Ребенок не разговаривает с воспитателями в детском саду. Ребенок в садике не разговаривает и не бегает Почему ребенок молчит в садике

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно , что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем , проблем социализации ребенка , нарушения психики , даже нервные и психические заболевания . Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков , которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры , пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

  1. Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь , обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться. Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
  2. Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом . Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению. Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
  3. Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники . Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога .
  4. Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве , когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
  5. Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия . Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
  6. Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей . Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
  7. Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его . Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
  8. Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
  9. Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом . Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива .

Моей внучке 3года.Она не хочет разговаривать в детском саду.Воспитатели все время об этом говорят и отправляют к неврологу. У врача мы были и даже не у одного. Все говорят что ребенок здоров.Дома она совсем другая все говорит,стишки рассказывает,все спрашивает, танцует.Когда я сказала воспитателю, что она не может найти к ней подход, она ответила, что ко всем нашла, а к одной не может найти.Но наверно так и есть? Посоветуйте как себя вести.Она вообще девочка немного стеснительная и не с каждым будет говорить.

Здравствуйте, Марина.

Ребенок отличается от взрослого не тем, что меньше понимает, а только тем, что у него другие средства выражения себя. Он говорит не словами, а поступками. Тот факт, что Ваша дочь в садике не хочет разговаривать, имеет причину. И, на мой взгляд, ограничиться объяснением "это воспитательница не нашла с ней общий язык", недостаточно. Нужно задать вопрос: "Что этим хочет сказать Ваша дочь? Что случилось?" Возможно, она таким образом хочет отгородиться от того, что происходит в садике? Может быть, она хочет таким способом вернуться домой? Может быть, не разговаривая, она хочет стать тем самым "маленькой", вернуться в то время, когда она еще не умела говорить, чтобы добиться внимания и любви , которых ей не хватает в садике?"

Вы можете поговорить об этом с Вашей дочерью. Только не нужно это делать, находясь во власти сильных чувств, а также не стоит пытаться с помощью этого разговора вынудить ее поступать так, как Вам хочется. Целью этого разговора является понимание: "Что происходит? Чего Ваша дочь хочет добиться таким образом? Что ее к этому вынудило?". Можно, например, сказать: "Я вижу, что ты не хочешь разговарить в детском саду. Но я знаю, как ты хорошоо разговариваешь дома. Может быть, ты этим.... (здесь Вы словами формулируете причину, о которой удалось догадаться по ее поведению или еще как-то)". И далее можно сказать: "Садик отличается от дома тем, что там нет мамы и папы, зато есть дети, с которыми можно играть и воспитатели, которые могут тебя многому научить. В жизни нам приходится многому учиться, и это хорошо. Это делает нашу жизнь интереснее, а нас сильнее. Отказываясь разговаривать, ты отказываешься становиться взрослой, сильной и самостоятельной. Думаю, это не в твоих интересах. Может быть, можно твою пробему решить как-то иначе? Я хочу тебе в этом помочь, а ты помоги мне тебя понять и помочь тебе. Ведь я тебя очень люблю".

Вообще, с детьми - с самого раннего возраста - очень важно разговаривать. Объясняя им, что происходит и почему. Без обмана, честно. Если у Вас самой не получится решить эту проблему, Вы можете обратиться за помощью к детскому психологу .

Всего доброго,

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина.

В Вашем письме нет очень для меня важной информации- сколько времени девочка ходит в садик. Если предположить, что Ваша внучка пошла в садик недавно, то возможно, что у неё ещё не закончился период адаптации. Тогда мне нужно знать- когда она пошла в садик, как ведёт себя с этого момента- не нарушен ли аппетит, сон , не появились ли какие-нибудь страхи , энурез, не стала ли внучка более "нервной", не плачет ли по пустякам...много разных вопросов, которые могли бы сделать предположение- почему ребёнок не разговаривает в саду.

Также очень важно, С КЕМ она не разговаривает- со всеми педагогами или с одним, играет ли с детьми, выполняет ли задания на занятиях или нет. Общается ли она с воспитателем в присутствии мамы или бабушки или вообще никогда.

Также важно, были ли когда- нибудь такие случаи, когда девочка уже отказывалась с кем-либо общаться.

