Раздражает собственный ребенок. Раздражительный ребенок: причины, помощь

Теперь вы это знаете. Признаться в этом нелегко даже самой себе, ведь само осознание этого факта способно вызвать устойчивое чувство вины. Я плохая мать, если не могу сдержать гнева на ребенка, иной раз могу шлепнуть, грубо хватануть, накричать.

Если раздражает ребенок, что делать несчастной маме. Как справиться с собой, избавиться от злости, жестокости, ненависти в семье? Хочу разобраться вместе с моими читателями.

Какие ситуации чаще всего вызывают раздражение?

Родился ребенок, у мамы начинается «день сурка». Кормим, моем, пеленаем, гуляем, укачиваем. Только без режима и бессистемно, а так, как соизволил малыш. Ждешь, что ребенок будет спать, а он просыпается через 10 минут. Только переоденешь в чистое, а он наложит полные штаны. Чувствуешь себя белкой в колесе, когда даже не можешь причесаться, сходить в туалет.

Если маме никто не помогает, бабушек нет, а папа устает на работе, начинает одолевать отчаяние. Любая мелочь может вывести из себя. Тогда можно даже накричать на грудничка, а потом корить себя за несдержанность, мучиться чувством вины.

Если родители взвинчены, это состояние передается малышу. Многое откладывается у ребенка на уровне бессознательного.

Приходилось читать в интернете историю, как папа не мог успокоить плачущего грудничка, вышел из себя. Стал трясти его, кричать: «Когда же ты замолчишь, дрянь?!». Малыш испуганно замолчал. А когда подрос, уже научился говорить, иногда говорил родителям: «Я не дрянь…» Хотя его никогда в жизни больше так не называли и не использовали это слово.

По себе знаю, как выводит из равновесия, когда ребенок ме-е-едленно одевается, или ест, или идет. Времени ждать нету, а уговоры, поторапливания никак не действуют. Чувствуешь себя бессильной , хочется наподдать, наговорить или наорать обидных слов.

Когда малышу исполняется год, 2 или 3, начинаются возрастные кризисы. Обычно они сопровождаются крайним негативизмом. Все, что исходит от родителей, воспринимается в штыки: сесть ли на горшок, есть, спать, одеваться, раздеваться. Ребенок, кажется, специально изводит маму: «Хочу пить – не хочу», «Поцелуй – не подходи». Так бы и треснуть.

Те, кто хоть раз поддался чувству раздражения, знают, как гадко потом становится на душе, как стыдно. На форумах бесконечно обсуждают, что делать, если раздражат ребенок. Можно ли справиться с разрушительным чувством, чтобы не испортить отношения и не искалечить дитя.

Что делать, если раздражает ребенок

Всегда легче сказать, чем реально справиться со своими чувствами. Но если не пытаться, никогда не получится. Придется основательно потрудиться, чтобы справиться с раздражением на собственного ребенка. Мне удалось собрать вот такие способы, как сдержать себя:

  1. Замечать, когда начинаешь раздражаться. Фиксировать все случаи раздражения . Можно писать в специальном дневнике. Нелишне извиниться перед ребенком за вспышки гнева. По этому же принципу верующие регулярно исповедуются. Правда, помогает.

Один молодой человек был очень вспыльчивым. Отец посоветовал ему забивать в деревянный забор по одному гвоздю всякий раз, когда не сможет сдержаться. Прошло много дней. Однажды он подошел к отцу и сказал, что не забил в этот день ни единого гвоздя. Тогда отец дал ему новое задание: выдергивать гвоздь, когда он сможет удержаться от гнева. Через некоторое время гвоздей в заборе не осталось. Отец подвел сына к забору и показал дыры, которые остались от гвоздей. Так и наши слова, сказанные в гневе, могут оставить незаживающие раны на сердце человека. Берегите своих близких!

  1. Признайтесь себе, что вы не идеальны, воспитательный процесс тоже. Бывают взлеты и падения. Ребенок не всегда похож на ангела. Это надо знать и готовиться к этому . Можно предугадать заранее опасные ситуации. Постараться скорректировать реакции ребенка: отвлечь, вовремя покормить или положить спать. Очень полезно заранее продумать, как будешь справляться с приступом раздражения. Можно посчитать до 10, выйти в другую комнату, высказать свое недовольство стулу, принять ванну, выпить чаю, прогуляться.

Мама не должна «загонять» себя. Надо вовремя отдыхать. Не стремиться все сделать идеально. Можно иногда не помыть пол, покормить баночным пюре, а не готовить прикорм вручную. Оставить белье неглаженным. Хорошо бы найти себе помощника хотя бы на несколько часов в неделю. Это может быть кто-то из родственников, кто поможет по хозяйству или посидит с малышом. Если никого нет, можно няню поискать. Или помощницу, которая за плату будет убираться, готовить 1 или 2 раза в неделю. Это не будет слишком дорого.

  1. Если чувствуете, что начинаете «закипать», вспомните о том, как будет стыдно , паршиво, после того, как вы сорветесь. Пожалейте себя. Подумайте о том, как человек в гневе не владеет собой и может нанести непоправимый вред своему ребенку. Маленький человек очень хрупкий, легко травмировать физически или психически. Не говорите, не делайте того, о чем потом будете горько сожалеть. Игнатий Брянчанинов писал: «Час гнева есть час безумия». Ожидание чувства вины может стать хорошим сдерживающим фактором.

