Экологическое воспитание детей средствами фольклора. Экологическое воспитание в народной педагогике Мбоу новоленинская сош

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.

Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),

Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произве­дения фольклора. Широкое распространение получили богатыр­ский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувше­го, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, послови­цы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифоло­гические сказания о происхождении земли, растительного и жи­вотного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссозда­ют историческую, трудовую и социальную жизнь якутского наро­да, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.

Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.



Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.

Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.



В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.

В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.

Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.

Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».

И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.

Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.

В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:

Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

Идея труда в преобразовании окружающей среды.

Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.

С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.

В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.

Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.

Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.

При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.

При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.

При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.

При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.

Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:

Разнообразить методы и формы экологического воспитания;

Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;

Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.

Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.

Елена Сустайкина
Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Доклад на тему : «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора »

Воспитатель :Сустайкина Е. Л

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой , это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера .

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире , её тяжёлые последствия, экология родного края , засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду .

Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

Русские народные песенки, за клички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды . Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки : «Уж как я ль мою коровушку люблю» , «Пошёл котик во лесок» , «Сидит белка на тележке» и другие.

Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей , способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались .

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок : «Петушок, петушок» , «Курочка моя» , «Два весёлых гуся» , «По ровненькой дорожке» . Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки : «Солнышко» , «Во сыром бору тропинка» , «В тёмном лесе» , «На зелёном лугу» , «Уж ты сад» ; русские народные игры : «У медведя во бору» , «Две тетери» ; потешки : «Чики, чики, кички» , «Ножки, ножки, куда вы бежите» , «Ты, рябинушка раскудрявая» , «Закатилось красно солнышко» .

На занятии «Зимующие птицы» использую потешки : «Сорока-белобока» , «Сорока, сорока» ; народные попевки и песни : «Синичка» , «Гули, гули, гуленьки» , «Скок, скок, поскок» , «Воробей» , «Ворон» , «Летят сороки» .

На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки : «Дождик» , «Радуга» , «Во поле берёза стояла» ; заклички : «Дождик, дождик пуще» , «Солнышко вёдрышко» ; потешки : «Как на лугу, лугу» , «Травка-муравка» . Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса , о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии : «Во поле берёза стояла» , «На калине белый цвет» , «Поехали, поехали» , «Закатилось красно солнышко» , провела русскую народную игру-хоровод «Деревья» .

На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например : «Зима завывает, да людей не пугает» , «Лето для старанья, а зима – для гулянья» , «В осеннее ненастье семь погод во дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла» ; русских народных песен и попевок : «Как по лугу, лугу» , «Ласточка, ласточка» , «Весна, весна красная» .

Провела занятие «Правила поведения в природе» , где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе , любовь к берёзке – символу России.

Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры : «Гори, гори ясно» , «Коршун и наседка» , «Гуси-гуси» , «Заинька» , «Идёт медведь» , «Тень-тень-потитень» и другие.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание , тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы , понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры , формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.

Тема: Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который по словам А. Н. Толстого, как «изустная литература была достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке).
ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
В своей работе опирались на программу Боргановой Р. А. “Туган як табигате белән таныштыру”.
Татарское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.
Загадки, скороговорки, считалки, зазывалки, пословицы и поговорки, песни, сказки, небольшие стихи предлагали детям в процессе наблюдения. В
В практике использовали загадки. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки - вопросы, загадки – задачи.
Ипи түгел, су түгел,
Авыр түгел, аз түгел,
Ансыз яшәү мөмкин түгел. (hава)
Тәңкә карлар сипкән,
Җирне ап-ак иткән,
Чыршы, каен, имән
Кардан чикмән кигән.
Бу кайчан? (Кыш)
Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответсвенно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирущим началом стало умственное воспитание. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых раличных областей человеческой жизни. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Имея запас загадок наблюдения можно сделать очень интересным.
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, который очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции. Использовали скороговорки со словами, связанными с природой.
Җәйнең ямьле көннәрендә
Җиләк җыя Җәмилә.
Кара карга кардан бара
Канатларын кага-кага.
Из всего многообразия жанров детского устного творчества интересны и считалки. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.
Каенда – карга.
Имәндә – чыпчык,
Җирдә – елан.
hавада – кош,
Бар син дә оч!
Воспитывающие функции выполняют и зазывалки (тип песен). Они способствуют формированию у детей положительного отношения к природе, друг другу. Они обычно связаны с временем года или отдельными явлениями природы: в феврале дети зовут солнце; весной – зазывают птиц; летом – просят, чтобы пошел или прекратился дождь.
Кояш, чык!

