Палочки монтессори мягкие. Монтессори-материалы своими руками для малышей. Игры с карточками

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно .

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные , вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?


Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Анастасия Михайловна Федорова

Монтессори -материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками . Они доступны и в домашних условиях. Детям очень нравится играть с яркими материалами, узнавать новое применение для них.

Вот несколько игр, представляю вашему вниманию.

Для координации движений была придумана игра с нитками. В работе задействованы сразу две руки.


Планшет для закручивания пластмассовых крышек. Вариантов игры с ним очень много .


Очень полезны «Бассейны для пальчиков» - упражнения с сыпучими материалами, различными крупами развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов , игрушек, узнавание предметов на ощупь «Определи на ощупь» , «Найди такой же» , «Найди столько же» и т. д.


Игры с проталкиванием , изготовленные из баночки из-под шампуня и цветных макарон, развивают точность движений рук. Основное условие - работаем двумя руками .


Публикации по теме:

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.

Татьяна Акимцева
Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками»

Цель : помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей . Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори , одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Публикации по теме:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы - это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

Методика Монтессори популярна даже спустя более 100 лет. Согласно этой методике, необходимо предоставить ребенку полную свободу, обеспечив его максимально подготовленной окружающей средой. Развивающая среда должна содержать множество материалов для сенситивного развития малыша. Сделать такие материалы для занятий по методике можно своими руками.

Узнать подробнее об особенностях методики Монтессори вы можете из другой статьи или посмотрев следующее видео.

Делаем материалы для занятий своими руками

Каждый из нас знает, что дети растут и развиваются очень быстро. Для того чтобы их развитие протекало интересно малышам постоянно требуются новые развивающие игрушки , которые будут соответствовать их уровню. Если вы выбрали систему воспитания Монтессори, то вам потребуются специальные материалы для подготовки развивающей среды ребенка.

В магазинах можно встретить огромный выбор подходящих для развивающей среды Монтессори материалов, которые не составит сложности сделать дома самим. Времени на это вы затратите не так много, но при этом сэкономите значительную часть семейного бюджета.

В первую очередь, следует провести ревизию среди игрушек вашего крохи. Это поможет вам понять, каких материалов у вас предостаточно, а какие необходимо сделать. Расположите те материалы, которые подходят для занятий, на доступной для ребенка высоте. Учитывайте разделение пространства на зоны, которое предполагается по системе Монтессори.

Теперь можно приступать к работе над поделками.

Делаем рамки-вкладыши

Для того чтобы самостоятельно сделать вкладыши вам потребуется:

  • плотный картон (подойдут обувные коробки или гофрированный картон);
  • цветная или самоклеящаяся бумага;
  • ватман для основы или иной подходящий материал;
  • пуговицы или бусины;
  • проволока;
  • ножницы, канцелярский нож;
  • клей;
  • карандаш;
  • линейка;
  • циркуль.

Как сделать:

  1. Вырезаем из картона равные прямоугольники. Количество прямоугольников определяется количеством форм, с которыми вы будете знакомить малыша. Для годовалого ребенка будет достаточно 4 основных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. В каждом прямоугольнике пользуясь канцелярским ножом, вырежьте несколько одинаковых фигур, отличающихся размером.
  3. Оклейте их цветной или самоклеящейся бумагой. Постарайтесь сделать так, чтобы все фигуры одной формы были оклеены разными цветами.
  4. К каждому вкладышу посередине закрепите пуговицу или бусину с помощью проволоки. Это упростит для малыша их использование.
  5. Приклейте получившиеся рамки к основе.

Ваши вкладыши готовы. Можно проводить занятие. С помощью такой рамки можно выучить с малышом цвета, геометрические фигуры, научиться сравнивать предметы по размерам. Предназначается данное пособие для детей от года .

Шершавые буквы

Для изготовления букв потребуется:

  • тонкие листы бумаги синего и красного цветов (цветная бумага для принтера);
  • трафареты строчных прописных букв;
  • плотный картон;
  • клей ПВА;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка;
  • манка.

Мастерим:

  1. Расчертить листы на прямоугольники равного размера. Синие прямоугольники по количеству согласных букв, красные – гласных, как советовала сама Мария Монтессори.
  2. В каждом прямоугольнике обводим по трафарету букву.

