Образовательный портал. Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду Психологическая комфортность детей в доу

«Ничему меня не научит,

То, что тычет, талдычит, жучит…»

Психологический комфорт - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Никакие успехи не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе, подавлении личности.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека, и детский сад - особое место в жизни большинства детей. Сегодня особенно остро стоит проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия и комфорта. Очень важно в совместной деятельности создать детям эмоциональный комфорт.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении, поможет ребенку в развитии и становлении себя как успешной личности.

Для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.

Большая работа в создании психологического комфорта ребенка в детском саду принадлежит педагогу-психологу и воспитателям. Здесь особое значение имеет стиль общения и характер взаимоотношений педагога с детьми. Педагоги, для более благоприятного психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ помнят:

  • плохих детей не бывает, есть плохие педагоги и родители;
  • опираются на добровольную помощь ребенка;
  • строят педагогический процесс на волне успеха у ребенка;
  • являются инициаторами и участниками детских игр и забав;
  • ориентация на возрастные, половые и индивидуальные особенности ребенка;
  • привлекают родителей к воспитательно-образовательной работе и обращаются к ним за поддержкой.

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, а также от физического состояния детей.

В нашем детском саду в течение года педагогом-психологом анализируется психологическое состояние ребенка группе сверстников. Это и наблюдение за свободной деятельностью детей, и анализ режима дня, и учебной нагрузки, и предметно-развивающей среды. Результатом которого является рекомендации и консультации по созданию психологически комфортной среды, как педагогам, так и родителям.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды : соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята);

4. Стиль поведения воспитателя . Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка

5. Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию.

В своей работе на занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу доброжелательности - это «эмоциональные поглаживания», одобрения, похвалы, добрый, ласковый тон. Нр: - Я рада видеть всех здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого конца занятий. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашем кабинете тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Не реагирую отрицательно на ответы детей, чтобы не вызвать у них чувство страха, скованности, неуверенности в себе. Доброжелательность, положительная мимика лица, добрый взгляд помогают налаживать контакт с любым ребенком, даже самым зажатым. Особенность проведения занятий в Доу заключается в том, что основной вид деятельности - игровой. Игровая форма взаимодействия способствует приобретению знаний и развивает различные качества личности. А творчество, как известно, вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат творческого процесса.

Также во время продуктивной деятельности применяю различные формы двигательной активности: динамические паузы, физминутки, что обеспечивает снятию утомляемости, напряжения в эмоционально-волевой сфере, повышению работоспособности у детей.

Ведь взаимодействие с ребенком должно приносить нашим детям чувство удовлетворения, легкости, радости, тем самым мотивируя ребенка к продуктивной деятельности. Чем благоприятнее условия, тем успешнее развитие ребенка.

Предлагаю вам проиграть одну из физминуток, которую я использую в процессе совместной деятельности с детьми.

Хомка, хомка, хомячок, (приседают)

Полосатенький бочок, (трут бока)

Хомка раненько встает, (встают)

Щечки моет, шейку трет. (движения по тексту)

Подметает хомка хатку, (наклон вниз)

И выходит на зарядку. (маршируют)

Раз, два, три, четыре, пять - (руки согнуты в локтях)

Хочет Хомка сильным стать (сгибают и разгибают руки)

Ручками похлопает, (хлопают руками)

Ножками потопает, (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет, (трут бока)

И опять гулять пойдет. (маршируют)

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.

Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации. На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  1. Отношениями между воспитателем и детьми;
  2. Отношениями между самими детьми;
  3. Отношениями между воспитателями;
  4. Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
    Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
    Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Консультация для педагогов

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.
Все это возможно реализовать только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Я считаю, что из всех показателей оценки детского сада главным следует считать самочувствие в ней дошкольника. Детский сад хорош, если в нем хорошо каждому ребенку.

С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связей и быстрого образования новых.

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всестороннее развитие личности ребенка.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребенка спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружающая обстановка, четко налаженная жизнь детей и режим.

Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Первое и самое важное правило внимательных родителей – чтоб ребенку было хорошо. Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия, встречает новых людей. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.д. Всё это ведёт к изменению поведения и самочувствия ребёнка:

1. Изменяется эмоциональное состояние. Скопление новых, неизвестных воздействий в детском саду вызывает у ребёнка страх и другие отрицательные эмоции, иными словами стрессовое состояние:

  • У него возникают ориентировочные реакции (что можно, что нельзя) на новые условия проживания, обстановку, людей, правила поведения, режим и пр. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, в доме просился на горшок, а в детском саду отказывается.
  • На кору головного мозга ребёнка действуют отрицательные эмоции, и организм реагирует на это системой защиты – изменениями в гормональной системе: в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребёнок напряжён. В это время в зависимости от биологического темперамента дети ведут себя по-разному: становятся агрессивными, бурно плачут; сжимаются и сильно страдают.
  • Состояние эмоционального дискомфорта нередко ослабляет защитные силы организма, иммунную систему. Без видимых причин может повышаться температура. Поэтому очень часто на пятые-шестые сутки пребывания в детском саду ребёнок заболевает.

2. Нарушается аппетит ребёнка. В садике его может отказываться от пищи, а компенсировать чувство голода дома.

3. Нарушается сон. Ребёнок не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы.
Всё это симптомы приспособления (адаптации) ребёнка к новым для него условиям жизни в детскому саду. Как правило, они носят временный характер.

В зависимости от того, как ребёнок подготовлен к детскому саду, адаптационный период может иметь как легкий, так и очень тяжёлый характер течения.
Для обеспечения комфортности воспитанников нашего детского сада организация их жизни и деятельности, с точки зрения нашего педагогического коллектива, должна учитывать потребности детей, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.
Каждый ребенок нуждается в признании, прежде всего детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. И здесь особое значение имеет признание его как игрока по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. Наши воспитатели хорошо знают статус каждого ребенка в группе, используя наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности и создавая карту устойчивых отношений между ними.
Вторым важным фактором обеспечения комфортности ребенка для нас является общение ребенка со взрослыми. Главным условием построения этого общения мы считаем учет изменений потребности самого ребенка в таком общении на протяжении дошкольного возраста, а это диктует изменение форм общения от простого доброжелательного внимания в раннем возрасте, через сотрудничество и партнерство в среднем, к общению как источнику познания и, наконец, осознанию ребенком, в старшем дошкольном возрасте, взрослого – личностью, обладающей умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгим и добрым старшим другом.

Исходя из этого, вся воспитательно-образовательная работа нашего коллектива строится на диалогическом (а не монологическом) общении, реализующем как общую детскую потребность (в доброжелательности), так и возрастную. Так, при проведении занятий с детьми младшего возраста воспитатели опираются, прежде всего, на непосредственное общение с детьми.
С более старшими – позиция педагогов меняется: он выступает организатором детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого.
По нашему глубокому убеждению - комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов и т.п. Это задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего развития ребенка, а не на интенсификацию развития отдельных психических функций, связанных, прежде всего, с дальнейшим обучением в школе.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка в ДОУ.

Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

Во-первых, за сохранение , защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

Во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

Они распространяются на всех детей группы без исключений;

Детям понятен их смысл и необходимость;

Они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.


Рекомендации для воспитателя. Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

· принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

· в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

· быть затейником и участником детских игр и забав;

· в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

3.Основная цель воспитательно-образовательного процесса.

В оспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Целью которого является создание условий, способствующих «присвоению» общечеловеческой культуры. Однако основой успешности достижения цели является создание условий комфортного самочувствия ребенка в дошкольном учреждении, которое характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, активности в общении со взрослыми и сверстниками.

