Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте. Последствия неправильного воспитания

Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998. С. 112 - 117.:

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия «самоконтроль в поведении» можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2001.№ 9. С. 18 - 27..

Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.

Развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;

Формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);

Формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.

В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т. е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1999. С. 37 - 40..

Краткие выводы по главе 1

Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

В формировании культуры поведения дошкольников выделяются несколько этапов. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте, закладываются основы культуры общения, культуры деятельности, формируются культурно-гигиенические навыки. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И уже на третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.

Наталья Бородкина
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» . В настоящий момент данная область является одним из приоритетных направлений в педагогике. У ребенка дошкольного возраста пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Благодаря тому что, что дети посещают детский сад, появляется возможность упражнять в хорошем поведении многократно , и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо усваивать правила этикета.

Определений понятия «культура поведения » существует много. В педагогическом словаре : культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает : манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Люди много лет создавали правила поведения , этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства меры и красоты в манерах поведения , в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола - словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот

200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали, этот факт доказывает, насколько выполнение выше перечисленных правил было важным.

В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования , предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми ».

Таким образом, целью обучения детей культуре поведения , будет являться обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность.

Для достижения данной цели в работе с детьми должны решаться следующие задачи :

1. Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе , ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);

2. Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул );

Воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости, честности,скромности);

формирование культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих, говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой);

Воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать деятельность);

формирование обобщенных понятий о хорошем поведении .

3. Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и т. д.)

4. Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения , подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).

5. Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности).

6. Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.

Так же для достижения цели могут использоваться ряд методов и форм работы с детьми . Прежде всего, следует уделить особое внимание созданию пространственно-предметной развивающей среды. Укрепить материальную базу : эстетично оформленная групповая комната , пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформить уголок «Азбука этикета» , в который поместить дидактические игры по типу «так можно поступать, а так - нельзя» , сюжетные картинки «Хорошо - плохо» . Разработать схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания, выполнения трудовых операций; оформить альбом с образцами букетов и икебан для украшения стола. Наполнить уголок «Кухня» различными скатертями, наборами бумажных и льняных салфеток, столовой и чайной посуды.

Следует использовать в работе с детьми способы педагогического воздействия, не только на занятиях, но и в повседневной жизни :

1. Приучение. Предлагается детям определенный образец поведения , например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не только показывается, но и контролируется точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение. Многократное повторение того или иного действия. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации. Специально созданные условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Пример для подражания. Взрослый является для ребенка своеобразным образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.

5. Словесные методы :

5.1. Рассказ. Детям рассказываются реальные, или зачастую, сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения по типу «как надо поступать, а как - не надо поступать» . Такие истории создают эмоциональное восприятие поведенческих правил .

5.2. Разъяснение. Ситуация когда детям не только показывается и рассказывается, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъясняется смысл поступка с позиции «потому что…» . Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…

5.3. Беседа. Беседы помогают выявить уровень знаний и понимания детьми норм и правил поведения .

6. Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения .

В работе с дошкольниками следует уделить большое внимание воспитанию культуры общения : главное - воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателю, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, желания подчиняться установленным нормам поведения , осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету. Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников , способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения - это «Советы наоборот» . Детям рассказывается о том, как якобы «надо» себя вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д., и предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Можно, например, использовать книгу «Вредные советы» Г. Остера в стихах.

Возвращаясь к основным приоритетам в организации работы по теме опыта, следует отметить важность правильно организованной работы с родителями. К примеру можно организовать «День открытых дверей» ,

организовать, в виде стенгазеты, рубрику «Наши добрые дела» , в которой прописываются конкретные поступки конкретного ребенка; оформлять стенды , разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения - ее значимость , сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей . Эффективным средством работы с семьей являются родительские собрания.

Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.

Разделы: Работа с дошкольниками

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Дети лишенные родительского попечения уже на первом году жизни отличаются от своих ровесников проживающих в семье: они вялые, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции. Также для этих детей характерно нарушение социализации: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам. В последствии это приводит к проявлению дивиантного поведения в более старшем возрасте.

