Развивающие игры для детей шестого месяца жизни. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения Игры в 6 месяцев

Существует мнение, что с детьми до года заниматься не нужно. Это ошибочное утверждение, ведь именно груднички ежедневно овладевают новыми навыками, которые потом используют в дальнейшей жизни. Молодой маме важно помогать ребенку развиваться. Разберемся, какие занятия необходимо проводить с детьми в возрасте 6 месяцев.

Особенности развития полугодовалого ребенка

Доктор Комаровский считает, что хорошо развитый малыш к 6 месяцами должен уметь:

  • сидеть;
  • откликаться на свое имя;
  • озвучивать слоги.

Если ребенок не освоил что-либо из этого списка, ему нужно помочь. Для того чтобы малыш скорее начал сидеть самостоятельно, ежедневно делайте ему массаж и занимайтесь легкой, подходящей по возрасту, гимнастикой. Почаще называйте ребенка по имени и разговаривайте с ним. Для эмоционального развития в полгода можно начать осваивать простейшие жесты: «привет» и «пока». Используйте любой подходящий момент, чтобы научить кроху здороваться и прощаться.

Педиатры и неврологи часто используют другие критерии для определения нормального психомоторного развития. Согласно нормам, в полгода младенец должен уметь:

  • лепетать (произносить слоги);
  • брать в руки игрушку из разных положений и увлекаться ею;
  • переворачиваться на спину из положения на животе;
  • ползать или хотя бы пытаться переставлять ручки;
  • есть с ложки.

В течение шестого месяца жизни ваша первостепенная задача – закрепить перечисленные навыки и помочь крохе получить новые знания.

Новые физические упражнения

Комплекс ежедневного массажа и общеукрепляющей гимнастики стоит дополнить еще несколькими новыми упражнениями:

  1. Стимулировать к ползанию. Уложите ребенка на животик, а перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малышам, которые к шести месяцам уже хорошо научились ползать, можно усложнить задачу. Ползайте вместе с ребенком под веселую музыку, чтобы все происходящее воспринималось крохой, как веселая игра.
  2. К этому возрасту вам стоит обзавестись фитболом. На этом мяче можно делать необычные упражнения, например, «Качели». Для этого необходимо посадить ребенка на фитбол, крепко придерживая его за руки, и потихоньку раскачивать вперед-назад, имитируя качели. Можно делать слегка пружинистые движения вверх-вниз.
  3. Для укрепления ножек и позвоночника поставьте кроху на фитбол (основной вес должен приходиться на ваши руки) и сделайте несколько пружинистых движений. Можно во время этого упражнения рассказывать ребенку потешку «Поехали-поехали».

Для веселой зарядки важно правильно подобрать музыку. Для массажа выбирайте спокойные композиции, а для упражнений – детские песенки. Занятия стоит проводить только в те моменты, когда малыш бодр и весел. У полугодовалого ребенка уже могут резаться зубки. Если этот процесс сопровождается капризами, физические упражнения стоит отложить.

Игры на развитие моторики

Для этих игр вам стоит подготовить специальные пособия. Не стоит покупать дорогие игрушки, а лучше запасите жестяные баночки из-под чая или кофе. Их нужно обклеить яркой бумагой или окрасить из баллончика разными цветами. Хорошо, если они будут неодинаковыми по размеру.

При ребенке поместите в банку яркую резиновую игрушку и закройте банку крышкой (неплотно, чтобы она легко открывалась). Дайте банку сидящему малышу и покажите, как снимается крышка, после чего снова закройте емкость и предложите малышу достать игрушку самому.

Своими руками можно сделать панель для развития сенсорных навыков. Для этого возьмите ДСП, ДВП или плотный картон. Панель не должна быть большая, достаточно взять основу формата А3. Поместите на выбранную плотную основу: помпоны на резинках и мешочки с крупами и вишневыми косточками. Заменить эту панель способен развивающий коврик с мягкими игрушками на липучках, его тоже реально сделать самостоятельно.

Еще одной занимательной игрой для полугодовалого ребенка станет вытягивание ленточек из коробки. В обклеенную коробочку с прорезью (можно взять за основу готовую из-под бумажных салфеток) поместите несколько ленточек, связанных между собой. Кончики ленточек слегка достаньте из прорези. Покажите ребенку, какими длинными могут быть ленточки, а потом предложите ему попробовать достать их из коробки самостоятельно. Эта простая игрушка способна занять кроху надолго.

Еще один способ надолго занять малыша – это поручить ему собирать небольшие игрушки в яркую открытую коробочку. Игрушки должны быть яркими и неодинаковыми по размеру, изготовленными из разных материалов. Это поможет разнообразить тактильные ощущения крохи. Обязательно положите погремушку и шуршащую игрушку.

