Какое количество игрушек должно быть у ребенка. Сколько у ребенка должно быть игрушек? Игрушки для ролевых игр

Вам знакома эта ситуация: вышла в магазин за молоком, вернулась с молоком и новой машинкой?

Ей уже и места нет в детской комнате, но она же - оранжевая! А оранжевой машинки у ребенка еще не было. Или такая ситуация: Мама, купи машинку. - Нет, у тебя их полно.- Ну, тогда хотя бы вот этого кролика. - Нет, у тебя и так много игрушек. - Ты - плохая! (вопли, ор, истерика в зале).

В среднем у каждого ребенка в Швеции более 600 игрушек (по материалам журнала «Esquire»). Прочитав об этом, я не поленилась пересчитать игрушки своего годовалого сына - более 100. Много для такого возраста. И решила разобраться, сколько ему на самом деле нужно, и почему я, не зная удержу, тоже покупаю бонусом к молоку очередную машинку.

Количество игрушек обратно пропорционально уровню развития

Чем старше ребенок, тем меньше у него игрушечного хлама, и тем больше времени уделяется играм со сверстниками, общению, личностному и физическому развитию (кружки, секции, семейные пикники, походы). Малышу в первые полгода жизни необходимы яркие и безопасные игрушки - «пищалки», «грызелки», «хваталки», музыкальные подвески, игрушки разной формы, выполненные из разных материалов. В этот период ребенок познает мир с помощью прикосновений, у него появляется навык хватать и удерживать предметы. Поэтому погремушек может быть, условно, пять, но толковых.

«Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша - не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов. А материал, из которого сделана игрушка, должен быть токсично безопасным. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не лопались краска и лак» (из журнала «Мама и Малыш»).


С 10-11 месяцев до 1-1,5 лет малыш переходит в стадию «большой исследователь»: ему нравится открывать и закрывать дверцы, доставать из стиральной машинки белье, складывать в ведерко печеньки, словом, производить простые манипуляции с предметами. В этом возрасте понадобятся шарики и мячики, простые наборы стаканчиков, матрешки, ходилки с развивающими элементами (игровые центры, но не ходунки) и т.д. И, конечно, ваши личные кастрюльки.

От года до двух лет - разнообразие игрушек растет в геометрической прогрессии . Ребенок внимательно наблюдает за миром взрослых и пытается делать все точно так, как они. Появляется интерес к животным, поэтому игрушки со звукоподражанием (мяукающие, гавкающие, кукарекающие) будут в самый раз. Музыкальные книги, мигающие вертолетики и пирамидки, поющие куклы. Простые музыкальные инструменты - барабан, тамбурин, трещотка, треугольник, ксилофон - тоже понадобятся (хотя и уровень шума в атмосфере значительно повысится). Машинки на веревочках, паровозики, любые игрушки, которые можно тащить за собой, тоже нужны, ведь малыш в этом возрасте активно развивает навык хождения.

Примерно до 2,5 лет ребенка интересует, что с игрушкой можно сделать: загрузить кубики в кузов, составить друг на друга, выстроить их в ряд и т.д. Поэтому детские психологи советуют выбирать игрушки, как можно проще, чтобы ребенок сам придумывал, для чего они нужны, как их можно использовать, в чем задействовать. Именно так и развивается фантазия.

«Игра — единственный вид деятельности, в которой ребенок может проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому проявление активности ребенка в игре должны всячески поддерживать родители. В квартире обязательно должно выделить ребенку место для игр, для хранения игрушек. Родители сами должны с удовольствием играть с малышом» (из журнала «Мама и Малыш»).


С 4-5 лет детям нравятся более реалистичные игрушки, смысловая и эмоциональная нагрузка которых не особо расходится с тем, что они видят вокруг . Наборы посудки, автотреки, большие конструкторы, кукольный театр и т.д. А с 5 лет ребенок уже сам может подсказать, какой игрушки ему не хватает, ведь он теперь не просто перекладывает кубики, он создает сюжеты, моделирует ситуации, выстраивает истории. И задача родителей - грамотно выбрать вместе с ребенком то, что ему действительно необходимо. Ведь не за всеми недостающими элементами для игр нужно бежать в магазин, в доме всегда найдутся заменители из предметов быта, которые можно использовать именно в его «постановке».

«Зачем ему двадцатая машинка, купите лучше самокат!» Услышала в одном гипермаркете такое восклицание, про себя улыбнулась, и пошла за мячом. Действительно, не нужно ребенку 20 машинок или 20 кукол. Пусть их будет по 3, но при этом у него будет велосипед, скакалка, самокат, гимнастический центр, игровая палатка, сухой бассейн - игрушки и вещи, помогающие в гармоничном физическом и эмоциональном развитии.

Мальчикам - машинки, девочкам - куклы

Всем всего! И куклы мальчикам тоже могут понадобиться для изучения человеческого лица, и машинки девочкам для игр тоже нужны.