Таких детей необходимо приучить сначала к режимным моментам – умывание, одевание, сон, питание и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения.

В нашей семье проживает 11 детей:

от 3 до 5 лет – 4 ребёнка,

от 5 до 6 лет – 7 детей.

Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % - детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Мудрик А.В., Буре Р.С., и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ “Детство”, “Азбука общения” позволило сделать вывод, что решение проблемы “Воспитание культуры поведения” в условиях образовательных учреждений для детей – сирот дошкольного возраста недостаточно проработано. Поэтому возникла необходимость в создании программы “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях Петропавловского детского дома”.

Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.

  1. Привитие навыков культурного общения.
  2. Формирование культурно – гигиенических навыков.
  3. Формирование начальных элементов трудовой деятельности.

Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.

В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:

  • культура деятельности;
  • культура общения;
  • культурно-гигиенические навыки.

При реализации программы очень важно учитывать следующее:

  • При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
  • Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:

Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

  • разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
  • пример правильного поведения других детей;
  • специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.

Критерии результативности программы

Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно-гигиенические навыки
3 – 4 года Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми. Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам. Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги.
4 - 5 лет Не перебивать взрослых, не вмешиваться а их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику. Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели. Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.
Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно-гигиенические навыки
5 – 6 лет Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко. С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым. Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Любить природу, заботиться о животных. Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц. Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду. Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.

Диагностика перечисленных навыков будет проводиться один раз в год: в марте месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.

Тематический план

Тематический план первого года занятий с детьми:
1 Культура общения 4 часа
2 Культура деятельности 4 часа
3 Гигиена и этикет 4 часа
Итого: 12 часов
Тематический план второго года занятий с детьми:
1 Мир познания 4 часа
2 Языки общения 4 часа
3 Тайна моего “Я” 4 часа
4 Этот странный взрослый мир 6 часов
Итого: 18 часов
Тематический план третьего года занятий с детьми:
1 Как мы видим друг друга 4 часа
2 Фантазия характеров 5 часов
3 Умение владеть собой 4 часа
4 Культура общения 5 часов
Итого: 18 часов

Тема 1 “Культура общения”

Теоретическая часть:

  • знакомство с правилами общения;

Практическая часть:

подвижная игра “Горелки”;

  • сюжетно-ролевая игра “Библиотека”;
  • игра-драматизация.

Тема 2 “Культура деятельности”

Теоретическая часть:

  • знакомство с нормами поведения;
  • обучение первоначальным навыкам совместной деятельности;

Практическая часть:

  • коллективная лепка “Три медведя”;
  • чтение и обсуждение стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Тема 3 “Культурно-гигиенические навыки”.

Теоретическая часть:

  • знакомство с режимом дня;
  • знакомство с правилами поведения за столом;

Практическая часть:

  • формирование первичных санитарно-гигиенических навыков;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • сюжетно-дидактическая игра “Накорми куклу”.

Тема 1 “Мир познания”.

Теоретическая часть:

  • знакомство с четырьмя временами года и их отличительными особенностями;
  • знакомство с поговорками, загадками, стихами о природных явлениях;
  • знакомство с видами домашних и диких животных, особенностями их поведения;
  • знакомство с разными видами растений.

Практическая часть:

  • обучение выразительным движениям и звукоподражанию;
  • обучение навыкам составления рассказа и изображения его на бумаге (дидактические и подвижные игры).

Тема 2 “Языки общения”

Теоретическая часть:

  • дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;
  • знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;
  • знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

Практическая часть:

  • развитие зрительной и эмоциональной памяти;
  • обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
  • формирование правильной осанки.

Тема 3 “Тайна моего “Я”

Теоретическая часть:

  • дать представление о чувстве собственного достоинства;
  • дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.

Практическая часть:

  • развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;
  • обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;
  • обучение детей отражению своих фантазий в рисунках.

Тема 4 “Этот странный взрослый мир”

Теоретическая часть:

  • дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;
  • познакомить с профессиями взрослых.

