Методическая разработка на тему: «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста. Роль техники квиллинг в обучении младших школьников Что развивает квиллинг

Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения. Главную причину, по которой стоит приобщать ребёнка к этому искусству, можно выразить словами В.А. Сухомлинского: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Чтобы ребёнок легко и быстро учился, ловко выполнял любую работу, необходимо с раннего детства и в течение всего школьного периода необходимо развивать кисти и пальцы рук. Именно эту работу выполняет декоративно-прикладное искусство - квилинг.

Квилинг требует от мастеров и мастериц много терпения и трудолюбия.

Тема: “Бумажная филигрань”.

  • продолжить работу по ознакомлению детей с элементами техники филигрань; расширение кругозора;
  • развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей учащихся;
  • воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, любви к природе, родному краю.

Оборудование: компьютер (моноблок, ноутбук MacBook);

Используемые программы:

  • OpenOffice,
  • iTunes,
  • iPhoto,
  • iMovie,
  • Skype.

Наглядность:

  • образцы изделий, выполненных в технике филигрань;
  • фильм “Квилинг” (автор - Очиева Р.А.);
  • фильм “Лучшая из школ” (автор - Очиева Р.А.);
  • мягкая игрушка “Солнышко”;
  • записи птичьих голосов;
  • рисунки детей;
  • звуковой файл с записью игры на аккордеоне (Четкарёв Александр, ученик 3 класса РЦДО).

Инструменты:

  • ножницы,
  • кисточки для клея,
  • инструменты для скручивания спиралей из бумажных полосок.

1. Оргмомент.

Упражнения на позитивный настрой к занятию, приветствие гостей.

Добрый день, планета Земля!

Добрый день, родная страна!

Добрый день, Марий Эл!

Добрый день, родная школа!

Добрый день, друзья!

2. Гимнастика для глаз. (“Бабочка”, “Восьмёрка” и др.)

Вступительное слово учителя.

Сегодня необычный день. 1 декабря наша любимая школа отмечает свой 50-летний юбилей. Это большое событие в жизни нашей школы, учителей, учащихся, тех, кто учится сейчас, тех, кто учился когда-то. А в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки приятно получать? (Сделанные своими руками).

Сегодня мы с вами будем делать подарки для любимых учителей, друзей.

3. Основная часть.

1) Развитие воображения у детей.

1 декабря - начало зимы. Все времена года по-своему хороши, но зимними холодными днями мы часто вспоминаем летний тёплый солнечный день. Я предлагаю всем отправиться в необычное путешествие на лесную полянку.

Закройте все глазки, представьте, что мы оказались на поле, на лугах. Поют птицы, всюду полевые цветы, они радуют нас. (Включаю звуковой файл с записью пения птиц) (Приложение 1)

А кто же нас встречает на полянке?

Красная девушка по небу ходит. (Солнышко)

Нас встречает солнышко. Оно радуется встрече с нами! А вы?

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не глянешь,
Всё кругом светло!
По лугах пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Тёмные листы. И.Суриков

2) Загадки о цветах.

А знаете ли вы полевые цветы?

Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

Рос шар бел,
Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик)

Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

(Демонстрация картинок с изображением цветов).

Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят! И.Дружинин

3) Физкульминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (руки отвести в сторону)
Больше спать не захотел.(повороты туловища вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел! (Взмахи руками вверх, вниз)

4. Сообщение темы урока. Работа над темой.

1) Задания на карточках.

Солнышко приготовило конвертики. Загляните в них! Что там?

Соберите слова из карточек.

Кто из вас сможет объяснить значения этих слов?

Техника филиграни.

При изготовлении ювелирных украшений особое место занимает техника филиграни которая состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки.

Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Квилинг - техника бумагокручения (бумажная филигрань).

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги. В 15 веке это считалось искусством. В 19 веке - дамским развлечением. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлеклась данным искусством (ювелирные и интерьерные изделия из золотой и серебряной бумаги не отличить от настоящих) хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 20 веке техника бумагокручения была забыта. Лишь в конце прошлого столетия квилинг снова стал популярным.

Изящные букеты и предметы интерьера снова радуют многих людей по всему свету. Изделия из квилинг отличаются красотой и изяществом. Подарки, сделанные в технике квилинга, принесут родным, близким, друзьям ощущение праздника, света, задора.