И тем, и другим необходимы разнообразные игрушки, способствующие развитию фантазии, творчеству и хорошему настроению.

Так сколько же игрушек нужно ребенку? В общем-то, не так уж много. Ему точно не нужны трехметровые львы и сложные роботы, пробуждающие чувство превосходства, ему не нужен миллион однообразных машинок и кукол, а всего лишь - каждого вида по чуть-чуть.

А когда мой ребенок берет старую зубную щетку и алюминиевую кастрюлю, чтобы щеткой постучать по перевернутой кастрюле, я думаю, что барабан, лежащий в углу, можно кому-то подарить - он придумал свой барабан. И собственную игрушечную эйфорию нужно отключать, потому что ни к чему это, лишать ребенка возможности изобрести игрушки самому.

Милена Алейникова

Уважаемые читатели! Какие игрушки у вашего ребенка? На ваш взгляд, какие игрушки самые полезные для развития ребенка? Ждем ваших ответов в комментариях!

Детская игрушка появилась очень давно. Так, к примеру, известной каргопольской глиняной игрушке уточке - свистульке историки насчитали 5 тысяч лет. Но наверняка игрушки существовали и 10 тысяч лет назад, и даже больше, а до нас не дошли потому, что были сделаны из непрочного материала - глины, соломы, дерева. С древнейших времен игрушка помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем.

С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью и игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека.

К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире До двух-трех месяцев малышу нужны яркие разноцветные игрушки, которые подвешиваются над его кроваткой или коляской таким образом, чтобы ему было удобно на них смотреть, следить глазами за их движением, когда игрушки покачиваются. Для ребенка в возрасте четырех-пяти месяцев игрушки уже следует подвешивать пониже, так, чтобы он, случайно натолкнувшись на них руками, мог ощупывать и захватывать их.

Ребенок постарше, видя игрушку, подвешенную на небольшом расстоянии от его груди, сам тянет к ней руки. Для этих целей нужны различные по форме, образам, цвету подвески, которые могут обладать звуковыми, световыми, двигательными эффектами. Задача родителей обращать внимание малыша на эти особенности, называть их. Достижением малыша четырех-пяти месяцев является умение хорошо хватать игрушку и долго заниматься ею. Игрушки, подвешиваемые над кроваткой или манежем, должны быть сделаны из разных материалов (пластмасса, дерево, ПВХ, ткань), иметь разные цвета и геометрические формы. Это могут быть и какие-то образы: бабочки, рыбки, солнышко, домик и т.п. Главная цель действия ребенка с игрушками в этом возрасте - исследование ее разнообразных особенностей - формы, цвета, звука и т. п.

Первые игры обязательно должны проходить с участием родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на их реплики, повторяет или продолжает действия с игровыми материалами. Когда ребенок уже хорошо научиться хватать и подолгу заниматься игрушкой, подвешенной над кроваткой, его нужно начинать учить переворачиваться со спины на живот. Конечно, это удается ему не сразу, нужно помочь малышу в этих попытках. Можно предложить ребенку резиновую кошку, лошадку, собачку, другие фигурки или погремушки, которые легко удерживать в руке. Стремясь к игрушке, ребенок сможет выполнить нужное действие.

Специальные «Игровые центры», подвешиваемые на стенках кроватки то с одной то с другой стороны, позволяют ребенку действовать самостоятельно, извлекая из его компонентов - образов различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Ребенок, выполняя таким образом разнообразные движения, довольно быстро начинает самостоятельно поворачивать с боку на бок, а затем садиться, ползать. Для такого подросшего малыша хорошо на время игр иметь детский стульчик с достаточно большим столиком, манеж, в котором по стенкам вешают игрушки. Немного. По одной с каждой стороны.

С семи-восьми месяцев, когда ребенок уже может ползать, его следует разрешать это делать и спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Хорошо зарекомендовали себя в период плоскостные, так называемые «развивающие коврики», на которых изображены полуобъемные игрушки, которые при надавливании на них издают различные звуки: корова мычит, лягушонок квакает, паровозик - гудит. Эти необычные эффекты надолго привлекают внимание малыша, побуждают его вновь и вновь повторять действия за взрослыми, подражать голосам животных.

Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша - не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов и мелких деталей. А материал, из которого сделана игрушка, должен быть токсически безопасным. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облизала краска, лак.

В одиннадцать - двенадцать месяцев малыш уже делает свои первые шаги. Заинтересовать и помочь ему в этом также можно с помощью игрушки. В этом возрасте ребенку особенно интересны вещи, при воздействии на которых возникают различные эффекты - шум, треск, грохот, звуки голоса животного. Маленький ребёнок в этом возрасте - большой исследователь. Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или дверцы. Эти действия нравятся малышам, удовлетворяют их потребность в познании и действии.