Практическая часть:

  • обучение речевому общению, развитие связной речи;
  • обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства.

Тема 1 “Как мы видим друг друга”.

Теоретическая часть:

  • дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.

Практическая часть:

  • развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;
  • формировать у детей понятия “друг”, “дружба”.
  • научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
  • расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.

Тема 2 “Фантазия характеров”

Теоретическая часть:

  • дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.

Практическая часть:

  • обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;
  • воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;
  • обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
  • воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость.

Тема 3 “Умение владеть собой”

Теоретическая часть:

  • дать понятие о необходимости контроля своего поведения;

Практическая часть:

  • обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
  • формирование положительных привычек.

Тема 4 “Культура общения”

Теоретическая часть:

  • дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета;

Практическая часть:

  • формирование у детей представлений и потребностей в доброжелательном общении с окружающими;
  • обучения правилам этикета;
  • развитие умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности.

Список литературы:

  1. Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М. 1947.
  3. Они И.А. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – М.1990
  4. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ.-М.1991.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
  6. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. – Л.1991.
  7. Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. М.-1987.
  8. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. М. 1972.
  9. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003

В семье появляется не только радость с рождением ребенка, но и множество забот. Малыш еще совсем невинен и беспомощен, а роль каждого родителя заключается в обучении, уходе и его защите.

Самостоятельно дитя учится ходить, говорить, кушать и справлять физиологические потребности в первые годы жизни. Каждый новый шаг ведет к взрослой жизни малыша и у родителей вызывает гордость.

Воспитание культуры начитается с первого года жизни

Развитие физическое, фактор очень важный, но забывать не стоит и о воспитании нравственном.

Когда ребенок подрастает, приходит время объяснить, ему, что такое хорошо, а что плохо, как со старшими и сверстниками правильно общаться и другому нравственному поведению.

Что входит в понятие культура поведения

Преподнести правильно себя в обществе умеют не все взрослые и сформировавшиеся личности. Поэтому на сегодняшний день воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста одна из проблем основных.


Культура поведения — определение

Культура поведение — многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. Моральные устои, общение с людьми, манера речи, мимика и даже гигиена, относятся к ним.

Для того чтобы воспитать в ребенке все эти умения, необходимо приложить большие усилия, но если следовать определенному алгоритму действий, то любой родитель с этой задачей сможет справиться и воспитать достойного человека.


Задачи взрослых в воспитании культуры

Первые шаги

При обучении любого характера необходимо начинать с четкого плана. Последовательно соблюдая каждый пункт, выполнение задачи станет значительно эффективней и проще. Правила этикета уже с трех лет следует начинать прививать. Ребенок может освоить простые правила порядка в личных вещах и своей гигиены в таком возрасте.

  • Порядок в личных вещах и игрушках. Объяснять ребенку, что все его игрушки должны иметь свое место. Показать, как правильно их размещать и складывать. Постепенно уменьшая свою помощь при уборке, направлять на самостоятельные действия
  • Гигиена. Рассказать, для чего нужно мыть руки перед едой, зачем чистить зубы и умываться. Помогать малышу с задачей справляться самостоятельно. Напоминать, при необходимости, о том, что ребенок испачкался и ему нужно обязательно умыться.
  • Правила за столом. Рассказать и научить, как пользоваться простыми столовыми приборами (такими как вилка и ложка), правильно сидеть за столом, вытирать руки и лицо салфеткой во время трапезы. Поправлять при необходимости и следить за правильностью поведения.
  • Общение. «Спасибо» и «пожалуйста» ребенок уже должен уметь говорить. Приветствовать и прощаться тогда, когда это необходимо.

Совет: Не забывайте, родитель — это пример для подражания. Ребенок, в первую очередь, смотрит на ваше поведение. Все правила, которым планируется научить ребенка, нужно выполнять самим.


Пример родителей — самое главное в воспитании

Второй этап

Основные принципы по этикету пройдены и теперь пришла очередь следующего этапа воспитания культуры поведения детей, но уже старшего дошкольного возраста. Уже в четыре года следует приступить ко второму этапу.