Творчество квилинга не имеет возрастных ограничений.

2) Демонстрация фильма “Квилинг”.

(Просмотр презентации по адресу:

3) Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы не только будем любоваться красивыми цветами на солнечной полянке. Мы сами будем собирать и оформлять букеты и цветочные композиции, используя технику квилинг - бумагокручения. А солнышко будет смотреть на нас и любоваться результатами нашего труда.

4) Повторение правил пользования ножницами и клеем.

5. Физкультурная минутка для рук.

Птичка пёрышки помыла,
Птичка пёрышки сложила,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Поклевала, поклевала...
Птичка пёрышкираскрыла,
Полетела, полетела.

6. Практическая работа.

1) - Я предлагаю вспомнить приёмы изготовления основных форм: “тугая спираль”, “спираль”, “капелька”, “глазок”.

7. Составление и чтение плана работы.

План работы.

1. Склеить из простых форм сложные цветы и листья.

2. Составить композицию из готовых деталей.

3. Наклеить детали на основу.

4. Привести рабочее место в порядок.

8. Самостоятельная работа. (Во время работы звучат записи с пением птиц).

(Приложение 1)

Проявите фантазию при составлении композиций! Работа требует терпения, усидчивости и трудолюбия.

(Во время самостоятельной работы произвожу фотосъёмку и видео съёмку.)

9. Подведение итогов.

1) - Чему научились на этом занятии?

(Демонстрация работ детей).

Солнышко восхищается вашими работами. Какие у вас замечательные получились композиции. А вы - настоящие мастера своего дела. Да у вас золотые руки. Как вы старались!

2) Пословицы о труде.

А знаете ли вы пословицы?

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Терпение и труд всё перетрут.

3. Кто не работает, тот не ест.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Без дела жить - только небо коптить.

Пословица - народная мудрость. Чему учат нас все эти пословицы? (Труд учит, кормит, облагораживает человека).

3) Подарки школе.

1. Игра на аккордеоне.

2. Рисунки детей.

3. Фильм “Лучшая из школ”.

4) Заключительная часть.

Солнышко прощается с нами и говорит вам: “Спасибо!”. До новых встреч!

Ребята, солнышко нас согревает, мы тянемся к нему, оно щедро дарит нам свет, тепло. Но и мы, люди, должны быть такими же щедрыми, добрыми, ласковыми, чтобы к нам, как к солнцу тянулись люди. Будем излучать тепло, свет, приносить людям радость!

Наталья Фирсова
Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мой инновационный опыт на тему :

«Квиллинг , как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста »

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Нашими умелыми руками

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей .

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска , для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний . Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения , грамотности и других базовых способностей детей .

Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству , ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию , лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей , необходимо использовать нетрадиционные способы изображения .

Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения .

Это дает толчок к развитию воображения , творчества , развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ) . Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой ?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества , который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить , создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству . Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком . И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость , что способствует умственному развитию детей .

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом , цель которого : всестороннее развитие творческих способностей детей квиллинг , как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи :

Обучающие :

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг .

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения, следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями : круг, квадрат, треугольник.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг .

Развивающие :

Развивать у детей способность работать руками , приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер .

Развивать внимание , память, логическое и пространственное воображение.

Развивать художественный вкус , творческие способности и фантазии детей .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к искусству квиллинг .

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей .

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг . И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.

С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?

Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней : рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей .

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1. СЛОВЕСНЫЙ

устное изложение;

2. НАГЛЯДНЫЙ

показ мультимедийных материалов;

иллюстраций;

наблюдение;

Показ педагогом;

работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :

познание;

коммуникация;

чтение художественной литературы;

безопасность;

физическая культура.

социализация

Для поддержания интереса к творчеству , работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми : Формы :

1. образовательная деятельность на игровой основе.

2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей )

3. трудовая деятельность

4. прогулка и экскурсии

Для повышения работоспособности , снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей , включаю элементы здоровьесберегающих технологий –

Смена динамической позы

Релаксация

Сказкотерапия;

Игротерапия;

Пальчиковые игры;

Физкультминутки.

Игра является главным видом деятельности детей . Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.

Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой , я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик» . Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи , решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку» , если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки» . Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза» . Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг , создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка , но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей .

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем) . Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия , трудовых навыков и привычки работать аккуратно.

В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание» : я знакомлю детей с признаками снега , затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг . Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.

Тема недели «День защитника Отечества» : провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг . Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :

Анкетирование

Консультации

Совместные работы на открытых занятиях

Мастер - класс

Совместное создание предметно развивающей среды .

В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей , дарованных природой.

Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка .

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей . Работаю с ним индивидуально.

В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране :

Мышление –

Развитие речи –

Воображение –

Моторика пальцев рук –

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу , предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство» . Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников »

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Мой девиз :

С детьми всегда должна быть рядом,

Даря тепло и согревая взглядом,

Их в мир прекрасного вести,

И помнить заповедь - не навреди!


Управление образования города Пензы
Филиал №3 «Рябинушка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №52 г. Пенза «Полянка»

Педагогический опыт:Технология «Квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: Горшинская Наталия Александровна,
воспитатель
Пенза, 2017г.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть……….……………………………………………..6
II. Практическая часть…………………………….………………………..9
Заключение………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...17
Приложения……………………………………………………………….18
Введение
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
У педагогов дошкольного образования возникает острая проблема в развитии мелкой моторики детей, так как мышцы пальцев не подготовлены к школе и, как добиться развития правильного каллиграфического письма учащихся. Обучение письму является трудной ступенькой на школьной лестнице, поэтому нужно основательно развивать мелкую моторику и координацию движений руки ребенка, его внимание, зрительное и слуховое восприятие, навыки рисования еще с раннего дошкольного возраста. Исследования показали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, все это необходимо для достижения не только красивого каллиграфического письма, но и развития творческих способностей у детей.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений.
Творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. То есть, работая над развитием мелкой моторики в технике «Квиллинг», мы работаем и над развитием творческих способностей детей. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Квиллинг способствует развитию:
- мелкой моторики рук;
- координации движения;
- наблюдательности;
- концентрации, устойчивости произвольного внимания;
- пространственного мышления;
- творческого потенциала;
- фантазии;
- воображения.
Таким образом, была определена цель работы: исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом,
- научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
-воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.
I Теоретическая часть.
Если мы обратимся к нормативно-правовым документам дошкольного образования, то увидим, что там расставлены приоритеты на физическое здоровье и развитие детей, в том числе и мелкой моторики. Педагогическая статистика показывает, что у значительной части детей не развита мелкая моторика рук, проявляется «ручная беспомощность». Медицинская статистика указывает на тот факт, что практически все новорожденные рождаются с нарушением тонуса мышц (девять из десяти). Воспитатели и родители, как правило, придают развитию мелкой моторики развлекательный характер. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как обучающий и развивающий вид деятельности часто неправомерно и ошибочно считается второстепенным.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.
Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.
Развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными способами являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой «Квиллинг». Донателла Чиотти дала следующее определение понятию «квиллинг» – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае, во Франции и в Италии.
Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.
II Практическая часть
При проведении организованной образовательной деятельности, связанной с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук. Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, пришли к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии квиллинг. Так как, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента - своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук, развиваются конструкторские навыки, творческое мышление, художественное воображение, аккуратность, точность, усидчивость.
Учитывая важность этой проблемы, было проведено родительское собрание, где рассказывалось о значимости развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем был организован мастер-класс для родителей старших дошкольников, на котором демонстрировалась технология квиллинга. В результате было принято решение разработать программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
При изучении литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг недостаточно, но существует программа С.Н. Плотниковой «Искусство квиллинга». Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей.
На этой основе была разработана модифицированная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению «Волшебный квиллинг» Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с базовыми элементами техники «квиллинга» и основными их понятиями.
- Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
- Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
- Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
- Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать творческую фантазию и художественный вкус, творческие способности у детей дошкольного возраста.
- Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
- Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.
Отличительные особенности программы
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учётом возрастных особенностей детей.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:
- принцип «От простого к сложному».
- принцип доступности и индивидуальности;
-принцип последовательности и систематичности;
-принцип связи с жизненным опытом;
-принцип наглядности;
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения занятий квиллингом, пальчиковой гимнастики, использую следующие методы:
-Словесный метод;
-Наглядно – действенный метод обучения;
-Практический метод;
-Игровой метод;
Разработан учебно-методический комплект, включающий:
Учебно-тематический план;
календарно - тематическое планирование на 2 года обучения; (Приложение№1)
конспекты занятий. (Приложение№2)
С целью улучшения качества работы пополнена предметно-развивающая среда:
комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
карточки с изображением базовых элементов квиллинга; (Приложение №3)
технологические карты для выполнения поделок; (Приложение №4)
инструкция по выполнению базовых форм в технике квиллинг. (Приложение №5)
Для эффективности воспитательно - образовательной работы по программе создана:
картотека игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
картотека с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
Мы с детьми с воодушевлением взялись за творчество, сколько интересных идей для применения этой техники они нашли. Это и изготовление открыток к праздникам, и создание композиций, поделок и многое другое. Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового, необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Эта работа имеет нравственно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Она предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Тематику занятий мы выбираем совместно с детьми с учетом их интересов, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы я учитываю темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе, учитываю индивидуальные особенности и заинтересованность. В своей работе наиболее часто используем индивидуальный подход: более сильным детям поручаем более сложные задания, менее подготовленным-задания попроще. Главное - не упустить заинтересованность детей, поощрять их, грамотно направлять. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, вселить в него уверенность.
В процессе работы дети постоянно экспериментируют с различными материалами, формами, цветом, композицией.
Воспитатель – направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует.
В результате освоения нетрадиционной техники квиллинг рука наших воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
У ребят формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Предметно-развивающая среда способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Используются пальчиковые игры, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, и т.д. Для занятий квиллингом отведено хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым творческим материалом. В распоряжении детей бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, инструменты, клей, иллюстративный материал. Есть место для небольшой выставки с образцами прикладного творчества. Организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются красивые работы профессионалов, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
В совместную творческую деятельность вовлечены и родители, с целью повышения их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей. Разработаны консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».
Таким образом, деятельность педагога и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести работу по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей дошкольников.Заключение
Из всего выше сказанного следует, что один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, - это развитие точных движений, или, как их ещё называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.
К старшему дошкольному взрасту возможность точных, произвольно-направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Квиллинг является отличным средством для закрепления этих навыков. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Литература.
1. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент» /. Пер.с итал. Г.В Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
2. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги/. Пер.с итал. Г.В Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
3. Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008.
4. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010.
5. Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг»
6. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
9. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста// Под ред. А.Н, Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1995.
10. Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - М., 2005-2006.
11. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978.-96 с.
12. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
13. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
14. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
Приложение № 1
Фрагмент. Календарно-тематическое планирование. (1-й год обучения)
№ Наименование раздела. Тема 3адачи Материал и оборудование Методическая литература
Сентябрь.
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- знание основных свойств материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- умение пользоваться техникой безопасности при работе с режущими и колющими предметами и клеем.
1 История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга. Познакомить детей с историей возникновения квиллинга, заинтересовать конструированием из бумаги. Познакомить с режимом работы кружка, содержанием работы, техникой безопасности при работе с режущими и колющими предметами и клеем. Познакомить с инструментами для работы. Ноутбук, готовые работы 2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги. Карточки с правилами поведения на занятиях. - Умение сопоставлять свою работу и работу с образцом, и с другими работами- соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.