В современном дошкольном воспитании часто не осознаётся основная цель воспитательно-образовательного процесса. Какова же она?
На наш взгляд, это создание комфортных условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.
Такая цель достигается благодаря специфически детским видам деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), субъектами которых являются дети, а сами виды деятельности интересны и значимы для каждого из них. А также обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском саду и прежде всего душевного комфорта, проявляющемся во внутреннем спокойствии, отсутствии разлада с самим собой и окружающим миром. Комфортное самочувствие ребенка как психологическая категория, на мой взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Создать условия для:

  • Непрерывной системы деятельности детей в едином пространстве семьи и ДОУ;
  • Максимального обеспечения развития творческого потенциала детей на основе формирования психо-эмоционального благополучия;
  • Социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.

педагогический коллектив основными целями своей работы видит:

1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Обеспечивая комфортное самочувствие ребенка в стенах образовательного учреждения – мы обеспечиваем ему счастливое детство.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых.

Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

4. Роль психолога в осуществлении индивидуального подхода к детям.

Одна из важнейших задач педагогов – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, - застенчивых, робких, неуспешных, одиноких.

Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель должны вырабатывать в каждом конкретном случае совместно. Это тем более необходимо, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Неадекватное отношение воспитателя к ребенку, в свою очередь, возникает как следствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Поэтому зачастую углубленная и систематическая работа с воспитателем позволяет изменить его педагогические установки не только по отношению к отдельным детям, но даже к группе в целом.

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь приближение их жизни в группах к домашней обстановке и налаживание более тесной связи с семьей. Следует всячески поощрять посещение детского сада родителями в любое время, их присутствие на занятиях, участие в играх, прогулках. Хорошо, если в саду систематически отмечаются дни рождения детей, когда каждый ребенок приносит маленький подарок «имениннику», а сам «именинник» и его родители угощают детей печеньем, конфетами и т.п. Поскольку не все родители в достаточной мере подготовлены к участию в таком общении, в сложных случаях психолог может выступить в качестве посредника с тем, чтобы установить более тесный контакт родителей с педагогом и детьми.

Выбирая детский сад, родители хотят быть уверенными, что ребенку в нем комфортно и слышать, что ребенок с желанием туда идет. Именно комфорт и заинтересованность ребенка играют здесь решающую роль.

Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, – ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.
В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:

  1. организацию адаптационной группы;
  2. создание комфортных условий организации режимных моментов;
  3. осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
  4. осуществление учёта индивидуальных особенностей;

В наш детский сад пришли работать только люди по-настоящему любящие детей, знающие как их правильно воспитывать и развивать. Педагоги учитывают тип личности ребенка, его настроение и самочувствие. Они учат малышей дружить, уважать взрослых и детей. Каждый ребенок в нашем детском саду ощущает себя настоящей личностью, которую всегда выслушают и оценят.

Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов, которая направлена на обогащение общего детского развития, а не на интенсификацию развития отдельных функций ребенка, связанных с дальнейшим обучением в школе.
Основная задача взрослого в дошкольном возрасте – привить ребенку радость творческих открытий. Ему остается только разглядеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть к дальнейшим творческим поискам. Уважающий себя воспитатель должен быть компетентным в глазах детей, быть интересным для них, вместе осваивать новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментировать, конструировать и т.п. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: предмете, событии, явлении. Такая цепочка наших взаимоотношений с детьми может сильно помочь, во-первых, нам в собственном становлении личности человека-педагога и, во-вторых, откроет детям их человеческий потенциал: кладезь творчества, неведомых мыслей, небывалых решений, непознанного жизнелюбия.

Важным направлением работы дошкольных учреждений является создание условий для комфортного самочувствия ребенка . Организация жизни детей с точки зрения обеспечения их комфортности должна учитывать их потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, самовыражении.

Сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их "пригибание под нормы". Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное "воздействие" практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера.

Достигая цель воспитательной работы с детьми, решаются следующие задачи :

Внимательно и бережно относясь к детям, поддерживать и обеспечивать становление личности через участие в деятельности детской общественной организации;

Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения через участие в различных конкурсах;

Способствовать полноценному развитию личности через участие в творческой деятельности;

Создавать условия для формирования благоприятной среды развития.