Для забавы малыша подойдут заводные и механические игрушки - «клюющая» курочка, играющий на балалайке медведь, передвигающийся бычок, паровозики, шарики и мячики. В этих играх особая роль отводится взрослым. Родители, улыбаясь, называют малышу игрушку, ее свойства, объясняют свои действия, побуждают его к эмоциональному отклику. Малыш с большим удовольствием будет рассматривать игрушки в виде животного - глазки, носик, различные яркие детали наряда: бантики, шляпу и т.д. К

огда ребенок научиться устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой. Он с интересом наблюдает за действиями игрушечных котят, которые по мере движения игрушки-каталки поочередно высовывающихся из башмачков, порхающих бабочек, подпрыгивающих медвежат. Ему будет интересно везти за собой лошадку, потянуть за кольцо и извлечь звуки, напоминающие ржание (звуки не должны быть слишком резкими, пугающими).

Через игрушки происходит ознакомление с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей - диких и домашних животных. С ними он будет охотно заниматься в комнате, в ванной, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки и пр. - все это обогатит представления ребенка об окружающем мире.

До двух лет ребенка не занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его интересует, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрыть. Если вы заметите, что ваш ребенок играет подобным образом, не прерывайте его, не считайте такие действия пустыми и однообразными. Они помогают малышу увидеть новое в знакомых предметах, подняться на более высокий уровень обобщения своих знаний. Вы и сами можете поддержать интерес ребенка к разному использованию знакомых предметов и игрушек, показывая ему, что можно с ними делать.

К трем годам ребенок приобретает определенный игровой опыт. В начале игры он может определить, какая игрушка или предмет ему будут нужны, как он их будет использовать и что в результате получит. Знания, приобретенные малышом в ходе ознакомления с предметами окружающими его, он переносит теперь на свои игры. Например, научившись пользоваться ложкой во время еды, малышка воспользуется ею при кормлении куклы. Поэтому перед очередным походом в магазин игрушек родители должны продумывать, какой должна быть новая игрушка, чтобы продолжить занимающую ребенка игру (посуду для куклы, гараж для машины).

Дети в возрасте от полутора до двух с половиной лет любят игрушки, изображающие домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку и кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку. Дети от двух с половиной до пяти лет уже предпочитают играть с игрушками, изображающими диких животных (волк, медведь, лиса, кабан, тигр). Хотя это во многом связано с теми знаниями и представлениями, которые из книг, из рассматривания иллюстраций. Для формирования положительного отношения к игрушке и животному, которого она изображает, обратите внимание на оформление - слоник в фартучке, зайчишка в штанишках, кошечка в шляпке, петушок в сапожках, то есть животных, имеющих человеческие черты и отражающих деятельность человека. И в этом случае важную роль играет пример взрослого, который может показать, как играть с игрушечными животными, вызывая бережное отношение к животным. Для развития этих игр ребенку нужны специальные предметы (атрибутика) по уходу за животными - расческа для расчесывания гривы, мисочка для кормления, маленький домик. Можно вместе с ребенком ухаживать за игрушечным животным - кормить его, укладывать спать, гулять с ним и т.д.

Игра - единственный вид деятельности, в которой ребенок может проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому проявление активности ребенка в игре должны всячески поддерживать родители. В квартире обязательно должно выделить ребенку место для игр, для хранения игрушек.

Родители сами должны с удовольствием играть с малышом. Мальчики с заметным интересом наблюдают за действиями папы, связанной с техникой, а затем и сами начинают играть с машинками. Их завораживает и железная дорога с паровозом, и вагончиками, на которых разместились игрушечные зверюшки. Так игра и игрушка помогает в формировании положительных эмоций, установлении контактов между ребенком и взрослым.

О кукле необходимо сказать отдельно. Интерес к ней проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда, укладывание спать). Эти игры занимают и мальчиков, и девочек. Это происходит прежде всего потому, что они ежедневно наблюдают родителей за этими занятиями и воспроизводят их в игре. Для развития подобных игр у ребенка должны быть игрушки в виде бытовых вещей: чайная и столовая посуда, ванночка, лоскутки, телефон, сумочка, коляска и т. п.

Фигурки людей и животных, различные предметы игрового обихода приобретаются и вносятся в игру постепенно: сначала более знакомые, простые, затем требующие большего опыта ребенка, воображения. Играть с куклой дети начинают постепенно, обучаясь у папы или мамы - партнеров по игре. Последние придумывают новые сюжеты для этих игр - знакомство с куклой, кукла обедает, кукла ждет гостей и т.п. В этих играх решаются такие важные задачи, как ознакомление ребенка с предметами, их свойствами, назначением, развитие речи. Во время включения в игру новой или старой, но подзабытой игрушки родители должны спросить: знает ли ребенок, как она называется, показать как и где с нею можно играть: на полу, на столе, в ванной. Затем игрушка, которая заинтересовала малыша, передается в его свободное пользование.

