Одаренные дети. Детская одаренность Семь принципов сопровождения одаренных детей

Книги

Монина, Г.Б. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. - Москва: Сфера, 2010. - 128с.

Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одаренного ребенка.

Эта книга посвящена детям с «двойной исключительностью» - тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. - Москва: Линка - Пресс, 2009. - 269 с.

Пособие посвящено актуальным вопросам социальной одаренности дошкольников, развития их коммуникативных способностей. В пособии дается определение понятия «социально одаренный ребенок», описываются признаки такой одаренности; рассматриваются методы выявления коммуникативных способностей и одаренности детей в сфере общения; раскрывается сущность образовательной работы с одаренными дошкольниками; определяются основные направления работы педагога.

Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

В пособии глубоко и всесторонне освещаются проблемы детской одаренности. Рассматриваются вопросы диагностики одаренных детей, содержания их образования и организации учебной деятельности. Характеризуются методы, технологии развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. - Москва: МПСИ, 2006. - 366 с.

В книге представлены оригинальные тексты известных авторов в области психологии одаренности, относящиеся к началу двадцатого века. В этот исторический период были поставлены центральные вопросы понимания и исследования одаренности, сохраняющие актуальность до наших дней. Книга предназначена студентам-психологам и педагогам, специалистам психологии одаренности, родителям, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами одаренности.

Статьи из журналов

Кузьменко, В.У. Индивидуализация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста // Современный детский сад. - 2012. - №5. - С. 41-48.

Индивидуальный подход к детям, проявляющим актуализированную или потенциальную одаренность. Структура и ориентировочное содержание индивидуализированных образовательных программ для детей с высоким уровнем одаренности.

Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6. - С. 48-55.

В статье обозначены особо значимые направления в развитии творческой одаренности ребенка: речевые игры и упражнения, звучащие жесты, игры с палочками. В приложении предложены игры со звуками и музыкальными инструментами.

Пасечник, Л. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 61-73.

В статье показано эволюционное развитие понятия одаренности, дана сравнительная характеристика понятий «одаренные дети» и «талантливые дети, рассказано о том, какими методами и методиками может пользоваться специалист дошкольного учреждения для выявления способных, одаренных и талантливых детей.

Евтушенко, И. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 15-21.

В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема развития одаренных детей разного пола.

Трубайчук, Л. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 10- 15.

В статье рассмотрены проявления одаренности в дошкольном возрасте (биологический, психический, социальный).

Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 21-23.

Познавательная мотивация и исследовательская активность как основа развития специальных способностей.

Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С. 32-35.

Галянт, И. О проблемах художественно - творческой одаренности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 31-38.

История понимания одаренности, анализ значения дошкольного воспитания в его поддержании и развитии, роль семьи, воспитывающей одаренного ребенка.

Евтушенко, И. Детская одаренность и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 46-51.

Социальная значимость проблемы выявления и поддержка семей с такими детьми.

Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С. 13-20.

Виды одаренности. Методы выявления одаренных детей.

Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одаренности // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10. - С. 23-27.

В статье представлены контрольные упражнения для выявления природных способностей детей в психокоординации.

Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С. 42-47.

Психомоторная одаренность - один из видов специальной одаренности, в которой проявляется единство движений с психическими действиями.

Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 54-58.

Из опыта работы Центра развития ребенка г. Красноярска по программе «Одаренный ребенок». Представлены этапы воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей.

Леднева, С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 50-54.

Предлагается комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и в семье // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 54-58

О программах для одаренных детей. Развивающие занятия для одаренных детей, в т. ч. нетрадиционной формы.

Составитель Н. Н. Малыхина

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери

Российская система образования направлена на формирование интеллектуального и творческого потенциала государства. В тоже время в условиях современных вызовов особенное значение приобретает своевременное выявление и развитие способностей одаренных детей, чей потенциал представляется основным капиталом страны. Однако ряд вопросов, связанных с определением понятия «одаренных детей, их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.

Так на сегодняшний день среди научного общества существует два полярных мнения - все дети одаренные или одаренный ребенок является большой редкостью .

Попробуем разобраться.

Толковые словари дают такое понятие: под одаренностью понимают комплексное системное развитие психики на протяжении длительного времени, иногда и в течение жизни, что дает возможность достижения человеком сравнительно более высоких, качественно лучших, не редко, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок (с 2 лет до 18), который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное развитие, психо-эмоциональное, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение свойственное взрослому человеку. Все эти признаки могут встречаться как в комплексе, так и в отдельности. Здесь и возникает проблема суждения.