  • Правила за столом. Правильное поведение за столом, ребенок должен освоить в совершенстве. Сам садится во время обеда, не класть локти на стол, не разговаривать с набитым ртом и не вертеться. По окончанию трапезы воспользоваться салфеткой и убрать за собой тарелку.

Обучение поведению за столом — с двух лет
  • Гигиена и сон. Урегулированный график. Просыпаться и ложиться спать ежедневно в одно время. Утром умываться и чистить зубы без напоминания. В идеале привить ребенку любовь к спорту и регулярной утренней гимнастике.
  • Поведение в обществе. В этом возрасте уже должны быть заложены правила этикета общения у малыша и не вызывать проблемы. Он должен понимать, что при разговоре перебивать нельзя. Уметь слушать и при этом спокойно стоять и смотреть на старшего собеседника. Понимать, зачем уступать место и кому это необходимо делать. Вежливо общаться со взрослыми.

Правила поведения в общественных местах
  • Деятельность. У ребенка должно сформироваться чувство ответственности. Занимаясь любой деятельностью, заканчивать ее до конца. Задавать вопросы и следовать советам, если что-то непонятно.

Совет: Для того, чтобы ваше чадо освоило все правила и выполняло их без лишних напоминаний, ему нужно уделять как можно больше времени.

В этом возрасте у ребенка возникает много вопросов, на которые он должен получить ответы. Чтобы не потерять свой авторитет в глазах малыша, эту функцию вам необходимо выполнять на постоянной основе.


Вежливые слова, которые должны знать дети

Завершающий этап

Поведение культуры детей старшего дошкольного возраста закрепляется в шесть лет. Это самый главный этап завершающего периода. Малыш превратиться в школьника и дальнейший акцент родители должны делать на получения знаний.


Обучение основам гигиены
  • Общение. Ребенок уже подрос и должен различать правильное поведение по отношению к девочкам, мальчикам и детям младшего возраста. При необходимости, помогать малышам и уважать труд старших.
  • Отношение к окружающей среде. Что такое природа и как о ней заботиться, ребенок должен уже знать. Желательно завести в таком возрасте домашнее животное и поручить заботу о нем крохе.
  • Гигиена. В этом возрасте принимать душ или ванну малыш должен уметь самостоятельно. Родители могут помочь в приготовлениях. Складывать свои вещи, понимать, куда убрать чистое и как поступить с грязным бельем. Уметь самостоятельно одеваться и обуваться даже в зимнюю одежду.

Культура внешнего вида относится к важным качествам

Следуя всем пунктом последовательно, воспитание культуры детей старшего дошкольного возраста завершится с отличными результатами.

Проблемы при воспитании

Каждый ребенок индивидуален, и нему нужно найти свой подход. Практически любой родитель может встретить на пути просвещения своего дошкольника со множеством проблем, одной из которых является асоциальное поведение детей.

Такое расстройство ребенка не возникает на пустом месте, ему всегда существует причина. Обязанность родителей ее выяснить и устранить.


Что должен освоить дошкольник

К основным причинам нарушения поведения в подростковом возрасте относятся:

  • чрезмерная загруженность ребенка при обучении;
  • недостаток внимания;
  • возникновение вопросов и отсутствие на них ответов;
  • наследственность;
  • отсутствие свободы выбора;
  • асоциальное поведение родителей;
  • отличия внешние от сверстников;
  • жестокое обращение со стороны родителей;
  • недостаток воспитания;
  • педагогическая запущенность;
  • заторможенность умственная и физическая;
  • развод у родителей.

Психологическое развитие еще плохо сформировано у ребенка. Он не умеет в полной мере контролировать свои эмоции и выражает их доступным образом. Для предотвращения повреждений психики у дошкольника, необходимо остерегать его от стрессов и тщательно следить за обстановкой в семье.


Правила поведения вежливого человека

Симптомы и лечение асоциального поведения

Как у любого заболевания, будь физическое оно или психологическое, свои симптомы есть и у такого рода поведения.