Болыт кач!

Без уйнарбыз җылыткач.

Сыерчык, сыерчык,

Күк күлмәгеңне киеп чык;

Үзеңнеке булмаса,

Атаңныкын киеп чык.

Яңгыр яу, яу, яу!

Сине көтә җир, җир, җир!

Безгә күмәч бир, бир!

Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна – прилет птиц, радуга – дождь, осень - урожай и т. д.).

Пословицы и поговорки – один из основных и наиболее популярных видов творчествыа народа. Народами Поволжья создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, осттоумных и художественно ярких пословиц и поговорок.

Агач беленә җимешеннән,

Адәм – эшеннән.

Народные песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Например содержание колыбельных песен изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных.

Песи, песи –нечкәбил,

Бала тирбәтергә кил.

Җылы җирдә яшәрсең,

Ап – ак күмәч ашарсың,

Тәмле сөтләр эчрсең,

Ашап тугач уйнарсың,

Уйнап тйгач йокларсың.

Бәлли-бәү!

Сказка – древнейший по происхождению вид фольклора. Е.Н. Водовозова рекомендовала выбирать народные сказки обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы”. Например “Кот и лиса”, “Коварная лиса”, сказки о временах года “Ай белән кояш”, “Бүләк кемгә?”

Народные праздники – кладезь национальной культуры. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Мы провели такие праздники как, Сөмбелә, Науруз (новый день), Карга боткасы, Сабантуй (перед началом весеннего цикла).

В летнее время просила рассказать детей, где они были летом, куда ездили с родителями, были ли на природе, что интересного происходило во время отдыха, какие впечатления остались от посещения дачи, деревни, других мест. Во время прогулок наблюдали за цветущими растениями участка. Проводила подвижные игры: “Кыңгырау чәчәк”, “Көн-төн”, “Инеш аша сикереп чык”.

Наблюдая за цветами, приходили к выводу, что все цветы разные. Уточняли название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков и т.д. Побуждала искать сравнения, задумываться над названиями.

Детям загадывала загадки о цветах.

Төрле-төрле төстә алар,

Бу төсләр каян килгән?

Хушбуй исе аңкыталар,

Кем аны сөртеп йөргән? (Чәчәкләр)

Нечкә яшел сабакта

Юл буенда шар үскән.

Кай арада җил искән,

Ак шар очкан да киткән. (Тузганак)

Рассказывала о насекомых, например божья коровка, бабочка. Объясняла, что они помогают растениям расти. Учили стихи:

Камка түти оч, оч.

Анаң салма пешерә,

Атаң ашап бетерә.

Летом расширяли и уточняли представления детей об овощах и фруктах. Поливали с детьми лук. В процессе работы предлагала детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. Учили с детьми пословицы о трудолюбие.

Җирне сөйгән ач булмас.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание.

Ежедневно наблюдая с детьми погоду, отражаем их в календаре природы. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, снег. Качественное наглядное пособие помогли сделать родители.

В уголке дежурства назначали дежурных. Осуществляли индивидуальный подход к детям: изыскивали приемы, направленные на поддержание у них интереса к уходу за растениями и животными, на воспитание положительного эмоционального отношения к живым существам.