Таким образом, содержанием воспитательной деятельности является:

Изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;

Организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

Педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

В рамках концепции воспитательная работа строится по следующим направлениям:

Спортивно – оздоровительное (формирование здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности);

Работа с семьей (оказание педагогической и психологической помощи родителям).

Я считаю наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я-концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.
В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.
В решении проблемы сохранения и развития системы дошкольного образования должно сыграть свою роль создание новых форм, таких, например, как консультативный пункт, целью работы которого является обеспечение равного доступа всех детей дошкольного возраста к образовательным услугам. Основной контингент консультационного пункта – семьи, имеющие детей, не посещающих ДОУ. КП является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КП, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Педагог должен использовать все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач.

6.Создание психологического комфорта.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.

Ведущими элементами эмоционально – эстетической мини – среды являются схемы эмоций, движений рук, поз; персонажи знакомых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы – образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с четким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Цветовой параметр используется для создания в группе психологического комфорта, стимуляции познавательной и двигательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционально комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт. Таким образом созданная пространственно – предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребенка, выступает средством воспитания у него потребности в здоровом образе жизни.

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДУ.
Созданная у нас предметно-развивающая, ландшафтная среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (барные стойки, торшеры, холодильники и т.д.).
При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада. В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные прогулки, спортивные развлечения и т.д. В острый период адаптации (около двух недель) ребенок может посещать детский сад вместе с мамой, что позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.

Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые - родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках, ухоженные газоны. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми создаём эту неповторимую красоту, ухаживаем и бережно относимся к ней, каждый год стремимся её приумножить.
Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, спальной комнаты, раздевалки. Каждая группа имеет свое название и педагоги вместе с детьми и родителями создают своими руками необыкновенные уголки. Дети очень ценят работы, сделанные своими руками, дорожат ими и очень часто приходят в детский сад со своими идеями и предложениями от которых наши педагоги никогда не отказываются. При оформлении стараемся учитывать индивидуальные особенности детей (более "спокойные" тона там, где есть гиперактивные дети), также эмоциональные состояния. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету. Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого используются такие пособия:
- коврик эмоций в кабинете психолога;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.

Родители и педагоги детского сада – единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Основное направление деятельности психолога – создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В рамках этого направления я осуществляю следующую деятельность:

  1. оптимизирую процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;
  2. провожу коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;
  3. использую методы релаксации, APT- терапии;
  4. осуществляю диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду.

Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт. Наш детский очень уютный и красивый, в нем созданы домашняя обстановка, уют и дети с удовольствием приходят с утра и не хотят покидать его вечером.

Детский сад должен предоставить ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.


МКДОУ детский сад №12 г. Россошь

Педагог – психолог Т. Л. Жилина

Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников

в соответствии ФГОС

Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,

надо просто удовлетворять его потребности.

Л.С. Выготский

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.

Рассмотрим понятие «психическое здоровье личности» . Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих его социальную адаптацию, то есть успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен как набор задач, с которыми человек должен справиться так и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, психическое здоровье индивида соотносится со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем - еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.

Существует множество подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» употребляется широко. При этом состояние психического здоровья детей объясняется условиями их психосоциального развития.

В психологическую литературу понятие «психическое здоровье» стало входить сравнительно недавно. Так в словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского сделана попытка определения этого понятия. Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.

Пребывание ребенка в детском саду предполагает удовлетворение следующих потребностей:

1. Физиологические потребности: первичные потребности человека, необходимые для жизни и существования. Включают: потребность в еде, убежище, отдыхе, движении. Для ребенка – дошкольника - это самые насущные и самые мощные потребности. Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции, состояние дискомфорта.