Если родители замечают, что ребенок вот-вот перестанет играть, так как уже хорошо освоил игрушку, они могут предложить ему другую игровую ситуацию. Например, предлагая пластмассовые фрукты, говорят ребенку: - «Мы купили по дороге яблоки, покормите свою дочку!». Дети легко, как будто только этого и ждали, принимают предложение, и игра продолжается. Игрушки для детей младшего дошкольного возраста должны быть пригодны для купания, кормления, укачивания и т.д. Особенно важным является «подвижность» игрушки - то есть возможность ее посадить, положить, поставить. Они гораздо больше привлекают детей, чем игрушки, сидящие в фиксированной позе. С «подвижными» игрушками малышам интереснее, с ними можно играть в самые разные игры.

Игрушки, которые уже не привлекают внимание детей, убирают. Через некоторое время их снова можно дать ребенку, и они вновь будут радовать и побуждать малышей к игре. Во время прогулки двухлетнему малышу можно дать игрушечные лопатку, совок, деревянный молоточек и показать, как ими работают. Одновременно с показом надо объяснить словами, что можно делать тем или иным предметом. Например, вы говорите: «Лопаткой можно копать землю, снег, рыть канавки, насыпать в формочки песок» и демонстрируете, как это делается. После того как ребенок научился действовать этими предметами, нужно придать игре целевой характер. Например, предложить малышу построить «гараж» для машины, очистить от снега «строительную площадку».

Если вы будете лишь со стороны наблюдать за игрой, она очень скоро станет примитивной: перейдет в беспорядочное разбрасывание песка лопатой или просто прекратится. Для развития у детей не отрывочных, а системных знаний об окружающем мире необходимы игрушки, способствующие объединению разрозненных сведений о животных, среде их обитания, повадках.

Для дальнейшего развития дошкольника необходимы игровые комплекты сомасштабных, взаимодополняющих игрушек: конюшня с лошадками и жеребятами, птичий двор, свинарник, автопарк и т. п. Наборы таких игрушек, малыш воспринимает как единую систему. Подобные комплекты (объемные и плоскостные) могут использоваться для настольных игр при постановке русских народных сказок, песенок, потешек. В семье необходимо иметь, а со старшими детьми уже и мастерить, несколько комплектов для театрализованных игр. Маленькие спектакли, разыгрываемые с их помощью, сделают досуг ребенка содержательным, помогут вспомнить и пересказать знакомые сказки или истории. А это важно для развития речи, установления контакта с окружающими, преодоления свойственного детям эгоцентризма.

Дети с 4-летнего возраста отдают предпочтение реалистичным игрушкам. Они также представляют познавательный интерес для детей, заключающийся, например, в том, что разные предметы, в том числе и игрушечные животные, могут быть сделаны из разных материалов. Так в играх с игрушками развивается познавательная деятельность, нравственное и эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Подбирая игрушки для дошкольника, важно помнить, что они должны быть доступными и разнообразными, по форме и назначению, а также эстетически привлекательными. Для правильного развития ребенка игры надо усложнять постепенно, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности.

Для поддержания настроения и здоровья важно иметь в доме игры и игрушки для занятий спортом: мячи, велосипеды, самокаты, «скакалки» и т.д. В погожий день хорошо всей семьей поиграть в кегли, в футбол, волейбол, настольным теннисом и т. п. С помощью игры и игрушки малыш открывает для себя мир. Его жизнь становится разнообразной, богатой событиями и впечатлениями. Во время игры ребенок учиться общаться, выигрывать и побеждать, радоваться своим достижениям и успехам близких, заботиться и проявлять внимание.

Первые знания, навыки общения, опыт трудовой деятельности малыш получает именно в игре. Поэтому игрушки ему необходимы. Это не должны быть «навороченные» джипы и трехметровые львы – такие вещи культивируют в ребенке лишь необоснованное чувство превосходства над другими детьми, но не способствуют его познавательному, физическому и социальному развитию. Они должны соответствовать возрасту ребенка и стимулировать его интерес к жизни и творчеству.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже могут играть самостоятельно, подолгу.. Они сами выбирают игрушки, создают игровую обстановку, развивают сюжет игры. В этом возрасте у них отмечаются определенные игровые предпочтения. Поэтому перед походом в магазин уже можно вместе с ними продумать, что им нужно для игры, каких игрушек не хватает. При этом, опять же, следует обратить внимание не на отдельные, не связанные между собой игрушки, а на дополнение уже имеющихся для развития сюжета игры. Однако вовсе не следует увлекаться заменой игровыми эквивалентами каждого предмета в доме. Достаточно предложить ребенку прием игрового замещения недостающего предмета для развития игрового замысла: - протянуть - кирпичик из строительного набора и сказать: - «Возьми сковородку, испеки оладушки» или - «Вот мыло, помой кукле ручки, она их испачкала».

В каждом доме найдется много предметов, которые помогут на время игры заместить недостающие предметы: кухонная скамейка может стать плитой, диванные подушки - кроваткой и т.п. Для развития темы и сюжета игры можно последовательно приобретать игровые наборы определенной проблематики. Хорошо, если предварительно, родители прочитают с ребенком книжку или посмотрять видео-фильм соответствующей проблематики. Так можно расширять представления ребенка об окружающем мире.