В ненастную погоду, когда нельзя гулять пели песни, рассказывали стихи, слушали диск с голосами птиц. Читала детям сказки: «Төлке белән каз”, “Ябалак”, Аю белән бабай”, “Кәҗә бәтиләре hәм бүре”. Играли с детьми подвижные игры такие как “Кошки- мышки”, “Казлар аккошлар” Продолжали цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Какое тело у рыбки?». С помощью этих наблюдений показали детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что аквариумом надо следить и ухаживать, также уточняла представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела. В дальнейшем планируем провести наблюдения: «Как рыбки отдыхают?», « Зачем рыбкам глазки?» и т.д.

В свободное время рассматривали с детьми семена цветущих растений, которые собирали на своем участке. Раскладывали их по коробочкам, показывала открытки и просила ребят определить, у какого растения какие семена. Объясняла, что всю осень и зиму семена будут лежать, а когда наступит весна и станет тепло, все вместе будем их сажать, чтобы выросли красивые цветы.

Мы убедились, что в работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы.

Табигатьне саклаган – үз яшен аклаган.

Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит он скоро прекратиться.

Яңгыр тамчысы су өстендә эре булып, күбекләнеп торса, янә яңгыр булыр.

Осенью уточняли и расширяли представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, организовали с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей учили отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака и т. д. Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений - прикрепленность к земле. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т. д.). В каждом листочке учили видеть прекрасное, обращали внимание на то, что листья имеют разную форму и окраску; предлагали из опавших листьев выбрать самые красивые. Проводили беседы на темы: «Что знаем об осени», «Как готовятся к зиме звери», «Отлет птиц» и другие. Родители изготовили поделки из природных материалов. С детьми разучивали такие татарские пословицы как:

Язның байлыгы – кояш, көзнең байлыгы – уңыш.

Кышкы кар – көзге икмәк.

Загадывали детям загадки, в которых описывается поведение зверей:

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

С помощью сказок знакомили сказочными персонажами животных. Сравнивали их реальными обитателями леса (заяц, волк, медведь, лиса). Объясняли, что настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу: некоторые запасаются на зиму, а другие готовятся к спячке.

В уголок природы поместили дары осени - овощи, фрукты, ягоды. Детей учили различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

В прогулке, знакомили детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

В зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе является важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Показывали детям, что комнатные растения и животные уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут; животные подвижны, ведут активный образ жизни. Дети совместно с воспитателем устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, животных регулярно кормят, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, животных соответствуют их потребностям.

Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяли причины его различия. Устанавливали причину почему растения на улице не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замерзла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Сообщала детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагала аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли. В группе посадили лук и наблюдали как она растет.

Увлекательны и интересны наблюдения зимой. Сколько радости и новых впечатлений приносит зима детям! Мы любуемся заснеженными деревьями, обращаем внимание на зимующих у нас птиц. С помощью родителей устраиваем кормушки для них. Невозможно воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе.

Во время наблюдений зимой за льдом, снегом, погодой также загадываем загадки.

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно

Ни в огне горит, ни в воде не тонет.

Используем пословицы.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик да стоять не велит.

Также наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».

Организовали зимнюю подкормку птиц на участке. Вместе с детьми осматривали сделанную родителями кормушку. Обсуждали, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирали место, решали как ее повесить. Подобрала для этого случая народную песенку «Воробей»

Что желаешь, воробей?

Мне бы горстку отрубей,

Мне бы зернышек пшеничных,

Хлебных корочек обычных.

Также интересны зазывалки про птиц.

Килегез, кил, кошкайлар!

(күмәкләп әйтер өчен)

Чыпчык, чыпчык, чык-чырык.

Җим сиптем, кил тиз очып!

Песнәк, песнәк, кил тизрәк-

Җим сибәм сиңа әзрәк!

В весенний период расширяли знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учили устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Загадывали загадки

Сикереп төшә, бозны тишә.

Проводили беседы на тему: «Жизнь диких животных весной», «Правила поведения в лесу».

