Проект по нравственно–патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!". Проект по патриотическому воспитанию проект (старшая группа) на тему Проекты по патриотическому воспитанию дошкольников фгос

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: один год.

Актуальность проекта

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается: с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет; с любви к детскому саду, школе, городу; с любви к природе родного края. А также патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения: к труженику и результатам его труда; к родной земле; к защитникам Отечества; к государственной символике; к традициям государства; к общенародным праздникам.

Цель:

1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду.

3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

4. Формирование элементарных знаний о правах человека.

5. Расширение представлений о городах России знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

6. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения семьи, страны.

7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Вся работа у нас строилась с основными направлениями дошкольного образования

Социально-личностное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Познавательно-речевое развитие.

Предварительная работа:

постановка целей и задач;

приобретение наглядного дидактического материала;

работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;

планы совместной образовательной деятельности;

памятки для родителей;

приобретение диска с записями российских мультфильмов.

I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)

подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;

разработка перспективного плана по реализации проекта;

разработка планов НОД;

подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;

подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.

II этап – основной (практический)

Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного.

Беседа «Я люблю тебя, Россия», беседа «Моя Родина», беседа «Большая и малая Родина», беседа «Государственные символы России», беседа «Семья и семейные традиции».

Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России», «Природные зоны России».

Танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…».

Пальчиковая игра «Родной край».

Игра-путешествие «Новосибирск – наш любимый город».

Папка-передвижка для родителей «Наш город Новосибирск».

Рассматривание иллюстраций на тему «Новосибирск».

Игра «Символика страны».

Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Новосибирска»

Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника».

Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному 23 февраля (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).

Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города».

Консультация для родителей «Значение русских народных сказок в воспитании детей», консультация для родителей «Роль песни в патриотическом воспитании детей-дошкольников».

Создание картотеки: «Стихи о России», «Пословицы и поговорки», Русские народные игры», выставка «Мой родной Новосибирск».

Макеты: Выставка детских работ. «Флаг России» «Природа нашего края».

Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой Новосибирск», «Моя семья».

Викторина «Россия – Родина моя».

III этап – заключительный

Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной» (участники родители и дети).

Познавательно-речевое развитие


Художественно-эстетическое развитие




Физическое развитие

Спортивные развлечения: «В зимний холод всякий молод», «Туристический поход».


Социально-личностное развитие


Ожидаемый результат:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, своего края, историю своей малой родины. У детей более глубокие знания о России, о Новосибирске.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш»

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы – будущее России»

Составила

Старший воспитатель

Чекан Г.С.

г.Подольск 2014г.

России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

Н. М. Карамзин.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что

история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.

Цель проекта:

Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Задачи проекта:

Создать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми Родины;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Подольска;

Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

Расширять представления о городах России;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.

Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Вид проекта: информационный, исследовательский

Образовательная область: работа с детьми и родителями

Участники проекта:

Администрация

Специалисты

Воспитатели

Родители

Дети

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного патриота.

4. Подборка художественной литературы “Наша Родина”.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию:

Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Чтение художественной литературы.

Патриотические праздники: «День города», «День народного единства», «День воинской славы – битва под Москвой», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики», «Праздник весны и труда», «День Победы», «День защиты детей», «День России».

Экскурсии.

Русские народные игры.

Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).

Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их патриотической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам патриотического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, патриотических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;

Обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;

Сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.

2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.

3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Перспективный план работы с детьми.

ме-сяц

Мероприя-тие

Вид деятельности

Цель

октябрь

«День города»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Подольска

Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; проводить совместную работу с родителями, знакомив детей с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Работа с семьей

Выпуск газеты «Памятные места нашего города»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой любимый город Подольск»

Игровая деятельность

Дидактические игры «Мой город», Сюжетно-ролевые игры «Стоитель», «Водитель автобуса»

ноябрь

«День народного единства»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Ах, Россия, родная Россия». Беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсии.

Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и нравственно- патриотические чувства к Родине, способствовать сохранению памяти об исторических событиях нашей страны. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки). Совместно с родителями организовать музей с несколькими экспозициями, разными по тематике, но объединенными одной целью - воспитание патриотизма.