2. Потребность в безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке. Для ребенка очень важным является ощущение того, что он находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от неблагоприятных условий внешней среды. Гарантом удовлетворения потребности в безопасности является порядок, режим, комплекс здоровье сберегающих мероприятий (медицинское обслуживание, гигиена)

3. Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят.

4. Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение окружающих): стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, к признанию его успехов и достижений. Очень значимым для состояния комфорта ребенка является потребность ощущать уважение и признание не только со стороны близких людей, но и со стороны сверстников и других взрослых. Удовлетворение этой потребности порождает у ребенка чувство уверенности, собственной значимости, повышает самооценку, формирует положительную Я - концепцию (Я нужен в этом мире) . Очень важно понимать, что ребенку крайне необходима похвала, положительная оценка взрослого.

5. Потребность в самоактуализации (самовыражении): потребность быть в мире с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в стремлении ребенка реализовать свои познавательные интересы и потребности, потенциальные возможности, показать, что он может. Важным является создание условий для того, чтобы ребенок мог осуществлять свои первые «пробы» в различных видах деятельности.

Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

Данный пункт стандарта не только предъявляет требования к условия пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды:

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо :

Избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;

Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов (по В.А. Петровскому):

Дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

Активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

Стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

Комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

Эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

Открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);

Половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Вороновой Татьяны Анатольевны и Никаноровой Татьяны Александровны в создании развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной к школе группе 1 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 Московского района Санкт-Петербурга. Краткая характеристика группы: Возраст детей группы 6-7 лет; мальчиков -12, девочек -12; все дети I II группы здоровья; В группе педагоги Воронова Татьяна Анатольевна и Никанорова Татьяна Александровна, организовали различные пространства (для непосредственной образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОУ(ГРУППЕ): Все пространство предметнопространственной среды группы безопасно, соответствует санитарногигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: детская мебель соответствует возрасту и росту детей группы, мебель не загораживает запасные выходы, позволяя детям свободно двигаться в пространстве групповой комнаты, все стеллажи и полки закреплены, наглядные пособия, игры и игрушки имеют сертификаты соответствия. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ: Развивающая предметнопространственная среда подготовительной к школе группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено: мебелью по возрасту детей; дидактическими играми и пособиями на данный возрастной период, содержит современные материалы (конструкторы для девочек и мальчиков, наборы для экспериментирования и проведения опытов, разнообразные материалы для проявления творчества в изобразительной деятельности, для проявления актерского мастерства в свободном доступе детей виды театра (пальчиковый, би-ба-бо, деревянный, театр на ковролине и т.д.), костюмы для организации сюжетно - ролевых игр, обменом опыта между детьми, нравственно- исторического воспитания. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, смена сезонной тематики (библиотечная зона детская литература, стихи, иллюстрации осенняя тематика, в изобразительной деятельности добавляем (по

2 времени года) листочки для печатания, гербарии, пейзажи и натюрморты, раскрывающие красоту соответствующей поры, раскраски для девочек и мальчиков (меняющихся по тематике) книжки-самоделки. в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформация помещения обеспечена раздвижными лёгкими перегородками - ширмами. Определённые возможности в этом плане представляют перегородки из детской мебели, когда с помощью перестановки можно изменить площадь и планировку помещения. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности игра «поликлиника» может по желанию быть как детской, офтольмологической, больницей с различными специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игры и пособия игры «Поликлиника» могут быть использованы в образовательной деятельности по развитию речи, в изобразительной деятельности, в познавательной деятельности (ФЭМП, экспериментирование). Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, так как используется метод проектов - это предполагает внесение в среду иллюстрации, фотографий, ЭОР, аудиозаписей, предметов, атрибутов по теме проекта, стимулирующих познавательную активность детей; дидактических игр, игрушек, пособий, стимулирующих игровую деятельность; проведение эксперимента педагога вместе с детьми, детей вместе с родителями, создание педагогом проблемной ситуации стимулирует исследовательскую активность, осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально - коммуникативное развитие: в группе созданы условия для организации сюжетно-ролевых игр разнообразного содержания, семья, поликлиника, магазин, салон красоты, мастерские, ресторан-кафе, школа, (атрибуты, костюмы) в совместной игре с детьми педагог развивает умение принимать игровую роль, выбор сюжетной линии игры, участвовать в несложном диалоге; побуждает детей самостоятельно использовать детали костюмов для