Давали элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показали, что скрывается за названием некоторых бабочек. Объясняли пользу насекомых. Использовали такие зазывалки

Әйт әле, чикерткә,

Сине ншрсә сикертә?

Сайрый белми сайрыйсың,

Бертуктамый кич иртә.

Зазывалки помогают воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Знакомили с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учили находить различия по листьям; устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение), между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением.

Таким образом, использование в работе малых форм фольклора способствует воспитанию у детей любви к Родине, бережному отношению к природе, расширяется их кругозор, повышается интерес к познанию окружающего мира. Дети становятся добрее и внимательнее друг другу.

Список использованной литературы:

1.Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с. С.20-32.

2.Борhанова, Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: балалар бакчалары тәрбиячеләре өчен кулланма/ Р.А. Борhанова – казан6 ИУУ РТ. 1997. -172 б., на татарском языке.

3.Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова – М.: Балас, 2012.-496с.

4.Галанина, Н.А. Испоьзование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкнольного возраста / Н.А.Галанина //Дошкольная педагогика. – 2008. № 5 С. 32.

5.Закирова, К.Ф Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм әти – әниләр өчен хрестоматия /Закирова К.Ф. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.

6.Кравченко, И.В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Понамаревой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с. (Детский сад с любовью).

7.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет/ С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. – 144с.: цв. вкл.

Традиции воспитания экологической культуры бурятского народа.

Содержание:

    Введение

    Основы народного воспитания

    Традиции и обычаи семейного воспитания у бурят.

    1. Воспитание реальной жизнью

      Идеал воспитания

      Отношение к детям

      Культ предков, родителей

      Любовь к родным местам

      Трудовая деятельность

    Заключение

    Литература.

Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей. Оно меняет формы и способы вместе с изменениями в человеческом обществе.

Идеи народной педагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этческие понятия и нормы. Практика показывает, что без могучих средств народного воспитания невозможно формирование полноценной личности.в современных условиях, когда идут бурные этносоциальные процессы, ярко просматривается объективное противоречиемежду фукциями образовательной системы: универсальной общечеловеческой миссиейи функцией передачи уникального этнокультурного наследия. Выполняя первую миссию,образование в основном становится способом просвещения индивида. А выполнение второй требует, чтобы образование стало механизмом развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.

Исследователи этнической педагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими национальными традициями воспитанияи обучения детей придает всей педагогической деятельности необходимую стабильность, целостность, жизненность, обеспечивает её эффективность. Это подтверждает вывод, к которому пришёл в своё время ещё К.Д.Ушинский: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстактных идеях или заимствованных у другого народа.»

Поскольку национальные особенности характера, психологии носят социальный характер и формируются внебиологически, независимо от генетической наследственности, то социально-экономическое, общественно- политическое едиство, общая мировоззренческая основа способствует порождению общих для народов психических свойств. Национальная специфика обусловлена теми объективными условиями, в которых истлрически складывалась судьба народа. Национальные особенности формируютсяиз данного своеобразного жизненного материала, выражая те или иные стороны, грани действительности.

Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную производственную общность людей, но и присущие только ей быт, миропонимание, мышление. В.Г.Белинский подчёркивал, что «тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». Он придавал большое значение самобытности народа, котроая, по его мнению, состоит «в особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгядов на предметы, в религии, языке.и более в обычаях, которые играют едва ли не самую характерную черту оных».

Человек постоянно вступает в определённые отношения с окружающей средой, общественные компоненты которой являются результатом жизнедеятельности предшествующих поколений. Человек живёт, творит в этих условиях, усваивая и воспроиозводя в своей деятельности формы отношений, типичные и естественные для данных условий. Вся эта сложная система отношений человека со средой, с другой стороны, формирует в человеке определённые качества и черты, котроые в данной среде являются естественными, само собой разумеющимися.

