Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать. Как приучить ребенка спать в садике: советы психолога Не хочет спать в садике

Проведите опрос среди родителей старшей или подготовительной группы, и вы узнаете от большинства них, что дома дети уже давно не спят днем. Спросите детей, почему они не любят ходить в садик, и вы услышите, что одна из главных причин - дневной сон. А если организовать садик без сна? Это возможно сделать как силами семьи, так и в дошкольном учреждении.

Когда дочке было примерно четыре с половиной года, у нас начались проблемы с дневным сном. Укладывать ее было все сложнее, часто сам процесс укладывания занимал больше двух часов. В итоге засыпала она часам к четырем пополудни, просыпалась к шести, а укладывание на ночь происходило далеко за полночь. Посовещавшись с мужем, мы решились на эксперимент: не укладывать вообще. В итоге к девяти часам вечера ребенок сам еле доползал до кровати и крепко спал до утра, а родители вечером получали несколько часов времени на себя. В таком режиме мы прожили все лето, но когда пришла пора возвращаться осенью в садик, проблема снова замаячила на горизонте. Марта - очень послушная девочка, а в садике «за компанию» спят даже не очень послушные дети, поэтому она, как и положено, отдыхала два часа и возвращалась вечером домой. После этого вечером начинался сущий ад: ребенок скакал по диванам и по головам родителей до глубокой ночи, а утром, не выспавшись, никак не желал вставать в половине восьмого утра. Родители утешали себя тем, что ребенок выспится в садике, но жизнь в режиме «не можем улечься, а потом не можем встать» напрягала всю семью. Ко всему прочему, я была беременна, поэтому поздние отбои и недостаток сна ощущались особенно остро.

Садик без сна: организация силами семьи

Прожив так около недели и поняв, что долго в таком режиме не протяну, я начала искать решение в интернете. И первое, что я поняла: я не одна такая. Потому что очень немногим детям в 5-6 лет на самом деле еще нужен дневной сон. Каждая мама решала проблемы с садиковским сном по-своему, но в целом было несколько вариантов:

Забрать ребенка из садика, а вместо этого водить на разные секции.
Забирать ребенка после обеда, то есть до дневного сна. Во второй половине дня опять-таки водить на кружки.
Забирать ребенка после обеда, а затем приводить обратно после сна.

Очевидно, что первый вариант подходит мамам, которые вообще не работают, и могут полностью посвящать себя ребенку. Второй - тем мамам, которые работают на полставки или дома. Третий - тем же мамам, но при условии, что садик находится рядом с домом (иначе вряд ли захочется кататься туда-сюда по четыре раза в день).

Я - мама-фрилансер, и садик у нас в пяти минутах ходьбы, поэтому третий вариант показался мне самым удачным. В нашем садике во второй половине дня часто проходят разные занятия: хореография, английский язык, и если забирать дочку после обеда, то она пропускала бы их. Во-вторых, дополнительные два часа для работы ежедневно для меня были очень важны.

В режиме «забираем после обеда и приводим обратно после сна» мы прожили целый учебный год, и вот какие преимущества это дало нашей семье:

Маме:
Ушли проблемы с укладыванием на ночной сон - дочка засыпает около 21 часа и крепко спит 10 часов;
Утром дочка просыпается без будильника в половине восьмого и говорит: «Мама, вставай, пора идти в садик!»;
Снова появилось время на вечернее общение с мужем или же на дополнительные пару часов сна;
После того, как рабочий день поделился на три части: работа (9-12), дневное общение с дочкой (12.30-15), снова работа (15.30-18), стало легче планировать день, я стала больше успевать.

Дочке:
Марта очень привязана к маме и папе, и оставаться одной на целый день даже в пять лет для нее все еще было тяжело. Возможность побыть с родителями несколько часов среди дня снизило психологическую нагрузку, садик стал восприниматься более позитивно.
Если не было сильного ветра и дождя, почти все время садиковского сна мы проводили на улице. Для здоровья это во сто крат полезнее, чем лежать в душном помещении спальни вместе с двадцатью детьми.

Проведите опрос среди родителей старшей или подготовительной группы, и вы узнаете от большинства них, что дома дети уже давно не спят днем. Спросите детей, почему они не любят ходить в садик, и вы услышите, что одна из главных причин - дневной сон. А если организовать садик без сна? Это возможно сделать как силами семьи, так и в дошкольном учреждении.