Рассказывали историю про маму, которая вышла из себя, стала кричать на 2-летнюю дочку, трясти ее за плечи. Слабая детская шейка не выдержала, ребенок погиб.

Те родители, которые привыкли поднимать руку на ребенка, рискуют дойти до прямых побоев, обычного садизма.

  1. Нужно учиться выражать свои негативные чувства адекватным способом. То есть просто проговаривать. «Я сердита, я сердита, я сердита», — как герои одной детской книжки. В психологии это называется «я-высказывания». Полезно высказать вслух чувства ребенка: «Ты обижаешься. Ты хотела поиграть в телефон». Ребенку важно видеть, что мама обычный живой человек, что его тоже пытаются понять, услышать.
  2. Подумайте о том, что вы можете себя сдерживать, когда общаетесь с посторнними людьми. С начальством, например. Дело не в том, что вы не можете себя контролировать, а просто не считаете нужным сдерживаться с теми, кто больше всех дорог вам. Личность ребенка также заслуживает уважения, как и любого человека. Это же касается мужа, мамы, свекрови.

Плохое поведение ребенка – это также обратная сторона большой любви, которую он испытывает к вам. Ребенок обычно хуже всего ведет себя с мамой. Тех, кого редко видит, слушается лучше. В следующий раз, когда малыш проверит вашу выдержку на прочность, подумайте, насколько вы дороги ему.

  1. Разговаривайте с малышом . Спрашивайте, объясняйте. Только не с высоты своего роста. Нужно опуститься к ребенку, смотреть в глаза, поддерживать физический контакт. Ребенок может многое понять, если говорить с ним на доступном языке. Только надо быть готовой к тому, что проделывать это придется довольно часто. Как сказал мне один очень мудрый человек, ребенку нужно повторить 150 раз, чтобы он понял.

Старайтесь, чтобы ваши слова не были заезженными нравоучениями. Говорите от сердца, искренне о своих чувствах, с уважением к ребенку. Дети не выносят фальши, надоевших штампов. Они их просто не слышат, работает психологическая защита.

Иногда полезно использовать прием: «Что я сейчас скажу». Пусть ребенок сам озвучит те реплики, которые вы могли бы ему сказать. Этот способ больше подходит для подросткового возраста.

Нервная система ребёнка очень чувствительна к воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Некоторые дети ещё в период внутриутробного развития подвергаются негативным воздействиям: это может быть вирусная инфекция, которую мама перенесла с длительным повышением температуры, употребление алкоголя, курение, чрезмерные нагрузки. Во время родов и в первые месяцы после них малышей также подстерегают различные опасности. Ребёнок может родиться раньше срока, появиться на свет путём кесарева сечения или в результате трудных естественных родов.

Именно такие дети чаще всего растут легко возбудимыми и раздражительными. Поскольку причинами являются некоторые повреждения нервной системы или её незрелость, капризы и недовольство часто сопровождаются так называемыми вегетативными реакциями: потливостью, сухостью во рту, временными покраснениями кожи лица.

Но детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.

От 0 до 3 лет

Поводом для раздражения малышей, как правило, являются воздействия окружающей среды: яркий свет, громкие звуки, «кусачая» одежда. В сочетании с незрелостью нервной системы эти факторы приводят к тому, что у ребёнка часто без причины возникает плаксивость, он мучительно долго засыпает и с большим трудом просыпается, его настроение зависит от погоды. Даже если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, он быстро утомляется и начинает раздражаться, если что-то не получается. Так, постройка башни из кубиков может довольно быстро превратиться в драму с разбрасыванием стройматериалов и слезами бессилия из-за непрочности конструкции.

1. Главное правило воспитания раздражительного малыша можно сформулировать так: «В здоровом теле - здоровый дух». Соблюдение режима дня, правильное питание, адекватные физические и психологические нагрузки - необходимые условия его реализации.

2. Если ребёнок проявляет раздражение, не тяните с устранением его причины. Чем дольше малыш испытывает дискомфорт, тем сложнее вернуть малышу состояние равновесия. Не пытайтесь в столь юном возрасте воспитывать выдержку и выносливость, требуя не вертеться во время спектакля, не просить пить, не жаловаться на жару и т.д. Отложите эту задачу на пару лет.

3. Заранее готовьте ребёнка к неожиданным событиям - как к радостным, так и к неприятным. Любая новая информация сама по себе является сильным раздражителем. Поэтому малыш, который вдруг оказался в непривычных условиях, начинает нервничать, независимо от того, предлагают ли ему показать живот врачу или поиграть с аниматором на детском празднике.

4. По возможности смягчайте содержание неприятной информации. Например, если малышу пора заканчивать игру и идти спать, скажите ему о том, что игрушки выглядят уставшими. Вместе рассмотрите глазки кукол или солдатиков, указав на то, что они совсем сонные, и предложите ребёнку дать им отдохнуть, а потом лечь в кровать самому.

5. Следите за собственными эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование. Раздражительный малыш очень чувствителен к переменам настроения других людей. Если ребёнок «чуть не ушибся», не пугайте его предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте нравоучениями.

6. Подружите малыша с закаливанием и спортом. Умение справляться с физическим дискомфортом поможет ему научиться контролировать эмоции.