Эти 2 пункта можно выполнить на компьютере и распечатать готовые листы.

  1. Приклеиваем листы к картону. Картон следует брать как можно плотнее, листы ватмана не подойдут. Лучше будет сделать это клеем-карандашом, он ложится ровнее.
  2. Положить под пресс и дать хорошо высохнуть.
  3. Теперь разрезаем на отдельные карточки.
  4. По контуру букв наносим клей ПВА и обсыпаем манной крупой. Слишком толстый слой делать не следует.
  5. Стряхиваем лишнюю манку и поправляем, где это необходимо.
  6. Приступаем к сушке. Для этого карточки лучше закрепить со всех углов. Можно использовать лист ДВП, гипсокартона, гофрированный картон от коробок. Каждый угол прикалываем с помощью канцелярских кнопок. Если карточки не закрепить, то велика вероятность того, что они скрутятся или изогнутся.
  7. Наносим второй слой клея ПВА и снова даем высохнуть. Второй слой необходим для того чтобы манка не осыпалась с букв во время занятий.

В нижеследующем видео показан небольшой мастер класс по заготовке цифр вышеизложенным способом.

Начинать использовать пособие лучше не ранее чем в 3-4 года. С его помощью ребенок будет развивать прямые ассоциации звуков и букв, запоминать названия букв и их написание, подготовится к последующему письму и чтению, у него будет развиваться мелкая моторика. Очень важно следить за правильным обведением буквы, как при письме. Если ребенок делает не правильно необходимо остановить его и показать снова. Если сейчас ребенок запомнит неправильное написание буквы, то в дальнейшем при письме он будет писать ее точно так же.

Сенсорные мешочки

Потребуется:

  • натуральная ткань (например, сатин);
  • разнообразные крупы, можно использовать гречку, фасоль, горох, рис, пшено, манная крупа;
  • макароны;
  • ножницы;
  • нитки;
  • линейка;
  • булавки;
  • ложка.

Как сделать:

  1. Раскроить ткань для мешочков, размеры подбираете самостоятельно. Длину отреза ткани делайте равной двум длинам мешочка и добавляйте по 1 см на швы.
  2. Ткань для одного мешочка складываем пополам, лицевая сторона должна быть внутри.
  3. Прошейте боковые швы и верхний шов наполовину. Закрепляйте нитки и в начале и в конце строки.
  4. Обрежьте уголки.
  5. Выверните и проутюжьте.
  6. Крупы прокалите в духовом шкафу в течение 20 минут. Это поможет избежать появления жучков в будущем.
  7. Засыпьте крупы в мешочки. Для каждого мешочка используйте только один вид крупы, вес каждого мешочка должен быть одинаков с остальными.
  8. Прошейте верхний шов до конца и можете отдавать игрушку в распоряжение ребенка.

Еще один вариант заготовки сенсорных мешочков в нижеследующем видео.

Можно упростить процесс создания мешочков, сделав их в виде веселой гусенички.

Для этого отрежьте от неплотных колгот нужную длину. Засыпьте один вид крупы в носок и завяжите узел. Должен получиться плотный шарик. Теперь засыпаем следующий вид крупы и снова завязываем узлом. Так следует поступить с каждым видом крупы. Последний шарик можно наполнить полиэтиленовой пленкой или пакетами для шуршания. Прошейте хвостик гусенички, оформив его. Со стороны носка оформите мордочку. Для глаз можно использовать бусины, для рта – небольшой лоскут красной материи. Можно сделать усики из проволоки и бусин.

Такие игрушки подходят для детей, начиная с самого раннего возраста. С их помощью будут отлично развиваться тактильные ощущения, мелкая моторика, внимание крохи. Также, благодаря разному звучанию, использование тактильных мешочков будет способствовать развитию слуха.

Мобиль

Система Монтессори предусматривает использование мобилей для новорожденных. Однако они совсем не похожи на те, которые вы можете встретить в продаже. Монтессори-мобили отличаются четкими формами, спокойной цветовой гаммой, четкими цветами, отсутствием музыки и быстрого вращения деталей.

Формы выбираются абстрактные, движение осуществляется с помощью воздушных потоков, плавно и естественно. За таким темпом движений крохе проще следить и фокусировать взгляд.