Работа с семьей

Создание мини-музея «Наша любимая и необъятная Родина»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Народные обычаи и традиции»

Спортивное развитие

Соревнование «Перетягивание на палках»

Игровая деятельность

Подвижые игры «Ручейки и озера», «Олени и пастухи»,

Дидактические игры «города России», «Символы России»

декабрь

«День воинской славы – битва под Москвой»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь людей в военные годы.

Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.

Познакомить с Днем воинской славы России – 5 декабря 1941 года – битва под Москвой. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Пополнить словарный запас детей.

Работа с семьей

Организация занятий с приглашением родителей, рассказывающих детям о военном времени.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Во славу Отечества Российского»

Спортивное развитие

Спортивная эстафета мира и «Пробег памяти»

Конструкторская деятельность

Конструирование снежной стены из снега «Защита крепости»

февраль

«День защитника Отечества»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Активизировать в речи детей слова обозначающие рода войск, качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление. Формировать всесторонне развитую личность ребенка через социокультурную сферу (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление). Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи разнообразных физических упражнений. Развивать умение работать в команде. Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий. Обеспечить высокую двигательную активность.

Работа с семьей

Создание альбомов «Мой папа (дедушка)» с иллюстрациями и фотографиями.

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Мой папа (дедушка)– герой!»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для пап и дедушек «Корабль» («Самолет», Вертолет»)

Спортивное развитие

Спартакиада «Мы сильные, смелые, ловкие»

Конструкторская деятельность

Конструирование военной техники.

Музыкальная деятельность

Развлечение «Непобедимая и легендарная наша Армия»

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в городскую библиотеку на выставку литературы, посвященной Дню Защитника Отечества и Великой Отечественной войне.

Игровая деятельность

«Наша армия» - разрезные картинки, лото, пазлы на военную тематику, сюжетно-ролевые игры «Летчики», «Пограничники», «Мы – военные» и т.д.

март

«Междуна-родный женский день»

Познавательное развитие

Тематические занятия «Подвиг матери – хранительницы нравственного очага семьи». Беседы и рассматривание иллюстраций.

Расширять представления детей о весеннем празднике – «Международный женский день», о семье, расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья. 8 марта. Рассказ о маме».

Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитать уважительное отношение ко всем женщинам, закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Работа с семьей

Фотовыставка «Моя любимая мамочка (бабушка)»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя мама»

Изготовление подарков

Изготовление открыток для мам

Музыкальная деятельность

Организация утренников «Люблю свою маму (бабушку) родную»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», дидактические игры «Кем работает моя мама»

апрель

«День космонавти-ки»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций с изображениями космоса, ракет, космонавтов.

Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики. Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развивать кругозор детей. Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственные ценности.

Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.

Работа с семьей

Изготовление поделок из природного материала «Полет в космос»

Изобразительная деятельность

Выставка работ детей по аппликации и лепки «Космос»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», дидактические игры «Рассади инопланетян по космическим кораблям», «Дай названия созвездиям»

Спортивное развитие

Игровые упражнения «Построй ракету», «Полоса препятствий», «Отлёт космического корабля».

май

апрель

«Праздник весны и труда»

Познавательное развитие

Литературная викторина «Люблю тебя мой край родной».

Расширять, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда. Знакомить с обычаями и традициями русского народа . П рививать интерес к труду, рабочим профессиям;
показывать важность труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Работа с семьей

Организация совместного развлечения с родителями «Первомай»

Изобразительная деятельность

Выставка детских рисунков « С тёплым ветром, травушка, подружись, золотому солнышку поклонись, чтобы цвела яблонька на горе, чтоб гулялось весело детворе!»

Спортивное развитие

Спортивные эстафеты между детьми «Смелые, ловкие, быстрые»

Музыкальная деятельность

Организация праздника «Весна красна!»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Профессии», дидактические игры.

«День Победы»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции. Формировать мнения о недопустимости повторения войны.

Дать детям понятие о героизме.

Уточнить знания детей о земляках-героях.

Развивать у детей чувство гордости за свой народ. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны.

Приобщать детей к общественным праздникам.

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Работа с семьей

Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Мы за мир!»

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Спортивное развитие

Спортивный досуг «У наших ребят – замечательный парад»

Музыкальная деятельность

Праздник «День Победы» с парадом и игровой имитацией возложения цветов к вечному огню и минутой молчания.