От 4 до 6 лет

В дошкольном возрасте большое значение приобретают факторы воспитания. Наиболее «эффективными» стратегиями, способствующими закреплению раздражительности в характере ребёнка, являются гиперопека, попустительство и авторитарность.

Представляет собой чрезмерную заботу взрослых в сочетании с ограничением самостоятельности ребёнка. Подобная смесь является отличной питательной средой для тревоги. Не имея достаточного опыта принятия решений и их реализации, дошкольник постоянно испытывает неуверенность и бурно реагирует на малейшую неудачу.

Другой педагогической крайностью является предоставление ребёнку полной свободы. Привыкнув к отсутствию оценки своих действий со стороны, дошкольник не стесняется в выражении недовольства, поводов для которого в повседневной жизни предостаточно. Допустим, если дома он обычно бегает с печеньем по всей квартире, то в гостях просьба оставаться с едой на кухне вызовет у него раздражение.

Авторитарность в воспитании проявляется в грубости и пренебрежении по отношению к ребёнку. Такое отношение заставляют его постоянно держать ухо в остро - вдруг внезапно послышится окрик или настигнет шлепок? Поэтому дошкольник в любой момент готов заплакать, чтобы вызвать жалость и предотвратить возможное наказание. Кроме того, многие дети становятся раздражительными, копируя поведение родителей. Поэтому, как бы ни было трудно, начать придётся с себя.

1. Не бойтесь ошибок ребёнка, предоставляя ему самостоятельность. Те неудачные поступки, которые не представляет угрозы для здоровья, - не «глупости», а полезный опыт, который поможет дошкольнику в следующий раз.

2. Демократия и права человека - достойные принципы воспитания, однако они не должны касаться режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах.

3. Не отдавайте приоритет угрозам, шлепкам и шантажу. Эти «педагогические приёмы» обладают краткосрочным действием. Не жалейте времени и красноречия для того, чтобы объяснять ребёнку свою позицию.

4. Старайтесь превратить свои ссоры с домашними в конструктивный спор, если не удаётся скрыть их от ребёнка. Раз уж он оказался свидетелем конфликта, то позаботьтесь о том, чтобы он смог увидеть его позитивное завершение: например, как обе стороны извинились за сказанные в запале слова или пришли к компромиссу.

5. Помогите дошкольнику научиться преодолевать трудности. Чем больше разных способов окажется в арсенале ребёнка, тем спокойнее он будет реагировать на неприятности. Например, если он раздражается из-за медлительности сверстника, оказавшегося перед ним на горке, можно предложить несколько сценариев поведения:

а) подождать, заняв себя в это время наблюдением за какой-нибудь собакой, птицей, маневрами машин и т.д.;
б) спокойно попросить не сидеть на горке, а съехать с неё;
в) обхитрить медлительного ребёнка, осведомившись, собирается ли он ехать, или можно сделать это вместо него.

От 7 до 12 лет

Раздражительность младших школьников часто связана с высокой учебной нагрузкой и непростой психологической атмосферой в классе. Подавляя в течение дня обиды, полученные от одноклассников и учителей, вечером ребёнок выплёскивает накопившееся раздражение на близких. Важно помочь ему «переварить» неприятные переживания в спокойной обстановке.

1. Переключите внимание ребёнка на общение с ровесниками за пределами школы. Это могут быть дети ваших родственников, друзей или его «коллеги» по музыкальной школе, спортивной секции. Как правило, на дополнительных занятиях возникает более доброжелательный климат, чем в классе, за счёт редких встреч учеников и отсутствия жёсткой иерархии.

2. Не требуйте от школьника идеального выполнения домашних заданий. Оставьте за ним право на индивидуальные особенности: если он лучше усваивает гуманитарные науки, не показывайте своё разочарование, увидев в дневнике «тройку» по математике. Перестав ощущать ваше давление, ребёнок будет без раздражения приступать к выполнению заданий по нелюбимому предмету.

3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми и с собой в детстве. Это не стимулирует его к завоеванию новых вершин, а лишь ущемляет самолюбие и заставляет строить планы мести «идеальным» ровесникам.

В переходном возрасте повышенная раздражительность связана с гормональными перестройками, происходящими в организме. Особенно тяжело приходится девочкам: их колебания настроения зависят от менструального цикла, но, в отличие от девушек постарше и взрослых женщин, они не осознают этого и не могут контролировать свои эмоции. Раздражительность мальчиков, как правило, связана с неудачами в завоевании позиции лидера или ограничением их свободы.

1. Предоставьте подростку хотя бы видимость свободы там, где не можете позволить реальную самостоятельность. Допустим, если вы не хотите, чтобы ребёнок гулял допоздна, предоставьте ему такую возможность при условии, что он будет оповещать вас каждый час о своём местонахождении и не станет сопротивляться вашему желанию встретить его.

2. Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, озвучивая его реакции. Например, если девочка раздражённо передвигает в шкафу вешалки с одеждой, скажите ей: «Я понимаю, что тебе хочется выглядеть идеально. Давай подумаем, что конкретно тебе не нравится в каждом наряде, и подумаем, как это можно исправить». Такие развёрнутые проговаривания различных ситуаций научат подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.

3. Эксплуатируйте стремление подростка быть взрослым. Разве зрелые, солидные люди капризничают и ворчат по пустякам?

Как бы ни было трудно взаимодействовать с ребёнком, не добивайтесь от него позитивного взгляда на мир через розовые очки. Недовольство собой и окружающими часто становится стимулом к самосовершенствованию.

