Развитие фантазии у детей. Патологическая фантазия у детей. Литература и другие информационные источники

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от , видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Как работает детская фантазия

Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста

«Веселые фантазии » (игры , при помощи которых можно развивать фантазию , а также словесное творчество у детей дошкольного возраста .

Хочу начать свое выступление словами А . Эйнштейна "Без воображения нет соображения".

Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.

Что такое воображение и фантазия ? (ответы педагогов)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения ?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например : Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах - это фантастические образы .

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии , воображения и способностью к литературному творчеству , то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.

Как развивать у детей фантазию и воображение ?

Есть три закона развития творческого воображения :

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.Отсюда следствие : надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком .

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования . И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать " свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством .

Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.

Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры , они быстрее овладеют умением фантазировать ! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться ! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды» .

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Веселые фантазии » . Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества .

Какие игры можно проводить с детьми :

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)

Игра «Веселые рифмы »

Подберите к словам рифмы .

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану : Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Как мне повезло»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка) ".

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Хорошей доброй традицией стало в нашем детском саду перед новым годом устраивать конкурс совместного творчества детей и взрослых. Целью.

В октябре в нашем учреждении прошла выставка поделок совместного творчества детей и родителей «Чудо – семена» Это - с носиком пушинки, Это.

Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект по экологии «Овощные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы. Паспорт проекта Авторы проекта: Егорова Татьяна Михайловна,Коновалова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского.

Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.

Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.

На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.

В этом материале сайт расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.

Как происходит развитие детской фантазии

С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства

Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют , что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».

Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой - посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.

Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи

Детская фантазия - это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.

Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.

А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.

Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

Переезд в другой район или другой город - для взрослых это стресс, а для ребенка - настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей . Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить». Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

  • Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
  • Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
  • Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
  • Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
  • Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
  • Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами

На что обращать внимание?

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...