Развлечь ребенка на кухне можно при помощи простой манки. Поместите малыша в стульчик для кормления и насыпьте на столик обычную манку. Поводите по ней пальчиком ребенка, нарисуйте простые формы и опишите словами, что получилось. Это упражнение помогает ребенку владеть своим телом и получить новые эмоции.

Игры в ванной

Развивающие занятия можно проводить даже во время купания малыша. Если ребенок сидит неуверенно или еще не умеет этого делать, поместите его в специальный стульчик для купания. В воде нагрузка на позвоночник меньше, поэтому ничего плохого не случится. В ванной можно предложить крохе следующие игры:

  • выжимание губки;
  • ловля руками мыльных пузырей (прихватите с собой флакон готовых пузырей или сделайте их самостоятельно);
  • ловля струи воды из-под крана;
  • ловля резиновых игрушек, которые выныривают из-под воды (держите их под водой, а потом отпускайте руку, чтобы они всплыли).

Приобретите специальные непромокаемые книжки для чтения во время купания. Называйте каждую картинку и давайте краткую характеристику каждому предмету. Например, кот говорит «мяу», мяч звонко скачет, тучка несет дождик.

Тематические пособия

Рассматривание картинок должно стать неотъемлемой частью режима дня ребенка. Специально для этого вам необходимо купить большое количество книжек из плотного картона с крупными и яркими картинками. Это могут быть разнообразные потешки, русские народные сказки и короткие стихи. Рассказывайте ребенку о картинках в книгах, читайте сказки и стихи.

Самостоятельно можно изготовить тематические пособия. Они представляют собой альбомы с разнообразными картинками:

  • животные;
  • растения;
  • игрушками;
  • предметами, окружающими ребенка в течение дня;
  • фотографии родственников;
  • формы и цвета.

Для этого вам нужно запастись испорченными или порванными детскими книжками, упаковками от детского питания и фотографиями. Альбом «Моя семья» может содержать в себе фото всех ближайших родственников, самого ребенка и общую семейную фотографию. Каждую картинку нужно подписать печатными буквами, а перелистывая, объясняйте ребенку, кто изображен на фото.

В альбоме «Мой день» разместите логотипы от детского питания, лоскутки ткани и картинки с предметами, окружающими ребенка. Так же как и в первом случае, подпишите каждое изображение. Аналогичным образом сделайте остальные альбомы. Если вы обеспокоены их долговечностью, наклейте картинки на картон формата А4, поместите их в папку с файлами и соберите альбом в папку с железными кольцами.

Это всего лишь часть способов, как развивать ребенка в 6 месяцев. Дополнительно можно включать малышам мультик Tiny Love, рассчитанный на возраст от 3-х месяцев до года. Он очень нравится крохам и помогает им узнать много нового, развить речь.

Как развивать своего малыша в 6 месяцев? Полугодовалые малыши развиваются в геометрической прогрессии. Их физическая форма дает простор для движения, осознанная координация вместо рефлекторных «хватаний» позволяет манипулировать предметами. А развитие психоэмоциональной сферы на этом фоне открывает большие возможности для познания окружающего мира, чем малыш и пользуется. Естественно, задача родителей, как и на всех предыдущих этапах, – помочь крохе развивать и совершенствовать необходимые ему навыки. Как им развивать своего ребенка в 6 месяцев?

Полгода – важный возраст

Ребенок в полгода – настоящий крепыш и смышленыш. Его мускулатура и скелет окрепли настолько, что позволяют ему садиться, вставать на ножки, держать спинку ровно, ползать по-пластунски (а некоторые даже могут делать это «по-настоящему», вставая на четвереньки). Поэтому родителям 6-месячного ребенка и дома, и на улице, и в гостях необходимо постоянно быть начеку: есть риск упасть, удариться, схватить что-то опасное.

Психические и мыслительные процессы тоже не стоят на месте. Так, кроха может без труда узнать голос своих родителей, даже не видя их. Он окликнет их в ответ, а увидев, будет сам проситься на ручки. Многие детки сейчас уже умеют выражать нежность к родным: прижиматься, гладить по лицу, обнимать. При этом общение с родителями уже не сводится к простому тактильному или речевому контакту. Крохе важно, чтобы взрослые помогали ему изучать свойства интересующих его предметов. Тем более что простейшая логика в его сознании уже есть. Он понимает, что если маму звать, она придет, если игрушку стукнуть – будет звук, если бросить – она упадет.