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг ( и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных .

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Можно ли раздражаться на ребенка?

Тема раздражения по отношению к детям волнует тех родителей, которые любят своих детей и не хотят к ним испытывать негативных чувств, но подобные чувства, тем не менее, появляются и собственный ребенок начинает раздражать.

Для таких родителей, факт того, что их раздражает собственный ребенок, является одним из самых болезненных. Одна часть в человеке говорит, что с ребенком все в порядке, он просто маленький, а вторая часть личности родителя взрывается яростью, гневом, агрессией.

Одновременно с этим родитель испытывает чувство вины . Как же так, как можно так злиться и раздражаться на собственного ребенка, на это беззащитное существо? Родитель начинает себя ругать последними словами. «Если я так чувствую и поступаю, значит, я не люблю его?» Ненависть к себе, возмущение и негодование за подобные чувства растет.

Проблема раздражения и агрессии по отношению к детям касается многих родителей. По своему родительскому опыту, а так же по опыту общения с другими родителями я знаю, что эти чувства возникают почти у всех.

Многие пытаются разобраться, ? Большинству родителей трудно переживать свои негативные чувства в отношении ребенка. Многие даже не решаются в этом признаться.

Негативные чувства к ребенку, родительская агрессия возникает так же, как илюбое другое человеческое чувство. То, что у родителя возникает раздражение, злость, а иногда даже ярость по отношению к ребенку, не означает отсутствия любви. Часто все эти чувства присутствуют одновременно.

Раздражение (фрустрация) возн икает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается.

«Фрустра́ция - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям».

Раздражение (фрустрация) это базовая примитивная эмоция , существующая у всех млекопитающих. Эта эмоция не задействует кору больших полушарий, поэтому мы часто не можем объяснить причину нашего раздражения. Мы просто раздражены.

Раздражение рождается в лимбической системе, функции которой сформировались на начальном этапе эволюции животного мира. Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет.

В жизни мы часто оказываемся бессильны изменить существующую реальность. В момент осознания невозможности изменений бывает особенно тяжело признаться в своей беспомощности.

Если по поводу своей беспомощности человек сначала злится, потом горюет, скорбит, то ему удается адаптироваться к сложившейся ситуации.

Если человек, столкнувшийся с невозможностью изменений, не сможет осознать свою беспомощность и погоревать о ней, перейти к адаптации будет невозможно.

Так как чувствовать свою уязвимость и беспомощность больно и «не правильно» по некоторым представлениям – человек отключает свои чувства. Но одно чувство беспомощности отключить невозможно, при исключении одного чувства, онемевают и все остальные.

Тогда человек становится не способен плакать, испытывать чувство уязвимости, а агрессия увеличивается многократно. Последнее, что останавливает ее внешние проявления в виде агрессивных действий, это смешанные чувства.

Чувства, сильно отличающиеся по своему диапазону, например, и ненависть и любовь одновременно, и злость и бережность одновременно. Когда, например, хочется, с одной стороны, разбить что-то ценное, с другой – не хочется потом убирать обломки и покупать новое. Порой одновременно хочется и заорать на ребенка, и защитить его от своих пугающих проявлений.

Чем сильнее чувства, тем тяжелее переживать их смешение. Маленькие дети не умеют выдерживать противоречивые чувства. Но и взрослым тяжело это делать. Ребенок, которого в детстве не учат проживать смешанные чувства, признавать свою беспомощность и уязвимость, вырастая, тоже этого делать не может.

Почему детей не учат проживать противоречивые чувства и оплакивать свою беспомощность? Потому что в момент проживания смешанных чувств ребенок часто сердится и плачет. А в нашей культуре принято запрещать сердиться и плакать.

Ребенку не разрешают испытывать горе по поводу невозможности осуществления его желаний, его отвлекают, веселят или ругают, прививают чувство вины за слезы и злость.

Жизнь часто делает нам неприятные сюрпризы, и мы часто бываем раздражены. А дети – это особенный источник таких «сюрпризов». Поэтому ситуации, когда , могут возникать достаточно часто.

Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает раздражение и вслед за ним – агрессия. Если энергия агрессии не перешла в изменения или в скорбь по поводу их невозможности, если защищаясь от чувства уязвимости, человек заморозил свои чувства, и навык осознавания смешанных чувств не удержал агрессию, то она выходит наружу.

Некоторые люди считают, что раздражаться на детей не допустимо, относитесь ли вы к ним? Например, говорить о раздражении на собственных родителей или об агрессии по отношению к мужу не так сложно. Говорить об агрессии к ребенку – тяжело.

Он же самый любимый, самый лучший, малыш! Я его обожаю. Ребенок – это святое. И вдруг в душе возникают чувства, которых там быть «не должно». Человек не может понять, почему раздражает собственный ребенок , испытывает чувство вины, сначала пытается игнорировать подобные чувства, потом сдерживать, потом отвлекаться.

Хорошо, если у него получается. А если не получается, он не может справиться с подступающим раздражением на собственного ребенка и взрывается, начинает кричать, бить ребенка. Потом испытывает стыд или во всем винит ребенка, пытается ему объяснить, что это он сам виноват, и так делать больше не надо, чтобы не злить маму (папу).