Экскурсионная деятельность

Экскурсия в краеведческий музей г.Подольска.

Изготовление подарков для ветеранов

Апликация (оригами) «Цветы»

Конкурс для детей и воспитателей «Патриотическое воспитание». Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы.

июнь

«День защиты детей»

Познавательное развитие

Тематические занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

Формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободе, развивать уважение и чувство терпимости к другим людям и их правам.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека

Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Работа с семьей

Создание книги-раскладушки «Дети – наше будущее»

Изобразительная деятельность

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

Спортивное развитие

Спортивный праздник «Спорт это сила и здоровье»

Музыкальная деятельность

Проведение развлекательного мероприятия «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!».

«День России»

Познавательное развитие

Тематические занятия. Беседы «Государственная символика России. История написания Гимна, Флага, Герба». Рассматривание иллюстраций

Формировать гражданско-патриотические чувства, чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице нашей Родины; формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова.

Работа с семьей

Составление журнала «Известные писатели нашего края».

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ «Моя Родина»

Спортивное развитие

Эстафеты «Веселый мяч», «Веселые наездники», «Найди фигуру»

Игровая деятельность

Игра - викторина. «Берегите землю, берегите».

Ожидаемые результаты:

1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей

2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.

4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.

5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.

6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.

3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

5. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.

8. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011.

Светлана Харламова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе

Педагогический проект

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста »

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Актуальность :

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России . В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей . В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» . Старший дошкольник должен быть сориентирован на :

1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера , которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родному городу и природе родного края; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе , редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье . В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма . Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников .

Принимая во внимание тот факт, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом , передо мной остро встала проблема создания такой воспитательной системы , которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Обоснование необходимости проекта

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания , включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада . Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно- нравственных чувств ребенка , воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим , культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием ХМАО-Югры. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.1 Цель проекта :

Развитие моральных, духовно-нравственных ценностей личности , становление достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи :

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Нефтеюганске, как родном городе.

4. Воспитание патриотизма , уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

5. Воспитание нравственно -патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и города.

Системно - деятельностный подход предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности : учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую согласно целям и задачам воспитательной системы , исходя из интересов и потребностей детей . Очень важно, чтобы эта деятельность не навязывалась ребенку сверху, а была мотивирована при активном восприятии ребенком изучаемых явлений и событий и осмысливалась им.

Для достижения поставленных задач необходимы следующие пять условий :

1. Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

2. Организация учебной деятельности.

Учебная деятельность, согласно целям и задачам, представлена циклом образовательных мероприятий, детско-родительских проектов познавательного , художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками : «Наша Родина – Россия» , «Родные русские мотивы» , «Мой любимый город Нефтеюганск» , «Наши защитники» , «Моя семья» . Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок.

3. Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми , т. к. воспитание чувств – процесс , который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности использую дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники , утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия .

4. Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

5. Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ , так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания .

Ожидаемый результат :

Формирование у старших дошкольников основ патриотизма , гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите.

Применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины.

Сплочение детей и родителей , воспитание будущих граждан своего города и страны.

Накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм правил поведения и взаимоотношений между людьми.

1.2 Этапы работы :

Этапы работы над проектом :

1 этап - проектировочный этап (2016 год) :

Изучение методической литературы, нормативных документов;

Составление плана реализации проекта ;

Подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов;

Подбор музыкальных произведений к народным праздникам;

Разработка и подготовка презентаций по теме;

Составление перспективного плана работы с родителями по ;

Составление анкет для родителей.

2 этап – практический (2016-2018 учебные года) :

Реализация инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »:

Расширение и укрепление связей с социальными партнерами (МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганска, реализация планов совместной деятельности;

Анкетирование родителей по теме : «Патриотическое воспитание ребенка » ; -реализация перспективного плана работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ; -продуктивная деятельность с детьми (аппликация, рисование, лепка, конструирование) ; -проведение цикла познавательных занятий : «Россия –Родина моя!» , «Семейные ценности» ; -проведение совместных мероприятий с социальными партнерами : «День матери» , «День Победы!» ; -оформление стенда «К 50-летию города Нефтеюганска» ; -создание мини-музея «Наша Армия родная»

3 этап - обобщающий (2018год) :

Анкетирование родителей и диагностика уровня патриотического воспитания детей . Анализ и подведение итогов работы; -презентация проекта .