- развитие художественного вкуса, этики и эстетики
3 Знакомство с элементом «Спираль» Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать на основу. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги, клей ПВА, салфетки А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
4 «Солнышко»» шаблон с наклеенным жёлтым кружочком, полоски жёлтой бумаги (ш-0,5 см.), клей ПВА, кисточка, ножницы, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. - соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- умение убрать и приготовить рабочее место
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;

5 «Божья коровка» Закреплять умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.
Готовый шаблон божья коровка на зелёном листике, полоска чёрного цвета (ш–0,5см, дл-12см.), 7 полосок чёрной бумаги для квиллинга, для глаз склеим 1 чёрную +1,5 полоски белой бумаги для квиллинга, в двух экземплярах, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга 6 «Гусеница» основа-листочек, 8 полосок зелёной (гусеничка) бумаги для квиллинга, готовые усики для гусенички, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. Октябрь
- умения обращаться с простейшими орудиями труда,

- соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- выполнять работу в изученной технике;

7 Знакомство с элементом «Плотный ролл» («тугая спираль») Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в плотный ролл, составлять композицию из готовых модулей. Инструменты для квиллинга, полоски бумаги, клей ПВА, салфетки 8 «Уточка» готовый шаблон, 11 полосок (уточка) лимонного цвета, 5 полосок бирюзового цвета (крылышко уточки), 2 полоски розового цвета (клюв), 7 полосок синего цвета (вода), 6 полосок голубого цвета (вода) бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. - соблюдение правила работы инструментами и клеем- соблюдение правила гигиены.
- умение убрать и приготовить рабочее место
- умения создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- выполнять работу в изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы.
- уметь работать в коллективе.
9 «Бусы для куклы» Закреплять умение скручивать элемент «тугая спираль», составлять композицию из готовых модулей.
Готовый шаблон куклы, полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. 10 «Простой цветок» лист белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка, ножницы, 6 полосок розовой (лепесточки), 8-9 полосок зелёной (стебелёк и литья) и 1 полоска жёлтой бумаги (серединка) для квиллинга, инструмент для квиллинга. Учебно – тематический план. (1-й год обучения)
№ Наименование раздела. Тема Количество часов
1 История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга. 1
2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1
3 Знакомство с элементом «Спираль» 1
4 «Солнышко»» 1
5 «Божья коровка» 2
6 «Гусеница» 2
7 Знакомство с элементом «Плотный ролл» («тугая спираль») 1
8 «Уточка» 3
9 «Бусы для куклы» 2
10 «Простой цветок» 2
Приложение №4
Технологическая карта выполнения одного из основных элементов квиллинга – капли.
1. 2. 3. 4.5. 6. 7. 8. 9. 10.
Приложение №3
Элементы, используемые в работе.
Тугая спираль
Из этого ролла получается всё последующее многообразие форм.
Свободная спираль
Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить кончик, дайте ей раскрутиться
Капелька
Формируется из обычного ролла. Сердцевина оттягивается в сторону, с противоположной стороны ролл придавливается двумя пальцами
Глаз
Сожмите противоположные стороны свободной спирали
Листочек
Сделайте каплю и загните ее уголок
Изогнутый глаз
Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны
7740655270577406552705
Треугольник (квадрат, прямоугольник)
Сожмите свободную спираль в трех (четырех) местах, чтобы получился треугольник, (квадрат и прямоугольник соответственно).
Ромб. Сделайте «глаз» и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.
Кручёное сердце / стрелка
Свободной спирали придайте форму треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получиться стрелка.
Полумесяц. У свободной спирали сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.
Заячье ухо. У свободной спирали сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая закругленной. Эта фигура напоминает полумесяц, но не так сильно сжата.
Звезда. У свободной спирали зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда.
Птичья лапка. У формы «треугольник» загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.
Гусиная лапка. Фигура аналогична предыдущей. Формируется из ролла «капелька» Острый кончик «капельки» зажимаем пальцами. С обеих сторон, формируем уголки.
Конус. Закрутите тугую спираль, приклейте кончик ленты. Стержнем осторожно продавите серединку бумажного рулончика, чтобы образовался конус.

Бумажную полоску сложите пополам и закрутите кончики от краев к сгибу. Позвольте спирали раскрутиться, не подклеивая кончики.
Приложение №5
Инструкция по выполнению базовых форм в технике квиллинг:
Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

Приклей конец полоски клеем ПВА.

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».
Приложение №2
Конспект занятия «Первоцветы»Задачи:
-развивать мелкую моторику рук; -развивать умение продумывать замысел и самостоятельно выстраивать последовательность работы; -учить составлять весеннюю композицию; -воспитывать бережное отношение к природе; Оборудование: -иллюстрации с изображением первоцветов; -полоски разного цвета, салфетки желтого и белого цвета; -клей, ножницы, зубочистки; -бумага для фона.
Методические приёмы: художественное слово, показ образца и основных приёмов скручивания, объяснение приёмов создания поделки, выставка детских работ.
Ход занятия: «В камышах гнездятся цапли Дремлет сонная река Солнце расплескало капли На речные берега. Стали капельки цветами Озарили все вокруг! В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг!!!» Под музыку дети рассматривают иллюстрации с изображением первоцветов, выбирают для себя определенный цветок, фон и приступают к выполнению работы. А потом мы соберем все сделанные цветы, и у нас получится весенняя полянка из первоцветов. Напоминаю, что первоцветы нельзя рвать, многие из них занесены в Красную книгу. Сейчас наши завиточки превратятся в полевые цветочки.