Когда в следующий раз ребенок не слушается снова, человек чувствует справедливое негодование на непонятливость ребенка, «сколько раз тебе можно повторять?», и все начинается сначала.

Каждый раз человек верит, что этого больше не повторится, дает себе обещание начать все заново, лучше объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причину того, почему раздражает собственный ребенок , такой взрослый видит в ребенке.

Он сдерживается, отвлекается, пробует ругать себя последними словами до такой степени, чтобы было уже не повадно повторять свое поведение, крик или битье.

Если мать (отец) бьет ребенка, значит, родителям не удается самостоятельно справиться со своими эмоциями.

Убеждение в недопустимости агрессивных чувств к ребенку побуждает взрослого не оставлять попыток их игнорировать и подавлять. Такие способы избавления от раздражения на собственного ребенка не всегда работают. Теоретические познания в психологии и теории возникновения агрессивных чувств чаще всего не дают практического результата.

Родители, которые действительно беспокоятся о своих детях, часто достаточно хорошо изучают эту тему, читают книги и соответствующие статьи. К сожалению, эти знания тоже не всегда помогают им преодолеть свои реакции и собственный ребенок всё равно раздражает их..

Раздражение и агрессия в отношении ребенка может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, что потом взрослый делает с этими чувствами, как на его поведении и действиях сказывается его раздражение, злость?

Агрессивные чувства в отношении ребенка становятся проблемой тогда, когда в результате их возникновения родители начинают применять физическое и психологическое насилие . Правда, родительская агрессия в насилие переходит не всегда.

Если вы не хотите кричать и бить ребенка, если не хотите раздражаться на него, если вы считаете, что детей нельзя бить, но у вас не получается остановиться, на вас «что-то находит», вы испытываете чувство вины , а ваш ребенок – старше 2-х лет, то самому преодолеть свои реакции может оказаться практически невозможно.

Если родители хотят решить проблему со своими негативными эмоциями и действиями в отношении ребенка, им важно принять тот факт, что самостоятельно справиться они пока не могут.

Признать, что им нужна помощь для того, чтобы справиться, не ждать, а обратиться за консультацией к психологу. Случается, что уже через несколько встреч человек может изменить свои действия в ситуациях, когда раздражает собственный ребенок , и остановить свои срывы на ребенка.

Большинству знакомо понятие «физическое насилие», оно подразумевает вполне конкретные вещи, а вот смысл понятия «психологическое насилие» очевиден не многим.

«Психологическое насилие , также эмоциональное или моральное насилие - это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическ ому стрессовому расстройству».

Психологическое насилие – это оскорбления, унижение достоинства, крик, угрозы, шантаж, игнорирование, клевета, все виды ограничения свободы, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, изоляция, систематическая необоснованная критика, демонстративное негативное отношение, частые конфликты в семье, непредсказуемое поведение родителей.

Физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку тормозит его развитие. Оно вредит формированию и обогащению интеллекта, способности адаптироваться к разным обстоятельствам и ситуациям, познавательным процессам.

В результате насилия, ребенок становится легко ранимым, снижается его самооценка. Снижается способность к социализации, он становится конфликтным и, скорее всего, может быть отвергаем ровесниками.

Есть некоторые ситуации и состояния, когда перейти от агрессии к насилию достаточно легко. Как правило, если взрослый находится в состоянии общего физического и психического истощения, сложнее удержаться от агрессивных проявлений, когда раздражает собственный ребенок.

Причины такого истощения могут быть разными: усталость , тяжелое финансовое положение, хронический стресс, долгая болезнь ребенка или самого взрослого, период адаптации ребенка в приемной семье.

В подобные периоды взрослый нередко применяет насилие в отношении ребенка, импульсивно копируя поведение собственных родителей. Это случается даже тогда, когда он не доволен поведением своих родителей и не хочет быть на них похожим.

Применение насилия свойственно взрослому, когда он находится в тревожном состоянии, очень мнителен, боится, что с ребенком что-то случится, очень хочет уберечь ребенка от любых неприятных происшествий, страданий, не может переносить детский плач.

Также применение насилия происходит, когда взрослый испытывает сильное чувство вины за то, что его раздражает собственный ребенок, что он «плохой» родитель, у него «плохой» ребенок. Такое чувство вины, повышенная чувствительность к критике (в том числе воображаемой), часто сопровождают различные фантазии об осуждении окружающими его как родителя, о том, что ребенка могут отобрать или причинить ему вред, о том, что кто-то решит, что лучше бы их с ребенком не было.

Этот страх, что кто-то «отменит» взрослого с его ребенком довольно распространен, т.к. исторически вживлен в основы самоощущения в нашей стране.

В нашей стране выросло несколько поколений людей, прошедших войну, репрессии, тюрьмы, лагеря, насилие. Их дети были воспитаны преимущественно эмоционально холодными от постоянного стресса женщинами, полные семьи были редкостью, а если были полные, то в основном – с травмированными отцами, дети часто рано были разлучены с родителями.

Женщины нередко воспитывают в своих детях выученную беспомощность, психологию жертвы, веру в то, что от них ничего не зависит, что кто-то сильный может прийти и отобрать все.

В семьях и по сей день часто считают, что хвалить детей нельзя, воспитывают только критикой, криками, физическими наказаниями, игнорированием потому, что так быстрее и эффективнее, времени нет разбираться.

