Эстетическое воспитание детей. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Воспитание основ эстетической культуры в дошкольном детстве

Альбина Сагдиева
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста .

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию .

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания : с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания .

1. Систематический развивать эстетическое восприятия , эстетические чувства и представления детей .

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является :

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей .

1. Эстетика быта , т. е. там где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;

4. Художественная деятельность самих детей ;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей , родителей) .

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей :

1. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга» );

3. Утренники и развлечения;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания :

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно -образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей .

Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей , для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Воспитание правильного отношения к прекрасному не ограничивается художественным или музыкальным восприятием. Это сложная система: отношение к труду, жизни, быту, природе. Познание искусства – ценная, действенная часть этой системы, способная воспитать нравственные качества, эстетические чувства, воображение.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему , научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Любой воспитательный процесс – совместная деятельность нескольких человек (воспитатель-ребенок), направленная на создание условий для развития необходимых качеств личности, поэтому личность педагога играет одну из ключевых ролей.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Воспитание вкуса у дошкольников

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Чувство вкуса определяет возможность чувствовать красоту окружающего мира, защищать и беречь ее. Ребенок должен понимать, что цветок на клумбе красивее, чем в вазе; что чистота – это залог уюта и красоты, многие другие примитивные правила.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из . Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Навыки художественной деятельности помогают сформировать художественную оценку, переживания и вкусы, общее представление о прекрасном.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:


Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Использование игровых приемов в формировании культуры прекрасного себя оправдывает. Игровые ситуации развивают творческие навыки и умения, способствуют развитию интереса к творчеству.

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, .

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Суркова И.А.
Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей

«Изобразительная деятельность - как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста»

Аннотация - статья посвящена «Изобразительной деятельности - как ведущей дисциплины эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста». Актуальным в статье является решение задач развития детей разных возрастных категорий в образовательном учреждении через организацию изобразительной деятельности , которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности , её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и эстетического воспитания .

Образование сегодня обращается к культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека . Культура воспринимается как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдел-ьной личности. В нашей ДШИ г. Строитель в 2009 году было открыто отделение раннего эстетического развития для детей ,родители, которых желают уже с самых ранних лет приобщить своего ребенка к миру прекрасного. Учебные программы отделения раннего эстетического развития детей нацелены на формирование художественных способностей детей , где незаменимым фундаментом дошкольника является развитие его потенциала , как в области музыки, танца, пения, так и в области изобразительного искусства . Для развития способностей в области искусств ранний возраст является решающим. Подготовка, полученная ребенком в дошкольный период помогает успешно развиваться и быть более отзывчивыми и духовно развитыми . Художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно - творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественной выразительности . При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование . В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образ (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью и гибкостью. В разных видах изобразительной деятельности педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями. Это определяется ростом физических возможностей ребенка, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменение психологической позиции и ощущение старших дошкольников взрослости, желание проявить свою индивидуальность.

Изобразительная деятельность очень важна для детей , даже не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей , которые проявятся в будущем в любых видах деятельности . Через изобразительную деятельность идёт интенсивное развитие эстетического мировосприятия , развитие интеллекта , нравственности, способности к творчеству. Все дети, которые занимаются художественной деятельностью , по другому относятся к окружающему миру. Дети более эмоционально способны чувствовать красоту природы, они более чутки в человеческих отношениях. Старайтесь больше проводить время со своим малышом. Больше рисуйте, лепите с ребёнком!

Необходимо поддерживать своего ребёнка в рисовании даже элементарных на ваш взгляд «каракуль» на листке бумаги. Можно увидеть в этих «каракулях» солнышко или какого-нибудь цыплёнка. Родителям я советую поддерживать любую инициативу. А вот ребёнок взял кусочек пластилина и слепил уже что-то, напоминающее мяч.

Обыграйте этот момент со своим чадом. Вместе с ним удивляйтесь и радуйтесь! Поощряйте стремление что-то самому слепить из пластилина или нарисовать на листке бумаги, ведь это развивает воображение , закрепляет у ребёнка интерес к деятельности .

Изобразительная деятельность связана с эстетическим деятельностью .

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов , а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я» , формирование Я концепции творца.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира.

Этапы эмоционального развития :

Ребенок 3-4лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов , которые он узнал на картинке, но еще не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (например выбрал «такую открытку, потому что такой еще нет» , потому что «яблоко вкусное» )

Ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение , оценивая в картине, как красивый цвет, цветовое сочетание изображенных предметов и явлений , реже форму и композиционные приемы.