Во время купания, прогулки, отдыха на даче. ребенку нужны соответствующие игрушки. Особо значимы игрушки для подвижных игр. Девочки увлекаются игрой с прыгалками, резиночками, мячами. Мальчики любят кататься на велосипедах и самокатах, роллерах. Для реализации потребности ребенка в движении хорошо иметь кегли, кольцеброс, серсо, ракетки для игры в теннис, мишень для метания в цель. С увлечением будут играть мальчики с водоплавающими игрушками, управляемыми по радио: - катера, корабли, лодки. Хорошо, если их можно собрать самим из деталей конструктора. Сколько же для этого ему нужно игрушек? Да в общем-то немного! Главное, чтобы они были разными, будили фантазию, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребенку.

Какая игрушка нужна вашему малышу

Возраст ребенка Развивающее значение игрушки Наименование игрушек и комплектов Значимые свойства и характеристики
От рождения до 1 года Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления Подвески
Погремушки
Колечки
Активный центр
Активный коврик
Фигурки животных
Игрушки-вкладыши
Разного цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения
ПВХ, среднего размера
Развитие движений Каталки
Машинки
Кубики
Мячи
На палочке, на веревочке.
пластмассовые
Знакомство с окружающим миром Куклы
Фигурки людей и животных
Предметы игрового обихода (кроватка, коляска, ванночка для куклы)
Посуда (кухонная, чайная)
Машины, велосипеды
Из ПВХ
В рост ребенка
Соразмерные руке ребенка
С различными устройствами,
в рост ребенка
От 1 года до 3 лет Развитие действий с предметами Пирамидки, матрешки, бочонки
Кубики– вкладыши(миски, бочонки)
Пластмассовые, различной формы, образов, цветов
Развитие сенсорного опыта ребенка Кубики с картинками, конструктор, пазлы,
Мозаики среднего размера
Игры со шнуровками,
Наборы для игр с водой, песком
Познавательное развитие Игрушки в образе животных (наборы: рыбки, птицы; домашние, дикие и т.п.)
Детское лото, домино (животные, растения, предметы)
Социальное развитие ребенка Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта
Развитие движений Транспортные игрушки, соразмерные им наборы фигурок людей и животных
Мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды
Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами.
Большой и маленькие
Развитие слуховых восприятий Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов.
Развитие положительных эмоций Игрушки-забавы (клюющие курочки, медведи-лесорубы и т.п.) Народные игрушки из дерева
От 3 до 5 лет Интеллектуально – познавательное развитие Различные настольные игры
Пазлы, мозаики, конструкторы
Строительные наборы
Наборы фигурок и предметов, отражающие жизнь людей в разных ситуациях, профессий, историю, по мотивам детской литературы
Из различных материалов.
Различные способы соединения деталей
Из различных материалов, объемные и плоскостные
Социальное развитие Тематические комплекты для театрализованных игр
Комплекты для игр с транспортной игрушкой (железная дорога, автомобили, самолеты)
Предметы для игры с куклой
Набор для игр «Маленький доктор», водитель, летчик и т.п.
Мини – футбол, баскетбол и т.п.
Готовые и самодельные
Постепенно усложняющиеся по видам, роли человека в их использовании
Среднего и мелкого размера, соразмерные кукле и между собой
Игра со взрослыми, друзьями
Физическое развитие Трехколесный велосипед, самокат, прыгалки, мяч, кольцеброс, балансир, качели.
Наборы для игр с водой и песком
От 5 до 11 лет Интеллектуально-познавательное развитие
Физическое развитиеЭстетическое развитие
Конструкторы различных свойств, проблематики
Настольно-печатные игры (маленький профессор, математик, ботаник и т.п.)
Головоломки, мозаики
Шашки, шахматы.
Компьютерные игры с дидактическим содержанием
Электронные игрушки
Мяч, кольцеброс, мишень, самокат, двухколесный велосипед
Наборы для творчества и театрализованных игр
Игрушки по выбору детей

Детские игрушки появляются в доме иногда еще до рождения малыша. Плюшевые мишки и зайчики, куклы и яркие машинки окружают крохи с первых дней жизни. Иногда родители и бабушки с дедушками сами не могут объяснять вразумительно, зачем они покупают еще одну машинку или набор кубиков. Психологи объясняют, что за «заваливанием» малыша игрушками стоит дефицит красивых игрушек в детстве взрослых, а также желание таким образом выразить любовь своему потомству.

Но нужно ли малышу столько игрушек? И какие игрушки действительно порадуют кроху и принесут пользу?

Спустя какое-то время, взрослые разочарованно замечают, что большинство их подарков пылятся на полках. Открутив колеса, оторвав лапу у мишки или оторвав детали, ребенок теряет интерес к выбранной с любовью игрушке. Но при этом с упоением играет с крышками от кастрюли или бельевыми прищепками.