В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ умел по- своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни. Один из основопалагающих принципов народной бурятской педагогической мысли – воспиание раельной жизнью. Веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители, отправляясь на работу, брали с собой и детей, как правило, отцы – сыновей, матери – дочерей. И в процессе такого общения старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее.

Особенно сильным и действенным средством воспитания у бурят являются национальные традиции и обычаи. Будучи общественным явлением они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, который регламентируют жизнь человека. Так, коренные жители Сибири в работе с мальчиками с раннего возраста внушали им что они стать идеальными мужчинами. Идеальный мужчина – бурят должен обладать способностями: бороться, мастерить, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело, ударом руки ломать позвоночную кость скотины.

Таким образом, народная педагогика не только создаёт идеал, к которомц должен стремиться каждый, но и определяет важнейшее условие, позволяющее достигнуть цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он, пройдя суровую щколу жизни, преодолевает трудности, вырабатывает выносливость, настойчивость.

Вместе с тем воспитание самостоятельности, преодоления трудностей у детей совмещается с бережным отношением к ним, особенно в младенческие годы. Нердко бережное отношение к ребенку имело религиозное содержание. Считалось, что у каждого ребёнка есть покровительница – Заяши (душа, судьба). Полагали, что малыш, пока он не начал разговаривать, полностью принадлежал Заяши, которая ухаживала за ним, умывала его по утрам, отчего дети просыпаются всегда свеженькие и чистенькие. Если ребёнок во сне улыбается, считали, что с ним говорит Заяши, а если плачет, значит, Заяши отлучилась, и в это время его пугают злые духи. Считалось, что до 3 –х лет (по другим сведениям, до 8-ми) дети принадлежат Заяши, и они воплощают в себе нечто священное. Говорили, что в этом возрасте ребёнок подобен божеству, поэтому запрещалось его бранить, проноситьь над его головой что-либо грязное, осквернять, резать или отдавать кому-либо одежду. Считалось, что при плохом обращении с ребёнком его Заяши рассердится и отберёт ребёнка т.е. ребёнок умрёт.

В народе считаются с тем, что ребёнок из-за отсутствия жизненного опыта может допускать различного рода ошибки в поведении. За ошибки детей наказывают сурово, так как дети могут стать непослушными, упрямыми. И в лучших традициях воспитаниямного места занимают уговаривание, убеждение, переключение внимания и т.д. родители не ставят задачу добиваться в каждый момент конечного результата воспитания. Они постоянно внушают детям, чтобы они научились отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого. Поэтому отношение к детям, особенно к маленьким, весьма терпеливое. Далее, другим фактором, регулирующим поведение ребёнка в бурятской семье является чувство стыда. С малых лет внушалась мысль о том, что в случае неправильного поведения не только над ним, но и над родителями, членами семьи будут смеяться люди.

Существует множество поговорок и пословиц у бурят на эту же тему: Воспитание детей надо начинать с детства их родителей.

Жеребёнк не седлай, а ребёнка не пугай!

Ребёнок на ласку отзывчив.

Воспитание лаской, а не тоской.

Пусти детей на волю – сам будешь в неволе.

Понукание – не воспитание!

Капризный в детстве – уродлив в старости.

Дитя, как тесто, как замесил – так и выросло.

Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности у бурят. Среди них особое место занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди спарведливо отличают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

С рождения ребёнок знакомился со своей родословной. Бурятские дети должны были знать имена своих предков до 10-12 колена, знать откуда они родом, какого племени, рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками, старался чтобы и родственники гордились им. Через это осуществляется связь поколений.