3 выполнения роли; разворачивать игру в игровом уголке; при поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками. познавательное развитие: Детям предоставляются разнообразные игрушки и предметы с различными сенсорными качествами и свойствами, а также, используются образовательные ситуации (картотека), игры, продуктивные виды деятельности, экспериментирование, чтение художественной литературы, рассматривание картин. речевое развитие: в группе в достаточном количестве игры и пособия на развитие звуковой культуры речи, для развития грамматически правильной речи, связной речи, на развитие словаря. Воспитатель организует индивидуальное общение с детьми на основе совместной деятельности с игрушками и предметами: вносятся и обыгрываются новые игрушки, создаются игровые ситуации. Воспитатель организует игры драматизации по хорошо знакомым произведениям, стимулирует детей воспроизводить ролевые диалоги, развивая творческое мышление. художественно - эстетическое развитие: в группе созданы условия для образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. Изобразительные материалы в достаточном количестве: бумага разного цвета и фактуры, пластилин. глина, гуашевые краски, акварель, кисти разных толщин, цветные карандаши, пастель, фломастеры, трафареты. У детей активизируется стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. физическое развитие: С детьми проводятся беседы с привлечением наглядности (алгоритмы процессов личной гигиены, мытье рук, последовательность режимных моментов). Наличие художественной литературы, стихов, потешек о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случаях их возникновения. Созданы условия для систематического закаливания организма (картотека комплексов утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, кинезиалогической гимнастики), формирования и совершенствования основных видов движений (мячики, скакалки, мешочки с песком, маски, султанчики, кольцеброс, кегли, картотека подвижных игр). Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям воспитанников, так в зоне настольнопечатных игр есть игры для девочек и мальчиков; уголки сюжетно - ролевых игр ориентированны на мужские профессии (моряки, водитель, ГИБДД) и женские профессии (парикмахер, повар, доктор). Уголок ряжения в группе оснащен в

4 соответствии с темами ознакомления воспитанников. Костюмы и атрибутика систематически меняются. Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда, где осуществляется образовательная деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности: Познавательная активность детей, исследовательская активность (уголок для игр с водой и песком) природный материал, наборы для проведения экспериментов, емкости с песком и землей; Игровая активность (уголок для сюжетно-ролевых игр), костюмы, маски. Самостоятельная активность детей (уголки для конструктивной деятельности (конструкторы, лего, пазлы), изобразительной деятельности (краски, мелки, бумага разной фактуры, кисти, печатки, обводки) музыкальной деятельности (иллюстрации муз. инструментов, муз инструменты, шумовые муз. инструменты из бросового материала, дидактические и развивающие игры); Творческая активность театральный уголок игровые атрибуты, маски, парики, наряды, где дети изображают персонажей, разыгрывают ситуации взаимодействуют друг с другом; Социальная активность уголок сюжетно ролевых игр, где представлены игра «семья», «доктор», «парикмахерская», «магазин» с соответствующим наполнением для интеграций в игры с расширенными сюжетами. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей: В группе 12 детей с гиперактивностью из них: 7 мальчиков и 5 девочки. Для комфортного пребывания в группе педагогами была создана картотека игр для детей с гиперактивностью («звуки прибоя» «Кораблик», «Пуговицы» и т.д.). В группе обустроены трансформирующиеся зоны для отдыха и уединения для детей с настольными играми, картотекой аудиозаписей для релаксации. В программе предусмотрена расширенная индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Для родителей гиперактивных детей подобраны консультации.