Какие игрушки нужны ребенку?

1. Игрушки — друзья

Очень часто малыши в 2-3 года привязываются к одной единственной игрушке на длительный срок. Они с ней спят, гуляют и садятся за стол кушать. В этом нет ничего плохого, у малыша должен быть безмолвный друг-защитник в возрасте 2-5 лет, пока у него еще нет настоящих друзей. Это может быть мягкая игрушка или игрушка — любимый персонаж мультфильма. Нередко такую роль выполняют игрушки щенячий патруль . Игрушки друзья могут меняться, как правило такая «дружба» продолжается до полугода, а затем у крохи появляется новый фаворит.

2. Игрушки для ролевых игр

Детские психологи отмечают, что ролевые игры очень важны для малшей. В них они «отрабатывают» свои будущие роли — мамы, папы, врача, воспитателя и так далее. Для игры конечно же нужны атрибуты — кукольная посуда, наборы доктора и парикмахера и так далее. Но если ребенок захотел поиграть к примеру в магазин, а атрибутику для этого не хватает, не спешите бежать в магазин, чтобы купить набор для этой игры. Учите ребенка пользоваться предметами-заместителями. К примеру, нарежьте цветную бумагу и напишите на ней цифры — пусть это будут денежки. Слепите из пластилина фрукты, дайте пустые баночки или пластиковые бутылочки в качестве товара. Использование в игре предметов-заместителей развивает творческие способности ребенка гораздо лучше, чем готовые покупные игрушки.

3. Интерактивные игрушки

Говорящие, пищащие, поющие и моргающие зверушки очень популярны сегодня. Вашему малышу безусловно захочется иметь такую. Но не стоит держать в детской слишком много таких «кнопочных» игрушек. Детские психологи утверждают, что когда их слишком много, ребенок перестает играть в ролевые игры, меньше фантазирует. Для девочки можно купить милую красивую розовую пони . Мальчикам понравится более мужественный персонаж.

4. Развивающие игрушки

Не стоит путать развивающие игрушки с интерактивными, даже если они учат малыша считать, называют буквы и так далее. Старое доброе домино, кубики, конструкторы, пирамидки и матрешки куда полезнее для умственного развития.

5. Игрушки для спорта

У ребенка, начиная с 1 годика должно быть несколько мячей разных размеров, С возрастом спортивный инвентарь нужно расширять — самокаты, велосипед, прыгалки… А еще лучше спортивный комплекс в детской.

Сколько у ребенка должно быть игрушек?

Детские психологи рекомендуют не больше 10 игрушек до 3-х летнего возраста, и до 15 до 7 лет. При большем количестве ребенок просто не будет играть с ними, постоянно переключая внимания с одной яркой игрушки на другую. Так что если вам надарили кучу игрушек, уберите их от детских глаз подальше. А раз в месяц меняйте их. Если вы видите, что ребенок не походит к набору кубиков несколько дней, уберите его, а вместо него предложите другой конструктор. Через месяц поменяйте их местами. Таким образом вы сохраните игрушки в целостности, и малыш будет радоваться новой игре чаще.

Обычно, заходя в большой магазин игрушек, родители хотят скупить все! Ведь все игрушки такие яркие, интересные и нужные в игре. Однако не спешите:

Переизбыток игрушек намного хуже, чем их недостаток!

Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок ни в чем не нуждался. Но подумайте, недостающую игрушку всегда можно заменить. Большинство детей больше любят играть со всевозможными бутылочками, баночками, пуговицами и другими предметами, которые можно найти в каждом доме, чем с их игрушечными версиями. Так что стремиться купить игрушку на любой случай жизни вовсе не обязательно.

Но сколько именно должно быть игрушек у ребенка, чтобы он правильно развивался и не чувствовал себя обделенным?

Сколько игрушек нужно ребенку

  • Игрушек не должно быть много.

Если вы замечаете, что большинство купленных или подаренных игрушек пылятся в коробках или на полках, а малыш всегда играет с определенным набором, значит, у вас переизбыток игрушек. Попробуйте убрать часть игрушек, оставив на виду только самые любимые. Этот нехитрый прием существенно упростит и вам и ребенку жизнь: меньшее количество игрушек и куда быстрее и проще! К тому же, через некоторое время можно заменить текущий набор другими игрушками, если заметите, что эти малышу наскучили.

  • Каждого типа игрушек должно быть не больше 1-2 штук.

Несомненно, бывают разные, но какие-то подойдут малышу 2-х лет, а с какими-то ребенок станет играть только в возрасте 5-6 лет. Помните: всему свое время! Не покупайте одновременно несколько наборов.

Если говорить о конкретном количестве, детские психологи сходятся во мнении, что активных игрушек (которыми ребенок может играть в течение дня, то есть находящиеся в его поле зрения) должно быть не больше 15.