Самые распространенные нарушения поведения у подростков — проявление агрессии. Ребенок пытается, таким образом, привлечь к своей проблеме внимание родителей. Не нужно отвечать дошкольнику тем же, это еще больше усугубит ситуацию.

С ней, в некоторых случаях, можно справиться самостоятельно, но чаще лечение требует вмешательство психолога.


Определение асоциальности в поведении

Если же дело касается наркотической или алкогольной зависимости родителей, насилию по отношению к нему, то домашнюю благоприятную обстановку создать не получится. В негативе ребенок может не справиться с эмоциональным потрясением и это приведет к его умственному и физическому тормозу в развитии.

В любом случае если у ребенка появляются частые бурные и агрессивные реакции, протесты и истерики, то лучше отвести его к специалисту. Это поможет не запустить развитие ребенка и направит его в нужное русло.

Совет: Не забывать про игры и внимание. Чаще занимайтесь семейной совместной деятельностью или, если нет такой возможности, выделите на это один день в неделю. Ребенок будет ждать его с нетерпением, и чувствовать только прилив позитивных эмоций.

Последствия неправильного воспитания

Проблема современного воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, чаще всего кроется в самих родителях. Слишком занятые папы и мамы, зачастую, уделять должное внимание ребенку и его развитию забывают, пуская все на самотек.

Последствие такого отношения:

  • агрессивное поведение;
  • непослушание;
  • отсутствие нравственности;
  • отсутствия в общении культуры.

Памятка родителям детей с проблемным поведением

Такие отступления в поведении возникают с раннего возраста. Со временем они будут расти, и приносить больше неприятностей, как самому ребенку, так и родителям.

Свой протест, уже в подростковом возрасте, дети, с отсутствием культурного воспитания, начинают курить, употреблять алкоголь и даже наркотики. Неформальные наклонности, грубость в общении, отсутствие этикета у подростков могут лишить его перспективного будущего.

Вывод: воспитывать дошкольников культурно не менее важно, чем физически и умственно. Научившись правильно преподнести себя в обществе, можно добиться больших успехов в будущем.

Дети — это старость своих родителей. Если к ним поверхностно относиться в дошкольном, школьном или подростковом возрасте, то не стоит ожидать лучшего отношения к себе в старости.


Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Факультет педагогики и методики дошкольного образования
Кафедра педагогики
и методики дошкольного образования

Курсовая работа

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Выполнила:
студентка группы №10/474-зД
заочной формы обучения
Савченко Г.В.

                  Научный руководитель: Пасальская Т.Л.
Москва 2011-2012

Оглавление
Введение ………………………………………………………… …………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ

    Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения……………………………………………………… ..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста………………………………………………………. 17
    Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
    Задачи формирования культуры поведения дошкольника..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики...31
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… ……………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………… ……………..42
            Введение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации,
составная часть общей культуры человечества.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу: "Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем", они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя. Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей .
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались А.В. Мудрик, Р.С. Буре, Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов, В.А. Доскин, С.А. Козлова и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ "Детство", "Азбука общения" позволило сделать вывод, что решение проблемы "Воспитание культуры поведения" в условиях образовательных учреждений для детей дошкольного возраста недостаточно проработано.
Цель исследования – выявить уровень культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания культурного поведения.
Предмет – особенности формирования культурного поведения в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза – воспитание культуры поведения у старших дошкольников происходит при целенаправленной деятельности воспитателя, в процессе организованных занятий с использованием различных материалов .

Задачи исследования:

    Рассмотреть понятие культуры поведения;
    Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.

При проведении работы были использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнительный анализ.

Глава 1

Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

      Культура поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 – 7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: «Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни».
Здесь, термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки .
Сущность составляющих элементов культуры поведения позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение
.
Таким образом, культура поведения человека - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.
Культура поведения не бывает вне культуры общения, и наоборот. Культуру нельзя рассматривать только как среду, внешнее условие или обстановку развития.
Общение не в меньшей степени, чем труд, служит средством развития сознания, которое по своей природе и по способу осуществления диалогично.
Мы говорим о культуре общения как о приобщении к культурно-исторической среде, в которой мы живем. Ею опосредованы все факты культуры. Культура предстает и как образ мира, умение в нем ориентироваться, как овладение культурными стереотипами .
Культура общения обязательно предполагает взаимодействие всех его составляющих: точное отражение отдельных свойств индивида и его личности в целом, позволяющее построить адекватное отношение и на этой основе выбрать соответствующие средства и способы обращения.