Для быстрого и действенного контроля над поведением ребенка используются фразы:

  • «Ты плохой, ты мне такой не нужен»
  • «Меня не волнует, чего ты хочешь»
  • «Я отдам тебя чужому дяде (тете)»
  • «Я уйду от тебя»
  • «Все будут над тобой смеяться»
  • «Как же ты мне надоел»
  • «За что мне такой ребенок»

Все эти слова и действия ребенок для себя переводит так:

  • «Лучше бы меня не было»
  • «Меня можно отменить»
  • «Я не достоин любви»
  • «Всем плохо от того, что я есть»

Ребенок в такие моменты испытывает не страх наказания, он испытывает ужас не-существования, смерти, отмены.

Такое воспитание лишает ребенка внутреннего стержня — ощущения безопасности и уверенности в себе, представления о себе как о хорошем, правильном, важном и существующем. Человек уже не может спокойно относиться к критике, если он испытывал в детстве такой страх регулярно.

Любая критика, малейшая ошибка, реальная или воображаемая, воспринимается им как доказательство того, что он не имеет права на существование, вызывает ужас, вину и агрессию.

Человек с непрочным внутренним стержнем очень уязвим. Он всегда пребывает в состоянии страха, что его кто-то может «отменить», и постоянно вынужден защищать свое уязвленное достоинство и право на жизнь.

Таковы были формы поведения, которые большинство современных родителей впитывала с детства. Другие формы поведения родителей по отношению к своим детям, не впитанные с детства, нуждаются в значительном сознательном контроле, не всегда получается их осуществлять автоматически.

Формам поведения, которым не получилось естественным образом выучиться у своих родителей, можно научиться самостоятельно или с помощью психолога. Для этого нужны знания о своих сложностях, признание факта, что вас раздражает собственный ребенок, осознанные усилия по «выращиванию» новых форм поведения и ежедневная работа над собой.

Во второй части статьи мы поговорим о том, что происходит, когда родители не могут справиться со своей агрессией, о формах физического и психологического насилия в семье и их последствиях:

Родительская раздражительность

В мире не существует родителей, которые не раздражались бы на своих детей, и в тоже время почти каждый родитель думает, что он по части раздражения - чемпион. Все остальные, по его представлениям, раздражаются значительно меньше, а возможно, и никогда.

В современном обществе существует клишированное представление о том, что хороший родитель никогда не раздражается на своих детей. Подобные представления о раздражении могут сильно отравлять жизнь семьи и мешать процессам воспитания.

Раздражение возникает обычно в те моменты, когда мама или папа простыми способами не справляются с ситуацией. Не справляются с особенностями поведения ребенка, бытовой ситуацией или какой-то обязанностью. Когда не хватает обычных способов влиять на ситуацию - таких, как дополнительная батарейка или пятая передача скорости, - включается раздражение. И так же, как многие думают, что другие родители раздражаться не склонны, я встречала очень мало людей, которые от раздражения получают много удовольствия.

Анатомия раздражения

Итак, по большей части для того, кто раздражается, раздражение является негативным состоянием.

Постфактум раздражение вызывает большое чувство вины . Оно не только неприятно сейчас - оно оставляет неприятное послевкусие. Именно из-за частых вспышек раздражения многие родители, особенно мамы, считают, что они плохие, некомпетентные мамы.


Что представляет собой раздражение для ребенка, особенно для дошкольника? Раздражение, которое выражается в повышении голоса, в крике, возможно, в шлепках, часто в угрозах, является для него проявлением не любви. Мама кричит, сердится, ругается - ребенок делает вывод, что она злая, что мама его не любит. Примерно так родительское раздражение дешифруется, считывается в голове у ребенка-дошкольника.
Подростками родительское раздражение считывается иначе. У мамы скверный характер, мама все время кричит. Папа все время сердится. Для ребенка раздраженный родитель - это родитель не любящий, и только очень правильные слова способны эту вязку в детской голове разорвать.

Интересен момент, когда детская позиция меняется на родительскую . Вот бывший ребенок, который еще хорошо помнит раздражение собственных родителей и свои обиды по поводу этого раздражения, который, вероятно, когда-то писал в дневнике: "Никогда, никогда я не буду кричать на своих детей, сердиться и разражаться, я это обещаю, я это сделаю!". И этот бывший ребенок становится сам родителем, и первый раз ему приходиться раздражаться, и наступает момент истины. Первое понимание того, из-за чего же родители казались такими сердитыми. Они сердились не потому, что злые или плохие. Они сильно уставали, не справлялись или были глобально не довольны жизнью.
Понимание того, отчего сердились родители, от своего раздражения не избавляет. Часто в семьях раздражение работает по принципу аллергии. Сначала раздражение вызывает небольшое количество ситуаций, но если родитель позволяет себе испытывать это раздражение, то в круг раздражителей постепенно входит все большее число ситуаций, вариантов поведения для отношений.

Все дело в том, что раздражение - это не то, что можно вылить, и у тебя его не будет внутри. Привычка к раздражению возникает, как к алкоголю или экрану . Ее можно сравнить с занятием фитнесом - чем больше мышцу качаешь, тем более она крепкая. Чем чаще родитель выражает раздражение, тем привычка изливать такого рода чувства становится сильнее. Нельзя выплеснуть раздражение и от него освободиться. Можно выплеснуть - и его прикормить.