Особенности построения проекта

2.1 Методологическая основа

В методологической основе системы работы лежат ключевые позиции следующих концепций :

Концепция дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) Воспитание человека , формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

2.2 Принципы

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

4. Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);

5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей , этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

7. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится детский сад (культуры региона)

2.3 Методы и приемы

Методы используемые в работе с детьми :

Основные методы :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Вспомогательные :

репродуктивный;

исследовательский;

Метод проблемного изложения материала;

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя ;

Рассказ;

Художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями :

Родительское собрание;

Просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр и т. д. ;

- «Интерактивная площадка» , «Круглый стол» , «Мини клуб» , «Проведение акций» ;

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации;

Наглядно-информационные методы;

Информационно-аналитические формы;

Досуговых форм организации общения;

Информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

2.4 Технологии

При проектировании образовательного процесса по формированию начал информационной компетентности через реализацию проектной деятельности учитываются возрастные , индивидуальные особенности детей . Для этого подобраны педагогические технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учётом всех требований к организации процесса развития ребёнка в условиях детского сада :

Технология проектирования ;

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая;

Игровая.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему» , при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей . Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых , способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Информационно – коммуникативные технологии обучения. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, интернет.

Мною создан цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников . Проводились беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле» , «Мамин день» ,»Моя семья». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Завершением этой работы стало создание фотоальбома «Семейный альбом группы » .

Личностно-ориентированная технология. Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей воспитанника . Взаимодействие с детьми строится на личностно-ориентированной основе. Используя дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его возможности, интересы и способности.

Для воспитателя в учебно- воспитательном процессе важно не только дать ребёнку определённые знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект - субъектные, партнёрские отношения, взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Здоровьесберегающая технология. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое и социальное благополучие.

Для воспитания здорового ребёнка , учитывая возрастные особенности воспитанников , создаются условия для снижения утомляемости :

Обеспечение смены деятельности, которая благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников .

Совместная деятельность с детьми и другие формы работы проводятся в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением. Все технические средства имеют высокое качество изображения и воспроизведения на слух .

Игровая технология. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Игра позволяет создать условия для реализации трёх важных критериев развития познавательного интереса«позитивного отношения к окружающему миру» , «увлечённости процессом познания» , «ответственности по отношению к предмету своего интереса» .

Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей , значительное место занимают учебно-развивающие игры :

– дидактическая игра «Герб города» ;

– дидактическая игра «Путешествие по городу» ;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу» .

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста .

Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находится на стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению России .

Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности ; в целенаправленности и системности работы воспитателя , повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности , обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.

3.2 Взаимодействие с родителями

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

Система работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников :

В эту систему вошли три блока : диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников , выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы :

Анкетирование,

Беседы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями :

-групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй;

Печатная информация;

Индивидуальные беседы;

Консультации;

-«почтовый ящик» ;

Мини библиотека;

Практический блок.

Формы работы :

Праздники;

Участие родителей в конкурсах, выставках;

Интерактивная площадка;

Устные журналы;

Мини клубы.

3.3 Организация процесса взаимодействия педагога и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей ;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей ;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста , учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка , стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Заключение

К. Д. Ушинский писал : «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства . Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным . То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм» . Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»

Октябрьского района

630017 г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/9

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Календарь интересных дат»

Аксюкова Наталья Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории,

Никишина Оксана Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Новосибирск, 2017

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».

В. А. Сухомлинский

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств.

В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест-ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. Заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат, можно увидеть, что кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Все вместе - дети, родители, педагоги - из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.

Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями - залог успешной деятельности ДОУ.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувст-во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования предметно-развивающей среды, которая создаёт условия для их развития, через интересные события и даты.

В результате реализации проекта будут созданы условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей и интересов, развития познавательного интереса, формирования у детей нравственно-патриотических качеств в различных видах деятельности. Повысится квалификация педагогов. Будет обеспечена психологическая подготовка родителей и детей, необходимая для успешного обучения в школе. Будут созданы детьми совместно с родителями и педагогами картины, альбомы. Коридоры сада и группа украсятся выставочными работами.