Если обобщить все умения малыша в этом возрасте, то они выглядят так:

  • кроха ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • сам сидит (с небольшой опорой);
  • хватаясь за опору, пробует подниматься на ножки;
  • пробует переступать, держась за опору;
  • интересуется маленькими деталями и предметами, захватывает их с помощью трех пальчиков;
  • уверенно держит в руках игрушки, может стучать ими друг о друга, перекладывать из ручки в ручку, бросать, поднимать упавшие игрушки;
  • может кушать из ложечки и или поильника при помощи мамы;
  • лежа на животике, опирается на одну ручку, чтобы достать игрушку другой;
  • лежа на спине, крепко держится за пальцы взрослого, приподнимаясь до сидячего положения и даже вставая на ножки;
  • учится вкладывать мелкие предметы в те, что побольше;
  • если игрушка потерялась во время игры, кроха начинает ее искать;
  • находит предметы, прикрытые чем-то;
  • может развлекать себя игрушками самостоятельно примерно 15 минут, много раз повторяя выученные манипуляции (стучать, открывать, бросать, нажимать);
  • узнает в зеркале свое отражение, радуется ему, откликается на свое имя;
  • по просьбе мамы может показать на знакомый предмет или повторить выученные действия («полетели», «ладушки», «привет», «пока»);
  • начинает понимать речь взрослых, обращенную к нему, различает интонации, реагирует на мимику, уже точно знает значение слова «нельзя» и реагирует на него;
  • речь малыша вступила в стадию лепета: гласные и согласные в его речи сочетаются в различных комбинациях. Ребенок прекрасно может имитировать услышанные звуки, подражает словам взрослых, но до первых настоящих слов пока далеко – это просто звуковые цепочки.

Важные аспекты: что развиваем?

Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их. Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет , перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше. Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин.

Итак, что сейчас особенно важно?

  • Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание). Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм. Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
  • Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
  • Речевые навыки. На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
  • Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки. Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
  • Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
  • Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.

Чтобы у малыша хватало сил на все его ежедневные «подвиги», постарайтесь обеспечить ему полноценный дневной и ночной отдых, а также включите в режим дня частые прогулки и игры на свежем воздухе, если позволяет погода. Это благотворно скажется на работе всех отделов мозга ребенка.

Во что будем играть?

Итак, развивающие игры для детей в 6 месяцев должны быть разноплановыми. Приведем в пример лишь некоторые такие занятия. Родители могут подобрать и множество других. Главное, чтобы они приносили удовольствие ребенку, вызывали его интерес и не утомляли: продолжительность их не должна превышать нескольких минут.

  • Физическая форма.

Это, прежде всего, движение. Пусть ребенок как можно больше ползает, встает, тянется за игрушками, поднимает их. Не стоит ограничивать пространство вокруг малыша, но его нужно сделать максимально безопасным: убрать, закрыть, закрепить все, что может травмировать или быть опасным при проглатывании. Чтобы стимулировать ребенка к ползанию, можно раскладывать перед ним яркие игрушки, за которыми ему захочется тянуться. Если он уже умеет сидеть, полезно катать мячик от мамы к нему, побуждая его толкать мячик обратно маме или тянуться за ним.

Если карапуз встает на четвереньки, можно создавать перед ним искусственные препятствия в виде небольших подушек или игрушек, преодолевая которые на пути к зовущей маме, он будет осваивать навык ползания.

  • Координация и вестибулярный аппарат.

Прекрасные игры для этого – катание на плечах. Можно сажать кроху на плечи и, придерживая, наклоняться вперед-назад. Мама также может качать ребенка на ноге, меняя темп: сначала медленно, затем быстро. Прекрасно, если такие игры будут сопровождаться веселыми потешками. Тогда они точно принесут малышу, помимо практической пользы, массу положительных эмоций.

Кроме этого, хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения со сменой положения в пространстве. Малыша полезно переворачивать, раскачивать на руках или одеяле. Можно кружиться с ним по комнате, особенно под приятную ему музыку, играть в «неваляшку»: подтягивать за ручки из положения на спине и легонько толкать в исходное положение.

Раскачивать ребенка можно и на фитболе. Кроху укладывают на мяч сначала животиком, затем – спиной, медленно раскачивая вперед и назад. Лежа на животике, ребенок может доставать во время движения вперед ручками до пола. Особенно если там его ждет красивая игрушка.

  • Слух.

Слух у ребенка должен развиваться как общий (распознавание всех звуков и шумов), так и музыкальный (различие медленной и быстрой музыки, чувство ритма), и фонематический – распознавание звуков и отдельных слов на слух.