Предлагаем сделать мобиль-шестигранник, классический Монтессори-мобиль.

Нам потребуется:

  • 3 листа плотного цветного картона, выбирайте основные цвета: красный, синий, желтый;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • лента;
  • легкая деревянная палочка.

Как сделать:

  1. На листах распечатать развертки шестигранника. Можно распечатать на тонкой бумаге и наклеить на картон. После этого высушить под прессом.
  2. Обработать места сгибов с помощью линейки и ножниц, для того, чтобы они хорошо сгибались.
  3. Вырезать развертку.
  4. Собрать шестигранник и склеить в местах соединения.
  5. Закрепить ленту в одном из швов.
  6. С другой стороны ленты привязать к деревянной палочке. Проследите, чтобы палочка была гладкая.
  7. Закрепите мобиль на расстоянии 20-25 см над головой ребенка, но не прямо над лицом.

В видео ниже можно посмотреть, как сделать шестигранник для мобиля в технике оригами.

Такой мобиль можно предложить малышу с 3 месяцев. С его помощью он будет учиться фокусировать взгляд на движущихся предметах, следить за ними взглядом, воспринимать цвет и форму.

Стенд (доска)

Стенды по Монтессори в современном мире еще называют бизибордами. Это так называемые развивающие доски, на которые можно закрепить все, что в жизни под запретом для малыша. С помощью них малыш будет с увлечением знакомиться с домашним бытом.

Для того чтобы самостоятельно сделать стенд по методике Монтессори вам потребуется:

  • ДСП или любая доска;
  • саморезы;
  • клей момент;
  • различные дверные замки с ключом, цепочкой, кодовый замочек, звонок, выключатели, розетка с вилкой, диски от старых стационарных телефонов, щеколда для форточек, оконная щеколда, застежка молния, на пуговицах, на липучках, на кнопках, шнуровки, подвижные крючки, массажер для рук, висячий замок, карабин, сенсорные мешочки с крупами – в общем все, что в быту вы не доверите крохе и что подскажет ваша фантазия.

Как сделать:

Необходимо закрепить элементы бизиборда на доске. Вы вполне можете придумать какой-либо сюжет для него и действовать в соответствии с ним. Можно просто использовать в разбросанном виде, все те элементы, которые нашлись у вас дома. Чем больше элементов вы расположите, тем больше увлечет стенд малыша.

В нижеследующем видео представлен небольшой видеообзор бизиборда ручной работы.

Данная развивающая игра подходит для детей с 2 до 7 лет. Однако заинтересовать маленького исследователя она сможет и раньше. Играя ребенок учится открывать и закрывать замки, пользоваться розетками и выключателями, работает со шнуровками и различными застежками. При этом очень хорошо развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Малыш учится находить решения различных бытовых проблем, удовлетворяет свой познавательный интерес. При этом он получает свободу выбора и может работать только с каким-то одним элементом или переключаться на разные.

Идею, как сделать интересный бизикуб, вы можете найти в следующем видео.

Сенсорный коврик

Такой коврик станет забавой для крохи на долгое время, ведь на нем расположено много сюрпризов. Сшить такой коврик можно из тканевых отрезов, старой одежды, лоскутков ткани разных фактур. Подойдет любая фурнитура, крючки, молнии, аппликации, застежки липучки, кнопки, застежки от ремней.

Для начала сшейте основу будущего коврика по задуманным размерам. В качестве наполнителя можно использовать синтепон. Также за основу мы можете взять тонкое байковое одеяло.

Далее включайте воображение и продумайте эскиз будущего коврика. Коврик может сочетать ткани разных фактур, вы можете нашить накладные кармашки на различных застежках, в которых будут прятаться мультяшные герои (готовые аппликации можно положить внутрь кармашка), сделайте не открывающиеся кармашки (или спрячьте под аппликацией) с различными крупами (предварительно прокалите крупы в духовке), полиэтиленовыми шуршащими пакетами, вшейте пищалки, которые издают звук при нажатии на них.

Все что вам осталось сделать – воплотить ваш эскиз в жизнь.

Смотрите небольшой видеообзор готового сенсорного коврика для малышей.