Проект будет реализовываться сотрудниками МКДОУ ЦРР д/с №501: воспитателями, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом познавательного цикла, вовлечены в совместную деятельность родители воспитанников, старший воспитатель ДОУ. Проект рассчитан на один год (подготовительная к школе группа). Предполагаемая стоимость проекта 41280рублей.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.

Лицензия: регистрационный № 10190 от 16.02.2017 г.

Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.

Педагогический состав:

С высшей квалификационной категорией - 6 человек

С первой квалификационной категорией - 25 человек

Образовательный уровень:

Высшее педагогическое образование - 25 человек

Средне-специальное педагогическое образование - 13 человек

В детском саду 330 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6 до 7 лет, из них 18 детей с нарушением слуха.

Функционирует: 8 групп общеразвивающих, 4 логопедических; 2 специализированные группы для слабослышащих детей и детей кохлеарными имплантантами.

В качестве ведущих направлений создание и совершенствования развивающей среды является:

Выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы;

Создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;

Создание «домашних» уголков;

Выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;

Создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;

Оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;

Полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка;

Создание музыкальной среды;

Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой, сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажёрная комната.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придаётся большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит свою страну, в которой он родился и растёт, её историю, культуру и язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС ДОУ к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе совместной деятельности основанной на знакомстве с «Календарём интересных дат» у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с окружающими его людьми.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных .

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома .

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С. Лихачёв

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.

Задачи:

Создать культурно - образовательную среду в детском саду;

Объединить усилия семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

Формировать краеведческие знания у детей;

Расширять и уточнять знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Воспитывать нравственно - патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств, своего родного края, страны.

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Ответственные

Результат

Подготовительный

Август

Намечены этапы и планы реализации проекта

Диагностический

Август-сентябрь

Психолог, воспитатели

Анкетирование детей, родителей

Информационный

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Подбор литературы, «Календарь знаменательных событий и дат», родительское собрание

Развивающий

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Родители

Подготовка и проведение разноуровневых занятий, ознакомление с традициями, международными и всероссийскими праздниками; развитие толерантности, чувства сопричастности; привлечение детей к активному участию в подготовки

Совместная деятельность родителей и детей в создании поделок, альбомов, участие в подготовке и проведении праздников

Организационный

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Старший воспитатель

Сбор, оформление альбомов, выставок. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды.

Помощь в подборе диагностического материала, осуществление контроля за проведением диагностики и её анализ. Подбор методического материала по проблеме. Подготовка и проведение конкурсов, выставок.

Этап контроля

На протяжении всего проекта

Старший воспитатель

Контроль над созданием развивающей предметно-пространственной среды

МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Составление этапов и плана реализации проекта

Август

Старший воспитатель, воспитатели

Анкетирование родителей

Педагогическая диагностика мотивационной сферы дошкольников

Август-сентябрь

Август-сентябрь

Старший воспитатель, психолог, воспитатели

Мини-проект «Школа пешеходных наук»

Август

Воспитатели

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Сентябрь- май

Старший воспитатель, психолог, воспитатели, педагог познавательного цикла

Мини-проект «Международный день животных»

Октябрь

Воспитатели

«День пожилого человека»

Октябрь

Проект «Сердечко для мамы»

Ноябрь

Воспитатели

Мини-музей «Загадочный мир кошек» (День домашних животных)

Ноябрь

Воспитатели

Проект «Новый год шагает по планете»

Декабрь

10.

Мини-проект «День именинника»

Январь

Воспитатели

11.

Краткосрочный проект «Зарница»

Февраль

Старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

12.

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели

13.

Мини-проект «Масленица»

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели

14.

Краткосрочный проект «День птиц»

Апрель

Педагог познавательного цикла, воспитатели

15.

Проект «День Победы»

Апрель - май

Старший воспитатель, педагог познавательного цикла, музыкальный руководитель, воспитатели

16.

Мини-проект «День защиты детей»

Июнь

17.