5 Вывод: Развивающая предметно пространственная среда в подготовительной к школе группе воспитателями создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


Аналитическая справка по предметно - пространственной среде в средней группе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Аналитическая справка по результатам создания развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе 3 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

Аналитическая справка о результатах личного участия педагогов Шендеряевой Елены Викторовны и Кротовой Натальи Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе 2

Аналитическая справка по результатам создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе 3 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

Аналитическая справка развивающей предметно пространственной среды в старшей группе 2(группа 5) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 Московского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка развивающей предметно пространственной среды в подготовительной к школе группе 2 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 40 Московского района Санкт-Петербурга Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды старшей группы 1 ГБДОУ

Анализ пространственной предметно-развивающей среды Группы «Капитошки» Воспитатель: Борзова Виктория Викторова Пространственная предметно- развивающая среда часть образовательной среды, представленная

Организация развивающей предметно-пространственной среды ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад 7», воспитателя Ачисовой Елены Михайловны В группе создана предметно-пространственная

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 2 ВОСПИТАТЕЛИ: Ирани Садагат ИманКызы, Мазгунова Александра Петровна Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Дюймовочка» МДОБУ «Детский сад 18», воспитатель Говоркова Оксана Геннадьевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных

Предметно-пространственная развивающая среда Подготовил: Стадниченко А.В Воспитатель, МБДОУ 121 В настоящее время предметно пространственную среду организую с учётом ФГОС ДО. Оборудование в группе размещаю

1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды Все мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому нами оформлены все уголки в соответствии с требованиями

Анализ предметно-развивающей среды в МБДОУ «Детский сад 96» по ФГОС Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы 9 «Светлячки» Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) нашей группы представлена центрами активности детей и оборудована с учетом

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 315» (МБДОУ 315) 660119 Красноярск, ул. Микуцкого, 4, т. 225 40 08, e-mail: dou315@mail Анализ предметно развивающей среды подготовительной

Игрушками, различным строительным материалом. Во всех группах собраны и изготовлены атрибуты для соответствующих возрасту сюжетно ролевых игр. Подбор материалов и оборудования групп осуществлялся для тех

Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ детский сад 117 Невского района Санкт-Петербурга: Анализ предметно пространственной среды проведен в соответствии с приказом Министерства образования

Паспорт группы 5 РАЗДЕВАЛКА 1. Информационный стенд для родителей; 2. Советы воспитателей (консультации); 3. Стенд «Мы рисуем»; 4. Стенд «Меню» 5. Стенд «Полезная информация» 6.Индивидуальные шкафчики

Предметно-пространственная среда группы «Цветочек» воспитатель Тихомирова С.В. Среду группы выстроила таким образом, что она является содержательно-насыщенной, доступной, трансформируемой, полифункциональной,

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно- пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

По материалам Ивановой Елены Александровны, Эксперта ЦАРО АППО СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ 1. Титульный лист; 2. Цель; 3. Характеристика группы; 4. Критерии развивающей предметнопространственной

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 1 ВОСПИТАТЕЛИ: Агабекян Светланы Саргисовны Хмельницкая Юлиана Петровна Учитывая индивидуальные способности и пpедпочтения каждого ребенка пространство

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашка» МДОБУ «Детский сад 18» воспитатель Кравчук Марина Владимировна Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад «5 «Ивушка» воспитатель Кушнирук Л.П. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация

«Организация развивающей предметно пространственной среды» Воспитатель: Ситдикова О.В. Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает безопасность и психологическую комфортность

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности,

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Условия для реализации Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ 50 комбинированного вида, Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Теремок» МДОБУ «Детский сад 7», воспитатель Александрова Наталья Сергеевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных условий

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы «Ручеек» Воспитатель: Картавцева Е.М. Согласно требованиям ФГОС ДО РППС должна: выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую

Предметно-пространственная развивающая среда МДОУ «УВАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

Воспитатели: Ахтамова Анастасия Анатольевна Табаева Ольга Георгиевна Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, в том числе для детей-инвалидов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 122 оборудовано 12 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

