Конфликт между родителями и школьным учителем. Разрешение конфликтов в школе

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.

Психологические проблемы

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Ситуация мамочки:

У нее возникла неразрешимая проблема: конфликт со школьной учительницей. У нее «неудобный» ребенок: он слишком рано начал читать, слишком много знает в пересчете на большинство детей и по каждому поводу имеет свое мнение, которое не всегда считает нужным держать при себе. При этом у него далеко не все в порядке с физическим развитием и поэтому он практически не посещал детский сад, не имеет опыта общения со сверстниками и не может, а порой и не хочет, отстаивать свое «Я» с помощью силы.

Посему в классе на переменках его частенько обижают ребята, а на уроках он пытается «донести» свои познания «по теме» народу, чем, естественно, мешает учительнице, вызывая ее неодобрение.

В течение всего года на ее расспросы «как наши дела?», она получала кислое выражение лица и вагон нареканий. Женщина пыталась проводить дома «задушевные» беседы, но наступал новый день, и все повторялось вновь. Еще при первом знакомстве она пыталась обратить внимание учителя на то, что «буром» от него ничего не добьешься, так как сызмальства он привык к обращению в семье на равных и прислушивается только к здравому смыслу, высказанному спокойно. Но их там тридцать два постреленка, и перевозбужденный ребенок, требующий индивидуального подхода, видимо, напрягает.

Подумалось ей об этом в последний день учебы, на выпускном утреннике. А дело было так. Когда официальная часть праздника и сладкий стол для малышей уже закончились, часть родителей с детьми, у которых были дела во второй половине дня, ушли, а остальные решили продолжить празднество для взрослых. Реально это выглядело в виде бутылки шампанского, кучки бутербродов и, так сказать, неформального общения, что в нашем случае она считала для себя не лишним.

Пока взрослые что-то готовили, дети развлекали себя, как могли. Ее сын и еще двое мальчишек играли в школьном коридоре в догонялки. Она подошла к двери и стала наблюдать. За ними следом шла наша учительница. Когда она поравнялась с мальчишками, она схватила моего за лацканы пиджака и стала достаточно неэтично ругать, при этом встряхивая его для пущей значимости. Увидев наблюдавшую, руки она опустила, но кричать не перестала. Мама не смогла подойти к ним в тот момент. Во-первых, из-за кома в горле, а во-вторых, потому что твердо убеждена в том, что при детях критиковать поступки взрослых непозволительно. Кроме того, в классе оставались родители, настроенные на праздник. В общем, они ушли не попрощавшись.

На следующий день она пошла к школьному психологу. К ней ее еще раньше направила все та же учительница. В группу психологической коррекции. Так что о сложностях ее мальчика психолог знала. Она изложила ей всю эту ситуацию, она пообещала поговорить с нашей учительницей о детях вообще, не конкретизируя ее мальчика, а после либо пригласить маму на совещание психолога с учителями, которое состоится через неделю, либо предложить какие-либо другие методы нахождения общей линии.

Ее это устроило, но вечером того же дня женщине позвонила учительница параллельного класса и предложила прийти к ней в понедельник в школу на разговор. Она согласилась пойти, вариантов уже нет. Но она знает, что они дружны и делятся всеми событиями, и она знает точно, со слов их учительницы, что «клеймо» неудобного на ее сыне появилось с подачи той, другой, к которой они в прошлом году ходили на «подготовишку».

Мамочка не хочет ни с кем ругаться, одного только хочет, чтобы не поломали сына, очень ранимого и отзывчивого мальчика. Ему учиться здесь еще два года. При нынешней всеобщей неразберихе ей никто не сможет гарантировать, что в другой школе он найдет терпеливого педагога-друга. А если в новом классе отношения не сложатся так же, то, вероятнее всего, у него закрепится устойчивый комплекс изгоя и будет еще тяжелее. Посему и пошла к психологу, да вот только что теперь-то?