Хочу сказать, Вам, Марина, что описанный Вами случай вызывает у меня определённую тревогу, ибо я сталкивалась с детьми, страдающими избирательным мутизмом - симптоматика при этом примерно такая же. А это вобщем- то психиатрический диагноз и если это так- чем раньше Вы обратитесь к доктору, тем лучше. Обычно в таких случаях (у меня в практике такое было 2 раза) я веду ребёнка совместно с психиатром. Со стороны невролога может и не быть никакой патологии, этот специалист занимается функциями нервной системы и рефлексами, а не психикой и поведением. Поэтому если доктор- то именно психиатр. И обязательно детский. При ведении таких детей я беру на себя функцию игровой терапии, опосредованной социализации ребёнка, а доктор- медикаментозной поддержки и оценки рисков. Важно, чтобы доктор, психолог и родители действовали согласовано. Сразу скажу- терапия бывает обычно довольно длительной. Но если её не проводить (я говорю о мутизме), то симптоматика со временем может углубляться и расширяться. Например, в зону отчуждения без особых видимых причин могут попасть родственники, учитель, другие нужные ребёнку люди. И если воспитатель как-то может справиться с ситуацией, то в школе это как правило перевод на домашнее обучение (что не улучшает социализированности ребёнка и лишает его очень важных контактов со сверстниками).

А воспитатель, я думаю, и правда здесь может быть ни при чём.

Если у Вас есть возможность- приходите ко мне на очную консультацию.

Побединская Ирина, Спб.

Хороший ответ 9 Плохой ответ 1

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Спрашивает Екатерина
Нашему сыну 3 года и 1 месяц. Ребенок в семье один. Семья полная - мама, папа. В окружении большое количество родственников (бабушки и дедушки). Беременность проходила легко, без осложнений, роды в срок, баллы по шкале Апгар при рождении - 8-9, родовых травм не было. С рождения на смешанном вскармливании, с 3 месяцев - искуственное. Развитие ребенка было нормальным: рано начал ходить, говорить. С 2 лет посещали группу раннего развития, где ему было не интересно со сверстниками, что проявлялось в неучастии в занятиях, капризах, демонстративного ухода с занятий. Преподавателями было принято решение о необходимости перевода в группу к более старшим детишкам, после чего на занятия стал ходить с большим удовольствием и интересом. До настоящего времени с удовольствием посещал детские театры, музеи, детские центры. Ребенок с 1 года находился дома с няней. С 3 лет пошел в детский сад. Адаптация к детскому саду проходит очень тяжело. В течение первой недели оставляли на 2 часа с дальнейшим постепенным увеличением времени пребывания в саду. С этого времени ребенок считает, что его забывают в саду, хотя ему объясняем, что никто и никогда его не забывает, и забирают его одним из первых. Стал писаться во время ночного и дневного сна. Все время просит не отводить его в садик. Приводили различные доводы, начиная от того, как интересно и замечательно в саду до необходимости зарабатывания денег, которые мы потом можем потратить и на игрушки, и конфеты в том числе. На что он отвечает, что ему не нужны игрушки и конфеты. Когда объясняешь, что все уходят на работу и дома в это время никого нет, говорит, что будет один сидеть. Из детского сада постоянно пытается убежать. Утром расстаемся в течение часа с истерикой и горькими слезами. В саду отказывается ходить на музыкальные занятия и в бассейн (сидит в это время один в группе). На вопрос "почему ты не хочешь идти" отвечает "мне не интересно". В группу раннего развития также отказывается ходить. С детьми в группе практически не общается. От походов в театры, музеи, центры категорически отказывается. В выходные дни, приехав в детский клуб, когда он увидел много детей и игровые комнаты, еще в гардеробе разрыдался так, что пришлось уехать. В последнее время даже просто на прогулку на улицу не хочет выходить. Воспитатели в детском саду уделяют ему много внимания, принимают все возможные меры с их стороны для того, чтобы заинтересовать его и облегчить данный процесс. Дома тоже постоянно окружен вниманием. Однако с каждым днем его поведение только усугубляется. Вопрос: как можно помочь ребенку адаптироваться ребенку к детскому саду? Как это может отразиться на психике ребенка (могут ли появиться какие-либо заболевания на фоне постоянного нервного напряжения)? Когда можно делать выводы о том, что ребенок не садовский? Как заинтересовать его (например, походом в детский театр, в детский центр, на занятия)?

Ответ
Екатерина! Определить, что ребенок "не садовский" можно по тяжелому течению адаптации. Признаки сложной адаптации у вашего сынишки налицо. Продолжая насильно приводить его в сад, вы усугубляете состояние тревоги. Советую сделать перерыв, не водить в сад какое-то время. Кстати, увещевания про то, что родителям нужно работать, что необходимы деньги для игрушек и конфет бессполезны, т.к. маленькие дети эгецентричны (что нормально и необходимо для выживания ребенка в нашем сложном мире и становления его личности), им важны в первую очередь собственные эмоции, потребности, сиюминутные желания. Ему грустно и горько именно сейчас, и именно сейчас необходима мама. Период адаптации накладывается на кризисный период (кризис 3х лет - см. ), поэтому все проявления получаются еще острее и тяжелее для ребенка и окружающих. На фоне постоянного нервного напряжения могут появиться самые различные заболевания - от ослабления иммунитета (отсюда многочисленные соматические проявления, частые простуды с осложнениями и т.д.) до психологических проблем - энуреза, страхов, навязчивых состояний (боится, что забудут в саду). Хорошо бы показать малыша психологу (может быть, есть в детском саду или есть в городе психологический центр, при многих поликлиниках также есть детские психологи).