Для общего развития полезно слушать самые разные звуки (природы, бытовых приборов, животных, звуковых игрушек) со сменой громкости. Например, если звук раздается в другой комнате, можно спрашивать, где это звучит, объясняя, что именно издает звук и как его можно назвать (звон, шум, гудение, шипение, шелест). Интересно малышу будет пошелестеть газетой, полиэтиленовыми пакетами или фольгой. Важно только внимательно следить, чтобы он не тянул все это в ротик, ведь этого способа познания пока еще никто не отменял.

Слуховое восприятие прекрасно развивают игрушки, издающие разные звуки (гремящие, шелестящие, звенящие), детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, ксилофон, барабан, клавишные инструменты типа простейшего детского пианино).

Полезные развивашки мама легко может сделать самостоятельно, наполнив пластиковые и металлические банки разным содержимым (монетками, крупами, мелкими деталями конструктора). Если показать крохе, что звуки в каждой емкости отличаются, он вскоре начнет трясти их сам и прислушиваться. Другой вариант – налить в несколько одинаковых стеклянных бутылок разное количество воды и показывать ребенку, что звон они издают разной высоты.

Ну а для развития фонематического слуха достаточно постоянно говорить с малышом, особенно повторять стихотворные строки, ритмично или нараспев.

  • Мышление.

В этом возрасте малышу нужно давать представление о простых логических действиях и их последствиях (если игрушку бросить – она упадет, но ее можно поднять и снова играть ею; если мама спряталась, то она не исчезла, ее нужно просто поискать – то же самое относится к игрушкам). Также ему важно осваивать новые способы манипуляций с предметами. Например, помещать меньшую деталь игрушки-вкладыша в большую.

Полезные игры для развития мышления не отличаются сложностью. Например, прятки (прятать можно маму, ребенка или игрушки, накрывая их платком или салфеткой). Главное, чтобы «отыскивание» приносило положительные эмоции.

Игра в прятки может быть несколько усложнена. Мама на некоторое время выходит из комнаты, а затем появляется. Такой прием поможет вам приучить ребенка к тому, что мама его не бросает, а всегда возвращается. Ведь впереди у него период сепарационной тревожности, когда появится страх, что мама потерялась и больше не придет. Эта игра помогает отлично подготовить кроху к этому этапу.

Если дать ребенку в каждую ручку по игрушке, а затем предложить ему третью, он сначала попытается взять ее, но вскоре сообразит, что для этого придется какую-то игрушку отложить, чтобы освободить одну ручку.

Еще одна полезная в этом возрасте игрушка – пирамидка. Малыша нужно учить разбирать ее, поочередно снимая одно кольцо за другим. А всевозможные баночки и коробочки научат его открывать и отвинчивать крышки.

Речевые навыки

Речевые занятия с ребенком должны включать несколько видов игровой деятельности.

  • Пальчиковые игры («ладушки», сорока-ворона», «коза рогатая» прекрасно подойдут), массаж и разминание пальчиков.
  • Развитие мелкой моторики. Для этого можно наполнить несколько маленьких мешочков разным содержимым (крупами, пуговками, фасолью, полиэтиленом, ватой) и давать крохе их трогать. Можно сжимать и разжимать резиновые мячики или игрушки-пищалки, катать в ладошках маленькие мячики или орехи.
  • Чтение книжек с яркими картинками, забавных стишков, потешек, пение песенок, колыбельных.
  • Речевое окружение. С ребенком нужно постоянно говорить. Рассказывать обо всем, что его окружает, что происходит вокруг, что делает мама, из чего состоят предметы, для чего они нужны и т. д. Важно повторять за малышом то, что он произносит, участвуя в общении: используя мимику, интонации, меняя громкость голоса. Вскоре кроха начнет повторять за взрослыми. Тогда нужно будет произносить новые для него звуки медленно, артикулируя четко, утрированно, чтобы он мог запомнить движения губ взрослого.

Заниматься с 6-месячным ребенком нужно больше, чем с детками младшего возраста. Далее эта тенденция будет сохраняться. Но плоды родительских усилий будут очевидны. Особенно если кроха растет в уверенности, что его любят, что он нужен, а в мире под названием «семья» тепло и безоблачно.

Некоторые родители ошибочно полагают, что с малышом до года не нужно заниматься. Это является большой ошибкой, потому что грудные дети каждодневно овладевают новыми навыками. Впоследствии это окажет большое влияние на развитие крохи. Очень важно, чтобы мама помогала ребёнку развиваться. Далее в статье будет разобрано, какие нужны занятия, чтобы малыш полноценно развивался в 6 месяцев.

Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев

Как считает доктор Комаровский , хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:

  1. Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
  2. Самостоятельно сидеть.

Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии , чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:

  1. Лепетать или произносить слоги.
  2. Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
  3. Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
  4. Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
  5. А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.

С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.

Как развивать кроху в 6 месяцев

С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:

Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом , то упражнения с крохой нужно отложить.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Для игры с ребёнком необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Чтобы развлечь малыша, подойдут обыкновенные упаковки из-под кофе или чая. Чтобы ребёнку интересно было играть, их необходимо обклеить разноцветной бумагой. Предметы должны быть разные по размеру. Ребёнок должен видеть, как в баночку помещена яркая игрушка. После этого банку неплотно надо закрыть крышкой. Тара непременно должна легко открываться. Зачем малышу нужно дать предмет и показать ему, как нужно снимать крышку. После этого нужно закрыть емкость , а ребёнок должен сам ее открыть.

Мама может сама изготавливать панель для сенсорных навыков крохи. Для этого понадобится плотный картон или лист ДСП. Формат листа необязательно брать большой, подойдёт А3. На эту основу необходимо закрепить резинки и разнообразные игрушки также сюда можно прикрепить мешочки разного размера с крупой или вишневыми косточками. Если родителям не хочется панель изготавливать собственноручно, то в магазине можно приобрести развивающий коврик, на нём уже есть игрушки на липучке. Если есть желание, развивающий коврик можно изготовить самостоятельно .

Можно провести еще одно увлекательное занятие с ребенком в 6 месяцев. Для этого ребёнка нужно предложить вытягивать разноцветные ленточки из коробки. Нужно взять коробку из-под бумажных салфеток, и обклеить ее разноцветной бумагой. Внутрь коробочки нужно положить длинную разноцветную ленту. Кончик ленты нужно слегка достать из тары. Нужно показать малышу, как доставать ленточку. Затем нужно предложить малышу достать ее самостоятельно. Такое нехитрое занятие способно на долгое время завлечь крохи.

Другое занятие, способное надолго увлечь крохи, заключается в собирании игрушек в коробку. Игрушки должны быть яркие и разные по размеру. Это упражнение позволит развить у крохи тактильное чувство. Среди игрушек в обязательном порядке должны находиться погремушки и шуршалки .

Ребёнка увлечет следующее занятие:

Развитие ребенка 6, 7 месяцев

Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  1. Выжимать губку.
  2. Ловить руками мыльные пузыри.
  3. Ловить струю из-под крана.
  4. Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.

В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч , то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.

Развитие крохи с помощью книг

Каждый день с ребенком необходимо рассматривать картинки в книжках. Книжки для крохи должны быть изготовлены из твердого картона. На них должны быть изображены яркие и большие картинки. Книжки должны быть разные , к примеру, в них должны быть:

  1. Потешки.
  2. Сказки.
  3. Стихи.

Картинки с ребенком необходимо совместно рассматривать, каждый день ему нужно читать стихи и сказки. Своими руками можно изготовить пособие для развития крохи. Например, можно сделать альбом с разными картинками. В него можно поместить изображения животных , растений, игрушек, фотографий и растений. Чтобы изготовить пособие собственноручно, понадобятся ненужные детские книжки, упаковки от детского питания и картинки. Каждую фотографию необходимо подписать печатными буквами, когда пособие перелистывается, ребёнку нужно подробно рассказывать, что изображено на фотографии.

Можно создать обучающее пособие для ребёнка, которое называется «Мой день». Для этого в альбоме необходимо разместить бирки от детского питания, различные кусочки ткани и картинки, которые изображают предметы, окружающие малыша. Все предметы, находящиеся в альбоме, нужно подписать печатными буквами. Таким образом, можно создать большое количество обучающих пособий для ребёнка.

Если хочется, чтобы альбом прослужил дольше, его необходимо изготовить из картона формата А4. Затем альбом необходимо разместить в папке с файлами, а листы альбома скрепить железными кольцами. Если ребёнка хочется развлечь , то ему можно включить мультик Тини Лав. Он рассчитан на детей от 3 месяцев до 12 месяцев. Этот мультик очень нравится детям, он увлекает на долгое время.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Эмоциональное развитие крохи

В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.

Кроме кастрюль и тарелок , крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи , которые они видели в руках у взрослого человека:

  1. Детей привлекает пульт от ТВ.
  2. А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
  3. Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
  4. Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.

Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.

Когда мама выполняет домашнюю работу , она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.

Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому . Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.