Когда дочке было примерно четыре с половиной года, у нас начались проблемы с дневным сном. Укладывать ее было все сложнее, часто сам процесс укладывания занимал больше двух часов. В итоге засыпала она часам к четырем пополудни, просыпалась к шести, а укладывание на ночь происходило далеко за полночь. Посовещавшись с мужем, мы решились на эксперимент: не укладывать вообще. В итоге к девяти часам вечера ребенок сам еле доползал до кровати и крепко спал до утра, а родители вечером получали несколько часов времени на себя. В таком режиме мы прожили все лето, но когда пришла пора возвращаться осенью в садик, проблема снова замаячила на горизонте. Марта - очень послушная девочка, а в садике «за компанию» спят даже не очень послушные дети, поэтому она, как и положено, отдыхала два часа и возвращалась вечером домой. После этого вечером начинался сущий ад: ребенок скакал по диванам и по головам родителей до глубокой ночи, а утром, не выспавшись, никак не желал вставать в половине восьмого утра. Родители утешали себя тем, что ребенок выспится в садике, но жизнь в режиме «не можем улечься, а потом не можем встать» напрягала всю семью. Ко всему прочему, я была беременна, поэтому поздние отбои и недостаток сна ощущались особенно остро.

Садик без сна: организация силами семьи

Прожив так около недели и поняв, что долго в таком режиме не протяну, я начала искать решение в интернете. И первое, что я поняла: я не одна такая. Потому что очень немногим детям в 5-6 лет на самом деле еще нужен дневной сон. Каждая мама решала проблемы с садиковским сном по-своему, но в целом было несколько вариантов:

Забрать ребенка из садика, а вместо этого водить на разные секции.
Забирать ребенка после обеда, то есть до дневного сна. Во второй половине дня опять-таки водить на кружки.
Забирать ребенка после обеда, а затем приводить обратно после сна.

Очевидно, что первый вариант подходит мамам, которые вообще не работают, и могут полностью посвящать себя ребенку. Второй - тем мамам, которые работают на полставки или дома. Третий - тем же мамам, но при условии, что садик находится рядом с домом (иначе вряд ли захочется кататься туда-сюда по четыре раза в день).

Я - мама-фрилансер, и садик у нас в пяти минутах ходьбы, поэтому третий вариант показался мне самым удачным. В нашем садике во второй половине дня часто проходят разные занятия: хореография, английский язык, и если забирать дочку после обеда, то она пропускала бы их. Во-вторых, дополнительные два часа для работы ежедневно для меня были очень важны.

В режиме «забираем после обеда и приводим обратно после сна» мы прожили целый учебный год, и вот какие преимущества это дало нашей семье:

Маме:
Ушли проблемы с укладыванием на ночной сон - дочка засыпает около 21 часа и крепко спит 10 часов;
Утром дочка просыпается без будильника в половине восьмого и говорит: «Мама, вставай, пора идти в садик!»;
Снова появилось время на вечернее общение с мужем или же на дополнительные пару часов сна;
После того, как рабочий день поделился на три части: работа (9-12), дневное общение с дочкой (12.30-15), снова работа (15.30-18), стало легче планировать день, я стала больше успевать.

Дочке:
Марта очень привязана к маме и папе, и оставаться одной на целый день даже в пять лет для нее все еще было тяжело. Возможность побыть с родителями несколько часов среди дня снизило психологическую нагрузку, садик стал восприниматься более позитивно.
Если не было сильного ветра и дождя, почти все время садиковского сна мы проводили на улице. Для здоровья это во сто крат полезнее, чем лежать в душном помещении спальни вместе с двадцатью детьми.