На детско-родительские отношения привычка выражать раздражение оказывает негативное влияние, более того, она ребенком копируется и спускается либо на ровесников, либо на братьев и сестер: ребенок привыкает раздражаться. Раздражаясь, родитель показывает модель эмоционального поведения. Когда что-то не получается - включи свое раздражение, надави им на ближнего, и все у тебя получится. Ребенок перенимает модель и добивается, чтоб ему включили мультик, дали желаемую игрушку, добавили ложку сахара в чай. Возникает эмоциональная привычка уже у следующего поколения. В здравом уме и твердой памяти никто не хочет своему ребенку пожелать раздражаться. Но не раздражаться невозможно.

Что можно посоветовать родителям?

Работаем с реакцией

В первую очередь нужно признать , что раздражение у вас есть, вам как родителям случается раздражаться. Вы имеете эту привычку, хотя, может, она вам и не нравится.

Как в программе анонимных алкоголиков, первый и самый главный шаг: нужно признать - зависимость существует. Признать проблему значит решить 15-20 процентов этой проблемы.

Следующий шаг: нужно четко сформулировать, хотите или не хотите вы иметь эту привычку. Если вы раздражаетесь и чувствуете себя комфортно, нет повода для разговора. Если раздражение вам мешает и вы не хотите его иметь, нужно пытаться от него избавляться.

По моей методике, если вы хотите работать с этой привычкой, нужно хорошо ее знать. Что следует знать о раздражении?

Первое . В каких ситуациях это раздражение приходит к вам, что вызывает это раздражение к жизни, дает ему в руки ключи, чтобы войти внутрь. Понаблюдав две-три недели за собой и делая в блокнотик записи тех ситуаций, в которых это раздражение вспыхивает, почти любой человек будет точно знать те моменты, которые стандартно вызывают эту сильную реакцию. Это те самые нормативные конфликты, ямы и грабли, на которые мы наступаем два раза в день.

Для того чтобы что-то сделать с ситуациями нормативных конфликтов, когда возникает раздражение, нужно хорошо его знать наперечет. Например, каждый вечер, когда мы пытаемся детям почистить зубы, они бегают, и это вызывает раздражение. Если мы знаем моменты, когда раздражение приходит, мы можем к этим моментам подготовиться. Можем сформировать свою предваряющую реакцию, которая не даст раздражению легко и беспрепятственно войти к нам.

Следующим шагом будет наблюдать, как именно наше состояние меняется. Вы были спокойны, разговаривали человеческим голосом, но через минуту уже кричите, шипите, дергаете кого-нибудь за уши. Обычно этот момент является наиболее сложным. Понаблюдать за ситуацией, в которой возникает раздражение, доступно почти всем. Однако необходима некоторая методичность. Я настаиваю на том, чтобы записывать, без записи возникает каша.

Моменты перехода из одного состояния в другое отметить сложно, потому что люди, которые склонны раздражаться, делают это очень быстро.

Таких людей называют вспыльчивыми.

Вспышка, моментальный переход в другое состояние - в этой ситуации важно понимать, как происходит процесс.

Обычно либо в голове звучит какая-то фраза ("Я больше не могу"), либо накрывает как волной. У некоторых людей предваряющим ощущением является какие-то физические симптомы. Учащение дыхания, сердцебиения, появление лимфопузрьков в голове, краснеют щеки. Кто-то начинает ходить, неаккуратно задевая предметы. Знание момента перехода - это очень важное знание при борьбе с раздражением.


Если вам удалось пронаблюдать момент раздражения, то, как вы переходите из одного состояния в другое, следующий момент - попытаться три-пять секунд удержаться, в следующей текущей ситуации сбалансировать на грани. Потерпеть немного, задержать дыхание на небольшой срок. Если это получится, то возможность задержать приход раздражения может стать первым шагом в овладении своим эмоциональным поведением.
Свое и чужое

Чтобы избавиться от раздражения, необходимо понять историю его происхождения, прояснить, какую оно носит природу.

Кто его выработал: мы сами или с похожим раздражением мы сталкивались в родительской семье?

Источником передачи может служить кто-то из значимых для вас взрослых . Надо постараться вспомнить, кто так мог раздражаться, повышать голос - бабушка, отец, воспитатель в детском саду или учитель начальных классов?

Мы все родом из детства, и мы все на уровне неосознаваемых воспоминаний запечатлеваем поведение родителей и значимых для нас людей и в сходных ситуациях склонны его копировать.

Мама может не понимать, почему ее так раздражает разлитый по столу суп или плохо завязанные шнурки на ботинках. Невинные ситуации из разряда повседневности и вполне позволительные детям - но какие-то из них могут вызвать у нее бешеные вспышки раздражения.


Если вы знаете за собой, что ваш эмоциональный ответ больше, чем вызывающий его повод, то это наверняка ситуация из детства: кто-то из близких взрослых был склонен раздражаться именно в таких ситуациях, вы запомнили это раздражение и теперь его воспроизводите. Тут нужно понять: ваше ли это раздражение - или вы бессознательно копируете чужое, усиливая раздражение бабушки, воспитательницы, соседки.

Для некоторых людей понимание того, что раздражительность на самом деле не их природы, а работает наследственная эмоциональная передача, уже является достаточным аргументом. Они не хотят воспроизводить привычки какой-нибудь Марь Иванны в своей семье.