Ответ врача-психотерапевта:

В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Школу и учителей не переделаешь, это точно. Приспосабливаться необходимо и сыну, и маме.

Сыну нужно научиться быть в роли ученика школы, которого окружают физически более сильные сверстники и учителя, не ко всем относящиеся «ровно». Ей нужно научиться быть более терпеливой и исходить из предположения, что психика ее ребенка не настолько хрупка и ранима, что можно так легко ее сломать. Защищая его слишком сильно, она рискует сделать его беззащитным позже, когда ему будет пора проявлять свою самостоятельность.

Одну мысль врач не совсем понял. «Она пыталась обратить внимание, что «буром» от него ничего не добьешься, т.к. он привык к обращению на равных и прислушивается только к здравому смыслу, высказанному спокойно. Но их там 32 постреленка, и перевозбужденный ребенок, требующий индивидуального подхода, видимо, напрягает». То есть получается, что для него нужно высказывать мысли спокойно, а он может быть и перевозбужденным, высказывая свои?

Как бы то ни было, еще одним доводом в пользу ее терпения и моментом своеобразной защиты ее ребенка от неблагоприятных воздействий окружающих людей является то, что он достаточно развит интеллектуально. Это действительно плюс, так как умный человек легче вырабатывает интеллектуальные способы психологической защиты, чем «мускульный». Ее ребенка можно научить разным «психологическим» приемам поведения в описываемых ею ситуациях.

Кроме того, оценивая происходящее, необходимо учитывать и мнение главного участника — ее сына, а не только материно. Нежелание идти на занятия, снижение успеваемости, потеря всех друзей, изменение поведения (стал не такой) может говорить о том, что он не прижился в коллективе и надо «бить в колокола». Если же этого нет, и ему интересно ходить на большинство уроков, уровень успеваемости не изменился, есть один-два-несколько друзей-одноклассников, поведение такое же, то, скорее всего, она превратно понимает происходящее, и ей следует больше доверять сыну.

Что касается фактов рукоприкладства учителя, то они (без каких-либо стеснений со стороны мамы) должны становиться предметом обсуждения с руководителем образовательного заведения. Врач думает, что в этом случае не надо собирать кино- и фотоулики, достаточно того, чтобы об этом ей сказал ребенок, или она увидела подобное своими глазами.

Школьные годы - чудесные?..

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Мы обратились к психологу, директору тренинг-студии «Семья плюс», Ларисе Михайловой с просьбой рассказать об особенностях конфликтов, которые могут возникнуть у школьников..

Лариса Николаевна, расскажите, с какими проблемными ситуациями часто сталкиваются дети в младшей школе?

Если мы берем самый ранний период – детей начального школьного возраста, то здесь конфликты могут быть связаны с тем, что ребенок просто находит свое место в коллективе. Он только приходит в класс, пытается занять определенные позиции, “отвоевать место под солнцем” или стать любимчиком для учителя, а это не всегда выходит. Поэтому трудности возникают в сфере взаимоотношений “ученик-ученик” и “ученик-учитель”.

Очень часто бывает, что в младшей школе в конфликты включаются еще и родители. Это связано с их отношением к ребенку. Они считают, например, что ребенка недостаточно оценили или его не выделяют среди учеников, не акцентируют на нем внимание и т.д. Тогда включается другой аспект – это проблема “учитель-родитель”. И, соответственно, в каждой из ситуаций ориентироваться в конфликте нужно по-своему. Если мы говорим о конфликтных взаимоотношениях сверстников, то это, в первую очередь, понимание корней конфликта, изучение личностных особенностей ребенка. Родители должны понять, какие черты характера привели к возникновению конфликта. Может быть, он просто эгоцентричен, привык к тому, что все внимание было только на него. Если он, например, единственный и гиперопекаемый ребенок, то, естественно, придя в школьный коллектив, сталкивается с другим отношением, и это влечет за собой появление конфликтов. Соответственно, необходима коррекционная работа и исправление этой ситуации – это как раз изменение взглядов ребенка на себя, на коллектив, на умение взаимодействовать со сверстниками.