С давних времён дети приучались вежливо обращаться со старшими, не пререкаться, уступать им дорогу, не стоять спиной к ним. Дети никогда не видели ни пьяных, ни дебоширов и не слышали нецензурных, ругательных слов. За этим ревниво и строго следила община. Плохое отношение к родителям, ущемление их, тем более издевательство и глумление со стороны родных детей в народе рассматривалось как осквернение традиций и обычаев предков и вековых устоев общества. Такое непочтительное отношение детей к родителям считалось просто преступлением. Указания и замечания старших по возрасту, особенно пожилых, принимались и выполнялись беспрекословно. Младшие обращались к старшим только на «вы». В обыденной жизни очень строго соблюдался принцип старшинства по возрасту. Самое почётное место в доме отводилось старшему. Распитие спиртных напитков в присутствии старших категорически воспрещалось. Употребление водки пожилыми и старыми людьми с младшими, а тем более родителей с детьми, считалось позорным поступком. При этом пожилые люди выходили из доверия, теряли почёт и уважение в обществе. Был такой обычай: старика – инвалида или сироту содержали за счёт того рода, к которому он принадлежал. Неукоснительно выполнялись правила: Не смейся над престарелыми, сиротами. Старайся сделать что-нибудь доброе нищему, слепому, помоги ему. Обогрей замёрзших, накорми голодных, приюти бездомных. Не смеёся над чужой бедой. В старину человек начинал жизнь с понятия «сээр» и соблюдал его. «Сээр» - это гнев божественных духов, которые наказывают того или иного человека за нарушение порога «сээр». В зависимости от тяжести содеянного потомство могло быть наказано на много поколений вперёд. За «сээр» строго следили родовые шаманы. Виновного выносили на суд общественности, на совет старейшин рода, племени, где выносилось «клеймо родового проклятия».

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Привязанность к родным местам у народов Сибири, вероятнее всего связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животнымилюди связывали свои судьбы. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценных личностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющееся твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Считалось греховным осквернять огонь, воду (нельзя бросать мусор, грязь в огонь, плеватьв него, нельзя выливать в воду молоко, кровь или другое, загрязняющее её), т.к. этим можно вызвать гнев хозяев огня и воды. Или нельзя ломать деревья, ветки без нужды убивать зверей, считалось греховно даже громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу. «Лес всем богат, но пользуясь его дарами, оставь часть своим детям, не бери сверх меры». «муравейники не разоряй – муравьи лесу силу дают». «Будь всегда добр с природой». Если приходилось рубить деревья, делали это в чаще леса, предварительно как бы спрашивая разрешения у хозяина леса на рубку. На месте срубленного дерева закапывали в землю шишки. Близлсть к природе и постоянная зависимость от неё способствовали у людей накоплению запаса знаний об окружающей их действительности. Всё это развивало у людей тонкую наблюдательность, исключительноую способность ориентироваться в степи, в тайге в любую погоду. Повадки и поведение животных, движение неьесных тел, изменения в растительном мире служили для бурят источноками разнообразных знаний.

Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. В бурятской семье старались воспитывать в детях с самых ранних лет трудолюбие, старательность, исполнительность. Это обучловлено было тем, что в суровых условиях Сибири без этих качеств нельзя было бы думать о нормальной жизни. В ситуации всеобщего труда воспитывается нетерпимое отношение к безделью и тунеядству, формируется бережливость, аккуратность. Принято с малых лет приучать мальчиков к «мужскому» труду, девочек – к «женскому». Так мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, руболовству, обработке земли, девочек – к обработе шкур, доению домашних животных, шитью одежды, пригтовлению пищи и др. соответственно мальчикам прививаются умения необходимые охотникам, рыболовам, земледельцам – мужество, правдивость, трудолюбие, преданность семье. А в девочках воспитываются черты, присущие будущей хозяйке, матери – женственность, ласковость, доброту, хозяйственность, скромность, гордость. Кроме того мальчики и девочки должны были уметь следить за собой, ухаживать за младшими, владеть навыками, связанными с традиционными отраслями народного хозяйства, знать повадки животных, их анатомию, лечить домашний скот.

От работы бежишь – в нужду попадёшь.

Стремись к лучшему, учись у лучших.

Взялся за дело- делай дело до конца.

Кто ходит, тому кость достаётся, кто лежит – своё потеряет.