Поколение сегодняшних родителей росло в детских садах и большее время проводило в обществе женщин, часто эмоционально невыдержанных. Мы часто носим в себе привычки не наших мам, а воспитателей и учителей начальных классов, а они, мягко говоря, могли быть людьми неуравновешенными. В школах, садах превышена стандартная норма управляемости, используются жесткие методы руководства, которые в семье не нужны.

Если наше раздражение имеет детские корни, вспомните те ситуации, которые вам доступны. Выведите в сознательные воспоминания то, что лежит в копилочке вашего опыта. Вспомнить такой опыт может помочь просмотр детских фотографий, разговоры со старшими родственниками. Нужно актуализировать эти воспоминания, вывести их на поверхность, посмотреть, что там было, и сделать более управляемыми наши реакции.

Раздражение может не иметь корней в детстве или - корешки неглубокие, их можно быстро повыдергать.

Некоторые люди склоны раздражаться в ситуациях, связанных с определенным физическим состоянием.

Для многих людей на возрастание раздражительности влияет уровень недосыпа, напряженность на работе или неудовлетворительность супружескими отношениями.

Если вы знаете, что ваше раздражение имеет источник не в сфере воспитательной, нужно постараться сделать все, чтобы не опрокидывать на детей проблемы, которые к ним не относятся. В таких ситуациях - если есть родительская воля на то, чтобы что-то изменить, - нужно внимательно следить: ага, я не выспался, я как автомобиль на скользкой дороге, нужно больше внимательности, осторожности на поворотах. Нужно стать опытным водителем самого себя, зная ситуации, в которых вы ведете себя менее адекватно.


Детям, которые подросли и хорошо говорят, можно словами объяснять: сейчас у меня квартальный отчет, мне на работе сложно, и поэтому я больше на вас сержусь. Мое состояние не говорит о том, я вас не люблю. Оно не связано с вами.
Что говорить детям

Раздражение вызывает чувство вины не только у родителей, оно может вызывать чувство вины у того, на кого оно направлено. Если мама на меня сердится, значит, я плохой. Я не достоин любви. Такие отношения могут привести к снижению самооценки у ребенка в дальнейшем. Мало кто из родителей хочет понижать самооценку своему ребенку. А работа с собственной раздражительностью может занять недели и месяцы... Так что пока эти инциденты раздражительности присутствуют в жизни, нужно говорить ребенку некоторые простые слова.

Если вы знаете за собой, что вы раздражительный человек, ваши дети должны слышать слова: мама любит всегда; любит нас, даже когда сердится, даже когда на меня кричит. Она кричит, потому что у нее такой характер. Мама - эмоциональный человек. Она, когда кричит, желает мне добра.

Эта та истина, до которой маленький ребенок не дойдет никогда. Мы только во взрослом возрасте, начав кричать на детей, поняли, что родители - люди не плохие. Не надо ждать столько лет. Ребенку можно простыми словами в нейтральное время, когда мама или папа спокойны, все объяснить. И им будет проще. Иногда дети, родители которых практикуют раздражительное поведение, себе говорят вслух как мантру: "Мама хорошая, она просто сердится. Мама любит меня, даже тогда когда кричит. Мама кричит, потому что не хочет, чтоб я стал разбойником".

Ребенку сложно понять раздражение мамы. Ему надо говорить правильные слова себе вслух, чтобы не испугаться. Когда правильные слова сказаны, мамины эмоции уже не будут так разрушительно действовать на ваши отношения, накладывать негативный отпечаток.

Бывает, ваше раздражение было совсем неадекватным и немотивированным - мы все живые люди, и нам свойственно ошибаться и об ошибках сожалеть.

Если вы видите, что раздражение было совсем не воспитательным, что вам необходимо было выпустить пар, и вы его выпустили на ребенка - в такой ситуации не грех и извиниться. Другое дело - как часто вам приходится извиняться за собственные вспышки. Когда подобное происходит раз в неделю, раз в несколько недель - можно спокойно извиняться. Это не ударит по родительскому авторитету. Но если вам приходится извиняться по двенадцать раз на дню, это говорит о непоследовательности воспитательной позиции.


Родительское раздражение может работать, как клапан у чайника. Туда уходит пар излишнего эмоционального напряжения. Если вам необходим выброс пара, важно, чтоб этот выброс не разрушал вашего ребенка, ваши отношения с ним. Не подрывал спокойствие, не нарушал эмоциональную атмосферу в семье. Если вы словами скажете о своей раздражительности не только ребенку, но и супругу и, возможно, кому-то из близких помощников, всем будет проще.

Главное в этой ситуации - не разъедать себя чувством вины: "Я раздражаюсь, я плохой, из меня как из родителя ничего не получится". Не давать этой коррозии после действия раздражения себя разъедать.

Родительство - род деятельности, в которой без ошибок не проживеш ь. Важно смотреть динамику. Если вы заметили свое раздражение - вы сделали половину дела. Если вы стали c ним работать, чтобы его устранить, прибавляйте 15 процентов. Сам факт, что вы говорите о себе как о раздражительном человеке и говорите с неудовольствием, свидетельствует о том, что вы начали что-то с ним делать, его от себя отделять. И тогда, возможно, в какой-то период времени вы его победите или станете хозяином положения.

13.12.2010 Бурмистрова Екатерина,
психолог, мама 9 детей, автор сайта "Семья растет",
проводит консультации и семинары для родителей опубликовано
http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=1998

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...