Проект «Мы живём в России»

Май-июнь

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

Будет создана культурно - образовательная среда в детском саду;

При объединении усилий семьи, педагогов и социальных партнеров будут сформированы у старших дошкольников нравственно - патриотические чувства;

У детей будет развит интерес к настоящему и прошлому своего народа, расширены знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Будут сформированы краеведческие знания у детей;

Пополнится пособиями (альбомами, настольными играми) развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;

Оформятся стены группы и фойе ДОУ рисунками и картинами;

Будут созданы условия для проявления нравственных качеств дошкольников в различных видах деятельности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:

Экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

Социологические опросы педагогов и родителей;

Анализ результатов конкурсов, выставок творческих работ.

РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)

Смета предполагаемых расходов

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

Компьютер pintel ( r ) Celeron

® CPU 2.20 GH

Лазерный принтер

XEROXPHASER 3130 PCL

Копировальный

аппарат CANONFC 206

Фотопринтер EPSONMP-DM1

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

Всего по оборудованию:

72970,86

72970,86

00

Расходные материалы:

Тонер для принтера

Тонер для копировального

аппарата

Краска для заправки СНПЧ

Бумага офисная белая

Бумага цветная

Бумага для рисования

Наборы цветной бумаги

Клей карандаш

Карандаши (простые,

цветные)

Краски (гуашь, акварель)

Кисточки

Ватманы

Краска для фотопринтера

Фотобумага

Картон

400

680

400

3000

1500

2000

300

500

1500

1000

500

500

500

500

400

680

400

3000

1500

300

500

1000

500

500

500

500

Всего по расходным материалам:

13280

00

13280

Призовой фонд:

Грамоты, благодарственные письма

8000

8000

Всего по призовому фонду:

8000

00

8000

Пополнение и обновление материально-технической базы:

Методическая литература

Настольно-печатные игры

Аудиовизуальные средства:

(видео, аудио диски, МР3)

2500

8000

2500

8000

Всего по материально-технической базе:

10500

00

10500

Транспортные расходы:

Закупка и доставка расходных

материалов, грамот

1500

1500

Всего по транспортным расходам:

1500

00

1500

Оснащение методического кабинета:

Ксерокопирование, распечатка

материалов из интернета

8000

8000

Всего по оснащению методического кабинета:

8000

00

8000

Всего по основным расходам:

114250,86

72970,86

41280

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Работа ДОУ по формированию нравственных качеств, предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития ребёнка - патриота и реализации этих качеств в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.

Реализация проекта позволит:

Воспитанникам:

- способствовать приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Родителям:

Получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.

Воспитателям:

Разработать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

Повысить свою квалификацию по воспитанию нравственных качеств.

Дошкольному образовательному учреждению в целом:

- создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, развития толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам, и обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»


«СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»



«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»


«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМЫ»


«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОШЕК»



«НОВЫЙ ГОД ШАШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»


«ДЕНЬ ИМЕНИННИКА»


«ЗАРНИЦА»





«МАСЛЕНИЦА»



«ДЕНЬ ПТИЦ»


«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»



Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Воспитание гражданина - патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца – чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда. Как писал В.А. Сухомлинский, «не случайно слово «Родина», «Отечество» - единокровные братья слов «родить», «отец». Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки – для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский писал, что гражданственность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании в РФ” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. А целью работы коллектива – создание условий для освоения педагогами инновационных подходов в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования детского сада:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. интегрировать деятельность педагогов ДОО по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников, пробуждению любви детей к родному дому, семье, малой родине (городу Заринск, Алтайскому краю).
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты анкетирования (Приложение 1) педагогов показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Из опрошенных 26 педагогов отмечено,
что патриотизм – это любовь к Родине, мама, край родной, любовь и гордость за родную страну, к семье;
какое место занимает проблема патриотического воспитания в развитии дошкольника – главное, одно из первых; 1 педагог – никакое;
важнейшая цель патриотического воспитания детей – желание жить в России, уважение к героям, истории, привить любовь к близким, детскому саду, уважение к старшему поколению, знание традиций русского народа; 1 педагог – никакая;
предложения по организации работы ДОО в этом направлении – экскурсии по городу, выставки, беседы о стране, тематические занятия, семинары, родительские собрания, через проектную деятельность;
отношение к проектной деятельности – 23 педагогов отмечают положительное, 1 педагог – никакое, 1 педагог – можно попробовать, 1 педагог – не ответил.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с семьей, особенностями города и края.
Результаты анкетирования педагогов показали, что педагоги:
знакомы с проектной деятельностью, этапами – «да» - 21 человек; «нет» - 5 человек;
считают метод проектов инновационным – 26 педагога;испытывают интерес к созданию чего-то нового –26 педагога;используют метод проектов в педагогической практике - «да» - 13 человек; «иногда» - 6 человека, «нет» - 7 человек; хотят овладеть деятельность педагогического проектирования - 26 педагога.
Решением данной проблемы станет реализация проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» , который будет состоять из 4х блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение» (младший дошкольный возраст);
2 блок «Детский сад – мой второй дом» (средний дошкольный возраст);
3 блок «Родной свой край люби и знай! (старший дошкольный возраст);
4 блок «Россия – Родина моя» (подготовительный к школе дошкольный возраст).
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги групп, специалисты.
Сроки реализаци и: краткосрочный, январь-май 2017 года.
Основной раздел программы : познавательное развитие.
Гипотеза
Если обеспечить возможность повышения знаний педагогов через разные формы взаимодействия, то это будет способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке модели взаимодействия и системе сотрудничества специалистов ДОУ, представителей социальных институтов, родителей и детей. А также в активном использовании цифровых технологий для сбора необходимой информации, оформления проекта и его результатов.
Цель проекта
Создание условий для развития готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста посредством инновационной деятельности.

Задачи проекта

Выстраивание образовательного процесса, направленного на становление национального самосознания, обретение ребенком системы общечеловеческих ценностей.
Совершенствование педагогического мастерства, использование эффективных методик и технологий в проектировании образовательного пространства ребенка.
Стимулировать и активизировать проектную деятельность, экспериментальные исследования, деятельность по презентации и диссеминации педагогического опыта, направленные на повышение качества гражданско-патриотического образования детей.
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Проблема
Как выстроить работу образовательного учреждения по развитию инновационной деятельности, чтобы способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Пути реализации
Игры, экскурсии, беседы, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, наблюдение, анкетирование, познавательные игровые занятия, выставки, организация мини-музея.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов, подборка художественных текстов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Участие детей подготовительной группы в городской акции «Живая открытка ветеранам».
Участие воспитанников детского сада в акции «Бессмертный полк».
Участие родителей в проектной деятельности группы, совместное изготовление необходимых материалов.

Стратегия реализации проекта

1. Информационно-накопительный этап проведения и реализации проекта
Консультация: «Проектирование в ДОУ» (декабрь).
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, пополнение картотеки «Беседы по патриотическому воспитанию» (в течение проекта).
Обогащение патриотического центра в групповых комнатах (январь-февраль).
Организованная образовательная деятельность (по плану педагогов).
Педагогический совет «Организация нравственно-патриотического воспитания детей на современном этапе» (февраль).
Консультация для педагогов «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах» (февраль).
2. Организационно-практический этап
Январь-май:
Проведение тематических мероприятий посвященных традициям русского народа (Святки, пасхальная ярмарка), Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая.
Работа педагогов в рамках подпроекта группы.
Выставка тематических рисунков, буклетов, оформление мини-музеев в рамках подпроектов групп.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Заринск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города» и т.д.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о Заринске, Алтае.
Оформление музыкального уголка в русских традициях. Изготовление макета Алтайского края. Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае».
3. Презентационно – завершающий этап
Презентация подпроектов. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми (апрель).
Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (май).

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Последние материалы раздела:

Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы
Как плести из резинок на станке – фото, видео, схемы

Плетение из резинок на станке — это увлекательное занятие. С помощью мини станочка можно сделать красивый пенал, колпачок на карандаш, куклы,...

Вышивка крестом к новому году Ах, какие!
Вышивка крестом к новому году Ах, какие!

Новогодний декор дома — это единственное, чем вам хочется заниматься с утра до ночи? Так не отказывайте себе в этом удовольствии! Если каждый день,...

Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики
Одуванчики из бисера — капелька лета Как плести из бисера одуванчики

В этой статье мы будем плести из бисера солнечные лучики, упавшие на землю - одуванчики. На языке цветов они означают счастье. Об этом чудесном и...