Бывают ситуации, когда несколько учеников ведут борьбу за лидерство. Как поступить в этом случае?

Если речь идет о лидерстве и о том, когда ребенок сталкивается с лидерскими тенденциями другого, тоже довольно сильного, ученика, то это уже взаимодействия внутри класса. Здесь очень большую роль играет учитель, как он построит работу в классе. Например, учитель может распределить между двумя лидерами направления в работе, чтобы они могли проявиться каждый в своей сфере, чтобы они осознавали собственную значимость и выделялись из класса, но каждый по-своему. Если, конечно, это действительно два приблизительно одинаковых “по силе” ученика. Но если кто-то из них сильнее, тогда придется просто принять ситуацию, что есть один лидер, а все остальные, скажем так, приближенные к этой фигуре люди.

Если у ребенка проблемы с учителем, что можно предпринять для их разрешения?

Если говорить о конфликте “учитель-ученик”, то здесь опять же надо понимать, что за этим стоит. В любом конфликте не нужно смотреть на внешнюю сторону, потому что это только “верхушка айсберга”. Как правило, под этой “верхушкой” скрывается много всего. Это могут быть и личностные отношения – симпатии и антипатии учителя. Каким бы профессионалом он не был, он все равно человек, и иногда случается, что учитель предвзято относится к ребенку. Может быть, он напоминает ему какого-то другого ученика, с которым у него не сложились отношения, или собственного ребенка, с которым тоже что-то не срастается. То есть, это именно личное субъективное отношение самого педагога. Конечно, это не очень профессионально, тем не менее, такое случается. Может возникнуть ситуация, когда учитель чрезмерно критикует за успеваемость, за поведение, а ученик принимает это за придирчивость. Тогда задействуются совсем другие механизмы: можно обговорить с учителем то, в какой форме он подает эту критику, как сделать ее более конструктивной, чтобы она не воспринималась учеником как оскорбление или излишняя требовательность. В этой ситуации может помочь школьный психолог, который может посмотреть на ситуацию объективно и, понимая личностные особенности ребенка, даст рекомендации как учителю по общению с этим учеником, так и ребенку и его родителям поможет осознать, что происходит на самом деле. Чаще всего учитель не придирается, а, видя способности ученика, хочет от него добиться хороших результатов.

Вы сказали, что часто родители тоже включаются в конфликты. Каким образом?

Если мы берем сферу “родитель-ученик”, то здесь много всего такого, что, скажем так, затрудняет процесс обучения ребенка в школе. Часто родители занимают позицию жертвы, говорят: «Как всегда, нас притесняют. Вот и в садике к нам относились не так, вот и в школе его опять ругают и вечно к нему придираются» и т.д. Психология жертвы – очень въедливая модель поведения, которую сложно устранить самому педагогу. Скорее всего, нужно будет психологическое консультирование. Иногда камнем преткновения являются действительно оценки. Родитель считает, что их ребенок талантливый и одаренный, учитель своими оценками это не подтверждает, и возникает конфликт интересов. Другими словами, на взгляд родителей, ценность ребенка принижается.

Какой выход можно найти из этой ситуации?

Опять же, нужно посмотреть объективно, то есть сделать срез интеллектуального развития школьника и дать понять родителю насколько успевает ребенок или не успевает. Потому что порой родители не видят тех сложностей, которые у ребенка есть. Естественно, они любят его и считают самым лучшим, но, к сожалению, оценки или вообще уровень знаний это не подтверждают. Иногда бывает наоборот, когда учитель, зная способности ребенка, говорит родителям: «У него большой потенциал, занимайтесь, развивайте!» Родители никак не реагируют: «Учится на четверки, и, слава Богу!» Здесь конфликтные взаимоотношения возникают, потому что учитель смотрит на ребенка с одной стороны, родители – с другой.