Как часто мы можем наблюдать признаки одаренности у ребенка и как их выявить? Нет инструкций, нет четких тестов, нет ни единой методики и системы признаков, которые могли бы четко установить одаренность ребенка. Приведем яркий пример, сегодня любой двухлетний малыш может включать дистанционным пультом телевизор, находить мультфильмы в телефоне, при этом не научившись говорить. Является ли это одаренностью, если бабушка малыша при этом не умеет отвечать на телефонный звонок, поступивший на мобильный телефон. Нет, не является, ребенок приспосабливается к условиям жизни той среды, в которой родился и растет. А вот если трехлетний ребенок в уме складывает двузначные числа, знает все материки и океаны, может безошибочно по закату определить, какой будет завтра погода - это явный признак неординарности. При этом возникает вопрос: как он этому научился? Ответ тоже прост: он растет в той среде, где родился и воспитывается. Следовательно, родители, родственники, педагоги смогли создать такую среду: дома висел атлас, мама учила счету, дедушка рассказывал про закат.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что полярность мнений в отношении одаренности ничтожна, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, их можно развить, увидеть, натренировать, а вот реальные нестандартные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Этих детей называют гениями. Следовательно, одаренным может быть практически любой ребенок.

Необходимо отметить, что различие понятий «одаренные дети» и «развитие отдельных способностей детей» весьма условно. Как правило, одаренными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства.

Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идет о потенциальной одаренности, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка.

Многие ученые выделят три типа одаренности:

  • академическую (отличники в школе);
  • творческую (способности к искусствам - маленькие поэты, танцоры, художники);
  • интеллектуальную - чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счета в 2-3 года).

Однако, более предпочтительной и расширенной является классификация одаренности по У.Б. Жексанбаевой:

  • психомоторная - способности к футболу, гимнастике и т.п.
  • творческая - создание произведений искусства в раннем возрасте;
  • академическая - потенциальные отличники учебы и победители олимпиад;
  • интеллектуальная - научно-исследовательский потенциал;
  • и самая неординарная одаренность - социальная - это лидеры, будущие управленцы, их можно различать на ранних стадиях развития личности - это дети, которые способны организовать других детей и побудить их к действиям. Данный вид одаренности менее всего изучен на сегодня. Есть масса методик развития психомоторных, академических, интеллектуальных, и особенно творческие способности, и очень немного предлагают для социальной одаренности детей.

В настоящее время возникла необходимость разработки комплексных методик диагностики одаренности детей, которые помогут в раннем возрасте и на начальных этапах становления личности выявить способности ребенка, найти особый подход к развитию потенциала каждого.

При наблюдении за ребенком, выявляются тенденции к сознательному или бессознательному поведению. Это один из ключей к пониманию одаренности. Одаренный ребенок будет сознательно, целенаправленно и на регулярной основе выделять время для занятия любимым делом: боксом, рисованием, чтением книг.

Но что значит «сделать сознательно»? Как это происходит? З. Фрейд так определяет сознание - это поверхность психического аппарата, оно ближе всего к внешнему миру, окружающему ребенка. Сознательное поведение - это восприятие происходящего из вне, ощущения ребенка и чувства. Сознательным может стать только такое поведение и только то, что когда-то уже было воспринято сознанием и кроме чувств изнутри, хочет стать сознательным. Вербальное восприятие мира - зрительное, словесное. Значит ребенок рассказывает об интересующей его теме, рассматривает ее, вспоминает и запоминает легко и быстро. Это дает ту скорость восприятия информации и высокую ее усвояемость, что способствует интеллектуальному, творческому, социальному развитию ребенка .

Следовательно, можно сделать вывод, что одаренный ребенок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребенка на самых ранних этапах без использования специальных методик.

Список литературы:

  1. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка: учебно-методическое пособие // Библиотека журнала "Методист" : прил. к журн. "Методист". 2016. N 1.С. 4-55.
  2. Фрейд З., Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - с. 869

Гранкина Людмила Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33 им. П.А.Столыпина"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: среднее образование

«Работа с одарёнными детьми»

самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и

развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется

общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в

неординарной, творческой личности.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Учитель, если сам талантлив

Только творческий и увлеченный учитель может воспитать

компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и

стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Перед учителем стоят следующие учебные цели: развитие логического

мышления, креативности, коммуникативности, развитие аналитических

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся –

предоставление каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для

реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования

потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской

позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и

творческому самовыражению.

Одна из задач государственной политики в области образования до

2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки

одаренных детей и талантливой молодежи.

В Российской Федерации - 29 млн детей. Одарённых – от 2 до 20%

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в

работе является «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с

талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный

банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье,

который послужит руководством к последующим действиям, для разработки

педагогических технологий.

С точки зрения психологов, одаренность, есть качественно

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность

выполнения деятельности.

(Одаренные дети обладают высокими умственными возможностями…)

высокие умственные возможности;

способность быстро схватывать смысл принципов, понятий,

положений;

потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах

проблемы и стремление разобраться в них;

способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на

сверстников.