Полгода малыш накапливал знания об окружающем мире. Он многому научился и многое понял. Например, четко знает, как привлечь внимание к своей персоне. “Не хотите со мной играть? Ладно! Тогда пеняйте на себя!” Маленький хитрец выбрасывает из кроватки и краем глаза наблюдает за реакцией взрослых. “Мамочка ругается? Замечательно! Она обратила на меня внимание!” Кроха жадно ловит самый родной на свете взгляд и жестами, голосом приглашает поиграть вместе с ним. Впрочем, в самостоятельности ему тоже не откажешь. Юный исследователь старается при первой же возможности выяснить, что же сделать с попавшимся под руку предметом. Сначала - в рот! Несъедобно? Ну, что ж, в качестве прорезывателя для зубов сгодится! Теперь - пощупаем, постучим, потрясем. Что бы еще с этим сотворить?

Вещи, которые малыш видит в руках взрослого, для него крайне притягательны. Причем ребячий интерес к “забаве” пропорционален отношению к ней старшего члена семьи. Отсюда - повышенный интерес к кухонной посуде, мобильному телефону или очкам. Кроха не раз наблюдал, как мама, папа или дедушка с ими манипулируют (в его понятии - играют). Пока еще дитя воспринимает каждую вещь как игрушку. Важно выбрать верные правила развивающих игр для ребенка 6 месяцев и обучить им кроху. Он должен знать: каждый предмет требует разумного применения. В противном случае даже игрушечный молоток может стать орудием разрушения.

Можно, конечно, в качестве альтернативных игрушек просто предоставить в бесконтрольное распоряжение малыша пустые контейнеры для продуктов, которые вкладываются друг в друга, кастрюли и прочую кухонную утварь. Грохот и звон отвлекут и развлекут шалуна: чем бы дитя ни тешилось… Но вскоре семья может столкнуться с ситуацией, когда чадо будет воспринимать кухню исключительно как комнату, наполненную “игрушками”. Вы к этому готовы? Может быть, лучше, если жажду вкладывания, складывания и нанизывания ваш карапуз станет реализовывать, занимаясь привычными забавами: вкладышами, пирамидками, пазлами и кубиками? С другой стороны, без бытовых предметов в разумной и продуманной игре не обойтись. Однако кроху надо учить ими пользоваться! Вот, например, расческа. Играя с ребенком в куклы, продемонстрируйте, как расчесывают волосы игрушечкой красавице. Потом возьмите ручку малыша, вложите в нее расческу и совместными усилиями приведите в порядок шевелюру крохи, затем - мамы (папы). Все это желательно проделать перед зеркалом. И не забывайте озвучивать свои действия! Чем не игра? Причем обучающая и развивающая игра для ребенка 6 месяцев и очень полезная.

Некоторые родители наивно полагают, что смогут ограничивать поле деятельности 6-месячного малыша кроваткой или манежем. Как бы не так! Ему уже скучно развлекаться в тесном зарешеченном пространстве. Как привести в движение висящие и лежащие там игрушки, он уже давно знает. А за бортиком - столько неизведанного! И весьма удачно совпадает, что на этот же период приходится эпохальное событие: карапуз начинает ползать… Потому удержаться в рамках разумного (с точки зрения взрослого!) малышу просто невозможно! Освоение новых территорий сопряжено с опасностями и риском. Но зато так интересно!

Вырвавшись на свободу в 7 месяцев, наш пострел поспевает всюду. Иногда кажется, что на четвереньках он перемещается намного быстрее, чем вы на своих двоих. А уж сделать за короткий промежуток времени умудряется несравнимо больше, чем мама и бабушка, вместе взятые! Разрушения в квартире после его вылазок сопоставимы только с последствиями цунами. Но справедливости ради заметим, что такое случается лишь в одном случае: когда кроха предоставлен сам себе. Мамочка быстро понимает: легче в течение получаса развлекать чадо всевозможными развивающими играми с 6 месяцев , чем весь последующий день ликвидировать разгром. Обыграть и сделать увлекательным можно любой момент жизни крохи. Единственное предостережение: не превращайте в игру процесс питания. в этом деле - под строжайшим запретом! В противном случае, посчитав игрушками тарелку с кашей или чашку с чаем, малыш рискует не только обвариться, но и превратиться в “поросенка за столом”. Те же правила касаются и грудного вскармливания. Попробовав один раз ущипнуть или укусить мамину грудь (как бы играя!) и не получив отпор, дитя может ввести этот ритуал в привычку. Любое подобное поползновение должно пресекаться в корне: “Нельзя!” И источник питания тут же убирается: “Будешь кусаться (щипаться), молочко убежит! Нет молочка!”