Такой коврик будет способствовать сенсорному развитию крохи. С его помощью малыш будет развивать мелкую моторику, тактильную восприимчивость, познакомится и будет учиться пользоваться различными креплениями. Подходит для 8-месячного ребенка и старше.

Пирамидка «подушки»

Для того, чтобы сделать такую пирамидку вам будет необходимо:

  • ткани разных цветов;
  • застежки липучки;
  • материалы для набивки – синтепон, слюда или полиэтилен, гречневая крупа, игрушки от киндеров, макароны.

Из ткани вырезаем по 2 квадрата. Учитывайте, что подушки можно сделать разных размеров и цветов. В этом случае вам будет нужно рассчитать размер квадрата и цвет, так чтобы соседствующие стороны подушечек были одного цвета. К примеру, для основы пирамидки делаем квадрат со стороной 12 см. Низ квадрата сделаем красным цветом, верх пусть будет зеленым. Стороны следующего квадрат будут размером 11 см. Низ этого квадрата шьем зеленым цветом, а верх желтым, третий квадрат делаем со сторонами 10 см, низ желтого цвета, а верх выбирайте сами и продолжайте в такой последовательности.

На лицевую сторону ткани квадратов пришиваем липучки. С одной стороны будущей подушки жесткая часть липы, с другой – мягкая. Складываем 2 квадрата одной подушки лицевыми сторонами друг к другу и прошиваем с 3 сторон полностью, а на 4 стороне оставляем небольшой участок открытым. Он нам будет нужен для наполнения подушки.

Выворачиваем подушку и заполняем наполнителем. Для самой большой нижней подушки используйте самый тяжелый наполнитель (например, гречневую крупу) для придания пирамидке устойчивости. После заполнения прошиваем тот участок, который оставался открытым. Одна подушка готова.

Таким же образом шьем остальные подушки для пирамидки. Используйте для них наполнители полегче.

Пирамидка готова и можно отдавать ее в пользование ребенку.

Таким пирамидкам будут очень рады дети, начиная с 1-2 лет. Она поможет малышам выучить цвета, будет способствовать развитию тактильного восприятия, поможет сформировать понимание понятий «больше» и «меньше».

Игры с прищепками или цветные ежики

Это пособие будет самым простым в изготовлении. Вам будет необходимо вырезать из цветного картона контуры каких-либо фигур. После этого ребенок с помощью прищепок доделывает недостающие элементы. Можно вырезать круг для солнышка, тучку для дождика, треугольник для елочки, ежика и сделать ему иголки, птицам и животным сделать лапки и хвост. Малыш сможет вам помочь украсить фигуры, нарисовав им глазки, раскрасив.

Постарайтесь подобрать прищепки под цвет фигуры. Тогда ребенок будет не только развивать мелкую моторику, занимаясь с этим материалом, но и выучит основные цвета. Для лучиков солнышка используйте желтые прищепки, для дождика к тучке пусть кроха найдет синие прищепки, для зеленого треугольника, из которого вы планируете сделать елочку, попросите подобрать зеленые прищепки.

Как видите, очень много Монтессори материалов без труда делаются своими руками. Для их изготовления вам не придется много покупать, в основном игрушки сделаны из подручных средств. В магазинах аналоги этих дидактических игр обойдутся вам очень недешево.

Посмотрите следующее видео с занятиями для малышей по методике Монтессори.

В 1998 году состоялось повторное знакомство отечественных воспитателей с методикой Марии Монтессори. Именно тогда в нашу страну приехала ее внучка и пообщалась с российскими педагогами. За прошедшие 30 лет популярность методики настолько возросла, что Монтессори-центры есть в каждом городе, и не в единственном числе. Однако идеи итальянского педагога могут применяться не только в специализированных школах, но и дома родителями или воспитателями в ДОУ.

Особенности методики, зонирование пространства

Основная идея системы в том, чтобы дать ребенку развиваться самостоятельно, с той скоростью, которая ему комфортна. От взрослого требуется помощь (только если ребенок попросит) и создание оптимально комфортной среды. Именно от того, насколько грамотно организовано пространство, зависит, как быстро и успешно малыш будет развиваться.

