Во что поиграть с 6 месячным малышом. Развивающие игры для детей шестого месяца жизни. Во что будем играть

Первый год жизни малыша - это довольно-таки непростой, но очень увлекательный период жизни для каждой молодой семьи. Каждый новый месяц приносит новые сюрпризы и открытия, которые буквально переворачивают все представление о развитии ребенка, сложившееся после просмотра многочисленных роликов от экспертов на канале ютюб.

Конечно, есть определенные общие рекомендации и советы, которые знать нужно обязательно, но все же самое главное для себя уяснить одну простую истину, которая в любой «спорной ситуации» должна всплывать у вас в голове, а именно «все дети разные и развиваются в своем индивидуальном режиме». Главное сделать все от вас зависящее, чтобы уделить своему малышу максимум внимания и вашей материнской любви. Ну а ребенок сам будет подсказывать вам, что ему интересно, а что не очень. Нужно просто уметь распознавать его намеки

Ну а я просто поделюсь с вами своими открытиями и наблюдениями в процессе развлечения своей шестимесячной малышки. В полугодовалом возрасте она уже практически стала осознанным человеком, со своими особенностями характера, привычками и увлечениями. Итак, как же мы развлекаемся?

Игрушки

Про игрушки (особенно про всевозможные «развивающие игрушки» для детей 6-месячного возраста) могу сказать одно, покупать их не стоит. Точнее можно ради интереса купить парочку и посмотреть на реакцию вашего ребенка, но, опять же судя по своему опыту, дети в таком возрасте гораздо лучше реагируют на вещи и предметы «естественного происхождения», либо сделанные своими руками.

Мы накупили множество разных шуршалок, гремелок, вертелок, сверкалок и т.д., но вот увлеченно играет наша девочка только с одной игрушкой, которую наш папа в каком-то невероятном творческом порыве сделал для нее своими руками.

При этом ее себестоимость составила всего около 150 рублей, в отличие от большинства развивалок, стоимость которых начинается от 250 рублей и выше.

Также она предпочитает всему разнообразию ярких и интересных (на наш взгляд) игрушек какие-то простые вещи, для игр вовсе не предназначенные (опять же по мнению родителей). Это и разные баночки, и пакетики, и ложки, и вата, и подгузники, и все что угодно, лишь бы не игрушки. Ребенок учится за счет подражания родителям, и он хочет играться именно с теми вещами и предметами, которыми, как он замечает, пользуются родители.

В стоящем перед ней выборе: поиграть с новой шуршащей игрушкой (например, слоник с разнофактурными поверхностями) или с шуршащим пакетиком от этого слоника, она всегда склоняется в пользу последнего.

Мы даже провели эксперимент: подвесили ей на кроватке пакет полный ярких игрушек и пакет с разными средствами детской гигиены. Так вот пакет с игрушками оказался практически в полном игноре

Поэтому для себя мы четко уяснили : шестимесячным детям еще не нужно каких-то сложных и сильно ярких игрушек. Что-то сделанное своими руками или привычные предметы домашнего обихода представляют для них гораздо больший интерес. Ну а время «сложных механизмов» еще придет, всему свое время.

Так что в 6 месяцев не нужно усложнять развлечения для малыша. Потратить деньги на дорогие игрушки у вас еще будет время.

Книжки и разговоры

В отличие от игрушек, которые в 6-месячном возрасте еще не сильно надолго могут занять вашего малыша, очень хорошим развлечением для него является чтение с мамой разных книжек, просмотр картинок (обязательно с пояснительными комментариями мамы) или простое наблюдение за тем, как общаются два человека, например, мама и папа, но при этом обязательно, чтобы время от времени ребенка тоже подключали к разговору.

Этот метод всегда на сто процентов работает и развлекает малыша лучше, чем что-либо еще. Дети любят, когда с ними разговаривают, поют песенки, читают книжки и т.д. У нас с дочкой именно этот процесс является самым любимым ежедневным развлечением, которому мы можем посвящать хоть сколько много времени.

Прогулки и упражнения

Также в шестимесячном возрасте у малыша появляется огромный интерес к прогулкам на улице в коляске. Точнее даже этот интерес проявляется в тот момент, когда он начинает сидеть.

Раньше моя малышка вообще не проявляла особого энтузиазма к прогулкам, и этот процесс ей быстро надоедал. Сейчас же, после того как она освоила искусство сидения, гулять мы стали в разы больше, а ее поведение на улице также разительно изменилось. Мы можем часами гулять в коляске, а она в это время сидит молча и увлеченно изучает окружающий мир. Так что ежедневные прогулки на свежем воздухе занимают второе место в моем рейтинге развлечений 6-месячного ребенка (после книжек).