Естественно, нормальный процесс поглощения пищи должен сопровождаться ласковыми словами взрослых, называнием того или иного блюда, даже уговорами типа: “За маму, за папу”. Возможно, это тоже не совсем верно с точки зрения педагогики, но необыкновенно распространено и действенно! Ведь так? В конце концов, ребенок же не в солдатской столовой, где царит строгий порядок и железная дисциплина!
Что еще в качестве правильных развлечений предложить юному игроману.

Все зависит от потребностей самого крохи, его возможностей и содержимого родительского кошелька.
Взрослые должны помнить, что игра - развивающийся в динамике процесс, который предполагает общение и взаимодействие с малышом. И это, пожалуй, самое главное!

Сейчас на прилавках детских магазинов - море игрушек на любой вкус и достаток. Есть среди этого изобилия замечательные авторские игры. Некоторые выполнены из экологически чистых материалов: дерева, камня. Но цены зашкаливают, и подобные игры по карману далеко не каждой семье. Остановимся на более доступных с точки зрения стоимости и простоты применения в домашних условиях. Для начала давайте рассмотрим развлечения из разряда “Прятки”. Спрятаться можно самим: за шторку, за ширму, за дверь. А затем вопрошать оттуда тихим голосом: “Где мамочка? Куда она подевалась?” Тут же выглядываете с веселым видом: “Ку-ку! А вот и я!” Дети до года обожают игру “Прятки с платком”. Сначала взрослый закрывает лицо тканью и говорит: “Где мама (бабушка)? Нету! Спряталась!” Несколько секунд выжидания… Потом кроха стягивает со взрослого платок и весело смеется, как бы говоря: “Да вот же ты!” Наконец, пытается спрятаться под платок сам. Взрослый помогает ему в этом и удивленно восклицает: “Где наш малыш? Куда он запропастился?” Ребенок затихает, но через мгновение начинает стаскивать с себя платок. Вы - радостно: “А вот и наш малыш!” В следующий раз накройте платком игрушку, например собачку. “Была собачка, и - нету! Убежала! Чу! Лает: “Ав-ав!” Давай поищем собачку!” Приподнимаете уголок платка и снова опускаете. Теперь найти игрушку должен малыш. Пропажа обнаружена? Рассмотрите ее со всех сторон. Разглядывание игрушек, называние их частей очень важно! Показываете глаз собачки: “Вот глазик. У мамы тоже есть глазик (показываете). И у Андрюши глазик. Вот он”. Берете ручку крохи и показываете. Проделав такие манипуляции как минимум несколько раз в течение месяца, вы сможете смело задавать своему карапузу вопросы: “Где у тебя глазик? А где мамин глазик?” И он не ошибется! Таким же образом кроха узнает о существовании носика, ножек, ручек, головы, волосиков и т.д. Хорошо известно, что ребенок до года - крайне любознательное существо. Научившись ползать, он обследует все потайные шкафчики на предмет их содержимого: “Что там прячется?” Не меньшее любопытство вызывают у крохи свертки и пакеты. Заверните в бумагу погремушку или бубенчик.

Потрясите свертком и, сделав удивленное лицо, спросите: “Что там?” Заинтригованный, кроха попытается добраться до “тайны”. С первого раза без вашей помощи ему вряд ли удастся это. Возьмите ручки малыша в свои и совместными усилиями распакуйте сверток. Дайте ребенку возможность поиграть игрушкой, а затем вновь заверните ее в бумагу. Теперь добраться до “сокровища” ему предстоит самостоятельно.

Мы привели здесь основные, но далеко не все варианты “Пряток”. Придумать другие возможные нюансы развивающих игр для ребенка с 6 месяцев вполне смогут молодые и талантливые родители.
Наличие собеседника во время игры ребенку необходимо всегда. Именно партнерство вынуждает кроху использовать различные способы общения. Это могут быть неречевые компоненты: прикосновения, жесты, мимика, улыбка.

Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.

Что должен уметь и знать малыш в полгода

Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.

Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.

Тип показателя Характеристика Применение
Физическое развитие в размерах * Мальчики Девочки Благодаря возросшему весу младенец набирает мышечную массу, ему легче двигаться.

Важно: если показатели приближены к верхней границе, избыток веса затрудняет движения. При сниженной массе малыш слаб, чаще болеет.