Как контролировать количество игрушек

  1. Разделите игрушки на наборы. Игрушки для прогулки, игрушки для ванны, игрушки для дачи, игрушки для дома. Так ребенок в разных местах будет играть с разными игрушками, и они не успеют ему надоесть.
  2. Следите, чтобы имеющиеся игрушки соответствовали возрасту ребенку . Малышу должно быть интересно играть, и в тоже время, игрушки не должны опережать потребности ребенка. Каждому возрасту своя игрушка.
  3. Попросите друзей и родственников перестать дарить вашему малышу игрушки просто так . Если каждый раз, приходя к вам, гости приносят новую игрушку ребенку, объясните ситуацию с большим количеством игрушек дома и попросите приносить в качестве гостинца (если им неловко приходить с пустыми руками) фрукты, фломастеры, карандаши, книжки, раскраски.
  4. Всегда подходите осознанно к выбору новой игрушке. Она должна быть действительна нужна ребенку. Поэтому не стоит покупать игрушки между делом, когда отправляетесь в магазин, или в для предотвращения слез и скандала в общественном месте. Так вы только портите свою репутацию, растите шантажиста, а игрушки не принесут пользы.
  5. Покупать игрушки в качестве извинения за ваше отсутствие, как доказательство родительской любви — не лучшая идея. Научитесь выражать любовь и заботу другими способами: совместные игры, походы в кино, посиделки с книжками.

Надеемся, вы поняли, что иметь слишком много игрушек детям абсолютно не нужно. Помните, что недостаток игрушек стимулирует у ребенка работу воображения! К тому же, дети, которые имеют не очень много игрушек, как правило, более бережливо к ним относятся и ценят то, что имеют.

Каждой маме знакома такая ситуация – ушла в магазин за хлебом, а принесла домой не только хлеб, но и новую куколку 🙂

Казалось бы, все полки в детской уже забиты игрушками, сказочные персонажи выглядывают из разных коробок, но эта куколка такая красивая! Ее просто невозможно было не купить — у нее невероятно очаровательные глаза. Или похожая ситуация, когда ребенок выпрашивает у мамы очередного «миньона», хотя каждый представитель этой культуры уже пребывает в абсолютном забвении глубоко в шкафу. «Ну, купи, купи!» — слышится на весь магазин. «Не купишь? Ну, тогда, может этого жирафа из Мадагаскара? Не купишь? Ты меня не любишь!». Все это сопровождается громким плачем, нытьем всю дорогу до дома по поводу, какая плохая мама и заканчивается гневно насупленными бровями малыша.

Согласно статистике у каждого ребенка в среднестатистической шведской семье не менее 600 игрушек (данные журнала «Esquire»). Узнав об этом, я решила пересчитать все игрушки своей годовалой дочери. Их оказалось больше 100. Многовато для такой малютки. В тот момент я задумалась, а сколько на самом деле ей нужно игрушек. И почему я не могу просто пойти купить хлеб, а мои руки так и тянутся к той самой куколке с незабываемыми глазами?

Уровень развития напрямую связан с количеством игрушек

По мере взросления ребенка новых игрушек становится все меньше, а времени для игр со своими ровесниками все больше. Возрастает интерес к групповым играм, посещениям различных кружков и секций, а также к семейным выходам в свет, поездкам в горы или на пикник.

Первые шесть месяцев ребенку нужны красочные и яркие игрушки, которые «пищат», звенят, издают различные музыкальные звуки. Именно такие игрушки побуждают его к осмысленным и целенаправленным движениям. Непременным условием их использования является безопасность. Музыкальная игрушка не должна воспроизводить слишком громкий звук, максимально допустимым считается шумовой фон в пределах 65 децибел. Превышение этой нормы может отразиться на его слуховом восприятии и даже повлиять на психическое состояние малыша.


С рождения до полугода малышу очень интересно все потрогать и ощутить на вкус. Тактильный контакт просто необходим. В этот период формируется основной навык хватания и удерживания, поэтому важно уделить внимание игрушкам, способствующим развитию мелкой моторики рук. Достаточно будет 5-6 игрушек из разного материала и формы.

Родителям важно знать, что игрушка, предназначенная для такого маленького ребенка, должна быть абсолютно безопасна для него. Никаких острых углов, торчащих креплений, мелких и осыпающихся деталей, краски или лака. Размер игрушки должен быть превышать диаметр в 4 см, чтобы малыш не смог нечаянно проглотить ее. Материал должен быть качественным и нетоксичным.

От 10 месяцев и до полутора лет у ребенка происходит новый этап развития, когда он исследует все окружающее. Он уже умеет открывать дверцы шкафа, доставать вместе с мамой белье из стиральной машинки и складывать свои кубики в коробку. В этом возрасте хорошо подойдут наборы легких цветных стаканчиков, пластмассовые пирамидки с крупными кольцами, деревянные матрешки, тканевые кубики с яркими картинками и самый обычный мяч. Мяч развивает ловкость рук, его можно катать по полу, бросать в разные стороны и пинать ногами. Для этого он должен быть не больше 15 см.