Смотреть в окно

Чем старше становится ребенок, тем сильнее у него проявляется тяга к познанию окружающего мира. Поэтому нужно сделать все, чтобы малыш мог в полной мере реализовать свою тягу к новым впечатлениям и знаниям.

Планировка нашей квартиры позволила нам организовать игровое место для малышки прямо на уровне окна (окно не открывается), и это стало еще одним из способов для ее самостоятельного развлечения. Она может на протяжении многих минут увлеченно смотреть в окно, познавая окружающий мир. Этот процесс день ото дня ей не надоедает.

Яблочко

И еще одним способом того, как развлечь ребенка в 6 месяцев, являются погрызушки твердых фруктов или овощей, в нашем случае это любимое яблочко

Если вы уже ввели в рацион питания своего малыша первый прикорм , то вполне можете доверить ему кусочек твердого зеленого яблока. Нашу малышку этот процесс может спокойно занять минут на 20. Она так в него погружается, что ее уже не интересует все, что происходит вокруг.

Вот такие незамысловатые, но очень действенные способы развлечения полугодовалых детей я могу вам посоветовать. А как вы развлекаете своего ребенка?

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?

  1. Капуста
    Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.


    Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.
  2. Туннель
    Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
    Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами.
  3. Преодолеваем преграды
    В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.


    Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
    Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости.
  4. Шуршунчики
    Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
    Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации.
  5. Коробочки
    Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
    Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
    Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия.
  6. Стаканчики
    Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.


    Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
    Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей.
  7. Угадай мелодию
    Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
    Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.).
  8. Домашний сортер
    В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.


    Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой.
  9. Расфасовка
    Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
    Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики.
  10. Кто сильнее дунет
    Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.


    Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
    Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.

Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.

Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.

Важность игр с малышом

Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».

Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью - без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже. Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры - самый лучший способ сделать это.

Играть с малышом - это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей - научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку - колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.


Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку - игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.


Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.


Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев - самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним - его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца - он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.


В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу - перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.


Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры - перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы - говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим - так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Развивающие коврики представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов - животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.


Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Как понять, когда усложнять забаву?

Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.

Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода - дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие - вечером.

Результаты

Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:

  • Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
  • 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
  • Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.

Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!

Как только в семье появляется ребенок , он тут же становится центральным персонажем. Родители с удовольствием наблюдают ежедневное развитие младенца. Как держит головку, как поджимает ножки, как хмурит бровки – каждое новое действие воспринимается как событие вселенского масштаба.

Время летит незаметно и всего через полгода малышу уже недостаточно ласкового общения с мамой, ему хочется познавать весь окружающий мир. Родителям важно знать, чем заниматься с ребенком в 6 месяцев для его активного и гармоничного развития.

В какие игры можно играть с шестимесячным малышом

Игры с шестимесячным малышом

Полгода – переходный момент в развитии ребенка . От осознанного комплекса оживления малыш стремительно набирается новых впечатлений и навыков на пути к самостоятельности.

Задача взрослого помочь крохе осваивать мир, делая его доброжелательным и безопасным.

Все игры, в которые можно играть с полугодовалым малышом, призваны обеспечить правильное физическое и психоэмоциональное развитие.

Физическое развитие включает в себя:

  • Моторные навыки (хватать, сидеть, стоять)
  • Ориентация в пространстве (совершенствование вестибулярного аппарата)

Игры на развитие моторных навыков

  1. Тянемся к игрушке и учимся ползать. Цель игры вызвать у малыша желание дотянуться, доползти до заинтересовавшего предмета, обследовать его. Для этого на коврике раскладываются различные игрушки на расстоянии до полуметра друг от друга. Ребенка кладут на спину так, чтобы в поле его видимости была одна интересная игрушка. Нужно привлечь внимание малыша (позвенеть или пошуршать ) чтобы он повернул голову, а затем перевернулся на животик. Так укрепляется мышечный каркас. После того как лежа на животе ребенок изучит первую игрушку, привлекают внимание ко второй, до которой ему придется доползти. Поначалу дети пятятся назад, поэтому родитель должен подставлять под ножки ребенка опору. Когда малыш научится по-пластунски ползти вперед , можно приступать к обучению передвижению на четвереньках. Для этого под животик подкладывают подушку валик и сгибают ножки. Ребенок очень быстро поймет удобство вспомогательного устройства, а уже через неделю-другую регулярных занятий будет обходиться без него.
  2. с игрой в прятки. Цель: научить ребенка вставать в манеже, фиксировать внимание. Мама приседает перед манежем, так чтобы ее не было видно, а затем, выглядывая из-за него, весело говорит: «Ку-ку!». Ребенок научится ждать появления мамы в одном и том же месте. После нескольких «ку-ку» малыш заинтересуется, куда за краем манежа исчезает мама и начнет вставать, держась за бортики.
  3. Учимся хватать. Цель игры научить ребенка брать предметы всеми пальцами. Для этого отлично подходит мешочек или коробочка, в котором находятся различные по форме и фактуре предметы. Мама достает по одной игрушке, показывает и рассказывает что это. Затем предлагает ребенку (первый раз сама опускает руку малыша в коробку) достать что-нибудь приговаривая: «Давай поищем, что там есть?»