Любишь мясо есть – лучше ухаживай за скотом.

Трудолюбивому – почёт, ленивому – насмешки.

Каков за конём уход – таков у коня ход.

У кого есть конь – тот быстр, у кого много овец – тот красив, у кого много коров – тот сыт.

Всякую работу хорошо делать в своё время.

Бурятское этнопедагогическое наследие содержит богатый материал, котрый включает в себя разнообразные сведения о растительном и животном мире, земле, воде, явлениях природы. Обоготворение сил природы и предков – характерная черта шаманизма – традиционной веры бурят, существование некоего устава, рамки которого переступать нельзя, известного под названием «сээр» или «сээртэй», мудрые заповеди бурятской семьи. Всё это было накоплено на протяжении тысячелетий, произошёл отбор наиболее нужных полезных приёмов, способов воспитания детей, традиций и обычаев бурятской семьи. Сейчас уже некоторые традиции и обычаи утеряны, наша задача сохранить самобытность семьи, семейного воспитания, широко пропагандируя то, что ещё сохранилось. Этнопредагогика бурятского народа придаёт большое значение нравственному воспитанию подрастаюшего поколения. Источниками формирования нравственных качеств являются родная природа, фольклор, мудрые советы предков, конкретные трудовые дела, общение, эткет, быт, традиции, обычаи, религия, народное искусство – словом вся многовековая культура народа.

Литература:

    Базаров Б. Тайна посвящения в шаманы. Газета Усть-Ордын Унэн №10-12 март 1999.

    Башкуев Г. Буряты. У-Удэ. 1995г.

    Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д.

Народная педагогика и современная национальная школа. У-Удэ. «Бэлиг» 1993

    Михайлов Т.Т. Елаев Н.К. Очерки по истории Бурятии. Иркутск. !993г.

    Хангалов М.Н. Собрание сочинений т. 3. У-Удэ. 1960г.

    Материалы научно-практической конференции 1992г. У-Орда.

Московский городской педагогический университет.

Факультет начальных классов.

Кафедра педагогики и психологии.

Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.

Исполнитель: студентка 5 курса очно-заочной формы обучения Ратникова А. А.

Руководитель: Белозёров Г. Д.

Москва

2004

Оглавление.

Введение. 3

Природа как фактор народного воспитания. 4

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей. 6

Экологическое воспитание бурятского народа. 6

Экологическое воспитание русского народа 7

Экологическое воспитание чувашского народа. 8

Экологическое воспитание в Литве. 8

Экологическое воспитание в Германии. 9

Заключение. 10

Литература……………………………………………………………………….12

Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику этих национальных традиций.

Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народностью воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к одному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе?

Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.

К таким методическим подходам следовало бы отнести:

    изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

    систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций;

    раскрытие содержания нравственных понятий через народные экологические традиции;

    интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

    индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

Приведём пример использования традиций народной педагогики для воспитания экологической культуры у учащихся.

Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.

Экологическое воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т. е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз…»

Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ – одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, тёмный.

Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи, определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли… Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К. В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине!

А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова – посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли и голоса веков.

Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только в преподавании природоведения в начальной школе.

Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность.

Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей.

Литература.

    Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

    Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один из аспектов формирования эколого-гуманитарной культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.

    Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С.250-252.

Последние материалы раздела:

Вскармливание детей первого года жизни
Вскармливание детей первого года жизни

Естественное вскармливание – это питание детей грудного возраста материнским молоком с введением прикорма с 5-го месяца. При этом содержание...

Когда можно стричь волосы по оракулу
Когда можно стричь волосы по оракулу

Лунный календарь стрижек представляет собой подобие обычного календаря, с той разницей, что в нем будут указаны благоприятные и неблагоприятные дни...

Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?
Почему волосы секутся и как исправить ситуацию?

Посеченные кончики беспокоят многих дам, которые обладают длинной шевелюрой. Питательные вещества трудно поступают в конец волоска, поэтому...