Рост, см 63…69 (67,3…71,9) 62,5…68 (61,2…70,3)
Вес, кг 6,6…9,0 (6,4…9,8) 6,3…8,3 (5,7…9,3)
Окружность головы, см 42,0…45,5 (40,9…45,8) 41,5…44,2 (39,6…44,8)
Окружность груди, см 41,4…47,6 41,6…45,8
Физические навыки Младенец переворачивается со спины на живот или бока и обратно, хорошо держит голову. Пытается садиться или сидит сам, может вставать с опорой. Ползает, вперед или назад, не поднимая живота. Благодаря подвижности и способности садиться и вставать с поддержкой можно начинать развивающие занятия для детей 6 месяцев, пассивную и активную гимнастику, игры
Пищевые привычки Помимо грудного молока и/или искусственного питания младенец начинает интересоваться пищей взрослых. Необходимости в добавочном питании еще нет, прикорм считается «педагогическим» «Педагогический» прикорм – важный этап учебы маленького человека. Удобно использовать игровые формы кормления, столовые приборы и посуду в виде игрушек
Сон Удлиняется время ночного беспрерывного сна, появляются два-три периода отдыха днем (30…120 минут) При засыпании или пробуждении младенец уделяет внимание мобилю или погремушкам, мягким игрушкам в кроватке
Тактильные навыки Различает текстуру и температуру объектов, отдает предпочтение более приятным на ощупь вещам Полезно использовать развивающие игрушки для детей 6 месяцев с разными фактурами – дерево, пластик, текстиль
Речь Детка сознательно повторяет звуки, услышанный от взрослых – агукает, лепечет, имитирует чихание и кашель. Реагирует на вопрос о нахождении предмета или человека Активное речевое общение ускоряет развитие разговорных возможностей малыша, делает его «словарь» разнообразнее
Общение, отношение к окружающим Младенец различает знакомых и незнакомых людей, тянется к знакомым и настороженно реагирует на чужих, может пугаться. То же касается непривычной обстановки. Проявляются эмоции – улыбка в ответ на ласковый тон, демонстрацию игрушки или еды, испуг или напряжение при резком окрике или повышенном тоне. Плачем требует заинтересовавший предмет Для увеличения числа знакомых предметов и людей, обстановки следует расширять «круг общения», посещать с деткой людные места, организовывать общение со сверстниками. Оставлять сына или дочку одного с незнакомыми, даже родными людьми, недопустимо!
Бытовые возможности При внимательном отношении к развитию может поворачивать ручку или ножку, поворачивать голову при одевании. Придерживает материнскую грудь или бутылочку при кормлении. Уверенно держит соску, кусочки твердой еды, снимает губами полужидкую еду с ложки. Открывает рот перед ложкой или поилкой (бутылочкой) В этот период начинается активная тренировка бытовых навыков – от еды до одевания. Важно заложить спокойной и позитивной отношение к процессам ухода и гигиены
Моторика Держит предмет, перекладывает ее из руки в руку, трясет, стучит ей по окружающими вещам и себе. Бросает погремушки, играет одновременно с двумя-тремя игрушками. Активно ощупывает предметы, пробует «на зуб» Улучшить крупную и мелкую моторику поможет развивающий коврик для детей от 6 месяцев и игрушки разных видов

*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.

Зрительные и слуховые возможности

Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:

  • появляется различие контрастных цветов и оттенков, ощущение глубины и расстояния;
  • воспринимает близкие и далекие звуки, умеет их отличать. Четко слышит интонации, интересуется сменой характера звуков;
  • различает характер музыки – веселая, грустная, ее темп и высоту звучания. При правильной мотивации пытается повторить мелодию, узнает ее при повторе.

С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.

Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.

Неадаптированные сюжеты (передачи и фильмы для взрослых, мультфильмы для детей 3 и более лет) не дают требуемого познавательного эффекта. Полугодовалый младенец не понимает, что происходит на экране, но реагирует эмоционально. При выраженной реакции взрослых эмоциональность восприятия усиливается. Пример: мама во время кормления смотрит боевик, вздрагивая при резких звуках (выстрелах, криках). Малыш будет нервно реагировать на подобные звуки в реальности.

Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.

Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!

Игрушки для полугодовалых

С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:

  1. безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
  2. привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
  3. размеры, подходящие габаритам малыша;
  4. возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.

Этим характеристикам соответствуют:

  • разнообразные погремушки;
  • небольшие мягкие кубики и мячики;
  • плавающие игрушки для ванной;
  • подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
  • сортеры, промышленного производства и самодельные;
  • текстильные книги и картинки;
  • составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.

Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).

Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев

Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:

  • моторику – используются крупные и мелкие игрушки, их перекладывание, катание, бросание, ощупывание;
  • координацию – предметы разного размера и фактуры поднимаются и бросаются, складываются, малыш ползет к определенной вещи, перебирается через препятствия, проползает через «туннель»;
  • психоэмоциональную составляющую – выбор одного из нескольких предметов, изучение отражения в зеркале, поиск «спрятанного», рассказы взрослых о разных вещах и явлениях.

Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.

Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.

Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.

Заключение

Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.

Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...