Игры на ориентацию в пространстве

  1. « Скачки». Качать ребенка в разные стороны на коленях под потешку в стиле «ехали-ехали, в ямку – бух!»
  2. « Живой тренажер ». Мама, лежа на спине, сгибает ноги в коленях и на голенях качает ребенка , лежащего на животике лицом к маме, держа его за руки. Малыши обожают такое развлечение, а мама тем временем подкачивает пресс.
  3. « Самолетик ». Родитель берет ребенка под животик двумя руками с разных сторон и кружит в воздухе, одновременно поднимая малыша то выше, то ниже уровня собственной груди. Важно делать это максимально плавно и медленно!
  4. « Танцы». Под любую ритмичную музыку мама танцует с ребенком на руках, держа его за руку. Можно подергивать ручкой малыша вверх и в стороны в такт музыке. Благодаря таким танцам, очень скоро малыш сам будет поднимать руки, и пританцовывать при звуках ритмичной музыки.
  5. «Фитбол ». От катаний на гимнастическом мяче дети приходят в полный восторг. Полезную гимнастику легко превратить в игру. Положите интересную игрушку на диван, а ребенка на мяч, лицом вниз. Держите крепко за ноги и подстраховывайте тело. Раскачивая мяч вперед – назад приближайте малыша к игрушке, он будет стараться схватить её. Таким способом у ребенка формируется представление о расстоянии в пространстве, руки учатся действовать в тандеме с глазомером.

Игры с зеркалом

Развивающими принято называть игры, стимулирующие психоэмоциональную сферу ребенка . Заботливые родители не всегда знают, во что и как играть с младенцем, которому едва исполнилось полгода.

Между тем это очень важный период в жизни ребенка . Именно в этом возрасте обостряется восприятие и активизируется наглядно-действенный характер мышления.

Родители просто обязаны не упустить драгоценный момент и всячески способствовать развитию всех сфер восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и время).

  1. Игры с зеркалом. Если знакомства с зеркалом не произошло ранее, то полгода – самый подходящий для этого срок. Мама с малышом на руках встает перед зеркалом, приговаривая: «Где (имя ребенка )?- Вот (имя)!» при этом ладонью ребенка поочередно дотрагивается до его груди в реальности и в отражении. Те же манипуляции проводятся и в отношении мамы: «Где мама? – Вот мама!»

Когда малыш привыкнет к собственному отражению, можно играть в игры, изучающие тело малыша: «Где глазки? – Вот они глазки! Где ротик? – Вот он ротик!» и т.д . Указательные действия производит мама рукой ребенка . Через некоторое время кроха и сам научится показывать себя и части своего тела в зеркале.

  1. Игры на развитие слуха, внимания и памяти. В 6 месяцев ребенок еще неспособен запоминать большое количество информации, а внимание его очень избирательно и кратковременно. Поэтому игры не должны быть слишком сложными, лучше – основанными на одной – двух игрушках. Мама сама моделирует различные ситуации, насколько позволит фантазия.

Игры на развитие слуха

«Дело в шляпе». У малыша на глазах накройте любимую игрушку шляпой или одеяльцем так, чтобы он видел какую-нибудь её часть (хвостик, лапку). Удивленно спросите: «Где зайка (игрушка)?» Важно проявлять неподдельное удивление и искать вместе с ребенком игрушку. Приподняв шляпу, найти её и радостно сказать: « Вот же она! Спряталась!» Снова накрыть игрушку и добиваться повторения действий малышом.

Также можно играть и с музыкальными «говорящими» игрушками. Накрыв игрушку одеяльцем, незаметно включить её. Искать вместе с ребенком : «Кто это поет ? Где он?»

Игра «Наперстки ». Для игры можно взять 2 коробки под одной из которых спрятать игрушку. Искать вместе с ребенком , поднимая коробки, куда спрятался тот-то: «Давай посмотрим: здесь? Здесь нет. А может быть он здесь? Вот он!»