Конспект занятия «Весёлый зоопарк».
Задачи:
продолжать знакомить детей с приемами работы в технике квиллинг;
развивать творческое воображение;
познакомить с новым материалом – гофрокартоном;
учить создавать объёмные фигуры, используя разные приемы техники квиллинг;
учить соединять большое количество элементов между собой;
развивать мелкую моторику рук;
продолжать развивать интерес к технике квиллинг;
совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике квиллинг.
Материалы и инструменты: полоски гофрокартона различных цветов, полоски бумаги, зубочистки, клей ПВА.
Методические приёмы: вступительная беседа, показ образца и основных приёмов скручивания, объяснение приёмов создания поделки, выставка детских работ.
Ход занятия.
Вступительная беседа. Педагог предлагает сделать подарок детям первого класса – настольную игру «Зоопарк». Дети вместе с воспитателем рассматривают гофрокартон, приготовленный для занятия.
Рассматриваются и обсуждаются образцы. Дети определяют основные части образца, его свойства (форма, цвет, величина, пропорции и т.д.); проговаривают, отвечают на вопросы, определяют пространственное взаимоотношение частей. Ребята сами решают каких животных они будут делать и подбирают соответствующие цвета гофрокартона.
Педагог показывает приёмы кручения гофрокартона. Дети приступают к работе.
В середине занятия проводится физкультурная минутка «Хомка, хомка, хомячок».
Педагог помогает детям в соединении элементов. По окончании занятия проводится упражнение для расслабления рук «Согрей пальцы». Выставка работ.
Педагог предлагает детям игру "Зоопарк". (Ребенок изображает различных животных. Остальные дети должны отгадать изображаемое животное).

Приложение№6
left314325
264414023279100
Съемка программы «Ладушки» 11 канал.
left4009390
2396490620458500
Выставки детских работ в детском саду.

Left381000
Консультации для родителей.
2348865225171000
Картотека пальчиковых игр комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
-125095414718500
right663321000
Инструкционные карты.
1708157048500
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»
2729865248983500
Мастер – класс для родителей «Волшебный мир квиллинга»
30480456628500
Знакомство с инструкционными картами
2701290665226000
Пальчиковая гимнастика

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой инновационный опыт на тему:

«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Всегда найдется дело для умелых рук ,

Если хорошенько посмотреть вокруг .

Мы чудо сотворить сумеем сами

Нашими умелыми руками

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству, ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.

Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения.

Это дает толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ). Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей .

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом, цель которого: всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения, следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинг.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг. И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.

С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?

Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней: рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1. СЛОВЕСНЫЙ

  • устное изложение;
  • беседа;
  • рассказ;

2. НАГЛЯДНЫЙ

  • показ мультимедийных материалов;
  • иллюстраций;
  • наблюдение;
  • -показ педагогом;
  • работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :

  • познание;
  • коммуникация;
  • чтение художественной литературы;
  • музыка;
  • труд;
  • безопасность;
  • физическая культура.
  • социализация

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: Формы:

  1. образовательная деятельность на игровой основе.
  2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей)
  3. трудовая деятельность
  4. прогулка и экскурсии

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий –

Смена динамической позы

Релаксация

Сказкотерапия;

Игротерапия;

Пальчиковые игры;

Физкультминутки.

Игра является главным видом деятельности детей. Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.

Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик». Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой»: можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг, создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем). Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия, трудовых навыков и привычки работать аккуратно.

В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание»: я знакомлю детей с признаками снега, затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг. Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.

Тема недели «День защитника Отечества»: провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг. Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :

Анкетирование

Консультации

Совместные работы на открытых занятиях

Мастер - класс

Совместное создание предметно развивающей среды.

В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей, дарованных природой.

Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей. Работаю с ним индивидуально.

В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране:

Мышление –

Развитие речи –

Воображение –

Моторика пальцев рук –

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу, предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство». Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников»

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги .

Мой девиз:

С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!


В наши дни существует очень много различных техник для рукоделия. Для создания рукотворных картин в ход идут практически все виды и разновидности подручных материалов: от бумаги до пластиковых бутылок.

Кроме того, недавние исследования показали, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия рукоделием должно занимать достаточное количество их свободного времени. Это связано с тем, что современные родители очень мало уделяют внимания развитию мелкой моторики у своих детей. В этой статье речь пойдет о том, что такое квиллинг для детей, в чем польза квиллинга и как его создавать.

КВИЛЛИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЧТО ТАКОЕ КВИЛЛИНГ?

Одним из наиболее популярных в наши дни видом рукоделия является квиллинг. Суть этой техники состоит в составлении узоров из скрученных полосок цветной бумаги. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга в том, что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике, она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Квиллинг схемы для детей практически ничем не отличаются от схем для взрослых. Разве что героями этих схем выступают немого другие персонажи.

Что необходимо для создания изделий по техники квиллинг

Для занятий этой техникой вам не понадобятся какие-либо хитрыеприспособления. Достаточно лишь бумаги, ножниц, зубочисток и клея ПВА.

Для создания основой заготовки, из которой в последствие можно будет сделать различные фигуры, следует сделать вот что. Возьмите зубочистку, отрежьте один заточенный край и сделайте небольшой надпил, как в наконечнике у стрелы. Цветную бумагу порежьте на тоненькие полоски необходимой длинны. Ширина полосок должна быть не более 5 мм. Один конец тонкой бумажной ленты вставляется в пропил зубочистки и как бы фиксируется там. Остальная часть ленты наматывается на зубочистку, образовывая при этом плотную спираль. У вас должен получиться аналог новогоднего серпантина. После этого снимаем получившуюся спираль с зубочистки, и даем ей размотаться до необходимого диаметра.

В квиллинге для начинающих детей не делают упор на точные размеры деталей. Дети обычно делают практически все детали «на глаз». На свободный конец спирали наносится небольшое количество клея, после чего этот конец приклеивается к основной спирали.

После того как сделано необходимое количество спиралей-заготовок, необходимо придать им необходимую форму. Основными формами деталей в квиллинге являются свободная спираль, капля, изогнутая капля, «глаз», лист или изогнутый лист и другие.

В ходе занятий квиллингом у детей, помимо мелкой моторики, развивается глазомер, память, внимание, эстетическое восприятие, аккуратность усидчивость.

Изучать новые более сложные формы и заготовки квиллинга детям необходимо постепенно. От самого простого к более сложному. Сначала они учатся наматывать простые спирали, отмерять «на глаз» необходимый размер свободной спирали. После этого, переходя к более сложным элементам, учатся делать «капельки» и так далее.

Когда ребенок освоит простейшие элементы и сможет сам составлять из них узоры и картинки, можно приступать к созданию более сложных, многоплановых картинок. В технике квиллинг можно делать даже трехмерные, объемные скульптуры, все ограничивается только вашим желанием и фантазией.

Количество вариантов для поделок и картин в технике квиллинг воистину неисчерпаемо. Занимайтесь вместе со своим ребенком, это станет приятным и полезным времяпрепровождением не только для него, но и для вас. Ведь учиться никогда не поздно, да и ваш малыш будет рад позаниматься чем-то интересным вместе со своими родителями.

Последние материалы раздела:

Советы психолога: как родителям наладить контакт с подростком
Советы психолога: как родителям наладить контакт с подростком

Мы поговорим про 7 способов наладить отношения с подростком. Отношения с детьми, которые перешли в становятся непредсказуемыми, как бег по минному...

Петушок из пластиковых бутылок и одноразовой посуды
Петушок из пластиковых бутылок и одноразовой посуды

Пасха - это чудесный праздник, которому рады не только взрослые, но и дети. Этот христианский праздник имеет свои традиции. Но стоит сказать о том,...

Вязаный мобиль для детской Детские игрушки вязать крючком мобили
Вязаный мобиль для детской Детские игрушки вязать крючком мобили

Мобиль на кроватку своими руками Сегодня в детском специализированном магазине вы найдете большое разнообразие мобилей на кроватку малыша, разных...