

СЕКРЕТЫ ВЫГОДНОЙ ПОКУПКИ

Соразмерность и однотипность бусин в ювелирном изделии - один из критериев его ценности.

Подобрать одинаковые барочные жемчужины сложно из-за разброса по конфигурации, размеру, глубине и характеру рельефа. Поэтому изделия с хорошо подогнанным барочным жемчугом могут стоить дороже, чем аналогичные изделия из жемчуга правильных форм.

Оригинал или подделка

Подделать барочный жемчуг гораздо сложнее, чем жемчужины правильной формы. Дело в том, что искусственно воссоздать фантазийную поверхность и характерные переливы перламутра практически невозможно.

Однако если есть сомнения, отличить искусственную бижутерию от натурального барочного жемчуга можно по следующим признакам:

  • регулярно повторяющийся рельеф поверхности - явный признак подделки, так как природа не создает одинаковых форм;
  • слишком гладкая поверхность - если легко провести краешком зуба по натуральной барочной жемчужине, можно почувствовать “песочную” структуру;
  • четкая граница между бусиной и верхним перламутровым слоем - такое возможно только в синтетических бусинах; природные жемчужины целиком состоят из перламутра, и не имеют четкой границы между внутренней и внешней частью.

Хранение украшений

Барочный жемчуг - деликатная драгоценность, требующая правильного ухода и бережного хранения:

  1. Изделие легко поцарапать, поэтому стоит хранить его отдельно от других украшений и не допускать, чтобы бусины терлись друг о друга.
  2. Чистка барочных жемчужин проводится только водой и мягкой тканью.
  3. Избегать контакта с любыми химическими и спиртосодержащими средствами - под их воздействием минерал быстро разрушается.
  4. Барочные жемчужины часто фиксируются в изделиях при помощи закрепок или резьбового штифта на клею. Из-за неправильной формы бусин оправа не всегда сидит плотно, поэтому стоит следить, чтобы крепление не разболталась.

Неформатные жемчужины Барокко покоряют нестандартностью форм и оттенков. Их значение для ювелирного стиля подтверждает частое появление такого жемчуга на красных дорожках: барочные бусы, браслеты и подвески есть в коллекциях Шерон Стоун, Киры Найтли, королевы Нидерландов Максимы и других медийных персон.

С 1924 г. японские исследователи, будучи вдохновленными своими успехами в культивировании морского жемчуга, стали активно экспериментировать с пресноводными мидиями на озере Бива (Biwa) недалеко от г. Киото.

Путем проб и ошибок они пришли к выводу, что для получения качественной жемчужины нет необходимости внедрять в мидию бусину-зародыш. В качестве затравки японцами использовались кусочки мантийной ткани мидии-донора, которые помещались в моллюск и служили необходимым "раздражающим" элементом, вокруг которого позже начинала формироваться жемчужина.

В 1946 г. японские фермеры начали культивировать жемчуг Бива по технологии “all-nacre Biwa pearls” (жемчужины, полностью состоящие из перламутра). Для культивирования использовалась пресноводная мидия Hyriopsis schlegeli (ike-cho-gai – яп.) – симметричной овальной формы около 30 см в длину и 20 см в ширину. Японский культивированный пресноводный жемчуг Бива рождался с превосходным блеском и в целой гамме нежных пастельных оттенков, не характерных для морского жемчуга – розового, оранжевого, пурпурного.

Цикл роста жемчужины составляет от 3 до 6 лет. Жемчужины, достигающие 15 – 16 мм в диаметре и обладающие сочетанием всех самых высоких оценочных характеристик: симметричностью формы, чистотой поверхности, толщиной перламутрового слоя (1,5 – 3.0 мм и более), нежным цветом и потрясающим уровнем люстра, представляют огромную редкость. Эти факторы предопределяют высокую стоимость жемчуга Бива.


Результат многолетней кропотливой работы японских фермеров вызвал рябь на воде, перешедшую позже в настоящую волну низкокачественного пресноводного жемчуга со стороны Китая, затопившую мир 30 лет спустя. Лидирующую позицию на рынке пресноводного жемчуга Япония удерживала до середины 1970-х годов.

Качество жемчуга Бива было столь высоким, что стало эталонным стандартом для всего пресноводного жемчуга. На десятилетия термин "Biwa" стал синонимом самого высокого качества пресноводного жемчуга в мире.


К сожалению, продвижение береговой линии, сельское хозяйство и загрязнение воды привели к остановке массового культивирования на озере Бива в середине 80-х годов прошлого века. На сегодняшний день на озере есть несколько японских ферм, выращивающих жемчуг Бива ядерным способом.

С 2008 года Ксения Поднебесная тесно сотрудничает с этими фермами и отбирает лучшие жемчужные нити из последних урожаев жемчуга Бива.

Урожай столь небольшой, что после селекции по самым высоким стандартам качества Дома жемчуга, удается собрать 2-3 жемчужные нити диаметром 12-14 мм. В Доме жемчуга Ксении Поднебесной жемчужины и жемчужные ожерелья Бива сопровождаются уникальными номерными сертификатами от японского фермера-производителя. Каждый год нам поступают заявки от коллекционеров на подбор ожерелья или жемчужин для комплекта из России и Европы.


В 1963 году на озере Касумигаура (Kasumigaura) к северо-западу от Токио, также появилась ферма по культивированию пресноводного жемчуга. Сегодня на этом озере продолжается культивирование жемчуга высокого качества. В качестве моллюска используется гибрид, на создание которого у японских фермеров ушло 10 лет. Данный гибрид обладает большей устойчивостью к загрязнению среды и способен анатомически принимать круглую затравку. Качественные жемчужины Касумигаура сегодня представляют редкость и также высоко ценятся.


Последние материалы раздела:

Сценарий семейного праздника
Сценарий семейного праздника "15 мая - день семьи!

Цель: обогатить представления детей о празднике День семьи, о значении семьи в жизни каждого человека. Задачи: развивать умение выполнять...

Монохромная вышивка крестом схемы новые: самое интересное бесплатно, скачать без регистрации, пара и ребенок
Монохромная вышивка крестом схемы новые: самое интересное бесплатно, скачать без регистрации, пара и ребенок

У монохромной вышивки особое очарование. Она минималистична и глубока одновременно, замечательно впишется в любой интерьер современного стиля,...

Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы
Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы

Плетение из резинок на станке — это увлекательное занятие. С помощью мини станочка можно сделать красивый пенал, колпачок на карандаш, куклы,...