Дети 6 лет поднимаются до способностей воспринимать большее , чем заложено во внешних признаках изображаемого предмета . Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа .

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности . В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - это художественная . Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности , необходимыми и достаточными во всех видах изобразительной деятельности .

Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Задачи художественно-творческого развития детей 4 лет

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке , лепке, аппликации. Учить «входить в образ» .

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно - обобщенной трактовки художественных образов .

Проводить уроки в игровой форме с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения.

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно -выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно -образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве;

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей , формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей :

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Задачи художественно-творческого развития детей 5 лет . Особенности этого возраста обусловливают также необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом , пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие.

Поддерживать интерес детей к народному - декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка);

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие » ; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники) ; учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе ; помогать выбирать сюжет коллективной работы;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве (вещи, созданные руками народных умельцев, мебель, посуда, одежда, игрушки, и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять

Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги :

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце , цветок, птичку в рисунке) ;

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, (например, сюжеты «Наш огород» , «Наш аквариум» ).

Поддерживать интерес к содержанию новых слов : «художник » , «музей» , «выставка» , «картина» , «скульптура» ;

Проводить коллективные работы («Золотая осень» , «Цветные зонтики» ), учить согласовывать свои действия с действиями других более старших детей (под руководством взрослого) ;

Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка .

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности .

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества .

Задачи художественно-творческого развития детей 6 лет

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания более сложного оригинального образа (композиции) простыми изобразительно - выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению , от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры. Исходя из этого, учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок ;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Это вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. д, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с

задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка. Например, населять лес животными, птицами и водоем; пустыню соответствующими обитателями, а на лугу изображать ромашки , васильки, колокольчики;

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений и наблюдений. В результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка) отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года) ;

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности . Продолжать учить передавать форму изображаемых объектов , их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке) ; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта;

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения ;

Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки, уверенно пользоваться кистью;

Умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности , желание создать красивое изображение , интереснее придумать его и как можно лучше выполнит. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес и активность в работе.

Главное в изобразительной деятельности развить у учащихся творческие способности, нестандартного мышления, индивидуальности. Учитывая возрастные особенности для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

Формирование умение экспериментировать с различными материалами и инструментами

Учить планировать свою деятельность : задумывать образ, подбирать материалы и инструменты, добиваться поставленной цели;

Содействовать освоению изобразительных техник ручной умелости;

-развивать композиционные умения, любознательность;

-воспитывать самостоятельность , инициативу, творчество, эстетический вкус . При выполнения задач мы увидим ожидаемые результаты :

Повышение заинтересованности детей к изобразительной деятельности при организации кружкой работы;

Перенос полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность детей ;

Умение использовать нетрадиционные техники рисования.

Для повышения интереса детей на уроках изобразительного искусства мы использовали интеграцию областей : музыкальное воспитание , художественное творчество , коммуникация, познание и др. Предлагаются образцы готовых работ, схемы-подсказки, творческие альбомы с заданиями, дидактические игры, электронные пособия. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности . Для совершенствования изобразительных навыков в своей работе учу детей восприятию формы , цвета, ритма эстетического представления , через игровые формы. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью учитываю интересы детей . Особый интерес у детей умение сочетать в работах разные способы, приемы материалы. Например, аппликацию могут дополнить рисованием и наоборот; разные способы получения образа в аппликации - могут способом обрывания пальцами создавать определенную форму; разные способы получения образа в лепке моделирование формы руками, вырезания формочкой; использование в лепке дополнительных материалов-пуговиц, семечек, зерен и т. п

Для достижения ожидаемых результатов провожу следующую работу с родителями :

Оформляю выставки

Провожу консультации, например «Как организовать изобразительную деятельность с ребенком дома »

Вывод : дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания . Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности. Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности . Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей , чем богаче впечатления детей , тем содержательнее и интереснее будет их жизнь, тем более будет развиваться их воображение и больше появляться интерес к всему прекрасному. После окончания «Общеразвивающего эстетического отделения » учащиеся могут продолжать свое обучения, выбирая отделения по своим способностям. Это может быть музыка, фольклор, танцы или изобразительное искусство . Ведь дети - это цветы жизни. И их развитие в наших руках .