После года и до 2 лет ребенок пытается подражать взрослым и старается повторять все их действия. У него просыпается интерес к разнообразному животному миру, поэтому его могут привлечь игрушки в виде петушка, кошечки или собачки. Если такие игрушки будут гавкать, мяукать или кукарекать, малыш станет с удовольствием повторять все эти звуки. У него произойдет осознание, что собачка издает один звук, а кошка – другой. Начнет преобладать ассоциативное мышление.

Также подойдет уточка на веревочке, которую можно тащить за собой, а она этот момент будет крякать или проигрывать веселую мелодию. Уточку можно заменить паровозиком или машинкой – это неважно. Главное, что их можно тянуть за собой на веревочке, малыши любят подобные игры. К тому же так закрепляется навык хождения.

Приблизительно до 2,5 лет детей интересует познание себя и своих возможностей. Они пробуют возить на паровозике резиновую собачку, составляют друг на друга кубики, потом вытаскивают один и наблюдают, как рушится вся возведенная ими конструкция.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


В доме обязательно должно быть место, где ребенок может разложить все свои игрушки. Шкафы для их хранения необходимо предусмотреть. Проявление инициативы и попыток придумать новый способ поиграть с игрушкой должны находить одобрение в действиях родителей. Психологи считают, что игрушки для детей должны быть простыми и позволять малышам проявить свою фантазию по их применению.

Когда малыш достигает возраста 4-5 лет, ему требуются более практичные игрушки, несущие смысловую нагрузку. Это могут быть детские наборы бытовой техники (состоящие из микроволновки, стиральной машины, плиты или пылесоса), различные конструкторы, элементы для кукольного театра, пазлы, мозаика и автотреки. Ребенок уже может сам выбирать то, что ему нужно. Он придумывает истории, выстраивает в игре целую сюжетную линию и ему необходимо наличие всех ее составляющих. Родителям необязательно каждый раз бегать за ними в магазин, можно обойтись и «подручными» средствами. ()

Правильный выбор – залог счастливого детства

Однажды я была в супермаркете и услышала, как спорили рядом стоящие люди, купить им очередную машинку для сына или все-таки игровую палатку. Меня заставило это улыбнуться. Лучше купить ребенку палатку, подумала я. Машинка – всего лишь очередная, а вот палатки еще нет. У ребенка должен быть весь «арсенал» игрушек, каждого вида понемногу. Это даст ему представление обо всех предметах, способах игры с ними и разовьет его фантазию.

Ошибаются те, кто разграничивает игрушки по половому признаку – мальчики должны играть с машинками, а девочки с куклами. Это не так. Чтобы гармонично развиваться, ребенку обязательно использовать для игр и те, и другие игрушки. Огромное количество ни к чему. Разнообразие – вот что нужно любому ребенку.

Ни в одной книжке вы не найдёте сведений о точном количестве необходимых ребёнку игрушек. Предусмотреть особенности каждого малыша, условия его жизни, воспитания и дать всего лишь один исчерпывающий ответ на все случаи жизни — невозможно. Но мы всё же попытаемся.

Ребёнок и игрушки — Школа доктора Комаровского

Ни один ребенок не представляет свою жизнь без игрушек. А родители, в свою очередь, стараются, чтобы эти игрушки были как можно более интересными и безопасными. И сегодня на прием к доктору Комаровскому пришел теле- и радиоведущий Сергей Рост, чтобы спросить, на что необходимо обращать внимание при покупке игрушек, как за ними ухаживать и какие игрушки можно считать безопасными.

Какие игрушки нужны ребенку. Мамина школа. ТСВ

Нет ничего необычного в том, что ребёнок увлечён игрой – только так дети познают и мир, и себя. Вместе с тем важно понимать, где та грань, за которой страсть к игрушечному парку машин или принцессам в розовых нарядах начинает вредить малышу. Давайте рассмотрим ситуацию: меньше игрушек – больше фантазии.

Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты

Татьяна Замахова и Марина Белозёрова обсуждают проблемы организации пространства в доме c ребёнком.
Порядок в доме с ребёнком возможен!

Последние материалы раздела:

Петушок из пластиковых бутылок и одноразовой посуды
Петушок из пластиковых бутылок и одноразовой посуды

Пасха - это чудесный праздник, которому рады не только взрослые, но и дети. Этот христианский праздник имеет свои традиции. Но стоит сказать о том,...

Вязаный мобиль для детской Детские игрушки вязать крючком мобили
Вязаный мобиль для детской Детские игрушки вязать крючком мобили

Мобиль на кроватку своими руками Сегодня в детском специализированном магазине вы найдете большое разнообразие мобилей на кроватку малыша, разных...

Вскармливание детей первого года жизни
Вскармливание детей первого года жизни

Естественное вскармливание – это питание детей грудного возраста материнским молоком с введением прикорма с 5-го месяца. При этом содержание...