Спрашивает Елена
Я свою девочку перевела в другой садик. Ребенку в октябре будет 4 года. Нас приняли в младшую группу. Т.е. мы второй год будем посещать младшую группу. Цель перевода: это школа-садик, т.е. после окончания садика ребенок будет ходить туда же в начальную школу. В группе детки, которым на 1 сентября уже исполнилось 3 года, и мой ребенок оказался самым старшим. Я очень переживаю, нормально ли это, в этом возрасте полгода-год - это большая разница. Воспитатели строят программу с учетом 3-х леток, им дают задания, которые моему ребенку уже не интересны. Я на распутье, не знаю что делать, просить воспитателей давать более сложные задания или возвращаться в старый садик в среднюю группу. Переводить в среднюю группу в этом садике боюсь, потому что дочка только привыкла немного и снова перевод - это очередная травма. Помогите советом, может, я зря переживаю? Спасибо.

Ответ
Елена! Необходимо учитывать особенности развития дочки - если она развитая девочка и ей действительно неинтересны занятия для малышей, если в группе нет ее сверстников, лучше перевести в этом саду в другую группу. Просить воспитателей давать более сложные задания и давать дополнительную нагрузку можно, но трудновыполнимо и практически бессполезно - они работают по программе, расчитанной на определенный возраст, обучение детей строится на подражании взрослому и друг другу, т.е. Ваша девочка будет подражать мадышам и может "скатиться" на их уровень. Странно, что Вы не подумали об этом раньше, когда соглашались на обучение дочки в группе малышей. Другое дело, если девочка по уровню развития приближается к трехлеткам, тогда ей бдет интересно и познавательно находиться именно в этой группе, а в более старшей - тяжело.

Спрашивает Алена
Моему ребенку 3,5 года. Семья у нас полная. Он у нас любимый и единственный ребенок в семье. В садик он пошел в ясельную группу в 1,3. Пошел очень хорошо, не плакал, мы, естественно, этому все очень радовались, но возникла проблема, оказалось, что он не общается (не разговаривает) ни с детьми, ни с воспитателями. Дома "на ушах стоит", болтает, играет, балуется, а как только видит чужого человека, замыкается и ни одного слова ни проронит. В этом году пошел в младшую группу садика, прошло 2 месяца, а он ни с кем так и не говорит. Воспитатель сказала, что за 30 лет у неё первый такой ребенок. Что делать, даже не знаю. Если сможете, напишите ответ. Спасибо!

Ответ
Алена! Прежде всего необходимо исключить задержку психического развития и аутизм у ребенка, для этого нужно показаться детскому психологу (причем опытному, чтобы смог установить контакт с ребенком) - поведение дома кажется вам привычным и потому естественным, а специалист, задав ряд вопросов, может заметить проблемы. Если малыш здоров (я надеюсь, что это так) нужно ждать и наблюдать - может быть он предпочитает наблюдать со стороны за детьми, может быть стесняется и ему необходима помощь взрослого, чтобы включиться в общую игру (в возрасте до 4х лет такое случается часто), может быть он застенчив по натуре (см. на эту тему). Как долго длится такое его состояние (первые минуты встречи с незнакомым человеком, 10-15 минут, все время, замыкается, если на него обращают повышенное внимание...) - все это имеет значение.

Материал подготовлен специально
для детского портала
и опубликован 2 ноября 2006 г.

Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой: «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья

Ответ психолога theSolution:

Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.

Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.

Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны - это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.

Источники невротических реакций

Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?

Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом - это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.

Последние материалы раздела:

Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики
Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики

В этой статье мы будем плести из бисера солнечные лучики, упавшие на землю - одуванчики. На языке цветов они означают счастье. Об этом чудесном и...

Торт из памперсов мастер-класс
Торт из памперсов мастер-класс

Торт из памперсов – эффектный подарок, который не только выглядит великолепно, но и может оказаться весьма полезным. Таким эксклюзивом легко...

Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная
Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная

Это мастер-класс для начинающих «Вязание крючком» посвящает воздушной петле. Самую первую петельку вы уже научились вязать на предыдущем уроке, а...