Таблица №1
Компоненты культуры поведения

Культура деятельности
    Культура общения
Культурно-гигиенические навыки
Проявлять в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Предусматривать выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагать: - умение не только
действовать нужным
образом, но и
воздерживаться от
неуместных в данной
обстановке действий, слов,
жестикуляции
- культуру речи, т.е. наличие
достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу

Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу. Далее мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.

        Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, в творчестве, т.е. в процессе деятельности. Выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду, в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношения к людям, к труду, вещам.
Под руководством взрослых деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду: игрушки, посуда, мебель, это – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке .
Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют .
К шестому году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или творчества; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности. Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение.
При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.
Но главное воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников. В игре – формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям .
Итак, в этой главе мы рассмотрели понятие культуры поведения, её составляющие компоненты и их сущность. Выделили основные задачи по формированию культуры поведения, их содержание и актуальность. Пришли к выводу о том, что эффективное формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия).

1.1.2 Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду .
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок учится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения с детьми. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками в детском саду и в школе. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения .
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка
стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости .
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение: «ребенок – ребенок», «ребенок – дети» - идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать. Словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения .

1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро. У ребенка сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно – гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно -гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В четыре – пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно- гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»
Дети 3 – 4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение .

Глава 2
Методика формирования культуры поведения детей
дошкольного возраста

2.1. Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:

    Системность. Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
    Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
    Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
    Единство воспитательных воздействий. Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
В результате реализации методических принципов можно ожидать, что ребенок может стать гармонично – развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Важной особенностью содержания методических принципов является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально – эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.

2.2. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения .
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры
игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно
ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Во
всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными
навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения
в
коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с другом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, третьи - не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт проявления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Например: мальчик входит в группу и сразу направляется к игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже здоровался там...» и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях -культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности -трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида
деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Неотъемлемой частью занятий является игра, инсценировки, драматизация, изодеятельности. Использую различные методические приемы: беседы, дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, напоминание, указание, чтение художественной литературы. В занятиях превалируют методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому: «Золотая рыбка», «Цветик - семицветик», «Продолжи предложение», «Если бы я был волшебником».
Результаты, конечно, есть, и они значительные. В группе - атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Ребята стали вежливее и веселее. Они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают.
Ребята играют на прогулке. Все бегают, смеются. Ваня нечаянно толкнул Алину. Девочка упала и заплакала. Ваня останавливается, подходит к Алине, помогает ей встать и извиняется.
Заходя в помещение, мальчики стараются пропустить сначала девочек, взрослых, а затем заходят сами, если кто забывает, напоминают.
Девочки играют с игрушками, принесенными из дома. Аня сидит на скамейке одна. Даша берет ее за руку, дает ей одну из своих игрушек и приглашает в игру.
Каждый ребенок выучил правило-стихотворение на определенную тему и читает, когда бывает соответствующий момент. При многократном повторении дети, в основном, запоминают все основные правила. Например: если кто-то не спит и мешает другим, дети говорят:
Даже если вы не спите,
То лежите, не шумите.
Не мешайте другу спать
И спокойно отдыхать.
Разговаривает за столом:
Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
И даже вспоминают пословицы и поговорки: «Хлеб всему голова», «Когда я ем, я глух и нем» и т.д.
Паша играет в раздевалке, все одеваются. Дети ему говорят: «Кто долго одевается, тот мало гуляет», «Семеро одного не ждут», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается». Дети вспоминают и сами придумывают пословицы к определенным поступкам детей.
Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» и т.д.
Много читаем авторских произведений: С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой, Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина,
и т.д.................

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...