По классической теории пространство должно быть поделено на 5 зон:

  • зона реальной жизни (практических навыков). Первая зона, с которой знакомится ребенок. Все предметы, которые его окружают в этой зоне, должны быть соразмерны его росту, понятны по своему назначению и применению. Именно здесь малыш отрабатывает навыки по уходу за собой и за тем, что его окружает.
  • зона сенсорного восприятия. Материалы в этой зоне обязательно делятся на группы по органам восприятия;
  • математическая также делится на 4 зоны, в зависимости от сложности изучаемого материала: 1 – счет до 10; 2 – десятки; 3 – счет до 1000; 4 – таблицы сложения, вычитания;
  • языковая. Зона, направлена на развитие устной речи, чтения. Обязательное условие – большое количество книг для любого возраста. Ребенок сам выбирает, что ему читать.
  • космическая (зона естествознания). В этой зоне традиционно большое количество справочников, карт, макетов и муляжей.

В каждой зоне соответствующие дидактические материалы (игрушки). Сама Мария Монтессори игрушки называла «дидактическим материалом», считая более полезными для развития настоящие предметы обихода. Однако в настоящее время, для лучшего понимания, термин «игрушки» в теории Монтессори все-таки используют.

Классификация и применение

По классической системе Монтессори разновозрастные дети должны находиться в одной группе, поэтому игрушки и пособия не классифицируются по возрасту, а только по зоне, где они используются.

Важно! Все Монтессори-материалы должны быть только в одном экземпляре.

Зона Цель и особенности Монтессори-материалы (игрушки) обязательные в зоне
практических навыков научить ребенка простейшим бытовым навыкам. В качестве развивающих игрушек Монтессори настоящие бытовые предметы
  • лейка;
  • веник и совок;
  • живой цветок в горшке;
  • терка;
  • рамки;
  • кувшинчики и поднос;
  • набор для стирки;
  • набор для мытья посуды;
  • утюжок
сенсорики развитие мелкой моторики и органов чувств: слух, вкус, обоняние, зрение, осязание (включая температурное) и барическое чувство (чувство веса). Основное требование к игрушкам по системе Монтессори в этой зоне – изменяемым должен быть только один внешний признак
  • цилиндры;
  • башня (розовая);
  • лестница;
  • штанги
  • карточки;
  • доски;
  • ткани;
  • кубы (биномиальный и триномиальный)
математики предметы должны конкретизировать начальные знания ребенка по математике и геометрии
  • бусы;
  • счеты;
  • цифры;
  • геометрический комод;
  • башни;
  • карточки
языка зона сенсорики и языка дополняют друг друга, поэтому предметы из сенсорной зоны могут применяться и здесь.
  • фактурные буквы;
  • рамки-вкладыши;
  • дощечки для черчения;
  • рамки для рисования
космоса все для знакомства с окружающим миром
  • макет солнечной системы;
  • глобус;
  • карты;
  • фигурки животных;
  • энциклопедии;
  • наборы для научных экспериментов;
  • гербарии.

Официального сайта игрушек Монтессори от ассоциации не существует, но есть много интернет-магазинов от действующих школ, где можно купить все материалы. Деревянные игрушки Монтессори действительно проще купить, но остальные базовые предметы вполне можно сделать самостоятельно. Тем более что сама Мария предпочитала все материалы ручной работы.

Монтессори игрушки своими руками

Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.

Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.

Сенсорный коврик

Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:

  • синтепон;
  • отрез однотонной ткани;
  • различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
  • пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.

Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.

Тактильная доска

На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.

Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.

Цилиндры

  • Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.

Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:

  • наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
  • ножом вырезать отверстия, покрасить;
  • из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
  • высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.

Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами.

Набор ароматов

Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:

  • коробка, в которой будет храниться набор;
  • небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.

Бизиборд

В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори. Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:

  • выключатель;
  • замок с ключиком;
  • защелку;
  • колокольчики;
  • вентиль от крана;
  • телефонный диск;
  • старые счеты.

Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.

Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:

  • не помогать ребенку, пока он не попросит;
  • не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
  • ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.

Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.

Видео

Последние материалы раздела:

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...

Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк
Рецепты крафта украшений в ворлд оф танк

Пришло время рассказать об акции новогоднее наступление 2019 от World of Tanks, которая начнется 13 декабря. Какие акции и бонусы ждут игроков...