Как родителям понять, что у ребенка проблемы?

Что касается темы помощи родителей своим детям, то в ситуации “ученик-ученик” родителям все-таки лучше не вмешиваться, но в любом случае уделять этому внимание. Например, если ребенок приходит и жалуется на сверстников, на учителя, или наоборот, замыкается и вообще ничего не рассказывает о школе; если он агрессивно или раздражительно реагирует на вопросы о конкретном предмете, ученике или учителе, если он начинает писать какие-то злобные записки или рисовать карикатуры людей и подписывать всякими бранными словами, то это прямой показатель того, что у ребенка есть проблемы. Это сигнал для родителей, чтобы они обратили внимание, обязательно выяснили причину, обязательно поговорили с ребенком. Когда родители беседуют с ребенком, необходимо дать выплеснуть эмоционально то, что у ребенка есть внутри из-за этой ситуации. Это может быть и плач, и крик, ругательства. Пусть он лучше дома, с родителями избавится от этого, нежели будет носить все в себе и в критический момент просто выплеснет на учителя или сверстника. Ситуация только усложнится. Поэтому родители выслушивают, понимая и разделяя чувства ребенка.

Очень важно не занимать сразу какую-либо сторону, потому что есть две крайности: либо родители полностью поддерживают ребенка, говорят, что учителя бессовестные, замучили детей, либо наоборот: «Вот ты вечно ничего не делаешь, учительница права, она тебя действительно должна была отругать!» и т.д. Нужно, чтобы ребенок осознал, что его выслушали, что события, которые происходят с ним в школе, его чувства небезразличны родителям. Тогда можно искать выход из этого положения.

А стоит ли вмешиваться? Если да, то как лучше это сделать?

Возможно, если ребенку объяснить, как бы себя повел взрослый, или привести какой-то пример, он разберется сам и вмешательство родителя не потребуется. И так даже лучше, потому что очень часто на вмешательство родителей другие дети реагируют довольно жестоко, они начинают дразнить “маменькиным сынком” Это, естественно, усложняет отношения ребенка со сверстниками.

Если сложилась такая ситуация, что без родительского участия никак не обойтись, то сделать это желательно максимально мягко и незаметно, так чтобы дети из класса не узнали об этом (встретиться с учителем в школе гораздо позже окончания уроков или, предварительно созвонившись, поговорить на какой-то нейтральной территории).

Вообще, лучше обучать детей справляться с трудностями самостоятельно, уметь улаживать конфликты со сверстниками и договариваться с учителем, адекватно реагировать на критику, не воспринимать это так лично на свой счет, не обижаться, не плакать и т.д. Потому что все это – эмоционально нестабильная реакция на то, что происходит в школе. Чем крепче нервная система, чем больше у ребенка навыков противодействия, защиты себя, умения отстоять свои интересы, изложить свою точку зрения без обид, без претензий, без обвинений - тем легче ему будут даваться все школьные ситуации. Ведь конфликты бывают практически у всех: и у благополучных учеников, и у неуспевающих.

Вопрос в том, как это преодолевается ребенком вообще, как реагируют родители. Если они сами склонны к конфликтам, разбирательствам, претензиям, то, скорее всего, ребенок тоже будет придерживаться этой модели поведения в школе. Здесь уже речь пойдет о семейной терапии. Необходимо понимание того, что ребенок не вписывается в классную систему, что у него нет способов мирного взаимодействия с учениками или с учителями, и над этим надо работать.

Каковы особенности поведения детей постарше?

Среднее звено (дети 10-15 лет) характеризуется немного другими аспектами. Здесь накладываются, конечно, психологические особенности подросткового возраста, увеличивается и конфликтность, нетерпимость, тревожность. Особенно 5-6 класс – это переход в среднюю школу, это изменения в системе обучения и т.д. Большое значение имеет то, какой классный руководитель попадется, так как авторитет родителя начинает снижаться, а авторитет сверстников или других взрослых значимых людей возрастает. Усложняется взаимодействие с педагогами, потому что подростки начинают больше позволять себе дерзостей по отношению к учителям и родителям.