В начале нового учебного года проблема сна в садике снова коснулась нашей семьи. У меня на руках уже был грудной младенец, поэтому ходить четыре раза в день в садик стало просто тяжело. И тогда я решила обсудить проблему с родителями нашей группы и с руководством садика. Ведь сделать дневной сон в садике не обязательным и заменить спальни на спортивные уголки предлагали еще Никитины, так почему бы не попробовать?
Для организации дежурной группы неспящих детей нужно сделать следующее:

Составить список родителей, которые не хотят, чтобы их дети спали днем. При наличии в садике двух старших возрастных групп есть шанс, что наберется хотя бы 5-7 желающих.
Обсудить, какие воспитатели будут проводить время дневного сна с детьми за дополнительную плату. Решить, сколько нужно доплачивать дежурным воспитателям за дополнительную работу и сколько должен вносить каждый родитель.
Решить, чем будут заниматься дети во время дневного сна. Например, при хорошей погоде во время сна организовывать прогулку, в случае плохой - проводить время в спортивном зале, который все равно пустует днем. Я была против дополнительных занятий во время сна, так как в садике и без того достаточно большая нагрузка, поэтому хотелось, чтобы это время дети проводили, гуляя и играя в свободном режиме.

Самое главное, что такой вариант подходит уже не только мамам-домохозяйкам и работающим дома. В эксперименте «садик без сна» смогли участвовать и семьи, где родители весь день на работе. В целом, остались довольны как родители, так и дети. Оказалось, что в группе есть дети, которые даже в садике не спали и страдали, вынужденные по два часа лежать в кроватях. После начала эксперимента родители отметили, что дети стали ходить в садик с большей охотой, крепче спать ночью, им стало проще вставать утром. А через месяц число желающих принять участие в нашем эксперименте увеличилось, благодаря чему плата дежурным воспитателям от каждой семьи стала меньше.

Если ваше дитя не хочет засыпать в группе, прежде всего, выясните причину этого. Детей, которые только начали ходить в дошкольное учреждение, в первые дни не стоит оставлять на сончас. Делать это нужно только тогда, когда ребенок привыкнет к тому, что он каждый день посещает детский сад.

Сделайте домашний режим приближенным к распорядку дня в детском саду. Даже в выходные дни и праздники старайтесь его придерживаться. Привыкнув к ежедневной моментов, ребенку будет легче засыпать в детском саду. Сон в середине дня не станет вызывать у него отрицательной реакции, а будет связан с отдыхом.

Причиной бодрствования ребенка во время тихого часа может быть его . В таком случае не нужно заставлять ребенка спать. Попросите воспитателя некоторое время сидеть с ним на кроватке и гладить по спине. Так малыш сможет быстрее успокоиться и, возможно, заснуть.

Чересчур активный малыш, набравшись впечатлений за первую половину дня, просто не может быстро успокоиться. Его мозг перерабатывает полученную информацию.

Ребенок не может заснуть во время сончаса из-за отвлекающих факторов. Такими могут являться шум за окном, жужжание насекомых или некомфортная температура в спальне. В беседе с педагогами группы укажите на эту индивидуальную особенность вашего ребенка.

Замена видов отдыха

Дети , в основном, живут по режиму. Однако, не все дети могут спать в строго установленное время. Внутренний цикл у всех свой. Поэтому воспитателям группы лучше учитывать это в первое время нахождения ребенка в детском саду.

При необходимости можно обратиться к психологу детского сада. В его кабинете созданы условия, позволяющие детям расслабиться. Использование специальных методик позволит специалисту выяснить причину бодрствования ребенка.

Сон в тихий час возможно заменить другим видом отдыха. Можно предложить ребенку просто спокойно полежать в кроватке. Даже если он полежит двадцать-тридцать минут, это даст ему возможность отдохнуть от активной деятельности.

Есть дети, которые категорически отказываются находиться в спальне и не дают другим детям спать. Причины этому могут быть разные. Замените сон тихими играми, например, настольными. Так малыш сможет переключиться на более спокойный вид деятельности и не мешать остальным ребятам.

Чаще всего ребенок, посещающий детский садик, привыкает спать днем, так сказать, «за компанию».

Но малыши в старших или подготовительных группах считают себя настолько «взрослыми», что дневной сон начинают воспринимать как что-то ограничивающее их жизнедеятельность и, как результат, выражают мощный протест.

Часто причины отказа детей спать настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.

  1. Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
  2. Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
  3. Позднее пробуждение по утрам , например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже 22.00 часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с 13.00 до 15.00-15.30, поэтому малыш, проснувшись утром позже 7.00 часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
  4. В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
  5. Боязнь отлучения от матери , разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.
Конечно, всем родителям необходимо помнить о том, что ребенок – это не собачка или котенок, не игрушка и не «солдат», обязанный подчиняться всем приказам, а живой человек со своими желаниями, ощущениями, сознанием и разумом, хотя еще и очень маленький.

Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.

Важно понимать, что не все случаи упрямства и отказы детей что-либо делать основаны на мимолетных желаниях пошалить. Многие капризы имеют более глубокие корни, связанные с обстановкой в семье, отсутствием необходимого внимания, а иногда даже дискомфортом или нездоровьем.

Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.

Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.

Спать или не спать?

очень важен, да и необходим для полноценного физического и умственного развития растущего организма ребенка.

Малыши, которые привыкли спать днем, гораздо активнее, общительнее и дружелюбнее тех ребят, которые отказываются отдыхать в дневное время.

Кроме того, такие детки, отдыхая физически и накапливая энергию, намного легче приспосабливаются к жизненным переменам и быстрее усваивают информацию.

С физиологической точки зрения дневной сон помогает ребенку вывести из организма излишки кортизола – гормона стресса. Оптимальное количество его в естественной норме обеспечивает организм малыша необходимой энергией, а вот его переизбыток мешает уснуть. Кортизол имеет накопительное свойство – чем меньше ребенок спит днем, тем выше уровень гормона, и тем сложнее уложить малыша вечером. И наоборот, если днем ребенок выспался, тем легче его уложить на ночь. Как бы парадоксально ни звучало, но с научной точки зрения сон всегда порождает сон!

Согласно статистике, сон – это естественный процесс и жизненная необходимость каждого человека, а потребность в сне меняется с возрастом. Так, например, новорожденный младенец спит почти целые сутки, бодрствуя всего 4-5 часов. Дети в возрасте от года до трех должны спать 12-14 часов, а вот малыши постарше, от 3 до 6-7 лет, могут спать уже меньше – 10-12 часов. И, конечно, 1,5-2 часа от этого времени все же приходится на дневной сон.

Конечно, все статистические данные немного усредненные, ребенка невозможно «подогнать» под определенные стандарты, да и не стоит этого делать.

Кому-то нужно много спать, кому-то – гораздо меньше.

Главным критерием общепринятой нормы сна все же считается здоровье ребенка, его хорошее настроение, жизнерадостность и улыбка.

Потребность в дневном сне зависит от темперамента детей, фазы их развития (этапов не только физиологического, но и психологического взросления), а также некоторых временных факторов (например: прорезывания зубов, недомогания и даже перемены погоды).

Не стоит торопиться и однозначно причислять ребенка к «мало спящим» детям – всегда необходимо объективно оценивать ситуацию и задавать некоторые вопросы: а достаточно ли спит малыш, просыпается ли он всегда в хорошем настроении, обеспечивает ли сон полноценный отдых ребенку.

Ответив на них, родители могут решать: стоит ли укладывать малыша днем. Недосыпание тоже вредно – кроме развития хронической усталости, расстройств нервной системы, оно может привести даже к задержке умственного развития ребенка.

Психологи пришли к выводу, что недосыпание повышает риск развития синдрома дефицита внимания у малыша, приводит и . Но и чрезмерный сон не полезен – малыши, спящие много и долго, становятся вялыми и неприветливыми, так могут развиваться многие патологические состояния. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за качеством сна ребенка и в первую очередь за его здоровьем, а потом уже делать какие-либо выводы.

Готов ли ребенок к отмене дневного сна?

Малыш взрослеет, его физиологическая потребность в сне значительно сокращается – это естественный процесс.

Чем старше ребенок, тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна.

Но родителям всегда следует помнить о том, что отказ от сна в дневное время значительно увеличивает нагрузку на нервную систему их чада, что может выражаться в частых капризах, возбужденном состоянии, особенно в вечернее время, ночных пробуждениях или раннем подъеме по утрам.

Несколько правил, помогающих определить готовность ребенка отказаться от дневного сна, были определены психологами и врачами-педиатрами многих стран мира:

  1. У малыша на протяжении всего дня сохраняется активность и доброжелательность, хорошее настроение.
  2. После даже непродолжительного сна днем малыш достаточно трудно засыпает вечером.
  3. Без дневного сна ребенок спокойно спит ночью, хорошо и без капризов засыпает вечером.

Если родители замечают, что малыш соответствует вышеперечисленным признакам готовности отказа от дневного сна, то не стоит настаивать на необходимости спать днем – лучше заменить время дневного отдыха на другие, более активные мероприятия, например: прогулки на свежем воздухе; развивающие игры и даже просмотр мультфильмов.