Одаренных детей много, но далеко не всегда они хорошо успевают по

всем предметам. Они не представляют идеал в поведении. Одаренность

очень разнообразна, запросов на образование очень много. Универсальной

системы обучения одаренных нет. Ни один тип школы не может решить

полностью проблему их обучения, а запросов у общества намного

Первыми социальными заказчиками являются родители. У них есть

право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты. В выборе

школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка,

родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и

сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем

предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы

России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои

традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные

и интеллигентные педагоги и давать современное образование. Учителя

должны уважать личность ребенка, с ним занимаются не только на

уроках, но и в системе дополнительного образования.

Вторыми- является социальное общество. Обучение в школе опирается

на личностно-ориентированный подход. Общество требует молодежь,

которая может свободно ориентироваться в коммуникативной сфере и

применять свои знания на практике.

Принципами работы с одаренными детьми можно считать следующие

положения:

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана

обучения учащихся – высший уровень).

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации

способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

Право на ошибку.

Исходя из своей практики, одаренных детей условно можно разделить

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при прочих равных условиях;

дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная

одаренность);

дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной

активностью и незаурядными умственными резервами, но не

достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Одаренность бывает:

1. Академической (ею обладают дети, хорошо обучающиеся в школе, у этих

детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и

быстро схватывают школьный материал.

2. Интеллектуальной (дети, умеющие мыслить, сравнивать, выделять главное,

делать самостоятельные выводы,умеют анализировать,: задают много

необычных вопросов, рассудительны не по годам, остро реагируют на все

новое, неизведанное.

3. Творческой- (дети с нестандартным восприятием мира, не шаблонное

мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами,

используют испорченные приборы для создания новых поделок,

конструируют модели.)

4.Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко

запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием,

пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и

лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и

лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием

рассматривают художественные произведения искусства

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться,

любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты

физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками

и мячами.

Интеллект + Креативность = одаренность.

Ученик умеющий выполнять задания широкого спектра, умеющий

извлекать пользу из своего прошлого опыта, усваивать новую информацию и

приспосабливаться к новым ситуациям, придумывать нечто новое,

представляющее определенную ценность, преодолевать традиционные

представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое

время –это и есть одаренность.

Основные направления деятельности педагога в работе с

интеллектуально одаренными детьми:

Основные направления по которым мы работаем с одаренными детьми.

Приёмы проблемного обучения;

Организация и проведение предметных олимпиад;

Организация и проведение интеллектуальных конкурсов,

соревнований;

Организация экскурсий, экспедиций, походов;

Организация деятельности научного общества;

Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и

педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». Без организации

развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы,

активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы

из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической

деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных

детей, вовлекая их в создание научно-исследовательских проектов, участия в

интернет-конкурсах, олимпиадах, клубах научно-исследовательской

направленности и…

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно

развёртывать лепестки, а нужно создавать условия, при которых он сам

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одар ённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одар ённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1.Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2.Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3.Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4.Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация,то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе ,в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

Работа с одаренными детьми

(МОУ « Гимназия №1» г. Печора Республика Коми)

Гущина Е.Н.,

учитель истории и обществознания

Десять лет назад я пришла работать в гимназию и на протяжении всего этого времени мои учащиеся становились победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются, в первую очередь, благодаря высокому потенциалу обучающихся гимназии и систематической работе с одарёнными детьми.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, нуждающаяся в особом подходе. Порой непросто найти такой подход, ведь одаренные дети осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности и общения, поэтому учитель, во-первых, должен принимать ученика как индивидуальность со своими особенностями, уже сложившимися, т.е. придерживаться принципа «принятия другого». Во-вторых, учителю важно уметь аргументировано убеждать, быть справедливым, эмоционально уравновешенным, тактичным, чтобы не «отбить» желания творчества. В-третьих, быть гибким, способным к самоанализу, самокритике, пересмотру своих позиций.

Очень важно уметь наладить с учениками партнерские отношения, предоставлять детям свободу выбора и возможность принятия решений.

Важным фактором в использовании специальных методов обучения является компетенция учителя. Именно учитель создает атмосферу, которая способствует укреплению уверенности ученика в своих способностях, поощрению его интересов.

Обществу нужны одаренные люди. Но далеко не всегда человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спо собности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Уже в 5-х классах на уроках истории и обществознания я вижу таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им может быть неинтересно на уроке, они читают словари и специальную литературу, смотрят научно-популярные программы . Они задают много вопросов, подчас ставя меня в неудобное положение, пытаются дойти до сути проблемы. И я понимаю, что передо мной неординарный ученик, одаренный, талантливый.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Мне показалась любопытной одна из наиболее известных концепций одаренности - теория трех колец, разработанная американским исследователем Джозефом Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2) высокого уровня креативности;

3) высокой увлеченности поставленной задачей.