Как же справиться со сложностями этого периода?

Очень важен уровень профессионализма педагогов, которые сумеют сгладить, не просто силой подавить, а именно сгладить возникшее недоразумение. Не менее важным будет внутрисемейное взаимодействие. Ведь подростковый возраст – это обычно проверка “на вшивость”: что происходит внутри семьи целиком. Если в семье есть какие-то сложные моменты, они конечно в этот период проявятся.

В любом случае, общие рекомендации по поводу выяснения причины, сути конфликта, понимания чувств и поведенческих аспектов ребенка и поиска обоюдовыгодного выхода для всех сторон, – это остается одинаковым как для младшего школьного возраста, так и для среднего. И в среднем звене особую актуальность приобретает невмешательство родителей, потому что в этом возрасте дети даже более жестоки к участию взрослых в конфликтах сверстников.

Что можно сделать, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с конфликтами?

Конечно, лучше было бы заняться профилактикой, чтобы таких ситуаций было меньше. Хорошо если родители, например, включены во внеклассную жизнь своего ребенка, и тогда сверстники из класса с большим интересом относятся к нему. Если мама или папа могут организовать походы, какие-то школьные праздники, то ребенок будет относиться к числу предпочитаемых людей, потому что у него просто интересная семья. Естественно, с таким ребенком конфликтов в школе будет меньше.

Подростки часто не хотят принимать помощь родителей и отдаляются от них. Что предпринять в подобной ситуации?

В любом случае, это должно быть вмешательство не со стороны силы, а со стороны интереса. Бывает так, что подростку проще открыться чужому человеку, нежели родителю. И здесь на помощь могут придти психологи, причем психологи не учебного заведения. Потому что, как правило, подросток, учась в школе, боится, что если он сейчас разоткровенничается со школьным психологом или педагогом, это может каким-то образом дойти до классной дамы, до родителей и т.д. Тогда возможна консультация независимого специалиста. Это оптимальный вариант, так как ребенок будет знать – все, что он скажет на этой консультации психологу, останется между ними. Он сможет больше открыться, а психолог сможет подсказать ему какие-то шаги для того, что бы нормализовать его отношения. В первую очередь, конечно, отношения с родителями, потому что если такой темы, как доверие в отношениях у подростка с родителями нет, то нужно это исправлять, чтобы потом родитель смог помочь ему разрешить конфликты в школе.

Все-таки первостепенная задача родителей в том, чтобы вовремя распознать признаки назревающей проблемы?

Это очень важно. Если родители не обращают внимания на то, каким приходит ребенок из школы, что он говорит или не говорит по поводу школы, им очень трудно будет понять его. Если ребенок чувствует, что все происходящее с ним не так значимо для родителей, как бы ему хотелось, он будет отдаляться. Если проблема не решается, она превращается в снежный ком, который накручивается, накручивается, накручивается... И ситуация может дойти до такого момента, когда приходится менять школу.

Но ведь в новой школе необязательно все проблемы исчезнут.

Конечно. Личностные особенности ребенка не поменялись, отношение родителей не поменялось, и очень большая вероятность того, что и в новой школе ребенок столкнется с теми же трудностями. Но, возможно, в этот раз они уже подумают совсем по-другому, не о том, что учителя плохие и сверстники – изверги, а о том, что, возможно что-то внутри семьи, внутри ребенка заставляет его сталкиваться с такими ситуациями из раза в раз. И это будет хорошей почвой для терапевтической работы.

В заключении хотелось бы напомнить, что конфликт всегда проще предупредить, чем решить! Пусть в Вашей жизни случается меньше конфликтов, а если они и будут, то пусть носят конструктивный характер!

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...