Описание предметно-пространственной среды в старшей группе Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа - город Камышин Д с 2 Паспорт группы 10 «Мультяшки» Воспитатель Сикстель О. В. 2017год ПРИЁМНАЯ 1. Информационный стенд для

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА группы 7 содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, учитывает «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития»,

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда

Аналитическая справка по результатам проверки развивающей предметно-пространственной игровой среды На основании плана проведения внутреннего мониторинга в МБДОУ д/с 12 на 2017 2018 уч.г. была проведена

Анализ предметно пространственной среды группы «Цветик» МАДОУ 57 воспитателя Рубинкович Надежды Владимировны Созданная мной развивающая предметно пространственная среда в группе обеспечивает максимальную

Справка по итогам тематического контроля «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ» Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Предметно развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС Познавательное Строительный центр Центр природы и экспериментирования Речевое Центр речевых Направления Социальнокоммуникативное Центр

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 117 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: Раздевальная (приемная) комната.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение

2018-2019 учебный год «Развивающая предметно -пространственная среда» Подготовительная группа 8 возраст 6-7 лет списочная численность 28 воспитанников Тема: «Время года - ЗИМА» Ерохина Галина Вячеславовна

Описание предметно-пространственной среды в группе (вторая младшая группа) Предметная развивающая среда открывает перед детьми возможность разнообразного использования различных составляющих предметной

Описание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе МБДОУ д/с 14 Воспитатели: Криворученко Т.В., Пирогова Н.В. С целью обеспечения возможности для самовыражения воспитанников, создания

Развивающая предметно-пространственная среда группы Мною приведена в соответствие требованиям, предъявляемым ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы. Групповое помещение условно

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 1 ВОСПИТАТЕЛИ: Гончарова Викторина Александровна Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Предметно-пространственная

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119, Г. Красноярск,

Предметно-развивающая среда в средней-старшей группе МКДОУ «Шварцевский д/с» Воспитатель: Кирова Н.Н. Наша группа «Ромашка» Ждёт своих ребят И своим теплом, уютом, Манит дошколят! Приходите в группу к

Аналитическая справка о деятельности старшей группы за 2014-2015 учебный год воспитатели: Созина Т.В.; Лесникова С.Ю. В нашей группе «Любознайки» на начало учебного года было 33 ребёнка (20- мальчиков,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗАЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 1 Организация развивающей предметно пространственной среды в старшей группе «На развитие личности ребенка влияет не

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40 комбинированного вида» ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО группы общеразвивающей

В группе оборудованы игровые центры: «Развивалочка» Цель: формирование ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Предметы заместители Дидактические

Правила дорожные знать всем положено! Педагогический проект Автор проекта: Крамская Наталья Васильевна, воспитатель группы «Золушка» ДО «Лукоморье» Москва 2016 Цель Задачи Цель проекта: формирование у

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Составили: Воспитатели МДОУ 114 Детский сад «Светлячок» Группа «Чиполлино» Канцулина О.Н. и Воронина О.Ю. Старшая группа 2016 год В раздевалке

Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Полянка» МДОБУ «Детский сад 19» Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 26 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Групповые помещения. ДОО располагает 10-ю групповыми ячейками Для развития детей

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 20 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

Последние материалы раздела:

Притянуть деньги, силой мысли
Притянуть деньги, силой мысли

Притягиваем деньги силой мысли Предисловие В нашем обществе успех измеряется наличием материального благосостояния. Человек считается успешным,...

Анализ на АФП: показания и расшифровка
Анализ на АФП: показания и расшифровка

Скрининг второго триместра является логическим продолжением . Этот анализ помогает выявить риск рождения ребенка с аномалиями развития, такими как...

Первый скрининг при беременности: когда делать, как подготовиться, что показывает Говорит первый скрининг
Первый скрининг при беременности: когда делать, как подготовиться, что показывает Говорит первый скрининг

Первый скрининг при беременности - комплекс обследований, целью которых является выявление риска врожденных патологий плода. В диагностический...