Замена видов отдыха

Если малыш не посещает детский сад – у родителей не возникает проблемы, что предложить ему вместо дневного сна.

Можно, например, водить ребенка на различные секции или кружки, просто гулять на свежем воздухе, если позволяет погода; больше времени уделить общению с малышом – читать книги или вместе .

Но если он ходит в детский сад, то проблема отказа от дневного сна встает гораздо острее.

Сегодня практически не существует дошкольных учреждений, где дневной сон детей заменялся бы другими видами их деятельности, тем более для небольшой группы малышей (по физиологическим особенностям не все дети готовы полностью отказаться от дневного отдыха).

У родителей и педагогов невольно возникает проблема, которую все же можно решать, используя несколько вариантов:

  1. Можно забирать малыша из сада на время дневного сна и водить его на различные кружки, а затем приводить обратно – ведь во многих садах и после полдника проводятся развивающие занятия.
  2. Совместно с некоторыми родителями, чьи дети также не спят днем, договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей. Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время в спортзале, на прогулке или же просто играя в свободном режиме вне спальни.

Педиатры и психологи советуют: при правильном формировании графика сна своего ребенка родителям необходимо прежде всего ориентироваться на здоровье малыша, его физиологические и психологические потребности и особенности.

Видео на тему

Дома сын спал днем через день, а в садике он вообще отказался от дневного сна. Чем это плохо? Оказывается, именно дневной сон позволяет вывести из детского организма кортизол, гормон стресса.

Поэтому детки, которые не спят днем, к вечеру особенно возбудимые и уставшие.

Парадокс! Чем больше устает малыш, тем труднее ему уснуть.

Что делать, если ребенок плохо спит в садике или вообще отказывается от послеобеденного отдыха? У нас есть несколько советов!

Совет 1: если ребенок не хочет спать, может, он уже перерос дневной сон

В 3 года почти все дети спят днем. К 4м годам только половина малышей укладывается на дневной сон. В 5 лет нуждаются в регулярном дневном отдыхе лишь 25% деток.

Если ребенок плохо спит или вообще отказывается от отдыха, может, у него нет потребности во сне днем. Попробуй договориться с воспитателем, чтобы кроха просто лежал с закрытыми глазами.

Когда мой сын отказывался ложиться в старшей группе, воспитательница пошла навстречу. Ребенок не хочет спать? Хорошо, пусть тихо собирает пазлы или рисует.

Совет 2: ребенок не хочет спать в садике? Попрощайся с ритуалами дома

Из-за непривычной обстановки малыши поначалу нервничают и не могут расслабиться в садике. Ребенок не хочет спать, потому что рядом нет любимого мишки, маминой колыбельной и теплого одеяла.

В садике? Попробуй свести домашние ритуалы укладывания к минимуму. Пусть малыш учится засыпать без укачиваний, песен и бутылки с компотом. Тогда и в садике все получится!

Совет 3: ребенок плохо спит в садике? Признай его чувства

Когда мой сын говорил, что не может уснуть, я, признаюсь, не сразу стала его поддерживать. Я думала о том, что у других детей же как-то получается уложиться на дневной сон!

На самом деле, малыш переживает серьезный кризис разделения с мамой. Говори почаще с ним об этом: что воспитательница позаботится о нем, что вечером вы вместе пойдете на любимые качели… Если ребенок не хочет спать, он обычно тревожится. Вдруг мама вообще не заберет! Так что уделяй карапузу побольше внимания и объясняй, что ты обязательно за ним придешь.

Последние материалы раздела:

Узоры на ногтях для начинающих поэтапно
Узоры на ногтях для начинающих поэтапно

Красивый маникюр, украшенный рисунками, выглядит завораживающе. Он не скучен и имеет свою изюминку. Рисунки могут быть самыми разнообразными,...

Определение формы лица по размерам
Определение формы лица по размерам

Вы когда-нибудь слышали, что какая-то прическа идеально подходит к какой-то форме лица? Вы задумывались о том, что это значит? А ведь...

Нюша или пупсы из капрона
Нюша или пупсы из капрона

Таких милых, симпатичных пупсиков можно сделать из самых обычных капроновых носков или колготок. Итак, интернет-журнал «Сорокалетние» предлагает...