Суркова И. А

преподаватель по классу изоискусства

Белгородской обл

Яковлевского района

МБУ ДО ДШИ г. Строитель

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания - это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.

Была предпринята попытка решить следующие задачи:

изучить литературу на данную тему и познакомить педагогический состав д. сада.

раскрыть понятие эстетическое воспитание;

охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;

изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.

Предмет исследования - процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья обмена опытом с педагогами дошкольных учреждений..

Составила: воспитатель д. сада

Зоя Дмитриевна Ловнуженкова.

2017

Статья обмена опытом с педагогами д. сада.

«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания - это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.

Была предпринята попытка решить следующие задачи:

изучить литературу на данную тему и познакомить педагогический состав д. сада.

раскрыть понятие эстетическое воспитание;

охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;

изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.

Предмет исследования - процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

1. Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания - влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;

теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;

необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:

идейно - нравственное и художественное воспитание,

обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,

развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.

Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б.Т. Лихачев видит цель как становление нравственно - эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.

Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Т.е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно - эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно - эстетическим ценностям».

Один из законов воспитания - воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно - прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника - это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно - прикладное и изобразительное искусство, музицирование.

Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

осуществление индивидуального подхода к детям;

благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);

личная инициатива и желание детей.

Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка - это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов - родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно - эстетической образованности - от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве - это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения - любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств - духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания. Педагогические - художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно - образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;

социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

3. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Существует множество разнообразных методов воспитания.

Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:

по формам организации;

по видам деятельности;

по возрастам детей;

по количеству детей;

и др.

Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные.

К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, - в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.

Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:

по принципу управления деятельностью - под прямым и косвенным руководством воспитателя;

по количеству детей - фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

по видам деятельности - занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки. Также, методы зависят и от возраста детей.

Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.

Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:

метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;

метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, и безобразное в окружающем мире;

метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.

Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие - передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.

Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.

Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.

На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка - смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально - нравственного отношения.

Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.

Общее правило выбора методов - поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой является проработанным и дополненным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» напечатанной в 1985 году. Она рассчитана на воспитателей, методистов, заведующих детских садов.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно - нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобретения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

ранний возраст - от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста);

младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа);

старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

4. Анализ программы эстетического воспитания в детском саду

«Программа» ред. М.А. Васильевой. Эта программа рассчитана на физическое и речевое развитие, трудовое, социальное, экологическое воспитание, что, по сути, также применяется для воспитания эстетического вкуса, сознания и нравственности. В этой программе предлагается примерные цели и задачи для таких занятий как ОБЖ, основы гигиены, развитие речи, окружающий мир, игровая деятельность, основы математики, и, в том числе, занятия художественной литературой, музыкой и изобразительным искусством.

«Программе» М.А. Васильевой к каждой возрастной группе дается подробная характеристика. В «Детстве» еще и подводится итог - что должен уметь ребенок к концу каждого периода.

«Программа» содержит такую главу в каждом разделе как «Организация жизни детей», в которую входят такие важные пункты как примерный режим дня и воспитание при проведении режимных процессов. Эти стороны ценны тем, что с помощью их можно составить себе представление как руководить процессом воспитания в часы вне занятий.

Заключение

Провести детальный анализ педагогической литературы и сделать выводы нам позволила достаточно широко рассмотренная в отечественной литературе тема эстетического воспитания.

Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом - духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,- все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство - тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программу, я сделала вывод, что основное средство эстетического воспитания это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.

Итак, «наиболее универсальная и полезная» программа это, на мой взгляд, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Эта программа, не теряет, своей актуальности и показаны в комплексе со всем воспитательным процессом.

Литература

эстетический воспитание дошкольник программа

1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

2.Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.

(теория) Педагогика


Последние материалы раздела:

Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики
Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики

В этой статье мы будем плести из бисера солнечные лучики, упавшие на землю - одуванчики. На языке цветов они означают счастье. Об этом чудесном и...

Торт из памперсов мастер-класс
Торт из памперсов мастер-класс

Торт из памперсов – эффектный подарок, который не только выглядит великолепно, но и может оказаться весьма полезным. Таким эксклюзивом легко...

Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная
Двойная цепочка из воздушных петель Цепочка вязаная

Это мастер-класс для начинающих «Вязание крючком» посвящает воздушной петле. Самую первую петельку вы уже научились вязать на предыдущем уроке, а...