Многих одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, что связано с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми, с одной стороны, интересно, а с другой - трудно, ведь они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работу с одаренными детьми я часто сравниваю с огранкой алмаза. Чтобы алмаз засиял всеми своими гранями, необходимо приложить усилия, применить знания, потратить время. То же самое можно сказать и о работе с одаренными детьми. Учитель выступает и как наставник, и как тьютор, и как психолог. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей, что включает в себя следующие компоненты:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие творческих способностей на уроках;

3)развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Как правило, таких детей сразу видно, нужно только внимательно наблюдать и анализировать.

Определив таких ребят, я должна научить их думать, а для этого необходимо заинтересовать предметом, сделать его изучение увлекательным.

На уроках я стараюсь использовать дифференцированные задания: для способных детей я предлагаю более сложные творческие задания, занимательные задачки, кроссворды, проблемные вопросы.

В практике своей работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета.

Большое внимание я придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по истории, обществознанию, праву. Это участие в различных викторинах, конкурсах, проектах гимназического, муниципального, республиканского и всероссийского уровня. Например, Турнир имени М.В.Ломоносова, Международный конкурс «Олимпус 2017- Весенняя сессия», школьный и муниципальный этап научно-практической конференции «Первые шаги в науку», конкурс эссе на тему «Экономика и общество» в рамках региональной НПК ЧГПУ им.И.Я. Яковлева. На протяжении последних трех лет моя ученица, Хоменко Ирина, становилась победителем I этапа и дипломантом « Малой Нобелевской премии Республики Коми» в номинации « За достижения в изучении обществознания», а Романенкова Ольга в 2013 году в этом же проекте стала победителем.

В нашей гимназии активно поддерживается и продвигается такая форма работы с одаренными детьми как интеллектуальные игры, например, «Что?Где?Когда?», интеллектуальный марафон, « Дебаты» . Будучи организатором и членом жюри, стараюсь вовлекать детей в эту деятельность.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мои ученики активно и результативно участвуют в школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах, среди них олимпиада по основам права «ЗнатоК+ 2015», ОВИО «Наше наследие», МАН «Интеллект будущего» и, конечно же, во Всероссийской олимпиаде школьников. Канев Никита в 2016-2017 учебном году стал победителем муниципального этапа по истории и участником республиканского. На протяжении 2015-2017 гг. Хоменко Ирина становилась победителем муниципального тура по истории, обществознанию, праву, дважды победителем по обществознанию и призером по истории республиканского этапа ВОШ, а также участником заключительного этапа ВОШ в Москве.

В течение всего времени работы в общеобразовательной школе у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву. Работа начинается в сентябре с выявления тех учащихся, кто хотел бы поучаствовать в школьном этапе. Это своего рода «сито», через которое проходит отбор. Далее я организую работу по подготовке к олимпиадам по разным направлениям: дополнительные занятия и консультации группового и индивидуального характера.

Тема определяется заранее, с обсуждения ее теоретической подготовки и начинается каждое занятие. В ходе обсуждения обращаю внимание на главные понятия, их признаки, рекомендую дополнительную литературу.

В практической части занятий мы решаем задачи, кроссворды, ищем ответ на проблемный вопрос, пишем эссе. Среди других видов заданий практикую работу с графической информацией, схемами, таблицами, иллюстративным материалом. Предлагаю выполнить задания комплексного характера: поиск противоречий в текстах, интерпретация различных точек зрения на общественно-политические события или роль исторической личности, оценка достоверности сообщений, анализ источников и другие.

Одаренному ребенку необходима не только поддержка педагога, но и сопровождение психолога. Ситуация успеха, к которой одаренный ребенок быстро привыкает, требует постоянной «подпитки» (вершина взята, вперед к новой!). А если вдруг провал? Если вершина не покорилась? Подчас справиться с неудачей бывает непросто, да и психолога рядом может не оказаться. Поэтому рассказываю учащимся как преодолеть страх, например, с помощью дыхательных упражнений или его визуализации, а также арт - терапии.

В.А.Сухомлинский писал: « Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Одарённые, талантливые дети и молодёжь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Последние материалы раздела:

Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой
Cвадебные прически с фатой — женственно и мило Самые красивые свадебные прически с фатой

Приближается самый торжественный день в жизни - свадебная церемония. Наряд готов, невеста начинает подбирать причёску. Уложить волосы так, чтобы...

Космическое раскрытие: вознесение земли I
Космическое раскрытие: вознесение земли I

Мир меняется прямо на глазах, и это совершенно очевидно: ✪ События чередуются с огромной скоростью; ✪ погода удивляет и беспокоит аномальными...

Известные бренды мужской обуви
Известные бренды мужской обуви

Сегодня выбор обуви настолько богат, что позволяет удовлетворить даже самых требовательных покупателей. Классическая, спортивная, «кежуал» - полки...