  1. Игры на развитие речи. В возрасте 6 месяцев ребенок внимательно следит за артикуляцией взрослого. Поэтому произносить различные слоги можно усадив ребенка на колени лицом к себе. Можно читать детские стихи, петь песенки, главное, чтобы малыш видел, как производятся звуки.

Полезно давать ребенку с «неигровыми» предметами окружающего пространства. Это могут быть ложки, пластиковые чашки, разноцветные кухонные контейнеры, кастрюли с крышками. Мама может брать ребенка на кухню, если позволяют условия. Стелить на пол одеяло, усаживать ребенка и давать на обследование поочерёдно различные предметы из кухонной утвари. Дети любят возиться с такими «игрушками», а мама успеет приготовить ужин. Манипулируя предметами быта, ребенок знакомиться с цветом, формой, фактурой, весом и температурой.

Для развития мелкой моторики можно сшить или купить небольшие мешочки, в которые насыпать различные крупы: гречку, горох, пшено. Плотно завязанные мешочки давать по одному в руки малышу.

Аналогичным образом делаются погремушки для развития слухового восприятия. В пластиковые бутылочки насыпаются разные крупы, звенят они тоже по-разному.

Простор для развития ребенка в обычной квартире неограничен. Существует только два правила:

  1. Все предметы должны быть чистыми и безопасными (не иметь сколов и острых углов).
  2. Все игры проходить под пристальным вниманием взрослого.

Выбор подходящих игрушек для малыша

Развивающий коврик

Полугодовалому ребенку еще не требуется много игрушек. Родственники и друзья наверняка надарят много разнообразных плюшевых мишек и зайчиков. А родители должны позаботиться о приобретении определенных развивающих приспособлений.

  1. Развивающий коврик – нужная и очень полезная вещь. В магазинах сейчас огромный ассортимент этого изобретения. Выбирать нужно тот, на котором больше разно-фактурных элементов, с пищалками на резинках, «шуршалками », аппликациями на липучках. Такой коврик будет интересен ребенку до 8— 9 месяцев. Затем можно убрать его и доставать время от времени. Малыш обрадуется, увидев «старого друга» снова.
  2. Мягкие книжки для купания. Лучше приобретать книжки с детскими стихами. Регулярно читая малышу короткие стишки, родители подготавливают базу для успешного речевого развития. Кроме того, они очень яркие и легко моются.
  3. Музыкальные игрушки. Для развития слуха понадобятся две – три поющие плюшевые небольшие игрушки. Возможно, одна из них станет любимой. Обязательно в арсенале иметь бубен, неваляшку, пианино с большими клавишами. Эти классические игрушки пригодятся на протяжении всего периода раннего детства.
  4. Кубики. Полугодовалому малышу подойдут мягкие кубики, сшитые из различных тканей. Сейчас он будет их только ощупывать и пробовать на вкус, а в дальнейшем научится ломать построенные мамой башенки. С помощью кубиков ребенок изучает цвет и форму, пополняет запас тактильных ощущений.
  5. Мяч. В 6 месяцев ребенок еще не сможет играть с резиновыми мячами, они слишком тяжелы для него. А вот мягкий тряпичный аналог подойдет как нельзя лучше. Его можно хватать и катать, активно развивая наглядно-действенное мышление.
  6. Игрушки для купания. В возрасте 5— 6 месяцев ребенка можно купать в большой ванне. Плавающие вокруг малыша уточки и рыбки разнообразят принятие водных процедур и познакомят с новыми свойствами предметов. Главное, чтобы игрушки для купания были непотопляемыми.
  7. Логические . О развитии логического мышления в 6 месяцев не может быть и речи. Но знакомство с формой и цветом, а также развить навыки манипулирования с предметами помогут пирамидка и «куб-сортер ».

Играть в логические игры нужно обязательно вместе с ребенком . В этом возрасте он способен научиться снимать с основы кольца пирамидки, вынимать из куба различные фигурки, изучать их форму, размер. На данном этапе эти игрушки также способствуют развитию мелкой моторики.

Выбирая игрушки для маленького ребенка , родители должны руководствоваться следующими критериями:

  • Безопасность. Игрушка должна быть выполнена из нетоксичных материалов и не иметь острых углов и деталей, которые легко отломить и проглотить.
  • Размер. Игрушка должна быть такого размера, какой ребенок сможет самостоятельно держать в руках. Огромные плюшевые медведи младенцу совершенно ни к чему.
  • Гигиеничность. Игрушки должны быть выполнены из таких материалов, которые можно мыть и стирать.

С шестимесячным ребенком играть можно во множество игр, любая игра, предложенная любимой и любящей мамой, ему обязательно понравится!

Видео о развитии малыша:

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...